Агриппа 1. Ирод Агриппа. Константин Рыжов.100 великих библейских персонажей. История древней Евразии. Ирод Великий и его сыновья

Был царь Агриппа — последний великий правитель Иудеи.


В молодости Агриппа долго жил при дворе римского императора Калигулы, который славился жестокостью и распущенностью. Все свои дни император и его друзья проводили в попойках, играх и жестоких забавах. Никто в Иудее не обрадовался, узнав, что Агриппа назначен правителем. Однако стоило новому царю появиться в стране, как все опасения развеялись.

Агриппа оказался человеком благочестивым. Он сделал большие пожертвования на святилище Иерусалимского храма. Новый царь отдал в храм даже золотую цепь, которую подарил ему римский император.

Агриппа приблизил к себе знатоков Торы, сделав их своими ближайшими советниками. Особенно ценил он советы рабана Гамлиэля.

Дед Агриппы, царь Ирод Великий, был жестоким и мстительным человеком, беспощадно каравшим любых своих противников. Агриппа был совсем не похож на своего деда: он судил справедливо, стараясь избегать суровых наказаний. Иногда прощал даже тех, кто прямо выступал против его власти. Так он помиловал иерусалимца Шимона, который распустил слух о том, что царь не верит в Бога, а потому его нельзя пускать в Храм.

Агриппа любил красивые жесты, и это увеличивало его популярность.

Как-то раз, следуя со свитой по улицам Иерусалима, Агриппа столкнулся со свадебной процессией. Узнав, в чём дело, царь приказал уступить новобрачным дорогу. Придворные стали было возражать:

— Ваше величество, как может царь уступить кому-то дорогу? А как же царское достоинство?

Улыбнувшись, Агриппа ответил:

— Я ношу венец каждый день, а молодая невеста наденет венец только на час. Так пусть же целый час она будет настоящей царицей!

Другой раз Агриппа решил принести тысячу добровольных жертвоприношений и велел передать первосвященнику:

— Пусть сегодня никто больше не приносит жертв.

Не успел царский посланец покинуть Храм, как туда зашёл какой-то бедняк. Он протянул первосвященнику двух диких голубей и попросил:
— Пожалуйста, возьми их.
— Царь приказал приносить сегодня только его жертвы, — ответил первосвященник.
— Господин мой, — взмолился бедняк, — каждый день я отправляюсь на охоту и ловлю четырёх диких голубей. Двух я отдаю в Храм, а ещё двумя кормлю мою семью. Я боюсь, что если ты не возьмёшь у меня этих птиц, то больше мне не будет удачи и моя семья умрёт с голоду.

Растроганный этими словами, первосвященник согласился принять голубей. Узнав об этом, Агриппа послал в Храм гонца, желая узнать, почему его приказ был нарушен. Первосвященник объяснил гонцу, в чём было дело — и царь простил ослушника.

Агриппа никогда не забывал о том, что главное дело царя — править на благо своего народа. Он боролся с разбойниками, а также начал строить вокруг Иерусалима новую крепостную стену. Если бы её достроили, город стал бы совершенно неприступным.

Агриппа хотел возродить сильное, богатое и независимое еврейское государство. Однако всего через три года после начала правления царь скоропостижно скончался. Судя по всему, он был отравлен.

Кто именно отравил Агриппу, мы, к сожалению, не знаем. Скорее всего, его политика показалась опасной кому-то из римлян, и слишком популярного царя решили убрать.

После смерти Агриппы Иудея вновь стала римской провинцией, которой управлял римский наместник, а не царь. Короткий период свободы быстро закончился.

У младшего из казненных сыновей иудейского царя Ирода I, Аристобула (), был маленький сын по имени Ирод Агриппа. Жизнь его (подробно рассказанная Иосифом Флавием) сложилась более счастливо, нежели судьба его несчастного отца, хотя и он испытал немало жестоких ударов судьбы. Еще будучи ребенком, Ирод Агриппа был увезен своей матерью в Рим и жил там при императорском дворе. Благодаря этому он избежал притеснений со стороны своего жестокого деда, но по образованию, воспитанию и образу мыслей сделался более римлянином, чем иудеем. Император Тиберий () очень жаловал его и считал своим близким человеком. Однако Ирод Агриппа понимал, что ждать от престарелого Тиберия больших благодеяний бесполезно и более надеялся на его внучатого племянника Гая Калигулу, молодого человека, который должен был унаследовать власть после смерти бездетного императора. Постаравшись сблизиться с Калигулой, он настолько преуспел в этом, что стал его наилучшим другом и проводил в его обществе целые дни.

Однажды во время прогулки, когда никто не мог слышать их, кроме возничего Евтиха, Агриппа сказал Калигуле: «Наступит ли, наконец, тот день, когда этот старик Тиберий умрет и сделает тебя властелином мира? Открою тебе свое сердце - я давно жду его смерти, как величайшего праздника!» Гай, заметив, что возничий прислушивается к их разговору, промолчал и поступил благоразумно, потому что по прошествии некоторого времени Евтих донес об этом неосторожном разговоре императору. Рассерженный и оскорбленный Тиберий велел немедленно схватить Ирода Агриппу и заключить его в темницу. Закованный в цепи несчастный царевич был препровожден в тюрьму. Там он томился в течение нескольких месяцев, не ведая даже, что ожидает его в дальнейшем.

