Проповедь в день памяти святителя николая. Проповедь схиархимандрита Зосимы(Сокур) в день святителя Николая Чудотворца. И святой Николай Чудотворец потому получил от Бога так много, что много отдал

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным праздником – памятью святителя Николая Чудотворца!

Этот святой жил очень давно, в четвертом веке, но и сейчас своим постоянным молитвенным присутствием он находится возле нас, каждому из нас очень близок. И для всякого русского православного верующего человека святитель Николай является русским святым. Да, по своему происхождению он, конечно, не русский человек, но те добродетели, которые он совершал в своей жизни, то мироощущение, которое он имел, направленные всецело на любовь к Богу и ближнему, настолько близки сознанию Русского Православия, что для нас святитель Николай – родной нам человек.

И, наверное, немного таких святых в православной Церкви, за которых верующий человек встанет горой и скажет: это мой святой. Кто из нас, находящихся в храме, может сказать, что святитель Николай не его святой? Конечно, никто. Для кого-то из нас уже давно, а для кого-то недавно он вошел в жизнь и стал ходатаем перед Господом, и через это торжествует Евангелие.

Господь говорит: «Когда милостыню творишь, когда постишься, когда молишься, делай все втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). Из жития святителя Николая мы знаем, что он по слову Божию совершал втайне все свои подвиги, но о них все равно стало известно людям – и торжествует Евангелие.

Конечно, мы можем поставить вопрос, а что значит: «Отец воздаст тебе явно»? Но именно дар благодати, исходящий от святителя Николая, настолько осязателен для каждого из нас, что безумным покажется тот верующий, который усомнится: был ли вообще такой святой, присутствует ли он сейчас за богослужением в храме?

С другой стороны, святитель Николай не оставил нам слов, проповедей, научных богословских трактатов. Никаких свидетельств не сохранилось даже в хронике того Вселенского Собора, на котором святитель Николай выступил ярым и дерзновенным защитником православного догмата о Божестве Иисуса Христа. И в этом видится премудрый промысел Божий: насколько добродетель, совершаемая втайне, сильна перед Богом. Даже несмотря на то, что слов святителя не осталось, его дело, его добродетель светлым лучом проходят через века, сквозь столетия, тысячелетия.

А что такое святой для нас? Любой святой – это идеал подражания для верующего человека. Это та высоко поднятая планка, к которой мы должны стремиться. Никто не может сказать: я не хочу быть святым, потому что каждый из нас знает, что само по себе спасение тождественно понятию святости. Хочешь быть спасенным, пожалуйста, старайся стать святым.

А что такое святость человеческая? По отношению к Божественной Святости, конечно, это нечто иное: свят только Господь. А вот все люди грешны. Писание говорит, что нет человека, который бы жил и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). И те люди, которых мы называем святые, настолько раскрыли в своей природе грех и очистились от него, что они наименее греховны, если можно так сказать, по сравнению с нами. Но, в отличие от нас, они видят свои грехи, как песок морской. Это движение постоянного покаяния, которые совершают святые, надежда не на себя, а исключительно на Бога, и рождаемая от этой внутренней чистоты любовь к Богу и ближнему являются силой любого святого.

Мы видим это особенно наглядно на примере святителя Николая – для нас он «правило веры и образ кротости». Святая Церковь неслучайно эти два понятия ставит вместе: оказывается, истинно верить без кротости невозможно человеку. А что такое кротость, какое дать определение этому слову? Вообще слово «кроткий» со славянского языка на русский должно быть переведено как «короткий». А это значит, что всякий человек, живущий в этом мире, испытывает на себе действие промысла Божьего, премудрого и благого, который ведет к спасению. И под воздействием этого промысла человек не может не смиряться: именно добродетели самоуничижения и смирения, попытки человека сделать себя «короче», чем он есть на самом деле, и называются кротостью.

Этот дар величайший – смирение-смиренномудрие – пожалуй, самое главное, чего недостает современному верующему человеку. Человеку, зацикленному на благах мира, погруженному в суету и – самое страшное – развившему в себе непомерную гордость по отношению к ближнему, к дальнему и даже по отношению к самому себе. Святитель Николай как никто другой являет нам пример истинного смирения, потому что если бы этого смирения не было, никакой человек никогда бы не пошел на те подвиги и риск, на то дерзновение, которое являл нам святитель.

