Кто такая урания муза. Урания, муза астрономии. Муза Каллиопа - муза эпической поэзии

Муза астрономии. Эта Муза олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Сегодня я видела...

Сегодня я увидела Уранию, Музу Астрономии, Музу Небесного свода. Чтобы увидеть ее достаточно просто поднять глаза к небу. Но сегодня это очень трудно сделать...
Сегодня нам, безучастным к высшему вдохновению, далеко до Муз. Мы благословляем путы и цепи, что все больше притягивают нас к земле. И мы все реже вспоминаем о том, что существует небо и что звезды светят несмотря на нашу слепоту, и что священные законы, которые управляют вселенной, неумолимо продолжают исполняться, хотя бы люди и пытались упразднить их простым декретом на бумаге. Сегодня я увидела Уранию, и в руках у нее была эта самая Сфера, движимая согласно всеобщим Законам, эта огромная фантастическая Вселенная, в которой гармония выражается посредством чисел, движения, циклов и бесконечно возобновляющейся жизни. Сфера показалась мне голубой, прозрачной, в ореоле сияющих звезд, при свете которых ясно было видно, что в этом сидерическом мире все сущее соединено между собой тончайшими нитями.
Позабыв об абстракциях, к которым нас приучила наука, я увидела, что звезды суть живые существа, преисполненные жизненной энергии. Они проходят свой вселенский путь, облаченные в свои сияющие тела, точно также, как и мы, смертные, прибегаем к посредству наших тел, чтобы познавать окружающий мир и общаться между собой. Я увидела, что вращение и обращение звезд подобно ежедневной людской суете и нашим более или менее длительным поездкам, в которые мы время от времени пускаемся, чтобы уладить наши текущие дела. Появление и исчезновение звезд на небосклоне удивительно похоже на то, что мы называем сном и бодрствованием. И я увидела, как звезды тяготеют к центру своего обращения и неотрывно следуют за своим Солнцем, подобно тому, как люди устремляются к Богу в своих постоянных исканиях совершенства. Я почувствовала, насколько совершенны были познания древних, если изучив темперамент каждой живой звезды, ей давали имя соответствующего божества, пытаясь собрать воедино символ и его значение, что помогло бы человеку лучше почувствовать себя частью Вселенной.
Это зрелище натолкнуло меня на мысль о параллельности путей, которыми следуют люди и звезды к единому предназначению, исходя каждый из своих возможностей. Мы темны, они - блистательны, но суть у нас одна. Мы остались в одиночестве и в отчаянии, их же сопровождает Урания, указывая им траектории, по которым они очерчивают свои математические кривые. Мы внизу, они вверху, но наше стремление встретиться взаимно: они посылают нам свое вечное сияние, а мы учимся поднимать взоры к их полному знамениями присутствию на ночном небе.
Когда погаснет Солнце, а вместе с ним отойдут дневные заботы и труды, подними, дорогой читатель, свой взор к небу. Не позволяй темным тучам, застилающим его, ввести тебя в заблуждение, сквозь них ты увидишь, как блестит покрывало Урании, усеянное огнями, которые мерцают в том же ритме, в котором бьется твое сердце. Увидев Уранию, ты поймешь, что ты не одинок, что Вселенная, которую она подносит тебе на ладони, бесконечна, а взамен человеческих страданий тебе обещана великая вечность в мире наших звездных братьев, что сделали на пути Жизни одним шагом больше нас и научились мрачное обращать в светлое, а эфемерное обратили в вечное. Ты видишь Уранию? Стоило тебе поднять глаза, как она опустила к тебе свои и языком звезд, сияющих высшим светом, рассказывает тебе о твоей звезде.


Делия Стейнберг Гусман

Лишь за трудные дела стоит браться, ибо существует таинственная связь между трудным и ценным.... Но где бы мы взяли силы, не будь у нас Идеала, который подобно путеводной звезде светит нам в ночи и указывает дорогу? Эта звезда зажигается каждый вечер, и ее сияние позволяет нам двигаться прямо к цели, а не выписывать бесполезные круги... Эта звезда — наш Идеал.


