Толкования на Мф. Почему все-таки Христос выгнал торговцев из храма

Ин. II, 13-25: 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. 18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Изгнание торгующих из храма

(Ин. II, 13-25)

Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры о цене, звон монет – все это делало храм больше похожим, на базар, чем на дом Божий.

Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными. Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Никто не посмел ослушаться Иисуса.

Увидев это, начальники храма пришли в ярость. Они приступили к Спасителю и сказали: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»

Иисус Христос ответил им: «разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его». Под храмом Он разумел Свое тело и этими словами предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день.

Но иудеи не поняли Его и сказали: «этот храм строился сорок шесть лет, как же Ты в три дня воздвигнешь его?»

Когда же потом воскрес Христос из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили словам Иисуса.

Во время пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме, на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

1. Изгнание торгующих из храма

(Ин. II, 13-25)

Первые три Евангелиста не совсем ясно говорят о пребывании Господа в Иерусалиме; подробно повествуют они только о пребывании Его там во время Пасхи, перед которой Он пострадал. Только св. Иоанн повествует нам с достаточными подробностями о каждом посещении Господом Иерусалима на праздник Пасхи в продолжение трех лет Его общественного служения, а также и о посещении Им Иерусалима на некоторые другие праздники. И естественно было Господу бывать в Иерусалиме на все большие праздники, ибо там было средоточие всей духовной жизни иудейского народа, туда собиралось в эти дни множество народа со всей Палестины и из других стран и там именно важно было Господу явить Себя, как Мессию.

Описываемое св. Иоанном в начале его Евангелия изгнание Господом торгующих из храма отличается от подобного же события, о котором повествуют первые три Евангелиста. Первое было в начале общественного служения Господа - перед первой Пасхой, а последнее - в самом конце Его общественного служения - перед четвертой Пасхой.

Из Капернаума Господь, как видно дальше, в сопровождении Своих учеников пошел в Иерусалим на праздник Пасхи, но уже не просто по обязанности, а для того, чтобы творить волю Пославшего Его, чтобы продолжать начатое в Галилее дело Мессианского служения. На праздник Пасхи собралось в Иерусалиме не менее двух миллионов евреев, которые обязаны были закалать пасхальных агнцев и приносить в храме жертвы Богу. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63 г. по Р.Хр., в день еврейской Пасхи было заклано в храме священниками 256.000 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц для жертвоприношений. С целью большего удобства продажи всего этого множества животных, евреи обратили так называемый «двор язычников» при храме в базарную площадь: согнали сюда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого для жертвоприношения и открыли разменные кассы. В то время в обращении были римские монеты, а закон требовал, чтобы подать на храм уплачивалась еврейскими священными сиклями. Приходившие на Пасху евреи должны были менять свои деньги, и размен этот давал большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали на храмовом дворе и другими предметами, не имевшими отношения к жертвоприношениям, напр., волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи по высоким ценам.

Господь, сделав бич из веревок, которыми, быть может, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, деньги у меновщиков рассыпал и столы их опрокинул и, подойдя к продавщикам голубей, сказал: «Возьмите сия отсюду, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно провозгласил Себя Сыном Божиим. Никто не осмелился сопротивляться Божественной власти, с которой Он творил это, ибо очевидно свидетельство Иоанна о Нем, как о Мессии, уже дошло до Иерусалима, да и совесть у продавцов говорила. Только когда Он дошел до голубей, затронув этим торговые интересы самих первосвященников, Ему заметили: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» На это Господь им отвечал: «Разорите Церковь сию и треми деньми воздвигну ю», причем, как поясняет далее Евангелист, Он имел в виду «церковь тела Своего», т.е. как бы так хотел сказать иудеям: «Вы просите знамения - оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм тела Моего, Я в три дня воздвигну его и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это».

Иудеи не поняли, что Иисус этими словами предсказывал Свою смерть, разрушение тела Своего и воскресение Свое в третий день. Они поняли слова Его буквально, отнеся их к иерусалимскому храму, и старались восстановить против Него народ. Между тем, греческий глагол «эгэро», переведенный славянским «воздвигну», означает собственно: «разбужу», что мало идет к разрушенному зданию, а гораздо больше идет к телу, погруженному в сон. Естественно было Господу говорить о Своем Теле, как о храме, ибо в Нем вместилось чрез вочеловечение Его Божество. Находясь во храме, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить и о Своем теле, как о храме. И каждый раз, когда фарисеи требовали от Него знамения, Он отвечал, что не будет им другого знамения, кроме того, которое Он называл знамением Ионы-пророка - тридневного погребения Его и восстания. Ввиду этого, слова Господа к иудеям можно понять так: «не довольно с вас осквернять рукотворенный дом Отца Моего, делая его домом торговли; ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое. Совершайте же это, и тогда вы увидите знамение, которое поразит ужасом врагов Моих: умерщвленное и погребенное тело Мое Я в три дня воздвигну».

Иудеи, однако, ухватились за буквальный смысл слов Христовых, чтобы выдать их за нелепые и неисполнимые. Они указывают на то, что этот храм, гордость иудеев, строился 46 лет; как же можно восстановить его в три дня? Речь здесь идет о том возобновлении храма Иродом, которое было начато в 734 году от основания Рима, т.е. за 15 лет до Рождества Христова. 46-ой год приходится на 780 год от основания Рима, который именно и есть год первой евангельской Пасхи. И сами ученики поняли смысл этих слов Господа лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и «отверз им ум разумети писания».

