Зеленый цвет в православии символизирует. Символика цвета в разных культурах. Влияние на сознание

Значение белого цвета положительно, и вряд ли это для кого-то является открытием. Он символизирует незапятнанность, чистоту, добродетель, радость, совершенство и завершённость. И мало кто знает, что белый цвет является символом равенства, поскольку именно в нём соединяются все другие оттенки. Но это лишь один факт из множества существующих. Остальные заслуживают не меньшего внимания.

В большинстве литературных текстов фиолетовый цвет, который показывает богатство, роялти и статус. Это также соответствует историческому контексту, потому что фиолетовый цвет часто был очень дорогим и сложным в изготовлении и изготовлении. Таким образом, роялти можно было бы увидеть в нем.

Поскольку мы знаем, что цвета могут быть символическими, а фиолетовый часто является символом роялти, богатства или статуса, что это может означать в библейском тексте? В этом смысле они издевались над его предполагаемой королевской семьей. Хотя они явно делали это как издевательство, это также немного иронично, поскольку Иисус был, по сути, королевской семьей.

Психология восприятия

К ней обратиться стоит в первую очередь, рассказывая про значение белого цвета.

Интересно, что хоть он относится к нейтральным оттенкам, но считается холодным, поскольку ассоциируется с льдами и снегами.

Часто белый цвет используется для выражения безопасности и стерильности. Опять-таки, отсылка к ассоциации о незапятнанности и чистоте.

В дополнение к тому, что Иисус был одет в цвет, который обозначает королевскую семью, другие стихи дополняют тот факт, что фиолетовый считается символом королевской власти в Библии. Интересно, что была другая женщина, которая сделала что-то подобное, но на этот раз в Новом Завете. Господь открыл свое сердце, чтобы обратить внимание на то, что было сказано Павлом. Итак, в Библии было еще одно указание на то, что цвет фиолетовый был очень, очень дорогим и богатым цветом.

Интересно, что Пурпур также много участвовал в скинии и храме ветхозаветного периода. Это неудивительно учиться, потому что храм занимал много времени и сил, чтобы сделать это, часто включая некоторые дорогие вещи. Итак, что может символизировать фиолетовый в Библии и какие стихи из Библии поддерживают это?

Но стоит вернуться к нейтральности. Почему в международном праве именно белый флаг является призывом к перемирию? Именно из-за своей нейтральности! Ведь, по сути, это обычное полотнище, без всякого рода символов и знаков, которое не имеет отношения ни к какой стране.


Влияние на сознание

Что ж, значение белого цвета понятно. Он символизирует покой, безмятежность, целомудрие - всё самое светлое и положительное. Но что касательно его влияния на сознание человека?

Что это значит и почему это имеет значение? В некотором смысле, это не имеет большого значения. Вы все еще можете понять конечный смысл Библии, не зная о фиолетовом цвете. Однако, другими словами, это позволяет вам более ценить библейский текст и может помочь вам при рассмотрении конкретных историй в Библии. Например, когда появляется фиолетовый цвет, вы можете быть более склонны пытаться понять, что это означает в этом конкретном контексте прохода.

Например, вы могли бы прочитать историю о том, как Иисус насмехался и осознал, насколько это произошло, заметив, что он положил его в фиолетовый халат. Кроме того, Майкл был штатным сотрудником Старого моста Часовни на Голгофе в течение последних четырех лет, работая помощником министра и пасторским интернатом.

В психологии значение белого цвета в данном контексте рассматривается очень детально. Считается, что люди, которые испытывают особую симпатию к этому оттенку, стремятся освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь.

Более того, специалисты, занимающиеся так называемой цветовой психоаналитикой, рекомендуют каждому человеку, нуждающемуся в освобождении от неприятных обстоятельств, окружить себя всем белым. Начать одеваться в светлую одежду, соответствующе изменить интерьер. Спать только на белом постельном белье, есть и пить из посуды такого цвета.

