Самый большой бтр. Десятка лучших БТР по версии Army Technology. Что это за "двойники"

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая — с ее самолетами, танками и пушками — "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых — высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин — БМП-2 — "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина — что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", — сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Основная особенность БМП-2 — система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения — скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот".
Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" — один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Главное оружие "Мардера" — 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника — бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" — новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь — из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность — разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом "Брэдли" довольно "шустрый" — благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior — настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах — противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P — одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. "Сердце" машины — восьмицилиндровый дизель HS-115 — мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.

Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,
M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.


Обороноспособность страны является одним из самых главных факторов существования независимого государства. Именно поэтому ежегодно во всем мире создаются новые и мощные виды боевой техники, способные дать отпор любому врагу. И в нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 5 самых лучших современных моделей бронетранспортеров.

1. Финский бронетранспортер - AMV


Patria AMV - многоцелевая колёсная боевая бронированная машина, разработанная финской компанией «Патрия». Представленная модель находится в эксплуатации с 2004 года. Данный экземпляр оснащен двигателем типа DI12 (DC12)мощностью в 483 лошадиных сил, благодаря которому транспорт может разгоняться до 100 километров в час. Его запас хода от одного полного бака достигает 700 км. Габариты бронетранспортера составляют примерно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 17 тонн.

2. Австрийский бронетранспортер - Pandur II


Pandur II - современная австрийская многоцелевая колёсная боевая бронированная машина которая, производится компанией General Dynamics European Land Systems-Steyr GmbH . Этот образец изготавливается с 2007 года, а в эксплуатацию был передан в конце 2008-го. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему транспортное средство способно разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего одну нарезную автоматическую мелкокалиберную пушку 1 × 30-миллиметров Mk44. Его габариты составляют примерно 7.36 метров в длину и 2.67 в ширину, а весит он 22 тонны.

3. Украинский бронетранспортер - БТР-4


БТР-4 «Буцефал» – это один из самых современных бронетранспортеров Украины, созданный на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Представленный экземпляр изготавливается с 2008 года. Модель оснащена двигателем типа ЗТД-3 мощностью в 500 лошадиных сил, благодаря которому образец способен разгонятся до 110 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 690 км. Боевая машина оборудована нарезной автоматической пушкой калибром 30-миллиметроов КБА-1 (2А72) и двумя пулеметами 1 × 7,62-мм КТ, ПТРК «Барьер» 1 × 30-мм АГС-17. Размеры данного транспорта достигают приблизительно 7.65 метров в длину и 2.9 в ширину, а весит он 21.9 тонн.

4. Российский бронетранспортер - БТР-82


БТР-82 – является самым современным образцом бронетранспортера Российской Федерации. Модель имеет дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью в 300 лошадиных сил, благодаря чему способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 600 км. Боевая машина оборудована 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и танковым пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм.

5. Турецкий бронетранспортер - AV8


AV8 – это современная турецкая многоцелевая боевая бронированная машина, изготовленная компанией производителем военной техники FNSS. Данная модель была передана в эксплуатацию в 2012 году. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему образец способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего один пулемета калибра 1 х 12,7-миллиметров. Габариты транспорта достигают приблизительно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 26 тонн.

А любителям военной техники и оружия, наверняка будет интересно посмотреть на

Даже не знаю, что сказать…

В Саудовской Аравии украинский БТР-7 считали лучшим в мире, - экс-директор Николаевского БТЗ Швец

Александр Швец


По информации нынешнего гендиректора "Укроборонпрома" Павла Букина, еще одной причиной увольнения Кистрина стало неэффективное руководство заводом, которое могло привести к срыву государственного оборонного заказа. Однако были времена, когда НБТЗ считался ведущим предприятием госконцерна "Укроборонпром". Эти успехи связывались с деятельностью Александра Швеца, который дважды становился его директором. Тогда НБТЗ не только ремонтировал, но и модернизировал боевую технику.
Продукцией предприятия всерьез интересовались заказчики из ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирака. К слову, недавно Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад, в котором государственный с объемом продаж в $1,02 млрд. По мнению Александра Швеца, "Укроборонпром" мог бы занимать в этом рейтинге гораздо более высокие позиции, если бы прежнее руководство госконцерна, в угоду собственным амбициям не снимало с должностей директоров предприятий, способных обеспечить поставки украинской военной техники в распоряжение ВСУ и за рубеж.
В песках увязли все машины наших конкурентов

Вы два раза становились директором Николаевского бронетанкового завода и оба раза вынуждены были уходить. Что не получалось?

