В младенца вселяется душа. Жизнь до рождения в понимании ислама

КОГДА ВСЕЛЯЕТСЯ ДУША?

Все религии мира говорят о душе, но определение души, её поведение и другие аспекты в различных традициях разнятся. Дело в том, что у человека имеется несколько тонких тел, каждое из которых можно по некоторым параметрам отнести к душе.

Часто эфирное и астральное тело путают с душой. Надо заметить, что душа – нематериальная субстанция, а все тонкие тела, хоть и невидимы простым глазом – материальны. Они являются полевыми, энергетическими структурами. Конечно, было бы правильней называть эти тонкие тела «полуматериальными».

Слияние души и тела

Для того, чтобы произошло зачатие, чтобы эмбрион развился в полноценный плод и произошло рождение ребёнка (новой жизни), недостаточно одной лишь материи. Формирование плода может происходить лишь тогда, когда сформированы и сбалансированы энергетические тела. Или энергетические каркасы. Именно эти каркасы управляют физическими процессами. Причём не только на стадии развития плода, но и у взрослого человека. Например, может быть у человека потому, что нарушен энергетический каркас. В таком случае никакие диеты не помогут исправить положение. Необходимо вмешательство специалиста, способного сбалансировать тонкие энергии, тогда физическое тело само примет оптимальный вес и объём.

Наличие в человеческом теле бессмертной души мало у кого вызывает сомнение. Люди обладали этим знанием с глубокой древности. Но был период в истории человечества, когда эти знания пытались убить, а Бога заменить земными идеями. Даже в учебниках советской эпохи утверждалось, что религия создана для того, чтобы управлять людьми. Вряд ли для этого нужны были теологические и философские трактаты. Скорее наоборот, для управления людьми вполне подходит материализм. «Бога нет, а есть партия». И всё – точка.

Разные мнения на одну субстанцию

Но вернёмся к нашему главному вопросу. Когда же именно душа вселяется в плод будущего ребёнка? Приведу различные мнения от основных духовных традиций и мировых религий. Итак, христиане полагают, что душа и тело развиваются в утробе одновременно. Следовательно, душа вселяется в тело в момент . (Не важно, происходило оно естественным путём или с помощью ЭКО).

Вот что говорит Климент Александрийский (Кли́мент Александри́йский - христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы. авт. ). "Душа входит в материнскую утробу, подготовленную чрез очищение к зачатию... Когда извергается семя, как сказано, вселяется в семя Дух и, таким образом, содействует образованию плода... оттого и бесплодны до тех пор, пока душа, созидающая основание семени, не проникнет в [то, что составляет] помеху зачатию и рождению" .

В Иудаизме нет единого мнения на счёт того, в какой момент душа вселяется в тело. Одни традиции полагают, что это происходит в момент зачатия, а другие полагают, что на сороковой день после зачатия.

А вот что говорится на этот счёт в Исламе. «Каждый из нас находится 40 дней в утробе матери. Затем такое же время (сперма) превращается в клейкий сгусток. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души». (сура Ал- Хадж аят 5) .

А вот у тибетских лам существует такой термин (СоХам). «Со» - означает вдох, а «Хам» - выдох. Они полагают, что душа входит в тело с первым вдохом, а с последним выдохом покидает тело. Но здесь по-видимому речь идёт не о бессмертной душе, как таковой, а об энергии жизни, которую йоги называют Праной, китайцы – Ци, а японцы – Ки. В славянской традиции также существует понятие «животной души». Это и есть энергия жизни, но не божественная бессмертная субстанция.

Божественное подключение души

Как же обстоит дело на самом деле и почему столько противоречий во мнениях? Всё дело в том, что представить истинный процесс слияния бессмертного со смертным, вечного с временным очень сложно. Ведь душа нематериальна, это как информация без носителя. Она не вливается в тело подобно воде, не входит в него подобно воздуху, а как бы подключается. Это можно сравнить с подключением мобильного телефона к сети оператора. Ведь ничего в телефон не входит, ничего с ним физически не происходит. Но вот он был «неживой», нельзя было с него ни звонить, ни принимать сообщения. И вот он «ожил», оператор «вдохнул» в него «живую душу». А теперь представим, что подключение произошло задолго до покупки телефона. Допустим, заранее был определён номер и создана для него ячейка. И вот Вы приобрели телефон, подождали, пока он зарядится (допустим), пока деньги зачислятся на баланс и вот он «родился».

Нечто подобное происходит и с душой человека и его телом. В Аюрведе говорится, что душа соединяется с телом ещё до его рождения. Не стоит забывать, что в тонком мире нет понятия времени. Там прошлое, настоящее и будущее неразрывно соединены в сплошной поток энергии.

Методика вселения донорской души в тело будущего ребёнка (об этом я писал в статье «Управляемая реинкарнация»), как раз и создаёт подобное «подключение» еще до рождения и до зачатия. Этот способ позволяет избавлять женщин от бесплодия с поразительной эффективностью, а также приводить в баланс тонкие энергии и влияний со стороны.

Вхождение Души в тело.

Душа ещё не родившегося младенца уже знает, через какие трудности и муки ей предстоит пройти, и поэтому Душа будущего ребёнка не ощущает большой радости от прихода в этот мир.
Душа сначала проецирует себя в виде голографического полевого Образа и на основании этого Образа строит своё конкретное земное тело. Этот Образ - голограмма и диктует делящимся клеткам, когда и куда должны расти ноги, руки, голова. Волновой Образ заполняется материей. Голографически полевой Образ связывается с Физическим Телом в момент, когда яйцеклетка принимает в себя сперматозоид.
Душа приходит в яйцеклетку раньше, если она видит, что мать отталкивает отца, т.е. яйцеклетка отталкивает сперматозоид. Женщина, одолеваемая страхами, неспособна принять то, что ей предлагает мужчина.
Она видит в ближнем себя и начинает его отталкивать. Душа видит это и является с любовью, чтобы уравновесить страхи матери. Когда Душа связывается с яйцеклеткой, она связывается и с самой женщиной. Женщина уже не отталкивает мужчину с прежней силой, и сперматозоид проникает в яйцеклетку. Так Душа помогает себе воплотиться в Теле.
"Беременных иногда тошнит от мужских хромосом".

