Тренинг по сказкотерапии. Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов "время для себя". Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

1.Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2.Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».

3.Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы: работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Сказкотерапия

«Снимаем маски»

(психологический тренинг)

Подготовила

педагог-психолог

Р.Ф. Артамонова

Цель:

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи :

  1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.
  2. Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».
  3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Оборудование: бумага формата А4, ручки, или карандаши.

Вступление

Одна из функций сказки заключается в том, что она помогает взрослому человеку, ребенку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Общение со сказкой способствует пробуждению творческих сил.

Уважаемые коллеги, педагоги! Хотелось бы сегодня предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это Вам поможет позитивно подумать и отдохнуть. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес с сегодняшнего занятия что – то интересное и поучительное для себя. Сегодня каждый участник нашего занятия будет работать только на себя. Занятие называется «Снимаем маски». На самом деле это сделать очень трудно, но этого и не требуется, потому что каждый сегодня будет работать со своим текстом. Возможно, понимая себя, Вы как родитель сможете понять своего ребенка.

Ход мероприятия

1 этап - подготовительный

Упражнение «Дождик»

Цель : организовать позитивный настрой группы на занятие.

Инструкция : для выполнения этого упражнения необходимо встать в одну шеренгу, повернуться лицом к затылку соседа, как в строю. Психолог или ведущий встает в конец шеренги и произносит инструкцию: «Представьте, что вы прогуливаетесь по улице. Хорошая погода. Вдруг закапал летний, теплый, дождик. Дождик касается вашего тела (головы, плеч, спины, рук, кистей, ног). В этот момент каждый участник кладет руки на голову, плечи, спину и т.д. своему соседу и начинает легкими прикосновениями имитировать капли дождя». Это упражнение способствует сплочению группы, настрой на совместную работу.

2 этап - основной

Сказка-путешествие

«Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин

Однажды в необычный летний день, проснувшись утром ранним, Вы решили пойти в парк и просто помечтать, посидеть на лавочке, покормить голубей. Настроение приподнятое, все вокруг цветет, щебечет и поет. Выходя из дома, вы поймали себя на мысли о том, что неплохо бы было с этого момента что-то изменить в своей жизни. Вот только что? Вы зашли в парк и обнаружили, что привычная тропинка, по которой вы любили прогуливаться, уводила куда-то дальше в лес и где-то там сужалась. Вы пошли по тропе и вдруг, на удивление себе, увидели в кустах сундук…

Задание ведущего:

Подумайте, что это за сундук? Из какого материала он сделан? Большой или маленький? С замком или без замка? Подумайте, что в нем может находиться?
Чем больше участники описывают, тем больше информации будет у них для познания себя и своих скрытых «конфликтов». Необходимо писать, то, что первое всплыло в сознании, это самая достоверная и правильная информация.

Текст сказки:

«…Заглянули в сундук, успокоили свое любопытство и пошли дальше. Долго ли коротко ли, вдруг вы заметили зверька за деревом…»

Задание ведущего :

Как вы думаете, что это за зверь, злой или добрый? Вы к нему подойдете и погладите или убежите от него?
Участники описывают в своих листах все, что считают нужным рассказать об этом звере и своих действиях по отношению к нему.

Текст сказки:

«Солнышко пригревало. Вышли вы на сказочно красивую поляну, на которой стоит одинокий дуб, а под дубом лежит труп , возле тела лежала какая-то книга .

Задание ведущего :

Как вы думаете, труп – это женщина или мужчина? Старый или молодой? Какая книга лежала под дубом?
Участники также все описывают, можно давать время подумать, отвечать на вопросы, если что-то не понятно.

Текст сказки:

«Поглядев по сторонам вы заметили, что на поляне есть еще много интересного и пошли дальше. Вдалеке от того места, где Вы стояли, вы увидели верблюда, который спокойно что-то жевал»

Задание ведущего:
Опишите свое ощущение в данный момент. Что вы сделаете, подойдете к верблюду или нет? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Текст сказки:

«Поляна была такая большая, что вы пошли дальше. Вдруг вы услышали какой - то шум. Это было стадо лошадей, которое стремительно бежало в вашу сторону. Вы поняли, что необходимо, что-то делать, иначе Вас растопчет стадо лошадей..»

Задание ведущего:
Опишите ваше состояние, чувства, мысли и свои действия. Что вы будете делать? Какие меры принимать? Куда бежать?