Я никогда не рвался быть директором завода, я занимался бизнесом. Это происходило совершенно случайно. В первый раз, в сентябре 2010 года меня уговорили в Кабмине и в Минобороны. Мне сказали: ты инициатор контракта с Саудовской Аравией и ОАЭ? Хочешь, чтобы этот контракт состоялся? Принимай завод. И буквально через месяц после того, как я стал директором, наша делегация уже уехала на презентацию и испытания, которые проходили в Королевстве Саудовская Аравия.

- А почему завод оказался под угрозой закрытия?

Предприятие простаивало на протяжении более чем двух лет. Накопилась задолженность размере 7 миллионов гривен по зарплате сотрудникам. Кроме того были долги по оплате за энергоносители, перед поставщиками, бюджетом и.т.д. Из-за этого, кстати, было очень трудно вести разговор с заказчиками из Саудовской Аравии. Они очень пристально отслеживают информацию о нас. Передо мной сразу же положили кипу наших газет с заметками о том, что завод простаивает - это именно то, что тщательно пытались скрыть. Меня тогда предупредили: хочешь работать с нами - будь осторожен. У нас жуликов не любят.
В Саудовской Аравии, в ОАЭ вообще очень серьезно работают и проверяют машины по всем параметрам, особенно их качество. Они пригласили нас на специально оборудованный полигон и попросили подтвердить заявленные тактико-технические характеристики на практике. Заявленную скорость внимательно измеряли. А потом попросили снять двигатели на время. Затем потребовали поставить их обратно - и тоже на время. Это был тест на ремонтопригодность. После этого они впустили в кабину своих военнослужащих, дав им 15 минут на ознакомление с машиной. Всего 15 минут, да еще в условиях двойного перевода - с русского на английский, а потом на арабский и обратно! Спрашиваю - зачем это нужно? А мне отвечают - любой солдат в экстренной ситуации должен быть готов взять на себя управление бронетранспортером. Поэтому техника должна быть понятной для любого члена экипажа.

- Какое впечатление на заказчиков произвела ваша машина?

Все заявленные характеристики мы успешно подтвердили. БТР-7 проехал три тысячи километров по всему периметру границы ОАЭ, около 700 км в Саудовской Аравии. Так проверяли надежность. Это тоже обязательное требование. Так вот, в песках увязли машины всех наших конкурентов. Включая хваленую "Пиранью" (швейцарский бронетранспортер MOWAG Piranha . - Авт.). Я слышал, как местные офицеры, обсуждая между собой наш бронетранспортер, говорили: "Ему нет равных в мире ".
Наконец, в декабре 2011г пришло приглашение из ОАЭ для обсуждения деталей поставки 600 БТР-7. С представителями Саудовской Аравии тогда мы еще продолжали переговоры. Им требовалось заменить около 10 тысяч устаревших американских гусеничных БТР М-113. Но американцы очень ловко взяли их на крючок. Они поставили им свои машины, но с таким условием, что ремонтировать их могли только американские специалисты. А стоимость ремонта одного М-113 была сопоставима со стоимостью одного нашего БТР-7.
И вот, я готовлюсь в командировку, но тут буквально за день до отъезда, 11 января 2012 года, приходит распоряжение уволить меня "по собственному желанию". Интересно, что никто в "Укроборонпроме" так и не потребовал от меня отчет по итогам моих поездок. Такое впечатление, что результаты никого не интересовали.
Бронетранспортер БТР -70ДИ (БТР-7) оснащен двумя двигателями Iveco мощностью по 150 л.с.(последняя модернизация 180 л.с.), что позволяет ему развивать скорость до 110 км.ч. При этом БТР может двигаться и на одном двигателе со скоростью до 60 км.ч, обеспечивая расход в 19 литров топлива на 100 км. пробега. Презентация возможностей БТР-70 ДИ состоялась в 2009 году на выставке в Абу-Даби. Изделие очень заинтересовало представителей Саудовской Араавии и ОАЭ. Они по достоинству оценили идею с двумя двигателями, которые позволяли бронетранспортеру сохранять ход, даже если один из агрегатов будет выведен из строя.

- Почему же вас уволили?

Очевидно, тогдашний генеральный директор "Укроборонпрома" Дмитрий Саламатин был раздосадован тем фактом, что в программе визита в ОАЭ я получил приглашение быть личным гостем от второй по своему влиянию семьи в Объединенных Арабских Эмиратах. Он даже направил своего человека, чтобы отстранить меня от переговоров! А может быть, у него просто были свои планы на будущее Николаевского бронетанкового завода, и я мог этим планам помешать.

