Можно ли при беременности летать на самолете? Благоприятные и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, противопоказания и возможные негативные последствия

Частые путешественники, возможно, слышали историю о том, как пилот, посадивший самолёт прощался с пассажирами словами: `Спасибо за полёт с нами, самая безопасная часть Вашего путешествия теперь завершена.` И это не просто хвастовство одного пилота, это информация, которую большинство путешествующих на самолёте прекрасно знают. Поэтому садясь в такси по пути из аэропорта домой или в отель можно подумать: `А что Вы знаете о профессионализме водителя, который Вас повезёт домой? В хорошем ли состоянии машина, всё ли работает? А как другие участники движения? Хорошо все выспались, не употребляли ли алкоголь накануне?`.

Безопасность - это комплексная наука о риске, применимая к реальности. Безопасность - предмет обсуждения как тех, кто летает, так и тех, кто встречает и провожает. Вы можете найти огромное количество информации о безопасности индустрии авиаперевозок. Никакая другая форма транспортировки настолько не организована, наблюдаема и расследуема как коммерческие авиалинии.

Но всё-таки, если Вы придерживаетесь мнения, что летать на самолёте - опасно, обязательно прочитайте факты, приведённые ниже. Цифры и статистика, доказывающие безопасность авиаперелётов были вычислены путём разумного подхода, логики и рационального мышления. Похоже, волнение об опасности авиаперелёта происходит непосредственно из наших эмоций, минуя разум и логику.

Даже если Вы пока придерживаетесь пессимистичного мнения о том, что цифры статистики не помогут, дайте себе ещё один шанс изменить собственное суждение, читая эту статью. Ведь в конечном итоге, Ваша задача чувствовать себя комфортно во время авиаперелёта, а здесь представлены весьма убедительные и успокаивающие цифры, описывающие реальную картину.

Большинство пассажиров, которые обладают знаниями о коммерческой индустрии авиаперевозок, уверены, что полёты на самолёте безопасны. Но когда случается то, чего мы не понимаем, любой может быть напуган. Поэтому изучение по теме поможет избежать загадок во время полёта и страха перед неизвестностью.

К примеру, небольшое событие может случиться, о котором Вы ничего не читали. Если Вас это напугало и возник страх в тот момент, то следующие далее цифры статистики могут пригодиться. Авиакатастрофа - крайне редкое явление, поэтому когда Вы слышите незнакомый шум или звук удара, Вы не должны паниковать и переживать. Вместо этого, нужно убеждать себя, что неопознанность звука - не повод для каких бы то ни было самостоятельных выводов. Если переживания не дают покоя, можно нажать кнопку вызова стюардессы, когда Вы увидели или услышали что-то странное. Но, однозначно, не стоит сразу делать ужасные выводы.

Множество современных институтов проводили исследования в области смертельной опасности, связанной с полётами на самолетах. Было подсчитано, что в период с 1975 по 1994 год опасность погибнуть в результате крушения самолёта составляла одну на семь миллионов. Эта стастика говорит о вероятности, что любой случайный пассажир из этого 19-летнего временного диапазона исследований мог стать жертвой авиаперелёта. Это означает, что любой пассажир, садящийся на борт самолёта, мог погибнуть в одном случае из семи миллионов. И неважно, летает ли он каждый день или раз в три года.

На самом деле, исходя из этой цифры, если бы Вы летали каждый день в течение своей жизни, Вам бы пришлось летать 19000 лет, чтобы статистика сработала не в Вашу пользу.

Возможно, иногда Вы путешествуете на поезде, полагая, что это безопаснее. Подумайте ещё раз. Согласно статистике происшествий на поездах, шансы погибнуть от происшествия с поездом составляют один на миллион, что примерно в 7 раз опаснее, чем путешествие на самолёте.

