У ребенка зависимость от компьютерных игр. Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков. Агрессивный ребенок - причины детской агрессии

Время на чтение: 2 мин

Компьютерная зависимость у подростков - это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз. Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе. Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.

Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании - компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, . Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»


Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии , и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина "игромания", также используются термины "гемблинг" (от английского gambling – игра на деньги) и "лудомания" (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).

Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности. Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу. Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.

Является ли игромания болезнью?

Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры. Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий. Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой. При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д. А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку. Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от "рутины" и заключена популярность азартных игр.

Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам. Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни. Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов .

Что такое игромания?

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой. Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды. То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть. При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил. Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение. "Светлые" промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм. Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму. Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со "светлыми" промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.

Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму. Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать. По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше , а "светлые" промежутки будут все короче. Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д. Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.

При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами "кнута" или "пряника", поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм. Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре. Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно. Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.

В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0. Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна. Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%. Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%. К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.

Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры , в том числе в интернете. Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.

Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео

Вредные последствия игромании

Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики . Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.). Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.

У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью , депрессией , дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями. Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.

Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах. Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.

Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, "падшим", не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.

Причины игромании (механизм вовлечения)

Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды. В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.

Итак, причинами игромании являются следующие факторы:

1. Факторы окружающей среды , такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.

2. Мотивационный фактор , который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать. Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры. На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.

3. Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро. Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:

  • нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
  • отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
  • отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
  • двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку "они не обеднеют");
  • негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается "продавить" свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
  • неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
4. Личностный фактор. У человека имеются психические черты "потенциального игрока", вследствие чего личность имеет высокий риск приобретения зависимости, и при попытках играть легко становится игроманом. К личностным характеристикам, обуславливающим высокий риск развития игромании, относят низкую самооценку, нетерпимость к отказам в просьбах или критике, повышенную тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, нетерпимость к разочарованиям, ощущение собственного могущества, склонность к мистическому мышлению, жажду активных действий, возбужденность и страсть к риску.

5. Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах. Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира. Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, "Вся наша жизнь – игра", "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" и т.д. На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как "крутого", "престижного", легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно. Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на "фарт" и неоправданно рисковать. В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков. Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете. То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.

Причины игровой зависимости. Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео

Стадии формирования игровой зависимости

Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.

В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:

В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет. Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.

Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными. Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком. Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:

  • Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности. На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
  • Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении. У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
  • Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта , как при шизофрении . Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
  • Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры. Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры. Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность. То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие "знаки", символы, приметы, на основании которых делает "выводы" о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д. Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.

Игромания: стадии и признаки. Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео

Симптомы игромании

Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.

Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом . В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга. В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания , наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.

Далее наступает фаза автоматических фантазий , в которую у человека появляются мысли об игре. Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта. Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш. На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть. В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.

Затем наступает фаза принятия решения , на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией. В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам. Игроман схематично планирует выигрыш.

После наступает фаза вытеснения принятого решения , на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.

Далее наступает фаза реализации принятого решения , которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре. Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу. Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет. По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть. Это такое состояние, про которое люди говорят, что "ноги сами понесли", "я вообще не осознавал, что делаю".

В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру. Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы "выходит" из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности. Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: "я как будто очнулся".

Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно. Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций. В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени. Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново. Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм. Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.

Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:

  • Синдром патологического влечения к азартной игре , проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления , приливы крови к лицу, головные боли , потливость и т.д.). У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания. Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения , проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об "обязательном" выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п. На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой. Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление "сорвать куш". Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.

  • Синдром игрового транса , проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш. Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что. В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре. В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце , учащенному сердцебиению , а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности. На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки. В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не "вернется" в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.

  • Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д. Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что "ради этого стоит жить". Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни. Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.

  • Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания. В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры. Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах. На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее. В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога. Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают. Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия. Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями. Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит , болит голова и сердце . На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть. Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.

  • Абстинентный синдром , развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами. У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность. Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций. Расстройства сна протекают в форме бессонницы , неприятных снов или даже кошмаров. Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица , учащенным сердцебиением, скачками артериального давления , болями в сердце, приступами стенокардии , а также нередкими головными болями и потерей аппетита. На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание "доказать", "отыграться".