Далее Евангелист говорит, что в продолжение праздника Пасхи Господь сотворил в Иерусалиме чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Иисус не вдаяше Себе в веру их», т.е. не полагался на них, ибо вера, основанная лишь на одних чудесах, не согретая любовью ко Христу, не может считаться истинной, прочной верой. Господь знал всех, знал, что сокрыто в глубине души каждого человека, как всеведущий Бог, а потому не доверял одним словам тех, кои, видя Его чудеса, исповедовали Ему свою веру.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Изгнание торгующих из храма

(Ин. II, 13-22)

Из Галилеи, где Иисус Христос являлся более как частное лицо, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь и в это именно время Он начинает Своё общественное служение. Первым делом Его служения Израилю было очищение храма Иерусалимскаго, или собственно двора языков, от допущеннаго - под благовидным предлогом законности - осквернения. Очищение двора храма состояло в изгнании продавцов волов, овец и голубей - необходимых для жертв - и в удалении пеняжников, то есть менял (κερματιστας от κόλλυβος=малая монета, равная оволу и взимаемая менялами за промен). Изгнание было совершено решительно и строго, что видно из того, что для изгнания (΄εχβάλλειν = изгонять с насилием: Мф. 22:13; Лк. 4:29; Ин. 9:34). В Греческом тексте здесь употреблено слово «бич» (φραγέλλιον=flagellus) из вервий - конечно, не для ударов животным, в этом случае нисколько не виновным, но для угрозы продающим. Столы менял опрокидываются и деньги их разсыпаются - и в заключении повелевается принять клетки с голубями и произносится горький упрёк превратившим дом Отца Небеснаго в дом торговли.

Очищение храма с такою ревностью напомнило ученикам Иисуса Христа о ревности по дому Божию, которая снедала некогда праотца Его Давида (Псал. 68:10), а Иудеев побудило требовать от Иисуса знамения - то есть доказательства того, что Он имеет власть так поступать. На это требование Иисус Христос отвечает - по мнению Иудеев, хвастливым, а по недоверию учеников, загадочным - обещанием в три дня воздвигнуть разрушенный Иудеями храм - и слышит от них горделивое признание, что храм их строился 46 лет. А Он - по свидетельству Евангелиста - говорил о храме тела Своего, что впрочем ученики поняли только тогда, когда Он воскрес из мёртвых.

Примечание . Разсказанное Евангелистом Иоанном событие нужно отличать от подобнаго же изгнания торжников из храма, о котором говорят другие Евангелисты (Мф. 21:12,13; Мк. 31:15-17; Лк. 19:45-46) и которое отстоит от сего и по времени, как бывшее перед страданиями Иисуса Христа, и по некоторым подробностям.

1) Необходимость очищения храма открывается из того, что священники - под видом облегчения приходящим из отдалённых мест Иудеям принесения жертвоприношений - дозволяли продавать жертвенных животных во дворе храма, где только и мог присутствовать простой народ при совершении Богослужения и приносить свои Молитвы Богу. Тут же взималась и положенная по Закону плата на храм, состоявшая из дидрахмы (20 цат, или пенязей=около 43 копеек по курсу 1913 года) и вносимая обыкновенно священным сиклем (Исх. 30:12-14), что производило некоторое затруднение для пришельцев из тех областей, где Иудейская монета не была употребляема. Впрочем, плата вносилась в месяце Адар а корыстолюбие священников распространило взимание ея и на другие месяцы. Неизбежный шум, крики и безпорядок торговли, усиливаемый блеянием и криком животных, делали место молитвы домом разбойников.

2) Значение очищения станет понятным, если обратить внимание на то, как, по замечанию блаженнаго Иеронима «человек того времени, человек малый и пренебрегаемый, ударами бича, гонит, несмотря на гнев фарисеев, такое множество людей, опрокидывает столы, разсыпает деньги - один делает столько вещей, что и целой толпе едва ли было бы под силу». Значение это чувствовали и Иудеи, когда вопрошали Иисуса: кое знамение являеши нам, яко сия твориши (стих 18-й)? Но они не понимали, что само это очищение храма есть уже знамение пришествия Мессии, по пророчеству Малахии: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел Завета, Егоже вы хощете. И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? Зане Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих… (Малах. 3:1-3). Отсюда открывается и цель сего действия Иисуса Христа, которое многие толкователи считали несообраз­ным с Божественным величием и даже с духом любви и кротости Иисуса Христа (например, Ориген). Эта цель - указать высокую святость места святыни и поклонения Богу Отцу, доказать народу Израильскому, что он своими грехами и лицемерным наружным исполнением законов и обрядов жертв осквернил даже высочайшую свою святыню и нуждается в полном очищении и в новом, недо­ступном осквернению, храме, в котором бы достойно прославлялось святое имя Божие. Такой храм он обещает, по разрушении осквернённаго храма Иерусалимскаго, воздвигнуть в собственном Своём теле в три дня, указывая сим ясно на Своё Воскресение телом в третий день по смерти.