Винсент ван Гог сказал о Средиземноморье: Я имею в виду цвет скумбрии, меняя меня. Вы не всегда знаете, зеленое или фиолетовое, вы даже не можете сказать, что это синий цвет, потому что в следующий момент переменное отражение приобрело оттенок розового или серого.

Но это не всегда было так, и этот факт влияет на то, как мы читаем цвет в православных иконах. Вы найдете путеводители по значению и символике цветов в православных иконах. Этот пост во многом обязан разговорам о цветах в православном литургическом облачении, данном Криста Уэст. Хотя речь идет главным образом о облачениях, она затрагивает значки и делает общий вывод о том, что цвета меняются в зависимости от времени и места, как и значение, придаваемое им.

Не только потому, что этот оттенок символизирует чистоту. Основная причина кроется в том, что белый - это цвет без эффекта. Аллегорически выражаясь - tabula rasa. То есть чистая доска, на которой человек может написать что-то содержательное и добавить красок. Ведь белый - это лучший фон для цвета.

Отсылка к религии

Хотелось бы отметить и значение белого цвета в православии. Преуменьшить его невозможно. Ведь в христианской религии белый является цветом отрешённости от мирского, символом святости, причастности к Божественному миру, устремлённости к возвышенности и духовной простоте. Интересно, что семантически к нему очень близок золотой оттенок.

Итак, как и цвета на поверхности озера, цвета значков являются преходящими. Месторасположение, культура, разрушения времени, наличие естественных красителей, расходы и даже простое невежество влияют на цвета, используемые в православных иконостасах. Тем не менее, капризы цвета можно переоценить, и в Традиции есть руководящие принципы.

Христос на престоле, с золотом. Главной темой цвета в иконографии и почти в каждой религии является различие между светом и тьмой. Это различие ясно из Писания, где Божество светлое и освещающее, а отсутствие Бога считается тьмой. Это различие переносится в иконографию и может считаться фиксированным «правилом». Поэтому в иконах могилы, аиды и демоны всегда изображаются черными или как можно более темными с естественными пигментами.

Наверняка каждый хоть раз замечал, что белым изображается одеяние Иисуса Христа на многих иконах. Наиболее яркий пример - «Преображение Господне». Также в белые одежды облачены праведники на фреске Микеланджело, известной как «Страшный суд». А ещё в сорочках этого цвета всегда изображаются дети. И ангелы.

Даже современные священники в дни особого поминовения почивших этот свет облачаются в белые одеяния. В них и усопших, к слову, с давних времён провожали в последний путь. Почему? Потому что белый в данном контексте является своеобразным напоминанием о том, что смерть условна. И всё наше человечество преобразится в будущем веке.

Следовательно, Христос, Его Ангелы и Святые все изображены как свет и освещаются. Чтобы сделать это, это не просто случай использования белого цвета, а не черного. Белый встречается в многочисленных Божественных откровениях и всегда связан с чистотой, и именно эта чистота влияет на его использование в Иконках. Довольно просто трудно создать белый, достаточно белый, чтобы представить Небесную Славу. Гораздо проще и впечатляюще использовать естественный свет, чтобы отразить Небесный Свет, который еще более освещает.

Это прежде всего сделано с золотом. Традиционно применяется к иконам как тонкий слой золотого листа, этот цвет используется в качестве фона для многих иконок, часто используется для ореолов и в других случаях как средство выделения. В Иконе Христа на престоле справа золотом используется, чтобы подчеркнуть облачения, которые носит Христос. Сам плащ зеленый, но с золотом, выделяющим весь образ Христа, мерцает светом, как будто сам образ был источником света. Это точно говорит о том, что мы верим в то, что Христос является Светом Мира.


Мода и стиль

Многим интересно узнать и значение белого цвета в одежде. Что ж, есть два слова, которые идеально его описывают - свежесть и элегантность. И с этим сложно спорить!

Белый цвет даёт огромный простор для буйной фантазии. Его можно сделать холодным или тёплым, сочетая с другими оттенками. Их, кстати, бесчисленное множество, ведь белый идеально гармонирует с любым тоном. Он будто хамелеон в палитре оттенков.

