Святой марк гробокопатель в чем помогает. Преподобный Марк Гробокопатель (Пещерник). Братия Иоанн и Феофил

В Киево-Печерской лавре находятся мощи более 120 святых покоящихся нетленно в гробах. Среди них есть святой монах Марк Гробокопатель, день памяти которого 11 января.

В лавре он выполнял послушание, копать могилы для умершей братии от чего и назван гробокопателем. Мощи его так же нетленно покоятся в пещерах лавры.

Марк своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю, и каждый день и ночь пребывал в трудах. И выкопал много могил для погребения братии, ничего за это не требуя. Если же кто-либо сам предлагал ему что-нибудь, он принимал и отдавал убогим.

Однажды, копая, согласно обыкновению, он изнемог, утрудившись, и оставил могилу узкой и нерасширенной. Некто из монахов почил в этот день, а другой могилы не оставалось. Из-за тесноты монаха положили с трудом. Братия стала роптать на Марка, не сумев возлить на умершего елея. И тогда, по слову преподобного, усопший, слегка приподнявшись, вытянул руку, принял елей, крестообразно возлил на себя, лег и почил.

В другой раз, не успев приготовить место для скончавшегося инока, прп. Марк во время отпевания прислал ему просьбу воскреснуть и подождать еще сутки. Усопший тотчас открыл глаза и к нему возвратилась душа, и он прожил еще день и ночь с открытыми глазами, но, не пользуясь речью.
Как-то он приготовил общую могилу для двух братьев: Феофила и Иоанна Младшего — Иоанна Господь призвал ранее, и, когда Феофил возмутился, почему брата положили на место, предназначенное старшему, прп. Марк смиренно просил мертвеца передвинуться, что тот и исполнил. Пораженный Феофил раскаялся и провел долгую жизнь в благочестии и памяти смертной.

Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость- раздавал бедным. Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый(235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте.

Когда Марк узнал о времени своей кончины, позвал Феофила, простился с ним и просил его молитв. Мощи преподобного были положены в Ближних пещерах, где он сам ископал могилу. Там лежат и вериги, которые он носил на себе, и медный крест, из которого пил он воду. Своими устами он так освятил его, что он стал чудотворным.

По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет.

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его — медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Человек был создан Богом как совершенное, по сравнению с нашим настоящим состоянием, существо. Однако грех исказил природу человека, внес в нее страдания, тление и смерть. Как часто наше бренное тело поддается болезням и усталости, страдает от суеты сует и наша душа. Обращаясь к Богу, православные христиане также просят молитвенного предстательства перед Всевышним и у Его угодников. В этом отношении Киево-Печерская Лавра обладает великим богатством — заступничеством целого сонма святых, прославившихся в этой обители своими духовными подвигами. Ежедневно, по будням, в Лаврских пещерах совершается молебен Всем Преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают миром от Чудотворных Мироточивых глав. Особый молебен совершается к основателям Киево-Печерской Лавры - Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, а после него верующим одевается шапка преподобного Марка Гробокопателя. Преподобный Агапит Печерский при жизни был врачом, но больше, чем целебное зелье исцеляла людей его молитва. И посей день, молитвы святого утешают многих страждущих, и у его мощей происходят чудеса телесных и душевных исцелений.

Святой преподобный Марк ходил в этой шапке. Печерские подвижники были носителями высшего нравственного совершенства - это люди высокой, чистой и святой жизни. Нетление мощей, почивающих в лаврских пещерах, есть явление благодати Духа Святого, дар милости Божией к преподобным угодникам Печерским за святость их жизни и особенную любовь их к Богу и ближним.