3) Но почему Иисус Христос при очищении храма Иерусалимскаго заговорил о храме Своего тела, о разрушении его Иудеями и возстановлении Им его, то есть о Своей смерти и Воскресении? - Это мы поймём, если обратим внимание на то, что как храм Иерусалимский был у Иудеев единственным местом, в котором обитал Бог и являл славу Свою Своему народу: так Иисус Христос, Единород­ный Сын Божий, был храмом, в котором обитала вся полнота Божества теле­сно (Кол. 2:9), в котором Бог на Земли явися и с человеки поживе (Варух. 3:38). Но подобно тому, как Иудеи своим осквернением храма Иерусалимскаго разру­шали место жилища Божия среди них, так своими гонениями и причинённою Христу смертию они хотели разрушить храм живущаго в Нём Божества; но Он воскрес и Своим Воскресением положил начало новой Церкви, Которой уже никто не разрушит (Μф. 16:18): потому что Он Сам вечно пребывает в ней (Мф. 28:20), и с Ним обитает Бог Отец и Бог Святый Дух (Ин. 14:23).

4) Возможность со стороны Иисуса Христа совершить такое очищение храма и в первый год Своей проповеди, как и в последний, доказывается Божественным достоинством Его, явным антагонизмом, который во всё время служения Иисуса Христа проявлялся между Ним и учителями синагоги и который сразу поста­вил Его на тот путь, по которому Он дошёл до креста и смерти. Если Иисус Христос в последующия посещения храма не производил того же, хотя, без сомнения, торговля не прекращалась, то или потому, что при слухе о приходе Галилейскаго пророка она входила в приличныя границы, или потому, что Иисус, избегая борьбы с наглостию заведывающих правом дозволения торговли, оставлял до последняго часа окончательное поражение корыстолюбивых блюстителей святыни Господней.

Примечание . В доказательство невозможности возстановить разрушенный храм в три дня Иудеи говорят, что их храм строился 46 лет. Такое счисление не может относиться ни к храму Соломона, который строился 7 лет (3 Цар. 6:38) и совершенно разрушен халдеями, ни к храму Зоровавеля, который строился не более 4-х лет, а с значительным пропуском времени, когда он стоял недостроен­ным - 20 лет (Ездр. 3:8,10; 4:15); но к храму, возобновлённому и украшенному Иродом и его преемниками, особенно Агриппою.

По свидетельству Флавия (Древн. 15:11,1), Ирод в 18-й год своего царствования (732-й от основания Рима) начал перестройку храма и украшение его; но в течении 8 лет едва успел произвесть наружныя постройки. Дальнейшая отделка и украшение храма продолжались и по смерти Ирода, Агриппой, и во время земной жизни Иисуса Христа ещё не были кончены, так что полное окончание их по свидетельству того же Флавия (Древн. 20:9,7), относится ко времени перед падением Иерусалима, через 84 года от начала построек. Но считая от этого же начала до времени явления Иисуса Христа, когда постройка ещё продолжалась, мы действительно находим 46 лет, то есть 770-й год от основания Рима, когда обыкновенно можно полагать вступление Иисуса Христа в общественное служение. Изгнание торжников из храма и вообще очищение храма Самим Господом по­даёт нам прекрасный урок того, как мы должны заботиться о благолепии и благочинии в своём общественном храме, который служит домом молитвы и поклонения Отцу Небесному - в частности же о храме нашего духа и тела, ко­торые должны быть храмом Духа Святаго и соблюдаться в чистоте и непорочности.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма
(Иоан. 2:13-25)

Первые три Евангелиста не совсем ясно говорят нам о пребывании Господа в Иерусалиме, подробно повествуют они только о той Пасхе, перед которой Он пострадал. Лишь св. Иоанн рассказывает нам с достаточными подробностями о каждом посещении Господом Иерусалима на Пасху в течении всех трех лет Его общественного служения, а также о посещениях Им Иерусалима на некоторые другие праздники. Вполне естественно для Господа было появляться в Иерусалиме на все большие праздники, так как там была сосредоточена духовноя жизнь всего иудейского народа, в эти дни там собирались люди со всей Палестины, а также и из других стран, и именно там было важно Господу явить Себя как Мессию.

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из храма отличается от подобного же события, о котором повествуют три первые Евангелиста. Первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку, на самом деле, их могло быть и несколько) в самом конце Его общественного служения, перед четвертой Пасхой.

Из Капернаума, как видно дальше, Господь в сопровождении Своих учеников пошел в Иерусалим, но уже не просто по обязанности перед законом, а чтобы творить волю Пославшего Его, чтобы продолжать начатое в Галилее дело Мессианского служения. На празднике Пасхи в Иерусалиме собиралось до двух миллионов евреев, которые были обязаны заклать пасхальных агнцев и принести в храм жертвы Богу. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63-м году по Р. Х. в день еврейской Пасхи было отдано на заклание священниками 256 500 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц. С целью наибольшего удобства продажи всего этого множества животных, евреи превратили так называемый «двор язычников» в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы. В обращении в то время были римские монеты, а закон требовал, чтобы подати в храм уплачивались еврейскими циклями. Приходившим на Пасху евреям приходилось менять свои деньги, и размен этот приносил большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими никакого отношения к жертвоприношению, например, волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи их по высоким ценам.