В храмах, посвященных святителю Николаю, мы можем увидеть фрески с изображением сцены, где святитель хватает руку палача, который вот-вот отрубит головы воеводам, невинно осужденным. И нам кажется: ну да, как же по-другому, он ведь святой и потому имеет дерзновение. Но ведь мы должны понимать, что когда святитель совершал это деяние, никто не знал его как святого. И когда он останавливал эту руку палача с мечом, над ним нимба не было. Это был человек, который подошел и вдруг остановил казнь. Если бы он искал своего, был горд, пошел бы он на такой подвиг, на такое дерзновение? Одно мгновение – и с него бы голова слетела. Но святитель верил, что Господь с ним, что его любовь к Богу и к тем, ради которых Христос пришел, сильнее всего в мире. А мы постоянно забываем об этом и думаем, что есть что-то сильнее, выше, славнее, красивее любви. И потому постоянно ошибаемся и обжигаемся в жизни.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, прославляя святителя Николая своими сердцами и умами, пообещаем доброй совестью стараться еще и жизнью своей прославить его. Чтобы он действительно стал для нас «правилом веры и образом кротости», чтобы эти слова мы произносили не всуе, а именно как необходимейшую потребность нашего православия.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских, чудотворца,

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным, высокоторжественным днем - днем памяти Святителя и Чудотворца Христова Николая!

И в нашем святом храме предстоим мы перед древним образом Святителя. Просим его помощи, просим его защиты, ибо Николай в переводе с древнегреческого языка - «защитник людей». И мы как к защитнику, как к покровителю небесному прибегаем к нему в сегодняшний день - день светлой его кончины.

Казалось бы - траур в день смерти. Наоборот - это торжество перехода из земной жизни в вечную жизнь. При своей жизни Святитель Николай был доступен малому кругу людей, знавших его и прибегавших к нему, и получавших помощь его. После своей кончины он стал всемирным заступником, помогающим всем людям во все дни их жизни.

Святитель Николай!.. Воистину говорит о нем Святое Слово: «В память вечную будет праведник». И сколько ни будет существовать земля и Святая Православная Церковь - люди из года в год, изо дня в день будут прибегать к его помощи и чтить Святителя Христова Николая. Особый день - четверг каждой недели - посвящен его памяти. Он единственный из угодни- ков Божиих, кого так светло и торжественно Церковь чтит, и каждый четверток мы обязаны читать акафист, то есть особое хвалебное песнопение, составленное в древности: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче».

Только что читали краткое житие Святителя Николая, его чудную смиренную жизнь. Правило веры, образ кротости был он для всех, образ духовной жизни, скромности, молчаливости и особенно милосердия. Ко всем милостивый был Святитель. И богатых, и бедных - всех награждал, всех утешал. И попавших в беду, особенно мореплавателей. В бедах тяжких, когда вокруг беснуется морская стихия и помощи неоткуда ожидать, просят на коленях перед образом, который на каждом корабле был в древности:

«Святителю Николае, помоги!» И сколько раз видели, как огненный старец идет по водам легкой походкой, протягивает руку помощи - и стихия успокаивается, море умиротворяется. Люди спасены.

Сколько чудес совершал Святитель Николай! Только что читали, как у отца было три дочери, которые в тяжкую беду нищеты попали. Надо было их замуж выдавать, но не было за что приобрести приданое. И вынужден был отец пойти на самый страшный, роковой шаг - отдать дочерей своих в публичный дом для поругания, чтобы они хоть своим телом могли заработать себе на пропитание и на дальнейшую жизнь.