Использование определенного цвета для обозначения света означает, что люди должны знать этот символизм; с другой стороны, лучшие значки буквально блестят, и это то, что говорит со всеми. Использование золота и других драгоценных материалов приводит к следующему принципу использования цвета в значках.

В то время как стандарты красоты могут меняться с места на место, простое благочестие в попытке сделать Святые образы настолько красивыми, насколько это возможно, является постоянным. И поэтому золото, а также отражающий свет, также является драгоценным металлом, что также должно влиять на его использование в Иконографии небесных царств. Из Писания, через Традиции Церкви, и даже сегодня золото является символом королевской власти, солнца и, следовательно, света. Однако другие цвета могут изменить смысл.

Кстати, белый считается летним цветом. Опять-таки, из-за ассоциации со светом. А ещё стоит подметить, что белый располагает. Человек, нарядившийся в одежду такого цвета, кажется открытым, доброжелательным, легко идущим на контакт. А ещё тем, кому можно доверять.


Инь и Ян в палитре

Пожалуй, именно так можно сказать про чёрный и белый цвета. В психологии значение их тоже обычно рассматривается вместе. Ведь это полностью противоположные ахроматические цвета, которые уникальны своей способностью идеально друг друга дополнять.

Тирийский фиолетовый цвет был выполнен с использованием красителей, сделанных из моллюсков вблизи Финикии. Это было чрезвычайно дорого для производства, и поэтому только крупные богатства, обычно благородные, а иногда и только Император, могли себе это позволить или им было разрешено носить его. Учитывая его расходы и, учитывая его исключительную связь с роялти, становится совершенно ясно, почему мозаики в Равенне показывают, что Христос носит фиолетовый.

Традиция неорганизованной религии. Иконы Пятидесятницы показывают нам, что единство Церкви не основано на том, чтобы быть под единым, самодержавным, иерархическим. Православие не является организованной религией. Вера остается неизменной, но люди в разных странах и континентах различаются. Понятно поэтому, что с места на место выражение «Вера» будет отличаться, чтобы все могли получать одно и то же сообщение так, как они могут понять. Что Тириан фиолетовый был до 6-го века Византия может быть то, что золото для нас сегодня: символ царства.

Чёрный поглощает, а белый отражает. Один цвет ассоциируется с горем и пустотой, а другой - со счастьем и радостью. В христианстве в чёрный окрашены Дьявол и Ад. В то время как белый олицетворяет духовность и принадлежность к Богу.

Согласно аналитической психологии цветов, чёрный является выражением откровенного отвращения к тому, что происходит в мире. Негатив, агрессия, протест, конфликтность. И это лишь самые яркие ассоциации.

Важно то, что царство Христа передается. Иконография, как и многие аспекты православной практики, занимала сотни лет. Передаваемая Истина была неизменной с самого начала, но ее выражение заняло время, чтобы утвердиться. И опять же, поскольку викарий Христа на земле не является воплощенным человеком, но невидимым Святым Духом, действующим во всем мире, мы должны уважать и принимать различия на практике. Мы призваны к единству, а не к единообразию. В конце концов, даже в Пятидесятницу апостолы показаны в халатах многих цветов.

Они по-прежнему полезны, поскольку большая часть символизма взята из Писаний, которые сами по себе являются просто интуитивными размышлениями о цвете в природе. Тем не менее, традиции цвета в православных иконостасах радужны в своем многообразии. Иконки: Символизм в цвете.

В большинстве случаев чёрный цвет предпочитают люди, являющиеся по жизни бунтарями, протестантами, упрямцами. Поэтому многие психологи советуют своим слабовольным пациентам привнести его в свою жизнь ради укрепления силы духа.

Что же касательно сочетания с белым? Как уже было сказано, оно обозначает единство Инь и Ян в восточной философии. А ещё «чёрно-белое» восприятие мира, в котором есть как негатив, так и позитив. Соединение этих оттенков является удивительной метафорой противоположностей, потрясающим сочетанием изначально несовместимого. Впрочем, так было когда-то. Сейчас же сочетание чёрного и белого - это самая настоящая классика.