Как-то раз, когда Ирода Агриппу вместе с прочими арестантами вывели на прогулку в тюремный двор, случилось знаменательное происшествие: на дерево, к которому он прислонился, слетел филин. Сам царевич не обратил на птицу внимания, но ее появление не ускользнуло от внимания других заключенных. Один из них подошел к Агриппе и сказал: «Господь открыл мне Свою волю, славный юноша! Позволь я предскажу тебе твое будущее. Сегодня ты пребываешь в горе и печали и считаешь себя несчастнейшим из смертных. Но знай, что пройдет всего пять дней, и ты вновь обретешь свободу. После этого ты достигнешь величайшего почета и власти. Господь, послав тебе эту птицу, показал тем самым, что взял тебя под Свое покровительство. Забудь теперь о муках и радуйся жизни. Только помни, что в следующий раз филин будет для тебя вестником смерти. Если вновь увидишь его сидящим над тобой, знай, что через пять дней ты умрешь!»

Так говорил этот неведомый арестант, и Агриппа дивился его словам. Через пять дней пришло известие о смерти Тиберия. Гай Калигула, став императором (), немедленно освободил своего друга из тюрьмы и осыпал его знаками внимания. Перво-наперво, взамен железной цепи, которую тот носил на своих царственных руках, он преподнес ему золотую цепь, в которой было столько же весу, сколько в первой. Затем он возложил на голову Ирода Агриппы корону и провозгласил его царем над прежней тетрархией Филиппа, восстановив, таким образом, этот титул, утерянный потомками Ирода после его кончины. Получив кроме этого еще много денег и подарков, Ирод Агриппа вернулся в родную страну, которую покинул когда-то едва ли не изгнанником.

Невиданная удача Ирода Агриппы возбудила зависть в сердце его родной сестры Иродиады, бывшей замужем за тетрархом Галилеи Иродом Антипой (). Приступив к своему мужу, Иродиада стала говорить ему: «Как ты можешь, Ирод, сносить это унижение? Ведь это ты, приемник отца своего на троне, должен был получить царскую власть, которая досталась Агриппе. Неужели ты допустишь, чтобы человек, в течение многих лет гонимый и презираемый всеми, теперь так возвысился, чтобы повелевать тобой?»

К этому Иродиада прибавила много других слов, и в конце концов, понуждаемый ею, Ирод Антипа в 39 г. отправился в Рим, чтобы постараться очернить Агриппу в глазах императора, а заодно приобрести для себя каких-нибудь новых владений. Однако планам его не суждено было исполниться. Ирод Агриппа, извещенный о поездке своего дяди, немедленно предпринял ответные меры и послал вслед за ним в Рим своего вольноотпущенника Фортуната. Фортунат прибыл к императору как раз в ту минуту, когда он беседовал с Иродом Антипой, и передал ему письмо от Агриппы. Царь сообщал в нем, что Ирод, вступив в тайные переговоры с врагом Рима парфянским царем, готовится передаться под его власть. Агриппа писал также, что в арсеналах Ирода Антипы хранятся 70 тысяч мечей, предназначенных для того, чтобы вооружить ими восставших иудеев. Когда Калигула прочитал об этом, он пришел в беспокойство и стал расспрашивать тетрарха о его делах, а потом спросил: «Правда, что ты хранишь в своем дворце вооружение для 70 тысяч воинов?»

Ирод смутился, но, понимая, что утаить это оружие, коль скоро о нем стало известно императору, уже нельзя, почел за лучшее сознаться, что это действительно так. Смущение и испуг князя не укрылись от глаз Калигулы, и он окончательно поверил в виновность Ирода Антипы. Не пряча уже своего гнева, он воскликнул: «Теперь мне понятно, почему ты наговариваешь на моего друга Агриппу! Ты злоумышляешь и против него, и против меня, и против всего римского государства! За твои происки ты заслуживаешь смерти, но, на твое счастье, ты не успел еще наделать большого зла, поэтому я ограничусь ссылкой!» И император немедленно отнял у Ирода Антипы все его земли и сослал на окраину своей империи, в Испанию. Его владения и все его богатства получил Агриппа, еще раз доказавший, как думал Калигула, свою верность Риму и ему лично.

Тогда же между иудеями, проживавшими в Александрии, и александрийскими греками произошла сильная распря. Греки, не зная, как им получше уязвить своих врагов, пожаловались императору на то, что иудеи отказываются воздавать ему божественные почести. Дескать, все подданные империи воздвигают в честь Гая алтари и храмы и всюду почитают его как живого бога, одни только иудеи считают для себя постыдным ставить императорские статуи и клясться его именем.