И дошел слух этот до Святителя Николая. И тайно, ночью, как говорится в житии, «в узельце злато положил на окошко». Спокойно приобрел приданое этот человек и первую дочь выдал замуж. Во второй раз задумался, не зная, кто руководит этими благодеяниями. Святитель и второй дочери помог. Когда второй помог - человек этот не спал, думал: «Кто же благодетельствует?» И ночью вдруг легкие шаги слышатся - это старец Святитель Николай, епископ Мирликийский, подходит и тайно кладет мешочек со златом, чтобы и третью дочь девицу отец спокойно определил на замужескую, долгую христианскую жизнь. Пал отец перед ногами его. Святитель Николай очень смутился. Он всегда старался исполнить евангельский завет:

«Твори добрые дела так, чтобы правая рука не знала, что делает левая», чтобы никто не знал о его милостыне, что он творит добрые дела. Не так, как мы - лицемеры, еще не успеешь что-то сделать, уже полсела знает: я ж пойду, навещу больную, я ж пойду да окажу милостыню, я куплю то-то, дам тому-то... А из этих «я» абсолютно ничего у нас не получается. Тайно всегда творить все добрые дела учит Спаситель, и эту тайну глубокую хранил Святитель Николай в жизни своей.

Сколько спасал он людей от невинной смерти! Оклеветанных вельмож спас Святитель Николай. Когда уже вынесен был смертный приговор, палач уже занес меч над головами этих несчастных людей, чтобы казнить их, вдруг в этот момент является огненный старец, хватает руку палача с мечом и отводит этот меч от несчастных людей, невинно оклеветанных. И в этот час появляется вестник, который привез помилование этим несчастным людям. Ибо ночью явился Святитель Николай царю и объяснил ему, как он не прав, что послушал клевету человеческую и невинных людей определил на смертную казнь. Царь ужаснулся и немедленно послал вестника, дабы этих невинных людей освободить от уз темничных и от смертной казни.

Сколько милосердия творил Святитель Христов Николай при жизни своей, а по смерти еще больше стал творить - уже всему миру! В одно мгновение ока он являлся и на суше, и на водах в беду попавшим. И особенно он простому люду благодетельствовал, крестьянскому труду святому, кормильцам благодетельствовал. Почему и простой люд особенно чтил, чтит и будет чтить Святителя Христова Николая. С любовью люди в каждом доме хранят образок Святителя. Перед этим образом всегда просят его помощи, изливают свои скорби. И каждый из нас может вспомнить из жизни своей, что когда мы с любовью обращались к Святителю Николаю, прося его помощи, чувствовали особое утешение, помощь, поддержку нам всем, грешным. Когда мы молимся, мы можем опытно испытать это чувство в жизни своей. Казалось бы, неоткуда ждать помощи нам, но приходит время, и Святитель Николай обязательно подает мир, умиротворение и помощь, пребывая с нами.

На Руси нашей святой всегда чтили память Святителя Николая. Так, первый Киевский князь Аскольд был крещен в память Святителя, и на его могиле была выстроена церковь в древнем граде Киеве в честь Святителя Николая. До сего дня Аскольдова могила украшается этой церковью. Безбожники, к сожалению, разрушили храм, осквернили его. А сейчас осквернений еще больше - автокефалисты беснуются в храме Святителя Николая, древнейшем храме земли нашей Русской.

Во всех городах освящались храмы в честь Святителя Николая - и при больницах, и на торгах, и в селах, и на распутьях дорог. Любил русский народ Святителя, любит, и будет любить. Даже иноверные, и те почитают Святителя Николая, Христова Чудотворца.

И Богом спасаемый Санкт-Петербург украшает величественный морской кафедральный Никольский собор, ибо Святитель Николай является покровителем мореплавания. В Одессе, в порту, сейчас выстроена часовня в его память. Москва-град многочисленными храмами Никольскими украшается. И в сегодняшний день во многих храмах Москвы - столицы нашего Отечества - празднуется престольный праздник. В монастырях также освящались храмы в память этого великого святого.