  • Синдром игровой деградации , проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса. Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр. Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям. Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания. Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив. Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
Синдромы патологического влечения к игре и абстиненции во многом пересекаются, поскольку включают в себя одинаковые симптомы. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы, но в сочетании с другими, формируют разные синдромы, относящиеся к различным расстройствам психического здоровья человека.

К симптомам игромании также можно отнести так называемые "ошибки мышления", имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение. Такие "ошибки мышления" запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.

Итак, к "ошибкам мышления" относят следующие иррациональные установки и убеждения:

  • Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
  • Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
  • Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
  • Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
  • Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет "фарт";
  • Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
  • Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
  • Представление ставки в качестве некоей сделки;
  • Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.

Игромания у детей и подростков: причины, симптомы игровой зависимости, виды игр (мнение врача-психотерапевта) – видео

  • Кодирование по методу Довженко. Гипноз как суть метода кодирования. Кодирование от алкоголизма, курения и ожирения. Отзывы
  • Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков.

    По результатам исследований в компьютерные игры играют около 90% старшеклассников и около 40% студентов вузов. (Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009)

    Хорошо или плохо, когда дети и подростки играют в компьютерные игры? В целом, ничего особо хорошего в этом нет. Пользы компьютерные игры не приносят, в отличие от развивающих и познавательных интернет-ресурсов. Но если ребенок играет в компьютерные игры умеренно, то и ничего страшного тоже нет.

    Но зависимость от компьютерных игр - это уже болезнь. Справиться с ней без помощи специалиста бывает трудно.

    Основные признаки компьютерной игровой зависимости:

    • Неспособность контролировать время, проводимое за компьютерной игрой.
    • Навязчивое желание играть.
    • Постоянные мысли об игре.
    • Подъем настроения при принятии решения поиграть.
    • Раздражительность и снижение настроения при ограничении игровой деятельности.
    Компьютерная игровая зависимость не возникает у детей внезапно. К сожалению, взрослые часто не обращают внимания на признаки ее появления. Более того, бывают случаи, когда родители сами способствуют ее формированию, приучая ребенка к компьютерным играм с раннего возраста. Подталкивают его к тому, чтобы стать геймером.

    Кто такой ребенок геймер?

    Отрывок из книги В.В.Козлов, Н.Н.Фетискин «Трудные дети», М.2017

    Дети кибер-геймеры

    «В настоящее время к геймерам относят лиц, играющих в видеоигры или проводящих за ними много времени.
    Геймеры относятся к числу лиц, зависимых от компьютерных игр.
    Ребенок-геймер часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или со­здавая для себя собственную виртуальную Вселенную.


    Компьютерные игры для геймера – это возможность сконструировать свой мир, желаемый ему в данный момент и созвучный мыслям или настроению. Геймер в своей виртуальной реальности – и герой, и творец, ему просто нет равных. Поэтому геймеру трудно отрываться от этой насыщенной жизни, где сегодня он всадник на ретивом коне, а не «всадник без головы». Ему незачем подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то, что сейчас дома он неудачник. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть», даже пусть только лишь для тебя.


    В виртуальной реальности для геймера все задачи решаемы в одночасье без помощи, если будет ошибка – исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы даешь, и сам их выполняешь, и ответственен сам за себя. Хочешь – делаешь, не хочешь – нет.


    Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных компьютерных игр. А они, как известно, бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд; зато очень полезными, например образовательными или развивающими. Так, например, мальчиков-геймеров больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить триумф победителя. А девочкам больше нравятся игры-квесты, так называемые логические игры. Но самые привлекательные для большинства детей и подростков – это RРС – игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Однако, по мнению А. Баркан, самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацикливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только лишь в виртуальной реальности. Но если вдруг эту игру геймеры потом попытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и переусердствовать в актуализации, накопленной виртуальной жестокости и проявляемой по игровым компьютерным шаблонам. Из этого нетрудно сделать вывод о том, что жестокие игры – это своеобразный провоцирующий фактор «дремлющей» агрессивности ребенка. Подтверждением сказанного могут служить данные о прямой связи между виртуальным и реальным насилием, а также о стимуляции компьютерных игр с элементами насилия на агрессивность поведения человека в конфликтных ситуациях. А переполненный ежедневной игровой агрессией геймер-ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее единственно знакомый ему выход – физическую силу со всеми вы­текающими из этого последствиями. Киберигры программируют мышление и поведение на физическую агрессию, на уничтожение врага, подобно супергерою, поощряя юного геймера различными психологическими бонусами.