Шапка ( металлический головной убор весом в четыре килограмма ) преподобного ныне перенесена в храм «Живоносный Источник», где есть возможность собраться большему количеству людей, чем в пещерке. Ежедневно (с понедельника по пятницу в 8.30, суббота - 10.30, кроме воскресенья) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка . За богослужением совершаются молитвы и с верой надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просим у него помощи и молитв пред Богом, дабы и нам научится у него такой же чистой и святой жизни.
Если пройти от храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» вправо по Днепровской набережной, то можно увидеть аккуратную лестницу, которая ведет к источнику Божией Матери. Люди называют его еще «Слезы Пресвятой Богородицы», или «Слезы Божией Матери», изредка говорят «Живоносный источник. Ежедневно (понедельник - воскресенье в 15.00) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка .

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Прихожане верят, что шапочка, преподобного Марка Гробокопателя, вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, исцеляет тяжелые телесные и душевные болезни, наполняет ауру человека чистой энергией.

Преподобне отче наш Марко, моли Бога о мне грешнем, да дарует ми память о загробнем животе моем

О времени, когда подвизался блаженный Марк

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным.

Аскетические подвиги преподобного

Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами.

Чудеса по молитвам преподобного

Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

Пещеры Киево-Печерской лавры

Иное чудо

Прп. Марк

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братью совершающей обычное пения над умершим. Тогда он сказал умершему:

— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: » — Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил

Братия Иоанн и Феофил

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть.

Посмертное чудо прп. Иоанна по молитвам прп. Марка

Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

— Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас.

Послушание преподобного

Раскаяние Феофила

Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: » -«Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

— Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых — дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Покаянный плач

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

— Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

— Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Пророчество преподобного

Преподобный Марк

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Фееофил же со слезами ответил ему:

— Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

— Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Кончина прп. Марка

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший.

Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста,- все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Крест прп. Марка

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Явление Ангела

Явление Ангела

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила. исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

— Вот слёзы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мощи прп. Марка в Ближних Пещерах

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Посмертная слава преподобных Марка, Феофила и Иоанна

Наместник Лавры Митрополит Павел (Лебедь) надевает шапку прп. Марка

В Киево-Печерской лавре регулярно проводят особые молебны с надеванием на молящихся шапки преподобного Марка Гробокопателя.
Много веков назад подвижник Киево-Печерского монастыря искапывал для почившей братии могилы в пещерах, чем и заслужил прозвище.

А когда отошел ко Господу сам, то оказалось, что его мощи стали чудотворными. Мощи святого почивают в Ближних пещерах, а шапка, которую носил преподобный, используется во время молебнов о здравии. Многие верующие свидетелствуют, что шапка исцеляет их от головной боли или заболеваний нервной системы. А незамужние девушки верят, что если сходить на семь служб подряд, то встретишь своего суженого. Так это или нет, нам не ведомо, но думается, что Господь- сердцеведец во благовремение посылает каждому то, что полезно для спасения его души.

Принято считать, что после смерти человек уже недосягаем для кредиторов и интересует лишь похоронные организации. Но могильщики - далеко не единственные люди, которые извлекают выгоду из физического, так сказать, присутствия останков покойного на грешной земле. Даже не касаясь клана мелких кладбищенских воров, крадущих венки и детали памятников, необходимо признать, что сегодня в России процветает социальная прослойка граждан, построивших свой бизнес исключительно на мертвых. Это - гробокопатели, грабители могил.



Правда, в наше время разорение свежих могил непопулярно. Тому есть две причины. Во-первых, от беспросветной нищеты основной массы кладбищенского «населения», руки опустятся у самого упорного гробокопателя. Разграблению изредка подвергаются могилы высокопоставленных военных - ради мундиров, цыганских баронов и новых русских. Хотя, вполне возможно, осквернение богатых захоронений происходят чаще, чем известно правоохранительным органам - это в тех случаях, когда воры работают ювелирно, следов не оставляют и имеют непосредственное отношение к персоналу кладбища.