Ну а как насчёт наиболее популярного средства перемещения, автомобиля? Каждый день в автокатастрофе погибает более ста человек. И это каждый день - вчера, сегодня, завтра. И около 50000 погибает в год. Для того, чтобы достигнуть такой же статистики, каждую неделю должен бы был разбиватьсй один пассажирский самолёт. Поэтому исследование показало, что летать на самолёте в 19 раз безопаснее, чем путешествовать в автомобиле.

Если Вы переживаете о досрочном окончании своей жизни, существует множество других более опасных вещей, о которых можно подумать, нежели полёт на самолёте. Заметьете, что погибнуть от укуса пчелы более вероятно, чем погибнуть в авиакатастрофе. И у каждого из нас шанс погибнуть от сердечно-сосудистого заболевания 1:3.

Шансы погибнуть от разных причин

А как насчёт несчастных случаев? Таблица ниже показывает, что авиаперелёты уносят сравнительно небольшое количество жизней в год, по сравнению с другими инцидентами.

Фатальные несчастные случаи

Эта статья не должна вызвать у вас страх перемещения на велосипеде или в автомобиле. Она призвана переосмыслить Вами своё отношение к безопасности полётов на самолёте. Возможно у Вас есть специфические вопросы, касающиеся обслуживания самолётов, авиационной безопасности или подготовки пилотов, ответы на которые получить не просто. Но будьте уверены, что несмотря на эти отдельные детали, Вы доверяете свою жизнь авиа-индустрии, которая уделяет невероятно высокое внимание Вашей безопасности. И все сотрудники, техники, диспетчеры, пилоты и экипаж применяют все усилия для того, чтобы летать на самолёте было всё более безопасно.

Беременность - это очень важное и волнительное время для будущей мамы. При этом менять привычный уклад жизни и отказывать себе в удовольствии, например, путешествовать, совсем не хочется. Вопреки множеству предубеждений и страшилок хотим сказать: беременность и перелеты на самолете вполне совместимы! Однако всегда стоит учитывать свои индивидуальные особенности и помнить ряд правил, о которых мы поговорим ниже.

Самолет на ранних сроках беременности

Ранние сроки беременности считаются не самым лучшим временем для перелетов на самолете. Будущие мамы на первом триместре беременности часто жалуются на тошноту, головную боль, общее недомогание, - все это происходит из-за гормональных изменений в организме.

Неприятные симптомы могут обостриться, если вы окажетесь в самолете на ранних сроках беременности. Кроме того, в период до 12 недели беременности сохраняется высокий риск выкидыша, а перепад высот и давления может ухудшить состояние плода: низкое давление в салоне самолета может стать причиной кислородного голодания как для внутренних органов мамы, так и для малыша.

При здоровом развитии беременности вероятность вреда от перелета крайне мала, но прежде чем садиться в самолет на ранних сроках беременности, о возможных последствиях стоит все же подумать.

Наиболее безопасное время для полетов во время беременности

Наиболее комфортным и безопасным периодом для перелета на самолете во время беременности является срок с 14 по 27 неделю беременности. К этому моменту организм уже привык к новому состоянию, и женщину не мучают приступы токсикоза. Живот еще не такой большой, а значит путешествовать можно максимально удобно.

Большинство авиакомпаний свободно разрешают полеты беременным до срока в 36 недель (если беременность одноплодная) или 32 недель (если вынашиваются двойняшки).

Если вам необходим перелет на самолете во время беременности на позднем сроке (4 недели до предполагаемой даты родов), авиакомпания запросит у вас медицинское заключение и разрешение на полет от наблюдающего врача. Согласно информации на сайте авиакомпании Аэрофлот , заключение должно быть подписано не более чем за 7 дней до полета. Эти меры предосторожности объясняются риском преждевременных родов.

Правила авиакомпаний касательно перелета беременных могут отличаться, поэтому, прежде чем приобретать билеты, проверьте, будете ли вы допущены к полету.

Несмотря на то, что официальный документ авиакомпания потребует только в случае перелета на позднем сроке беременности, всегда стоит проконсультироваться со специалистом, если вы планируете путешествия на самолете.

