Буква х в русском языке. Изучаем буквы в действии!: Буква Х - занятие Все про букву х

Буква Х, х в русском языке называется «ха» (порой в аббревиатурах — хэ: хэбэ); имеется во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 22-ая, в русском - 23-я, 24-я в белорусском, в украинском и сербском - 26-я, в македонском - 27-я); существует также в письменностях у ряда неславянских народов.

В церковно- и старославянской азбуках зовется «хѣръ», значение которого не ясно: предполагать, как это зачастую делается, что оно связано со словом «херувим», трудно (в последнем не было ятя; правда, как фонетическая адаптация мягких заднеязычных, ять всё-таки мог появляться иногда в заимствованных словах, например, известен ряд написаний, вроде Гѣръманъ); вторая версия отправляет к греческим словам, наподобие χείρ (рука) или χαι̃ρε (радуйся). Обычно в кириллице считается по порядку 23-й и имеет вид ; в глаголице 24-я по счёту, выглядит как .

В обеих азбуках соответствует числу 600.

Происходят кириллическая и глаголическая паукообразная буквы от греческой Χ, χ (хи); глаголическая же основная форма имеет неясное происхождение (обычно её тоже возводят к греческой «хи», только при этом полная несимметрия результата непонятна; есть ещё версия с видоизменённым латинским h).

В древности имелся и 2-й тип глаголического начертания, так наз. «паукообразное» — рисовали кружок с 4-мя крючками по углам. Такая форма 4 раза попадается в памятниках: в Синайской псалтыри - 3 раза и в Ассеманиевом Евангелии - 1 раз. Во всех 4-х случаях символ передавал 1-ю букву слова «хлъмъ». По сведениям Мюнхенского абецедария и «Азбучной молитвы» К. Преславского, «паукообразное» х в глаголическом алфавите было отдельной буквой (по счёту 33-й).

Форма буквы Х кириллической заметно не варьировалась, разве что скорописью могла быть написана одним, безотрывным росчерком пера, что обычно смотрелось похожим на α рукописное. После введения гражданского шрифта написание буквы Х стали ассоциировать с «икс» — формой латинской буквы.

Буква Х современного русского языка означает глухой согласный велярный фрикативный звук: [x] - твердый или - мягкий (смягчаемый перед и и е; комбинации с ь и с прочими смягчающими гласными редки и попадаются лишь в заимствованиях: Хюбнер, Хёйзинга, Хьюстон, Пюхяярви). С ы почти не сочетается: бывает лишь в заимствованиях (Архыз). С э сочетания тоже редки: для заимствований обычны вариации в написании е/э: хепенинг/хэппенинг, хеш/хэш, тхеквондо/тхэквондо и т. д., а в словах сложных между э и х наблюдается слогораздел: сверхэнергичный, двухэтажный.

Реже, чем в русском, встречается мягкое звучание в иных славянских языках.

Сербское произношение звука Х ослабляется до [h] и даже вплоть до полного пропадания звука, поэтому изначально Вук Караджич вообще эту букву не включил в состав реформируемого сербского алфавита, что очень изменило многие слова: (Х)орације, ду(х)овник, (х)ришћанство, патријар(х), (Х)рватска.

Виды переносных значений названия «хер»

Специфика формы буквы Х способствовала тому, что её наименование хер зачастую применяли, чтобы обозначить что-либо крестообразное: Даль упоминает игру «в херики-оники» (т.е., крестики-нолики) и словосочетание «ноги хером» (противоп. — «ноги колесом»). Из этих же соображений проистекает слово похерить (изначально — крест-накрест перечеркнуть; у Лескова, напр.: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул).

Как 1-я буква слова х...й, с XIX в. хер стало активно употребляться как его древний эвфемизм. Т. о, в СССР к началу 1990х годов, слово «хер» и его производные (напр., «похерить») многими начали восприниматься как табу, поскольку исконные имена букв кириллицы были, в массе своей, населением забыты. Такой факт наложил свой отпечаток и на применение слова «хер» в постсоветское время, хотя отношение к обсценной лексике изменилось.

Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Х по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Хомяк Хлеб Хорёк Холодильник

Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.