Другая причина: никакого дополнительного навара со свежего трупа, кроме нескольких, не имеющих исторической ценности безделушек, сегодня поиметь не удастся. То ли дело было в античные времена или средние века - тогда в «утилизацию» шло тело покойного. На протяжении тысяч лет жуткая добыча гробокопателей пользовалась бешенным спросом у аптекарей - фабрикантов целительного средства «мумие». Как ясно из названия лекарства, перерабатывались первым делом египетские мумии: их мололи в пыль. Но также мумие изготовлялось из свежих трупов: покойников просто кипятили в специальных чанах с трубочками для отвода жирного, маслянистого навара - из него-то и приготовлялось чудо-лекарство. Прибыль от торговли мумие в те годы можно сравнить лишь с прибылями нынешних наркодельцов. Так что, разорители могил были загружены работой по горло. Позже, с развитием научной медицины, свежевыкопанные тела, несмотря на суровые церковные кары, пользовались стабильным спросом среди студентов университетов. А мумие, однако, и по сей день свободно продается и остается надеяться, что его изготовители не прибегают к традиционным рецептам.

Последние годы было совершено лишь несколько громких похищений мертвых из мест вечного упокоения. В частности, в марте 1978 года из могилы исчез гроб с телом великого комика Чарли Чаплина. Преступники потребовали у его вдовы выкуп - 600 000 швейцарских франков. Полиция сумела вычислить и повязать бандитов: ими оказались двое безработных эмигрантов-славян. Буквально за несколько дней до этого случая, в Италии, по похожей схеме гробокопатели пытались нажиться на теле итальянского миллионера Сальваторе Матрессы.

Русские зарабатывают на мертвецах менее экстравагантным, но более эффективным способом. Реальные деньги сегодня приносят две специализации гробокопателей: «черная» археология и «черное пионерство» - поиск останков солдат Второй мировой войны. «Черное пионерство» считается не слишком аристократичным занятием в среде рыцарей лопаты. Тем не менее, экспедиции по местам боев весьма выгодны. Калининградские старожилы вспоминают, что однажды, в советские времена, на Куршской косе, близ города, местные мужики нашли целый ящик немецких наград. Все окрестные собаки после этого ходили увешанные крестами, как елки игрушками. Теперь такое расточительство может присниться калининградцу лишь в страшном сне.

Нацистская атрибутика имеет неизменно высокий спрос среди московских коллекционеров. Причем, в качестве товара может выступать все - от «эсесовской» кокарды, до сапог и сгнившего нижнего белья. Оружие - отдельная статья. Особую ценность имеют вещи сделанные в концлагерях из человеческой кожи, в частности, офицерские кисеты и абажуры ламп. Очень хороший доход приносит сбор жетонов павших бойцов вермахта - их скупают немцы. Советские значки и награды ценятся значительно меньше, а солдатские медальоны гробокопатели зачастую сами безвозмездно передают в официальные поисковые организации.

Особой удачей среди «черных пионеров» считается находка даже не останков убитого немецкого солдата, а его богатых потомков в Германии. В таком случае стоимость жетона и личных вещей покойного зависит только от толщины кошелька бюргеров. Очень интересная тенденция наметилась после того, как Запад охватила мода на технику времен войны. Воровать стали… могилы. Ведь именно могилой, по Божеским и человеческим законам, признается затонувший с экипажем в реке или болоте танк, автомобиль, самолет. Боевые машины, много лет прослужившие саркофагами, разбираются на части и вывозятся из России в Европу. Как стало известно, сейчас зарубежных коллекционеров сильно интересует бомбардировщик люфтваффе Хенкель-111, упавший с экипажем в 1942 году в Волгу у саратовского железнодорожного моста. По всем данным, эта машина должна хорошо сохраниться и затраты на ее подъем со дна окупятся многократно.