И в нашем селе, в Никольском, сподобил Господь храму воздвигнуту быть, который также освящен в честь Святителя Николая. И село названо в его честь - Никольским. В наше время, к сожалению, поругано это имя словом «Мыкильскэ». «Мыкиламы» нас поробылы глупые политики нашего времени. А для нас есть Николай, Никольское - доброе, хорошее слово. Спаси, Господи, благодетелей наших - воздвигли эту красоту, поруганную, разрушенную, украсили этот храм святой. И он уже не «ужасом» смотрит на нас, а как величавый богатырь земли Русской - храм памяти Святителя Христова Николая. Сколько чудес на Руси совершал Святитель Христов Николай! В Киеве, на Подоле, стоит сейчас тоже поруганный автокефалистами храм Святителя, «Прытыскач» называется. Воры забрались ночью в церковь, чтобы ограбить. Все ценное собрали себе в мешок и по веревке через окно начали выбираться. Над окном висел небольшой образок Святителя Николая. И вдруг грохот… - гром небесный грянул! Небольшая икона, висевшая над окном, оборвалась и притиснула, прижала воров… И держал их до утра этот образочек небольшой. Злодеи не могли пошевелиться от ужаса. Утром пришли священнослужители, видят необыкновенное: окно разбито, веревка висит, и лежат с мешками церковного добра мужики, прижатые небольшим образком Святителя Николая. И покаялись эти воры перед всем народом, как хотели они злое дело сотворить храму сему. И весь Киев, вся округа узнала о чуде, и люди поклонялись этому образу. А храм Святителя Николая стал называться «Мыкола-прытыскач» - значит притиснул, прижал воров и избавил храм от разорения.

В том же Киеве, на Подоле, находится другой храм Святителя Николая - «Никола Мокрый» - в память о чуде, которое совершил он. Родители с ребеночком плыли в лодочке через реку Днепр. Заигрался ребеночек, и родители не заметили, как он из лодки упал в воду и мгновенно утонул, камнем пошел на дно Днепра. Горе неописуемое! Родители в отчаянии плакали, молились, ждали на берегу - может, выплывет дитя их. Не дождались.

Ночь. Софийский собор. Сторож позакрывал все окна, все двери позакрывал ключами, амбарными замками и ушел на отдых. Ночью вдруг слышит плач ребенка в соборе. Откуда ребенок? Открыли со служителями дверь, обошли весь собор - никого нет. А ребенок плачет. Услышали - на хорах плачет, туда поднялись. Смотрят - у иконы Святителя Николая лежит ребеночек маленький, в совершенно мокреньких пеленочках. Поражены были - откуда этот ребенок плачущий? Закрывали - никого не было. Взяли его, обогрели, перепеленали, по всему городу утром объявили: «Чей ребенок остался в Софийском соборе? В мокреньких пеленочках лежал». Родители также услышали: «Дитя, мальчик какой-то, говорят, пойдем, посмотрим». И родители как увидели, сразу узнали утонувшего своего ребеночка, в пеленочках лежащего. Это Святитель Николай совершил чудо - вынул мальчика из воды и спас его от погибели. И в память этого чуда и назвали образ Святителя Николая, под которым лежало дитя, «Никола Мокрый». Эта икона также прославилась многими чудесами.

А морских сколько храмов! На каждом корабле походная церковь была, в которой мужественные моряки молили Николая Угодника спасти их от бед, спасти их от искушений в мореплавании тяжком. На каждом корабле была икона Святителя судовая, так называемая «корабельная». Многим людям помо- гал Святитель Христов Николай.

Особое чудо совершается до сего дня от мощей Святителя. Когда Миры Ликийские были поруганы, разорен был город, мощи его перевезли на запад, в город Бари. Когда переносили мощи, тогда единая Церковь была, не было Церкви католической, была единая христианская православная Церковь. Мы в мае торжественно празднуем это святое событие - перенесение мощей.

Особое благодатное действо даровал Господь мощам Святителя Христова Николая - миро истекает. Кости Святителя, лежащие в саркофаге, постоянно покрыты как бы росой. Роса эта из костей по капелькам стекает на дно ковчега - гробницы. В дне гробницы особое отверстие, серебром обложенное, под этим отверстием находится серебряный сосуд, куда денно и нощно стекает святое миро. Миро это потом разводится особой водой освященной, и по всему миру раздается эта великая «манна», как называют на западе миро от мощей Святителя Николая. И люди, помазующиеся и пьющие это святое миро, получают от Угодника Божия благодатное утешение, благодатную помощь в жизни своей земной.

Раз в году вынимают сосуд с миром. И в этом году, по милости Божией, наш владыка Иларион как раз был участником этого волнующего события, когда митрополит Смоленский Кирилл, перекрестясь, благоговейно опустился на колени и дрожащей рукой достал сосуд, полный мира святого, которое источили мощи Святителя Николая. Это было великое торжество святой веры! Люди ликовали, пели, молились, благодарили, что Святитель Николай и в этом году, по милости Божией, полный сосуд мира даровал от святых своих мощей.