Господь, сделав бич из веревок, которыми, вероятно, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, рассыпал деньги меновщиков, столы их опрокинул, и, подойдя к продавцам голубей, сказал: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» . Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим. Никто не осмелился сопротивляться Божественной власти, с которой Он творил это, так как, очевидно, свидетельство Иоанна о Нем, как о Мессии, уже дошло до Иерусалима, да, видно, и совесть у продавцов заговорила. Только когда дошел Он до голубей, затронув тем самым интересы самих первосвященников, Ему заметили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» На это Господь ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» . Причем, как поясняет далее Евангелист, Христос имел в виду «храм Тела Своего» , то есть этим Он хотел сказать иудеям: Вы просите знамения, — оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.

Первосвященники не поняли, что этими словами Иисус предсказал Свою смерть, разрушение тела Своего и Свое воскресение из мертвых на третий день. Они поняли Его слова буквально, отнеся их к Иерусалимскому храму, и старались восстановить против Него народ.

Между тем греческий глагол «эгэро», переведенный славянским «воздвигну», означает собственно «разбужу», и этот глагол никак нельзя отнести к разрушению здания, он гораздо больше подходит к понятию тела, погруженного в сон. Естественно, Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в нем вместилось Его Божество; и находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле, как о храме. И каждый раз, когда фарисеи требовали от Господа какого-нибудь знамения, Он отвечал, что не будет им никакого другого знамения кроме того, которое Он называл знамением Ионы-пророка — восстания после трехдневного погребения. В виду этого, слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это, и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, — умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня.

Иудеи, однако, ухватились за внешний смысл слов Христа и попытались сделать их нелепыми и неисполнимыми. Они указывали на то, что храм этот, гордость иудеев, строился 46 лет, и как же можно восстановить его в три дня? Речь здесь идет о возобновлении строительства храма Иродом. Строительство храма, было начато в 734-м году от основания Рима, то есть за 15 лет до Рождества Христова, а 46-й год приходится на 780-й год от о. Р., то есть на год первой евангельской Пасхи. Даже сами ученики Господа поняли смысл слов Его лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и «отверз им ум к разумению писания» .

Далее Евангелист говорит, что в продолжении праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Сам Иисус не вверял Себя им» , то есть не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь «знал всех» как всемогущий Бог, «знал, что в человеке» — что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру.

Об изгнании торговцев из Храма

"И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:10-13).

"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11:15:17).

"И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников" (Лк. 19:41:46).

"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня". (Ин. 2:13-19).

