Химия. Химик: плюсы, минусы и особенности профессии Химическая специализация

Описание специальности

Химия - одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются.

Специальность «Химия » подразумевает не только получение исчерпывающих знаний по физике, математике и информатике, но и глубокое изучение химических дисциплин: в частности, химических основ биологических процессов, высокомолекулярных соединений и химических технологий.Кроме этого, студенты изучают аналитическую, органическую, физическую и неорганическую химию. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты учатся исследовать химические процессы, управлять ими и выявлять закономерности их протекания, а также производить различные испытания, сертификационные в том числе. Практика студентов-химиков проходит и в учебных лабораториях, и на производстве.

За время обучения студенты учатся :

  • Проводить химические эксперименты и исследования (анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств), обрабатывать результаты эксперимента
  • Разрабатывать и создавать совершенно новые материалы и продукты, которые обладают заранее заданным химическим составом и строением
  • Проводить химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды
  • Производить различные материалы, вещества в промышленных масштабах
  • Контролировать химические процессы в производстве
  • Проводить химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей
  • Исследовать новые лекарственные и биологически активные вещества
  • Использовать в профессиональной деятельности современное оборудование, новейшие физико-химические методы анализа и исследования
  • Заниматься педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях

Основные изучаемые дисциплины :

  • Аналитическая химия
  • Высокомолекулярные соединения
  • Информатика
  • Коллоидная химия
  • Методика химического эксперимента
  • Неорганическая химия
  • Органическая химия
  • Физическая химия
  • Химическая технология
  • Химические основы биологических процессов

Присваиваемая квалификация

Зависит от направления специальности:

  • 1-31 05 01-01 "Химия (научно-производственная деятельность)" - Химик. Инженер -
  • 1-31 05 01-02 "Химия (научно-педагогическая деятельность)" - Химик. Преподаватель химии - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-03 "Химия (фармацевтическая деятельность)" - Химик. Химик-фармацевт - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-04 "Химия (охрана окружающей среды)" - Химик. Химик-эколог​ - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-05 "Химия (радиационная, химическая и биологическая защита)" - Специалист по управлению. Химик-эколог - профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Биохимик
  • Фармацевт
  • Химик
  • Инженер

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный университет​
    • направление специальности 1-31 05 01-01 "Химия (научно-производственная деятельность)"(проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-31 05 01-02 "Химия (научно-педагогическая деятельность)"(проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-31 05 01-03 "Химия (фармацевтическая деятельность)" (проходные баллы в

Подготовка специалистов ведется на кафедре теоретической и прикладной химии . Заведующий кафедрой - доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ и РАИН, заслуженный деятель науки РФ Боголицын К.Г.