Текст сказки:

«Оказалось, что от свежего воздуха у вас закружилась голова, и стадо лошадей вам померещилось. Это был мираж. Вы пошли туда, где, на Ваш взгляд, должна была закончится поляна, но вдруг вы вышли к какому-то забору..»

Задание ведущего
Какой это забор, какой высоты, старый или новый, из какого материала он сделан? Как вы его будете преодолевать?

Текст сказки:

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Преодолев забор, Вы вышли на теплый, чистый, солнечный пляж. Что происходит вокруг Вас? Оглянитесь, что Вы видите, слышите, чувствуете?. Среди пляжа растет огромный куст роз…»

Задание ведущего:
Сколько роз и какого цвета вы себе нарвете? Если не нарвете, то почему?

Текст сказки :

«После того, как Вы надышались ароматом роз, погрелись на солнышке, Вам захотелось искупаться в речке, которая находится неподалеку…»

Задание ведущего
Каким образом вы войдете в воду? (быстро, медленно, плавно, или вообще не пойдете. Если нет, то почему? Опишите свои действия

Вот и сказки конец, а кто слушал и работал с нами молодец!

3 этап - завершающий

Интерпретация к тесту сказки

Сундук – символизирует душу человека (большой, маленький, закрытый, открытый).
Содержимое сундука – ценности, интересы, мотивы, скрытые потребности, обиды. То состояние, которое на данный момент времени, то, что для человека является главным составляющим его души (потребности, страхи, мудрость, переживания).
Пример: Золото – алчность, книги – мудрость, знания (интерпретируется самостоятельно).
Замок – открытость или замкнутость человека (общительность, тревожность, страхи, коммуникативные барьеры)
Зверек за деревом – ваши друзья, возможно ваше отношение к друзьям.
Верблюд – отношения с родственниками, братьями, сестрами, родителями.
Труп – психологический возраст души (мужчина, женщина, молодой старый).
Мужчина молодой – энергетика, сила физическая выносливость.
Мужчина старый – богатый жизненный опыт, выносливость, терпимость.
Женщина молодая – активность, работоспособность.
Женщина пожилая – мудрость.
(желательно дать установку, что труп человека должен быть либо молодой, либо старый). Это позволит определить психологический возраст личности.
Книга – возможно ваши интересы, или то что вас тревожит и волнует в настоящий момент.
Стадо лошадей – взаимоотношение с противоположным полом (способы действия ваши)
Забор – ваша целеустремленность, цели, которые вы ставите перед собой. Способы достижения целей будут прописаны в способах преодоления забора.
Пример: Забор обойдете, перелезете, найдете калитку, найдете дырку в заборе, пойдете вдоль забора.
Пляж – что вы видите, слышите или чувствуете? – это ваш вид восприятия, который преобладает у вас. Видите – визуальное, Слышите – слуховое. Чувствуете – тактильное восприятие. Что первое пришло, тот вид восприятия окружающего мира и преобладает.
Вода – как вы решаете проблемы, способы разрешения каких-либо ситуаций.
Куст роз – сколько штук, и какого цвета вы себе нарвете? – цвет символизирует состояние человека в данный момент, (темный - негативное, светлый – позитивное, яркий – активное, творческое), а количество – это то количество романов или влюбленностей, которое с вами случалось в жизни или еще случится.

Заключение :

«Вот мы и окончили окончания «сказко-путешествие» в свой внутренний мир посредством сказки, каждому из нас необходимо задуматься над своими ответами и попытаться дать им логическое объяснение.

Чем больше участники занятия пропишут о том, что увидели, услышали, почувствовали, тем больше и качественней будет процесс самосознания своих особенностей, причин конфликтов, своих возможностей и качеств. Каждый родитель сможет использовать это занятия со своим ребенком или группой детей. Возможно, Вы больше узнаете о своем подросшем ребенке и поможете ему в трудном подростковом кризисе.



РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.
Комментарий. Кто может играть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может
быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включаю-
щийся в работу группы участник.
- Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Коро-
лем, Совет Архитекторов выбрал для него дворец. Король был торже-
ственно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт
радости от совместной работы, принятия важных решений, поддерж-
ки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с
собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните ру-
ки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной
страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают по-
лукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый
шар. в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к сво-
ему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми
совместно с ведущим).
А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал из Сказочной страны.
После -занятия ребята МОГУТ сами разобрать песочную страну, но-
Волшебная страна внутри нас
ЗАНЯТИЯ С ТРЕТЬЕГО ПО ДЕВЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГАМИ-ЧУВСТВАМИ
Информация для ведущего
С третьего занятия мы начинаем цикл чувствами. Нам важно донести до своих воспитанников, что чувства
являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я.
Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2. Выбор фигурки иди рисование образа слуги-чувства (Как же вы-
глядит этот слуга?)
3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается патом, что
все образы - разные и мы все - разные, в этом наша исключитель-
ность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые
сознаю! свою непохожесть и принимают исключительность другого,
никогда не бывает скучно вместе.
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зри-
тельный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисун-
ка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого
слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется
этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий?
тихий? громкий?);
обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или
нет. что это за запах);
вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь,
сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение
этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он тан-
цует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег
реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь
поселился этот слуга Короля).
6. Создаем архитектурный проект лома слуги-чувства. Выбираем
лучший на конкурсной основе.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю.
Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления
Короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством,
если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержит-
ся во дворце). Потеря Меры - потеря эмоционального баланса. Про-
говариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно при-
носит пользу, в каких - вред.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ РАДОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий говорит: мется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, по-
селит Короля.
У Короля - немало придворных. Но есть среди них слуги особен-
ные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними
поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость,
Страх, Обида, Вина и Интерес.
Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Ра-
дость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?
Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по име-
ни Радость.
Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете,
почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из
нас своя.
Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени
Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с
каждым выбранным вами персонажем.
Комментарий. Знакомство может происходить следующим об-
разом:
а) ведущий просит ребят рассказать о своей фигурке: что любит есть,
во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры
и танцы;
б) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать,
как танцует его персонаж; участники группы становятся в круг
и повторяют его движения (модификация игры, см.
ниже). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы
не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют
их любимые танцы.
- Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слу-
ги Короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать
нужно одного, кого же?
Комментарий. Фигурку слуги по имени Радость можно выби-
рать следующим образом:
3) создать Совет Мудрейших, которые коллегиально, аргументируя
Волшебная строит внутри нас
г) в самом крайнем случае (если ребята не могут договориться и про-
являют признаки деструктивной коммуникации) ведущий назна-
чает фигурку сам или предлагает свою фигурку.
- А теперь Совет Архитекторов приступает к своим обязанностям
и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.
Для коллективных домов можно каждому ребен-
ку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши,
стен, фундамента, окон. дверей и пр.) и картонную карточку (6х6 см).
на которой ребята, совещаясь, создают дом для слуги по имени Ра-
дость.
- Где же мы поставим дом слуги Короля по имени Радость?
Когда лом будет поставлен, ведущий спрашивает ребят:
- Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему прихо-
дит слуга по имени Радость?
Конечно, он радуется, но как он это делает? Танцует, хлопает в ла-
доши, улыбается, устраивает праздники?..
(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков
вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)
- Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Пред-
ставьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.
Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры:
танцевать:
петь;
подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.
Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость?
Какие запахи приносите собой слуга по имени Радость?
Что подают к столу, когда в гостях Радость?
А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому
человеку?
Часто ли слуга но имени Радость приходит к вам в гости? Когда и
как это происходит?
Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом
доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с Королем, если слуга по
имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
Конечно, вы правы. Король просто устанет! Да и дела в королевст-
ве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но
как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?
Секрет королевских слуг в том. что они обладают очень важным
качеством - МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по име-
ни Радость знает, когда пора уходить. (В этот момент важно показать
ребятам фигурку символизирующую Меру. В дальнейшем мы часто
20
- Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни?
А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?
Вариант задания для детей, умеющих писать и читать.
Воспоем Меру в (синквеин - это четверостишие в
котором первая строчка состоит из двух прилагательных, характери-
зующих понятие; вторая строчка состоит из трех глаголов, описываю-
щих то, что позволяет делать или дает исследуемое понятие; третья
строчка рисует некоторое действие, четвертая строчка резюмирует
значение исследуемого понятия для создателя синквейна):
МЕРА
Мудрая ответственная
Решает, позволяет, управляет,
Вовремя домой слуг отправляет,
Мне помогает
- Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость.
Оказывается, у нас внутри тоже есть Король и у него тоже есть слуга
по имени Радость. Именно поэтому, когда мы рисовали этого слугу, у
нас они получились очень разные. Потому что мы с вами - разные.
Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по име-
ни Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого по-
теряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством - Ме-
рой. Наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем
об этом помнить.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ГРУСТЬ