- А чем закончилась история с контрактом на поставку БТР-7 в Саудовскую Аравию?

Первая попытка состоялась в 2010 году на поставку 117 машин. Украинский экспортер предложил заводу $75 млн, а саудитам выставил предложение на $235 млн . Но там ведь тоже не дураки сидят. "Ваш бронетранспортер не стоит два миллиона!", - пояснили нам.

- В итоге, вам удалось "оживить" завод в 2010-2011 годах?

Для начала пришлось побороться за само существование Николаевского завода. Было два приказа, подписанных в 2010 году Михаилом Ежелем и в 2011 году Дмитрием Саламатиным о передаче предприятия Житомирскому бронетанковому заводу. Весной 2011 года приехала комиссия во главе с его директором Сергеем Бутенко принимать наш объект и забирать основное оборудование. Но мне удалось добиться отмены обоих приказов.
Также мне пришлось вложить собственные деньги для погашения накопившихся долгов. В итоге, нам удалось не только закрыть задолженность по зарплате на 2,5 млн грн., но и добиться регулярной работы предприятия и своевременных выплат зарплат. У нас получился даже задел на 2012 год. Мы выбили включение в госбюджет 7,65 млн. грн. за ремонт БТР-80 для нужд Минобороны которые уже были отремонтированы за деньги завода. Велись работы по созданию новой командной штабной машины "Свитязь" (БТР-70 ДИ-2 с "продвинутым" радиооборудованием производства ООО "Телекарт-прибор"). Кроме того, в 2011 году мы собрали 11 машин по так называемому польскому контракту на поставку БТР-80УП. Еще 4 машины находились в работе. Таким образом в первой половине 2012 года иностранному заказчику отгрузили всего 15 машин¸ но уже без моего участия. Осталось поставить 14 машин. Впоследствии этот контракт также был сорван…
БТР-80УП - польско-украинская модернизация советского бронетранспортёра БТР-80, разработанная для вооружённых сил Ирака. Работы по модернизации начались в 2006 году, в соответствии с контрактом, заключенным между польской фирмой Bumar S.A. и украинской компанией "Спецтехноэкспорт". Работы производил Николаевский ремонтно-механический завод.
Мой предшественник 276 дней провел в "командировке" в Киеве

- А кто вас уговорил вернуться в 2014 году?

Тогда я уже активно готовился работать за границей. Но временно исполняющий обязанности "Укроборонпрома" Юрий Терещенко сообщил мне, что опять, как и четыре года назад, стоит вопрос о закрытии завода. Мол, Александр Михайлович, вы этот завод уже знаете. За три месяца поднять сможете, или завод пойдет с молотка? Кабинет Министров уже принял соответствующее решение.
- И в каком состоянии был завод во время вашего второго пришествия?
- Ситуация привела меня в ужас. Мой предшественник, киевлянин Валерий Киселев, в течение 2013-2014 года 276 дней провел в "командировке" в Киеве. Никто заводом не занимался. Предприятие опять погрязло в долгах. Оборот составлял, в среднем 50 тысяч гривен в месяц и в основном, за счет продажи запчастей. При этом, стоимость охраны завода составляла 70 тысяч. На заводе работали всего 130 человек, причем, большая их часть выполняла вспомогательные функции. Долги по зарплате составляли более 2 млн. грн., были долги перед поставщиками и 39 арестованных банковских счетов в придачу. Предприятие вообще могло остановиться из-за так называемых "двойников".

- Что это за "двойники"?

Эта проблема появилась в конце 2011 года. Люди подавали в суды иски по взысканию задолженности по зарплате. По тем же людям делала представления и прокуратура. И получилось, что на одного человека приходилось по два исполнительных листа. Закрыть исполнительное производство можно только по решению суда. Пока меня не было на заводе, "двойниками" никто не занимался. А в 2014 году начали приезжать коллекторы из Киева. Они предлагали помощь в выбивании долгов с предприятия. Всего завод был должен 300 сотрудникам, причем эти долги тянулись с 2008 года. С легкой руки коллекторов задолженность в 10 тысяч быстро превращалась в 100 тысяч. Под долги "двойников" практически была продана заводская база отдыха "Ветерок". Но завод выиграл все суды по "двойникам" к концу января 2015 года. Также за различные просчеты, приведшие завод к плачевному состоянию, мне пришлось уволить главного бухгалтера и начальника юридического отдела предприятия.

- И как вам удалось запустить работу предприятия во второй раз?