В период беременности между организмом матери и плода происходит обоюдный обмен. Женщина просто "вынуждена" приобретать некоторые черты и характеристики своего будущего ребёнка,- иначе плод не выживет. Ведь эмбрион несёт в себе наследственность матери и отца, а любой чужеродный орган, любая чужеродная клетка отторгается организмом. Зародышу достаётся от папы половина генетической программы, которая для маминого организма не своя и она должна быть отторгнута как чужеродная. Чтобы не быть принятым за чужака, этот комочек новой плоти должен приспособиться сам и помочь маме приспособиться. На пятой недели беременности организм женщины начинает получать от эмбриона бесчисленное количество разнообразных "посланий". Эти "послания" передаются матери через химические субстанции типа гормонов. Эмбрион посылает также и стволовые клетки, которые "колонизируют" материнский костный мозг и "обживаются" в нём. Производимые ими лимфоциты остаются в организме матери на всю жизнь. Через младенца мать получает "в наследство" некоторые генетические "подарки" от мужа, доставленные в её тело с клеточками "посланника"- их совместного ребёнка. Женщина посредством развивающегося в ней ребёнка приобретает на физиологическом уровне определённые черты собственного мужа. Информация, получаемая беременной женщиной от эмбриона, необходима для того, чтобы организм будущей мамы легче адаптировался к развивающемуся в ней новому существу.
Если мужчина делает не так, как желает женщина, то отдаваемое им будет отвергнуто, даже если ребёнка желают. Её имунная система может взбунтоваться и ради собственного спасения вытолкнуть из организма то, что ею не принимается.

Всякая Душа (Сознание) приходит в Физическое Тело по-своему. Души входит в "Тело" в разном состоянии Сознания.
Первый - вход Души в полном Сознании, но оно утрачивается во время созревания плода и выхода из матки.
Второй - вход Души в полном Сознании, где он созревает и покидает лоно в полном Сознании. В полном Сознании Душе будет очень трудно пережить все страдания созревания.
Третий - вход и выход Души в бессознательном состоянии.

Когда придёт время вселения в Тело, Душа будет увлечена в Божественный Свет. С потерянной или едва сохранившейся памятью Душа возвращается на Землю, проваливаясь в наполненный Светом ТУННЕЛЬ. Постепенно Душа теряет сознание и соскальзывает в состояние, подобное глубокому сну, будучи проснуться в утробе своей новой матери.

Когда Душа спускается в Тело, её в это время сотрясают мощнейшие вибрации, сопровождаемые разного рода завихрениями. Должен пройти определённый период, пока всплески успокоятся, пока утихнут скоростные вибрации, пока всё постепенно не придёт в норму. В этот момент Душа особенно уязвима перед всякими опасностями.
Окончательно Душа соединяется с телом в годовалом возрасте, иногда в 3-х летнем или 5-ти летнем. Сам по себе каждый ребенок - это личность. Его душа согласно учению о переселении душ уже не в первый раз возвращается на Землю. В энергетическом поле каждого человека хранится информация о его прошлых жизнях. На эту информацию сверху как бы накладывается информация из нынешней жизни, полученная от своих родителей и родственников. Все это причудливым образом сплетается в единое целое.
Если в семье ребенок желанный, он будет очень общительным и ласковым. Если ребенок нежеланный, то он будет замкнутым и раздражительным. Самые тяжелые случаи - это когда рождения ребенка не желает сама мать, отец или их родители, то есть самые близкие люди.
Ребенок уже в утробе чувствует, кто и как к нему относится. Любые негативные мысли и эмоции отражаются на его судьбе, он будет малообщительным, у него будет масса комплексов, от которых нужно будет избавляться на протяжении всей жизни. Беременность у матери будет протекать с осложнениями. И сам ребенок впоследствии родится слабым и болезненным.
И горе той бабушке, которая, не признавая свою невестку или зятя, не желает даже рождения детей от этого брака. В будущем как бы она ни окружала вниманием и заботой своего внука или внучку - она уже никогда не сможет покорить их сердца и получить ту любовь и внимание, которое мы все так ждем от детей.
То есть полотно человеческой судьбы соткано из тысяч мельчайших ниточек, каждая из которых имеет свое особое значение. Человек в этом мире существует не сам по себе - он является частью огромной взаимосвязанной системы.
Душа входит в Тело через одну из чакр. В какую именно чакру войдёт Душа зависит от того, насколько она духовно развита. Если Душа находится на полуживотном уровне или если это для неё ранняя инкарнация в Царстве Человека, то она войдёт через одну из нижних чакр. А если человек провёл много прежних жизней в поисках духовности, то Душа войдёт в Тело через одну из верхних чакр. Это вхождение определяет его мотивации и жизненные цели. Во время развития духовности в течение жизни Прана постепенно поднимается к верхним чакрам.

Внешность ребёнка.

Мать может оказать влияние на внешность ещё не родившегося ребёнка. Утробный плод - пластическая субстанция, которой мать может придать красивую или некрасивую форму, или сходство с каким-либо лицом или лицами, может наложить на него отпечаток или изображение которое ярко присутствовало в её воображении во время беременности. В критический, эмоционально насыщенный момент она может воздействовать на чувствительную поверхность утробного плода, которая может воспринять это изображение.
"У состоятельных греков был обычай устанавливать прекрасные статуи около кровати будущей матери, чтобы у неё всегда перед глазами были совершенные образы".