    Отмечая пагубность последствий киберигр на личностные особенности геймера, необходимо отметить, что киберигровая зависимость геймера неравнозначна наркотической зависимости, т.к. в первом случае задействованы другие участки мозга.


    Вместе с тем длительное «зависание» геймера над экраном монитора способствует перевозбуждению нервной системы, они плохо спят, доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение, тормозится деятельность интеллекта. Некоторые авторы, как, например, Тохоку, объясняет агрессивность геймеров недоразвитостью лобных долей мозга, отвечающих за программирование поведения и контроль эмоций.


    Несмотря на доводы сторонников киберигр и их производителей о безвредности виртуально-сказочной жестокости, агрессивности, насилия, они, вместе с тем, не отрицают и того, «что только 10-15% геймеров совершают жестокие антисоциальные поступки, а для основной массы детей – это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него каких-то отягощенных последствий» (А. Баркан, 2010. – С. 125).
    В заключение отметим, что мальчики в два раза больше тратят времени на киберигры, в отличие от девочек.


    Причем мальчиков больше всего привлекают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше всего логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее – «бой­цовские». Так что компьютерная зависимость развивается чаще у маль­чиков. Родителям же важно помнить, что, поощряя киберигры своих детей и особенно жестокие компьютерные, ценой или расплатой за эти игры может явиться не только здоровье ребенка-геймера (соматические нарушения в виде искривления позвоночника, осанки, ожирения от машинального поглощения чипсов и пицц во время игр, повышения общей утомляемости, снижения остроты зрения и др.), но и сужения познавательных интересов и «заклинивание» ребенка на играх с насилием, покушением на жизнь людей.


    Эта латентная смесь виртуальных замыслов с живой реальностью может актуализироваться по предположению А.Г. Асмолова в виде «синдрома Вельда», ассоциированного на основе одного из рассказов американского фантаста Рея Брэдбери. Краткая суть этого синдрома такова. Герои Р. Брэдбери жили в компьютеризированном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реально­сти создавался эффект присутствия ребенка в прайде африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и роди­телей почему-то вдруг стали беспокоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда, на­конец, нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные, любимые дети заманили их тут же к себе, в иг­ровую... В игровую, где вдруг виртуальные львы превратились в ре­альных и, сойдя с экранов, бросились на родителей. Лишь теперь только стало понятно родителям, чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня.
    В связи с этим вполне справедливы предупреждения о том, что родители не должны допустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого «почетного» ранга геймеров».


    Все ли дети и подростки одинаково склонны к компьютерной игровой зависимости?


    Как и в случае любой зависимости есть предрасположенные к ней люди, а есть достаточно устойчивые. Точно так же как к алкоголизму. Подчеркиваем, что речь идет именно о возникновении зависимости от компьютерных игр, как у алкоголика от алкоголя или наркомана от наркотиков.


    Склонность к компьютерной зависимости обладают примерно 10% людей.


    Самая рискованная возрастная группа - 12-15 лет. В этом возрасте чаще всего начинает формироваться зависимость от компьютерных игр.


    Вред зависимости детей и подростков от компьютерных игр доказывать не надо. Здесь все очевидно. Главное – это отрыв от реальности, погружение в виртуальный мир, который подменяет собой настоящий, утрата или препятствие формированию навыков реального взаимодействия с окружающими.

    Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков никогда не возникает без причин.