  • Рассмотри букву X. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву X.

Задание: печатная буква Х для дошкольников

Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Хлоп - и конфета стреляет.
Как пушка!
Каждому ясно: это…(Хлопушка).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я - … (хоккей).

Сказка про букву Х

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты,- восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
- Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Загадки для детей на букву Х

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Пословицы и поговорки на букву Х

Делано наспех - сделано на смех.
Хлеб - всему голова.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.

Веселые стихи про букву Х для детей

Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)

Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)

Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы согласная буква «Х ». Разнообразьте свои занятия, знакомя с буквой Х, предложите сначала придумать слова со звуком Х. Предложите ребенку выложить букву или вылепить, кстати, этот прием используйте почти на каждом занятии, меняйте, только, материал для выкладывания.

Ну, а я как всегда приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Х»

Веселые стихи

Х на ножницы похожа,Но в работе, а не лежа.Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь.

Хочешь – сам себя стрижешь.

В Степанов

Радо солнцу небушко,

Полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

Не рогаты мы, не злы.

Кузлы мы, а не козлы.

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

Е. Тарлапан

Хлеб! Не наскучит ли он?

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда!

Нет важнее труда хлебороба!

Хвост есть у слоненка –

Маленький он только.

Хвост у взрослого слона

Большим не будет никогда.

Сердце так и гложет страх! Ах!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух! Ах! Эх! Ох! Ух!.. не вызвали.

Ц. Ангелов

На ходулях скороход

Собирается в поход.

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Игры

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы:

– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

Игра «Звук заблудился».

1. Не делай из мук и (мух и ) слона.

2. Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

Игра «Полсловечка за вами».

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшееся слово.

Б е л х (хлеб ).

Игра «Найдите слова».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

Игра «Анаграммы».

Халва (хвала ), хаос (соха ).

Игра «Из одного слова – несколько».

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

Игра «Наборщик».

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

Игра «Составим новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Слоговой аукцион».

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , -чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

Игра «Где звук?».

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Кроссворд

В первый кроссворд впишите названия растений, а во второй – названия трех животных и одного пресмыкающегося.

О т в е т: хрен, хурма, хлопок, хризантема; хряк, хомяк, хорёк, хамелеон.

Перевертыши

Хорошо. Шорох.

Шарада

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.

(Х алат – с алат.)

Загадки

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Легкий, а не пух, мягкий, а не мох,

Белый, а не снег, но оденет всех.

(Хлопок.)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

А теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

(Холодильник.)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

К дереву прижметсяИ кверху змейкой вьется.А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.

(Хмель.)

В нашей кухне целый год











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В данной работе представлена презентация к интегрированному уроку по чтению и письму в 1 классе по теме: «Звуки [х], [х"]. Буква х». И подробный конспект самого урока. На уроке презентация используется рационально и не является основным дидактическим средством на уроке.

Данная презентация может стать основой для составления презентации по изучению любых других звуков и букв.

Тип урока: Изучение нового материала.

Этот урок непосредственно связан с предыдущими темами, так как его материал опирается на уже полученные знания учащимися о звуке и букве.

На уроке обеспечивается комплексность решения поставленных целей.

Урок состоит из 12 этапов. Все этапы урока логически связаны между собой. Рационально распределено время на все этапы урока.

При составлении урока учитывались особенности детей младшего школьного возраста:

  • использовался наглядный материал, ТСО;
  • разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах;
  • разные виды работ: чтение, письмо, конструирование, составление пар, составление слов из слогов.

Средствами обучения на уроке выступают дидактический материал на доске – образец написания буквы х, карточки с «рассыпанными» звуками (нарисованные шарики), элементы букв для конструирования, модели звуков, информация на слайдах презентации.

Объем учебных заданий оптимальный. Различные формы организации учебной деятельности направлены на сотрудничество между учащимися, включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока.

После каждого вида работы на уроке запланировано проведение рефлексия. В конце урока был подведен итог.