Ошибается тот, кто думает, будто «черные пионеры» появились недавно, как подручные-снабженцы криминальных группировок и теневых антикваров. В Севастополе, например, имеются своеобразные династии, где от отца к сыну передаются накопленные знания и опыт. Мародерство расцвело в Севастополе махровым цветом в послевоенные годы: в окрестностях города лежали не погребенными тысячи русских и немецких солдат. Грабителей в то время привлекали, прежде всего, золотые зубы, коронки и кольца. В семидесятые годы прошлого века группа молодых отморозков раскопала на окраине Симферополя ров, где были похоронены расстрелянные немцами евреи. Вырванные из черепов зубы и коронки грабители за полцены сбывали ювелирам.

Зубы, кстати, очень перспективное направление в гробокопательстве. Стоматологи издавна использовали зубы мертвецов для протезирования. Волна моды на «покойницкий оскал» прокатилась по Европе после наполеоновских войн. Толпы местных крестьян и залетных мародеров с щипцами рыскали по полям сражений, набивая мешочки вырванными у трупов резцами, клыками и коренными зубами. Они назывались - «зубы Ватерлоо». Ныне это течение в стоматологии вновь потихоньку набирает обороты, с одной поправкой: ценятся зубы из черепов 1,5-2-х тысячелетней давности. Хорошая экология и бесхитростное питание позволили скифским зубам на протяжении веков оставаться крепкими как сталь и белыми, словно жемчуг.

Раскопками скифских, сарматских, аланских и монгольских курганов на территории Украины, России и Сибири занимаются гробокопатели высокого полета - «черные археологи» или, как их еще называют, «антики». Специалисты отмечают, что ни разу, за всю историю человечества, древние курганы не знали такой разрушительной вакханалии грабежа, какая началась с 90-х годов прошлого века. На всех престижных мировых аукционах археологические ценности из степных курганов и крымских некрополей пользуются огромным спросом. Продаются серебряные и золотые пряжки, погребальные маски, чернолаковая и краснолаковая посуда античной эпохи, византийские монеты, бокалы, подвески, бронзовые и золотые украшения. В Крыму известно более трех тысяч курганов, склепов, усыпальниц и городищ. Они все, без исключения, тщательно просеяны ворами, и неоднократно.

Жители одного из крымских сел недавно стали свидетелями бурной разборки между конкурирующими бригадами гробокопателей. Недалеко от дороги, прямо в поле кто-то нашел неповрежденный могильник. Радостная весть моментально долетела до ушей мародеров и через пару дней у села высадились несколько интернациональных бригад «археологов». Спор за курган едва не вылился в перестрелку но консенсус все же был найден: захоронение разграбили «на паях», быстро и сноровисто. Сливки, снятые только с одного захоронения могут до конца жизни обеспечить десяток «джентльменов удачи».

Кары, предусмотренные законодательством России и республик СНГ в отношении разорителей могил, настолько смехотворны, что не отпугивают от этого ремесла даже ленивых. Но и в странах с более жесткими законами бизнес на мертвых процветает. В настоящий момент в Китае, в провинции Шанси, полицейские ведут настоящую войну с мародерами за обладание сокровищами Сианя - города «тринадцати династий» императоров. Смертная казнь за разорение гробниц не отпугивает гробокопателей и приводит лишь к тому, что бандиты вооружаются и без обиняков вступают в бой с полицией.

Недавно, как известно, израильские археологи объявили об обнаружении у Мертвого моря древнего кладбища ессеев. Захоронения были обнаружены с помощью радара способного «видеть» сквозь землю. Раскопки начались после некоторой организационной задержки и она оказалась для археологов роковой. Грабители могил мгновенно пронюхали о находке, перерыли кладбище, а это 1178 могил, и унесли самый ценный погребальный антиквариат.