Как сделать полет при беременности комфортным

Ряд простых правил поможет вам сделать перелет на самолете во время беременности максимально комфортным:

  • Старайтесь выбирать место у прохода. Так вы будете меньше стеснены в движениях, и вам будет удобнее вставать, чтобы размяться. Не стоит засиживаться на месте: это повысит риск тромбозов и варикозного расширения вен, которым подвержены беременные женщины.
  • При регистрации просите места в первом ряду, где больше места для ног, или просто в передней части салона - там меньше чувствуется турбулентность.
  • Купите компрессионные чулки. Они помогут держать вены в тонусе, не перегружая их, и обеспечат нормальный кровоток. Кроме того, они помогут избежать отеков, которыми страдают и обычные пассажиры после полетов.
  • Пейте больше воды. Воздух в салоне самолета очень сухой, и это может вызывать обезвоживание организма. Любому пассажиру рекомендуется выпивать пол-литра жидкости каждый час.
  • Убедитесь, что вы путешествуете в комфортной одежде, не сковывающей движения, а также возьмите с собой маленькие подушки под шею и поясницу.
  • Находясь в кресле, не забывайте пристегивать ремень безопасности.

Напоследок еще раз напомним, что беременность и перелеты на самолете не взаимоисключающие понятия. При соблюдении определенных правил и мер предосторожности, а также после консультации с вашим врачом, вы можете спокойно путешествовать.

Желаем вам приятных полетов!

Опасны ли перелеты во время беременности, на каком месяце лучше организовать путешествие, правила "перевозки" живота, и прочие полезные ответы на тревожные вопросы.

Беременность окутана множеством разных предрассудков. Бабушка говорит, что нельзя стричься, мама — что нельзя заранее покупать приданое малышу; тысячи ерундовых наставлений мы отвергаем и продолжаем вести свою обычную насыщенную жизнь, продолжаем работать, ходить в салоны красоты и путешествовать... Но все ли путешествия подходят беременным? Больше всего сомнений вызывает самолет. Опасности перелетов — это бабушкины предрассудки или угроза действительно существует? Врачи не пришли к единому мнению насчет перелетов: большинство аккуратно выразится, что это для беременных "нежелательный риск".

Что может пугать?

1. Перепады давления. Преждевременные роды

Известно, что беременные женщины крайне чувствительны к перепадам давления, неизбежному явлению во время перелета, особенно ощутимому во время взлета и посадки. Со стопроцентной уверенностью невозможно сказать, как женщина это перенесет. Существует мнение, что сильный перепад атмосферного давления способен вызвать преждевременные роды. Однако научных доказательств ему не существует. Разумеется, преждевременные роды — явление нередкое, они могут произойти и на земле. Но именно в воздухе не будет детской реанимации, бригады врачей и возможности оказать квалифицированную помощь.

Сроки беременности: когда лучше всего лететь

Самым благоприятным временем для перелета является , с по . В первом триместре существует риск , основные органы ребенка еще не сформировались, а пассажирку, скорее всего, будут мучить неприятные симптомы токсикоза. В третьем триместре велика опасность преждевременных родов, кроме того, из-за размеров живота беременной может быть просто неудобно в тесном кресле самолета.

Однако главным руководством к принятию решения об отпуске в дальних краях должно все же стать мнение вашего гинеколога, ведь именно он знает обо всех осложнениях именно вашей беременности и осведомлен о возможных проблемах. Во время посещения своего врача стоит взять справку с указанием , приблизительной даты родов, а также лаконичным сообщением "такая-то противопоказаний к полету не имеет". Перед этим гинеколог может попросить сдать дополнительный анализ или сходить на УЗИ, чтобы окончательно развеять тревоги.