Урок носит здоровьесберегающий характер: 2 физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с названием буквы «х» и звуками [х][х]. Учить правильно произносить и характеризовать звуки.
  • Формировать умение производить звукобуквенный разбор слов, читать слоги, слова, содержащие изученные звуки, писать строчную букву х;
  • Развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  • Формировать универсальные учебные действия:
    Коммуникативные:
    – работать в паре;
    – работать в группе;
    Познавательные (информационные):
    – Работать с книгой (нахождение необходимых страниц);
    – работать со словарем (работа с алфавитом);
    читать кодированную информацию;
    пользоваться графическими моделями;
    искать и выделять необходимую информацию;
    Познавательные (общеучебные):
    самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Ход урока

I . Организационный момент

Готовность к уроку.

II. Введение новой темы

Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (Слайд 2)

– Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

– Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

Хрюше! (Слайд 3)

– Вы рады?

Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему?

Сейчас Настя нам объяснит. (Слайд 4)

– Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

Как дорогих и почетных гостей .

Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение. (Слайд 5)

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

Давайте выделим первый звук из слога ха. (Слайд 6. Элементы появляются по щелчку)

Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

Глухой (не слышим звук)

Давайте выделим первый звук из слога хи.

Cогласный (встречает во рту преграды)

Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

Глухой (не слышим звук)

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

О Звуках [х], [х"] и букве, которая их обозначает.

Молодцы! Я с вами согласна (Слайд 7)

Тема нашего урока звуки [х], [х"] и буква «х» Сегодня на уроке мы поучимся:

  • отличать звуки [х], [х"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
  • читать слоги и слова с новой буквой;
  • писать строчную букву х

III . Работа над темой урока

1. Составление парных согласных

– Ребята, объединитесь в пары и подумайте, какие пары можно образовать из этих шариков.

(Дети работают в парах.2 человека составляют пары у доски с обратной стороны)

Давайте проверим какие пары у вас получились.

По какому признаку вы создавали пары? (парные согласные по звонкости– глухости звуки)

Ребята, какому звуку пары не досталось?

Попробуем подобрать ему пару.

Какой вывод можем сделать? (звук х всегда глухой, у него нет звонкой пары)

самооценка с помощью кружочков: (зеленый - все выполнено верно; желтый - допустили мало ошибок; красный - допустили много ошибок)

(Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске на линейках правильности и аккуратности)

2. Чтение одноуровневых моделей слов

  • Откройте учебник на стр. 92 <Рисунок 2>
  • Рассмотрите картинки в верхнем ряду.
  • Чем отличаются картинки друг от друга?
  • Посмотрите на звуковую модель первого слова. Какого звука не хватает?([х])
  • Посмотрите на звуковую модель второго слова. Какого звука не хватает? ([х"])
  • Чем отличаются эти 2 звука? (звук[х] - твердый, звук[х"] - мягкий)
  • Какой вывод можем сделать?

(Звук [х]– согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

3. Физминутка

А сейчас немножко поиграем. Я буду называть слова, а вы если в слове спрятался звук [х] твердый – будете приседать, а если мягкий – вставать на носочки.

  • Холод
  • хитрый
  • халва
  • химия

– Молодцы! (Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске)

4. Знакомство с буквой. Письмо строчной буквы «х»

ребята,звуки [х], [х"] обозначаются вот такой буквой (Слайд 8) . Найдите в учебнике алфавит. Прочитайте как правильно называется эта буква. (ха)

Какая буква стоит пред ней. Какая после нее.

Ребята а почему записано 2 буквы: одна большая, а другая маленькая (заглавная и строчная)? Для чего нужна заглавная буква?

Сегодня на уроке мы научимся писать строчную буква «х» (Слайд 9)

рассмотрите из каких элементов состоит строчная буква «х»

Объединитесь в пары, выберите нужные элементы и сконструируйте букву «х»

сколько элементов вам понадобилось? (два)

как они называются? (полуовал)

образец написания: Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаем ее вниз, закругляем влево коснувшись нижней линейки. Делаем повтор по закруглению вправо. Линию повтора продолжаем вверх отклоняясь вправо. Закругляем ее вправо коснувшись верхней линейки. Делаем повтор по закруглению влево. Опускаем полуовальную линию вниз коснувшись первого полуовала, закругляем вправо коснувшись нижней линейки.