Управа на гробокопателей все-таки есть, но не уголовное законодательство, а страх перед мистической силой мертвых. Общеизвестен факт загадочной и скоропостижной смерти всех ведущих специалистов, принимавших участие в раскопках погребальной камеры Тутанхамона. Заклятье, наложенное египетскими жрецами на усыпальницу юного царя гласило: «Смерть прилетит на быстрых крылах к любому, кто дерзнет коснуться гробницы фараона». Первой жертвой мести фараона пал сам организатор экспедиции лорд Карнарвон. Не углубляясь в историю, можно отметить не менее загадочную смерть 45-летнего светила ростовской археологии Евгения Беспалого. Ученый лично исследовал около полутора тысяч сарматских и хазарских курганов, им найдена большая часть хранящегося в музеях страны сарматского золота. Умер Евгений Беспалов в 2000 году, заразившись во время раскопок редкой болезнью - лептоспирозом. Перед смертью, в бреду, он не прекращал беседовать с явившимися к нему духами сарматских воинов.

Профессионалы от «черной» археологии еще более суеверны, чем ученые. Ими давно замечено, что, стоит приступить к раскопкам очередного кургана, как на небе собираются грозовые тучи. Известен факт, когда четверо севастопольских грабителей проникли в античный склеп и увидели там скелет женщины с отрубленными кистями рук. Меж ребер покойницы торчали сгнившие остатки деревянного кола. Опомнившись от первого потрясения, напуганные мужики вытащили скелет ведьмы наружу и сожгли на костре. В свою очередь, в Олонежье из уст в уста передается предание о бабе Матрене, задушившей грабителя Онфима, когда он пытался похитить из ее могилы драгоценный камень-амулет. В Южной Америке, среди индейских племен считается бесспорным, что мумии древних вождей оживают в случае опасности и безжалостно расправляются с нарушителями гробового покоя.

К началу третьего тысячелетия в мире остались только две бесспорно существующих, но до сих пор не открытых богатейших захоронения: могила Чингисхана и могила вождя готов Алариха. Первый заранее позаботился о своем теле, приказав верным нукерам перебить после похорон всех участников похоронной процессии. Алларих же был погребен на дне реки, которую специально перед этим запрудили. Рабочих, строивших для вождя склеп, готы так же умертвили, сразу как река вошла в свое русло. Долго ли местонахождение могил великих завоевателей будет оставаться тайной, ввиду охватившей мир кладоискательской лихорадки, неизвестно...

Монах, сейчас известный как Преподобный Марк Гробокопатель, жил в 11 веке в Киево-Печерской лавре. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах (Ближние или Антониевы пещеры - комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников, своего рода парижские катакомбы по-украински).

В те времена среди монашеской братии практиковался обычай: для уединенной молитвы монахи отправлялись в пещеры, и в их стенах вырывали себе углубление (подземные кельи). Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: помимо молитв и строгого поста он успевал копать пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших монахов (именно по этой причине получил своё прозвище), на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал.

Преподобный Марк не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых (так его вознаградил Господь за усердие в молитвах). Существуют легенды о трёх подобных случаях:

Так, однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и другого места для его погребения не оказалось. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в тесную могилу. Тогда братия стала роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Марк сказал мертвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься, и, принявши елей, возлей его на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег и почил.

Второй случай произошел с двумя братьями, преподобными Иоанном и Феофилом, для которых Марк выкопал общую могилу. Младший брат, преподобный Иоанн, умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения.

Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом.

Третий случай произошел, когда Марк заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха. Преподобный передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.

Когда пришел срок Марка предстать перед Господом, то он сам ископал себе могилу. Вместе с ним покоятся медный крест - кувшин, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу исцелять тех, кто теперь пьет из этого креста. Так же считается, что шапка Марка также обладает целительной силой (под шапкой имеется в виду металлический головной убор весом в четыре килограмма).

Музей Погребальной Культуры обладает уникальным экспонатом, связанным с Марком Гробокопателем - освященной в Киево-Печерской Лавре иконой Преподобного с частицей его мощей и землей с места его упокоения.

Мощи преподобного Марка Медный крест Марка Гробокопателя Чудодейственная шапка Марка

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

Святой Марк подвизался в XI-ХII вв. в Киево-Печерской обители. Жил он в пещере и занимался копанием могил.