Частица этого мира во флакончике привезена святителем Иларионом и в наш храм святой. И сегодня на часах помазывали всех молящихся перед древ- ним образом Святителя Николая этим святым миром, по милости Божией. Кто не помазывался, опоздал - лежебоки такие есть? Ну, значит, подойдете к иконе Святителя Николая, помажем, всех освятим в этот день. И Божья благодать, и помощь Святителя Николая да сопутствуют нам всем, грешным, в нашей земной жизни!

Господь благословил храм наш величественным древним образом Святителя Николая. Он - «северных писем». Этот образ, придет время, если доживем до Пасхи Христовой, после Пасхи, весной, пронесем через весь Донбасс крестным ходом. По благословению Владыки нашего уже готовим этот крестный ход. Чтобы во всех крупных городах этот древний образ побывал и потом будет пребывать он во Святых Горах, в Святогорском монастыре, будет украшать восстанавливаемый Успенский собор Святогорского монастыря. Он должен побывать в Мариуполе, в Волновахе, Донецке, Макеевке, Харцизске, Горловке, Артемовске, Славянске - все крупные города посетит этот образ Святителя Николая. И от Славянска торжественно крестным ходом образ понесут во Святые Горы, как раз к празднику весеннего Святителя Николая в мае. И там вся братия его встретит, и будет празднество престольного дня Святых Гор по милости Божией.

И дай, Господи, чтобы образом сим Святитель Николай освятил землю нашу Донецкую, всех людей, живущих в ней, чтобы мир и тишина, защита и помощь Святителя Христова сопутствовали нам всем в жизненном нашем крестоношении. Чтобы помощь Угодника Божия сопутствовала семьям нашим, друзьям и врагам. Чтобы никого не обошел помощью своей Святитель великий, Чудотворец Николай.

На Руси святой в честь и память Святителя Николая называли царей и великих князей. Так, царь Николай I и убиенный царь-мученик Николай II носили это святое имя. Многие митрополиты, святители, архиепископы, епископы, священники и многие миряне при Святом Крещении назывались именем Святителя Николая. И дай, Господи, чтобы Божье благословение и помощь этого великого Ангела Хранителя сопровождали тех, кто крещен в честь этого угодника Божия, в их дальнейшей земной жизни. Аминь.

Слава Богу, Господь помог и сегодня соборно совершить святую службу Божию, и вам помог Господь молиться в нашем святом храме Божием.

Пережили мы Никольские морозы крепкие. Не позамерзал никто? Все живы? Не поумирали от мороза и холода? Но уже потеплело, и Святитель Николай даже чудо сотворил. Газ отключали, а теперь уже и дали сегодня ночью. Так что уже, бабы, будем повеселей жить, греться и борщ варить будем повкуснее. Немножко мы поприуныли, носы повесили свои, но Святитель Николай порадовал: включили нам газ, будем газовать. Во славу Божию.

Сегодня пост послабляется, рыбу кушаем и по сто граммов винца пьем во славу Божию, ради великого праздника. Только детям-то не положено. Мужикам нужно выпить, а бабам? А что же! Мы ж такие же живые, как и мужики, так, бабы? Во славу Божию пейте, но не упивайтесь. Никогда церковь не осуждает, когда сто граммов винца выпьем - доброго, вкусного, сладенького, виноградом пахнущего. Но не какой-то вонючей водки и самогона вонючего. Сохрани, Господь, от этого. Завтра праздник святителя Амвросия, епископа Медиоланского и день ангела преподобного Амвросия Оптинского чудотворца. И преподобного Нила Столобенского чудотворца, в Тверской губернии его знаменитый монастырь. День кончины будет преподобного. Он никогда спать не ложился. Так, полусидя- полустоя передремлет старец, на колья оперевшись подмышками, и так великий подвиг и несет в жизни своей. Многие видели фигурки вырезанные: старец полусидящий, в схиму одетый. Это преподобный Нил Столобенский. Завтра его праздник.

