Монастырь пантелеимонов. Свято-пантелеимонов монастырь Русский пантелеймонов монастырь на афоне

Ко дню памяти святого великомученика Пантелеимона, предлагаем вниманию читателей рассказ об обители вмч. Пантелеимона на Афоне и людях в разное время его населявших.

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов.

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества.

Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен - это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них - нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия - на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и Старым Русиком (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», - вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих - таков путь Господень», писал преподобный, - и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», - отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», - ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Свято-Пантелеимонов монастырь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Россикон - так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Монастырь Святого Пантелеймона, известный ещё и как «Россикон», был переведен на сегодняшнее место в начале XIX века. К особым архитектурным характеристикам добавляется русский стиль куполов, покрытых не свинцом, а медными листами, которые окисляются и приобретают зелёный цвет. В начале XX в., когда монастырь достиг своего наибольшего расцвета, в нем проживало более двух тысяч монахов. Разрушенная многоэтажная постройка на берегу моря, была госпиталем для монахов. В здании с балконами, которое находится недалеко от госпиталя, жил прп. Силуан Афонский.

Изначально монастырь был очень маленьким: в плане представлял собой прямоугольник вокруг кафоликона. Затем он расширился, включив в свою территорию многоэтажные здания построенные на берегу моря.

В 1143 г., Монастырь Ксилургу (Древодел), сегодняшний скит Богородицы, был передан Протосом Святой Горы сербским монахам из Декатерона (сегодня Черногорский город Котор). Спустя 25 лет, число сербских монахов увеличилось, и, в 1169 г., им уступили монастырь Фессалоникийца, в который они и перебрались, сохраняя монастырь Древодела и качестве скита. Много покровительствовали монастырю сербские правители. Здесь принял монашеский постриг с именем Савва принц Растко, сын сербского князя Стефана Неманя. После падения сербского царства (1509 г.), вдова князя Стефана, Ангелина, постриглась в монахини. Она просила великого русского князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) взять монастырь Фессалоникийца под свою защиту. С тех пор связи с Россией стали крепче, и число русских насельником обители увеличилось, особенно после изгнания монголов из России (1497 г.). В Третьем Уставе Святой Горы, монастырь занимал 5-е место в иерархии. В середине XVI в. монастырь столкнулся с настолько серьезными экономическими проблемами, что вынужден был закрыться.

Русский путешественник В.Т. Барский отмечает, что в своем первом путешествии (1725-1726 гг.) застал в монастыре только двух греческих и двух болгарских монахов, а во втором (1744 г.) — никого. Обитель вновь перешла к грекам, которые в 1765 г., во время правления патриарха Самуила I, решили перенести ее на сегодняшнее место, туда где находилась пристань и башня обители Фессалоникийца. Щедрые пожертвования ряда валашских господарей из рода Каллимаки, позволили монастырю восстановиться экономически. Их вклад был настолько велик, что в 1806 г. монастырь был назван „Киновия Каллимахов», сменив, тем самым, старое название „Россикон», которое он получил в связи с происхождением своих насельников.

В 1803 г., указом патриарха Каллиника V, монастырь был объявлен киновией, а его первым настоятелем стал иеромонах Савва, уроженец Пелопоннеса, который раньше подвизался в ските Ксенофонта. Благодаря оказанной Скарлатом Каллимахом помощи, было построено много новых зданий и кафоликон, который был освящен в 1805 г. вселенским патриархом Григорием V. Последним греческим настоятелем был иеромонах Герасим, избранный в 1832 г. Оказавшись в бедственном положении, монастырь стал принимать русских монахов (1838 г), живших до этого в кельях Капсалы. Количество русских насельников сильно увеличилось. В 1869 г. их число составляло уже 250-300 человек, а число греков — 190 человек. Первый русский игумен, архимандрит Макарий, был избран в 1875 г. В монастыре возникли разногласия, для решения которых братия обратилась к Вселенскому Патриархату. Однако Патриархат признал численное превосходство русских, и дал монастырю название «русской киновии Святого великомученика Пантелеймона». Греческие монахи разошлись по другим святогорским монастырям. В течение 30 лет число русских монахов достигло 2000.

