Пожизненное образование. «Пожизненное образование: мы приговорены к тому, чтобы постоянно учиться. Промышленная революция и появление новых профессий

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ:

— Какие навыки нужно иметь, чтобы обеспечить себе трудоспособность в будущем? Специфика новой реальности — это глобализация, дикая скорость изменений и огромный прогресс технологий, который давит на нас всех. Нам казалось, что с прогрессом технологий мы освободимся от рутины и будем заниматься более творческими вещами, требующими серьезного интеллекта. Но забавно: по Москве сейчас бродит огромное количество курьеров, доставляющих еду. Из-за искусственного интеллекта человеку остается неквалифицированная работа, которую трудно и дорого делать с помощью ИИ — проще нанять курьера. Получается, что машины забирают у нас работу, на которую мы рассчитывали.

Как противостоять этой тенденции? Суть будущей конкурентоспособности основана на новом качестве знаний и наборе навыков, которыми должен обладать человек. Обновление знаний. В самых прогрессивных отраслях через 1,5-2 года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Человек обрекается на пожизненное образование. Какой бы замечательный вуз вы ни окончили, если не обновлять знания, в лучшем случае их хватит на пять лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда.

Умение забывать. Многие вещи, которые мы учим в школе и вузе, сейчас очень сильно меняются. Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть и забывают труднее всего. Троечникам тоже не стоит радоваться: они просто забывают, но труднее осваивают знания. Привычка к приобретению новых знаний и их широкий охват. Надо черпать из самых разных источников самые разные знания, которые потом уникальным образом синтезируются в мозгу человека. Освоение новых технологий. Мне, как представителю поколения бэби-бумеров, здесь сложнее всего: у меня есть привычный способ потребления знаний. Но мне нужно брать пример с моих внуков: они потребляют знания быстрее с помощью новых технологий и в какой-то мере учат меня этому.

Как только мы отказываемся от мысли «пожизненного образования», мы становимся неконкурентоспособны. Новый набор навыков. Какие навыки будут востребованы в 2020 г., по мнению экспертов Всемирного экономического форума? Важность критического мышления растет, но его распространенность — нет. Среди необходимых навыков появился эмоциональный интеллект, которого не было еще в 2015 г. Креативность за пять лет скакнула с десятого на третье место. И появился загадочный навык — когнитивная гибкость. Тешу себя надеждой, что он в определенной степени присущ русским людям. Психологи определяют когнитивную гибкость как способность человека держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.

Однажды мой близкий американский друг показал цитату писателя Френсиса Фицджеральда: «Признак первосортных мозгов есть умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить». Я сказал ему, что это очень американская мысль: «Мы, русские, можем держать в голове хоть пять — у нас жизнь такая, что ее разные аспекты находятся в постоянном противоречии». Когнитивная гибкость в усложняющемся мире действительно становится исключительно востребованным навыком, который позволяет человеку поддерживать индивидуальную конкурентоспособность.

Цифровые навыки. Что они означают для непрограммистов? Это понимание того, что такое алгоритм, зачем он нужен и как им пользоваться. Это знание совсем не распространено. Нам нужно заново осмыслить: что можно и нужно алгоритмизировать? Сейчас у людей огромное количество страхов, связанных с появлением искусственного интеллекта: кажется, что он может лишить нас всей работы и просто уничтожить человечество. Это все страшилки — люди любят бояться. ИИ сможет сам перед собой ставить задачи и создавать начало алгоритма. Часто ссылаются на изобретение алгоритма, позволяющего машине играть в го. Эта игра гораздо сложнее шахмат, она бесконечна. Алгоритм придумал человек, а машина на основании механизма machine learning играет сама с собой и научилась так здорово, что обыграла чемпиона мира. Но программа, которая обыграла чемпиона мира в го, не может научиться играть в шахматы. Пока машина не будет осуществлять самостоятельное целеполагание, мы можем не бояться ИИ.

Но это вовсе не значит, что человечество не ждут большие и серьезные изменения. Одна из наших основных задач — понять, в каких случаях человека следует заменять машиной, а в каких нет. Когда можно и нужно что-то алгоритмизировать, а когда нет. Каждому из нас нужно принципиальное понимание, что такое большие данные. Это не значит «много данных». Методы Big data означают, что человечество научилось обрабатывать большие массивы нескольких типов данных, которые не надо сначала причесывать вручную. Машина может сама получить эти данные и переработать их. Это экономит огромное количество времени и энергии человека.