Я отказался от работы за границей и весной 2014 года и вернулся на завод. Шла война и круг задач был понятен. При этом, у меня было желание возродить польский контракт. Кроме того, представители Саудовской Аравии и ОАЭ опять начали вести со мной переговоры о возможных поставках БТР-7. Я начал звонить бывшим рабочим, ездил по домам, убеждал людей вернуться. Снова пришлось вкладывать свои собственные деньги для запуска государственного предприятия. Искали заказы, но в возрождение завода коллеги слабо верили.
Мы начали осваивать производство бронетанковых машин, производить мелкие ремонтные работы. Также мне удалось найти первого серьезного заказчика. Им стала Государственная пограничная служба. Припоминаю, они заказали нам ремонт БТР-60. Так мы обучали их экипажи машин водить БТР на своем полигоне. И натаскали их так, что они работали, как часики. Получалась двойная заинтересованность: бойцы заглядывали в каждую щель, интересуясь, какие запчасти мы ставим, как мы ремонтируем машины, на которых им предстоит идти в бой. А один из бронетранспортеров мы вообще сделали всего за три дня.
Был, правда, и другой случай с бойцами 79-й бригады. Они забрали у нас отремонтированный БТР, проехали на нем небольшое расстояние до центра города, а потом звонят: приезжайте, ваша машина поломалась. Приезжаем, а водитель, выезжая с завода, забыл снять машину с ручного тормоза. Кроме того, на улице стояла летняя жара, а боец закрыл все вентиляционные жалюзи. Естественно, ручной тормоз сгорел, а двигатель перегрелся…
Бронированная медицинская машина "Ковчег" на базе БТР-70, разработки НБТЗ
- В отношениях с 79-й аэромобильной бригадой, у вас, кажется, было не все гладко? Волонтер Давид Арахамия обвинял вас в том, что вы, якобы, вымогали у 79-й бригады деньги за ремонт бронетранспортеров.
- С Арахамией произошла следующая история. 1 августа 2014 года состоялось совещание в Николаевской облгосадминистрации, во время которого область взяла на себя повышенные обязательства по ремонту техники. Арахамия говорит - мы вам пригоним 12 БТР-80. Отремонтируете? А Юрий Бирюков (сейчас - помощник министра обороны, а тогда основатель волонтерской организации "Крылья Феникса", активно помогавший 79-й аэромобильной бригаде, - Авт.) пообещал оплатить ремонт.
Я собрал рабочих и говорю им - так и так. Деньги народные, поэтому оплачивают лишь работу и стоимость запчастей. Тогда за ремонт этих БТР-80 мы выставили счет в размере 1,2 млн. То есть, всего 100 тысяч грн за каждую машину. За такие деньги не каждую легковушку отремонтируешь, а тут - бронетранспортер со множеством неисправностей. Звоню я в "Крылья Феникса", предъявляю им счет, а мне сотрудница говорит - мол, что-то много всего вы в стоимость ремонта включили. Не будем платить.

- Так они заплатили?

Нет. А потом начали возмущаться, что я вымогал деньги. Между тем ситуация предельно простая: государственное предприятие выполнило заказ, а я защищал его интересы, добиваясь расчета за выполненную работу. К сожалению, некоторые волонтеры, которым в обществе доверяют, считают свое мнение истиной в последней инстанции.
После второго увольнения Александра Швеца в мае 2015 года, волонтер Давид Арахамия написал у себя на Facebook, что когда-нибудь найдет и выложит документы о том, как директор завода "вымогал пару миллионов гривен за взятый на себя добровольный ремонт карбюраторов у нескольких БТРов 79-ки". Впрочем, по словам Александра Швеца, обещанные документы так и не появились. Кроме того, неясно о каких карбюраторах вообще говорил Арахамия, если учесть, что БТР-80 оснащен дизельным двигателем.

- А сколько машин отремонтировал завод, в то время, когда вы были директором во второй раз?