Иконы и иконография. Греческая православная церковь Святой Троицы - одна из старейших церквей византийского стиля на юго-востоке. Почти все в церкви имеет много символизма. Они очень сильны, - сказал преподобный Василе Битрей, пастор церкви. Иконы имеют образы Христа и святых и события жизни Христа. Мы называем значки похожими на окна на небеса. Они помогают нам относиться к святым и мученикам.

Символизм за каждой частью облачений Битрете не является исключением. Чтобы понять их, нужно помнить о корнях раннехристианской церкви. В Ветхом Завете священникам было поручено носить халаты, прежде чем они вошли в Святую Святых, и сложить свои одежды, когда они пошли навстречу людям, сказал Битрей.

Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся. Цветовая гамма общего убранства храма тоже подчиняется символике богослужений: это и покровы на аналоях, и завеса в центре иконостаса над царскими вратами, и даже матерчатые закладки в богослужебных книгах. Обо всём этом заботятся те, кто готовит церковное богослужение или участвует в нём. В первую очередь, это настоятель храма, служащие священники, диаконы, паномари, алтарники; те, кто трудится в храмовой ризнице, другие церковнослужители. Забота о благолепии богослужения - это большой духовный труд и материальные вложения. С самых первых дней бытия Творцу люди отдают всё самое лучшее из того, что Он даёт Своим детям.

«Итак, облачения были с самого начала», - сказал он. Греческая православная церковь прослеживает свои корни в Византийской империи и организации христианской церкви под пятью патриархами в Риме, Константинополе, Александрии, Иерусалиме и Антиохии. Четверо остаются вместе, придерживаясь той же веры, традиций и облачений, которые использовались в византийскую эпоху.

Д. характеризовалась смелыми цветами, орнаментальными рисунками и драгоценными металлами во всем: от искусства до архитектуры и моды. Отдельные куски облачений являются стандартными для православной церкви, но цвета варьируются в зависимости от времени года.

Общее символическое значение церковных богослужебных облачений в Православии ― это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены души верующих людей для участия в вечной радости сочетавания Христа с Церковью избранных Своих.

Мы закончили нашу предыдущую беседу на размышлениях о значении синего цвета в жизни Церкви и жизни человеческой в целом. Следующим в спектре идёт фиолетовый цвет.

Вы увидите, что большинство священников в красном цвете, - сказал Битрей. На Пасхе цвет преимущественно белый, что символизирует чистоту или золото для Царства Небесного. Зеленый весной носит весну, чтобы представить жизнь, а во время праздников Марии носится синий.

Это много разных комбинаций: красный и золотой, белый и синий, или зеленый, - сказал он. Священники читают конкретные молитвы, в основном из книги Псалмов, каждый раз, когда они наделяют каждую часть. Предполагаемый эффект облачения заключается в том, чтобы отвлечь внимание от индивидуальности священника и превратить его в представителя Бога.

Фиолетовый цвет

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Первые пять предметов носят все священники. Остальные заработаны, поскольку священник восходит по званию в священстве. Черным является символическое обязательство служить Христу. Если мне нужно сделать услугу, или мне нужно встретиться с людьми в моем офисе, это мой чиновник, - сказал Битрей.

Духовенство должно было различать одежду, - сказал Битрей. Рукава привязаны к запястьям. С его корнями в ранней церкви, сама одежда является напоминанием об универсальности церкви. Обе стороны часто прикрепляются и висят на лице священника к краю стихариона. Когда священник не исполняет полную мессу, он может носить эпитрахелию с раном, чтобы символизировать его положение, посещая больного прихожанина в больнице или выполняя боковую молитву.