ров восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Ра-
дости.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Грусть.
Вот навестила Короля
Слуга-подруга Грусть,
Что будет во дворце сейчас.
Сказать вам не берусь!
- К дворцу Короля приближается слуга по имени Грусть. Льется
музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей
фонотеке такая? Найдите и включите эту музыку. (Поиск нужной аудио-
записи может осуществлять кто-то один, а можно работать и коллек-
тивно.)
- Расположитесь удобно (лучше лежа} на ковре. Закройте глаза.
Сделайте глубокий вдох, длительный выдох. Постарайтесь рассмот-
Волшебная страна внутри нас
21
реть, как приходит к Королю слуга по имени Грусть. (Врывается в ши-
роко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влета-
ет в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого жи-
вотного или явления природы является Королю Грусть. (Трепетный
мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая
слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело
ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени
Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается,
вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи
приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды
и холодного осеннего дождя?..) Слушайте музыку и проживите несколько
минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Грусть.
А теперь сделайте глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
Откройте глаза и расскажите о том, что вы видели.
Какие вы молодцы! Ребята, а заметили ли вы, что же было общего
в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как выдумае-
те, почему?
Верно! Мы все - разные и слугу Короля по имени Грусть видим
тоже разной.
Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благо-
даря этому нам так интересно друг с другом!
- Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть раз-
ворачивает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовлен-
ные им угощения,
Что же это за блюда? Какие они на вкус?
Вооружитесь бумагой и цветными карандашами. Составьте рецепт
приготовления одного Грустного блюда. Нарисуйте его.
Расскажите об этом блюде. Как вы думаете, понравится ли Коро-
лю такое угощение, попросит ли он добавки?
И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет бе-
седа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? По-
слушаем? Садитесь поудобнее.
Закройте глаза. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Рассмот-
рите, что происходит за королевским столом. Слушайте, о чем гово-
рят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. И вы глубоко вдох-
ните, медленно выдохните и откройте глаза.
Что вам удал ось услышать? Что рассказывал Королю слуга по име-
ни Грусть?
Что ей отвечал Король?
О чем Король поведал Грусти?
Как много вам удалось услышать! Какие вы молодцы!
Что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались?
Почему?
Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас
Король и его слуга Грусть?
22
А они.... Играют!
В какие игры, как вы думаете? Затрудняетесь с ответом? Да, Груст-
ных игр не так и много на свете...
Тогда я расскажу вам, в какую игру играет Король со слугой по
имени Грусть.
Они обложились множеством разных журналов и вырезают из них
всевозможные картинки, на которых изображены грустные люди, гру-
стные животные, грустные пейзажи. Вырезанные картинки наклеи-
вают в альбомы и подписывают их грустными словами. А Король даже
сочиняет грустные стихи. Послушайте их.
Осень - грустная пора.
Дождик часто льет с утра.
Слякоть, лужи тут и там,
Ветер свищет по садам.
Холодно, тоскливо, голо -
Плакать хочется мне снова!
- Как вы думаете, ребята, какое время года изображено на кар-
тинке, к которой Король сделал такую стихотворную подпись? Вы
абсолютно правы - поздняя осень.
Давайте и мы с вами создадим.
Дети берут стопку журналов (они приготовлены ведущим игры зара-
нее), вооружаются ножницами и вырезают из журналов те картинки,
которые кажутся им очень грустными. Дети объясняют, почему они
выбрали именно эти картинки. Наклеивают их на альбомный лист.
Подписывают их, если умеют писать. Подписи к картинкам могут
быть такие: ,
, и др.
Прикрепите получившиеся к стене с помощью скотча.
Теперь можно проводить и экскурсии по.
- Итак, мы рассмотрели все. Теперь слуга по имени