Калигула был разгневан этим известием и послал в Иерусалим наместника Сирии Петрония, повелев ему водворить в Иерусалимском храме его статуи. При этом император дал наместнику такой наказ: в случае какого-либо сопротивления со стороны иудеев самих противоборцев убить, а весь остальной народ продать в рабство. Петроний тотчас выступил из Антиохии и вторгся в Иудею, имея при себе три легиона воинов. Наместник еще был в пути, а весть о святотатственном приказе уже распространилась среди иудеев. С женами и детьми они собрались в большом количестве на равнину вблизи Птолемаиды и трогательно умоляли Петрония пощадить их отечественные обычаи. Огромное число просящих и настойчивость их просьб произвела на него такое впечатление, что Петроний оставил в Птолемаиде войско и статуи, а сам отправился в Галилею. Он созвал весь народ и влиятельных лиц в Тивериаду и здесь попытался доказать им, насколько несправедливо и неразумно их желание. Все подчиненные народы, говорил Петроний, уже поставили в своих храмах рядом с изображениями богов также и статуи императора. Если теперь евреи, одни из всех, будут сопротивляться такому порядку, это будет равносильно почти что бунту, связанному вдобавок с оскорблением личности императора.

В ответ на его доводы иудеи ссылались на их древний закон и предания отцов, которые запрещают ставить не то что человеческие изображения, но даже божественную статую, и не только в храме, но и вообще в каком бы то ни было месте страны. Петроний им возразил: «В таком случае и я должен исполнить закон моего повелителя, иначе, если я ради вашего благополучия, нарушу его, я сам, и вполне заслужено, погибну. С вами буду сражаться не я, а тот, кто меня послал». На это весь народ воскликнул: «Мы готовы умереть за закон». Изумленный Петроний спросил их: «Так вы что же, хотите вести войну с императором?» Иудеи отвечали: «Дважды в день мы приносим жертвы за императора и римское государство, но если принцепс не желает довольствоваться этим, а хочет еще поставить в нашем храме свои статуи, то он должен прежде принести в жертву весь иудейский народ. Мы со своими детьми и женами готовы придать себя закланию».

Когда Петроний увидел несокрушимое благочестие иудеев, им овладели удивление и сострадание. То просьбами, то добрыми наставлениями, то угрозами и напоминаниями о могуществе римлян он снова и снова пытался воздействовать на иудейских начальников. Но когда все это не привело ни к какому результату, Петроний решил отступить. Он вновь созвал народ и сказал ему: «Я решил рискнуть и с Божьей помощью постараться еще раз разубедить императора. Тогда я или буду вместе с вами радоваться вашему спасению; или же вместе с вами разделю его гнев». После этого он уехал из Птолемаиды и увел свои легионы. Добравшись до Антиохии, Петроний отправил Калигуле письмо, в котором сообщил, что исполнить его приказ можно лишь одним способом, а именно - придав весь иудейский народ поголовному истреблению. Поэтому Петроний советовал Гаю отменить свое распоряжение. Император был страшно разражен нерадивым отношением к его приказу и отправил Петронию резкое письмо, угрожая наместнику смертью. Однако доставщики этой депеши были на целых три месяца задержаны в море сильными бурями. Между тем в Антиохию прибыли другие посланцы, которые принесли известие, что Гай Калигула убит в Риме заговорщиками.

Следующий римский император Клавдий () так же благоволил к Агриппе. Он передал под его управление ту половину царства, которой прежде владел Архелай (то есть отдал ему Иудею, Идумею и Самарию).

Так территория бывшего Иудейского царства вновь объединилась под властью одного государя. Ирод Агриппа царствовал над страной спокойно и твердо. Он был щедрым господином и мудрым судьей, за что его и любили все евреи. Но в одном Агриппа оказался слаб сердцем: он дал при себе огромную власть всякого рода льстецам, которые превозносили его на все лады. Это его и погубило. Однажды царь устроил в Кесарии торжественные игры. На них стеклась огромная масса народа и вся иудейская знать. И вот, на второй день праздника Ирод Агриппа явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкающей в лучах восходящего солнца. Сейчас же к царю подступили несколько льстецов и стали говорить ему: «Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать тебя самим богом!»

Слушая эти кощунственные слова, Агриппа не содрогнулся от возмущения, а напротив, благосклонно продолжал разговор. Царедворцы между тем говорили: «Воистину, это бог, а не человек!» Их похвалы были очень приятны царю, и вдруг, подняв голову, он увидел сидящего над собой филина. Тут его душой овладели стыд и раскаянье. Он воскликнул: «Замолчите! Я, которого вы признали богом, стою на краю гибели. Истинный Господь, царящий над нами, только что напомнил мне, что я тоже смертен, и дни жизни моей сочтены».