В начале XX в. распространилась, особенно среди русских монахов которые жили в кельях, ересь имяславия, согласно которой, само произношение имя Христа освящает того, кто его произносит. Святое Сообщество незамедлительно осудило эту плохую доктрину и прелесть. Общее мнение святогорцев было тем, что монахи принявшие ересь «оставили голову и поклоняются головному убору». Количество последователей этой ереси увеличилось в монастыре Святого Пантелеймона. Так как они отказывались поминать царя, Николай II послал контрторпедный военный корабль (1913 г.), который встал перед монастырем в боевом положении. Военные схватили всех мятежных монахов и сослали на Кавказ. Это деяние царя не оказало негативного влияния па оставшихся в монастыре русских монахов — они признают его прославление в лике святых и почитают как такового.

После революции 1917 г. монастырь пришел в упадок и чуть не был покинут своими насельниками. Его положение еще более ухудшилось вследствие катастрофического пожара, охватившего обитель в 1968 году.

После 1989 г. число новых монахов, большинство из которых украинцы, увеличивается.

Некоторое время в монастыре подвизались святые новомученики Никита (1810 г., Серес) и Павел (1818 г., Триполи). Здесь жил и прп. Силуан Афонский. В монастыре похоронен болгарский иеромонах Анфим Христа ради юродивый (1867 г.), который часто навещал эту обитель.

В монастыре хранятся честные главы вмч Пантелеймона и прпмч. Стефана Нового, которая была подарена обители г-жей Руксандрой, супругой Скарлата Каллимаки. Здесь же хранится и глава прп. Силуана Афонского, а также частицы мощей апп. Петра, Фомы и Варфоломея, свмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Нисского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанского.

Главный вход в монастырь находится в южном крыле. Через сводчатый крестообразный коридор, мы попадаем в широкий мощеный двор, который украшен множеством фруктовых деревьев. Восточное крыло — старый архондарик, а также части северного и южного крыльев, после катастрофического пожара 1968 г. остались без ремонта. На верхнем этаже северного крыла находится величественный параклис Покрова Пресвятой Богородицы и параклис Святого Александра Невского. На трёх нижних этажах находятся монашеские кельи. В недавно отремонтированом южном крыле находятся: параклис Святого Иоанна Крестителя, новый архондарик и кельи. В западной части южного крыла расположен синодикон.

Кафоликон посвящен Святому Пантелеймону. Согласно надписи над входом в притвор, его строительство началось в 1812 г. и закончилось и 1821 г. Также эта надпись упоминает о ктиторе монастыря — господаре Молдавского княжества Скарлате Каллимаки (1809-1819 гг.).
Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. 8 куполов, чьи формы напоминают луковицу, выполнены в русском стиле. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. В росписях притвора и средней части храма (1855 г.) чувствуется влияние русской живописи.

Согласно с патриаршим указом 1875 г. службы в кафоликоне совершаются поочередно — на славянском и греческом языках. Храм также называется и «греческим кафоликоном», по отношению к параклису Святителя Митрофана Воронежского, который русские использовали в качестве кафоликона с 1858 г.

Монастырь располагает 36 параклисами. В параклисе Успения Пресвятой Богородицы, который находится в тыльной части собора, службы совершаются на греческом языке, а в параклисе Святителя Митрофана — на русском. В северном крыле расположены 9 параклисов, из которых самым красивым и величественным является Свято-Покровский. В южном крыле находятся 8 параклисов, из которых только три остались после пожара: Святого Саввы, Святителя Николая и Святого Иоанна Крестителя. Остальные параклисы расположены вне стен обители.

Фиал водосвятия, который не имеет ни купола, ни колонн, а только четыре мраморных сосуда, которые размещены на разных уровнях, расположен между кафоликоном и трапезной.

На западной стороне двора, напротив кафоликона, находится трапезная. Это отдельно стоящее здание, построенное в 1893 г., может вместить до 1000 человек.

