Проповедь в день святителя николая. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. Не для того Господь создал Свою Церковь, чтобы мы в ней себя ублажали. Церковь Христова для того существует, чтобы мы в ней себя Богу отдали, -

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).

Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.

Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.

Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.

Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.

Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом - продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: "Чем благодарить мне тебя, человек Божий!". "Молчанием", - отвечал Святитель.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с праздником - памятью святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

Святитель Николай - великий чудотворец и подвижник. Для каждого верующего сердца это святой, к которому обращаются с особой любовью, теплотой и благоговением, а главное - с надеждой.

Мы воспринимаем святителя Николая как отца и человека, который особо близок нам и всегда может понять и помочь. Житие нам рассказывает о том, что святитель Николай, от юности посвятив себя служению Богу, людям и Церкви Христовой, старался всегда поддержать и утешить малодушного, помочь страждущему, несчастному и обездоленному человеку. Одним словом, он всегда старался поступать так, как говорит нам об этом Священное Писание «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними » (Мф. 7, 12).

Святитель Николай прославляется нашей Церковью от востока до запада, от севера и до юга. Нет не одного храма, где мы не встретили бы его иконы. И в Русской Церкви, и в православных храмах на Востоке или на Западе - везде его память чтят с особой любовью и благоговением.

Святитель Николай - это образ пастырства и наставничества. Я бы даже сказал больше. Святитель Николай для архиереев и духовенства является главным примером, а день его кончины и поминовения можно было бы назвать праздником духовенства. Ведь в своей жизни каждый духовник и священник должен стараться подражать жизни святителя и, прежде всего, брать пример с Пастыреначальника - Христа. Евангелие, которое мы с вами слышали, как раз повествует о пастырстве.

Главное качество священника - это любовь к своим чадам. Любовь к тем людям, которые вверяют пастырю свои души и сердца. Мы слышим притчу, которую Господь обращает к своим апостолам. Он говорит, что тот, кто входит в ограду извне, не через вход, а как бы перелезает через ограду, тот есть «лжепастырь». Настоящий пастырь входит в ограду перед овцами, наставляет их, и овцы слышат его глас. Господь говорит о себе, как о Пастыреначальнике, о том, кто может наставить и помочь, кто может спасти от опасности. Недаром Церковь благословляет читать этот евангельский отрывок на память святителей, в том числе и святителя Николая.

Тропарь святителю Николаю говорит: «Правило веры и образ кротости» - то есть он для всех людей должен быть примером для подражания. «Воздержания учителя» - тот, у кого мы должны учиться таким добродетелям, как смирение и терпение. «Яви тя стаду твоему» - действительно каждый священник и пастырь должен подавать пример своей жизни для своей паствы. Любой родитель если хочет, чтобы его дети выросли достойными людьми, должен собственным поведением подавать пример добродетели, учить ребенка тому, как поступать и чего в жизни делать нельзя. И горе тому родителю, который учит одному, а в собственной жизни поступает совсем иначе.

«Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Только человек, который сам смиряется и может потерпеть своего ближнего, сможет и другого научить смирению, достичь высот духовной жизни. Настоящее богатство может собрать только тот человек, который сможет потерпеть некоторые лишения, который в своей жизни будет стараться помнить об аскезе, о воздержании.

Совершая память святителя Николая, дорогие братья и сестры, мы молимся и просим поддержать и укрепить нас. Мы обращаемся к нему, как к истинному отцу и пастырю, но и мы сами - и миряне, и духовенство - всегда должны помнить, что и в нашей жизни, есть некая ответственность, некое послушание, выполнять которые мы должны искренне, самоотверженно, тем самым подавать пример ближним нашим. Мы не должны лукавить, таить каких-то обид, нам нужно быть искренними и открытыми людьми, только так можно исправить зло, изменить мир.

В этот день я хотел бы сердечно поздравить духовенство нашей епархии, а также всех кто здесь присутствует и совершает с нами соборную службу. Поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, и пожелать молитв святителя Николая. Пожелать вам, чтобы святитель был примером для вас, чтобы вы всегда в нем находили истинного пастыря. И по мере ваших сил и возможностей старались подражать ему.

Храни вас всех Господь дорогие братья и сестры, помощи Божьей! Пусть Господь, по молитвам святителя Николая, даст нам и радость, и утешение, и все, что нам необходимо в нашей повседневной жизни. Храни вас всех Господь!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
18 декабря 2015

Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – «трудно богатому войти в Царство небесное» (). Но Господь не говорил, что богатому в Царство небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но, несмотря на это мы читаем их имена в церковном календаре.

Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечной не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает.

Богатому трудно войти в Царство не потому что он богат, а потому что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное , но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями.

Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая, из любви к Христу, свое богатство бедным он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни, чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие, вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие, вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.

Вера святого Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил от еретика.

Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь.

А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность.

Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам, так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих.

Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста, молитвы и смирения. Эту ризницу переполненную духовными и нравственными сокровищами оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи и молитвы и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов.

И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрые писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но все же они в меньшинстве по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий.

Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что посвятила ему кроме этого дня, который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Богу нашему слава, святителю Николаю честь и похвала, а всем вам мир и здравие и радость и благословение на веки. Аминь.

В этом храме, который посвящен великому Угоднику Божию Святителю Николаю, совершается служба, сегодня престольный праздник этой святой обители, Господь сподобил нас великим утешением именно здесь совершить Литургию и помянуть всех верных Христу, и предстоять пред Богом, и возносить Ему молитвы, и получить благодать и утешение. Выше и больше радости и утешения нет для православного человека, чем со вниманием, благоговением и страхом Божиим предстоять за Божественной Литургией. Потому что Божественная Литургия есть Рождество, Жизнь, Страдания, Воскресение и Вознесение Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы каждый раз воспоминаем и участвуем, и просим, чтобы и нам идти этим же путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня вы слышали за Божественной Литургией Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь в праздник пришел в Иерусалим, пришел на общую купель, где омывали жертвенных животных. И где совершалось чудо: один раз только в день в силу того великого заступления и знамения Креста Господня, дерево которого пребывало над этой купелью, Господь давал человеку, который хотел исправиться, исцелиться, исповедовал грехи свои, и после покаяния бросался в воды Силоамской купели, и выходил оттуда исцеленным, каким бы он недугом не страдал. Пришел Господь и увидел человека, который тридцать восемь лет лежал у купели и не получил исцеления. Разные люди толкуют этот эпизод немножко различно. Есть такая версия, что этот человек не особо старался, ждал, чтобы его кто-то поднес к купели. Может быть, сил, или рвения, желания не хватало ему. И Господь увидел, что он немощен не только телом, но и душой, ему не хватало дерзновения. И увидел, что он так никогда и не найдет в себе этих сил, и пожалел его и сказал: «возьми одр свой и иди». И он поверил словам Христовым, взял свой одр и пошел здоровым после тридцати восьми лет немощи. И вот когда увидели его фарисеи, спросили: «Кто есть исцеливший тебя?» И он не мог сказать, потому что Христос исцелил его и пошел дальше, как ни в чем не бывало. Не ожидал почестей, похвалы, чтобы на Него обращали внимание. И когда потом Христос увидел его в храме, они встретились, Господь сказал ему: «иди и больше не греши, старайся быть благодарным тому чуду, которое над тобой произошло». И он пошел сразу и сказал фарисеям: «вот исцеливший меня Христос». И они Его осуждали и упрекали в том, что Он нарушил субботу, потому что в субботу не должно ничего делать.

Сегодня мы услышали еще про два момента исцеления, когда Петр исцелил по слову Божию, по благодати Божией, Энея и восставил умершую уже Тавифу. И эти эпизоды не бессмысленно прозвучали сегодня в церкви для нас. Потому что, может быть, мы являемся и здоровыми телом, или не очень здоровыми, но, по крайней мере, мы ходим, можем двигаться, можем видеть, можем слышать, но очень часто мы с вами, братья и сестры, будучи здоровыми телом и имея возможность делать многие добрые дела, мы пребываем, как тот расслабленный у купели, потому что не стремимся делать дела Божии, не стремимся восстать от одра. Нам не хватает дерзновения, нам не хватает решимости сказать: «Господи, вот столько лет я прожил, столько грехов я совершил, помоги мне сегодня начинать другую жизнь, начинать жить не только для себя, а может быть, хотя и для себя, мы и себе не делаем ничего хорошего, но жить для людей, жить для славы Твоей, начинать делать дела, через которые бы прославлялось имя Твое.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Много получает от Бога тот, кто много отдает Богу.

И святой Николай Чудотворец потому получил от Бога так много, что много отдал.

Сперва, когда он был еще маленьким мальчиком, он отказался ради Господа от праздности и развлечений. С раннего детства святой Николай внимательно и подолгу молился, строго соблюдал пост и уклонялся от пустых разговоров. Так же с детства он любил Слово Божие, и чтобы читать его, обучился грамоте быстрее всех своих сверстников.

Затем, в ранней молодости, будущий святитель отказался от спокойной и обеспеченной жизни. Родители святителя Николая были небедными людьми, а его дядя был епископом в его родном городе - Патарах. Родительское богатство не прельщало юного Николая. Между тем, епископ предложил ему принять сан священника. Напомню, что дело было в конце III века, в последние десятилетия языческой Римской Империи. В любой момент могло начаться гонение,-как потом и случилось, - а в любых гонениях именно священнослужители становились первыми мучениками. Но святой Николай принимает предложение, и становится пастырем словесных овец. По-прежнему он внимательно и подолгу молился, по-прежнему был строгим постником. В дополнение к этому он помогал дяде-епископу в его делах по управлению Церковью. А после смерти родителей святой Николай стал раздавать нуждающимся доставшееся ему наследство, пока все не раздал, во исполнение слов Спасителя: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах.

