Понятие личности в философии, психологии и социологии. Понятие личности в современной философии Личность и деятельность в философии

Индивид - носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр - он становится личностью. В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид, дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании "индивиды" все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода. конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

В целостности психофизической организации организма:

В устойчивости относительно окружающей реальности;

В активности.

По- другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие, как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании ограничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Понятие «личность» в философии:

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера. Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и игл приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности. Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту казнь, какая его конечная цепь и чему он посвящает свою казнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если ею взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека - это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений, каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.). Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:

    человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

    устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:

    Наследственно биологических свойств;

    Социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:

    Первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);

    Второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);

    Третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

    Четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Понятие личности в философии кратко звучит так: личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия. участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других.

Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности. Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь. личность и индивидуальность образуют целостность. но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» » и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека.

Личность чаще описывается. как сильная. независимая. тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность. как - яркая. творческая. Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальности». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру. Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их. трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума.

Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций. самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности, роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Философия личности



Введение

2 Философия личности и ее признаки

2 Философское совершенствование личности

Заключение


Введение


Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Объектом исследования является личность. В качестве предмета исследования рассматривается философия личности и пути ее совершенствования.

Целью работы является: анализ проблематики философии личности и пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

Определить сущность понятия «личность» и характерные ее черты;

Изучить философию личности и ее признаки

Рассмотреть проблематику философии личности;

Предложить пути философского совершенствования личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 24 наименования.

Глава 1. Теоретические основы личности и ее признаки


1 Сущность понятия «личность» и характерные ее черты


Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности - основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы - также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.

Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.

Таким образом, под личностью подразумевается прежде всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а социальная. Личность - это и есть социальная индивидуальность. Человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. То, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.

Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.


1.2 Философия личности и ее признаки


Русская религиозная философия сделала акцент на духовные качества человека: творчество, любовь, добро и т.д. Человек рассматривается как центр мира; человек призван богом как свободное творческое существо к собиранию мира в единое целое, к созданию гармонии. Смысл его жизни состоит в отрицании зла, посредством творения добра.

Человеческая личность - «величайшая в мире загадка». Личность существовала не всегда. Греческая цивилизация не знала такого понятия, как не знал его и Рим. Античность имела представление только о персоне. Этот термин обозначал различие характеров

Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Не только животное или растение есть индивидуум, но и алмаз, стакан, карандаш. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, неспособны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования. Между тем как индивидуум не предполагает непременного такого обнаружения смысла, такого раскрытия ценности. Личность совсем не есть субстанция. Понимание личности как субстанции есть натуралистическое понимание личности и оно чуждо экзистенциальной философии.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Это - этическая аксиома. Личность не есть объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя найти. Встреча с личностью есть встреча с «ты», а не с объектом. Личность не есть объект, не есть вещь.

Есть еще один признак личности, отличающий ее от вещи, может быть, самый существенный - личность способна испытывать страдание и радость, она имеет для этого чувствилище, которого лишены сверхличные реальности. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости. Личность предполагает чувство реальностей и способность выходить к ним. Крайний индивидуализм есть отрицание личности. Личности присущ метафизически социальный элемент, она нуждается в общении с другими. Природная жизнь пола всегда трагична и враждебна личности. Личность оказывается игрушкой гения рода, и ирония родового гения вечно сопровождает сексуальный акт. Не бессмертие и вечность ждет личность в сексуальном акте, а распадение в множественности рождаемых новых жизней.

Таким образом, всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Есть «иной мир», более реальный и более подлинный.

Глава 2. Проблематика философии личности и пути ее совершенствования


1 Проблематика философии личности


Личность преподносится как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания. Существуют только личности и то, что они создают.

Философия личности пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры. Наиболее богатыми являются отношения человека к Богу, в которых проявляется истинная сущность человека и происходит возрождение его индивидуальности.

Таким образом, философия личности пытается примирить сциентистскую и антисциентистскую тенденции в современной философии. Современная наука не даёт человеку целостного взгляда на мир, поскольку мир дан нам в личном персональном опыте. Поэтому все невзгоды современного человека коренятся в ограниченности научного мировоззрения, пронизанного технократизмом. Человек становится придатком машины, он теряет свою уникальность и неповторимость, его деятельность запрограммирована, он не может выйти за рамки стандартного поведения.