Был ли бродячий проповедник по имени Иешуа, единственный, кто видел осквернение Храма и предвидел его разрушение? Нет.
Пророк Иеремия живший за шесть веков до Иисуса говорит беспощадные слова: "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? " (Иер. 7:4-11).
Современники Иисуса "сыны света", также считали Храм оскверненным священниками: "последние священники Иерусалима, которые собирают богатства и добычу из награбленного у народов, но в конце дней их богатство вместе с их добычей будет отдано в руки воинства киттиев, ибо они являются "остальными народами"…. "Бог осудит его (Нечестивого священника) на уничтожение, как он (сам) замыслил истребить бедных. А относительно того, что он (пророк Аввакум) сказал: "За кровь города и насилие над страной", - имеется в виду: "город" - это Иерусалим, в котором Нечестивый священник творил мерзкие дeла и осквернил храм Бога, а "насилие над страной" - это города Иудеи, в которых он (Нечестивый священник) грабил имущество бедных" (Ком. на книгу Аввакума).
Через тридцать лет после Иисуса, имя которого на его родном языке звучало Иешуа, другой Иешуа (очень интересное совпадение) возвещал, что Бог разрушит Иерусалим и Храм. Еврейские власти арестовали этого возмутителя спокойствия также как и Христа, и передали римскому прокуратору, который его бичевал, однако отпустил, посчитав проповедника одержимого демоном или больным человеком: "Еще знаменательнее следующий факт. Некто Иешуа, сын Анана, простой человек из деревни, за четыре года до войны, когда в городе царили глубокий мир и полное благоденствие, прибыл туда к тому празднику, когда по обычаю все иудеи строят для чествования Бога кущи, и близ храма вдруг начал провозглашать: «Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос, вопиющий над Иерусалимом и храмом, голос, вопиющий над женихами и невестами, голос, вопиющий над всем народом!» Денно и нощно он восклицал то же самое, бегая по всем улицам города. Некоторые знатные граждане в досаде на этот зловещий клич схватили его и наказали ударами очень жестоко. Но не говоря ничего в свое оправдание, ни в особенности против своих истязателей, он все продолжал повторять свои прежние слова. Представители народа думали как это было и в действительности, что этим человеком руководит какая–то высшая сила, и привели его к римскому прокуратору, но и там, будучи истерзан плетьми до костей, он не проронил ни просьбы о пощаде, ни слезы, а самым жалобным голосом твердил только после каждого удара: «О горе тебе, Иерусалим!» Когда Альбин так назывался прокуратор допрашивал его: «Кто он такой, откуда и почему он так вопиет», он и на это не давал никакого ответа и продолжал по прежнему накликать горе на город. Альбин, полагая, что этот человек одержим особой манией, отпустил его" (Иуд. Война кн. 6. Гл. 5:3).
Ранние предания повествуют, что Иисус не только шёл на конфликты с иудейскими законоучителями, в основном фарисеями и саддукеями, но подверг критике центральное место поклонения, объединяющее весь иудейский народ, включая паломников из разных стран, прибывающих для поклонения и жертвоприношений. Храм был не только сосредоточением религиозной жизни евреев, но и политической и что немаловажно финансовой. В иерусалимский Храм поступали значительные денежные средства. Каждый совершеннолетний, свободный еврей как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре платил храмовый налог – пол шекеля. Богатые люди жертвовали на Храм значительные суммы. Кесарь Август разрешил собирать храмовый налог на всей территории римской империи и переправлять его в Иерусалим. Даже правители нередко покрывали храмовые расходы из царской казны и посылали в Храм богатые дары. Так, Дарий пожертвовал деньги, необходимые для завершения строительства Второго храма и для регулярных храмовых жертвоприношений (Эзра 7:20–23). Птолемей Филадельф подарил Храму золотой стол и великолепные золотые сосуды; Селевк IV, как и другие эллинистические правители, выделил средства на регулярные храмовые жертвоприношения; Антиох III подарил двадцать тысяч шекелей на жертвоприношения, большое количество муки, зерна, соли и стройматериалы, включая ливанский кедр, необходимые для ремонта здания. Римские правители также посылали в Храм всевозможные дары.
Храмовая площадь включала не только здание Храма, но и административные помещения, склады и рынки. Торговля в Храме предназначалась для паломников. Археологические раскопки профессора Б. Мазара убедительно доказали, что столы меновщиков находились в непосредственной близости от входа в храм. Меновщики меняли монеты паломников на шекель, единственную легитимную храмовую валюту. Менялы находились у своих прилавков за три недели до начала трёх праздников, в которые приходили паломники - Песах, Шавуот и Суккот. Те, кто не имел возможности уплатить налог, давали долговую расписку. Кроме храмовых расходов, собранные деньги, шли на городские нужды Иерусалима. По словам Иосифа Флавия: "Храм был главным хранилищем всего еврейского богатства» (Война 6:282).
Итак, Иисус Христос обвинил храмовых служителей в обмане и осквернении Храма. Возможно, он увидел шумный торг, мошенничество менял по отношению к паломникам, прибывшими из дальних стран. Иудеи, прибывшие издалека не могли приводить жертвенных животных с собой, поэтому храмовые служители давали возможность приобрести животных на месте, однако покупать их на римские монеты с изображением кесаря запрещалось, следовало обменять римские деньги на храмовые шекели, отсюда возникла необходимость в менялах.
На первый взгляд можно предположить, что Иисус действительно был ревнителем Храма, который в глазах паломников (не только из среды народа Израиля) служил олицетворением присутствия Бога Израиля, а также способствовал привлечению иноземцев, и уважительному отношению к религии иудеев. И поэтому, столкнувшись на храмовой площади с обменом римских денег на храмовый шекель, сопровождающийся обманом, услышал мычание скота, которого ведут на забой, многочисленные нечистоты животных, Иисус решил очистить Храм от скверны. Свил из верёвок бич и выгнал из храмовой площади скот, предназначенный к закланию, потребовал убрать жертвенных голубей и опрокинул столы меновщиков. При этом он ссылался на своего предшественника пророка Иеремию.

Однако, история об изгнании торговцев из Храма, ревности Иисуса о Храме, противоречит сложившемуся у нас представлению о мыслях и действиях этого человека. Насколько известно, он ревновал о духовном Храме, стремился к совершенству духа, но не восхищался строениями, созданными человеческими руками, полагая, что нет смысла делать вложения в дело обречённое на разрушение: "И когда выходил он из храма, говорит ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне" (Мк. 13:1:2).
На вопрос самаритянской женщины о месте поклонения, Иисус рассказывает о духовном служении:
"Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:19-24).
Проще всего рассудить таким образом: если подобное, агрессивное поведение противоречит образу мысли главного действующего лица хроники, значит, история вымышлена и приведена в качестве какого-то идеологического фактора или является аллегорией, имеющей поучительное значение.
Согласно повествованию синоптиков - Матфею, Марку и Луке, Иисус вошёл в Храм и изгнал торговцев после своего триумфального вхождения в Иерусалим. Его славили как царя Иудейского, он вошёл в Храм как имеющий власть и начал с очищения Храма.
Пётр в своём послании писал, что суд начнётся с храма Божьего: "Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1-Петра 4:17). То есть, "дом Божий" -это символическое название верующих: "Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2-Кор. 6:16).
Иоанн также намекает на символическое значение изгнания торговцев:
"На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего" (Ин.2:18-21).

Многие считают, что Иисус был наполнен пророческим духом и не мог совершить бессмысленных действий. Он совершает акт, носящий символическое значение:
1. Он показывает знак нового времени, которое не потерпит торговлю на святом месте.
2. Храм - это душа верующего, и рядом с божественным не должно быть корысти, обмана и суеты.
3. Очищение начнётся с приближенных к Святости т.е. храмовых служителей или верующих.