Я считаю, что более полутора сотен… К 1 августа 2014 года мы полностью погасили все долги по зарплате. К слову, на момент моего второго увольнения на предприятии работали уже около 400 человек, а зарплата по состоянию на май 2015 года в среднем составляла около 6 тыс. грн.
- И, тем не менее, с новым гендиректором "Укроборонпрома" - Романом Романовым (занял должность гендиректора 4 июля 2014 года, а был уволен 12 февраля 2018 года) у вас отношения также не сложились. Почему?
С самого начала, когда Романов пришел на свою должность, я сразу понял, что нам будет трудно сработаться. Он предпочитал расставлять на ключевые посты своих людей из херсонской команды, и я не очень вписывался в эти планы. Как и в случае с Саламатиным, Романов не пустил меня в командировку в ОАЭ в феврале 2015 года и на выставку IDEX-2015 в Абу-Даби, куда я был приглашен в качестве личного гостя влиятельной семьи и для участия в переговорах на поставку бронетехники.
Я не мог представить себе, что банк "Киевская Русь" "лопнет"
- 15 мая 2015 года вы снова были уволены. По каким причинам?
- Мне не объяснили, хотя в приказе об увольнении обязательно должна быть указана ее причина. А так просто было написано: "Увільнити від виконання обов’язків".
- Однако вы стали участником ряда серьезных скандалов. Что это, например, за история с 26 млн грн от Минобороны на ремонт бронетехники, которые вы разместили в банке "Киевская Русь" в качестве депозита? Потом этот банк "лопнул", а деньги, якобы, не удалось забрать. В связи с этим вас также обвиняли в невыполнении этого контракта.
- Представьте себе ситуацию. Прихожу я на должность директора завода, пока еще в качестве временно исполняющего обязанности. А у меня 39 арестованных счетов и банки не соглашаются открыть новый, потому что он тут же будет арестован. Кроме того, прежний директор слег на больничный, а главный бухгалтер ушла в отпуск. Открыть счет, согласно уставу предприятия, может только директор либо человек, действующий по его доверенности. И как, спрашивается, нам работать? А юристы банка "Киевская Русь" помогли нам открыть счет и долгое время отражали попытки его заблокировать. Разве я мог предположить, что 19 марта 2015 года этот банк "лопнет", хотя еще в начале марта были опубликованы рейтинги, согласно которым "Киевская Русь" входила в двадцатку сильнейших банков Украины? Очевидно, такого оборота событий не могло предположить даже правительство, потому что буквально накануне закрытия, Кабмин направил в этот банк 200 млн грн, для выплат зарплаты шахтерам!

- А причем тут депозит и сорванный контракт?

В октябре 2014 года мы подписали договор на ремонт БТР-70 и БТР-80 с Минобороны. Но деньги они нам перечислили только 31 декабря 2014 года. То есть, банк уже не работал в связи с новогодними праздниками, но руководство пошло нам навстречу и разрешило разместить деньги на депозите под 17-19%, тем более, что и "Укроборонпром" разрешал размещать деньги на депозитах. Таким образом нам удалось заработать еще 2 млн. грн на процентах. Условия вклада позволяли снять деньги в любой момент. К тому времени, когда банк "Киевская Русь" был признан неплатежеспособным (временная администрация была введена в банк 20 марта 2015 года), контракт мы почти выполнили и большинство машин были отправлены в войска.
Хочу заметить, что 1 марта 2015 года деньги были на расчетном счету завода, а не на депозите, что и было указано в соответствующем акте Госфининспекции. 18 марта банк еще проводил платежи, и я дал команду, имея на счету 26 млн грн, направить 3 млн грн поставщикам, а остальные деньги перечислить на новый расчетный счет в Ощадбанке. Но банк на новый счет деньги так и не перевел! По этой причине, военная прокуратура вместе с заводом выиграли судебное дело о незаконном не перечислении средств!
В октябре 2018 года стало известно, что военная прокуратура Центрального региона в ходе досудебного расследования не установила неправомерность действий должностных лиц Николаевского бронетанкового завода при размещении депозитных вкладов в банке, который впоследствии обанкротился.

- Кроме того, вас обвиняли в незаконном переводе профсоюзных средств между различными счетами?

Это делалось для того, чтобы деньги заказчиков не списала исполнительная служба в счет погашения старых долгов, в том случае, если юристы банка не смогут предотвратить арест счета. Однако на 1 января 2015 эти средства были полностью возвращены предприятию, до копейки. Это также подтвердила проверка Госфининспекции.
Еще две модернизации Николаевского завода - боевые разведывательные машины БРДМ-2ДИ "Хазар" и "Мангуст"
- В апреле 2015 года, незадолго до вашего увольнения один из сотрудников завода был пойман во время получения взятки. Что произошло тогда?
- В декабре 2014 года мы внесли фирме "Мостком", с которой завод работал на протяжении десятков лет, предоплату за вторую партию дефицитных запчастей (первую мы оплатили сразу после поставки). Однако поставку этих запчастей фирма "Мостком" осуществила только в марте 2015 года, по ценам декабря 2014 года.
Тогда же, в марте 2015 года к нам приехал представитель другой фирмы "АН-Сити" привез запчасти, и заверил нас, что может достать дополнительные дефицитные детали для бронетранспортеров. Решение о покупке приняли на совещании. Это сейчас существует импортозамещение, а тогда множество запчастей все еще производилось исключительно в России. Оплатили около 50% стоимости - 800 тыс грн. за уже поставленные запчасти. Спустя неделю, мне сообщили, что детали найдены, но представитель фирмы просит оплатить еще тысяч 200, чтобы он мог их выкупить. Мы перечислили необходимую сумму.
Проходит еще немного времени. И вот сижу на очередном совещании в "Укроборонпроме". Заходит первый заместитель гендиректора Сергей Пинькас и говорит: на Николаевском заводе за взятку задержали начальника службы безопасности и начальника отдела снабжения за взятку. Что же случилось? Оказывается человек, который доставлял нам запчасти, вызвал сотрудницу нашего отдела снабжения на улицу и передал ей пакет, в котором оказалась бутылка шампанского и коробка, как будто с деньгами. Эти вещи он приказал отдать начальнику отдела снабжения. Сотрудница вызвала свою начальницу на проходную и передала ей пакет. На записях камер видеонаблюдения было видно, что обе женщины не понимают, что это за вещи. Едва только начальница взяла пакет в руки и посмотрела вовнутрь, ее тут же захватили специально прибывшие из Киева сотрудники прокуратуры.