Грусть созывает в королевский дворец музыкантов и певцов, испол-
няющих только грустные мелодии и поющих только грустные песни.
Как вы уже догадались, эти приглашенные музыканты - вы.
Какие вы помните грустные песенки? (, Пьеро>, и т. д.)
Кто хочет спеть какую-нибудь из них?
Пожалуйста, фантазируйте и творите! Устройте Театр пародий на
Т Буланову, Т. Овсиенко, группу и др.
Но вот слышите, слышите?! Звучит легкая веселая музыка. В залы
дворца заглядывает яркое солнышко.
Что же это происходит? Как вы думаете? Вы, как всегда, правы.
Это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть,
что пора уходить. Король устал грустить, и ему обо многом надо но-
Волшебная страна внутри нас
О чем раздумывает Король после ухода Грусти?
Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить?
Конечно, когда Король грустит, он начинает очень тонко чувствовать
все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду
другого. Когда к Королю приходит слуга по имени Грусть, он начина-
ет тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается
им помочь, стремится их понять, сопереживает им.
Зачем слуге Короля по имени Грусть обладать таким качеством,
как Мера? Конечно, если слишком много грустить, можно даже забо-
леть. Поэтому и говорят: .
А вы готовы создать синквейн о Грусти?
Например,такой:
ГРУСТЬ
Светлая, печальная
Кручинится, скучает, слезу роняет,
О тоске напоминает, но проходит погодя.
Прочь, родная, от меня!
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугой
Короля по имени Грусть. А к вашему внутреннему Королю часто при-
ходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким
часто приходит слуга по имени Грусть? Что можно-сделать, если слуга
Грусть забыл о Мере?
Конечно, дорогие друзья. Мера приходит с добрым дружеским
словом. И вы можете сказать тому, кто слишком долго грустит:
что знает Меру>.
Слуга но имени Грусть - важный слуга Короля. Не нужно бояться
его прихода. Однако важно помнить о Мере...
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ИНТЕРЕС
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекто-
ров восстанавливает Сказочную страну с домом Интереса.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Интерес.
Слугу и друга Интерес
С волненьем ждет Король,
Когда тот входит во дворец,
Все оживает в нем!
происходит...> С такими или очень похожими словами появляется
Интерес в королевских покоях.
24
Ребята, а как появляется Интерес? Быть может, он вползает, осто-
рожно и медленно, как черепаха; или влетает, как вездесущий говоря-
щий попугай, или же врывается так стремительно, как спущенная с
поводка охотничья борзая?
Как же это происходит? Какая музыка звучит при его появлении?
Медленная, тихая и спокойная, или громкая, бодрая, радостная, а мо-
жет быть, и тревожная?
Давайте на минутку закроем глаза и постараемся представить се-
бе, что же происходит во дворце Короля, когда к нему приходит слуга
по имени Интерес. Молодцы, замечательно! А теперь, пожалуйста, кто
хочет показать, как входит Интерес в гости к Королю. А какова твоя
версия, а твоя?..
Удивительно, каким разным мы видим слугу по имени Интерес.
Почему, как вы думаете? Конечно, конечно, вы, как всегда, правы: мы
все - разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга.
А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес. Быть
может, это затхлые запахи старых заброшенных домов и вещей? Или
не изученных доселе миров и чужеземных стран?
Какие блюда принесет Интерес на пробу Королю? Жареную кар-
тошку, вареные яйца или нечто невиданное и не опробованное еще
нами? Давайте пофантазируем на эту тему. Кто хочет, может прямо
сейчас составить рецепт Интересного блюда и запатентовать его на на-
шем Совете. Приступайте!
Преподнесите свое воображаемое изысканнейшее Интересное
блюдо Королю от имени его слуги Интереса.
И вот зажжены свечи в трапезной Короля, звучит музыка. Король
с Интересом беседуют за столом. Давайте послушаем, о чем они го-
ворят.
Кто что услышал, расскажите. Молодцы!
Удивлен Король, очарован рассказами своего слуги Интереса.
И говорит ему: помнить, да еще и рассказать обо всем этом так ярко, красочно и увле-
кательно!>
крою.
Прежде всего научись с Интересом относиться к самому себе, на-
учись слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Ко-
нечно, сразу все не получится, но для начала постарайся с большим