Пещерные могилы тогда представляли собой небольшие отверстия в стене пещеры. Тела усопших монахов клали в такие углубления по обеим сторонам пещерного коридора. Для того чтобы выкопать могилу, необходимо было изрядно потрудиться - сделать лакуну необходимого размера, вынести из пещеры землю. Долгие годы Марк нес это послушание ради братии.

За особо строгую подвижническую жизнь преподобный Марк получил от Бога удивительный дар - власть над смертью. В Киево-Печерском патерике приведены несколько историй, свидетельствующих об этом.

Так, однажды преподобный рыл очередную могилу и по усталости не успел расширить ее до необходимого размера. Как раз в тот день почил один из братьев. Монахи пришли хоронить его и не нашли другой могилы, кроме неоконченной. Едва вместив мертвеца в узкое отверстие, иноки стали роптать на Марка, потому что на мертвом нельзя было ни одежд поправить, ни елея на него возлить. Тогда преподобный повелел покойнику: «Брат, могила тесна - окропись ты сам. Возьми елея и возлей на себя». Мертвый послушно приподнялся, взял елей, возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, поправил на себе одежды, лег - и вновь упокоился. Все окружающие были поражены.

В другой раз также умер один брат, а готовой могилы не было. К Марку пришел монах и спросил, где похоронить преставившегося. Марк ответил: «Пойди, скажи умершему брату, что грешный Марк просит подождать до завтра, пока я приготовлю ему место». Монах послушался преподобного и пошел в храм, где как раз совершали заупокойное богослужение по усопшем. Встав напротив мертвеца, он произнес: «Брат Марк просит подождать до завтра, пока он приготовит тебе место». Какой же ужас оковал всех, когда мертвец открыл глаза! Он лежал с открытыми глазами и дышал, не вставая и ничего не говоря.

На следующий день инок снова пошел к Марку спросить о могиле. «Да, место готово. Передай брату, что он теперь может умереть», - ответил Марк. Монах пошел к ожившему и передал слова подвижника. Как только он закончил говорить, оживший вновь испустил дух.

Еще одна история. Были в монастыре два брата-монаха, с детства очень любящие друг друга. Им удалось уговорить Марка выкопать им общую могилу, чтобы лежать там после смерти вместе.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте».

Однажды Феофил, старший брат, отлучился из обители. Младший в это время заболел и скоропостижно скончался. Феофил, возвратившись, много скорбел. Поплакав, он пришел в пещеру посмотреть, где положили усопшего. Обнаружив, что брат лежит на верхнем месте, Феофил с возмущением упрекнул Марка: «Я старше его, а ты положил его на моем месте!» Пещерник попросил прощения у Феофила и сказал умершему: «Брат! Поднимись и ляг на нижнем месте». На глазах у всех мертвец встал и лег там, где ему было указано.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте». Преподобный ответил: «Ты и должен был воспользоваться своим старшинством, и теперь же и положен был бы здесь. Но ты еще не готов предстать пред Господом. Иди, позаботься о своей душе, и скоро будешь лежать в этой пещере. Воскрешать же мертвых есть дело Божие, а я человек грешный».

Феофил с рыданиями возвратился в свою келью. Он раздал все до последней рубашки и стал ожидать смерти. Никто не мог остановить его плача, и никто не мог убедить его поесть чего-то вкусного и сладкого. Монах морил себя голодом, молился и плакал, ожидая кончины. Он так изнурил свое тело, что можно было перечесть его кости. От постоянного плача он ослеп.

Однажды преподобный призвал Феофила и сказал ему: «Молись обо мне, я умираю». Тот был потрясен. «Или возьми меня с собой, или даруй мне зрение», - просил он. Но Марк открыл ему, что слепота была попущена Богом ради его духовного преуспеяния, и прозревать ему не полезно. Впрочем, Гробокопатель также предрек слепцу: «За три дня до преставления своего ты прозришь». В тот же день Марк умер.