Х.А. Ливрага

Так и происходит таинство причастия: блещет звезда судьбы, блещут глаза, что видят ее, и скрепляется магический договор, который будет оставаться в силе, пока живет и светит звезда. Пока она мерцает на небе, будет теплиться жизнь и в человеческом сердце; пока она проходит по небесным стезям, мы будем идти по тропам земным.


Д.С. Гусман

Уподобляйся терпеливому, не боящемуся неудач и не домогающемуся успеха. Устреми взор души твоей на Звезду, из которой излучается твое духовное Я, на пламенеющую Звезду, сияющую в бессветных глубинах вечного Бытия, в беспредельных полях Неведомого.


Е.П. Блаватская

В руках Урании всегда небесная сфера и циркуль, одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий. Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, греческого бога Аполлона , она с удовольствием веселится и танцует на праздниках в честь Диониса , и при этом она олицетворяет силу познания и созерцания.

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Сейчас нам трудно представить, как такая точная наука, как астрономия может пересекаться с поэзией или другим искусством. Однако астрономия во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз была больше искусством, нежели точной наукой.

Астрономия - наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Её изучали вавилонские маги и предсказатели, греческие философы и сказители, астрологи, мистики, монахи, знатные особы эпохи Возрождения, великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда находились в эпицентре противостояния идей и служили основой мировоззрения того или иного времени.

Прошло уже не одно столетие со времен расцвета Древней Греции , но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах художников. Не обошли ее вниманием писатели и поэты.

Ломоносов, проявляя в области астрономии свои громадные знания и исключительные способности, верил в то, что именно у нас, в России «с сонмом всех прочих наук возрастёт и астрономия», и что «славнейшая из муз Урания утвердит преимущественно жилище своё в нашем отечестве».

Он упоминает Уранию в своей оде на день рождения императрицы Екатерины:

Сие гласит тебе Россия

И купно с ней наук собор.

Предведущая Урания

Возводит к верьху быстрый взор,

Небесны беги наблюдает

И с радостию составляет

Венец тебе из новых звезд.

Тебе искусство землемерно

Пространство показать безмерно

Незнаемых желает мест.

Фёдор Тютчев посвятил музе стихотворение «Урания» (текст приведен в конце статьи).

Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании».

В планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании». Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется звездный глобус, созданный Яном Гевелием, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия.

Лёсюёр Эсташ французский художник. Урания.

В честь Урании назван астероид (30) Урания, открытый в 1854 году.

Стихи, посвященные Урании

Фёдор Тютчев

Открылось! - Не мечта ль? Свет новый!

Нова сила

Мой дух восторженный, как пламень, облекла!

Кто, отроку, мне дал парение орла!-

Се муз бесценный дар - се вдохновенья крыла!

Несусь,- и дольный мир исчез передо мной,-

Сей мир, туманною и тесной

Волнений и сует обвитый пеленой,-

Исчез! - Как солнца луч златой,

Коснулся вежд эфир небесный...

И свеял прах земной...

Я зрю превыспренних селения чудесны...

Отсель - отверзшимся таинственным вратам-

Благоволением судьбины

Текут к нам дщери Мнемозины,

Честь, радость и краса народам и векам!..

Безбрежное море лежит под стопами,

И в светлой лазури спокойных валов

С горящими небо пылает звездами,

Как в чистом сердце - лик богов;

Как тихий трепет - ожиданье;

Окрест священное молчанье.

И се! Как луна из-за облак, встает

Урании остров из сребряной пены;

Разлился вокруг немерцающий свет,

Богинь улыбкою рожденный...

Несутся свыше звуки лир;

В очарованьях тонет мир!..

Эфирного тени сложив покрывала

И пояс волшебный всесильных харит,

Здесь образ Урания свой восприяла,

И звездный венец на богине горит!

Что нас на земле мечтою пленяло,

Как Истина то нам и здесь предстоит!

Токмо здесь под ясным небосклоном

Прояснится жизни мрачный ток;

Токмо здесь, забытый Аквилоном,

Льется он, и светел и глубок!

Токмо здесь прекрасен жизни гений,

Здесь, где вечны розы чистых наслаждений,

Вечно юн Поэзии венок!..