В основе философии личности лежит идея персонификации Вселенной, согласно которой последняя есть единое всепоглощающее «Я». Философы превращают мир в мир духовных феноменов, но мыслят его духовность как результат персонального опыта, как результат мышления одного или многих «Я». Мир дан только в личном сознании субъекта, то есть объект как бы растворяется в субъекте. Личностное познание мира находится в рамках психологического освоения её человеком, так как объективный мир рассматривается как объективация разума, воли, желаний, целеполагания личности.

В эпоху научно-технической революции философия личности претерпевает некоторые изменения, хотя и остаётся в рамках традиционной точки зрения, что истины науки не противоречат истинам религии. Философы доказывают, что религия является неотъемлемой частью человеческого духа так же, как и моральные или интеллектуальные ценности.

Итак, средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Личность становится личностью, только приобщаясь к миру социального. Существует три способа формирования личности:

) медитация, или поиск призвания;

)собственное воплощение, или занятие тем, что принесёт призвание;

) самоотверженность, или жизнь для других.

Если человек не обладает одним из этих моментов, о нём нельзя сказать, что он состоялся как личность.

История самоидентификации личности есть история её персонализации, которая разворачивается по мере нарастания гуманизации человечества. Особое внимание философия личности уделяет роли христианства в процессе развития личности.

Итак, философы выступили с попыткой обоснования «целостной» личности, осмысления человека как духовного бытия, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Они отмечали искажённые ценности современного человека с приматом вещей, с ориентацией на материальные ценности в ущерб духовности и умению не «иметь», а «быть».


2.2 Философское совершенствование личности


Личность человека развивается благодаря, шести органов чувств и ее развитие будет ограничено физикой. Исследователи выходили за пределы физики, науки, религии и их личность получала расширенное восприятие бытия. Они заявляли о своих озарениях, их унижали, запрещали, уничтожали. Нас заставляли думать одинаково, как было определено ранее авторитетами. Благодаря, намерения одного человека, заявившего о нем в пространство, сейчас наше общее коллективное сознание, легко принимает эту истину.

Не прошло и полвека, как личность человека приняла новое восприятие, благодаря первопроходцам, и считает его теперь своим от рождения, оно же уже в прошлом, доказано, утверждено. Необходимо понимать великое благо присутствие личности и необходимости уделения ей, наибольшего внимания и заботы.

Личность чувствует себя отдельно от всего и ей потому страшно, она сомневается, защищается, нападает. Нам не стоит уничижать личность, она величественна, ее необходимо трансформировать <#"justify">Итак, о чем думает человек, туда поступает энергия, и намерение начинает матерелизоваться. Жизнь сразу начинает преподносить дары. Личность вправе принимать их, или отрицать. Как правило, то, что мы не понимаем, мы не можем принять. Личности необходимо, во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента. В настоящем моменте, мы творим жизнь, мы и есть жизнь.


Заключение

личность философский совершенствование

Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости.

Средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Для развития личности человека, необходимо условие наличия личного намерения, личного заявления, соответствующее действо заявленному в пространство.

·Первым шагом является осознание совершенства жизни <#"justify">Личности необходимо во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента.


Список использованных источников и литературы


1.Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 2009. №2. С. 15-19.

2.Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 2011. №1. С. 8-9.

.Бердяев Н. А. Эрос и личность. М. 2009. С. 158.

.Буржуазная философская антропология XX в. М. 2006. С. 211.

.Гельвеций А. К. О человеке. М. 2009. С. 87.

.Дубинин Н. Н. Что такое человек. М. 2008. С. 315.

.Каримский А. М. Социальный биологизм. М. 2011. С. 97.

.Карпинская Р. С., Никольский С. А. Философия. М. 2008. С. 268.

.Культура, человек и философия // под ред. Исламова Р. 2009. С. 287.

.Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. 2004. С. 154.

.Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 2010. С. 168.

.Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии.2010. №6. С. 15-19.

.Новгородцев П. И. Об общественном идеале личности. М. 2011. С. 361.

.О человеческом в человеке / под ред. А.Р. Савина М. 2007. С. 198.

.Проблема человека в западной философии / под ре. Л.Джеймса. М. С. 258.

.Социальная философия / Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М. 2007. С. 274.

.Табачковский В. Г. Человеческое мироотношение: данность или проблема? // Вопросы философии. 2010. №6. С. 19-25.

.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 2007. С. 197.

.Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 2010. №6. С. 15-19.

.Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки. 2011. №1. С. 19-23.

.Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 2009. №2. С. 21-26.

.Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте // Философская и социологическая мысль. 2009. №9. С. 4-9.

.Шинкарук В. И. Философия и мировоззрение // Человек и мир человека. 2007. №7. С. 7-12.

.Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. 2011. №8. С. 15-18.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Говоря о личности, мы прежде всего имеем в виду отдельно го человека, индивида, индивидуальность. Отдельный человек и индивид - что одно и то же - единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - совокупность черт, образующих своеобразие индивида, его отличие от других. Но личность в представлении философов не сводится ни к индивидуни к индивидуальности. Если вычленить, сопоставляя философские концепции, некоторое более или менее устойчивое ядро в разных трактовках личности, то обнаружим примерно следующее ее понимание. Личность - это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность - субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осущестачение того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое положительной самооценкой личности, выражающей удовлет воренность общим течением сиоей жизни, состаатя-ет счастье в его широком философском осмыслении Отсюда делается практический вывод - жизнь, не имеющая смысла, не может быть счастливой. Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, является субъект-субъектное отношение - общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и до зге. Кроме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъект многообразной активности обладает автономным «Я», препятствующим ею отождествлению с ее ролями. Существенное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравственное самосознание, которое побуждает к исполнению обязанностей сохранения и возвышения достоинства личности в целом. Для И. Канта отдельный человек как личность есть субъект исполнения нравственного долга, принадлежащий миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и социальными закономерностями и принадлежит миру необходимости, миру природы.

В европейской философии существует прочная традиция персонализма - позиции, согласно которой личност ь рассматривается в качестве высшей ценности, а отношения, строящиеся на признании этой ценности, относятся к высшему разряду отношений. Такого рода идеи присутствуют уже в учениях Сократа, Платона. Аристотеля Персонализм становится принципом христианской философии и развивается в Средние века Августином, Фомой Аквинским и др. Эта линия находит продолжение в философии Г. Лейбница, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо.

С. Кьеркегора, Л Фейербаха, А. Бергсона, М. Шелера, Ж. Мартена, М. Бубера, К. Ясперса и др. В XX в. персонализм оформляется в философское направление, к которому причисляются Н. А. Бердяев, Н. Лосский, Э. Мунье и др. Некоторые религиозные персоналисты (Мунье, Бубср) настаивают на том, что подлинный диалог есть «общение в Вере»: только встреча человеческого Я с Божественным Ты делает возможной свободную духовную коммуникацию между людьми.

Часть философов считает личность чисто духовным образованием. По мнению М. Шелера, дух «есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспримесная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов. Центр духа, личность, не является гаким образом ни ■ редметным ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом (сущностно определенное) упорядоченное строение актов»*. Другие, наоборот, толкуют личность очень расширительно. Показательна в этом отношения концепция личности У. Джеймса (1842-1910). Это американский философ и психолог, один из основателей прагматизма, направления, оказавшего сильное влияние на американскую культуру XX в. Джеймс различает в личности «чистое Я» - субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность и с состоянием чего связывает самооценку В это широкое «Я» включается три вида личности 1. Физическая личность, охватывающая тело индивида, его одежду, близких людей, дом, плоды его труда. 2. Социальная личность - роли индивида в отношениях семейных, товарищеских, профессиональных, сословных и т. д. По словам Джеймса, «на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит»2. 3. Духовная личность есть совокупность интеллектуальных, нравственных, религиозных характерно ик индивида Главная составляющая жизненного благополучия и его критерий - самоуважение (самооценка) личности. Оно прямо пропорционально успеху и обратно пропорциональна притятаниям индивида. Компоненты личности образуют ценностную иерар хию, в которой более высокую ступеньку занимает то, что отвечает более общим, перспективным интересам развития индивида. Духовная личность, соединяющая индивида с абсолютным началом, ценнее социальной, социальная ценнее физической. Джеймс дает своим последователям практический жизненный совет: соизмерять притязания, со своими возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться в первую очередь о своей духовной личности.

Социально-активистская и атеистическая трактовка личности разрабатывается в марксизуте. Советский философ Э. В. Ильенков (1924-1979) строит свою концепцию личности, весьма влиятельную в отечественной психологии и философии, опираясь на положение К. Маркса (из «Тезисов о Фейербахе») о том. чю сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений. По Ильенкову, личность - социальное образование в индивиде, субъект, носитель «социально-человеческой деятельности», индивидуально выраженное всеобщее. Философ утверждает, что в теле индивида «осуществляет себя личность как принципиально отличное от его тела и мозга социальное образование («сущность»), именно совокупность («ансамбль») реальных, чувственно-предметных, через веши осуществляемых отношений данного индивида к другому индивиду (к другим индивидам)»1. Индивид как личность действует свободно, развивая в себе обществен - ные силы; чем больше его деятельность общезначима, отвечает социальным потребностям и целям, содействует прогрессу человечества, тем больше он личность.