Сказав это, Ирод Агриппа почувствовал сильнейшую боль в животе. Ему стало дурно, и слуги поспешно отнесли его во дворец. Вскоре он в страшных мучениях испустил дух. Об этой кончине, случившейся в 44 г., в «Деяниях святых апостолов» говорится в следующих выражениях: «Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним, а народ восклицал: "Это голос Бога, а не человека". Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12,21-23). Христиане не могли простить Ироду Агриппе гонений, которым он подверг последователей Христа (казнь апостола Иакова, арест Петра (

Ирод Агриппа

У младшего из казнённых сыновей Ирода I, Аристобула, был маленький сын по имени Ирод Агриппа. Жизнь его (подробно рассказанная Иосифом Флавием) сложилась более счастливо, нежели судьба его несчастного отца, хотя и он испытал немало жестоких ударов судьбы. Ещё будучи ребёнком, Ирод Агриппа был увезён своей матерью в Рим и жил там при императорском дворе. Благодаря этому он избежал притеснений со стороны своего жестокого деда, но по образованию, воспитанию и образу мыслей сделался более римлянином, чем иудеем. Император Тиберий (14–37) очень жаловал его и считал своим близким человеком. Однако Ирод Агриппа понимал, что ждать от престарелого Тиберия больших благодеяний бесполезно и более надеялся на его внучатого племянника Гая Калигулу, молодого человека, который должен был унаследовать власть после смерти бездетного императора. Постаравшись сблизиться с Калигулой, он настолько преуспел в этом, что стал его наилучшим другом и проводил в его обществе целые дни.

Однажды во время прогулки, когда никто не мог слышать их, кроме возничего Евтиха, Агриппа сказал Калигуле: «Наступит ли наконец тот день, когда этот старик Тиберий умрёт и сделает тебя властелином мира? Открою тебе своё сердце - я давно жду его смерти, как величайшего праздника!» Гай, заметив, что возничий прислушивается к их разговору, промолчал и поступил благоразумно, потому что по прошествии некоторого времени Евтих донёс об этом неосторожном разговоре императору. Рассерженный и оскорблённый Тиберий велел немедленно схватить Ирода Агриппу и заключить его в темницу. Закованный в цепи несчастный царевич был препровождён в тюрьму. Там он томился в течение нескольких месяцев, не ведая даже, что ожидает его в дальнейшем.

Однажды, когда Ирода Агриппу вместе с прочими арестантами вывели на прогулку в тюремный двор, случилось знаменательное происшествие: на дерево, к которому он прислонился, слетел филин. Сам царевич не обратил на птицу внимания, но её появление не ускользнуло от внимания других заключённых. Один из них подошёл к Агриппе и сказал: «Господь открыл мне Свою волю, славный юноша! Позволь я предскажу тебе твоё будущее. Сегодня ты пребываешь в горе и печали и считаешь себя несчастнейшим из смертных. Но знай, что пройдёт всего пять дней, и ты вновь обретёшь свободу. После этого ты достигнешь величайшего почёта и власти. Господь, послав тебе эту птицу, показал тем самым, что взял тебя под Своё покровительство. Забудь теперь о муках и радуйся жизни. Только помни, что в следующий раз филин будет для тебя вестником смерти. Если вновь увидишь его сидящим над тобой, знай, что через пять дней ты умрёшь!»

Так говорил этот неведомый арестант, и Агриппа дивился его словам. Через пять дней пришло известие о смерти Тиберия. Гай Калигула, став императором, немедленно освободил своего друга из тюрьмы и осыпал его знаками внимания. Перво-наперво, взамен железной цепи, которую тот носил на своих царственных руках, он преподнёс ему золотую цепь, в которой было столько же весу, сколько в первой. Затем он возложил на голову Ирода Агриппы корону и провозгласил его царём над прежней тетрархией Филиппа, восстановив, таким образом, этот титул, утерянный потомками Ирода после его кончины. Получив, кроме этого, ещё много денег и подарков, Ирод Агриппа вернулся в родную страну, которую покинул когда-то едва ли не изгнанником.

Между тем невиданная удача Ирода Агриппы возбудила зависть в сердце его родной сестры Иродиады, бывшей, как уже говорилось, замужем за тетрархом Галилеи Иродом Антипой. Приступив к своему мужу, Иродиада стала говорить ему: «Как ты можешь, Ирод, сносить это унижение? Ведь это ты, преемник отца своего на троне, должен был получить царскую власть, которая досталась Агриппе. Неужели ты допустишь, чтобы человек, в течение многих лет гонимый и презираемый всеми, теперь так возвысился, чтобы повелевать тобой?»

К этому Иродиада прибавила много других слов, и в конце концов, понуждаемый ею, Ирод Антипа в 39 г. отправился в Рим, чтобы постараться очернить Агриппу в глазах императора, а заодно приобрести для себя каких-нибудь новых владений. Однако планам его не суждено было исполниться. Ирод Агриппа, извещённый о поездке своего дяди, немедленно предпринял ответные меры и послал вслед за ним в Рим своего вольноотпущенника Фортуната. Фортунат прибыл к императору как раз в ту минуту, когда он беседовал с Иродом Антипой, и передал ему письмо от Агриппы. Царь сообщал в нём, что Ирод, вступив в тайные переговоры с врагом Рима парфянским царём, готовится передаться под его власть. Агриппа писал также, что в арсеналах Ирода Антипы хранятся 70 тысяч мечей, предназначенных для того чтобы вооружить ими восставших иудеев. Когда Калигула прочитал об этом, он пришёл в беспокойство и стал расспрашивать тетрарха о его делах, а потом спросил: «Правда, что ты хранишь в своём дворце вооружение для 70 тысяч воинов?»

