Теплые и холодные тона в рисовании. План-конспект урока по изобразительному искусству "Теплые и холодные цвета"(6 класс)

В рубрике ” Мир цвета 1″ мы рассмотрели цветовом круг, состоящий из шести сегментов и поделенный пополам. В одной половине этого круга находятся теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой – холодные (синий, фиолетовый, зеленый).

Всем нам знакомы ассоциации, возникающие при упоминании тех или иных цветовых групп. Красные, желтые и оранжевые цвета – это солнечный свет и огонь, а синие и зеленые – снег и лед, море, небо и лунный свет.

Смешайте дополнительные цвета

Смесь дополнительных пар дает диапазон серого и коричневого. Вы можете варьировать пропорции смеси до бесконечности и, таким образом, иметь очень широкий диапазон серых более или менее холодных и коричневых более или менее мягких. Когда вы сопоставляете равное количество основного цвета и его дополнительного вторичного цвета, вы получаете так называемые «нейтральные» тона. Объединив дополнительные цвета в неравных количествах, полученные тоны называются «цветными серыми». При рисовании, как и в живописи, эти тона используются по-разному.

Но тепловая теория цвета вовсе не так однозначна! И в теплой, и в холодной половине цветового круга существуют свои градации тепла и холода.
Прохладные среди теплых и теплые среди холодных.

Возьмем, к примеру, красные цвета. В цветовом круге из 9 сегментов на рисунке внизу есть и горячий, и прохладный красный. Горячий – это кадмии красный, так как он ближе к теплому оранжевому. По сравнению с ним кармин считается условно прохладным, потому что он ближе к холодном фиолетовому цвету.

Чтобы смягчить цвет, который кажется слишком громким, накройте его дополнительным.

  • Используйте их в качестве основы: другие цвета будут выглядеть лучше.
  • Вы получаете нейтральный тон, ярче, чем если бы вы применяли черный или белый.
  • Дополнительные смеси дают оттенки, близкие к оттенкам природы.
Находящиеся в той же половине цветового круга, теплые цвета - красный, оранжевый и желтый. В другой половине - прохладные цвета: зеленый, синий и фиолетовый.

С визуальной точки зрения, теплые цвета, кажется, продвигаются вперед и занимают больше места в живописной композиции, чем холодные цвета. И наоборот, менее энергичные, холодные цвета, похоже, снижаются: они позволяют вам, например, дать глубину ландшафту.

А теперь обратимся к желтым оттенкам. Кадмий желтый светлый – теплый цвет, он тяготеет к теплому оранжевому. A вот лимонно-желтый считается условно прохладным, так как на цветовом круге он расположен рядом с холодным зеленым.

Вторичные цвета тоже делятся на теплые и холодные. Зеленый считается холодным, так как получается в результате смешивания прохладного желтого и холодного синего. А вот оранжевый – теплый, он представляет собой смесь теплого красного и теплого желтого.

Как художник, вы пытаетесь передать эмоции своей работой. Имейте в виду, что теплые тона создают ощущение радости, энергии или волнения. Красный, например, вызывает желание или опасность согласно представленному объекту. Холодные цвета более успокаивают: они вызывают менее сильные чувства, такие как меланхолия или спокойствие.

Получайте удовольствие, сравнивая эмоции, ощущаемые перед работой с разными цветами, которые ее создают! Внимание: черные и белые цвета не отображаются в цветном колесе. Тем не менее, они обычно используются в рисовании и живописи, особенно для смесей. Белый используется для смягчения и улучшения других цветов, в то время как черный используется для их затемнения.

Влияние соседних цветов

Tот или иной цвет может казаться теплым пли холодным в зависимости оттого, какой цвет находится рядом с ним. Это особенно хорошо видно на примере фиолетового, поскольку он промежуточный (смесь холодного синего и теплого красного). Рядом с теплым цветом, к примеру красным, фиолетовый выглядит холодным, а рядом с холодным, скажем синим, – теплым. Поэтому неудивительно, что карминовое пятно на картине, выполнено в холодных тонах, скорее всего, покажется вам горячим.

Какова температура цвета? Зная, что такое температура цвета, которая может помочь вам лучше рисовать? В этой статье мы узнаем, что понимается под термином «температура» и как эта концепция может быть полезна художнику для лучшего рисования. Цвета на хроматическом колесе, кроме того, классифицируются в терминах:; Они также могут быть классифицированы на основе цветовой температуры. Обычно диапазоны желтого, оранжевого и красного цветов обозначаются как теплые цвета, а пурпурные, синие и зеленые - как холодные цвета.

Таким образом, 6 диапазонов, в которых художники разделяют спектр видимого света 3, считаются горячими диапазонами, а остальные 3 - рядом прохладных цветов. Вероятно, эта терминология является результатом сочетания цветов с некоторыми объектами, которые обычно связаны с понятием «горячий и холодный». Например, кубик льда может быть связан с синим цветом и, следовательно, с холодным понятием. Желтый, оранжевый и красный цвета огня, поэтому они могут быть связаны с понятием тепла.

Применение теплых и холодных цветов

Теорию о теплых и холодных цветах принимают не все, а напрасно. Дело в том, что теплые цвета зрительно приближают изображение, а холодные – отдаляют. Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ. ЧТО…
Занимательная физика
В результате эксперимента было обнаружена, что люди которые нахдились в синей комнате, устанавливали регулятор системы отопления на 4° выше. чем те, кто пребывал в красном помещении.

На рисунке выше показано. Как вы можете наблюдать, в абсолютном выражении, желтый свет кадмий, индийский желтый, красный свет кадмия и кармин - теплые цвета. Фиолетовый, синий, синий кобальтовый, зеленый - прохладные цвета. Анализируя цвета в отдельности, очевидно, что, продвигаясь к кадмию красного света, цвета становятся все теплее. И наоборот, зеленый цвет становится холоднее. Согласно этому принципу очевидно, что индийский желтый цвет теплее, чем светло-желтый кадмий, а синий кобальт холоднее, чем синий за океаном.

Таким образом, понятие «горячее» или «холодное» относительное, потому что цвет может выглядеть горячим, если сравнивать с заданным цветом, холодным по сравнению с другим. Но почему концепция цветовой температуры так важна? Температура помогает создать глубину, движение и душу в живописи. Теплые цвета агрессивны и имеют тенденцию двигаться вперед, в то время как прохладные цвета пассивны и имеют тенденцию отступать. Поэтому, рисуя два этажа, если вы хотите, чтобы один выглядел более продвинутым, чем другой, лучше использовать более теплый оттенок, чтобы отменить его.

Теплые и холодные акварельные краски замечательно передают округлую форму этих двух апельсинов. Одни цвета (красные и оранжевые) выразительно выступают вперед, в то время как другие (синие и зеленые) уходят в глубь рисунка, туда, где форма апельсинов сливается с тенью.


Прищурившись, можно заметить, что теплые и холодные тона отдельно передают трехмерность форм. Обратите внимание, как синий и зеленый цвета создают прохладную тень вокруг ямки в верхней части оранжевого апельсина, расположенного слева.


Убедитесь сами Взгляните на два квадрата внизу.
Теплый красный цвет действительно кажется ближе, а холодный синий – дальше.


Класс: 6

Тема: Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

Цели урока:

    Познакомить учащихся с теплыми и холодными цветами, со свойствами этих цветов, научить учащихся определять цветовую гамму картин.

    Развивать умение выполнять изображение ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета, творческую фантазию.

    Воспитывать художественный вкус, умение работать в коллектив- формирование положительных взаимоотношений друг с другом, умение договариваться о содержании деятельности, оказание взаимопомощи, аккуратности.

Наглядные пособия: таблицы « Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Движение цвета к теплому и холодному оттенку».

Произведения живописи: А.Куинджи «На севере диком», М.Врубель «Царевна-лебедь», А.Архипов «Девушка с кувшином», В.Д.Поленов «Березовая аллея», К.Васильев «Маршал Жуков», К.Моне «Лондон. Парламент».

Теоретическая часть

Теплые и холодные цвета.

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.

Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета – огня. В цветовом круге они держатся вместе.

Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.

А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого – то зеленый теплый, а если синего – то холодный.

Красно-оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета будут теплыми. А сине-зеленые, синие, фиолетово-красные - холодными.

Но если рассмотреть проблему теплых и холодных цветов шире, то можно сказать, что каждый цвет имеет теплый и холодный оттенок. Чтобы получить теплый оттенок цвета в него нужно добавить красный цвет, а чтобы получить холодный оттенок- синий.

Среди художников долгое время велись споры о распределении теплых и холодных цветов при изображении света и тени. Дж. Рейнольдс считал незыблемым правилом, что свет всегда должен быть теплым, а тень - холодной. В противоположность ему английский писатель по вопросам искусства Бернет (1827), опровергая мнение Рейнольдса, утверждал, что света в картине, наоборот, должны быть холодными, а тени - теплыми. В этом споре его участники выражали лишь свое субъективное отношение к контрасту «теплое - холодное».В действительности же в зависимости от цвета освещения и ряда привходящих моментов, как света, так и тени могут быть и теплыми и холодными. Практика мирового изобразительного искусства дает много тому примеров.