Если все в порядке, то, скорее всего, врач будет солидарен с Всемирной организацией здравоохранения, которая не рекомендует садиться в самолет лишь в таких случаях:

  • беременность более 36 недель (более при многоплодии);
  • осложненная беременность (патология беременности, угроза выкидыша и др.);
  • в течение семи дней после родов.

А у Королевской Коллегии акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета считают , преэклампсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относят риск преждевременных родов и преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты; анемию средней степени тяжести, низкую плацентацию (с гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодную беременность (после ), и неправильное положение плода во второй половине ).

Требования авиакомпаний в отношении беременных

Перед путешествием стоит выяснить, каких правил придерживается выбранная вами авиакомпания в отношении беременных. Требования у них разные. Например, на сайте "Аэрофлота" есть такая информация: "Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета".


А "Трансаэро" сообщает: "Перелет беременных женщин допускается при условии, что он выполняется не позднее четырех недель до срока предполагаемых родов и что не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой, обязательно должна быть предоставлена авиакомпании.

Перелет беременных женщин возможен при том условии, что перед полетом подписывается гарантийное обязательство, в котором оговаривается, что авиакомпания не несет никакой ответственности за неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть для беременной женщины и плода во время перелета и вследствие перелета".

AirFrance и вовсе не требует никаких бумаг: "Беременные женщины допускаются на рейсы авиакомпании Air France без справки от врача. Несмотря на это, мы всё же рекомендуем вам перед поездкой посоветоваться с врачом".

В любом случае, уточнять такую информацию лучше непосредственно перед полетом, потому что бывает, что авиакомпании меняют свои правила.

Правила удачного перелета

  1. Покупать билет лучше, конечно, в бизнес-класс: кресла там пошире и в целом комфортнее. В эконом-классе можно попросить занять место в первом ряду, где можно вытянуть ноги, не упираясь коленками в переднее кресло. К тому же поток воздуха идет в самолете от носа к хвосту — на переднем сиденье дышаться будет легче. Не стоит выбирать место у окна, у вас должна быть возможность часто вставать и выходить в проход.
  2. Одежда для полета должна быть удобной, свободного кроя и из дышащего материала. В салон можно захватить несколько подушек — под шею и еще куда-нибудь, чтобы обеспечить себе максимум удобства.
  3. Чтобы избежать обезвоживания, пейте как можно больше воды, и откажитесь от диуретиков (кофе, газированные напитки).
  4. Ремень безопасности пристегивать необходимо; пропустить его следует под животом.
  5. Перед полетом снимите обувь. Не стоит сидеть нога на ногу, это затрудняет кровообращение в ногах. Время от времени имеет смысл напрягать икроножные мышцы и прогуливаться по салону.
  6. Чтобы была возможность освежиться, возьмите с собой спрей с морской водой для промывания носа и аэрозоль с термальной водой.
  7. Всегда держите при себе , а также записку с указанием своей группы крови и телефона близкого человека (если вы летите одна или только с детьми).

Самым опасным месяцем для авиаперелетов является сентябрь. К такому выводу пришло авторитетное интернет-издание PlaneCrashInfo.com, проанализировав данные об авиакатастрофах, случившихся с 1950 по 2002 годы.

На сентябрь приходится в среднем свыше 10% ежегодных авиакрушений, чуть меньше - в декабре. Безопаснее всего летать в мае - в этот месяц разбивается около 6,8% от общего числа ежегодных катастроф.

Исследователи также скрупулезно вычислили и самые рискованные дни для воздушных путешествий - это 12 и 29 августа, 3 и 11 сентября, 2 октября, 23 ноября, 7, 8, 21 и 22 декабря. 22 декабря в разные годы произошло больше катастроф, чем в другие дни – 17, пишет Washington Profile.

По оценкам Международной ассоциации авиатранспорта (International Air Transport Associaition), в большинстве случаев главной причиной катастрофы являются ошибки пилотов (в том числе, вынужденные - например, из-за влияния неблагоприятных погодных условий) - летчики виновны в 53% аварий. В 20% случаев катастрофы происходили из-за технических неполадок, в 11% - из-за воздействия погоды (в том числе, ураганов, туманов, ударов молний и пр.), в 8% - из-за актов саботажа (терроризм, нападение на пилота и пр.).