Ирод смутился, но, понимая, что утаить это оружие, коль скоро о нём стало известно императору, уже нельзя, почёл за лучшее сознаться, что это действительно так. Смущение и испуг князя не укрылись от глаз Калигулы, и он окончательно поверил в виновность Ирода Антипы. Не пряча уже своего гнева, он воскликнул: «Теперь мне понятно, почему ты наговариваешь на моего друга Агриппу! Ты злоумышляешь и против него, и против меня, и против всего римского государства! За твои происки ты заслуживаешь смерти, но, на твоё счастье, ты не успел ещё наделать большого зла, поэтому я ограничусь ссылкой!» И император немедленно отнял у Ирода Антипы все его земли и сослал на окраину своей империи, в Испанию. Его владения и все его богатства получил Агриппа, ещё раз доказавший, как думал Калигула, свою верность Риму и ему лично. Следующий римский император Клавдий (41–54) также благоволил к Агриппе. Он передал под его управление ту половину царства, которой прежде владел Архелай (то есть отдал ему Иудею, Идумею и Самарию).

Так территория бывшего Иудейского царства вновь объединилась под властью одного государя. Ирод Агриппа царствовал над страной спокойно и твёрдо. Он был щедрым господином и мудрым судьёй, за что его и любили все евреи. Но в одном Агриппа оказался слаб сердцем: он дал при себе огромную власть всякого рода льстецам, которые превозносили его на все лады. Это его и погубило. Однажды царь устроил в Кесарии торжественные игры. На них стеклась огромная масса народа и вся иудейская знать. И вот, на второй день праздника Ирод Агриппа явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкающей в лучах восходящего солнца. Сейчас же к царю подступили несколько льстецов и стали говорить ему: «Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать тебя самим богом!»

Слушая эти кощунственные слова, Агриппа не содрогнулся от возмущения, а напротив, благосклонно продолжал разговор. Царедворцы между тем говорили: «Воистину, это бог, а не человек!» Их похвалы были очень приятны царю, и вдруг, подняв голову, он увидел сидящего над собой филина. Тут его душой овладели стыд и раскаянье. Он воскликнул: «Замолчите! Я, которого вы признали богом, стою на краю гибели. Истинный Господь, царящий над нами, только что напомнил мне, что я тоже смертен и дни жизни моей сочтены».

Сказав это, Ирод Агриппа почувствовал сильнейшую боль в животе. Ему стало дурно, и слуги поспешно отнесли его во дворец. Вскоре он в страшных мучениях испустил дух. Об этой кончине, случившейся в 44 г., в Деяниях святых апостолов говорится в следующих выражениях: «Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним, а народ восклицал: „Это голос Бога, а не человека“. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12: 21–23). Христиане не могли простить Ироду Агриппе гонений, которым он подверг последователей Христа (казнь апостола Иакова, арест Петра), и потому относились к нему весьма неприязненно.

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают Апостола Павла (25:13-27) Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).Это был последний царь из фамилии Иродов, с

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Царь Агриппа (гл. 26). «Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя» (26:1). Тоже, как «Божий слуга» (Рим. 13), Агриппа, властью, свыше данной ему, открывает уста, которые ненасытно будут слушать, в веках, миллиарды людей и всех народов. «За себя» ли говорит Апостол?

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Ирод Со времён Антиоха IV в Иудее правила династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало способный к государственным

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Фест, Агриппа и Вереника (гл. XXV-XXVI) Жалоба иудеев и суд над ап. Павлом пред Фестом (XXV, 1-12). Мы видели, что Феликс оставил Павла в темнице. Едва прибыл в эту страну его преемник Фест, как первосвященник и знатнейшие из иудеев явились к нему с жалобой на Павла (Деян. 25, 2). Анании

Из книги Джордано Бруно и герметическая традиция автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

12:1-25 Ирод Агриппа и Церковь: завершение фазы 1-3 Царь Ирод - это Ирод Агриппа 1, внук Ирода Великого. И снова мы видим реалистический подход Луки в описании истории ранней христианской Церкви. Он рассказывает не только о чудесном освобождении из темницы, но и о

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

4. Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535) Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - самый, пожалуй, значительный из оккультистов своей эпохи - в полной мере испытал на себе все превратности этого бурного времени. Агриппа менял города и страны, переносился от монаршей милости к

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус и Ирод 7 Ирод - правитель, услышав обо всем присходящем, пришел в полное замешательство, потому что одни говорили, что это Иоанн, воскрешенный из мертвых, 8 другие - что явился Илия, а некоторые - что ожил один из древних пророков. 9 Но Ирод говорил: «Иоанна я

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ирод Дается примерное время рождения Иисуса: Мф., 2: 1. …Иисус родился… во дни царя Ирода… Упоминание об Ироде сразу говорит нам о том, что время Маккавейского царства прошло. Много произошло в том веке, который прошел от момента окончания событий, описанных в Первой книге

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Ирод Антипа Описание важнейшей недели, проведенной Иисусом в Иерусалиме, данное в Евангелии от Луки, немного отличается в целом от описания у Матфея и Марка. Но Лука - нееврей, и, по-видимому, он стремился уменьшить степень участия языческого правителя Пилата в распятии

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Ирод Агриппа I Почти сразу следует вторая ссылка на то, что может использоваться хронологически: Деян., 12: 1–2. В то время царь Ирод [Агриппа] поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Ирод Агриппа родился

Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале

У младшего из казнённых сыновей Ирода I, Аристобула, был маленький сын по имени Ирод Агриппа. Жизнь его (подробно рассказанная Иосифом Флавием) сложилась более счастливо, нежели судьба его несчастного отца, хотя и он испытал немало жестоких ударов судьбы. Ещё будучи ребёнком, Ирод Агриппа был увезён своей матерью в Рим и жил там при императорском дворе. Благодаря этому он избежал притеснений со стороны своего жестокого деда, но по образованию, воспитанию и образу мыслей сделался более римлянином, чем иудеем. Император Тиберий (14–37) очень жаловал его и считал своим близким человеком. Однако Ирод Агриппа понимал, что ждать от престарелого Тиберия больших благодеяний бесполезно и более надеялся на его внучатого племянника Гая Калигулу, молодого человека, который должен был унаследовать власть после смерти бездетного императора. Постаравшись сблизиться с Калигулой, он настолько преуспел в этом, что стал его наилучшим другом и проводил в его обществе целые дни.

Однажды во время прогулки, когда никто не мог слышать их, кроме возничего Евтиха, Агриппа сказал Калигуле: «Наступит ли наконец тот день, когда этот старик Тиберий умрёт и сделает тебя властелином мира? Открою тебе своё сердце - я давно жду его смерти, как величайшего праздника!» Гай, заметив, что возничий прислушивается к их разговору, промолчал и поступил благоразумно, потому что по прошествии некоторого времени Евтих донёс об этом неосторожном разговоре императору. Рассерженный и оскорблённый Тиберий велел немедленно схватить Ирода Агриппу и заключить его в темницу. Закованный в цепи несчастный царевич был препровождён в тюрьму. Там он томился в течение нескольких месяцев, не ведая даже, что ожидает его в дальнейшем.

Однажды, когда Ирода Агриппу вместе с прочими арестантами вывели на прогулку в тюремный двор, случилось знаменательное происшествие: на дерево, к которому он прислонился, слетел филин. Сам царевич не обратил на птицу внимания, но её появление не ускользнуло от внимания других заключённых. Один из них подошёл к Агриппе и сказал: «Господь открыл мне Свою волю, славный юноша! Позволь я предскажу тебе твоё будущее. Сегодня ты пребываешь в горе и печали и считаешь себя несчастнейшим из смертных. Но знай, что пройдёт всего пять дней, и ты вновь обретёшь свободу. После этого ты достигнешь величайшего почёта и власти. Господь, послав тебе эту птицу, показал тем самым, что взял тебя под Своё покровительство. Забудь теперь о муках и радуйся жизни. Только помни, что в следующий раз филин будет для тебя вестником смерти. Если вновь увидишь его сидящим над тобой, знай, что через пять дней ты умрёшь!»

Так говорил этот неведомый арестант, и Агриппа дивился его словам. Через пять дней пришло известие о смерти Тиберия. Гай Калигула, став императором, немедленно освободил своего друга из тюрьмы и осыпал его знаками внимания. Перво-наперво, взамен железной цепи, которую тот носил на своих царственных руках, он преподнёс ему золотую цепь, в которой было столько же весу, сколько в первой. Затем он возложил на голову Ирода Агриппы корону и провозгласил его царём над прежней тетрархией Филиппа, восстановив, таким образом, этот титул, утерянный потомками Ирода после его кончины. Получив, кроме этого, ещё много денег и подарков, Ирод Агриппа вернулся в родную страну, которую покинул когда-то едва ли не изгнанником.

Между тем невиданная удача Ирода Агриппы возбудила зависть в сердце его родной сестры Иродиады, бывшей, как уже говорилось, замужем за тетрархом Галилеи Иродом Антипой. Приступив к своему мужу, Иродиада стала говорить ему: «Как ты можешь, Ирод, сносить это унижение? Ведь это ты, преемник отца своего на троне, должен был получить царскую власть, которая досталась Агриппе. Неужели ты допустишь, чтобы человек, в течение многих лет гонимый и презираемый всеми, теперь так возвысился, чтобы повелевать тобой?»

К этому Иродиада прибавила много других слов, и в конце концов, понуждаемый ею, Ирод Антипа в 39 г. отправился в Рим, чтобы постараться очернить Агриппу в глазах императора, а заодно приобрести для себя каких-нибудь новых владений. Однако планам его не суждено было исполниться. Ирод Агриппа, извещённый о поездке своего дяди, немедленно предпринял ответные меры и послал вслед за ним в Рим своего вольноотпущенника Фортуната. Фортунат прибыл к императору как раз в ту минуту, когда он беседовал с Иродом Антипой, и передал ему письмо от Агриппы. Царь сообщал в нём, что Ирод, вступив в тайные переговоры с врагом Рима парфянским царём, готовится передаться под его власть. Агриппа писал также, что в арсеналах Ирода Антипы хранятся 70 тысяч мечей, предназначенных для того чтобы вооружить ими восставших иудеев. Когда Калигула прочитал об этом, он пришёл в беспокойство и стал расспрашивать тетрарха о его делах, а потом спросил: «Правда, что ты хранишь в своём дворце вооружение для 70 тысяч воинов?»