    В живописи есть правило:

Солнечным днем, рисуя на природе, мы для освещенных объектов используем теплые цвета , а тень рисуем холодными цветами .

В сумерках или в дождливую погоду, а также в помещении все наоборот - свет изображаем холодными цветами , а тень- теплыми

    Насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.

А теперь, ребята, давайте рассмотрим произведения живописи, в которых присутствует холодный или теплый колорит:

Что вы можете сказать о настроении этих картин? (Дети отвечают)

Действительно, теплые цвета воспринимаются как более солнечные, более радостные, счастливые и веселые, в то время как холодные напоминают о некоторой тревоге, загадочности и таинственности, грусти и печали.

Для художников теплые и холодные оттенки имеют особую важность. В теплых красках художник постарается передать теплый закат или солнечный день. Холодные краски незаменимы для прохладного утра и кристальной свежести зимнего пейзажа.

Одна и та же картина, написанная в теплых или холодных тонах, будет производить разное впечатление на зрителя.
Теплоту и холодность картинки учитывают и фотографы. Балансируя между теплом и холодом, они подбирают цветовые фильтры, чтобы "согреть" зимний пейзаж или напротив "охладить" ночную композицию.

Контраст теплого и холодного.

Отдельная история - это сочетание теплых и холодных тонов в одной композиции. Вы уже хорошо поняли про диаметральность чувств, которые вызывают по отдельности теплые и холодные цвета. Какие же эмоции рождает картина, сочетающая теплые и холодные цвета одновременно? Коктейль из противоречивых чувств обычно никого не оставляет равнодушным!
Надо заметить, что все самые яркие переживания и яркие эмоции человека всегда построены на контрасте чувств. Мы привыкли смешивать боль и радость, счастье и горе, близость и разлуку, любовь и ненависть. Возможно, противоположные эмоции уравновешивают друг друга, и одно не может обойтись без другого.

Константин Васильев "Маршал Жуков". Глядя на эту картину, мы слышим мощные звуки марша. Они зовут встать в строй и идти за победой. Несгибаемая воля маршала, национальная гордость, шаг вперед вопреки и пережитая боль. Передать силу этих эмоций позволяет художнику яркий контраст теплого и холодного. На фоне холодных серо-голубых тонов оранжевый кант шинели и ордена полыхают таким же огнем, как и оранжевое пламя за спиной маршала. Мы чувствуем напряжение войны, мы знаем цену победы .

Особую любовь к контрасту теплого и холодного питали импрессионисты. Считается, что с тех пор как Моне открыл для себя этот контраст, все его работы построены на сочетаниях теплых и холодных оттенков. "Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсаро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых тонов", раскрывает тему Иттен. В двух словах, импрессионизм - это течение в искусстве с акцентом на передачу впечатлений (impression - впечатление). А где впечатления, там и эмоции! А где эмоции, там не обойтись без контраста теплого и холодного.

Далее учащиеся выполняют упражнение по получению теплых и холодных оттенков цвета: Постепенно подмешивая к исходному цвету теплый оранжево-красный, закрашивайте ячейки строки "теплее". Затем, подмешивая к исходному цвету холодный сине-голубой, закрашивайте ячейки следующей строки "холоднее"

Актуализация знаний учащихся

А сейчас ребята мы отправимся с вами в путешествие к далеким планетам. Полетим мы на двух кораблях. (Класс делится на 2 группы). Первый космический корабль долетел до планеты цвета солнца и огня, а второй – до планеты, искрящей и сверкающей льдами. О том, что же увидели путешественники на этих планетах,мы узнаем в конце урока. А пока посмотрим на картины художников в стиле « фэнтези».





Практическая работа

Каждая группа (экипаж корабля), предварительно обсудив, составляет коллективную композицию. Первый экипаж-«Солнечную планету», второй экипаж- «Ледяную планету». Командиры экипажей рисуют и вырезают форму планеты из листа ватмана, затем они же помогают составлять общую композицию. Члены экипажей рисуют дома, флору и фауну своих планет, затем вырезают эти предметы и наклеивают на общий фон. Первый экипаж в своей работе использует только теплые цвета, а второй- только холодные. Чтобы было интереснее, ребята могут придумать название своей планете, составить небольшой фантазийный рассказ об обитателях планеты. В конце урока экипажи презентуют друг другу свои работы.