По данным компании Boeing, наиболее опасным этапом полета является посадка. 45% аварий происходит в момент приземления, еще 13% - во время захода на посадку. 12% аварий приходится на момент взлета, 13% - набора высоты, 6% - на время основного полета, 5% - на период подготовки к взлету, загрузки багажа и грузов, посадки пассажиров и пр.

По подсчетам консалтинговой фирмы BACK Associates, проанализировавшей статистику авиационных катастроф за период с 1981 по 2004 год, чем в меньшее количество аварий попадают самолеты той или иной авиакомпании, тем безопаснее пользоваться ее услугами. Шанс того, что в результате полета кто-либо погибнет, для авиакомпаний, входящих в число 25-ти лучших, составляет 1 к 4,25 миллионам. Для 25-ти худших авиакомпаний - 1 к 543 тысячам.

BACK Associates также ежегодно публикует перечень наиболее безопасных авиакомпаний мира. По итогам 2006 года в первую десятку лучших вошли: Delta Airlines, Southwest Airlines, American Airlines, Continental Airlines, United Airlines, US Airways, Northwest Airlines (все - США), Lufthansa (Германия), British Airways (Великобритания) и America West Airlines (США). В этом рейтинге Ukraine International Airlines (Украина) заняли 56-е место, Transaero (Россия) - 57-е, Aeroflot (Россия) - 64-е.

Большинство экспертов сходятся в том, что безопасного места в самолете не существует. Однако исследование, проведенное журналом Popular Mechanics, показало, что это не так. В рамках исследования анализировалась статистика аварий американских пассажирских лайнеров за период с 2001 по 2005 год. В общей сложности, за это время произошло 20 авиакатастроф.

Подсчет уровней безопасности различных мест в самолете показал, что для пассажиров в задней части шанс выжить составляет 69%. Для тех, чьи кресла находятся на линии крыльев - 56%. Более всего рискуют пассажиры бизнес- класса, который традиционно располагается в передней части салона, сразу за кабиной пилотов - их шанс оценивается в 49%.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation) также подсчитала, что во время авиакатастроф пассажирских самолетов, происходивших в 1930-е годы, выживало, в среднем 18% человек, находившихся на борту. В 1940-е годы - 23%, в 1950-е - 23%, в 1960-е - 21%, в 1970-е - 24%, в 1980-е - 33%, в 1990-е - 32%.

По данным организации Aviation Safety Network, в 2006 году произошло 27 аварий самолетов, в результате которых погибли 888 человек (учтены только жертвы, в момент катастрофы находившиеся на борту самолета). В 2005-м, соответственно, 35 и 1059, в 2004-м - 28 и 429, в 2003-м - 25 и 679, в 2002-м - 37 и 1101, в 2001-м - 28 и 768, в 2000-м - 36 и 1086.

По подсчетам Министерства транспорта США, риск погибнуть во время полета на авиалайнере оценивается как 1 к 52,6 миллионам. Риск гибели для пассажиров меньших самолетов, совершающих короткие перелеты, заметно выше - 1 к 581,4 тысячам. Для пассажиров небольших самолетов (спортивных, аэротакси и т.п.) - еще выше - приблизительно 1 к 164 тысячам. Для сравнения, риск смерти в дорожно-транспортном происшествии оценивается в 1 к 7.6 миллионам.

По данным исследования, проведенного Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology), риск пассажира погибнуть в авиакатастрофе на внутренних авиалиниях индустриально развитых стран составляет 1 к 8 миллионам. В развивающихся странах на внутренних рейсах эта вероятность повышается до 1 шанса к 500 тысячам. Риск гибели пассажира во время международных перелетов между индустриально развитыми странами составляет 1 на 5 миллионов. Международные авиарейсы между развивающимися и развитыми странами мира более опасны - 1 к 600 тысячам. На авиарейсах, совершаемых между развивающимися странами, риск наиболее высок - 1к 400 тысячам.