Кроме того, святой Николай Чудотворец многократно отказывался от своих желаний ради воли Божией. Когда он возжелал новых подвигов, он покинул родные края и направился в Святую Землю, чтобы поклониться святым местам и остаться иноком в иудейской пустыне. Но, после посещения святых мест Иерусалима, он слышит голос: «Нет, не это, а иди назад, в свое отечество». Не хотел Николай Чудотворец возвращаться обратно, но он хотел творить волю Божию, а воля Божья заключалась именно в этом. И он вернулся в Патары,и поступил в монастырь, где его с любовью приняли. Нов этом монастыре онопять слышит голос: «Николай, не здесь та нива, на которой ты принесешь угодный мне плод. Иди в мир». И в житии сказано, что при этих словах он ужаснулся. Мир нисколько не привлекал святого, он всю жизнь уклонялся от мира, и вот Господь посылает его в мир. И святой Николай Чудотворец повиновался и пошел в самый большой город той области, - в Миры Ликийские, куда он сам меньше всего хотел идти. Там до сих пор сохранилась древняя пристань, где он работал грузчиком, добывая себе хлеб насущный. А ночью он первым приходил в храм еще до начала утрени. И вот однажды, придя ночью на службу, когда в храме еще никого не было, он застал там архиерея, который спросил: «Как твое имя?» Святой Николай Чудотворец знал, что недавно скончался Мирликийский архиепископ Иоанн, и что епископы окрестных городов собрались в Мирах на собор, чтобы избрать нового архипастыря. Знал он и о том, что на соборе мнения разделились, и пока никто так и не избран. Он не хотел быть епископом. Но тот, кто ждал его в храме, получил откровение, что Божий избранник на эту кафедру придет ночью в храм первым, и имя ему - Николай. И вот, как сказано в его житии, святой сперва ничего не ответил. Но архиерей снова спрашивает: «Как твое имя?» И в ответ слышит: «Николай… Раб твоей святыни, владыко». Тогда епископ зовет его за собой, исобор архиереев посвящает священника Николая во епископа Мир-Ликийского.

И здесь, в этом новом служении, святитель Николай был готов пожертвовать ради Господа и своим архиерейским саном, и самой своей жизнью. В это время поднялось последнее и самое страшное в истории языческой Римской империи гонение на христиан. Святитель Николай был заключен в темницу. Его бы замучили, если бы не умер император Диоклетиан. Тогда святителя выпустили на свободу. И вот, начинается новая эра в истории Церкви - время Константина Великого. Вся империя становится христианской. Но где благодать - там и искушения. Повсюду распространяется арианская ересь. Чтобы ее осудить, собирается Первый Вселенский Собор. Там святой Николай Чудотворец обличил Ария в его лукавстве и богохульстве, и, обличая, ударил его по лицу. За этот поступок он был удален с Собора, и решено было лишить его сана. Но нескольким из старейших епископов во сне было одно и то же видение: Спаситель и Божия Матерь вручают святителю Николаю знаки архиерейской власти - Евангелие и омофор. Тогда отцы Собора поняли, что их решение неугодно Богу, и отменили его. А после этого однажды, когда святитель Николай покинул Миры по какому-то делу, правитель этого городаради денег осудил на смерть троих неповинных людей. Узнав об этом, святой Николай Чудотворец мог рассудить, что на все воля Божия, что не стоит рисковать и ссориться с властью и что вообще-то он не может быть везде и сразу. Но вместо этого он срочно отправился в Миры, поспел на площадь как раз ко времени казни, и в присутствии самого правителя вырвал меч из рук палача.

Все, что у него было, отдал Богу святитель Николай, - потому они получил такие духовные дарования. И мы с вами будем печалиться не о том, что нам не хватает земных благ и утешений, - не о том, что не всего мы добились, чего хотели, и не о том, что не все происходит с нами, как нам бы хотелось. Пусть наша печальне о том будет, чего мы еще не получили от Бога, а о том, что мы Богу еще не отдали. Что мы еще многое делаем только ради своего удовольствия. Что мы не торопимся что-то прибавить к своим усилиям в духовной жизни. И что при испытаниях - больших и маленьких - нам не хватает любви к Богу и желания быть Ему верными.

Не для того Господь создал Свою Церковь, чтобы мы в ней себя ублажали. Церковь Христова для того существует, чтобы мы в ней себя Богу отдали, - тогда и получим все, что есть у Него. И у святителя Николая мы будем учиться жить ради Бога. Аминь.