Интересом слушать себя>.
- Давайте и мы, ребята, вместе с Королем и Интересом поиграем
в эту увлекательную игру- начнем слушать себя.
Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и
медленный выдох. Прислушайтесь к себе.
слушайте биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется
шум на улице или в комнате, постарайтесь снова начать слушать себя.
И у вас все получится!
- спрашивает Интерес.
Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и тре-
пещут крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... А что услы-
шали вы?
Что почувствовали?
Молодцы! Умницы! Как Интересно все то, что происходит у нас
внутри!
Вы слышали и чувствовали, как работает сердце, а знаете ли вы,
почему оно именно так стучит и вообще зачем оно? Почему движутся
грудь и диафрагма (знаете это слово?) при дыхании и что будет, если
эти движения изменятся или прекратятся? О, как много вопросов! И
где найти на них ответы?!
Как вы думаете, ребята, где можно найти ответы на эти вопросы?
(Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей,
А можно книгу с полки взять, раскрыть ее и почитать!)
- спросил Король у Инте-
реса.
- сказал
Интерес и подвел Короля к библиотечной полке, на которой стояли
такие книги:
Анатомический атлас
Р. Роттенберг
Книги по ОБЖ
Учебники биологии 6-8 классов
Энциклопедия АВАНТА ПЛЮС (книга по биологии)...
- А что бы вы, ребята, посоветовали почитать Королю?
Для чего пригодятся вам в жизни знания и умения слушать и слы-
шать себя? Как вы думаете?
Когда Король и мы вместе с ним научились с огромным Интере-
сом слушать и чувствовать себя, узнали о себе так много нового. Ин-
терес продолжил свои увлекательные игры.
Он учил Короля слушать и внимательно наблюдать за собеседни-
ками.
Прислушиваться, присматриваться, притрагиваться к обыкновен-
ным предметам и явлениям и искать много интересного и удивитель-
ного в том, что кажется привычным и обыденным.
Особенно любил Король игру под названием.
Сыграем вместе с Королем.
ные и загадочные узоры. Они не видны лишь незаинтересованному
взгляду, а их таинственные истории не слышны лишь незаинтересо-
26
пасть, а это чудный гребень-хохолок. Что он тут делает? Как тут ока-
зался? Расскажите его историю>.
Король с увлечением принялся за игру.
И мы тоже.
Устройтесь поудобнее на диване, кровати или на ковре. Можно
лечь на спину. Посмотрите на потолок. Что вы в идите? Люстру. А еще?
Вглядитесь повнимательней. Трещинки, пятна, неровности...
Рассмотрите их внимательно. Что они вам напоминают? На что
похожи?
Как они попали на потолок? Или кто их туда поместил? Что они
делают ночью, когда весь дом спит, а что днем, когда в доме шумно и
много людей. Смелей! Не бойтесь фантазировать! Это же так интерес-
но! Поделитесь своими фантазиями.
- восклицает Интерес.
- начал было Интерес, но смолк, потому что уви-
дел, а точнее, почувствовал, как устал Король. Да и вы, ребята, навер-
но, устали тоже.
Как вы думаете, какие качества Интереса помогли ему почувство-
вать состояние Короля?
Конечно же, вы правы. Наблюдательность и то неизменное каче-
ство, которым обладают все слуги Короля. - качество Меры.
Покидает Короля Интерес, отправляется в свой дом, чтобы в ско-
ром времени снова навестить Короля.
Благодарен Король Интересу. Как вы думаете, за что?
А в знак нашей благодарности можно воспеть Интерес в синквейне.
Например:
ИНТЕРЕС
Легкокрылый, вездесущий
Слушает, наблюдает, познаёт
И к снежным вершинам, и к тайным глубинам
Нас приведет!
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ ЗЛОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекто-
ров восстанавливает Сказочную страну с домом Злости.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Злость.
Давайте нарисуем, как выглядит этот слуга. Какие звуки, запахи,
прикосновения, вкусы он приносит с собой?
Что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени
Злость?
Скажите, приятно ли подданным находиться с Королем в то вре-
мя, когда у него гостит Злость? Конечно, неприятно. Но она является
слугой Короля. Зачем же она нужна?
Чтобы уметь постоять за себя; если надо, дать сдачи. А если Злость
пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком?
Тогда про него говорят: .
Знаете ли вы, что в Сказочной стране придумали специальные
танцы для того, чтобы слуга по имени Злость вспоминал о Мере?