Важным фактором экономического развития Архангельской области являются ее природные ресурсы. Традиционно основу экономики региона составляют предприятия химико-лесного комплекса. Кроме того, по перспективам развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса область занимает одно из лидирующих мест на Европейском Севере. Наиболее предпоч¬тительна не только добыча, но и глубокая переработка сырья. Необходимое условие успешной работы таких предприятий – химико-аналитический контроль производственного процесса. Поэтому потребность региона в специалистах в области химии природных соединений постоянно возрастает.
Решение многих экономически и общественно значимых вопросов возможно только с учетом результатов химического анализа. Неотъемлемая часть системы государственного управления природопользованием – организации, контролирующие состояние окружающей среды. Возросшие требования к вопросам охраны окружающей среды на предприятиях привели к необходимости соз¬дания производственного экологического контроля. Поэтому многочисленные лаборатории предприятий, аналитические центры и целый ряд организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды, остро нуждаются в квалифицированных химиках-аналитиках.
Для удовлетворения потребности региона в специалистах с фундаментальным высшим профессиональным образованием в области химии в АГТУ с 2007 года был начат прием на специальность «» со специализациями «Аналитическая химия » и «Химия природных соединений ». Срок обучения – 5 лет, квалификация – специалист (химик).
Опыт подготовки в АГТУ специалистов-химиков берет отсчет с 1990 года, когда на кафедре физической и коллоидной химии стала проводиться целевая интенсивная под¬готовка (ЦИПС) инженеров-исследователей в области физической химии процессов хими¬ческой переработки древесины и промышленной экологии. С 1993 по 2007 г. по специализации «Физико-химия растительных полимеров» специальности «Технология химической переработки древесины» выпущено 96 специалистов. Из них к настоящему времени 20 % защитили диссертации или обучаются в аспирантуре.
Выпускники по специальности «Химия» могут работать :
- в научно-исследовательских институтах и организациях (в Архангельской области 23 организации занимаются научными исследованиями и разработками);
- в организациях, занимающихся вопросами экологии и контролем состояния окружающей среды;
- на крупных промышленных предприятиях, в том числе в целлюлозно-бумажной и нефтегазовой отрасли;
- в аналитических центрах и лабораториях;
- в правоохранительных органах (криминалистические лаборатории).
Важное преимущество наших студентов-химиков – возможность практически познакомиться с целым рядом современных методов химического анализа, так как приборное оснащение лабораторий кафедры – одно из лучших на Северо-западе России. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В 2001 году заключен договор о сотрудничестве с кафедрой аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова и образована Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ. В рамках деятельности межуниверситетской кафедры в АГТУ читаются лекции профессорами МГУ, проводится совместная научно-исследовательская работа, научные стажировки преподавателей, аспирантов и студентов.
Для студентов старших курсов возможны стажировки и прохождение практики в университетах и институтах Европы, таких как Ягеллонский университет (г. Краков, Польша), Университет прикладных исследований (г. Эмден, Германия), Университет г.Оулу, (Финляндия), Политехнический институт (г. Нарвик, Норвегия). Начиная с 2001 г. ежегодно направляются студенты IV–V курсов на годичное обучение в Технический университет г. Лулео (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Слово «Химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.

Доминирующие виды деятельности:

Химический анализ и исследование состава вещества, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
- изучение свойств различных веществ;
- исследование закономерностей протекания химических процессов,
- создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий
- прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
- химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
- получение, производство различных веществ в промышленных масштабах;
- разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
- химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
- создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способом их хранения и утилизации);
- наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопроводность, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.);
- решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Технические способности;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
- способность воспринимать большое количество информации;
- умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой;
- высокая помехоустойчивость;
- умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- хорошая память на символы и знаки;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

Организованность
- четкость, собранность;
- аккуратность;
- упорство;
- самоконтроль;
- терпеливость;
- любознательность;
- усидчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие аналитических способностей;
- отсутствие технических способностей;
- неаккуратность;
- неряшливость;
- рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
- низкое развитие моторных навыков;
- дальтонизм.

Области применения профессиональных знаний:

Отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
- химические предприятия и комбинаты;
- образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
- горно-обогатительные комбинаты;
- медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
- центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
- предприятия пищевой промышленности.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-химик
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область -
Межличностное взаимодействие - частое по типу «рядом» : Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес исследовательский (интеллектуальный) тип : сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
Дополнительный интерес реалистический (практический) тип : любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.
Условия работы - в помещении, мобильный

Химию можно сравнить с волшебством, ведь она представляет собой своеобразную фабричную настоящих чудес. Химические чудеса окружают людей повсюду, ведь соответствующие вещества между различными веществами могут проявляться практически всегда и везде.

Однако насколько привлекательной может быть профессия химика? На что можно рассчитывать, выбирая соответствующую специальность для себя?

Химик: особенности и разновидности профессии

Химия представляет собой науку не только о разнообразных веществах и их свойствах, особенностях взаимодействия. Данная наука оказывается всеобъемлющей и поистине привлекательной, многогранной. Более того, любое вещество изначально включает в себя многочисленные атомы, которые и требуют к себе повышенного внимания.

Химик может быть успешным только, если он будет ориентироваться на определенные нюансы и аспекты, правильно определит оптимальное направление своей профессиональной деятельности. Эти аспекты, вне всяких сомнений, приводят к разнообразию специальностей химиков:

  1. Технолог.
  2. Ядерщик.
  3. Инженер.
  4. Аналитик.
  5. Лаборант.

Каждый из вышеперечисленных видов профессии предполагает свои особенности и рабочие задачи.