А что было в коробке? Деньги?
- В коробке оказалась бумажная "кукла". Как я позже узнал, что данную ситуацию "вели" сотрудники СБУ и военной прокуратуры, которые подозревали, что перечисление тех 800 тысяч гривен за уже поставленные запчасти являлось фиктивной операцией. На суде потом так и не поняли, в чем же заключается состав преступления.

- Есть ли сейчас открытые уголовные производства относительно вашей деятельности на заводе?

Ни одного.
Мой сменщик - Николай Кистрин, также представитель так называемой херсонской команды, пообещал перед моим увольнением - 14 мая 2015 года в течение месяца найти и представить общественности компрометирующие меня документы. Кроме того, мою деятельность трижды проверяло КРУ. Но никто ничего не нашел.
- Николай Кистрин был уволен в июле 2018 года за двухмесячную задержку с выплатами зарплаты и просроченной кредиторской задолженности по договорам с Минобороны. Также в октябре 2018 года стало известно, что полиция подозревает должностных лиц Николаевского бронетанкового завода в незаконном выводе 4,15 млн грн государственных средств, полученных за шесть двигателей. А также в оплате 830 тыс грн за несуществующий ремонт базы "Ветерок". Получается, что завод снова лихорадит. Вы знаете, что там происходит?
- После кошмара, связанного с многочисленными обысками и проверками по тем обвинениям, о которых мы с вами говорили, у меня отпало всякое желание интересоваться делами завода и уж тем более возвращаться туда в третий раз. Поэтому о заводе знаю лишь то, что 50% сотрудников, которые работали в 2014-2015 году, уже оттуда ушли. Хотя они и сейчас могли быть востребованы, а завод мог бы выполнять заказы, обеспечивать нужды Вооруженных сил, а также приносить многомиллионную долларовую выручку нашей стране.

О сновой большинства колесных бронемашин являются доработанные шасси серийных полноприводных внедорожников и армейских грузовиков, корпуса для которых собирают специализированные фирмы. Наиболее солидные броневики выпускают крупные военно-промышленные компании, используя специальную ходовую часть и автомобильные агрегаты.

Большинство таких машин снабжены мощными дизельными двигателями, соответствующими нормам от Евро-3 до Евро-6, автоматическими трансмиссиями, независимыми подвесками и многочисленными электронными системами для управления агрегатами шасси, вооружением, средствами связи, навигации и ориентирования. Особое внимание уделяется прочности бронированных корпусов, защищающих экипаж и жизненно важные органы машин. Обычно это прочные стальные сварные конструкции с наклонным расположением панелей и мощным бронированием днища. Наиболее эффективной признана пространственная V-образная система MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), отражающая энергию взрыва заложенных на дороге пехотных и даже противотанковых мин.

Бронемашины автомобильных компаний

Верными поставщиками колесной бронетехники являются крупные автомобильные корпорации и заводы, применяющие для этой цели собственные серийные шасси и специально разработанные варианты, однако для всех фирм эта продукция всегда занимала второстепенное место.

Daimler AG

В программе этой корпорации нашлось место только легким броневичкам Mercedes-Benz, построенным на шасси внедорожников серии G, известных Гелендвагенов. В этом году фирма ограничилась показом одной бронемашины LAPV 6.1 с мотором V6 мощностью 184 л. с. и портальными мостами, обеспечивающими дорожный просвет в 412 мм.