Ребёнок, который желает нравиться матери, внешне походит на мать.
Ребёнок, который желает нравиться отцу, внешне походит на отца.
Кто желает нравиться обоим родителям, тот наследует от обоих наиболее выигрышные внешние черты. Кто желает нравиться самому себе, тот вообще на родителей не похож. Кому нравится самобытность, тот ни на кого не похож, он самобытен. Ребёнок может быть похож на бабушку или дедушку, это значит, что он, находясь в материнской утробе, желал нравиться бабушке или дедушке. Этот ребёнок родился благодаря любви бабушки или дедушки. Желание это может меняться, и, соответственно ему, человек при жизни может неоднократно менять своё сходство.
Внешнее сходство ребёнка с кем-то из взрослых является выраженной благодарностью за оказанную этим человеком жизненно важной поддержки. Элемент сходства является знаком выражения любви и признательности.
Кто не желает нравиться матери, похож на неё внешне, но имеет некий изъян либо врождённый дефект. Если протест против матери возникает после рождения, то одновременно возникает и дефект.
Кто не желает нравиться отцу, у того сходство с отцом нарушается неким изъяном либо деформацией скелета.
Кто очень сильно протестует против родительских иллюзий, тот рождается с аномалиями лицевой части черепа. Так осуществляется желание ребёнка быть самим собой. Это так же может быть и суровая расплата за собственный протест из предыдущей жизни. Косметическое и операционное устранение дефектов удаётся успешно тем, кто высвобождает внутренний протест против своих родителей.
Физический изъян всегда восполнен духовными способностями, ибо всё в Природе уравновешено.

Существует множество фактов, доказывающих, что некоторые люди обладают знанием своей прошлой жизни. Конечно, подобные факты могут служить доказательством или перевоплощения, или одержимости.
Некоторым исследователям различив между одержимостью духом умершего и перевоплощением представляется несущественным. Они считают, что перевоплощение фактически является постоянной одержимостью. Однако, по-моему, разница колоссальна. При одержимости личность человека насильно изгоняется чужим духом. При реинкарнации человек сохраняет свою личность: он лишь помнит свои прежние рождения.
О теории и явлениях реинкарнации во все времена размышляет известный российский целитель и ясновидящая Надежда Анохина.
С теорией переселения душ почти все из нас знакомы в общих чертах. В это учение верили и древние индусы, и древние греки, и совсем древние египтяне. Конечно, идея о том, что личность человека продолжает существовать после его физической смерти, многим кажется невероятной. Еще более невероятным представляется учение о том, что после смерти тела душа человека может избрать для себя новое тело и начать новую жизнь. Однако каждый народ верил в переселение душ, правда, до наших дней этот закон человеческой жизни дошел в сильно искаженном виде. Между тем о переселении душ говорил Иисус Христос (Евангелие от Матфея, гл. 17):

10. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илье надлежит прийти прежде?
11. Иисус сказал им в ответ: правда, Ильм должен прийти прежде и устроить все.
12. Но говорю вам, что Илья уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них.
13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Эти строки можно понять так: душа пророка Ильи после смерти переселилась в Иоанна Крестителя, поэтому Иисус говорит о них как об одном человеке.
Первоначально в Библии более подробно рассказывалось о переселении душ. Но в 325 году состоялся первый Вселенский Собор в Никее. 318 епископов со всех поместных церквей впервые собрались вместе, чтобы обсудить важнейшие церковные дела. Собор установил время празднования Пасхи, составил 20 дисциплинарных канонов и убрал из Библии учение Христа о переселении душ. Новая догма гласила, что после смерти человеческая душа вечно пребывает либо в Раю, либо в Аду. Поэтому многие люди даже не знают, что у них есть шанс после смерти снова вернуться на Землю и исправить все свои ошибки.

- Что говорят об реинкарнации Ангелы-Хранители?

Ангелы-Хранители говорят, что человеческая душа вечна. Родившись на Земле, она переживает несколько перевоплощений, пока не достигнет духовного совершенства. После этого душа переходит на следующий - более высокий - уровень, который находится далеко за пределами Земли, на другой планете, на другом энергетическом уровне.

Историческая справка

На Востоке вера в реинкарнацию насчитывает несколько тысячелетий. Даже на Западе эта вера была широко распространена до эпохи христианства. Так верили в перевоплощение древние греки: для Пифагора это было предметом религиозной веры, для Платона - предметом философской веры. Для Платона вера во врожденное знание (то есть знание, полученное без обучения при жизни) и в реинкарнацию объяснялась просто тем фактом, что мы обладаем определенными знаниями, которые не могли получить, опираясь на наши органы чувств.
В ходе всей истории философии вера в реинкарнацию подрывалась трудными дискуссиями относительно природы и пределов человеческих знаний. Эти дискуссии продолжались вплоть до XVI века, когда вся современная философия Запада раскололась по вопросу о том, верить ли в идею реинкарнации или не верить. Споры о реинкарнации продолжались до наших дней, пока в конце концов не разрешились в пользу доктрины о врожденности знаний и доктрины о реинкарнации.


- Может ли грешник после смерти перевоплотиться в животное или растение?

Переселения душ в мире людей, в мире животных и в мире растений происходят абсолютно независимо друг от друга. Человек перевоплотится в человека, какие бы грехи он ни совершил. Ему будет дана еще одна возможность стать лучше.

- Что будет, если он не воспользуется этой возможностью?

Количество перерождений не ограничено. Однако в далеком будущем, очень нескоро, человечество вынуждено будет перейти на иной энергетический уровень. Личности, которые не смогли достичь духовного совершенства, погибнут - исчезнут без следа.

- По каким принципам душа выбирает новое тело?

Переселением занимаются высшие ангелы. Человеку не дано постичь их логику. Однако с уверенностью можно сказать, что выбор ангелов не бывает случайным: каждая душа получает тело, которое заслуживает. Однако человек ничего не знает об этом выборе. Люди не помнят о своих прошлых жизнях, но иногда, в критические моменты, эта память просыпается.