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

    помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.

    тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

    развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

    Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

    Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?

    Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?

    Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

    Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

    Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

    Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

    Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

    Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

    В чем состояла их роль и значение в этих сказках?

    Как вы можете охарактеризовать эти существа?

    Какими качествами они обладают?

    Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?

    Как вы справились с этими трудностями?

    Какие чувства испытываете сейчас?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Литература:

    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

    Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

    Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Татьяна Кулаткова
Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Предлагаю вам поиграть в форме сказкотерапии. Алгоритм занятия, игры и упражнения взяты у Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

Цель: обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи:

1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2. Создать благоприятную атмосферу для работы.

3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

А попасть в сказку нам поможет игра «Великий мастер» , но мы все здесь не мастера, а мастерицы, а вот в чем – сейчас узнаем. Сначала называем свое имя:

Татьяна, я великая мастерица слушать.

2. Упражнение «Величественное имя» Задание: Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. На протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание к ним позволяет приобрести особенную силу. Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта и Доблесть, Дерзание и долг. А требуют особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь.

Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших имен. Откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? И что требует нашего особого внимания? Напишите эти определения в буклете Ольга – О: ведет по жизни - ответственность, обязательность; требует особого внимания – отстраненность, оборонительность.

Рефлексия : трудно ли было выполнять задание? Что труднее - позитивные качества назвать или качества, требующие внимания и работы?

3. Упражнение «Любимый герой» Вспомните своего самого любимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и т. п. Напишите имя своего героя, почему именно он вас привлекает, какие качества больше всего нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся. На каждого участника отводится в среднем 2 минуты.

4. «Что было бы, если…» Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы Вы превратились в этого сказочного героя? Напишите.

Сказкотерапевты считают, что герой, которого мы выбираем, служит примером для идентификации и качества, которые нам не нравятся, мы хотели бы в себе изменить. Хотели бы?

Сейчас мы посмотрим мультфильм про маленького серенького ослика, который тоже хотел измениться. (мультфильм «Всё наоборот», Союзмультфильм, 1974 год

https://youtu.be/S73sWZe7bFE

Чему учит сказка? Выслушать ответы. (Уметь принимать себя)

В чем ослик обнаружил источник жизненной силы? (В силе воображения)

Добрая хорошая сказка, трогающая наше сердце, всегда оставляет некое таинственное последствие, ощущение внутренней силы. Оно может переживаться как спокойная радость или озарение, как романтическое состояние или сосредоточенная погруженность.

В чем же секрет такого "волшебного последействия" сказки? Дело в том, что все хорошие истории красочно иллюстрируют важнейшие общечеловеческие ценности. А они, в свою очередь, являются резервуарами жизненной силы. Общечеловеческие ценности дают питание душе, она радостно откликается и благодарит за чудесное угощение. Когда у человека достаточно жизненной силы, желания жить, он справляется с выпавшими ему трудными ситуациями самостоятельно. Есть сила, приходят помощники, новые идеи, и все со временем разрешается.

Случаются жизненные ситуации, которые бросают вызов нашей жизненной силе. Кажется, что ее недостает. Но это иллюзия. Не бывает такого, чтобы силы было недостаточно для разрешения проблемы. Испытания всегда по силам и средствам. Другое дело, что резервуар жизненной силы оказывается погребенным под плитой разочарований, стереотипов или банальной усталости. Задача сказкотерапии - "докопаться" до источника жизненной силы. Собственно, это и есть основная задача нашей следующей игры. Несколько мгновений сосредоточьтесь: подумайте о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем закройте глаза и задайте себе простой вопрос: «Какая Сила важна для меня сейчас?». Далее предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось, и поразмышлять об этом.

Конечно, если есть время, интересно было бы сочинить сказку о том, как герой отправился на поиски этой Силы, что ему довелось пережить, как разворачивались его приключения, что стало с ним, когда он обрел Силу.

Но мы просто запишем жизненную силу себе в буклет.

6. Сейчас каждая из вас на своем листе пишет один какой-то свой или своего сказочного героя недостаток , затем передает свой лист другим участникам. Вы пишите на его листе после слов «. зато ты.» какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Первая часть нашего сказочного путешествия подошла к концу, завершите вы его дома, выполнив домашнее задание (Ода о себе, может быть кто-то напишет сказку о себе.

В детской психологии имеется давний метод воспитания ребенка, с очень красивым и интересным названием – сказкотерапия . Еще наши предки пытались исключать метод наказания, объясняя ребенку смысл его поступка.

Издавна сказки были особым фактором, который оказывал большое влияние на жизнь человека.

Это своего рода моральные законы, написанные понятным языком и способные уберечь ребенка от различных напастей.

Какая любимая сказка у вашего ребенка?


Если у вашего малыша есть самая любимая сказка, слушать которую он намерен всегда и везде, то попробуйте обратиться к психологу, чтобы разобраться, что же так привлекает малыша в этом сюжете. С возрастом пристрастия детей к сказкам меняются и вполне понятно, так как они сами растут, развиваются и ставят перед собой уже иные жизненные вопросы.