Но подобная трактовка не доказывает, что история с очищением Храма выдумка, напротив, подтверждает её, так как найдено приемлемое объяснение странному действию.
А если предположить, что изгнание скота с территории, принадлежащей Храму, произошло на раннем этапе деятельности Иисуса, в период, когда его знание истины не достигло отвлечённого понимания совершенства? В это время он ещё верил в божественное присутствие на святом месте и действительно ревновал об осквернении святости?
Нередко паломники, приходящие к храмовой горе и поднимающиеся на неё, до сего дня (автор этих строк не исключение) чувствуют своего рода восторг, радость, уют и умиротворение, наполнение особой энергией. Любопытно, что радиус, в котором происходят столь удивительные вещи, очень ограничен.
Мистики называют такие места – места силы.
По наивности ли поступил Иисус, надеясь изгнанием торговцев изменить положение вещей? Не отвергаю того, что он действительно возревновал, так как относился с большим пиететом к Храму. Об этом свидетельствует рассказ Марка о том, как Иисус не позволил "пронести через храм какую либо вещь" (Мк. 11:16).
Согласно трактату Брахот вход в храм был воспрещён обутым, несущим палку, сумку и т. д. "Помещение храма не должно служить человеку сокращением пути" (Berakhot IX5).
Даже если на раннем этапе своей деятельности он и был полон надежд, но увидев осквернение уникального места, Иисус вознегодовал на слепоту чувств и корыстолюбие, совершенно неприемлемое по отношению к святыне, решил положить конец бесчинству, поощряемому первосвященниками. Однако, столкнувшись с сопротивлением высшим идеям, осознал, что человечество не готово принять духовное поклонение Богу.

Правда, синоптики сообщают, что изгнание торговцев произошло в самом конце служения Иисуса, и являлось одной из причин обвинения перед римскими властями: "Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его" (Мк. 11:15-18).
Лишь Иоанн, кстати, непосредственный свидетель тех событий, сообщает, что изгнание торговцев произошло именно на раннем этапе деятельности Проповедника. Также как и другие евангелисты, он говорит, что это событие произошло в преддверии первого Песаха его служения, а не последнего.
"Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Ин. 2:11-15).
Итак, кто прав, Иоанн или Матфей, Марк и Лука? Очевидно, что синоптики использовали один источник, так как все трое повторяют определённую последовательность:
1 - вошёл в храм, 2 - выгнал продающих, 3 - выгнал покупающих, 4 - опрокинул столы меновщиков, 5 - опрокинул скамьи продающих голубей.
"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей" (Мф. 21:12).
"Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул..." (Мк. 11:15).
" И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих" (Лк. 19:45).
Последовательность действий в Евангелии от Иоанна совершенно иная и описание более подробное. Упоминаются некоторые детали, о которых не сообщают синоптики, например: бич, жертвенные животные по мере значимости жертвы (волы, овцы и голуби), деньги меновщиков.
1 - увидел продажу животных для жертв, 2 - увидел меновщиков, 3- сделал бич, 4 - изгнал всех из храма, 5 - изгнал овец и волов, 6 - рассыпал деньги меновщиков, 7 - опрокинул столы меновщиков.
"И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Ин. 2:14-15).
Иоанн сообщает о правильной последовательности действий - изгнание людей, чтобы обезопасить их от бегущих волов. Потом изгнание овец, чтобы и они не пострадали от волов, а потом уже и самих волов.
И всё же, когда Иисус изгнал торговцев из территории Храма? В начале своего служения или конце?
На первый взгляд вполне логично предположить, что именно в конце, и правы синоптики - торжественный въезд в Иерусалим, признание его полномочий народом, крики "осанна". И если никто не помешал ему совершить погром в Храме, значит, на тот момент он имел одобрение и поддержку народа.
А вот согласно Евангелию от Иоанна, Иисуса в Иерусалиме не знали, так как он ещё не совершил удивительных дел в Иудее, о них было известно только в Галилее. Возможно ли, не имея поддержки народа, прийти в Храм, не встретив сопротивления храмовой охраны, изгнать оттуда торговцев, которые имели легитимное право на свою деятельность?
Можно предположить, что о Проповеднике слышали от Иоанна Окунателя (Крестителя), который подтвердил его высшие полномочия и к времени прихода в Иерусалим Иисус многим был известен: "И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1:34).
Возможно, на тот момент духовные учителя Израиля предполагали, что он, возможно, ожидаемый Мессия и поэтому приступили к нему с осторожностью, спросив, может ли он подтвердить свои полномочия знамением. Посылают к нему одного из самых значительных законоучителей Накдимона (Никодима) выяснить, действительно ли он тот самый. Поэтому вполне вероятно, что первосвященники не разрешили вмешиваться храмовой охране, не будучи уверенными до конца с кем имеют дело.
Однако, практически все исследователи евангелий полагают, что изгнание произошло в конце служения Иисуса и правы синоптики, а не Иоанн. За нарушение общественного порядка, смутьяна следовало арестовать и предать суду, так как любая подобная провокация в то время и в том месте считалась причиной бунта и неповиновения. Поэтому римскими властями был издан указ о поимке возмутителя спокойствия. Версия заслуживает уважения, и скорее всего она верная, тем более она опирается на показания трёх евангелистов.
Но в силу изложенных выше причин о характере и проповеди Иисуса и показаниях Иоанна, (непосредственного участника событий, ученики которого записали слова учителя и на основании воспоминаний апостола, составили евангелие, называемое от Иоанна), есть место для сомнений.
Можно предположить, что изгнание торговцев было не единственным актом, и существовало второе действие, именно во время торжественного въезда в Иерусалим, о котором Иоанн не сообщил. Но это странно, ведь Иисус не подрядился каждый раз изгонять торговцев. И почему столь долгий период времени - почти три года от первого изгнания до второго.
Можно пофантазировать, предположив, что Иисус, изгоняя торговцев именно в начале своего служения, хотел показать приход нового времени, был полон веры в скорый приход Царства Божия: "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17) "ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф. 10:17).
В конце своего служения он понял, что приход Царства Божия откладывается на более поздний срок, так как его проповедь была отвергнута Иерусалимом, иначе бы в его словах, не было бы столь много грусти и разочарования: "Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!" (Лк. 13:34-35).
Изгнанные торговцы скорей всего немедленно вернулись на свои места, так как храмовая церемониальная служба без них невозможна. Иисус после этого не раз приходил в Храм и уже не пытался изгнать их. Однако существует правило: то, что нельзя улучшить, - уничтожается.
"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено" (Мф. 24:1-2).
Через сорок лет пророчество исполнилось…