Историческая справка

Одна из загадок человеческой памяти состоит в том, что иногда после сильного потрясения человек вспоминает удивительные картины прошлого. Показательный случай произошел со Львом Николаевичем Толстым, о чем он поведал в письме к приятелю. По первой пороше гнал он за зайцем, как вдруг конь споткнулся и выбросил его из седла. И, ударившись о землю, Толстой на какое-то мгновение перенесся в другое время. Только был он в том времени не всемирно известным писателем, а простым помещиком. И лошадь была другая, и одежда старинная, но также гнался за зайцем и так же вылета из седла, больно ушибшись.
Таких случаев в истории известно немало, когда люди в какие-то экстремальные моменты вдруг переносились на столетия назад ощущая себя обитателями то эпохи и действуя соответственно. Да и многие наши современники, попадая впервые в какой-то город, вдруг обнаруживают, что все здесь им знакомо, что они знают, на какую площадь выведет эта вот улица и какие здания стоят на той площади.


- Когда душа вселяется в новое тело?

Это происходит при зачатии. Девять месяцев она осваивается в новой оболочке. В это время ом еще помнит о своей прошлой жизни. При всех переселениях характер и ум человека полностью сохраняются. Именно поэтому все дети рождаются уже с готовым характером, который не меняете потом в течение всей жизни. Именно этим объясняется вечная загадка: почему гении рождаются в семьях у самых обычных, ничем не выдающихся родителей. И почем; иногда у гениев рождаются такие бездарные дети. Дело не столько в генах родителей, сколько в предыдущих жизнях ребенка. Нет никакой игры природы, никаких ошибок, никаких подарков судьбы. Родители дают ребенку физическую оболочку, а душу дают ангелы.

Исторические факты

Многие индейские племен; верят в воскрешение, а также в переселение душ. Они даже называют своих детей по именам, которые те, по предположению, имель в предыдущей жизни. Известны такие случаи, когда ребенку, по родительскому незнанию, давалось неверное имя, и дитя кричало до тех пор, пока ошибка не исправлялась. Вера в воплощение душ распространена и среди эскимосов. Весьма часто встречались случаи умерщвления стариков для того, чтобы дать возможность воплощения в семье ее новому члену.


- Почему с возрастом человек перестает помнить о своей прошлой жизни?

Некоторые дети до определенного возраста помнят о своих прошлых жизнях. Однако по мере развития мозг, защищая психику, блокирует эти воспоминания. Впрочем, основная масса людей все-таки сохраняет смутные воспоминания о своей прошлой смерти. Отсюда берут начало всякие фобии.

- Страх высоты, водобоязнь, боязнь замкнутых помещений, страх перед огнем - это память о прошлой смерти?

Память очень отчетливо сохраняет в душе человека самые важные моменты его прошлой жизни. Например, момент смерти. Если в прошлой жизни человек погиб, упав с большой высоты, то сам момент падения и весь ужас, связанный с этим, намертво отпечатаются в его памяти. Переродившись, такой человек не будет помнить всех подробностей предыдущей смерти, но при взгляде в пропасть он бессознательно будет вспоминать пережитый ужас падения.
Точно так же водобоязнь возникает у тех людей, которые в прошлом тонули. Безотчетный страх перед огнем в следующих жизнях испытывают те, кто сгорел заживо. Повешенные, задушенные в прошлом испытывают панику от малейшего недостатка воздуха. Похороненных заживо ныне мучает боязнь замкнутых пространств. Тот, кто погиб в прошлом в сражении, был затоптан в пылу битвы, сейчас испытывает дискомфорт при виде большого скопления людей - у него боязнь открытых пространств. Мания преследования, мания величия... Всего не перечислишь.

- Вы говорите о психических расстройствах. Связаны ли с памятью о прошлых жизнях болезни?

Очень часто заболевание связано с памятью о прошлых жизнях. Иногда здоровье, болезни, увечья человек наследует из своего прошлого. Чем он болел тогда, этим же наверняка будет болеть и сейчас. Я говорю о хронических болезнях. Если вы справились с болезнью, то в будущей жизни она вас не коснется. Также особое значение имеет, как именно умер человек, при каких обстоятельствах.
К примеру, утопленники, повешенные, задушенные в прошлой жизни - в этой мучаются заболеваниями горла и дыхательных путей. Те, кто в прошлом принял смерть от холодного или огнестрельного оружия, ныне испытывают непонятные боли в месте ранения. Если удар пришелся в сердце, человека беспокоят боли в сердце, если рана была в голове - часто болит голова и т. д. В некоторых случаях места ранений обозначены крупными родимыми пятнами.

В 90-х годах ко мне обратились родные одного московского предпринимателя, у которого была странная психическая особенность: он не терпел, если за его спиной кто-то был. Приходил в ужас, если слышал за собой чьи-то шаги, постоянно оглядывался, прижимался к домам, пропуская людей. Чем дальше, тем эта фобия становилась сильнее, так что родные уже стали опасаться за его рассудок. Я ввела его в глубокий гипноз и установила, что в прежней жизни он был убит выстрелом в спину. Показательно, что на спине инженера, в том месте, куда вошла пуля, было большое родимое пятно. Поэтому я направила его к врачу-психиатру. Насколько мне известно, врачу понадобилось немало психологических сеансов, прежде чем предприниматель Андрей М. избавился от своих страхов и стал нормальным человеком.


- Многое зависит и от личных качеств человека. Если в прошлой жизни человек был эгоистом, интересовался только своей персоной, не обращал никакого внимания на чужие беды и просьбы, то в этой жизни его должно постичь суровое наказание - слепота, глухота или немота.

- Связана ли сексуальная ориентация с памятью о прошлой жизни?