Психологи провели исследования, результаты которых доказали, что в сказках, именно любимых, программируется жизнь малыша. Психоаналитики немного изменили всем известную пословицу «Назови свою любимую сказку и я скажу, кто ты».

Если вы желаете освоить сказкотерапию самостоятельно, то это вполне можно сделать, однако, от психологического консультирования все же не нужно отказываться. Психолог поможет вам подобрать специальные сказки, которые смогут мягко повлиять на поведение малыша.

Какие сказки подходят для сказкотерапии

Для сказкотерапии сказки можно подбирать различные: и русские народные, и медиативные, и свои собственные. Многие психологи в своей практике предлагают ребенку самому сочинить свою сказку, что является одной из основ данного метода в психологии. Таким образом, можно узнать о переживаниях крохи, об отношении его к различным семейным проблемах, к школе и т.д.

Кому полезен метод сказкотерапии

Данный метод полезен абсолютно всем деткам без исключения. Каждому возрасту ребенка подбираются определенные сказки, которые могут помочь решить психологические проблемы. Однако не стоит считать, что сказка способна спасти от всех бед. Приготовьтесь, что действие будет видно не сразу, хотя эффект обязательно будет. Сказка — это не лекарство, которое вылечивает за один прием.

Возраст для сказкотерапии

Для такого метода оказания психологической помощи ребенку свойственны свои условия работы. Малыш должен четко отличать реальность от сказочных действий. Такое Возможно в возрасте от 3,5 лет. Поэтому детей младшего возраста не стоит привлекать к такому методу психологической помощи.

Как самому сочинить лечебную сказку?


Первым делом ознакомьтесь со всей необходимой литературой по данному методу. Если у крохи есть страхи чего-то (темноты, к примеру), то сочините сказку, в которой герой поможет решить вашему малышу эту проблему. Стараться нужно составлять сюжет так, чтобы ребенок заметил сходство свое с героем, чтобы он увидел в нем самого себя. Придумать сказку совсем не сложно, нужно придерживаться некоторых правил описанных .

Очень полезны и художественные сказки. Для врунишки полезным будет послушать о зайце-хвастуне, хулигану о Незнайке, жадинке о «Рыбаке и рыбке» и т.д.

Прекрасным подарком для вашего ребенка станет книга терапевтических сказок с участием вашего ребенка. Такую книгу можно легко заказать по почте, перейдя по этой ссылке .

Упражнения-игры сказкотерапии

№1 «Серый волк и золотая рыбка»

Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.).

Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения.

Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет.

№2 «7 волшебных слов»

Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам.

Количество игроков не ограничено. Все они вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны на доске, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их.

Если вы играете всей семьей, то попробуйте рассказать сказку совместными усилиями. Несомненно, будет очень интересно и вам и детям.

№3 «Шиворот-навыворот»

Это можно сказать «древний» прием психологов, который позволяет ребенку развить воображение.

Для игры нужно участникам выбрать одну простую и известную всем сказку, у которой есть четкий сюжет. В итоге либо каждый в отдельности, либо сообща придумывают сказку наоборот. Например. Всем известная «Красная шапочка» в данном случае может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку, который планирует уже в шестой раз жениться, но в городе живет одна особа по кличке «Красная шапочка», с которой нельзя общаться. И т.д.»

Игра подойдет для подростков и вполне взрослым лицам.

№ 4 «Начинка для пирога»

Для игры понадобиться два ведущих, которые должны «выпечь 2 коржа», то есть они произносят только первую и последнюю фразу для будущей сказки. Фразы должны быть абсолютно абсурдными.

К примеру, 1 корж – « В четверг по проезжей части плелся человек с одним коньком на ноге, хотя стояла жуткая жара»; 2 корж – « Дядюшка Джек посмотрел в окно и презрительно фыркнул. На дворе в футбол играли несносные мальчишки..». Это более сложный вариант, который подойдет для подростков и взрослых.

Для детей меньшего возраста может быть такой вариант: 1 корж — ехал автомобиль, 2 корж « У Снегурочки желтое платье». Или такой, 1 корж – на одном из островов проснулся вулкан, спавший более тысячи лет; 2 корж – Именно из-за этого наш Тузик уехал к бабушке в деревню.

Участники игры должны придумать свою серединку сказки, которая и будет «начинкой».

Почаще играйте с детьми, чтобы им было чем заняться, и была возможность с пользой повести время. Придумывайте сказки, которые станут подспорьем для вашего ребенка в сложных ситуациях. Сказкотерапия вам в этом поможет.