(Матфей, 21:12-13; Марк, 11:15-19; Лука, 19:45-46; Иоанн, 2:13-17)

(13) Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим (14) и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. (15) И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. (16) И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (17) При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Ин. 2:13-17)

Рассказ об очищении храма от торгующих в нем приводят все четыре евангелиста. Однако у синоптиков эта акция Христа — одно из последних Его деяний, тогда как по Иоанну это начало Его общественного служения. Разное местонахождение этого события в жизнеописании Христа и некоторые различия в рассказе синоптиков, с одной стороны, и Иоанна — с другой, дали основание считать, что Иисус дважды предпринимал попытку очистить храм. Первое очищение явилось для народа полной неожиданностью, второе же, происшедшее примерно три года спустя, стало одной из непосредственных причин Его смерти («Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» — Мк. 11:18). Особая значимость этого сюжета в том, что Иисус здесь впервые всенародно провозгласил себя Сыном Божиим, назвав Бога своим Отцом.

Продавать жертвенных животных нужно было главным образом для иност-ранцев, которые приходили в Иерусалим издалека и не могли принести их с собою. Еще Моисей предвидел такую необходимость (Чис. 15:13—15). Строго говоря, и менялы были необходимы, поскольку ни в сокровищницу, ни в уплату подати, собиравшейся на храм, не принимались иностранные монеты. У прибывавших в Иерусалим иностранцев иудейских денег было мало, поскольку они не были в хождении в других местах, а храмовая подать должна была платиться священными сиклями (шекелями). Словом, менял и торговцев в притворе Соломоновом было великое множество (по свидетельству Иосифа Флавия, в описываемую им одну из Пасх было продано 256 500 агнцев).

Памятники изобразительного искусства не могут дать ответа на вопрос, имел ли художник в виду, что было одно очищение, или он полагал, что их было два. Однако определенные детали, которые изображают художники, проливают свет на то, какой из рассказов иллюстрирует данный мастер. Так, «бич из веревок» упоминает только Иоанн .

Джотто. Изгнание торгующих из храма (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Эль Греко. Очищение храма (ок. 1600). Лондон. Национальная галерея.


Художников привлекала возможность передать динамизм происходящего: разбегающиеся животные, защищающиеся и увертывающиеся от ударов торгов-цы, перевернутые столы... Одни художники акцентировали внимание на изгна-нии торговцев священными животными , другие — на меновщиках .

Рембрандт. Изгнание торгующих из храма (1626).

Интересные соображения по поводу картины Рембрандта приводит М. С. Сененко: «При создании композиции художник ориентировалсяна гравюру Дюрера из серии «Малые Страсти», в частности, постановка фигуры Христа.

Альбрехт Дюрер. Изгнание торгующих из храма.

(Из цикла гравюр «Малые страсти»). (Ок. 1509)

Оглядывающийся на Христа меняла - один из постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих картинах лейденского периода» (Рембрандт, его предшественники и последователи . М. 2006. С. 48)

Помимо изгонявшихся, могли изображаться также ученики Христа (основание для этого: Ин. 2:17) (Валантен) и книжники с первосвященниками (Мк. 11:18). В соответствии с символикой пространства по левую и правую руку от Христа первые помещались с «хорошей» стороны (по правую руку), вторые — с «плохой» по левую. Для изображения в этой сцене прозревших слепцов основание имеется у Матфея: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21:14).