Душа человеческая не имеет пола. Мужское и женское начало в душе уравновешенно, то есть она может проявлять и типично мужские качества: логику, уверенность, решительность - и типично женские качества: чувственность, тягу к прекрасному, интуицию, утонченность. Но каждая душа, пережив несколько воплощений, бывает поочередно как в мужском, так и в женском теле. Иногда эта память сохраняется в виде ощущений, и это имеет довольно странные последствия.
Например, если мужчина смутно помнит, что и в прошлой жизни он был мужчиной, то мужские качества в нем удваиваются. В этом случае он становится грубым, властным, бесчувственным мужланом. Если же мужчина помнит, что был женщиной, то женское начало побеждает: мужчина становится изнеженным, кокетливым, повышенно чувствительным. Если женщина помнит о том, что в прошлой жизни была мужчиной, то ее женское начало подавляется и она становится мужеподобной.
Во всех этих случаях воспоминания о прошлой жизни приносят одни страдания, потому что люди не ощущают себя теми, кем являются. Поэтому нет ничего удивительного, что по Земле ходит множество людей, чувствующих себя не в своем теле. Это обычные люди, просто их характер, доставшийся от прежней жизни, не совпадает с полом. Такое противоречие и влияет на сексуальную ориентацию.

Историческая справка

Вера в реинкарнацию после веков забвения и отрицания начинает вновь утверждаться. Причиной этого является то, что случаи перевоплощения в прошлом никогда не брались всерьез и поэтому никогда не изучались глубоко.
Почему в прошлом к ним не относились серьезно? Об этом можно только гадать. Однако и сила организованной церкви с ее отказом от веры в реинкарнацию также сделала свое дело. Более того, любое сообщение человека о том, что он перевоплощается, воспринималось либо как безумие, либо как колдовство. Если иметь в виду жесткий контроль церкви на Западе, становится понятно, почему вера в реинкарнацию не могла здесь утвердиться. Сила церковного отрицания этой веры во многом способствовала развитию представления о реинкарнации как о неизлечимой болезни, от которой может спасти только костер.

- У многих людей память о прошлой жизни проявляется только в виде смутных ощущений. Есть ли способы получить точную информацию о своей прошлой жизни?

Одним из лучших способов установить контакт с прошлым и получить оттуда информацию является гипноз. Какой бы ни была природа этого явления, с помощью техники гипноза можно восстановить подавленную память. Это получается далеко не всегда. Мозг человека - могучий инструмент. Он защищает психику человека. Однако в некоторых случаях гипнотизеры все-таки ухитряются вернуть пациентов во время, предшествующее моменту зачатия, в мир воспоминаний, относящихся к прежней жизни. В настоящее время техника гипноза используется врачами в тех случаях, когда в настоящей жизни пациента нельзя обнаружить ни одного эпизода, способного вызвать стресс или фобию.

Справка

Современные гипнотизеры говорят о гипнозе как о методе исследования перевоплощения: "Люди, вызванные с помощью гипноза к "прежней жизни", совмещают в себе свою настоящую личность с элементами, полученными, вероятно, паранормальным путем. При этом пациенты почти всех исследований перевоплощения помимо черт характера и воспоминаний других, уже умерших людей обладали и своими собственными".
Как современные, так и древние философы едины во мнении, что источники мудрости скрыты в глубинах человеческой души. В одном из диалогов Платона Сократ замечал, что обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а чтобы извлечь уже имеющееся. Он хотел извлечь не те пустяки, имена и даты, которые мы выуживаем во время гипноза, а "следы знания, сохраненного душой в ее вечных странствиях".
Идея перевоплощения присутствует в индуизме, джайнизме, верованиях сигхов, буддизме, даосизме, конфуцианстве; зороастризме, культах Митры; манихействе, анимизме, иудаизме, христианстве, мусульманстве, масонстве и теософии. Только в западной философии она пробивается в трудах Юма, Канта и Шопенгауэра как палингенез, метемпсихоз и трансмиграция. Например, Юнг был уверен, что "перевоплощение - одно из первоначальных утверждений человечества, с которым следует считаться", и что "в основе этих утверждений должны лежать психические факты".
Ни одно другое понятие не получало такого широкого культурного признания. Эти взгляды имеют настолько разное происхождение и принадлежат таким разным культурам, что трудно их отрицать. Проблема в том, чтобы найти доказательства. Многие врачи-психиатры, применяющие в своей практике гипноз к прежнему воплощению, считают, что "среди тех, кому, вероятно, был смысл вернуться к прежней личности, лишь незначительная часть была способна вспомнить хотя бы один эпизод. Не исключено, что каждый человек является продуктом по меньшей мере одной предшествующей жизни, однако имеющиеся в нашем распоряжении факты говорят о том, что перевоплощение встречается крайне редко".