Колокольня (1893 г.) располагается над входом в трапезную. Это высокая, устойчивая постройка, которая может выдержать вес более 20 тонн — столько весят установленные на ней 32 колокола. Диаметр большого колокола — 2.7 м, а длина его окружности — 8,7 м. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны.

В двухэтажном здании, которое находится к северу от трапезной, располагается ризница. Здесь хранятся облачения, кресла, священные сосуды.

В иконохранилище, которое расположено к северу от кафоликона, хранятся множество икон. Среди них находитси и Иерусалимская икона Божией Матери.

Богатая библиотека монастыря расположена в отдельном двухэтажном здании во дворе. Здесь находится около 1300 рукописей, 110 из которых пергаментные, а 600 написаны на славянском языке. Также здесь хранятся 30000 экземпляров книг.

В монастыре находятся два кладбищенских храма: старый храм Святых Апостолов Петра и Павла, построенный в 1820 г., и новый, построенный в 1896-1898 гг., который на самом деле является двухэтажным зданием с двумя небольшими церквями.

Старая монастырская пристань находится на некотором расстоянии в сторону Дафни, однако она была разрушена водяным потоком. Недавно восстановленный каменный причал находится возле монастыря.

Монастырю принадлежат 12 келлий, скит Успения Богородицы (Богородица), две кафизмы, одна из которых является так называемым Старым Руссиком (старый монастырь), а также скит „Новая Фиваида» и подворье Хромица.

Выше монастыря, недалеко от дороги, ведущей в Карей, в горах, находится Старый Руссик (обитель Фессалоникийца). Он расположен на окруженном густым лесом плато. Храм Святого Пантелеймона, с высокой колокольней, построен в русском стиле. Его строительство началось в 1870 г. и закончилась в 1889 г. За храмом находится келейный корпус, в конце которого возвышается башня с маленьким храмом. Здесь, в конце XII в., был пострижен в монахи Святой Савва, младший сын сербского князя Стефана Неманя, который, вместе со своим отцом, является основателем Хиландарского монастыря. Между келейным корпусом и алтарем сохраняется Святой Престол старого кафоликона обители Фессалоникийца, рядом с которым растут три, символизирующих образ Святой Троицы, платана.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой), в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Стамбуле.

Игумены:
игумен Савва (1803-1821)
игумен Герасим (1821-1874)
архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)
схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903)
схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905)
архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)
архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)
схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)
схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)
схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)
архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)
схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)

Текст: Келлия Благовещения. Скит Святого Димитрия. Лак. Святая гора Афон, ru.wikipedia.org
Фото: Матей Буце, Костас Асимис, Виктор Коноплёв

Свято – Пантелеимонов храм на протяжении многочисленных столетий располагается на возвышенности Афон. Его ещё именуют — Россикон. На протяжении нескольких столетий этот монастырь находится под контролем российской Церкви. Свято – Пантелеимонов монастырь входит в 20 «правящих» храмов на этой святой местности.

Особенности храма

Пантелеимонов храм располагается с юга – западной стороны полуострова Афон. Стены, храмы и монастыри построены из белого кирпича. Собор неимоверно красивый и величественный.

Особенное качество храма от всех монастырей заключается в том, что он построен почти на уровне моря. Странствующие люди могут с воды лицезреть его неимоверную сказочную красоту. Этот величественный монастырь совмещает в себе несколько стилей. На территории обители во всех монастырях окна спроектированы высокие и узкие, которые располагаются наряду с куполами приземистого вида.

Интерьер – это изюминка всего Пантелеимонова монастыря. В храме собранно огромное количество старинных икон, древних фресок и многих других раритетов.

Построен Пантелеимонов храм в 19 столетии, после того как его освятили именем великого страдальца Пантелеимона. Мощи непорочного находятся в этом храме и придя сюда любой может им вознести молитву и просить поддержки.

Свято –Пантелеимнов храм имеет ещё одну оригинальность – это совокупность колоколов, наибольший из них весит приблизительно тринадцать тонн. Каждый колокол, дарованный российскими государями.