Сядем правильно.

пропишем 1 элемент под счет в центральной рамочке (и раз и) <Рисунок 3>

пропишем соединительную линию (и)

пропишем 2 элемент (и два и)

пропишем букву «х» под счет.

5. Выполнение пальчиковой гимнастики

6. Письмо строчной буквы «х»

Сядем правильно.

Пропишите 1 рабочую строку считая шепотом.

Возьмите в руки зеленый карандаш, проанализируйте свои буквы, подчеркните те элементы, которые у вас не получились.

Пропишите 2 строку стараясь не допускать этих ошибок.

Посмотрите на всю работу в прописях. Оцените правильность и аккуратность на «волшебных линеечках»

Покажите мне с помощью кружочков правильность, аккуратность. (Учитель указывает уровень правильности и аккуратности работы класса на доске).

7. Выполнение гимнастики для глаз + физминутка

Мы похлопаем в ладоши
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Закройте глазки, зажмурьте их, а теперь откройте и посмотрите на доску. Поднесите карандаш к кончику носа, посмотрите на него и постепенно отодвигайте карандаш прямо перед собой не отрывая взгляда. Посмотрите в окно. Закройте глазки и посидите так спокойно пока я сосчитаю до пяти. Откройте глазки и снова посмотрите в окно.

8. Хоровое чтение слогов

Прочитаем слоги на стр. 92(читаем все слоги хором, цепочкой) <Рисунок 2>

Прочитайте столбик, где слышится мягкий звук [х"] ?

Почему он мягкий? (его делают мягким гласные второго ряда и буква и)

9. Составление слов из слогов

А сейчас, ребята, я вас попрошу разделиться на 4 группы.

Задание: Хрюша предлагает нам с ним поиграть. Составьте слова из рассыпных слогов.

Проверка, чтение полученых слов: (Слайд 10. Элементы появляются по щелчку)

  1. хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи
  2. хо-бот, са-хар, ку-хня, хво-я,
  3. хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха,
  4. хал-ва, бар-хат, э-хо, хло-пок

Поднимите сигнал - как вы работали в группе.

IV. Подведение итогов

(Слайд 11 )

Что нового, главного вы узнали на уроке?

Чему научились?

Какое задание вам показалось наиболее трудным?

Понравилось вам в гостях у Хрюши?

Покажите какое у вас сейчас настроение.

(Учитель подводит итог по линеечкам работы класса, на которых он в течении всего урока отмечал правильность ответов и активность учеников. Обязательно хвалит ребят).

– Хрюше тоже очень понравилось с вами. И он не прощается, а говорит «До новых встреч!»

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Послушайте первый звук в словах хризантемы, хлеб. Это звук [х] – твёрдый согласный.

Послушайте первый звук в слове хек. Это звук [х"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, голоса не слышно, только шум, значит, эти звуки глухие.

Звуки [х] и [х"] обозначаются одной буквой – буквой “ха”.

Придумайте слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Посмотрите с ребёнком ролик о букве. Назовите слова с новыми звуками (хомяк, хорёк, хлопушка). Определите, твёрдый или мягкий звук в начале слова.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите содержание увиденного. Следите за речью ребёнка, помогите правильно построить предложения. Назовите слова с новыми звуками.

Прочитайте стихотворение на слайде 5. Попросите ребёнка хлопать в ладоши, когда он услышит звук [х]. Сколько раз встретился новый звук?

Сделайте вывод: звуки [х] и [х"] обозначают буквой “ха”. Эти звуки согласные, глухие.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Бескаркасная мебель в Москве : кресла-мешки, пуфы, диваны. Такая мебель не только имеет оригинальный внешний вид, но и обеспечивает комфортный отдых, за сравнительно небольшую стоимость. Появилась такая мебель в качестве альтернативы классическим экземплярам мебели. Бескаркасная мебель, нередко выполняется в самых разнообразных формах, например, это может быть форма груши (классическая форма кресел-мешков) или форма мягкой игрушки, которую имеют образцы бескаркасной мебели для детской комнаты.