Случай из практики Надежды Анохиной

Ксеноглоссия бывает ответной и речитативной. При речитативной ксеноглоссии человек начинает говорить на иностранном языке, который он прежде не изучал, но при этом он не понимает значения слов и не знает, как ответить на этом языке.
В этом случае мы имеем дело с одержимостью. При ответной ксеноглоссии человек может отвечать, то есть он проявляет способность понимать разговорный язык. В этом случае мы имеем дело или с инсайтом, или с реинкарнацией. История Лидии К. является типичным примером ответной ксеноглоссии при реинкарнации.
В 1983 году Лидия К. согласилась помогать врачу-психиатру в его экспериментах по гипнозу, Как оказалось, она была блестящим объектом для гипноза, так как могла легко впадать в транс. Врач, который проводил эти эксперименты, оказался моим хорошим знакомым. Его зовут Владимир Петрович. Это известный и вполне уважаемый ученый. Он занялся гипнозом в 1971 году, чтобы помочь двоим больным в лечении их болезней. Поскольку первые опыты с Лидией К. прошли хорошо, он решил испытать на ней метод гипнотической регрессии и внушить возвращение назад во времени. Во время сеанса гипнотической регрессии Лидия К. вдруг закричала и схватилась за голову. Владимир Петрович немедленно прекратил сеанс, но у Лидии К. головная боль долго не прекращалась. Дважды доктор повторял сеанс, но результат был тот же Каждый раз, входя в транс, Лидия К. говорила, что видела лесную поляну, усеянную мертвыми телами. Она чувствовала, что ее тоже хотят убить, затем ощущала удар, вскрикивала, и начиналась головная боль.
Во время одной из наших встреч доктор рассказал об этом странном факте. Он попросил меня присутствовать на сеансе и посмотреть на ауру Лидии К. Я охотно согласилась, так как сразу почувствовала, что столкнулась с явлением реинкарнации.
По просьбе Владимира Петровича я повторила сеанс гипноза. Но перед самым моментом ожидаемого удара произнесла: "Вы на пять лет моложе". И тут произошло нечто неожиданное: Лидия К. начала говорить не предложениями, а отдельными словами и набором фраз. Отдельные фразы и слова были на ломаном английском, но по большей части на каком-то иностранном языке, который ни я, ни Владимир Петрович не могли понять. Более того, она начала говорить низким мужским голосом.
Затем из уст сорокалетней женщины раздались слова: "Я - мужчина". Когда ее спросили, как ее зовут, она ответила: "Ке-ва-тин - Северный ветер".
Продолжая находиться в состоянии глубокого сна, она начала, путая английские и иностранные слова, описывать свою прошлую жизнь. Во время этого (и других последующих) сеанса она продолжала рассказывать низким мужским голосом о своей жизни в лесу примерно двести лет тому назад. Все это с подробными примечаниями записывалось на магнитофонную ленту. Во время последних сеансов она почти постоянно говорила на неизвестном языке, который был нам абсолютно незнаком. Для перевода рассказа "Ке-ва-тина" были приглашены специалисты. К нашему удивлению выяснилось, что Лидия К. говорила на языке алгонкинской группы, на котором разговаривают индейцы оттава. Это индейское племя некогда населяло район к северу от озера Гур, с центром на реке Оттава, и дало название столице Канады.
Когда Лидии К. был задан вопрос: "Чем ты занимаешься?", она ответила: "Я - охотник". На вопрос: "Где ты живешь?" - она ответила на языке индейцев оттава: "В доме своей жены". Вопросы также задавались на языке индейцев оттава.
На основе анализа записей был сделан вывод о том, что "Ке-ва-тин" был простым охотником, с чертами, характерными для описанного им образа жизни. Он мало знал о чем-либо, не связанном с жизнью его племени и охотой. Он был знаком с огнестрельным оружием, что позволило определить время его жизни - конец XVIII века. Также он ставил капканы, крал лошадей, иногда участвовал в военных походах против враждебных племен сиу. Он и его жена имели детей. Когда Лидия К. еще находилась в глубоком сне, я предлагала ей различные предметы, просила открыть глаза и сказать, что это за предметы. Будучи "Ке-ва-тином", она узнала модель каноэ, два вида деревянной посуды, правильно назвав их по-индейски, узнала стрелу и лук, на ощупь отличила мех бобра от меха выдры. Однако она не знала, для чего используются такие более современные предметы, как маникюрные ножницы.
Должна заметить, что подобные воспоминания о прошлой жизни удается разбудить довольно редко. Однако Лидия К. демонстрировала четкое знание практических навыков, о которых ни она, ни мы не могли знать при этой жизни. Например, я ни за что не отличу следы крупной собаки от следов волка, а Лидия К, находясь в трансе, назвала около восьми отличий. Более того, ни я, ни Владимир Петрович не могли даже предположить, что в языке индейцев оттава существует двадцать определений для оттенков черного цвета! Лидия же назвала каждый оттенок и указала на его характерные отличия.
К сожалению, в исторических хрониках того периода не упоминается индеец из племени оттава по имени Ке-ва-тин. Дальнейшие расспросы Лидии К. позволили предположить, что, вероятно, в двадцатипятилетнем возрасте он погиб в одной из стычек с индейцами сиу.

- Какие выводы можно сделать из истории Лидии К.?

В случае с Лидией К. можно было бы предположить, что все мы рождены с генетической памятью и в состоянии гипноза память о предках просыпается. При таком объяснении Лидия К. наследовала память индейского охотника и ошибочно приняла воспоминания о нем за свои. То есть никакой реинкарнации нет, просто иногда люди помнят события из жизни своих предков.
Но это не так. Да и все мои знакомые генетики категорически утверждают, что в генах этой информации нет.
Дальнейшие исследования показали, что Лидия К. не относится к одной генетической линии с индейцем из племени оттава. Мы наследуем не память предков, а память своей души, которая могла жить в каком угодно теле в какие угодно времена.

- Занимаются ли современные ученые явлением реинкарнации?

Конечно. Например, реальность реинкарнации подтверждают исследования моего друга парижского психолога Мишеля Лерье, автора книги "Вечность в прошлой жизни", Он написал эту книгу, когда узнал о наших экспериментах с Лидией К. Эта история его крайне заинтересовала, и он провел собственные гипнотические сеансы с более чем двумястами пациентами, пережившими клиническую смерть и возвращенными к жизни в реанимационных отделениях.
Во время сеансов Мишеля Лерье пациенты рассказывали, что во время клинической смерти, прежде чем очнуться на больничной койке, они оказывались в другом времени. Из 208 обследованных 205 попадали в прежние столетия, проживая там еще одну жизнь - каждый свою. Так что душа бессмертна. Но она потеряет способность к реинкарнации, если человек не защитит себя от одержимости бесами.
Для этого существуют обереги: специальные действия, специальные предметы и специальные молитвы.