Как Фарос для душ и умов освященных,

Высоко воздвигнут Небесныя храм;.-

И Мудрость приветствует горним плененных

Вкусить от трапезы питательной там.

Окрест благодатной в зарях златоцветных,

На тронах высоких, в сиянье богов,

Сидят велелепно спасители смертных,

Создатели блага, устройства, градов;

Се Мир вечно-юный, златыми цепями

Связавший семейства, народы, царей;

Суд правый с недвижными вечно весами;

Страх божий, хранитель святых алтарей;

И ты, Благосердие, скорби отрада!

Ты, Верность, на якорь склоненна челом,

Любовь ко отчизне - отчизны ограда,

И хладная Доблесть с горящим мечом;

Ты, с светлыми вечно очами, Терпенье,

И Труд, неуклонный твой врач и клеврет...

Так вышние силы свой держат совет!..

Средь них, вкруг них в святом благоговенье

Свершает по холмам облаковидных rop

В кругах таинственных теченье

Наук и знаний светлый хор...

Урания одна, как солнце меж звездами,

Хранит Гармонию и правит их путями:

По манию ее могущего жезла

Из края в край течет благое просвещенье;

Где прежде мрачна ночь была,

Там светозарна дня явленье;

Как звезд река, по небосклону вкруг

Простершися, оно вселенну обнимает

И блага жизни изливает

На Запад, на Восток, на Север и на Юг...

Откройся предо мной, протекших лет вселенна!

Урания, вещай, где первый был твой храм,

Твой трон и твой народ, учитель всем

Восток таинственный! - Чреда твоя свершенна! ..

Твой ранний день протек! Из ближних Солнце врат

Рожденья своего обителью надменно

Исходит и течет, царь томный и сомненный...

Где Вавилоны здесь, где Фивы? - где мой град?

Где славный Персеполь? - где Мемнон, мой

глашатай?

Их нет! - Лучи его теряются в степях,

Где скорбно встретит их ловец или оратай,

Бесплодно роющий во пламенных песках;

Или, стыдливые, скользят они печально

По мшистым ребрам пирамид...

Сокройся, бренного величья мрачный вид!..

И солнце в путь стремится дальный:

Эгея на брегах приветственной главой

К нему склонился лавр; и на холмах Эллады

Его алтарь обвил зеленый мирт Паллады;

Его во гимнах звал Певец к себе слепой,

Кони и всадники, вожди и колесницы,

Оставивших Олимп собрание богов;

Удары гибельны Ареевой десницы,

И сладки песни пастухов;-

Рим встал,- и Марсов гром и песни сладкогласны

Стократ на Тибровых раздалися -холмах;

И лебедь Мантуи, взрыв Трои пепл злосчастный,

Вознесся и разлил свет вечный на морях!..

Но что сретает взор? - Куда, куда ты скрылась,

Небесная! - Бежит, как бледный в мгле призрак,

Денница света закатилась,

Везде хаос и мрак!

"Нет! вечен свет наук; его не обнимает

Бунтующая мгла; его нетленен плод

И не умрет!.."-

Рекла Урания и скиптром помавает,

И бледную, изъязвленну главу

Италия от склеп железных свобождает,

Рвет узы лютых змей, на выю ставши льву!..

Всего начало здесь! .. Земля благословенна,

Долины, недра гор, источники, леса

И ты, Везувий сам! ты, бездна раскаленна,

Природы грозныя ужасная краса!

Все возвратили вы, что в ярости несытой

Неистовый Сатурн укрыть от нас хотел!

Эллады, Рима цвет из пепела исшел!

И солнце потекло вновь в путь свой даровитый!..

Феррарскому Орлу ни грозных боев ряд,

Ни чарования, ни прелести томимы,

Ни полчищ тысячи, ни злобствующий ад

Превыспренних путей нигде не воспретят:

На пламенных крылах принес он в храм Солимы

Победу и венец;-

Там нимфы Tara, там валы Гвадалквивира

Во сретенье текут тебе, младой Певец,

Принесший песни к нам с брегов другого мира;-

Но кто сии два гения стоят)

Как светоносны серафимы,

Хранители Эдемских врат

И тайн жрецы непостижимых?-

Един с Британских вод, другой с Альпийских гор,

Друг другу подают чудотворящи длани;

Земного чуждые, возносят к небу взор

В огне божественных мечтаний!..