Ирод смутился, но, понимая, что утаить это оружие, коль скоро о нём стало известно императору, уже нельзя, почёл за лучшее сознаться, что это действительно так. Смущение и испуг князя не укрылись от глаз Калигулы, и он окончательно поверил в виновность Ирода Антипы. Не пряча уже своего гнева, он воскликнул: «Теперь мне понятно, почему ты наговариваешь на моего друга Агриппу! Ты злоумышляешь и против него, и против меня, и против всего римского государства! За твои происки ты заслуживаешь смерти, но, на твоё счастье, ты не успел ещё наделать большого зла, поэтому я ограничусь ссылкой!» И император немедленно отнял у Ирода Антипы все его земли и сослал на окраину своей империи, в Испанию. Его владения и все его богатства получил Агриппа, ещё раз доказавший, как думал Калигула, свою верность Риму и ему лично. Следующий римский император Клавдий (41–54) также благоволил к Агриппе. Он передал под его управление ту половину царства, которой прежде владел Архелай (то есть отдал ему Иудею, Идумею и Самарию).

Так территория бывшего Иудейского царства вновь объединилась под властью одного государя. Ирод Агриппа царствовал над страной спокойно и твёрдо. Он был щедрым господином и мудрым судьёй, за что его и любили все евреи. Но в одном Агриппа оказался слаб сердцем: он дал при себе огромную власть всякого рода льстецам, которые превозносили его на все лады. Это его и погубило. Однажды царь устроил в Кесарии торжественные игры. На них стеклась огромная масса народа и вся иудейская знать. И вот, на второй день праздника Ирод Агриппа явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкающей в лучах восходящего солнца. Сейчас же к царю подступили несколько льстецов и стали говорить ему: «Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать тебя самим богом!»

Слушая эти кощунственные слова, Агриппа не содрогнулся от возмущения, а напротив, благосклонно продолжал разговор. Царедворцы между тем говорили: «Воистину, это бог, а не человек!» Их похвалы были очень приятны царю, и вдруг, подняв голову, он увидел сидящего над собой филина. Тут его душой овладели стыд и раскаянье. Он воскликнул: «Замолчите! Я, которого вы признали богом, стою на краю гибели. Истинный Господь, царящий над нами, только что напомнил мне, что я тоже смертен и дни жизни моей сочтены».

Сказав это, Ирод Агриппа почувствовал сильнейшую боль в животе. Ему стало дурно, и слуги поспешно отнесли его во дворец. Вскоре он в страшных мучениях испустил дух. Об этой кончине, случившейся в 44 г., в Деяниях святых апостолов говорится в следующих выражениях: «Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним, а народ восклицал: „Это голос Бога, а не человека“. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12: 21–23). Христиане не могли простить Ироду Агриппе гонений, которым он подверг последователей Христа (казнь апостола Иакова, арест Петра), и потому относились к нему весьма неприязненно.

36. Царь Агриппа I

Когда умер Калигула, Агриппа содействовал тому, чтобы римским императором был избран Клавдий. В награду за эту услугу новый император отдал Агриппе сверх ранее полученных областей, еще и южную Иудею.

Таким образом, Агриппа сделался царем всей Иудеи, в тех пределах, какие она имела при хасмонейских царях. Его кратковременное царствование (41–44 гг.) напомнило евреям былые счастливые времена. Переселившись в Иерусалим, Агриппа оставил свои легкомысленные юношеские увлечения и всецело предался делу государственного управления. Народ, недавно страдавший от римских наместников, с радостью встретил своего царя и вскоре полюбил его. Царь Агриппа всегда выказывал глубокое уважение к религиозным обычаям еврейского народа, но вместе с тем старался поддерживать хорошие отношения и с окружающими греками и римлянами. Он опирался в деле управления на партию фарисеев, которой народ больше доверял, чем богачам-цадукеям. Агриппа возвратил Синедриону его прежние права и назначал первосвященниками людей благочестивых и бескорыстных. В обращении с людьми он был очень скромен. В «праздник жатвы» (Шовуот) царь, исполняя религиозный обычай, сам нес в храм свою корзину с овощами, наравне с простыми поселянами. Однажды Агриппа громко читал в храме установленные главы из Второзакония. Когда он дошел до места, где говорится: «Из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою инородцах (XVII, 15), - он вдруг заплакал, ибо вспомнил, что сам он эдомитского происхождения со стороны своего деда Ирода I. Присутствующие, в том числе и фарисеи, были очень тронуты и воскликнули: „Не печалься, Агриппа! Ты брат наш!“». В Агриппе, сыне казненного Аристовула и внуке хасмонейки Мариамы, народ действительно видел скорее хасмонея, чем иродианца.

Агриппа начал строить вокруг Иерусалима высокую крепостную стену, чтобы обезопасить столицу от неприятельских нападений. Но римский наместник в Сирии донес об этом императору Клавдию и прибавил, что иудейский царь, вероятно, хочет отделиться от Рима. Тогда Агриппа вынужден был прекратить работы. Вскоре Агриппа умер внезапно, присутствуя на публичных играх в Кесарии. Евреи горячо оплакивали своего царя, кесарийские же греки и римляне радовались его смерти и устроили по этому случаю веселый пир.