  1. Инженер – химик должен проводить контроль какого-либо вещества или сырья, оценку вспомогательных компонентов. Кроме того, предполагается разработка рецептуры с внимательным исследованием показаний. Инженер – химик должен не только контролировать химические реакции и разрабатывать рецептуры, но и правильно заполнять соответствующие виды документации.
  2. Химик-технолог является ответственным за разработку многочисленных составов, исследования сырья, а затем – внедрения в производство.
  3. Химик-аналитик должен проводить анализ различного вида сырья и составлять полноценные описания разных реакций, особенностей состава сырья и пригодности для использования. В этом случае предполагается потребность знаний органической и неорганической химии, наличие аналитического мышления.

В большинстве случаев химики должны обладать не только оптимальной базой общих и теоретических знаний, но и готовностью к поиску логических выводов на существующие вопросы. В профессиональной деятельности, вне всяких сомнений, помогут отличная память в сочетании с пытливым умом и настоящей жаждой к знаниям.

Какие обязанности должен выполнять химик?

В настоящее время химик обладает определенными рабочими обязанностями, с которыми нужно справляться только на совершенном уровне.

  1. Проведение разнообразных химических анализов.
  2. Исследование химических веществ и особенностей их состава.
  3. Полноценное управление различными химическими процессами.

В обязательном порядке химик должен обладать определенными задатками для успешной трудовой деятельности:

  1. Аккуратность.
  2. Внимательность.
  3. Точность.
  4. Повышенное терпение.
  5. Ответственность. Нужно понимать, что от результатов трудовой деятельности зависят жизни окружающих людей.
  6. Важно быть готовым к успешному использованию обоняния, навыков различия большого спектра цветов, проявления аналитического мышления, достойной памяти и полученных знаний.

Только при соответствующих раскладах можно рассчитывать на успешную работу на должности химика, несмотря на существующую специфику.

Является ли востребованной профессия химик в XXI веке?

Профессия химика может быть очень востребованной. Где и как могут работать химики?

  1. Лаборатории.
  2. Предприятия.
  3. Медицинские учреждения.
  4. Сфера парфюмерного или пищевого производства.
  5. Нефтяная отрасль.

При этом высшей ступенью карьерной лестницы является должность инженера-технолога. Если человек обладает достойными знаниями и навыками, стремлением к достижению успеха, можно рассчитывать на настоящий успех. В России работает большое количество предприятий, где могут успешно работать опытные химики.

Преимущества профессии химика

  • Химик может быть интересной профессией. Предполагается, что каждый рабочий день будет уникальным.
  • Предполагается возможность для внимательного изучения новинок технологии водоподготовки, использования повторно сточных отходов земельного участка, безотходности производственной деятельности. Дополнительно нужно обладать навыками работы в бухгалтерских программах, которые используются для учета и заказов. Таким образом, химики должны обладать значительными знаниями и навыками.
  • Химик – это перспективная профессия, от которой во многом зависит будущее в трудовой деятельности. Данная профессия позволяет гарантировать возможность для успешного выполнения ежедневных задач. Понимание того, насколько серьезными являются задачи, позволяют еще ярче и больше включаться в профессиональную деятельность, используя многогранность потенциала.

Недостатки профессии химик

  • Серьезный недостаток – это вредное производство, которое включает в себя шум, вибрацию, контакты с химическими растворами. Для уменьшения возможных рисков следует соблюдать установленные правила техники безопасности.
  • Многие молодые люди считают, что работа химика не может быть современной и престижной. Однако это мнение оказывается глубоким заблуждением.
  • Предполагается необходимость выполнения значительного объема рабочих задач. Однако этот аспект компенсируется большим количеством интересных обязанностей.

Только человек, обладающий хорошими познаниями химии и аналитическим складом, может рассчитывать на профессиональный успех.

Год за годом мир стремительно меняется. С развитием технологий востребованность ученых на рынке труда возросла. Какие интересные профессии, связанные с химией и биологией, могут стать делом жизни?

Интересные профессии, связанные с химией

В век технического прогресса профессии, связанные с химией, выходят на пик популярности. Ученым гарантируют высокую оплату труда и перспективы карьерного роста. Вот интересные виды профессий, связанные с химией:

Химик-технолог или инженер-химик . Создает и исследует состав веществ и материалов. Налаживает технологический процесс и следит за соблюдением производственных нормативов.

Ученые делятся на два типа. Первые - теоретики - ведут научную деятельность и разрабатывают новые вещества. Вторые - практики, которые превращают теоретическую разработку в продукт и контролируют его производство.

Инженеры-химики трудятся в таких областях, как:

  • пищевая промышленность;
  • нефтепереработка;
  • фармакология;
  • косметология;
  • водоподготовка.

Химик-технолог обязан постоянно совершенствовать профессиональные навыки и улучшать теоретические знания, чтобы применять их на практике.

Лаборант химического анализа . Проводит качественный химический анализ состава веществ и соединений. На основе полученных данных определяет соответствие продуктов технологическим и производственным нормам.

Интересная профессия для тех, кто хочет работать в лаборатории и непосредственно проводить химические опыты. Лаборанты химического анализа трудятся во всех отраслях промышленности, а также в образовательных и научно-исследовательских учреждениях.

В работе важна концентрация, точность и внимательность. Помимо колб, пробирок и весов, лаборант использует сложные компьютерные программы и электронную технику для получения и обработки данных.

Химик-эколог . Анализирует состояние экологии и разрабатывает меры снижения негативного воздействия человека на окружающую среду.

С ростом количества выбросов в атмосферу проблемы экологии вышли на первое место. Поэтому профессиональный эколог - важная профессия, востребованная на рынке труда.

Где работают химики-экологи? Они применяют свои знания и умения в:

  • промышленности;
  • исследовательских лабораториях;
  • природоохранных структурах;
  • экологических организациях;
  • государственных органах экологического контроля и надзора.

Работа эколога интересна, поскольку предусматривает частые поездки и командировки, в том числе за границу.

Востребованные профессии, связанные с биологией

Не менее востребованы на рынке труда профессии, связанные с биологией. Специалисты изучают природные закономерности и явления, исследуют растительный и животный мир.

Знания науки биологии и опыт прикладных исследований пригодятся в деятельности таких специалистов, как:

Медицинский работник . Важнейшая профессия, которая непосредственно связана с обеспечением жизнедеятельности организма человека. Медики диагностируют, лечат и контролируют течение заболеваний. Специалисты медицинской отрасли постигают тайны естественных процессов внутри организма.

Востребованные специальности по биологии в отрасли медицины - это:

  • фармацевт;
  • диетолог;
  • психолог.

Практика показывает, что спрос на профессиональных врачей повышается с каждым годом. Поэтому каждый молодой специалист, окончивший медицинский вуз, находит работу.

Биотехнолог или инженер-биолог . Специалист со знаниями в области точных и естественных наук. Существуют разные виды инженеров, но именно биотехнологи создают новые лекарства, продукты, сельхозкультуры и другие продукты.

Инженеры-биологи играют ценнейшую роль в медицине, так как разрабатывают препараты для ранней диагностики и лечения сложнейших болезней.

В зависимости от специализации биотехнолог проводит исследования в области микробиологии, синтезирует пищевые добавки, ферменты, лекарственные препараты и т. д. Специалисты востребованы во всех областях промышленности, научно-исследовательском секторе и сельском хозяйстве.

Инженер - профессия, которая требует постоянной прокачки профессиональных навыков и совершенствования знаний. Отрасль биоинженерии динамично развивается, поэтому биотехнологу важно следить за инновациями, повышать уровень квалификации и расширять теоретические знания.

Агроном . Специалист в области растениеводства. Агрономы и селекционеры занимаются сельскохозяйственными культурами. Они готовят почвы к посеву, борются с вредными насекомыми, предотвращают заболевания растений и контролируют хранение собранного урожая.

Сегодня это высокотехнологичный вид деятельности, так как работа неразрывно связана с внедрением новых технологий посева и выращивания культур.

Для агронома, как и для людей других профессий, связанных с биологией и химией, важны не только обширные знания, но и:

  • ответственность;
  • внимательность;
  • аналитический ум;
  • выдержка.

Развитие частного бизнеса в сфере сельского хозяйства вновь повышает спрос на специалистов данной отрасли.

Как видите, специальностей, связанных с биологией и химией, много. Это позволяет студентам и специалистам найти любимое дело и реализовать себя в нем.

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА