Кто является плательщиком страховых взносов. Куда платить страховые взносы. Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

С приходом 2017 года поменялся мониторинговый процесс по учету страховых взносов. Теперь эту функцию выполняет Федеральная налоговая служба, что регламентировано приказом № 13 от 15.01.2016 г. Главной причиной таких нововведений стала плохая собираемость налоговых платежей на страхование работников и самих предпринимателей. Рассмотрим какой размер страховых взносов установлен в 2017 году, процентные ставки для ПФР, ФСС и ФФОМС с учетом нововведений.

Под контроль ФНС передали следующие страховые фонды:

  • на пенсионное страхование;
  • на медицинское страхование;
  • на социальное страхование на случай потери временной нетрудоспособности и материнства.

Следовательно, взыскание задолженностей и прием отчетности по взносам будет теперь осуществлять Федеральная налоговая служба, что законодательно уже закреплено в НК РФ.

Обратите внимание, контроль над администрированием страховых взносов по травматизму и несчастным случаям на производстве оставили за Фондом социального страхования.

Также в соответствии с гл. 34 НК РФ были внесены коррективы в отчетные периоды предоставления отчетности. Вместе с тем и поменялась форма отчетности и сроки ее предоставления. Однако колоссальных поправок относительно процедуры начисления и уплаты страховых взносов сделано не было.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Ставки и размер страховых взносов

Тарифы страховых взносов с тарифных ставок работников на 2017 год таблица:

В случае превышения предельной базы в разрезе каждого сотрудника плательщик имеет право выплачивать взносы по пониженным тарифам.

Применение понижающих тарифов на страховые взносы

Применение понижающих тарифов на страховые взносы имеют право налогоплательщики, которые достигли предельной базы для начисления, а также льготная категория налогоплательщиков указанная в п. 4 – 10 ст. 427 НК РФ. Однако при не соблюдении «указанных условий» юридические и физические лица утрачивают право применять пониженные тарифы по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС:

Страховые взносы индивидуального предпринимателя

Сам алгоритм расчета страховых взносов «за себя» не изменился. Взносы изымаются в фиксированном размере от МРОТ в пользу ПФР и ФФОМС. В случае превышения годового дохода – 300 000 руб., кроме фиксированных взносов предприниматель обязуется уплатить дополнительную сумму ПФР в размере 1% от суммы данного превышения над указанным лимитом.

Вид взноса Сумма*
Сумма фиксированного налога в ФФОМС МРОТ х 12 мес. х 5,1% = 4590 руб.
Сумма фиксированного налога в ПФР, но при условии, если сумма годового дохода частного предпринимателя не превысит 300 тыс. руб. МРОТ х 12 мес. х 26% = 23400 руб.
Сумма доплаты в ПФР при превышении годового дохода частного предпринимателя – 300 тыс. руб. 1% от суммы годового дохода частного предпринимателя, который после уменьшается на 300 тыс. руб., но не больше чем 163 800 руб.

Максимальный размер взноса 2017, который можно уплатить частному предпринимателю в ПФР:

1) 8 х МРОТ х 12 мес. х 26% = 187 200 руб.

2) Оплата производится за минусом фиксированного налога в ПФР – 23 400 руб.

(187 200 руб. – 23 400 руб. = 163 800 руб.)

* Расчеты выполняются исходя из МРОТ (7 500 руб.)

Исходя из вышеизложенного видно, что учет страховых взносов практически не изменился, за исключением конечного контрагента (ФНС) по взысканию задолженностей и приему отчетностей по ним.

Уплату страховых взносов со следующего года будут контролировать налоговые органы. В части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы. Но это касается только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. Изменится ли отчетность по взносам и сроки ее представления? Как регистрироваться в качестве страхователей плательщикам взносов? Ответы на эти и другие вопросы - в комментарии экспертов 1С.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2017 контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) будут налоговые органы.

2. Контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ, а ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

3. Тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные), условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации и порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями – сохранены. Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, не претерпел изменений.

4. Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют.

5. С 2017 года суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм. В настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме.

6. Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми нормами о страховых взносах. Они вступают в силу с 01.01.2017 (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщики должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

  • тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);
  • условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;
  • порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений нужно уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ). Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Отметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 01.01.2015 (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

В Налоговом кодексе закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

  • 700 руб. - при командировках по России;
  • 2 500 руб. - при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме, в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации (см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительное условие для применения пониженных тарифов «упрощенцами»

Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения, не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (производство пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; и пр.).

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ). Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 01.01.2017. Полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам. О других изменениях для «спецрежимников» в 2017 году читайте в № 9 (сентябрь), стр. 8 «БУХ.1С» и в статье "Что изменилось в спецрежимах в 2016 году" .

Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам

Согласно новым нормам отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 15 числа второго календарного месяца;
  • в электронной форме - не позднее 20 числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим нормам Закона № 212-ФЗ -подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

  • на бумажном носителе - не позднее 15.02.2017;
  • в электронном виде - не позднее 20.02.2017.

В письме от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ ФНС России сообщила, что проект формы расчета по страховым взносам разработан. За расчетные периоды с 01.01.2017 в налоговые органы будет ежеквартально представляться новая форма расчета, которая объединит 4 основные формы отчетности, действующие в настоящее время:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1);
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2).

Налоговое ведомство уточняет, что в новой форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по взносам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов (НПА) и результатах их общественного обсуждения.

Администрировать взносы «на травматизм» по-прежнему будет ФСС

Со следующего года контролировать уплату взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут, как и сейчас, органы ФСС РФ.

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом подробнее.

Регистрация в качестве страхователей по обязательному...

... пенсионному страхованию

Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС) только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в т. ч. адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

... медицинскому страхованию

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

... социальному страхованию

Порядок регистрации страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС) также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС РФ по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

  • имеет собственный расчетный счет;
  • производит выплаты физлицам.

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ). Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 01.01.2017.

Плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Представление отчетности по взносам в сфере...

... пенсионного и медицинского страхования

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 01.01.2017 ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Поскольку начало действия поправок - 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Сейчас данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее - Закон № 27-ФЗ).

Как видим, с 01.01.2017 сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (п. 2.2 ст. 4 Закона № 27-ФЗ), то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. Как мы писали выше, форма расчета по взносам разрабатывается налоговым ведомством.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

  • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 01.01.2017, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

... социального страхования

Администратором взносов на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2017 года станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС России уже подготовлен проект данного расчета.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

В настоящее время информация о двух видах взносов на обязательное социальное страхование объединена в расчете по форме 4-ФСС.

ФСС подготовил новую форму расчета, которая должна применяться начиная с I квартала 2017 года. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Органы ФНС и ФСС будут взаимодействовать при проверках

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

  • налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на обязательное социальное страхование по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС РФ. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС РФ смогут проводить совместные проверки.

Обратите внимание: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;
  • возмещению органом фонда.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на социальное страхование уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31.12.2018 (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС РФ, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте Фонда).

На текущий момент в состав участников пилотного проекта ФСС входят:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область - с 01.01.2012;
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край - с 01.07.2012;
  • Республика Крым, г. Севастополь - с 01.01.2015;
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области - с 01.07.2015;
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области - с 01.07.2016.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализованы все необходимые документы для пилотных регионов*.

Ответственность за нарушение законодательства о взносах...

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 01.01.2017 будет регулироваться положениями НК РФ.

Перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

... в сфере пенсионного страхования

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно - 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1 000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1 000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления - 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

... в сфере взносов «на травматизм»

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме - статье 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

  • нарушение срока регистрации в органах фонда;
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
  • непредставление в срок отчетности по взносам;
  • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Новый вид правонарушения - несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 01.01.2017 отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

... для должностных лиц

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 01.01.2017 будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса. Изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о страховых взносах и персотчетности

№ п /п

Вид правонарушения

Ответственность

Норма в КоАП РФ (новая или измененная)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Новая статья 15.33.2

Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС

Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб.

Дополнения в статье 15.5

Непредставление в орган ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке

Штраф от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Порядок определения среднего заработка для назначения пособий

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС РФ (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • по правилам Закона № 212-ФЗ - за периоды до 31.12.2016;
  • по правилам НК РФ - за периоды с 01.01.2017.

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов

Сейчас взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остается ФСС РФ, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Переходные положения

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ:

1. Расчеты по взносам (в т. ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ). Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

2. За возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

3. Информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

4. Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ): которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 01.01.2017; срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.

5. Организациям не потребуется сообщать в инспекцию данные об обособленных подразделениях, которые по состоянию на 01.01.2017 зарегистрированы в органах ПФР в качестве плательщиков взносов. Органы фонда самостоятельно передадут данную информацию налоговым инспекциям (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Взносы в социальные фонды в 2017 году необходимо рассчитывать и уплачивать по новым правилам. Передача административных и контрольных функций по расчету социальных, пенсионных и медицинских начислений налоговым органам вызвала множество изменений для страхователей. Чтобы не допустить ошибок при определении сумм за 1 квартал 2017 г., предлагаем наглядно ознакомиться с порядком начисления взносов в фонды, определенный главой 34 НК.

Внимание! В 2016 году закончил действие Закон № 212-ФЗ. Актуальные нормативно-правовые акты – Законы №№ 243-ФЗ и 250-ФЗ от 3.07.16 г.

В целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизации документооборота и повышения уровня собираемости налоговых платежей с 2017 года контрольные функции по приемке отчетности, сбору отчислений в части ЕССС переданы ФНС РФ. Отчетными периодами являются – квартал, полугодие, 9 мес., год. Представление отчетов РСВ, 4-ФСС заменено на единый бланк (утвержден в Приказе № ММВ-7-11/551 от 10.10.16 г.).

Плательщиками соц взносов признаются – работодатели-предприятия/ИП, самозанятые категории лиц. Правила определения базы для расчета начислений и объектов налогообложения глобально не изменились. Срок представления единого расчета – 30 число календарного месяца следующего за отчетным периодом. Уплачивать суммы необходимо в адрес ИФНС по новым реквизитам, включая КБК.

Важно! За социальными органами оставлена функция администрирования следующих отчетов: ФСС – «травматизм», ПФР – ежемесячная отчетность по ф. СЗВ-М, СЗВ-Стаж.

Сохранены 3 отчисления на социальные нужды: пенсионные – в ПФР, социальные по больничным расходам и материнству – в ФСС, медицинские – в ОМС. Тарифы остались на прежнем уровне, повышены предельные лимиты для расчетов сумм по уменьшенным ставкам.

Тарифы взносов в фонды в 2017 году – по общим категориям работодателей:

Величина отчислений в Пенсионный фонд и ФСС зависит от размера полученной нарастающим итогом за период базы расчета налогов. Пределы утверждены Правительством России в Постановлении № 1255 от 29.11.16 г. Порядок применяется всеми налогоплательщиками-работодателями, выплачивающими заработок наемному персоналу.

Лимиты предельных сумм налогооблагаемой базы по фондам:

Размер пониженных тарифов, применяемых в 2017 году, сохранен на прежнем уровне в отношении всех 13 категорий страхователей. Некоторым льготникам установлены дополнительные виды условий для начала/прекращения использования сниженных тарифов. В планах чиновников увеличение ставок с 2019 г. в части медицинских отчислений (вместо 5,1 % ожидается рост до 5,9 %).

Основные категории налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифы (подробный перечень в стат. 427 НК):

Категория страхователя Пример ОКВЭД Тарифная ставка, в %
ОПС ФСС ОМС
Упрощенцы, применяемые льготируемую деятельность с доходом минимум в 70 % от величины общей выручки. Если годовой размер дохода налогоплательщика превысит 79 млн. руб., льгота на пониженные ставки утрачивается 13-16 коды 20
Фармацевтические компании, включая ИП, получившие лицензию 47.73, 46.46.1, а также 46.18.1 20
ИП на ПСН, льгота применяется в соответствии с видами деятельности предпринимателя 96.02, 96.01, а также 74.20. 31.0, пр. коды 20
НКО-упрощенцы, кроме исключений, предусмотренных стат. 427 НК 37, 86-88, 93 и пр. коды 20
Благотворительные учреждения-упрощенцы 88.10, 64.9 20
Компании, занимающиеся информационными технологиями Коды 63, 62 8 2 4
Хозобщества/партнерства, работающие по УСН с основным видом деятельности по внедрению интеллектуальных продуктов 72 код 8 2 4
Компании, имеющие соглашение с управленческими органами экозон в области туристской, рекреационной, технико-внедренческой деятельности 62.0, 63.11.1, а также 65.20, 63.1, 94.99, 79.1 коды 8 2 4
Субъекты деятельности, выплачивающие заработок экипажам международных судов 50
Субъекты-участники «Сколково» 72.1 (Закон № 244-ФЗ стат. 10 ч. 8) 14
Участники свободно-экономических зон СЭЗ Крым и Севастополь Все, за исключением 05-08, 71.12.3, 09.1 кодов 6 1,5 0,1
Компании-резиденты особых территорий Регулируются индивидуально по каждой территории 6 1,5 0,1
Компании-участники свободно-экономической зоны СЭЗ Владивосток Любые виды, за исключением запрещенных законодательством 6 1,5 0,1

Ставки в Пенсионный фонд по предпринимателям приведены в таблице. Для расчета потребуется размер МРОТ, принятый на начало года (Законом № 82-ФЗ от 19.06.00 г. установлен на уровне в 7500 руб. на 01.01.17 г.), размер дохода бизнесмена и время с момента регистрации, если фирма открыта в середине календарного года.

Размер взносов для ИП без работников:

Порядок уплаты страховых взносов в 2017 году

Мало точно знать, как посчитать отчисления в пенсионный фонд по новым правилам. Важно еще правильно погасить задолженность перед бюджетом, чтобы в будущем компанию не коснулись штрафные санкция и разбирательства по поводу недоимок. Перечислять ЕССС на реквизиты ФНС необходимо, начиная с 1 янв. 2017 г. Порядок распространяется на расчеты за декабрь, а также другие месяцы 2016 г.

Если на начало года за компанией числились недоимки по взносам, они автоматически были переданы в налоговые органы согласно лицевым счетам налогоплательщиков. На погашение бюджетных обязательств страхователям отводится время – до 15 числа месяца за отчетным. При нарушении сроков оплаты налоговики выставляют в банк инкассовые требования.

ИП также уплачивают взносы ПФР в фиксированном размере на счет ИФНС. Перечисление можно осуществлять одной суммой – за год или равными частями – поквартально. Второй вариант выгоднее для предпринимателя, так как позволяет уменьшать каждый квартал рассчитанные суммы налога по вмененной или упрощенной деятельности.

Обратите внимание! Штрафы и пени за неуплату страховых взносов в 2017 году оплачиваются по новым КБК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прошёл год, с тех пор как контроль за уплатой страховых взносов был снова передан Федеральной налоговой службе. По мнению чиновников, администирование взносов налоговыми инспекциями значительно лучше влияет их собираемость. За Фондом социального страхования оставили только сбор взносов на случай травматизма и профзаболеваний работников. Как рассчитывать и выплачивать страховые взносы в 2018 году - расскажем все изменения и свежие новости по этой теме.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост - с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к . Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование - 26 545 рублей ;
  • на обязательное медицинское страхование - 5 840 рублей .

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей , что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже - до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 - 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование - 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы . Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Пенсионное страхование

Социальное страхование

Медицинское страхование

Страхователи, не имеющие права на льготы до достижения предельной базы для начисления взносов

2,9%

5,1%

Страхователи, не имеющие права на льготы, после достижения предельной базы для начисления взносов

5,1%

1.Организации и ИП на УСН, по некоторым видам деятельности (ст. 427 НК РФ)

2. Аптеки, работающие на ЕНВД

3.ИП на ПСН, кроме занятых торговлей, общепитом, арендой

4. Некоммерческие и благотворительные организации на УСН

1.Хозяйственные общества и партнёрства на УСН, внедряющие изобретения, патенты, образцы.

2.Ор-га-ни-за-ции и ИП, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть

13% 2,9% 5,1%
Аккредитованные IT-организации 8% 2% 4%

Страхователи в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

1.Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

3. Резиденты свободного порта «Владивосток»

1,5%

0,1%

Дополнительно в ФСС уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%). Сроки перечисления взносов за работников не изменились: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ).

Новая отчётность по взносам

Хотя с 2017 года все функции по контролю за уплатой взносов (кроме взносов за травматизм) переходят к ФНС, осталась отчётность, которую надо сдавать в фонды.

В Пенсионный фонд :

  • ежемесячная - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным (ранее было до 10 числа);
  • раз в год сведения персонифицированного учета (СЗВ-Стаж) - не позднее 1 марта 2019 года за 2018.

В Фонд социального страхования :

  • обновлённая форма , сроки сдачи те же - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (на бумажном носителе) и не позднее 25-го числа для электронной отчётности (при количестве работников более 25 человек).

В налоговую инспекцию сдаётся , который объединил в себе в себе сведения, ранее входившие в формы РСВ и 4-ФСС. Сдавать единый расчёт по взносам надо не позднее 30-го числа следующего за отчётным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.