Человек - это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального.

Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Индивид, таким образом, - это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого.

Личность - это человек, у которого выделяются прежде всего социальные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-исторического развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отношений в обществе, носителем и выразителем общественно-социального.

Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок с рождением, например, не является еще личностью, так как не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С появлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнавание, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляемое воспроизведение мыслей и других, начинают формироваться черты его личности.

Во-вторых, личность ориентируется в общес­тве на его ценности, осуществляет общественно-полезную деятельность, выполняет общественные обязаннос­ти. Вместе с тем, личность учитывает и свои ценности, осуществляет саморазвитие, соотносит личные и обществен­ные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.

В-третьих, существенной чертой личности является ее личное достоинство. Всякая личность обладает совокупностью свойств, определяющих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу самоуважения личности, то есть ее достоинство. Достоинство охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества.

В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия.

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности. Прежде всего, в индивидуальных признаках, положительно оцениваемых личностью и охраняемых ею, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, в особом соотношении физических, психических и социальных качеств, в характере и темпераменте. Индивидуальность личности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях поведения, общения и деятельности.

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, со­вокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всег­да общественно развитый человек.

В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах.

Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот про­цесс сопровождается как типизацией личности, так и фор­мированием внутреннего уникального ее облика. Самопозна­ние, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества.

Но если сущность личности есть типовая персонифи­кация общественных отношений, то конкретная личность мо­жет выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельнос­ти. В качестве индивидуальности личность создает свой соб­ственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Сле­довательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность - это ее специфика.

В содержательном плане личность пред­стает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.

Структурно личность представляет собой от­носительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную, динамичную, саморегулирующуюся систему элементов содержания. Главными элементами структуры, выражающими ее содержание, являются: а) духовный мир личности; б) ее социально-ролевый комплекс, в) природные качества. Существуют и другие подходы к анализу структуры личности.

Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом единстве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате осуществляется совершенствование социализации личности и осуществляется ее вклад в общественное развитие. Происходит процесс усвоения социальных ценностей и объективирование социальной сущности личности, формируется социальный тип личности.

В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-типические черты, которыми обладают большие группы людей, проявляются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типичное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социально-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов личности выделяются следующие: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические.

Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, структурной и типологической характеристик раскрывается человек как личность, личность как человек и индивид.

    Взаимосвязь личности и общества.

Соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия . Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество – совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет носитель сознания – мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность есть единство физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.

Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества.

К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:

Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним психическим миром человека.

Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.

В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности.

В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми.

В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.

Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Это сдерживало процесс индивидуального развития и социализацию личности. Рабовладельческие общества сопровождались активными процессами общественного разделения труда. Возникла дифференциация интересов людей и их ценностных ориентаций. Но личная зависимость от рабовладельцев не позволяла активно развивать процесс осмысления своего «Я» ни рабам, ни рабовладельцам, ни свободным бедным гражданам.

Средневековье определяло взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни связывался с стремлением к Богу, избавлением от греховности. Социальная активность личности была невысокой. Часто она подавлялась религией, если противоречила символам и догматике религии. Возрождение провозгласило антропоцентризм и гуманизм как главные принципы взаимодействия личности и общества, но вскоре обнаружилась их утопичность, невозможность осуществления на практике.

Новое время утвердило свободу личности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Человек получил широкие возможности для проявления своих возможностей и способностей в обществе. Но социализация личности и ее творческая деятельность стали во многом определяться частнособственническими, индивидуально-эгоистическими интересами, стремлением к наживе, политическим и нравственным лицемерием, бюрократизмом. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом. Требует существенного совершенствования нравственная и правовая регуляция взаимодействия личности и общества, личности и государства, межличностное общение и поведение.

Обобщая изложенное, можно сказать, что в каждую историческую эпоху существовала особая совокупность условий, которая определяла социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом. Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:

1. Отношения личной зависимости (характерны для всех докапиталистических обществ).

2. Отношения вещной зависимости и личной независимости. Они возникают с образованием капиталистического общества.

3. Отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в современном обществе.

Таким образом, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек осуществляет в обществе свою жизнедеятельность преимущественно на основе сознания. Типовая характеристика личности дополняется признаками различий между людьми. Совокупность характеристик личности выражают ее индивидуальность. Люди имеют общие признаки, которые позволяют отличать их от животных. Но каждый человек неповторим, уникален в своей индивидуальности. При этом история человечества предстает как процесс становления свободы человека и осмысления им смысла жизни, как процесс все большего развития сущностных сил личности.

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть , то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, .

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.