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счёту от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Фиолетовый цвет в Церкви используется в различных оттенках и, соответственно, призван выражать разные чувства, вернее - оттенки главного здесь чувства. Бордовые или фиолетовые ризы священнослужители надевают на все праздники, посвящённые Кресту Господню. Облачения тёмно-фиолетового, багряного или чёрного цвета мы видим на священнослужителях в седмичные дни Великого поста. Фиолетовый - это цвет субботних и воскресных дней святой Четыредесятницы и полиелейных праздников в седмичные дни Великого поста. Тёмно-красный, фиолетовый или бордовый - это цвет облачений службы Великого Четвертка, Недели и седмицы Крестопоклонной. Литургия Преждеосвящённых Даров совершается в фиолетовом, багряном или чёрном. На средневековых полотнах, изображавших Страсти Господни, Христос предстает в одеждах лилового цвета.

Не слишком тёмный фиолетовый, и даже сиреневый, рождённый соединением розового и голубого, - может быть использован в качестве основной цветовой мелодии Святой Четыредесятницы, ибо время Великого поста - это не период безнадёжной скорби, а весна человеческого духа. Быть может, поэтому сиреневый, лиловый цвет сосредотачивает, но не угнетает человека. Именно такой, духовно радостный сиреневый цвет любят в дни святой Четыредесятницы в монастырях бескрайней России.

Красный цвет

Интересны размышления о символическом значении цвета в Православии современных ученых. Российский историк эстетики , доктор философских наук Виктор Васильевич Бычков, авторитетный учёный и знаток православной культуры ссылается на обширную научно-исследовательскую литературу, большое количество письменных источников и открытиях учёных. В своих трудах он пишет, что семь основных цветов делятся на две группы: три самостоятельных цвета - красный, жёлтый и голубой, и четыре производных цвета, рождённых соединением первых трёх - зелёный, фиолетовый, оранжевый и синий.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме.

Наличие в красках трёх непроизводных и четырёх производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. «Бог есть огонь поядающий». Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (жёлтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царём Небесным.

Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух — в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца — Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.

Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (жёлтый) — о Боге Сыне, голубой (синий) — о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трёх основных, непроизводных цветов. Это даёт возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Красный цвет, вслед за белым, продолжающий богослужение Пасхи, остается неизменным до праздника Вознесения. Церковь благословляет считать красный главным цветом Светлого Христова Воскресения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также — цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Цвета гармонии мира

Как сказано в начале беседы, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Это важный и принципиальный момент, рождающий соответственные богословские мысли. Соединение светло-синего и красного - рождает гармонию фиолетового. В то же время, если синий и красный расположить рядом, то это рождают в человеке чувство тревоги и отторжения. Художники, живописцы с мировыми именами, почти никогда не строили с использованием этих двух цветов свои произведения. Равно как и с другими противоположными цветами. Однако всемирно признанные шедевры имеются, но это являлось специальным, очень редким, можно сказать, уникальным, приёмом - попытка создать гармонию на дисгармонии. Имена живописцев, которые первыми приходят здесь на ум - Анри Матисс («Танец»), Кузьма Петров-Водкин («Купание красного коня»), Джакомо Понтормо. Хорошо известно, что их творчество отличалось вызовом общепринятым взглядам на видимый мир. Они любили строить свои произведения на непривычных сочетаниях синего и красного, оранжевого и фиолетового, красного и зелёного. В XVI веке в Европе оформилось целое направление в живописи, которому дали название «маньеризм» - творчество очень техничных художников, которые нарочито «не дружили» с цветами. Кстати, вот эти странные соединения розовых и голубых драпировок на истончённых и искажённых телах, лишало религиозные сюжеты какой бы то ни было глубины. Творчество маньеристов - это, можно сказать, исключение, подтверждающее правило. Про этот стиль в искусстве так и говорят: «характеризуется утратой ренессансной гармонии».

Ещё о фиолетовом цвете

После главной оценки фиолетового с точки зрения на него Церкви, скажем ещё немного о значении и восприятии фиолетового в жизни, в искусстве.