В наше время часто можно встретить людей, дрожащих и паникующих в самолетах. И чаще всего такие люди говорят о том, что предпочли бы сейчас оказаться в автобусе, на корабле, велосипеде, самокате, или даже преодолели бы это расстояние пешком.

Естественно, силой таких людей никто не затащит на борт.

Но бывает и так, что жизнь связана с частыми командировками и авиаперелетами: кто-то летит на отдых, кто-то - по делам, или на учебу.

Зачастую полет вгоняет таких невротиков в состоянии стресса и заставляет прислушиваться к различным подозрительным звукам.

Боязнь высоты у людей - дело вполне объяснимое: эволюция обделила человека крыльями, оставив лишь возможность ходить, поэтому передвигаться по воздуху мы не умеем.

Сегодня практически все знают научный термин, которым называют боязнь авиаперелетов - аэрофобия.

Каждый человек хоть раз задавался вопросом «А если разобьемся?» .

Для большинства этот вопрос остается лишь пищей для философских размышлений, но у некоторых людей ответ на него является причиной непреодолимого страха полетов. Аэрофобия может сильно подпортить людям жизнь, так как для многих авиаперелеты - неотъемлемая ее часть.

Так действительно ли опасно летать на самолете?

Многие современные институты проводили исследования, связанные с опасностью полета на самолетах. Согласно этим исследованиям в период в две десятилетки вероятность погибнуть в результате авиакрушения составила 1 случай к 7 миллионам. Статистика показывает, что за 19 лет любой пассажир мог попасть в авиакатастрофу.

Не важно, как часто человек летает, каждый день или раз в несколько лет, он мог погибнуть в авиакатастрофе в одном случае из 7 миллионов. Отталкиваясь от этой цифры, если бы человек летал каждый день до конца своей долгой жизни, то ему пришлось бы потратить 19 тысяч лет, чтобы статистика сработала не в его пользу. Стоит заметить, что погибнуть от удара молнии или укуса пчелы более вероятно, чем при крушении самолета.

Опасно ли беременным женщинам летать на самолетах?

Ни один врач не ответит однозначного на вопрос, не опасно ли беременным летать на самолетах, так как в зависимости от срока беременности и ее протекания этот вопрос для каждой женщины решается индивидуально.

Беременным не рекомендуется летать на самолете, если срок составляет меньше I триместра, так как в этот период угроза выкидыша очень высока, да и в течение полета проявления токсикоза будут доставлять множество неприятных моментов.


Врачи также не советуют летать, если срок беременности превышает 28 недель - в этом случае большая угроза возникновения отеков и варикоз становится намного хуже, если он уже есть.

Кроме того, в этот период беременности организм начинает подготавливаться к родам и высока вероятность того, что схватки Брекстона-Хикса, о которых вы наверняка слышали (ложные, подготовительные), станут очень мощными, спровоцировав преждевременные роды.

Если беременность протекает с аномалиями (патология плаценты, анемия), врачи тоже рекомендуют отказаться от авиаперелетов.

В каждой авиакомпании есть свои правила, касающиеся беременных. Многие авиакомпании позволяют летать без каких-либо справок до 36 недели беременности. Если же срок выше, может потребоваться разрешение лечащего врача, выданное не позднее, чем за неделю до вылета.

Если же вы все-таки решили лететь - позаботьтесь о том, чтобы перелет стал наиболее безопасным и комфортным. Рекомендуется надеть удобную одежду, не стесняющую движений, а также компрессионные чулки против отеков. Для большего удобства можно взять с собой небольшую подушечку, которую можно будет подложить под поясницу или шею.