История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.

Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.

Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.

После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.

Первые жители

Сербские и греческие священнослужители правили монастырём, так как Русь была захвачена татаро – монгольским игом. Однако в шестнадцатом столетии документально подтверждено, что перевес в правлении был за сербами.

Восемнадцатый век для монастыря выдался весьма тяжёлым. В 1726 году Свято – Пантелеимоновский храм посетил Василий Барский и ему довелось засвидетельствовать, что в монастыре осталось четыре священнослужителя, двое из них были русской национальности, а двое болгарской. А почти через десять лет храм стал греческим.

Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.

В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.

В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.

В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.

Передача храма в московскую юрисдикцию

Количество монахов, которые обитали на территории храма постоянно увеличивалось. В начале двадцатого столетия проживало 1446 обитателей, а в 1913 году количество монахов увеличилось более чем на пятьсот человек. Две тысячи монахов весьма помогали при всевозможных бедствиях. Так, например, в 1307 и в 1968 годах были самые катастрофические пожары, которые довелось тушить обитателям голыми руками.

При необходимости русская братия всегда вставала на защиту, пока в храме на протяжении многих лет менялись настоятели.

Однако с годами Патриаршество Константинополя соблюдало политику, сосредоточенную на выживание формировавшегося российского подворья Свято-Пантелеимонова храма на горе Афон. Кроме того, Греция прилагала большое количество стараний для того, чтобы сдерживать приезд на его местность людей из Советского Союза. Результаты не принудили себя долгое время ожидать: в завершении двадцатого столетия количество его жителей стремительно сократилось до тринадцати людей.

В окончательном результате руководство Константинополя формально признало пред Московским Патриархатом гибельное состояние монастыря. Было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Таким образом эта территория стала одним из красивейших российских мест.

В 1972 году всероссийский Основоположник в первый раз посетил эту священную местность. В тот период времени власть государства реализовывала интенсивную помощь в формировании монастыря. По истечении небольшого количества времени монастырь пришёл в норму.

«Эпоха возрождения»

После того, как СССР распалось Свято- Пантелеимонов храм обрёл интенсивное процветание. Это действительно доказано статистикой: в 1981 г. на территории монастыря проживало двадцать два человека, а в 1992 численность людей увеличилась до сорока.

Время от времени руководство церкви прибывали посмотреть на величественные красоты храм. В 2002 году в Свято – Пантелеимонов храм приезжал Патриарх Алексий второй. Президент Российской федерации Владимир Путин так же посещал святую местность монастыря.

В 2011 году в Пантелеимоновом храме создали специальный фонд и попечительский совет, это решение принял Дмитрий Анатольевич Медведев. Что поспособствовало сбережению и возобновлению церковного и культурного населения монастыря. В данный период времени в храме проводится восстановление старых помещений и ведётся строительство новых жилищ при монастыре.

В настоящий период на местности Афона располагаются свыше двух тысяч послушников, которые представляют разнообразные братии. Из них к Пантелеймонову храму принадлежат семьдесят человек. Каждый из которых владеет греческим гражданством, что предоставляется при оформлении в монастырь.

На сегодняшний день главным Свято – Понтелеимоновским храмом является игумен Евлогий. Он пришёл на смену схиархимандриту Иеремию, который возглавлял монастырь с 1979 года.

Сейчас на местности величественного храма проживают чуть больше семидесяти послушников, почти все они родом из Российской федерации, а малый процент монахов родом из Украины и Беларуси.

На местности неописуемой красоты монастыря построены пятнадцать храмов, что является большой цифрой для Афона. В этих храмах имеется большое количество святых икон, одна из которых Господня Матерь Иерусалимская, которая славится своими удивительными поступками, так же имеется много ценных древних вещей, мощи двоих непорочных апостолов.

На территории монастыря находится огромная библиотека, которая является достопримечательностью храма. В библиотеке хранятся более двадцати тысяч публикаций разных эпох. На полках этой достопримечательности располагаются свыше 1300 манускриптов, которые прописаны на двух языках – на русском и старославянском.

