Зачем бог анубис взвешивал сердце. Анубис - таинственный бог древнего египта

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис.


В древнеегипетской мифологии - сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада.

Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) - один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. В Поздний период отождествлялся с Анубисом. Анубис помогал сохранить тело Осириса.

Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Обряд Анубиса. Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис - обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти – жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис. В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах.

Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. Настенная картина (1) показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования. Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали.

Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности. Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Мифы, связанные с Анубисом

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

Заключение: Анубис в современном мире

Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины.



Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.


Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения (тело человека, голова шакала). Как бог царства мертвых (или некрополя) в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату (в переводе с египетского - открыватель пути) – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса (душа умершего в тот период фараона), где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу (другими словами, Поля Тростника – место в загробном мире, где души обретают блаженство. Нечто наподобие рая в християнской религии) или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых (в ней описываются религиозные верования египтян и их представления о загробном мире) видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.


Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в "АХ" (блаженное воплощение души человека в загробном мире). Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп ("проводник душ в царство мертвых").

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли "Открывающим пути", его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.

Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис. В Древнем царстве Анубис являлся богом Дуата (место пребывания умерших). Чтобы не быть узнанным, он принял облик Анубиса и в таком виде проник в болота Дельты.

Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или жёлтого петуха. Пожалуй самыми известными легендами о противосстоянии бога Анубиса и бога Сета были две. Жена злого бога Сета, Нефтида, сильно полюбила Осириса.

Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. Затем Исида расчленила Сета, вонзив свои зубы в спину его. И сказал Ра: — Пусть будет предназначен Сет как сиденье Осирису. Всего в Египте ходило около пяти легенд о борьбе Анубиса с Сетом. Эти две были самыми популярными в то время. Они основывались на историческом противостоянии «священных» фараонов с жрецами.

Начиная с XIX столетия археологи и просто любители со всего мира толпами съезжались в Египет в поисках сокровищ древних пирамид. За последние месяцы в Туринский музей Древнего Египта зачастили не только любители древностей, но и врачи, пожарные.

В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут, по другой версии Баст. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь (то есть «город собаки»). В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса.

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Египетская мифология одна из самых полных и известных дошедших до нас. Она населена множеством разных мистических существ и божеств.

Почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Греки приравнивали его к Гермесу, иногда даже, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом.

Смотреть что такое «Анубис» в других словарях:

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились

Представления древних египтян о своих божествах были неодинаковы, поэтому часто было несколько интерпритаций одного и того же мифа с разными вариантами. Это делает древнюю мифологию еще более загадочной и богатой. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом. Сет решил вызволить останки своего друга и предать их почётному погребению.

Но Сету удалось бежать в пустыню. Кровь демонов впиталась в землю и превратилась в красный минерал шесаит. Где жрецы выполняли роль главных злодеев и поработителей египетского народа! В принципе, всё. Остаётся только ждать результатов!!! Они вторгались в гробницы, хапали все, что плохо лежало, вывозили за пределы страны, продавали в музеи и частные коллекции. В 1922 году английские ученые-археологи Говард Картер и лорд Карнарвон вскрыли усыпальницу египетского фараона Тутанхамона.

И, видимо, потревожили некие темные силы, дремавшие тысячи лет. Через два месяца слег в каирском отеле «Континенталь» лорд Карнарвон. Жизнь его, как заявили врачи, унесла лихорадка от укуса ядовитого москита.Близкий друг Карнарвона Джордж Гоулд приехал в Египет, чтобы отдать последние почести покойному.

Анубис решил отразить натиск в одиночку. Анибус изображался в виде саба или с головой саба. Это один из самых известных ныне богов Древнего Египта, пользующийся большой популярностью среди фуррей. В других номах Египта была популярна иная легенда о противостоянии Анубиса с Сетом. Однажды чёрный пес Исдес распознал Сета по злу, которое тот совершил.


Древнеегипетский бог Анубис

Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису (в период Старого Царства он был олицетворением умершего фараона). Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата (Аменти), сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии , начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.