В 2010 г. компания Google, один из самых привлекательных работодателей, обнаружила, что у них очень высокая текучесть кадров. Они объединили данные, касающиеся обратной связи, данные ежеквартальной оценки сотрудников и менеджеров... обработали огромные объемы информации и обнаружили, чем объясняется текучка: неправильным продвижением менеджеров по службе. Интуитивно кажется: правильная схема продвижения в технологических компаниях должна быть основана на технологической компетенции человека. Оказалось, это заблуждение: в Google все хорошо понимали технологии. Обычному программисту в качестве менеджера не нужен человек, который лучше его программирует. Ему нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации.

В результате обработки больших данных оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на привлекательность человека, когда он становится начальником. А на первом месте — межличностные навыки. Как только в Google сменили критерии продвижения людей на позиции менеджеров, текучесть кадров у них уменьшилась в первые же полгода на 30%. Большие данные тем и хороши, что они часто дают контринтуитивный результат.

Межличностные навыки. С ними серьезная проблема: молодежь гораздо лучше моего поколения разбирается в цифровых навыках, но у нее снижаются навыки социализации, затрудняется урегулирование конфликтных ситуаций. Этому нужно учить, в том числе и потому, что в определенных условиях цифровые навыки нельзя реализовать без «мягких» компонентов. Возможность развивать «мягкие» навыки есть у всех. Мы в значительной степени продолжаем общаться лицом к лицу, при этом возникают сложности. Давайте воспринимать их не как неприятности, а как возможности для совершенствования. Если вы сталкиваетесь со сложным человеком, который на вас не похож и с трудом понимает, что вы говорите, воспримите это как вызов, задачу, которую нужно решить с помощью мягких навыков.

Окружайте себя непохожими на вас людьми — это один из важнейших навыков человека будущего. Если вы в какой-то области ничтожество, чтобы в ней продвинуться, вам нужно потратить море энергии и очень много времени. Но результат будет не сильно привлекательным: из ничтожества вы превратитесь в посредственность. Гораздо проще найти то, что у вас хорошо получается и довести этот навык до совершенства. Это потребует гораздо меньше времени и сил, но из способного человека вы превратитесь в блестящего. Возникает вопрос: что делать со своими ограничениями и недостатками? Сотрудничать с непохожими людьми. Если вы окружите себя теми, кто любит делать то, что вы терпеть не можете, то вы будете заниматься тем, что у вас хорошо получается. Почему мы этого не делаем? Нам проще иметь дело с теми, кто на нас похож: они понятнее и предсказуемее, реже возникают конфликты. Поэтому большинство людей, к сожалению, окружают себя подобными им, ограничивая свои возможности.

Проверяйте, чему вы научились за неделю, месяц, год, если хотите строить life on learning. Если отбрасывать эту мысль, говоря, что вы слишком заняты оперативными вещами, то через некоторое время вы обнаружите, что остались на своем месте, а мир ушел вперед, и ваша конкурентоспособность резко снизилась. Сейчас все больше представителей бизнеса в качестве интеллектуального хобби используют преподавание. В Mail.ru примерно 600 топ-менеджеров преподают в разных местах, не потому, что им нужны деньги, а потому что преподавание превращается в форму самоообразования. Когда я учу внуков, то сам в чем-то разбираюсь лучше. В общении с ними у меня большая мотивация. Чем дальше человек отстоит от тебя поколенчески, по интеллектуальному развитию на данный момент, тем труднее становится учить его. Если вы справляетесь с этой задачей, то гораздо лучше постигаете то, что преподаете.

Как развивать межличностные навыки? Преимущественно через практику. Если вы не очень хороший оратор и умираете от страха перед любым публичным выступлением, единственный способ научиться выступать — заставлять себя выступать, в разных аудиториях. Я тоже не сразу стал оратором: первая полуторачасовая лекция стоила мне таких энергетических затрат, что чувствовал, будто разгрузил вагон мешков с цементом. Если что-то не получается, главная личностная стратегия — заставить себя это делать, преодолеть страх, опасение, желание остаться в зоне комфорта.

Управлять конфликтами — очень важный навык. Есть совокупность теоретических идей, которые нужно освоить: конфликты не всегда вредны, у них есть важный потенциал. Наш жизненный опыт чаще всего приводит к тому, что мы становимся жертвами так называемого цикла конфликтов и в конфликтной ситуации ведем себя стереотипно. Например, если в детстве вы росли в агрессивной среде и привыкли драться, то во взрослой жизни будете считать, что это единственный способ отстоять свои интересы. Если вы росли в интеллигентной семье, вас учили, что конфликтовать с другими вредно, то будучи взрослым, даже в состоянии конфликта, вы будете делать вид, что ничего не происходит. От этого тоже нужно отказаться. Нужно уметь драться, идти на компромисс, уметь сотрудничать и уступать.

Текст написан на основе лекции Сергея Филоновича «Навыки человека бизнеса для новой реальности: как поддержать индивидуальную конкурентоспособность. Что делать каждому отдельно взятому человеку» на выставке ИННОПРОМ. Материал подготовил Андрей Пермяков для

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

  • детско-юношеское образование - обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых - учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Знаменитая пословица «Век живи - век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.

Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и другие формы.

Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение. Образование - вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.

Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • рост качественной составляющей в профобразовании;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

  • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
  • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ;
  • создание независимых центров оценки качества образования.

Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.

Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

Определение

Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.

Преемственность, в свою очередь, - это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, по сути, это единая организация этих этапов или форм в рамках неделимой системы образования.

Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.

Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.

В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.

Одной из важнейших задач является обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности во всем образовательном процессе. Как уже говорилось, образование - это непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, соответственно необходимо говорить о единстве системы непрерывного образования.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.

Параллельная школа

Мировая педагогика отводит особую воспитательную роль средствам массовой информации – так называемой параллельной школе. По масштабам воздействия на молодое поколение в "параллельной школе" лидируют телевидение и компьютеры. В ведущих странах мира сложились сети учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к окружающей действительности. Все больший масштаб набирают новейшие средства просвещения, в особенности паутина всемирной компьютерной связи.

На особое место среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, ставится деятельность, получившая наименование пресса в школе. Пресса в школе – специально организованная работа с учащимися для педагогически оправданного усвоения различной информации, поступающей из газет и журналов. Она популярна в старших классах школ ведущих стран мира.

Зарубежные педагоги считают необходимым тщательно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы. Педагогика исходит из того, что средства массовой информации помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых, что следует осуществлять специальную работу для педагогически оправданного усвоения различной информации.

Одновременно высказываются опасения, что новейшие средства информации могут потеснить ничем нс заменимые при становлении личности человеческие контакты. "Где же тут общение?" – вопрошает американский фантаст Р. Бредбери, описывая оснащенную разнообразной техникой школу будущего.

Пожизненное образование

Мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) образования (life long learning). Идеи уходят в древность и зафиксированы в народной педагогике ("век живи, век учись"). В современной цивилизации идеи пожизненного образования приобрели актуальность и значимость, будучи ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.

Под пожизненным образованием понимается, как замечает японский ученый С. Каванобе, поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное образование означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Предусматривается развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Суммируя концепцию пожизненного образования, можно выделить в ней следующие характеристики: образование не заканчивается с окончанием формального обучения и продолжается в течение всей жизни человека; учебные заведения играют важную роль в образовании, но уже не занимают монопольного места; образование отличается гибкостью и диверсификацией программы, методов и сроков. Пожизненное образование ставит стратегическую педагогическую цель – формировать способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка образования в течение дальнейшей жизни. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно.

В странах Запада и Японии ставятся задачи систематического осуществления пожизненного образования. Препятствием для пожизненного образования являются слабые связи, а зачастую и барьеры между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность во многих странах школьных кооперативов, культурно-просветительских центров (школа как центр общинного воспитания – США, воспитательный город – Германия, Франция, Дом свободного времени – Северная Европа и др.).

Среди неформальных каналов воспитания и обучения важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

Тесно связаны с проблематикой пожизненного образования концепции образования взрослых (андрагогика ). Западные специалисты подчеркивают, что андрагогика не является аналогом концепции пожизненного образования, будучи одной из ее составляющих.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сафаров. Рамиль Сафаров азерб. Ramil Sahib oğlu Səfərov Имя при рождении: Рамиль Сахиб оглы Сафаров Прозвище Убийца с топоро … Википедия

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - философско пед. концепция, согласно к рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта … Российская педагогическая энциклопедия

Роуч, Майкл - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Дания - (Denmark) История Дании, физико географическое положение Дании Административное деление Дании, внешняя политика Дании, национальная кухня Дании, экономика Дании, культура Дании, Копенгаген Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2.… … Энциклопедия инвестора

Финляндия* - Содержание: I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII. Образование. VIII. Наука, искусство, печать и общественная жизнь. IX. Церковь. X …

Финляндия - I Содержание [Историю Финляндии, историю литературы, язык и мифологию см. соотв. разделы.]. I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

ИНВАЛИДНОСТЬ - (от лат. invalidus слабый, немощный), стойкая потеря работоспособности. Эта общая теоретическая формулировка на практике, в страховом законодательстве различных стран подвергается различным видоизменениям. Чаще всего устанавливается определенный… … Большая медицинская энциклопедия

Евреи - I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Египет - Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля, что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.