Изгнание Христом торговцев из храма типологически подразумевает ветхоза-ветные изгнания, которые старыми мастерами включались, согласно средневе-ковой христианской концепции, в данную сцену. Так, Эль Греко, в частности, в качестве одного из барельефов храма изображает сюжет Изгнание Адама и Евы из Рая. Другим изгнанием, которое также считалось прообразом Очищения храма было Изгнание Илиодора (Илиодор, один из сановников двора Селевка Филопатора, был послан в Иерусалим, чтобы ограбить храм Соломона; явив-шись с этой целью в храм, он был изгнан из него «страшным всадником» на коне: «быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие» — 2 Мак. 3:25).

Иную параллель Очищению храма проводили гуманисты Возрождения. Они видели языческий прообраз его в пятом подвиге Геракла — очищении авгиевых конюшен. В эпоху Реформации в очищении храма Иисусом Христом усматривали аллюзию на лютеровское осуждение практики продажи папских индульгенций

Гиберти. изгнание торгующих из храма

Александр МАЙКАПАР

Изгнание торгующих из храма

Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры о цене, звон монет - все это делало храм больше похожим, на базар, чем на дом Божий.

Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными. Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И сказал продающим голубей: "возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли". Никто не посмел ослушаться Иисуса.

Увидев это, начальники храма пришли в ярость. Они приступили к Спасителю и сказали: "каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?"

Иисус Христос ответил им: "разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его". Под храмом Он разумел Свое тело и этими словами предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день.

Но иудеи не поняли Его и сказали: "этот храм строился сорок шесть лет, как же Ты в три дня воздвигнешь его?"

Когда же потом воскрес Христос из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили словам Иисуса.

Во время пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме, на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 2, 13-25.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА. После окончания брачного пиршества в Кане Иисус вместе с матерью, братьями и учениками отправился в Капернаум - небольшой город, местоположение которого до сих пор неизвестно, но предполагается, что он находился все же на западном берегу

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Мф. 21: 12-17; Мк. 11: 15-19 Оставив засыхать бесплодную смоковницу, Господь с учениками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе Дома Божия шла шумная предпраздничная торговля. Множество жертвенных животных,

автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Изгнание торгующих из храма Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Изгнание торжников из храма Мк. 11, 15–19; Лк. 19, 47–48 По вступлении в город Иисус Христос пришел в храм, из которого вчера изгнал торжни-ков с тою целью, чтобы возвратить дому молитвы подобающую ему святыню. но чувство лицемерных и корыстолюбивых людей мирилось с крайним

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Изгнание торгующих из Храма (Иоан. 2:13-25). Первые три Евангелиста не совсем ясно говорят нам о пребывании Господа в Иерусалиме, подробно повествуют они только о той Пасхе, перед которой Он пострадал. Лишь св. Иоанн рассказывает нам с достаточными подробностями о каждом

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Изгнание торгующих из храма (Матф. 21:12-17; Марк. 11:15-19; Лк. 19:45-48). Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и изгнал из него торгующих. Об этом повествуют только три первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от св. Матфея и Луки тем, что у него

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Изгнание из Храма 13 И как приближалась Пасха иудейская, то Иисус пошел в Иерусалим. 14 Во дворе Храма Он увидел торговцев, которые продавали быков, овец и голубей; были здесь и сидевшие за своими столами менялы. 15 Иисус сделал из веревок бич и выгнал из Храма всех торговавших

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Изгнание торговцев из храма (Мк. 11:15–19; Лк. 19:45–47; Ин. 2:13–16)12 Иса вошёл в храм и выгнал оттуда всех, кто там продавал и покупал. Он опрокинул столы менял и прилавки торговцев голубями.13 - Написано, - говорил Он, - «Дом Мой будет назван домом молитвы» e, а вы превратили его в

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Изгнание торгующих из храма Господь с учениками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе храма шла шумная предпраздничная торговля животными для жертвоприношений, множество торговцев обменивали деньги паломникам и старались заключить выгодные сделки.

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

2.1.3. Первая Пасха служения Христа: изгнание торгующих из храма В Евангелии от Иоанна с посещением Христом Иерусалима на первую Пасху связано изгнание торгующих из храма (Ин. 2: 13–25). Господь приходит в храм и, сделав бич из веревок, изгоняет из храма продавцов овец и волов,

Из книги автора

4.2. Вход Господень в Иерусалим, второе изгнание торгующих из храма и проклятие смоковницы Накануне Пасхи Иерусалим был наполнен паломниками: «Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иеру салим перед Пасхою, чтобы очиститься» (Ин. 11: 55). По случаю

Из книги автора

4.3.1. Второе изгнание торгующих из храма По свидетельству апостолов Матфея (Мф. 21: 10–12) и Луки (Лк. 19: 29–46), сразу в день Входа, а по указанию ап. Марка на другой день после этого (Мк. 11: 12–19), Господь, придя в храм, изгнал из храма торгующих: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм,

Из книги автора

Изгнание торгующих из храма Накануне Иудейской Пасхи пришел Иисус с учениками в Иерусалим. И отправились они в Иерусалимский храм, и увидели, что в храме обосновались торговцы, менялы, а вокруг них снуют покупатели. Там продавали волов, овец, голубей. И тогда разгневался

Из книги автора

VI В Иудее. Изгнание торгующих из храма. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе Христе С приближением праздника Пасхи из Галилеи по обычаю потянулся в Иерусалим огромный караван пасхальных паломников, и между ними был и Иисус