Для начала, немного общеизвестных фактов. Православная церковь, как, впрочем, и другие ветви церкви христианской, к современным репродуктивным технологиям и, в частности, экстракорпоральному оплодотворению, относится резко отрицательно. Одним из самых существенных возражений против ЭКО при этом, на мой взгляд, является следующий постулат: при ЭКО зачастую выбирается один или 2 самых лучших эмбриона, остальные уничтожаются - человеческая душа существует с момента зачатия - селекция эмбрионов является убийством, равноценным убийству человека уже рожденного - ЭКО сродни смертному греху. Все остальные возражения, по большому счету, на мой взгляд, являются просто пустопорожним бряцанием красивыми словами.
При этом, как все понимают, ключевым для понимания проблемы является вопрос - когда возникает душа у эмбриона, т.е. с какого момента его можно считать полноценным человеком. Традиционная точка зрения у РПЦ, равно как и у Ватикана на этот вопрос - с момента зачатия, что, кстати, отличается от позиции, например, тех же мусульман или иудаистов. Иудаисты, к примеру, считают, что душа у эмбриона появляется на 40-ой день после зачатия, мусульмане - на 120-ый. Однако позиция христиан в этом вопросе всегда казалась мне незыблемой, хотя и вызывала некоторые вопросы - например, если душа человека возникает в момент зачатия, то что с ней происходит, когда, допустим, эмбрион на ранней стадии развития делится, и образуются близнецы. Надо сказать, человек я верующий, однако, большим специалистом в области богословия себя не считаю и потому всегда прислушивался в этом отношении к позиции отцов церкви, которые в силу своей «профессии» должны знать и понимать в этом вопросе гораздо лучше, чем я, а я привык доверять мнению профессионалов.
Однако недавно мне попалось крайне интересное эссе в интернете. Тема его лежит вне плоскости ЭКО - это отношение церкви к абортам; однако автор, исследуя проблему, по понятным причинам неизбежно упирается в вопрос о моменте появления души у человека. И большую часть своего материала автор посвящает именно этому вопросу. В сухом остатке - не все так однозначно в позиции христиан по этому вопросу. Есть многочисленные свидетельства того, что, по мнению апологетов религии, душа в эмбрионе возникает на определенной стадии его развития. Теперешняя же позиция церкви по этому вопросу, как и по многим другим - это «официоз» сегодняшнего дня. На мой взгляд, автор доказывает это достаточно убедительно. Впрочем, повторюсь, я не являюсь специалистом в богословии; во всяком случае, я ясно понимаю, что мои познания в этом вопросе гораздо скромнее, чем у автора, поэтому не буду ни спорить, ни соглашаться с ним, а предлагаю Вам составить свое собственное мнение по этому вопросу (материал ниже). Жирным я выделил те моменты, которые считаю особенно удачными для доказательства высказанного автором мнения.