Из далека Пантелеимонов монастырь похож на маленький город, из которого виднеются строения в несколько этажей, так же бросаются в глаза неимоверной красоты белоснежные купола храмов.

Прежде архондарик храма обладал довольно большим помещением, в котором кроме прочего располагались королевские фото. Однако после огромнейшего пожара, случившегося в 1968 году на местности монастыря, его перенесли за границы храма. Сейчас он занимает значительное здание вблизи от морского побережья.

Сейчас Свято – Пантелеимонов храм обладает статусом общежитного. Из двадцати послушников, проживающих на его местности, только один является греческой национальности.

На территории Пантелеимонова монастыря находится огромное количество строений. Самые большие из них это:

Монастырь;

Столовая для монахов;

Ряд святилищ;

Четыре экзартимы.

Святыни

В Пантелеимоновском храме размещаются почти триста мощей непорочных и большое количество святых икон главные из которых являются: образ Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».

Кроме того, тут сохраняются мозаичные образы блаженных и разное церковное имущество.

В 1845 году монастырю была даровано печатное Евангелие и священный потир, которые на сегодняшний день являются достопримечательностью храма.

Высотой в несколько этажей возвышается библиотека в которой хранится множество ценных рукописей и древних публикаций.

Посетив эту священную местность, вы сможете очистить вашу душу и тело.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023252
  • Факс - (+30) 2377024153
  • Телефонный центр - (+30) 2377023682
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023201
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310321798
  • Престольный праздник – Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон
  • Дата основания – 11-ый век, монастырь Салоникийцев, 1875 году признание Русского общежительного строя монашества, нынешнее место 1812 год.
  • Иерархическое место – 19/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.
  • Общежительный строй монастыря с – 1803 года, Благословение Патриарха Каллиника Ε′
  • Игумен – Священно Архимандрит Евлогий (2016)
  • Количество монахов – 100 монастырских, 3 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Успения Пресвятой Богородицы (Богородица), 12 Келий (Новая Фиваида и Крумица), 2 Кафисмы (Старый Росик)

История и современность

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Византийский период

Монастырь Святого Пантелеймона упоминается впервые в документе монастыря Ватопед от 998 года, подписанном его игуменом Леонтием, подписавшимся по прошествии одиннадцати лет в другом документе как Леонтий Салоникийский. «Салоникийский» - это второе расхожее название монастыря, но в письменных источниках встречается также и третий вариант, звучащий как: «Святого Пантелеймона Сфрендзиса Салоникийцев». Возможно, Сфрендзис был основателем монастыря или одним из игуменов.

С течением времени монастырь стал называться «монастырь русских» или «монастырь руссов». В последующие годы монастырь не упоминается в письменных источниках, что свидетельствует, вероятно, о его небольшой значимости в иерархии Афона. В 1262 году встречается подпись игумена обители, которую он поставил латинскими буквами: «Mefodie igoumenos ton Rouson». Вследствие монголо-татарского ига количество русских монахов сильно уменьшилось, и новый поток выходцев из России начался лишь в XV веке.

На протяжении всего XIV века монастырь пытался обрести свой национальный характер. Подписи его представителей встречаются как на греческом языке, так и на славянском. В одном из документов этого времени встречается подпись на греческом: «Симеон … духовник Русского». Тот факт, что духовником русского монастыря являлся монах грек, говорит о том, что большинство монахов этой обители знали греческий язык. Начиная с третьей четверти XV века, монастырь снова оживает и сюда прибывает большое количество монахов из России, укрепляя за обителью статус русского монастыря.