Легкая пятидверная бронемашина Mercedes-Benz LAPV 6.1 на шасси G300CDI

IVECO

До недавнего времени основной легкой бронемашиной в программе отделения IVECO Defence Vehicles была 190-сильная модель LMV в нескольких версиях с разными надстройками. В этом году ее представлял башенный вариант с крупнокалиберным пулеметом и многоцелевой разведывательной системой Hitrole.

На Eurosatory-2016 впервые появилась модернизированная бронемашина LMV-2 на удлиненном шасси с более мощным 220-сильным двигателем, усиленной крышей для тяжелого вооружения и увеличенной на 40% полезной нагрузкой - до 1,5 т, из которых, по данным фирмы, 500 кг приходится на электронное оснащение.


Renault

Под этой маркой скрывается военная продукция подразделения Renault Trucks Defense, в которое входят небольшие фирмы АСМАТ, Panhard и американская Mack. Участие последней заключается лишь в поставках французской военной техники под своей маркой на отдаленные рынки.

На Eurosatory-2016 фирма АСМАТ, специализирующаяся на простых машинах для африканских стран, на полигоне представила возможности своего бронетранспортера Bastion с 340-сильным двигателем и противоминной зашитой MRAP.


Новинкой отделения Panhard стала компактная бронемашина Dagger с силовым агрегатом мощностью 200 л. с. и высоким корпусом для транспортировки шести десантников, сменившая прежний 160-сильный вариант PVP.



Демонстрация шестиместной бронемашины Panhard Dagger без вооружения

Марку Renault носит основная гамма военной техники компании Renault Trucks Defense. Ее возглавляет самое обширное семейство многофункциональных машин Sherpa, о которых невозможно рассказать в коротком обзоре, а стоит посвятить им отдельную статью. Кроме них фирма собирает еще несколько оригинальных бронемашин Renault.

На нынешнем салоне в качестве новинки присутствовал плавающий бронетранспортер VAB-3 (6х6) с защитой MRAP, отличающийся от предшественника VAB возросшей до четырех тонн полезной нагрузкой, усиленным бронированием и удлиненным на 700 мм корпусом для установки мощного вооружения. На машине применяются шестицилиндровый дизель мощностью 320–340 л. с., автоматическая шестипозиционная коробка и независимая подвеска.



Сенсацию на стенде Renault произвел макетный образец бронетранспортера Griffon (6х6) с системой MRAP и оригинальной модульной передней частью корпуса, выполненной в стиле «хищного» дизайна с остроконечными кромками. Машина боевой массой 24,5 т снабжена 400-сильным дизелем Volvo, модульной боевой надстройкой с пушкой и расположенными по окружности гранатометами.



Опытный образец перспективного восьмиместного бронетранспортера Griffon

МЗКТ

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) привез во Францию свою бронемашину МЗКТ-490100 (4х4) на специальном шасси с двигателем ЯМЗ-5345-10 мощностью 240 л. с., автоматической шестипозиционной коробкой, независимой пружинной подвеской и пятидверным бронекорпусом. Ее боевая масса - 11 т, максимальная скорость - 105 км/ч.



Рабочее место водителя боевой машины МЗКТ-490100 Волат

Бронемашины военно-промышленных компаний

KMW

На открытой площадке павильона военно-промышленной компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW), получившей название Leopard’s Home (Дом танка «Леопард»), появился бронетранспортер Dingo-2HD с обновленным дизайном, созданный на 306-сильном спецшасси FGA-14,5. На нем смонтирован корпус с системой MRAP, собранной из специальных сортов броневой стали и композитных материалов и выдерживающей взрыв пехотной или противотанковой мины.


General Dynamics

В рамках создания двухосной бронемашины Eagle-V европейское отделение американской группы General Dynamics, созданное на месте бывшей фирмы MOWAG, представило трехосный вариант Eagle-V (6х6) боевой массой 15 т с 285-сильным двигателем Cummins и вместительным многоцелевым бронекорпусом. Его максимальная скорость - 110 км/ч.


Streit

Самая динамичная и прогрессивная транснациональная компания Streit Group собирает свою разнообразную колесную бронетехнику на 12 предприятиях разных стран и претендует на звание ведущей корпорации в этой сфере. На Eurosatory-2016 она привезла практически всю гамму бронемашин, не перестающих удивлять посетителей своим экстравагантным внешним видом. Они базируются на серийных или специальных шасси и оснащены дизельными двигателями, автоматическими или механическим коробками передач, усиленным бронированием днища или защитой MRAP.

Одним из самых маленьких представителей этого семейства является легкая скоростная бронемашина Cobra для выполнения тактических или специальных операций. Она создана на 232-сильном шасси внедорожника Toyota, весит около 6 тонн и достигает скорости 140 км/ч.