Кроме того, следует выбрать наиболее удобное место, к примеру, в бизнес-классе, где кресла шире и удобнее, или в первом ряду эконом-класса, чтобы можно было свободно вытянуть ноги и не упираться в кресло, стоящее впереди. А в связи с тем, что в самолете поток воздуха идет от носа к хвосту - дышаться на переднем сиденье будет легче. Ремень безопасности следует застегивать под животом.

Не берите с собой много вещей. Во-первых, в таком положении с лишней поклажей будет проблематично справиться, а во-вторых, в каждой авиакомпании есть свои ограничения веса на одного человека. Как правило, вес колеблется от 20 до 30 кг.

Опасно ли летать на самолете во время грозы?


Грозу летчики относят к опасным метеорологическим явлениям, к которым также относятся: обледенение, ливневые осадки, смерчи, песчаные бури, сверхнизкие и сверхвысокие температуры и др.

Погода признается нелетной, если за окном что-то из вышеперечисленного. Если же воздушное судно находится в этот момент в воздухе, то экипаж действует по определенной инструкции. На маленьких самолетах воздействия погодных условий сказывается намного больше.

Большинство гроз длится меньше часа. Летать в зоне грозовых облаков очень опасно: там встречаются сильные нисходящие и восходящие воздушные потоки скоростью до 20–30 м/сек., разряды молнии, более интенсивное обледенение, сильные ливневые осадки, град, плохая видимость.

Пилоты стараются избегать грозовых облаков. В приборной панели есть локатор, который фиксирует грозовые очаги. Данный локатор отображает грозовой объект на экране и подсвечивает его различными цветами в зависимости от плотности облаков.

Если облачность слабая - объект подсвечивается бледно-зеленым цветом, если облака более плотные - ярко-зеленым, если облака грозовые - ярко-красным, облака с содержанием льда - пурпурно-красным. В зависимости от показаний локатора, ориентируясь по цветам объектов, экипаж решает: продолжать движение по запланированному маршруту, или же выбрать новый.

Опасно ли летать ночью на самолетах?

На сегодняшний день полеты ночью - уже далеко не редкость. Основными трудностями во время ночных рейсов являются посадка и ориентировка.

Чтобы было проще сесть на аэродроме, места посадки освещаются сильными электрическими прожекторами. В боевых условиях вместо прожекторов часто используются обычные костры. Опытному летчику не составляет особого труда посадить самолет при кострах.

Сегодня успешно применяются прожектора на самих машинах. Благодаря яркому направленному вниз свету прожекторов пилот может с высоты выбрать удобную площадку и посадить самолет. Еще более удобное приспособление - мощные световые ракеты, установленные под крыльями воздушного судна, которые летчик в нужный момент зажигает с помощью электрического тока.

Как сделать воздушное путешествие еще более комфортным?


  • Прихватите с собой маленькую подушку. Подложите ее под шею, и она снимет напряжение с мышц шеи плеч;
  • Старайтесь не употреблять алкогольных напитков. Нервную систему они не успокоят, да и проблема с обезвоживанием только усугубится;
  • Во время взлета и посадки можно жевать карамельки или жевательную резинку. В момент набора высоты или приземления это позволяет выравнивать давление в ушах;
  • Летайте на большом самолете. Наличие рядом с вами большого количества людей отвлечет вас от дурных мыслей;
  • Ешьте во время полета. Не стоит бояться тошноты, ведь сытый желудок лучше, чем головная боль от голода. Но следует отдавать предпочтение продуктам, которые лучше усваиваются - сюда подойдут блюда с низким содержанием жиров и без приправ;
  • Как только окажетесь на твердой земле - прогуляйтесь, желательно на улице. Это позволит организму наполнить кислородом мышцы и размяться.

И последняя, но не по значению, рекомендация: если летать на самолете страшно, но необходимо - настройтесь только на положительные мысли. Даже нездоровый оптимизм пойдет на пользу. Ведь, как говорится, «страшно не летать, страшно падать».