Временное правительство россии. Образование новых органов власти. двоевластие

Центральные и местные органы власти от Февраля до Октября 1917 г.

Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России с Февраля 1917 г., являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля оно осуществило ряд демократических преобразований. Был принят закон о свободе собраний и союзов, упразднены цензура и другие репрессивные органы царского режима (полиция, жандармерия, каторга и т.д.). Вместо департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Объявлена политическая амнистия. В то же время был санкционирован арест Николая II , а также его министров и других представителей прежней администрации.

По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского двора и уделов было упразднено. При Министерстве внутренних дел во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. При Временном правительстве было создано также Юридическое совещание, на которое возлагалась обязанность давать "предварительные юридические заключения" на мероприятия правительства.

В апреле 1917 г. возник правительственный кризис, в мае было сформировано первое коалиционное правительство, которое по-прежнему возглавлял князь Г.Е. Львов. Новое правительство провело реорганизацию государственных органов власти . На базе отдела труда Министерства торговли и промышленности создаются Министерство труда и Министерство почт и телеграфов. С целью оказания помощи семьям убитых и искалеченных на войне было образовано Министерство государственного призрения. В конце июня при Временном правительстве учреждаются Экономический совет для выработки "общего плана организации народного хозяйства и труда", а также Главный экономический совет "для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны". В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание.

В июле 1917 г. формируется второе коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Он, а также заместитель министра-председателя, министр финансов кадет Н.В. Некрасов, министр внутренних дел эсер Н.Д. Авксентьев, министр иностранных дел М.И. Терещенко и министр продовольствия народный социалист А.В. Пешехонов вошли в состав Комитета обороны. В начале августа упраздняется должность обер-прокурора Синода и образуется Министерство исповеданий. С 7 августа начала свое действие Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы). В конце августа Кабинет военного министра был преобразован в Военный кабинет министра-председателя - Верховного Главнокомандующего. После ликвидации выступления генерала Л.Г. Корнилова вместо правительства "до окончательного формирования кабинета" 1 сентября создается Директория из пяти членов - А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, A.M. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н. Вердеревский.

Для решения вопроса о составе правительства в Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, избравшее 21 сентября постоянно действующий Временный совет республики - Предпарламент. Через три дня Керенский сформировал третье коалиционное правительство.

Органы власти и самоуправления на местах.

В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 г. было обнародовано "Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах". Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России . Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялась советом дум.

Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.

Вре́менное прави́тельство в России — центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел — П.Н.Милюков (кадет), военный и морской — А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений — Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А.И.Коновалов (прогрессист), финансов — М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А.И.Шингарев (кадет), юстиции — А.Ф.Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В.Н.Львов (центр), государственный контролёр — И.В.Годнев (октябрист).

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта — Великобритании и Франции.

Деятельность

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

Аграрная политика

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Национальный вопрос

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

Положение рабочих

Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах В.И.Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2—3 (15—16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — Г.Е.Львов, министры: военный и морской — Керенский, юстиции — П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел — Терещенко, путей сообщения — Некрасов, торговли и промышленности — Коновалов, народного просвещения — Мануйлов, финансов — Шингарев, земледелия — В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов — И.Г.Церетели (меньшевик), труда — М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия — А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения — князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода — Львов и государственный контролёр — Годнев.

Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

Июльский кризис

Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов — Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства — князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И.Ленина. 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

Второй коалиционное правительство

24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр — Керенский, заместитель председателя и министр финансов — Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел — Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел — Терещенко, юстиции — А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения — С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности — С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия — Чернов, почт и телеграфов — А.М.Никитин (меньшевик), труда — Скобелев, продовольствия — Пешехонов, государственного призрения — И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения — П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода — А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр — Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель — Керенский, министр иностранных дел — Терещенко, военный министр — А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр — Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов — Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

Третье коалиционное правительство

25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий — Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности — Коновалов (кадет), министры: иностранных дел — Терещенко, военный — Верховский, морской — Вердеревский (оба беспартийные), труда — К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции — П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия — Прокопович, финансов — М.В.Бернацкий, просвещения — С.С.Салазкин, призрения — Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов — Никитин, государственного контроля — С.А.Смирнов (кадет), исповеданий — Карташев, путей сообщения — А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве — С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов — всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным< подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. ДВОЕВЛАСТИЕ.

Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.

3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ.

Расстановка политических сил.

После февральской революции расстановка политических сил в стране резко изменилась. Монархические партии прекратили существование.

Резко упала популярность октябристов.

Столь же резко пошла в гору партия кадетов (Конституционно-демократическая партия). Она стала правящей.

Социалистические партии вышли из подполья и начали быстро обретать популярность. В первую очередь речь о меньшевиках и эсерах. Численность двух партий постоянно росла: к марту в рядах эсеров было уже более полумиллиона человек, меньшевиков – более 100 тысяч членов. Именно меньшевики и эсеры создали Петроградский Совет, а затем и возглавили его.

Весьма скромными были достижения большевиков: в Петрограде в их рядах состояло лишь несколько сот человек, а всего по стране ее численность составляла чуть более 20 тысяч человек. Многие руководители партии находились в тюрьмах и в эмиграции. У большевиков была небольшая фракция в Петроградском Совете, которая до апреля в целом разделяла позиции меньшевиков и эсеров.

Позиция меньшевиков и эсеров.