В царствование Агриппы I во главе иерусалимского Синедриона стоял Гамлиель I, внук великого законоучителя Гилеля. Гамлиель мудро руководил деятельностью Синедриона, приспособляя законодательство к потребностям жизни.

Одним из учеников Гамлиеля был Саул из Тарса, который впоследствии отпал от еврейства и сделался главным апостолом христианства, под именем Павла. - В то время многие язычники стали исповедовать веру в Единого Бога. Одни принимали эту веру по христианскому учению, другие - по иудейскому. В Сирии и Малой Азии многие язычники, в особенности женщины, обращались в иудейство. В небольшом царстве Адиабене, в Месопотамии, обратились в иудейскую веру царица Елена и ее сыновья Изат и Монобиз; их примеру последовали другие члены адиабенской царской семьи. Елена отправилась в Иерусалим, на поклонение Богу Израиля. В столице тогда свирепствовал голод, и Елена пожертвовала много денег на покупку хлеба для голодавшего населения. После смерти Елены и Изата тела их были перевезены в Иерусалим и похоронены в особой гробнице. Дети и потомки Изата поселились в Иудее и жили там до падения этого государства.

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Агриппа и Агриппина В военных походах и в роковую свою поездку в Малую Азию Германика сопровождала супруга Агриппина.Она была дочерью талантливого полководца, государственного деятеля, писателя Марка Випсания Агриппы, прославившегося победой над флотом Антония у мыса

Из книги Царь славян. автора

4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

3. Менений Агриппа Третьим человеком этих первых лет Республики, которого в течение года оплакивали матроны, а народ похоронил на общественный счет, был Менений Агриппа. Его вместе с П. Постумием избрали консулом в тот год, когда умер Валерий Попликола (503 до P. X.). По

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

37. Агриппа II и римские наместники Агриппа I оставил после себя 17-летнего сына, Агриппу II, и трех дочерей, из которых особенно славилась своей красотой Береника. Император Клавдий хотел назначить царем Иудеи юного Агриппу II, который воспитывался в Риме, но влиятельные

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

МАРК ВИПСАНИЙ АГРИППА Римский военачальник и флотоводец Агриппа, с детства друг и советник будущего императора Октавиана Августа, прославился победой при мысе Акциум.Агриппа родился около 63 года до н. э. Происходил он с Либурнийского побережья Адриатического моря, из

Из книги Август. Первый император Рима автора Бейкер Джордж

Марк Випсаний Агриппа, консул 37 г. до н. э. Приготовления Перспективы борьбы с Секстом Помпеем приняли совсем другой оборот, как только за дело взялся Марк Випсаний Агриппа. Как консул текущего года, он имел войско, к которому прибавились войска триумвира Октавиана, и

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

автора Федорова Елена В

Агриппа Марк Випсаний Агриппа, человек незнатного происхождения, был близким другом и верным соратником Октавиана Августа: они были почти ровесниками, и дружба их возникла еще в молодые годы.Агриппа был талантливым полководцем, и под его командованием одержаны почти все

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Агриппа Постум Агриппа Постум был младшим сыном Агриппы и Юлии Старшей; имя Постум указывало на то, что он родился после смерти своего отца. Агриппа Постум. Мрамор. Неаполь. Национальный музейВ 4 г. Агриппа Постум был усыновлен своим дедом Августом, однако, обладая

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XVIII Менений Агриппа Ланат Менений Агриппа по прозвищу Ланат (Шерстяной), избранный вождем против сабинян, справил над ними триумф. (2) Когда народ ушел от патрициев, потому что тяготился податями и военной службой, и его нельзя было вернуть, Агриппа обратился к нему с

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Агриппа как морской вождь Во всемирной истории обыкновенно очень мало говорится о морских войнах, но одно морское сражение, тем не менее, всегда упоминается – сражение при Акциуме в 31 г. до н. э. Обойти это сражение молчанием невозможно, так как с тех пор, как стоит мир, ни

автора Муравьёв Максим

Марк Випсаний Агриппа – это Мстислав-Борис Как мы выяснили, Константин Вс. (1186–1218) с женой Агафьей – это Германик (15 г. до н. э. – 19 г.) с женой Агриппиной. Агриппина дочь Агриппы (63 г. до н. э. – 12 г. до н. э.), а Агафья дочь Мстислава-Бориса Романовича (умер в 1223 или

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Ярополк = Храбрый = Агриппа Появлением Марцелла недоволен Агриппа. А появлением Михаила недоволен Ярополк (умер в 1182, 1180 или после 1196). Ему присягнула часть владимирской знати. Он осаждает г. Владимир и выгоняет Михаила в Москву. Но не надолго. Ярополк владимирцам не

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Агриппа – это Октавиан Август Если Мстислав у нас совместился и с Агриппой, и с Всеволодом=Августом, то Агриппа просто обязан быть Августом. Что мы видим? На Руси одного князя описывают под разными именами несколько раз. Почему бы и «итальянской» истории такое не могло

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич