Противоречивость внешней политики ссср 1953 1964

Стала поворотным моментом внешней политики СССР. Это выразилось в признании мирного сосуществования двух различных систем, ослаблением тоталитарного контроля развития социалистических стран, установлением более широких экономических контактов со странами третьего мира.

Визит правительственной и партийной верхушки в Китай, способствовал расширению экономического сотрудничества. В 1955 году произошло примирение между Югославией и СССР. Смягчению напряженности в холодной войне между Западом и Востоком способствовало подписание между Австрией и странами - победителями во Второй мировой войне договора о ненападении и нейтралитете.

СССР в 1955 году вывел с территории Австрии свои войска, находившиеся там с 1945 года, и Австрия обязалась сохранять нейтралитет. Также в Женеве в 1955 году состоялась встреча политических лидеров США, Великобритании, Франции и СССР. Результатом этой встречи не стало никаких политических соглашений, но в сентябре 1955 года состоялся визит канцлера ФРГ Аденауэра в Советский Союз и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

Страны вновь образованного социалистического лагеря в Восточной Европе заключили в 1955 году Варшавский договор, который носил статус оборонительного в первую очередь. В его состав, помимо СССР, вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария и Венгрия. Основной концепцией этого договора являлось сотрудничество на основе мира и взаимопонимания не только между собой, но и с государствами имеющими ной социальный строй. Для обеспечения безопасности стран входящих в Варшавский договор создавались объединенные вооруженные силы, имеющие также общее руководство.
Для контроля внешнеполитической ситуации страны Варшавского договора образовали Политический консультативный комитет.

Не смотря на то, что , объявивший на 20 съезде о культе личности Сталина, высказал мнение, что любая страна сама вправе выбирать собственный путь построения социализма и это должно положительно сказаться на международных отношениях и понизить градус холодной войны, реальность была несколько иной. В 1956 году вспыхнуло восстание в Венгрии, которое было подавлено при помощи вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора. С 1956 года начали резко ухудшаться советско-китайские отношения из-за политики дестанализации, которую активно проводило советское руководство. Китай в этом поддерживала Албания.

В отношениях с развитыми капиталистическими странами Запада Советский Союз выступал за принципы мирного сосуществования и экономического соперничества двух систем. В этом отношении очень знаменателен визит руководителя СССР Н.С.Хрущева в США, который состоялся по приглашению президента Д.Эйзенхауера в 1959 году. Обе страны стремились к мировому лидерству по производству атомного оружия и у СССР были реальные шансы в этом плане. Ведь уже с 1953 года Советский Союз имел водородную бомбу, а в 1957 году провел успешные испытания межконтинентальной ракеты и вывел на космическую орбиту спутник, который мог доставить эту ракету практически в любую точку земного шара.

Начало 60-х годов - это сложный период во взаимоотношения СССР со странами Запада и США. 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет, что привело к росту напряженности. Возведение в августе этого же года Берлинской стены разделившей Берлин на две части, значительно усугубило этот конфликт. Решение советского руководство осенью 1962 года разместить на Кубе советские ракеты, привело к Карибскому кризису, и весь мир замер в ожидании страшной катастрофы - Третьей Мировой войны. Но усилиями руководителей США и СССР конфликт был разрешен мирным путем, хотя напряженность и взаимное недоверие сохранилось.

Началом конца можно считать соглашение, подписанное в в 1963 году о запрете испытаний ядерного оружия в космосе, атмосфере и под водой. К этому соглашению присоединились более ста государств. Довольно успешная внешняя политика 1953-1964 это немалая заслуга министра иностранных дел , который оставался на своем посту более 28 лет и пользовался большим уважением и заслуженным авторитетом руководителей иностранных государств.

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

Внешняя политика СССР в 1945-1953гᴦ.

Международная обстановка в послевоенный период определялась началом холодной войны. Сосредоточив за годы войны гигантские финансовые ресурсы, США осуществили прорыв в военной, экономической, научной сферах. Уже в 1945 ᴦ. президент Трумэн в послании к конгрессу, говорил о крайне важно сти править миром.

В марте 1946 ᴦ. У. Черчилль в присутствии Г. Трумэна произнес знаменитую речь в американском колледже в Фултоне. Он призвал к объединœению стран Запада, прежде всœего в военной области, против ʼʼкоммунистической угрозыʼʼ, исходившей от СССР и подконтрольных ему коммунистических партий Европы. Прозвучал призыв сохранить монополию на владение и использование атомного оружия. При этом уже в 1949 ᴦ. в СССР было испытано ядерное оружие.

Для усиления экономического взаимодействия в социалистическом лагере в 1949 ᴦ. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), поначалу в него вошли СССР, Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. Победа в 1949 ᴦ. революции в Китае усилила позиции СССР в Азии и на Дальнем Востоке.

В 1948-1949 гᴦ. разгорелся берлинский кризис. СССР предпринял попытку заблокировать странам Запада доступ в Западный Берлин, поставив условием отказа от блокады отказ от создания западногерманского государства. При этом разделœение Германии на два государства - ФРГ и ГДР - не удалось предотвратить. Нагнетанию обстановки способствовало создание в 1949 ᴦ. военно-политического блока НАТО, включавшего ведущие западные державы.

Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришелся на Корейскую войну (1950-1953 гᴦ.). СССР и Китай поддержали просоветскую Северную Корею, США - Южную. Военные специалисты СССР и войска США, направленные для помощи южнокорейскому правительству, вступали в прямые боевые столкновения. Все же широкомасштабной войны удалось избежать. 27 июля 1953 ᴦ. было заключено перемирие, положившее конец военному конфликту.

После смерти Сталина произошел поворот в советской внешней политике, выразившейся в признании возможности мирного сосуществования двух систем, предоставлении большей самостоятельности социалистическим странам, установлении широких контактов с государствами третьего мира. В 1954 ᴦ. Состоялся визит Хрущева, Булганина и Микояна в Китай, в ходе которого стороны договорились о расширении экономического сотрудничества. В 1955 ᴦ. произошло советско-югославское примирение. Смягчение напряженности между Востоком и Западом послужило подписание СССР, США, Великобританией и Францией договора с Австрией. СССР выводил из Австрии свои войска. Австрия дала обязательство соблюдать нейтралитет. В июне 1955 ᴦ. в Женеве состоялась первая после Потсдама встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции, которая, однако, не привела к заключению какого-либо соглашения. В сентябре 1955 ᴦ. в ходе визита СССР канцлера ФРГ Аденауэра были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

В 1955 ᴦ. СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и ГДР заключили между собой оборонительный Варшавский договор.
Размещено на реф.рф
Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединœенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет. Выступая на ХХ съезде партии, Хрущев подчеркнул важность международной разрядки и признал многообразие путей построения социализма. Десталинизация в СССР оказала противоречивое воздействие на социалистические страны. В октябре 1956 ᴦ. в Венгрии вспыхнуло восстание, направленное на установление в стране демократического режима. Эта попытка была подавлена вооруженными силами СССР и других стран Варшавского договора. Начиная с 1956 ᴦ., возник раскол советско-китайских отношений. Коммунистическое руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном было недовольно критикой Сталина и советской политикой мирного сосуществования. Мнение Мао Цзэдуна разделялось руководством Албании.

В отношениях с Западом СССР исходил из принципа мирного сосуществования и одновременного экономического соревнования двух систем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в перспективе, по мнению советского руководства, должно было привести к победе социализма во всœем мире. В 1959 ᴦ. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 ᴦ. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 ᴦ. провел успешные испытания первой в мире межконтинœентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 ᴦ. в данном смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гᴦ. оказалось особенно напряженным.

Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Визит укрепил международный престиж СССР. В это же время острой проблемой в отношениях Востока и Запада оставался Западный Берлин. В августе 1961 года правительство ГДР воздвигло в Берлинœе стену, нарушив Потсдамские соглашения. напряженная обстановка в Берлинœе сохранялась еще несколько лет. Наиболее глубокий после 1945 ᴦ. кризис в отношениях великих держав возник осœенью 1962 ᴦ. он был вызван размещением советских ракет способных нести атомное оружие, на Кубе. После переговоров Карибский кризис был улажен. Смягчение напряженности в мире привело к заключению ряда международных договоров, в т.ч. соглашение 1963 ᴦ. в Москве о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосœе и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всœего ядерный).

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновлённое советское руководство (с февраля 1957 ᴦ. в течение 28 лет министром иностранных дел СССР являлся А.А.Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.рф
Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

В 1964 ᴦ. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принœесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 ᴦ. Н.С. Хрущев был освобожден от всœех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика СССР в 1953-1964гг." 2017, 2018.

Отношения с Западом.

В 50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств. В условиях существования ядерного оружия этот тезис представлялся наиболее разумным. Он был закреплен в материалах XX съезда КПСС в 1956 году. На съезде глава государства Хрущев назвал условия обеспечения мира на планете: создание системы коллективной безопасности и разоружение.

Однако между СССР и Западом по-прежнему существовало взаимное недоверие. Обе стороны предпочитали вести внешнюю политику с позиции силы. И гонка вооружений продолжалась.

В 1956 году Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1957 году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота. В этой сфере Советскому Союзу к началу 60-х годов удалось добиться приоритета над США.

Советский Союз часто пользовался своим временным военным превосходством на переговорах с западными странами, предпочитая компромиссам жесткую позицию. Это усиливало напряженность в мире. Весьма драматичным оказался 1961 год. В июле провалом закончилась встреча Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Еще сильнее обострились отношения с Западом в августе, когда была возведена знаменитая Берлинская стена, ставшая символической границей между двумя политическими системами. В сентябре СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозой применения ракетно-ядерного оружия.

Но наиболее опасным оказался Карибский кризис, разразившийся в 1962 году. Причиной кризиса стало решение СССР разместить на Кубе ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. В последний момент Хрущеву и Кеннеди удалось найти компромисс, и ядерной войны удалось избежать. Обе стороны согласились вывести свои ракеты: Советский Союз – с Кубы, а США – с военных баз в Турции. Кроме того США гарантировали безопасность Кубы.

Карибский кризис стал апогеем противостояния Запада и СССР. После этого в отношениях Восток – Запад началась полоса относительной разрядки. Это стало возможным благодаря взаимному доверию, которое наметилось между Хрущевым и Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963 году и смещения Хрущева в 1964 году этот процесс был прерван.

Отношения с соцстранами.

Одним из важнейших направлений внешней политики СССР была поддержка союзных государств в Европе, Азии, на Кубе.

В 1955 году создан военно-политический блок соцстран во главе с СССР – Организация Варшавского договора. Договор подписали восемь стран Восточной и Центральной Европы – СССР, ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания. Участники Договора обязались оказывать друг другу взаимную военную помощь в случае внешней агрессии.

Социалистические страны Европы с воодушевлением встретили тезис XX съезда КПСС о многообразии форм перехода к социализму. В некоторых союзных государствах начались процессы десталинизации и демократизации.

В 1956 году в Польше прошли демонстрации и забастовки рабочих. В результате этих выступлений здесь сменилось руководство страны. Для подавления выступлений советское руководство готово было ввести в Польшу войска, но новому польскому руководству удалось урегулировать ситуацию.

В том же 1956 году вспыхнуло восстание Венгрии. Резкой критике была подвергнута руководящая партия труда – в том числе за ее просоветскую ориентацию. На территорию Венгрии были введены советские войска, которые подавили восстание.

Так СССР показал, что может применить оружие для защиты социализма и своего влияния в странах Восточной Европы.

Отношения с «третьим миром».

Одним из итогов Второй мировой войны стало крушение колониальных империй. В странах «третьего мира» нарастало национально-освободительное движение. XX съезд КПСС назвал его одним из ведущих сил революционного процесса в мире. Советское руководство предпринимало энергичные меры по вовлечению освободившихся стран в свою орбиту.

В 1955 году Хрущев и председатель Совета министров СССР Булганин совершили визиты в Индию, Бирму, Афганистан. В последующие годы прошли переговоры с лидерами более 30 развивающихся стран, подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. Развивающимся странам оказывалась широкая экономическая и военная помощь, советское руководство делало всё, чтобы склонить страны «третьего мира» на свою сторону и направить их развитие по социалистическому пути. Результатом этой политики стало усиление противостояния СССР и США. Западные страны назвали эти действия СССР «советской экспансией» и развернули скоординированную борьбу против нее.

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. и ее итоги

Основные даты и события;1955 г. - создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.

^ Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия:мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

^ Работа с картой:показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

^ Материал к ответу:После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным - в мае 1955 г. была создана военная Органи;зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада .Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив (проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962г. поставил мир на грань термоядерной войны.



2. СССР и страны социалистического лагеря

Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956г. в Венгрии). В августе 1961г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960г., а уже в 1961г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960г. открылся Университет дружбы народов (с 1961г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

4. Итоги. В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".