Постепенно Церковь приближает нас к празднику Рождества Христова. Уже рождественские песнопения слышатся, уже ближе и ближе идем мы к окончанию поста Рождественского навстречу празднику Рождества Христова. И дай, Господи, Николин день мирно провести и уже готовиться всем сердцем и душой к празднику Рождества Христова по милости Божией.

Сейчас самый короткий день и самая длинная ночь. На будущей неделе будет память святителя Спиридона Тримифунтского - Спиридоньев день, от которого ночь пойдет на убыль, а день - на прибавление. Солнце повернется на лето, а зима - на мороз. Будем ждать уже рождественских морозов. Никольские обожгли нас, мы поняли, какие мы беспомощные. Дай, Господи, готовиться теперь рождественские морозы перенести нам во славу Божию. И поменьше мерзнуть, и поменьше ныть, что холодно. Ну и что ж, что холодно? Мне холодно было, двое штанов надел - и тепло стало. На то и зимняя одежда нам всем дается, чтобы потеплей одеваться и не простывать, во славу Божию.

Радостная весть для нашей Донецкой епархии - возобновлено издание газеты «Донбасс православный». Первый номер вышел по милости Божией. Еще не привезли в наш храм, но в воскресенье, может быть, привезем. Чтобы все читали слово Божие в нашем Донбассе православном. На две епархии единая газета будет выходить. Следующий номер - к Рождеству, и так постепенно ко всем великим праздникам будет выходить номер газеты православной, которую с любовью сами должны читать и другим людям давать.

Прежняя православная газета «Дети вселенной», когда редактора убрали, мерзость стала писать, в руки брать ее теперь грех. Кто подписался на нее - вычеркнуть, убрать подписку. Там сейчас диавола восхваляют. Вчера виновникам этого звонил, говорят:

«Нам нужны деньги». Деньги зарабатывают - порнографию печатают, а кому служат эти люди? Бесу, а не Богу. Сейчас так хамски стали издавать: Божия Матерь и какой-то лотос языческий. Эту газету в руки теперь брать нельзя. Кончилась там православная жизнь. Теперь мы имеем свою православную газету церковную - «Донбасс православный». Пока будем распространять ее через приходы, а там, даст Бог, подписку объявим в будущем году по милости Божией.

Помогай, Господи, мирно уже готовиться к празднику Рождества Христова. Дай, Господи, чтобы светлая была душа, чтобы светлые чувства были в этот праздник, чтобы этого нытья, уныния, озлобленности, гордости - чтобы ничего этого не было. Чтобы действительно мы с чистым сердцем и ликующей душой могли встретить родившегося Христа Спасителя и услышать: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

Слава Богу за все в жизни нашей земной, и особенно благодарим Господа, что помог преодолеть вам все искушения, соблазны века сего и прийти ко храму святому сему в сегодняшний день празднования памяти Святителя Николая. Да будет Святитель Николай помощником, покровителем и защитником всех нас в жизни нашей земной! Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).

Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.

Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.

Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.

Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.

Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом - продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: "Чем благодарить мне тебя, человек Божий!". "Молчанием", - отвечал Святитель.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Иеромонах Мефодий

Проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Мирликийский

Ныне память великого Божьего Святителя святого Николая Мирликийского Чудотворца и Архипастыря вселенского.

Нет на земле страны, от пустынных, суровых, диких пустынь севера, до роскошных южных краев, где бы не было известно имя Святителя Николая. Благостный, но строгий, любящий, но отечески взыскательный, Святитель Николай стал так близок русской душе, именно, как лучший образ, лучший пример Архипастыря, наставника, учителя, руководителя души. Именно этот заветнейший, любимейший образ великого Святителя пронес русский народ по всему необозримо широкому своему простору. И святителя Николая узнали, полюбили, крепко полюбили даже дикие племена северных народов, полуязычников и язычников.

Среди западных европейских народов образ Святителя Николая более известен, как образ любящего, ласкового друга детей.