Фиолетовый цвет - особенный, у него есть много очень красивых оттенков. И сами названия их красивы: лиловый, сиреневый, фиалковый, аметистовый, сливовый, синеловый, пурпурный, deep purple, аквамариновый , аметистовый , антрацитный , аспидно-серый , багрянец , барвинковый , бледный розовато-лиловый , бордо , баклажанный, кармин.

Восприятие этого цвета, если он сильно осветлён, зависит от материала: гладкий блестящий атлас или нежный бархат рождают разные и многие чувства. И не меньше ассоциаций, связанных с этим непростым цветом. Он величественный, благородный, царственный, глубокий, загадочный, романтичный. Лиловый - очень многосторонний цвет. Он сочетает в себе пламя красного и безмятежность голубого, страстность и бесстрастие. Лиловый существует в природе везде - от баклажанов до аметистов, а человек с давних времён определил его цветом царской власти.

Один из малоизвестных авторов так описывает своё видение осеннего подмосковного сада с флоксами: «Палитра сиреневых цветов необыкновенно разнообразна. Здесь и насыщенно-розовые цвета. Вот почти такие же цветы, но их окрас имеет уже карминовый оттенок. Вот отдельные кусты чисто сиреневого цвета. Вот пурпурные цветы. Встречаются темно-фиолетовые флоксы и бледно-сиренево-розовые. Но таких немного и цветков на стеблях мало. Кусты цветов, окраска которых тяготеет к красному цвету, тоже богаты разнообразием оттенков, радующих глаз. Область сиренево-синего в них начинает насыщаться по мере опускания завесы вечера».

Глубоко чувствующий православие, русский христианский классик литературы Александр Куприн в рассказе «Ночная фиалка» устами своего героя делает такое заключение: «…что касается фиолетового цвета, то этого цвета русский народ совсем не знает и нигде не употребляет. Лиловый он ещё понимает по сирени, да и то говорит не сиреневый, а синелевой. И, стало быть, наименование цветка «ночная фиалка» выдумано грамотеями». В этом произведении Куприна фиолетовый цвет выступает сильным мистическим символом. Вообще, литераторы не могли пройти мимо тайны сиреневого цвета. Изысканный поэт-символист Иннокентий Анненский воспел красоту фиолетовых камней в стихотворении «Аметисты»: Когда, сжигая синеву,/ Багряный день растёт неистов,/ Как часто сумрак я зову,/ Холодный сумрак аметистов.
И чтоб не знойные лучи/ Сжигали грани аметиста,/ А лишь мерцание свечи/ Лилось там жидко и огнисто.
И, лиловея и дробясь,/ Чтоб уверяло там сиянье,/ Что где-то есть не наша связь,/ А лучезарное слиянье...

В начале XX века самый красивый сиреневый камень стал излюбленным атрибутом декадентствующих поэтов.

Борис Пастернак в «Докторе Живаго» о героине своего известного романа: «Любимый цвет её был лиловый, фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего её бархатного платья, цвет её столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюционного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым».

Анна Ахматова: «И кажется лицо бледней/ От лиловеющего шелка…»; Николай Гумилев: «То мучит, то нежит лиловый/ Томящий и странный цветок». Сиреневое настроение в области музыкального искусства всегда приносит человечеству свои дары. В известном и трогательном романсе на стихи Павла Козлова «Забыли вы»: «Глядя на луч пурпурного заката,/ Стояли мы на берегу Невы». Фиолетовый цвет музыки в страшные 30-е годы советской действительности утешал людей голосом классного Георгия Виноградова. Трогателен и сегодня в его исполнении романс «Одинокая ветка сирени» (музыка Е. Розенфельда, создавшего другие бессмертные хиты «Счастье моё и «Люблю»).

В викторианской Англии главным цветом траура был чёрный, но во время так называемого полу-траура носили и чёрный, и разные оттенки серого и фиолетового, включая сиреневый, фиалковый, гелиотроповый. В конце же траура (или же если траур был по дальнему родственнику), фиолетовыми были только отдельные детали туалета - пояса, отделка, розетки и банты.

Подготовил протоиерей Александр Бутрин