Турецкое владычество

Несмотря на внушительную поддержку, оказываемую правителями России, этот монастырь не избежал участи других обителей в период турецкого владычества и также переживал трудные времена. В 1582 году монастырь закрывается на некоторое время, а в 1661 году, вследствие своей бедности, освобождается от выплаты сборов. В 1693 году обитель закрывается вновь: «Здесь находится монастырь Русских, опустевший, и монастырь и земли его во владении Великой Лавры». В 1725 году здесь проживали два русских и два болгарских монаха, а спустя двадцать лет – лишь несколько греков. Новый расцвет обители приходится на начало XIX века, когда заботу о ней взяла на себя семья правителей Валахии – Калимаки. Земли монастыря за пределами Афона располагались на полуострове Халкидики и в Салониках, но также в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и в Одессе. Перепись 1808 года относит к монастырю Святого Пантелеймона 57 монахов, из которых 27 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь расположился на живописной территории юго-восточной стороны полуострова Афон. Монастырский комплекс состоит из всевозможных многоэтажных сооружений, впечатляющих воображение своим величием. Вплоть до первой мировой войны монастырь был облагодетельствован многочисленными пожертвованиями русского правительства.

Территория монастыря была расширена сначала на север и восток, а затем было запрограммировано дальнейшее расширение, которое не удалось завершить, вследствие утраты поддержки из России. За территорией монастыря находятся и другие внушительные сооружения. В одном из них расположилась сегодня гостиница, которая до пожара 1968 года находилась в старом крыле обители.

Главный храм монастыря посвящен Святому Пантелеймону и был построен незадолго до греческого восстания. Он украшен восемью великолепными куполами. Стены храма расписаны изумительными фресками русской школы. Службы здесь ведутся поочередно на греческом и русском языках.

Трапезная находится в западной стороне монастыря напротив входа в главный храм. Она была построена в 1892 году и настолько просторна, что может вместить до 1000 человек. Над ее входом находится колокольня с пирамидальной крышей, колоколом диаметром 2,71 м и весом 13 тонн, а также двумя меньшими колоколами. Кроме этих трёх колоколов, существуют еще 32 колокола различных размеров. Звон колоколов создает ощущение благостный гармонии. Для самого большого колокола требуются два звонаря. Опытный монах-звонарь может одновременно работать с 16-ю небольшими колоколами.

Перед входом в трапезную находится купель. Также во дворе обители расположилось отдельное здание библиотеки.

К монастырю относятся 35 часовен. Особо стоит отметить часовню Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского (1852). Это своего рода второй главный храм, где все службы ведутся на русском языке. Во дворе, западнее библиотеки, расположилась часовня Святого Митрофана, которая использовалась как первый храм русских, которые прибыли в монастырь в 1840 году.

К обители относятся 2 кельи в Карьесе, одна из которых используется как представительство, три других кельи находятся в разных местах Святой Горы. По дороге в Карьес, там, где раньше находился монастырь Салоник, существовала келья Пальомонастро. Монастырь опустел в 1765 году и стал использоваться как келья. Позднее русские монахи построили здесь величественные здания и великолепный храм, которые, к сожалению, опустели. Согласно письменным источникам, старый главный храм был украшен удивительными фресками поздней македонской школы.

Также монастырю принадлежат: Скит Успения Богородицы (Вогородица), поселение Новая Фиваида и Хромитисса.

Сокровище монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Путеводитель по монастырю

Главный вход монастыря, недавно украшенный фресками, находится в южном крыле. Главный вход ведёт на крупный двор, окруженный прибрежными крылами зданий, а также отреставрированным архондариком (гостиницей для паломников). Крытый проход ведёт к просторному, вымощенному камнем, двору.

Восточное крыло, старое здание гостиницы, части северо-восточного и юго-восточного крыла были разрушены крупным пожаром в 1968 году. На верхнем этаже северного крыла располагается часовня Покрова и Александра Невского. На нижних 3 этажах расположились кельи монахов. Недавно отреставрированное южное крыло включает в себя часовню Иоанна Предтечи, новую гостиницу, а также кельи монахов.

Главный храм монастыря посвящен святому Пантелеймону. Памятная надпись нартекса говорит о том, что строительство было начато в 1812 году и завершено в 1821 году. В ней же упоминается правитель Молдовлахии Каллимах (1809-1889), ктитор монастыря.

Главный храм монастыря по-своему архитектурному типу следует традициям греческой и русской архитектуры. Храм украшают 8 куполов русского типа. Похожие купола встречаются и на часовнях. Богато украшенный иконостас также происходит из России. Нартекс и главный храм украшены фресками 1855 года, созданными при игумене Герасиме. Многие из них были впоследствии отреставрированы.