    Причем иногда родители прямо подталкивают их в этом направлении, начиная с раннего возраста. Например, маленькому ребенку, чтобы не заниматься им, дают в руки планшет с играми, заменяя тем самым непосредственное с ним общение или игру.

    Многочисленные исследования показывают, что формированию зависимого поведения, в т.ч. и игровой компьютерной зависимости способствует недостаток общения, эмоциональной близости, взаимопонимания и частые конфликты в семье.


    Нередко бывает, что злоупотребление компьютерными играми у подростков ведет к еще большему увеличению их конфликтов с родителями. Получается замкнутый круг.


    Как же помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости?


    Если ее степень велика, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Но в любом случае, основное, что могут сделать родители и другие взрослые, окружающие ребенка, это установить с ним контакт через общение.


    Никакие лекции, нотации или силовые методы, например, лишение компьютера не помогут. Может стать только хуже.


    Первое, с чего необходимо начать, это понять причины, подталкивающие ребенка к жизни в виртуальной реальности. Сделать это без доверительных взаимоотношений невозможно.
    Кстати, ничего плохого не случится, если взрослые проявят интерес к компьютерной игре, в которой «зависает» их ребенок. Попытаются понять, что его в ней привлекает, через обсуждение игры попытаются установить контакт.


    Поняв причины, мы можем предложить ребенку или подростку способы заменить компьютерные игры чем-то в реальной жизни. Это могут быть кружки или курсы, спортивная секция, какие-то совместные мероприятия, в конце концов, просто общение на интересные темы. Но главное – это создание психологически безопасной атмосферы общения в семье.


    И помните, что любая зависимость – это болезнь, которая не проходит быстро, ее лечение требует времени, усилий и настойчивости. А в возникновении игровой компьютерной зависимости у детей чаще всего виноваты взрослые. Так стоит ли обвинять детей в этом случае?


    Как и в избавлении от любой зависимости неизбежен период болезненной «ломки», который необходимо пережить. И здесь ребенку как никогда важна поддержка окружающих его взрослых, прежде всего родителей.


    Ограничивать время, проводимое ребенком за компьютерными играми, надо постепенно, обязательно предлагая что-то взамен. Этот «заместитель» компьютерной игры должен вызывать у ребенка положительные эмоции.

    Но самый лучший способ борьбы - это профилактика. Мы живем в компьютерном мире и чем дальше, тем больше IT технологии будут нами использоваться, влиять на нашу деятельность и жизнь в целом.

    Родители могут уже с раннего возраста помогать ребенку воспринимать компьютер, как источник новых знаний и инструмент, с помощь которого можно создавать интересные вещи. Особенно если они это будут делать в виде совместной с ним деятельности. В этом случае решается задача общения с ребенком и обучения его работы с современными информационными технологиями.

    Источники.
    Пережогин Л.О. «Зависимости от Интернета и компьютерных игр в детской психиатрической практике»
    Козлов В.В, Фетискин Н.Н. «Трудные дети», М.2017


    Титова В.В. «Компьютерная зависимость: механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике». Журнал «Теория и практика психотерапии» 2015, №1


    Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009.- С.28-32


    Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. // Journal of Affective Disorders. – 2000. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.


    The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98

    Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

    Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

    Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

    Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

    А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

    А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

    Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

    Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

    Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

    Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

    Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

    А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

    Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях

    В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

    Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

    В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

    Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

    Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

    Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

    • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
    • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
    • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
    • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
    • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
      И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

    Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

    Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

    То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.

    Игровая зависимость у ребенка появилась не сразу, и поэтому резко что-то менять чревато защитной реакцией, в том числе, агрессией и самоагрессией…

    Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

    Причины

    Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

    Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

    Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

    • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
    • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
    • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
    • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

    Симптомы

    Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

    Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

    Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

    По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
    персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

    Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

    Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

    У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

    Проявления у подростков и детей

    Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

    Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

    Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

    Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

    Последствия

    Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

    Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

    Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

    Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

    Критерии диагностики

    Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

    • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
    • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
    • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
    • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
    • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

    Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

    При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

    Методы терапии

    Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
    полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

    Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

    При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

    У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

    Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

    Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

    Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

    Этапы психологической помощи

    Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

    На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

    Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.