Компактная бронемашина Streit Cobra LAMV c трехдверным корпусом

Тяжелая бронемашина Gladiator с массивным пятидверным корпусом создана на базе грузовика Renault Midlum (4х4) с 276-сильным двигателем и снабжена механической шестиступенчатой коробкой передач ZF, всеми дисковыми тормозами и рессорной подвеской. При боевой массе 13 тонн она развивает скорость 120 км/ч.



Боевая машина Scorpion на специальном шасси оснащена дизелем Cummins мощностью 300 л. с., сварным корпусом вместимостью до восьми человек с противоминной системой MRAP и независимой пружинной подвеской всех колес. При той же массе 13 т ее максимальная скорость сократилась до 105 км/ч.


На обширном стенде Streit впервые демонстрировался 400-сильный бронетранспортер Alligator (6х6) оригинальной компоновки на специальном шасси с двумя сближенными передними парами управляемых колес и одиночным задним мостом. Проспект с его описанием можно было получить у стендистов, но показать вам изображение машины не удастся: сотрудники фирмы обнесли ее флажками и запретили фотографировать.

Бронемашины небольших специализированных фирм

Achleitner

На Eurosatory-2016 эта австрийская компания показала модернизированную патрульно-разведывательную бронемашину Survivor-1 полной массой до 12,5 т с башенной пулеметной установкой, прочным плоским днищем и автоматической системой подкачки шин. В зависимости от нагрузки по выбору покупателя на ней монтируют двигатели мощностью 245 или 285 л. с. Тяжелая 18-тонная версия Survivor-2 рассчитана на применение силовых агрегатов в 280–330 л. с. и установку более мощного вооружения.



IAG

На стенде транснациональной компании International Armored Group (IAG) демонстрировали новый бронетранспортер Guardian для перевозки 10 солдат и монтажа вооружения на усиленной крыше бронекорпуса. В распоряжении покупателей имеется выбор из нескольких типов силовых агрегатов - дизельных V8 и одного бензинового V10.


В экспозиции IAG присутствовали также восьмиместная патрульная машина Jaws, выполненная на 232-сильной базе внедорожника Toyota, и сходный с ней бронетранспортер Sentry со сварным корпусом и полноповоротной башней.




Легкий БТР Sentry с восьмиместным бронекорпусом и башенной надстройкой

Nexter

Известность в сфере автотехники эта многофункциональная компания приобрела, выпустив удачную бронемашину Aravis на шасси Unimog U5000, которая присутствовала на Eurosatory-2016 в версии для войск ООН. В разных концах салона были представлены новые оригинальные бронетранспортеры Titus (6х6) в армейском и полицейском исполнениях, созданные на спецшасси Tatra с двигателями Cummins мощностью 440 и 500 л. с. и откидной задней дверью с гидроприводом.

Изюминка этой конструкции заключается в трех равномерно удаленных друг от друга парах колес, из которых управляемыми являются передние и задние, что позволило сократить радиус поворота до 13 м. На шоссе машина достигает 110 км/ч.



SVOS

Самый крупный на салоне бронетранспортер Vega (6х6) показала чешская фирма SVOS. Он собран на агрегатах 408-сильного автомобиля Tatra T815-7 с автоматизированной 14-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением. Его главной особенностью является независимая регулируемая гидропневматическая подвеска односкатных колес с бортовыми редукторами и подкачкой шин. Боевая масса авто - 29 т, максимальная скорость - 110 км/ч.


На салоне впервые появился ранее неизвестный изготовитель бронетехники - кипрская фирма Lacenaire из Никосии. Она представила две бронемашины марки Oncilla - многоцелевую с пулеметной башней и со складной штурмовой лестницей на крыше. На них устанавливают дизели Deutz или IVECO мощностью 190 и 210 л. с. и автоматические трансмиссии. При массе 8,8 тонн их скорость достигает 120 км/ч. И еще одна пикантная подробность: их сборкой занимается один из польских военных заводов.


Кипрская девятиместная бронемашина Lacenaire Oncilla с башенным модулем

На Eurosatury-2016 свои колесные бронемашины мелкосерийной сборки демонстрировали также небольшая французская фирма Soframe, израильская Plasan и ряд украинских предприятий. Обновленную серийную бронетехнику представили турецкие компании ВМС и Otokar.

В заключение - сценка в пресс-центре при Eurosatory-2016. Англоязычная компания, убежденная, что русских рядом быть не может, обсуждала нынешние взаимоотношения с Россией. И вдруг один из них вскочил и выкрикнул: «Да что вы болтаете? У них огромная армия и сумасшедшие солдаты… Они все равно победят».