Почто горит лицо морских пучин?

Куда восторженны бегут Тамизы воды?

Что в трепете святом вы, Альпы, Апеннин!..

Благоговей, земля! Склоните слух, народы!

Певцы бессмертные вещают бога вам:

Един, как громов сын, гремит средь вас паденье;

Другой, как благодать, благовестит спасенье

И путь, ведущий к небесам.

И се! среди снегов Полунощи глубокой,

Под блеском хладных зорь, под свистом льдистых вьюг,

Восстал от Холмогор,- как сильный кедр, высокой,

Встает, возносится и все объемлет вкруг

Своими крепкими ветвями;

Подъемлясь к облакам, глава его блестит

Бессмертными плодами.

И тамо, где металл блистательный сокрыт,

Там роет землю он глубокими корнями,-

Так Росский Пиндар встал! - взнес руку к небесам,

Да воспретит пылающим громам;

Минервы копием бьет недра он земные-

И истекли сокровища златые;

Он повелительный простер на море взор-

И свет его горит, как Поллюкс и Кастор!..

Певец, на гроб отца, царя-героя,

Он лавры свежие склонил

И дни бесценные блаженства и покоя

Елизаветы озарил!

Тогда, разлившись, свет от северных сияний

Дал отблеск на крутых Аракса берегах;

И гении туда простерли взор и длани,

И Фивы новые зарделися в лучах...

Там, там, в стране денницы,

Возник Певец Фелицы!..

Таинственник судеб прорек

Царя-героя в колыбели...

Он с нами днесь! Он с неба к нам притек,

Соборы гениев с ним царственных слетели;

Престол его обстали вкруг;

Над ним почиет божий дух!

И музы радостно воспели

Тебя, о царь сердец, на троне Человек!

Твоей всесильною рукою

Закрылись Януса врата!

Ты оградил нас тишиною,

Ты слава наша, красота!

Смиренно к твоему оклоняяся престолу,

Перуны спят горе и долу.

И здесь, где все - от благости твоей,

Здесь паки гений просвещенья,

Блистая светом обновленья,

Блажит своих веселье дней!-

Здесь клятвы он дает священны,

Что, постоянный, неизменный,

В своей блестящей высоте,

Монарха следуя заветам и примеру,

Взнесется, опершись на Веру,

К своей божественной мете.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

adUnit = document.getElementById("google-ads-vXMt"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону - знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио – покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена – муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия – муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия - в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам - писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора – муза танца

Терпсихора - муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания – муза астрономии

Урания - муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному - к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато – муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии


УРАНИЯ (Ο ρανία, лат. Urania "Небесная") одна из девяти муз античной мифологии, покровительница астрономии. Дочь Зевса и Мнемосины, богини памяти. В ином значении Урания эпитет древнегреческой богини Афродиты- аллегория возвышенной, «небесной» любви.





D ~ 950 km






Музы, мусы (μ ονσαι, "мыслящие") = аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания муз) - дочери Зевса и Мнемосины. Музы - в Греции и Риме - богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя "олимпийские".


Каллиопа, муза эпической поэзии, Клио, муза истории; Мельпомена, муза трагедии; Талия, муза комедии; Полигимния, муза священных гимнов; Терпсихора, муза танца; Эвтерпа, покровительница музыки; Эрато, муза любовной комедии; Урания, муза астрономии. Как богини искусства музы были связаны с их предводителем богом Аполлоном.


Олимпийские музы классической мифологии обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времен






Федор Иванович Тютчев …Урания одна, как солнце меж звездами, Хранит Гармонию и правит их путями: По манию её могущего жезла Из края в край течёт благое просвещенье; Где прежде мрачна ночь была, Там светозарно дня явленье… "Урания 1820 г


Иосиф Бродский гг













Ураниборг Обсерватория Тихо Браге, построенная в конце XVI в на острове Ван (недалеко от Копенгагена) сш



Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий


Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке


Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.