Согласно патриаршему указу 1875 года, службы в главном храме обители проводятся поочередно на русском и на греческом языках. Этот храм называют также греческим католиконом (главным храмом), в противоположность часовне Святого Митрофана Воронежского, которую использовали как главный храм русские, начиная с 1858 года.

В монастыре насчитывается 36 часовен. Часовня Успения Богородицы представляет собой отдельно стоящее здание за главным храмом. Службы здесь проводятся на греческом языке. В часовне Святого Митрофана, западнее библиотеки, службы проводятся на русском. В северном крыле расположились 9 часовен, среди которых: Вознесения Господня, Святого Сергия, Святого Дмитрия и Святого Александра Невского, вместительностью до 2000 человек, а также часовня Покрова Пресвятой Богородицы 1888 года с богато украшенным, позолоченным, иконостасом и многими иконами с серебряными позолоченными окладами. Среди примечательных икон стоит отметить и мозаичную икону святого Александра Невского.

В южном крыле расположились 8 часовен, из которых только 3 сохранились после пожара: Святого Саввы, Святого Николая и Иоанна Предтечи. Другие часовни обители находятся за территорией монастыря.

Купель монастыря, находящаяся между главным храмом и трапезной, отличается тем, что не окружена монументальным сооружением с куполом. Эта купель, украшенная барельефами, стала подарком Иоасафовского братства монастырю в конце XIX века.

Трапезная располагается в западной части двора, напротив главного храма. Это отдельно стоящее прямоугольное здание, построенное в 1893 году, рассчитанное на 1000 человек. Над входом в трапезную находится колокольня, построенная в 1893 году. Это высокое, но крепкое здание, способное выдержать вес 32 колоколов, составляющий более 20 тонн. Большой колокол над трапезной имеет диаметр 2.7 м, а его окружность составляет 8.7 м. Колокол посвящен памяти Андрея Дмитриевича Самгина и хранит имя своего создателя, Иоакима Воробьёва. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны. На втором этаже расположились менее крупные колокола, связанные с часами колокольни.

Ризница монастыря занимает двухэтажное здание, пристроенное к северной стороне трапезной. Иконы хранятся в отдельном здании севернее главного храма, рядом с часовней Успения Богородицы. Среди других икон здесь хранится также икона Богородицы Иерусалимской.

Богатая библиотека монастыря также занимает отдельно стоящее двухэтажное здание во дворе. Здесь хранятся около 1300 кодексов, из которых 110 написаны на пергаменте. Стоит отметить, что 600 кодексов - на славянском языке. Печатных книг в библиотеке около 30.000.

В монастыре - два кладбищенских храма. Старый храм, Святых Апостолов Петра и Павла, был построен в 1820 году, одновременно с главным храмом обители. Он располагает украшенным фресками куполом и костницей в подвале. Новый храм был построен в 1896 году и представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя два храма, костницу и 2 независимых кельи. По своему архитектурному стилю он напоминает русские церкви XIX века. Храм на втором этаже посвящен Святым Архангелам, а на первом - Святому Серафиму Саровскому и Святому Феодосию Черниговскому.

Старый причал монастыря располагался на небольшом расстоянии от обители по направлению к порту Дафни. Он был разрушен ураганом в XIX веке. Новый причал представлял собой временное деревянное сооружение, сохранившееся в таком виде до 1998 года. Затем на этом месте было построено каменное сооружение.

Иконы

Частицы Мощей

Честные Главы Чудотворца Пантелеимона, Евангелиста Луки, Силуана Афонского, Преподобного Мученика Стефана нового, подаренная 1815 году супругой Скарлата Каллимаха (ктитор Пантелеймонова монастыря) Домна Роксандра. Апостолов Петра, Фомы, Варфоломея, Святых Дионисия Ареопагита, Григория Ниского, Тихона Задонского, Варсанофия и Гурия Казанских.