Разлука со старцем стала для Феофила источником еще больших скорби и слез. Когда он плакал, то ставил перед собой сосуд, в который капали слезы. За годы плача он наполнил сосуд до самого края. Однажды во время молитвы ему явился ангел, который сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем хвалишься слезами?» После этих слов ангел показал Феофилу сосуд еще больший, полный влаги. Оказалось, то были слезы, пролитые Феофилом, но не попавшие в сосуд. Они либо упали на землю, либо были отерты рукой, но ангел хранитель собирал каждую покаянную слезинку, не потеряв ни одной.

После ангельского видения Феофил прозрел и через три дня отошел к Господу. И Феофила, и его брата положили рядом с преподобным Марком.

Власть над смертью, какую имел преподобный Марк, безусловно, поражает нас. Но как бы удивителен ни был этот дар, он представляет собой реализацию той возможности, которую Христос дал всем нам. А именно.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть.

Апостол Павел писал, что Христос пришел «...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству » (Евр. 2, 15). Здесь апостол замечает важную вещь: смерть является не только следствием греха первого человека, но и причиной греха - если говорить уже о нашей с вами жизни.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть. В блуде и чревоугодии, любостяжании и сребролюбии, гордости и тщеславии мы подсознательно бунтуем против смерти и как бы пытаемся упрочить свое существование ложными способами.

Мы пытаемся преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся, потому что ищем жизнь не в Боге, а в грехе. Мутная сладость греха дает нам мнимое переживание яркости бытия. А после греха мы неизбежно понимаем, что сделались теперь еще мертвее.

«Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство грех у», - говорил об этом свт. Иоанн Златоуст.

«Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему », - писал прот. Иоанн Мейендорф.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы».

Получается интересная картина. Результат первородного греха есть наследственная смертность, но она, в свою очередь, также родит грех. Грех и смерть взаимно порождают друг друга! Получается порочный круг, в котором безысходно пребывал человек до прихода Христа. Но смерть и воскресение Спасителя разорвали этот круг и подарили человеку возможность выйти из «системы» - жить вне рабства греху и смертности.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы». Вообще святость всегда есть отчаянный прорыв в небеса, буквальное исполнение слов апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (1 Кор. 3, 18). И каждому, кто вышел из «системы», Бог дает качества, которые являют новизну этого человека, принадлежность его к иному миру, к Царству Небесному.

Преподобному Марку Господь дал видимую и явную власть над злейшим врагом человечества - смертью. Христос может делать такие подарки, потому что Он победил смерть и способен подарить Свою победу. Подобно тому, как в древности цари подводили своих малолетних детей к связанным и поверженным врагам, и дети наступали ногой на обезвреженного папой неприятеля. Победа отца принадлежала и им - папа подарил им ее.

Также и Христос дарит нам Свою победу над смертью. Без Него мы - беспомощные дети. С Ним - победители диавола, греха и смерти. И насколько мы раскроемся перед Христом, насколько дадим Ему место в нашем сердце, насколько позволим Ему действовать в нашей жизни - настолько мы будем способны воспринять Его победу, Его силу и Его благодатные дары.

Преподобный Марк - один из тех, кто дерзнул выйти из «системы» греха. Все отцы, лежащие мощами в лаврских пещерах - новые люди, в которых Христос вложил какое-то новое качество Своего Небесного Царства. И они способны научить нас, жителей 21-го века, этой новизне.

Потому мы и ходим туда, в полумрак киевских пещер, к мощам преподобных - подышать воздухом новой жизни, приобщиться к Царствию Божьему, приобрести силы для того, чтобы выйти из «системы» и нам. Мы ходим туда, чтобы научиться побеждать смерть не лжебытием греха, а подлинной жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святой Марк да помолится Христу в день своего преставления, чтобы мы нашли подлинную жизнь там, где она действительно есть - в Боге.

Помолись о нас, отче Марко! Чтобы у нас получилось все то, чего Бог хочет от нас.