Но во всяком случае, все племена и народы земные соединены этой любовью к Святителю. И со светлых, священных страниц его жития встает пред нами его священнейший образ. Как юным отроком удалялся он от мирских забав и развлечений, изучая под руководством своего дяди, также святого Николая, слово Божие. Как стал пресвитером, еще более усилив свои подвиги во имя Божие, как укротил ветры морские на пути своем во Святую Землю, как был избран Епископом города Миры и явил здесь на высоте Архипастырства на вечные времена для всех народов высочайший образ святительства христианского. Как, горя ревностью о правде Божией, посрамил он Ария лжеучителя на Вселенском Соборе, как защитил невинно осужденных, избавил семью от позора и как, отойдя ко Господу, бесчисленными чудесами явил он Божию силу пред лицом всего человечества.

Бесчисленными храмами, иконами и другими святынями, посвященными Святителю Николаю, запечатлел русский народ свою любовь к нему. Эта любовь горит по-прежнему в русских сердцах и в дни страданий так же, как в дни счастья. Даже больше, ибо в страшные и тяжелые дни, переживаемые нами, чаще вспоминается святый образ Святителя, ибо к кому же другому, как не к нему - великому и дерзновенному ходатаю пред Богом, могут придти в своей скорби, в своих страданиях, измученные люди.

И еще одна скорбная, но священная страница связана у нас ныне с именем Великого Святителя. Это имя носил наш Мученик - Царь-Император Николай II. Этот день два десятилетия тому назад радостно и светло праздновала вся Россия, как день Тезоименства Царского. А теперь у нас остались от этого прежнего праздника лишь молитвы о мученически убиенном нашем Государе. И эти молитвы, эту благоговейнейшую нашу память о Государе Мученике, воплотили мы здесь, на чужой земле, в той благолепной часовне, которая возвышается теперь у стен нашего храма.

Уже воздвигнуты ее стены, величественным куполом увенчана она, русский державный орел простер свои крылья над ее входом, двуглавыми же орлами украшена ее ограда. Осталось лишь закончить ее внутреннюю отделку, внутренние украшения. Пусть и на это священное дело так же щедро и широко отзовутся все русские люди, как отозвались на все дело сооружения часовни. И тогда с любовью, радостно совершим мы торжество освящения нашей часовни.

А Святитель Николай, видя, как в то самое время, когда злодейской рукой разрушаются на родной России посвященные ему храмы, созидается здесь на чужой земле на гроши и крохи русских бедняков прекрасный новый дом молитвы и покаяния, испросит у Всемилостивого Господа прощение бесчисленных наших прегрешений и озарит нас своими молитвами.

Святитель Николай

Житие святителя Николая сохранило нам трогательное повествование о том, как добрый пастырь Христова стада с истинным христианским смирением разрешил тяжкую скорбь отца трех девиц, по выражению акафиста "на брак скверный нищеты ради уготованных".

Тихо и скромно, в продолжение нескольких ночей спускал в окно дома несчастного отца кошельки с золотом Христов святитель. И поистине, нет тайного, что бы не сделалось явным, и этот подвиг Святителя Николая явился на все времена одним из лучших украшений венца его подвижнического.

Характерная черта святых в том, что они творят жизнь. Они не только проповедуют, не только начертывают пути спасения, но сами осуществляют проповедь, сами прокладывают пути. И среди многих "милостивцев" Христовой Церкви, сияет и ныне воспоминаемый нами Святитель Николай, в нашем русском религиозном быту и прошедший под именем "Николы Милостивого". Милостивого не только при жизни своей на земле, но и оттуда, из мира духовного, продолжающего свои заботы и отеческое попечение.

Святитель Николай как-то особенно близок христианскому сердцу, и близок именно своей великою и премудрою простотою. Весьма ярко и отчетливо в жизни его было отражено Евангелие. И весь его образ - образ кротости, любви и смирения, являет нам пример подлинной кристально чистой и лазурно прекрасной жизни Евангельской.

И, о, если бы, братие, умели мы, читая жития святых, применять их в своей жизни!

Сколько бы бодрящей радости открыли нам эти страницы. Как много примеров осуществления правды Евангельской нашли бы мы там. И во сколько бы раз действительней была бы для нас та жизнь, по сравнению с теми обманами и подделками, которые во главу бытия своего мы поставили.

Примечания:

Сборник проповедей иеромонаха Мефодия "Пред очами Божией Правды", в котором была опубликована настоящая проповедь, впервые издан в Харбине в 1942 году.




Митрополит Николай (Ярушевич).
Т. С. Еремина.