Меньшевики и эсеры считали, что социализм в России пока невозможен. Для этого, по их мнению, в стране еще слишком низкий уровень производства, низкий культурный уровень, а пролетариат еще не составляет большинство населения. Меньшевики и эсеры пришли к выводу, что главное сейчас – завершить буржуазно-демократические преобразования. И возглавлять их должна либеральная буржуазия. Именно поэтому Советы и передали власть Временному правительству. Кроме того, высока была вероятность гражданской войны; чтобы предотвратить ее, необходимы консолидация всех политических сил и грамотное управление страной. Эту задачу, по мнению социалистов, лучше всех могло опять-таки решить Временное правительство. Свою же задачу Советы видели в том, чтобы контролировать деятельность Временного правительства.

Позиция большевиков. Апрельские тезисы.

Большевики в первое время разделяли позиции ведущих социалистических партий. Но все изменилось в апреле 1917 года, когда из эмиграции вернулся их лидер В.И.Ленин. Он выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами» , в которых подверг резкой критике деятельность Временного правительства. По его мнению, вся полнота власти должна быть, наоборот, передана Советам, а двоевластие необходимо ликвидировать. В первую очередь должны быть решены вопросы о мире и земле. Поскольку меньшевики и эсеры откладывают решение этих вопросов, то их популярность быстро упадет – и тогда большевики через выборы мирным путем смогут прийти в Советы и возглавить их работу. Главной задачей Ленин считал организацию социалистической революции.

КРИЗИСЫ ВЛАСТИ.

Апрельский кризис.

В апреле Временное правительство в ноте, адресованной военным союзникам, подтвердило, что Россия продолжит участие в мировой войне «до решительной победы». В ответ по стране прокатились антивоенные демонстрации. Глава МИД Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку. Произошел первый кризис власти.

В мае было создано коалиционное правительство, в которое вошли 10 министров от буржуазных партий и 6 министров-социалистов.

Июньский кризис.

3 июня открылся I Всероссийский съезд Советов, на котором меньшевики обладали подавляющим большинством. Съезд объявил о доверии Временному правительству. Было решено провести массовую демонстрацию в поддержку решений съезда.

Демонстрация прошла в Петрограде 18 июня . Однако благодаря усилиям большевиков и вопреки ожиданиям ее организаторов, главным лозунгом демонстрации стал лозунг «Вся власть Советам!». Массовые антиправительственные выступления состоялись и во многих других городах страны. Разразился второй кризис власти.

Июльский кризис. Конец двоевластия. Государственное совещание. Выступление Корнилова.

Чтобы преодолеть кризис власти и поднять ее авторитет, Временное правительство организовало наступление на фронте. Однако оно захлебнулось. Это стало причиной третьего кризиса власти.

5 июля Временное правительство при поддержке Петроградского Совета перебросило некоторые воинские части с фронта в Петроград. Антиправительственные выступления были подавлены, некоторые руководители большевиков арестованы. Ленин скрылся в Финляндии. Он пришел к выводу, что Советы капитулировали перед Временным правительством и двоевластие закончилось. Ленин потребовал снять лозунг «Вся власть Советам!». В сложившихся условиях он потерял актуальность.

28 июля был сформирован состав второго коалиционного Временного правительства. В него вошли 7 социалистов и 8 представителей кадетов. Правительство возглавил Керенский.

12 августа по предложению Керенского в Москве открылось Государственное совещание, в котором приняли участие все политические силы страны. Большевики совещание бойкотировали. Цель совещания – предотвратить гражданскую войну и покончить с беспорядками в стране.

Было решено установить военную диктатуру. С этой целью Временное правительство обратилось за поддержкой к генералу Л.Г.Корнилову, войска которого могли бы обеспечить порядок в столице. Но в последний момент Керенский испугался, что на посту диктатора может оказаться не он, а Корнилов. Он объявил генерала изменником, стремящимся захватить власть, и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов отказался подчиниться и двинул войска на Петроград. Навстречу им выступили вооруженные рабочие дружины и отряды Красной армии, созданные Советами. А в войска противника были направлены агитаторы. В результате войска Корнилова были остановлены без единого выстрела. Корнилов арестован.

Верховным главнокомандующим стал Керенский. В сентябре он создал Директорию («Совет пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса.

Временное правительство (март-октябрь 1917 г.): состав, структура, функции. Аппарат центрального и местного управления в 1917 г.

Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.

Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром Н. Д. Голицына , которого не признавали даже его коллеги по министерству.

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 27 февраля в Петрограде началось восстание и был создан Временный комитет Государственной Думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы : Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов .

В июне 1917 г. около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК . В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В августе в Москве создано Государственное совещание, на котором произошел раскол умеренных и революционных групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября созывается Совещание из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством . В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

  • 26 февраля 1917 г. происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших. Создаются сразу 2 органа, управляющих этим восстанием :
  • 1) Временное правительство, которое является легитимным органом власти;
  • 2) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство - это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую поддержку трудовых масс.

Советы 1917 г. - выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов :

  • 1) рабочих и солдатских депутатов;
  • 2) крестьянских депутатов.

Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты - конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.

В то время преобладающее влияние в советах, - как в Петроградском, так и в провинциальных, - имели представители партий меньшивиков и эсеров , которые ориентировались не на победу социализма, полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился в центр политической жизни страны. Затем последовали кризисы Временного правительства :

  • 1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова - намерение Временного правительства довести войну до решительного конца - восстание - «долой Временное правительство!»;
  • 2) июньский кризис - Ленин сказал, что большевики готовы взять власть в свои руки, а его «партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»;
  • 3) провал армии, 4 июля - выступления рабочих.