***********************************

Евгений Кадосов. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАРОДЫШ НА РАННЕЙ СТАДИИ. Богословское осмысление
В православной литературе неоднократно приходится читать полемику касательно совершения женщинами искусственного прерывания беременности (или попросту говоря - абортов). Понятно, что греховность этого акта не может подвергаться христианами сомнению. Более интересный вопрос заключается, однако, в другом: когда происходит формирование человеческой личности в утробе матери и с какого момента человеческий зародыш является человеком. Противники абортов очень часто аргументируют свою позицию тем, что зародыш является полноценной человеческой личностью с момента зачатия. Следовательно, доказывают они, прерывание беременности даже на ранней стадии является убийством, а матери, совершившие его, подлежат епитимьи убийц. Однако этот вопрос является далеко не столь однозначным с точки зрения Православного Предания.
1) Канонические аспекты
Сторонники того мнения, что даже несформировавшийся эмбирон является полноценной человеческой личностью, любят ссылаться на второе каноническое правило св. Василия Великого, в котором, помимо прочего, говорится: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго, у нас несть ".Однако они обычно не цитируют правило полностью, а ведь дальше в нем разъясняется, почему св. Василий не делает этого различия: "Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно ". То есть суть в том, что при аборте имеет место попытка двух убийств, а не одно: во-первых, зародыша, а вторых - причинение опасности жизни самой матери, ибо от абортов многие женщины умирают (как известно, самоубийство является одним из тяжелейших грехов в христианстве, и покушение на него есть не меньший грех, нежели попытка убийства плода). Более ясно об этом свидетельствует текст его восьмого правила, тоже связанного с обсуждаемой проблемой:
Еще же, аще кто напоит кого либо тайным составом (хотя бы то было для иныя некия причины) и умертвит: таковаго признаем вольным убийцею. Сие часто делают жены, покушаяся некиими обаяниями и чарованиями, привлекати неких в любовь к себе, и дающие им врачебные составы, производящие помрачение разума. Хотя таковыя, причинив смерть, соделали не то, что имели в намерении: однако, за волшебство и занятие возбраненное, причисляются к вольным убийцам. Посему и дающие врачевство для извержения зачатаго в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственныя отравы.
Данный канон добавляет третий аспект: "волшебство". Ведь аборты в то время делались путем "составления смертоносных зелий", что уже автоматически делало человека убийцей. Именно по вышеуказанным причинам (риск самоубийства и волшебство) св. Василий присуждает епитимью вольного убийцы за аборт несформировавшегося плода. Известный канонист еп. Никодим (Милаш), толкуя второе правилом св. Василия Великого, пишет: "Жена, умертвившая зачатый в утробе плод, осуждается наравне с убийцей, во-первых за то, что умертвила плод, и во-вторых за то, что подвергла себя смертельной опасности, так как женщины по большей части и сами от этого умирают "
Другие каноны (21-е правило Анкирского собора, 91-е правило Трулльского собора) также подвергают абортниц епитимье человекоубийц, но не вдаются при этом в детали.
2) Святоотеческая воззрения
Вопрос о том, является ли человеком эмбрион, ставился еще в Ветхом Завете. В книге Исход есть одно важное место: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу " (Исх. 21,22-23). Вроде бы, тут о статусе зародыша не упоминается. Однако проблема в том, что в русском тексте Библии имеет место неточный перевод. В славянском тексте (и, соответственно, Септуагинте, за которой он следует) данное место читается так: "Аще биются два мужа и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да отщетится: яко наложит муж жены тоя, подобающе да отдаст. Аще же изображен будет, да отдаст душу за душу ". То есть логика правила следующая: если младенец уже имеет вид человека ("изображен"), то виновника его гибели будут судить за убийство, а если нет, то назначается значительно менее строгое наказания. Очевидно, что автор книги Исход считает полноценным человеком только сформировавшийся плод. Это подтверждает блаженный Феодорит Кирский:"Церковь, покорствуя словесам Божиим, особенно гнушается этим учением еретиков, отвращается же басней и других лжеучителей и, веря Божественному Писанию, говорит, что душа создана вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела. Ибо божественный Моисей сказал, что сначала создано тело Адамово, а потом вдунул Бог душу. Взял персть от земли, и созда Бог человека, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт.2:7). Этого же вдуновения не называем с Кердоном и Маркионом какою-либо частью Божественной сущности - утверждаем же, что этим обозначается естество души, а именно что душа есть дух разумный и мыслящий. И в законах этот же пророк еще яснее научил нас, что сперва образуется тело, а потом вдыхается душа, ибо об ударившем беременную сказал: Аще изыдет младенец изображен, да будет око за око, зуб за зуб, и прочее: Аще же изыдет не изображен, тщетою да отщетится (Исх.21:22-24), а этим научает, что младенец, образовавшийся в утробе, одушевлен, а необразовавшийся - не одушевлен. Так и достойный всяких похвал Иов говорил ко Господу: Помяни, яко брение мя создал еси, в землю же паки возвращаеши мя. Или не яко же млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру? Кожею же и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами мя сшил еси (Иов.10:9-11). И, показав этим предшествовавшее образование тела, потом присовокупил песнопение об одушевлении тела, ибо говорит: Живот же и милость положил еси у мене (12); упоминает после этого и о попечительности: Посещение же Твое сохрани мой дух (12); потом проповедует Божие всемогущество: Сия имеяй в Тебе, вем, яко вся можеши, и не возможно Тебе ничтоже (13). Почтил же Бог тело этим преимуществом по времени, чтобы установить равенство. Поскольку душу сотворил бессмертною, а тело - смертным, то телу дал старейшинство по времени, чтобы душа не величалась пред ним, преимуществуя и по естеству, и по времени". (Сокращенное изложение божественных догматов, 9. О человеке).
Богословским основанием в данном случае служит иконографический аргумент. Человеком может являться только то, что имеет образ человека . Соответственно, существо, внешне не имеющее человеческого облика, не есть человек. Идеальный образ человека, разумеется, это воплотившийся Господь Наш Иисус Христос, и "человечность" может быть измеряема близостью к этому образу. Св. Феодор Студит, один из столпов доктрины иконопочитания, пишет в полном согласии с предыдущими отцами: "Конечно, справедливо то, что образ Христа находился в Нем как в первообразе и прежде, чем он был получен посредством искусства. Ведь то, что еще совсем не получило образа, и не есть человек, а какой-то недоносок, и, конечно, ничто не может быть названо первообразом, если не имеет на веществе изображения, с него перенесенного".
И далее: "Сказать - Господь созда мя - значит то же, что сказать - Господь дал мне очертание. Если же,—вследствие того, что не написано „Господь создалъ меня", или „Господь облек меня телом", -- нельзя говорить, что Он не совершил этого, то такимъ же образомъ -- вследствие того, что написано -- Господь созда мя, -- всем, желающим правильно мыслить, следует понимать одинаково с тем, что Он и дал мне очертание. Ибо творение даже и для тех, которые мало понимают, есть свойство ограничения и очертания". (Антиеретики 3,9).
В полном согласии с восточным отцами были и отцы западные. Блаженный Августин в толковании на Исход утверждает, что душа человека не может существовать в несформировавшемся теле. До принятия облика человека эмбрион имеет лишь растительную или животную душу ; соответственно, аборт на ранней стадии не является убийством. "Оно (Писание), таким образом, не распространяет понятие убийства на несформировавшийся эмбрион, ибо определенно то, что еще находится в утробе не может считаться человеком...
Если же зародыш еще бесформен, но уже имеет душу (ибо большой вопрос о душе не может быть отброшен скорым суждением), то Закон не может быть распространен на убийство, ибо живая душа в данном тебе не имеет чувств если то, что во плоти еще не сформировано и, следовательно, не одарено чувствами". (На Исход 21:22-25).
За Августином следует и Блаженный Иероним : "Семя постепенно принимает форму в утробе, и его аборт не может считаться убийством до тех пор, пока индивидуальные элементы и конечности не приобретут внешнее очертание" . (Письма 121, 4).
Эта позиция была воспринята Западной Церковью, став частью знаментого Декрета Гратиана. Суммируя воззрения своих предшественников, св. Фома Аквинский в 1200-х годах пишет о том, что сразу после зачатия эмбриону присуща лишь растительная душа, которую потом сменяет животная и, наконец, когда плод приобретает очертания человека, у него появляется душа разумная: "Растительная душа, которая появляется первой, когда эмбрион живет жизнью растения, исчезает и сменяется более совершенной душой, питательной и чувствительной, и тогда плод живет животной жизнью; когда же она исчезает, то заменяется душой разумной, привносимой Богом". (Об истине Католической Веры, книга II, гл. 89).
Стоит упомянуть, что описанная выше доктрина "постепенного очеловечения" была утверждена в качестве догмы Католической Церкви Венским Собором в 1312 году и никогда не была официально отвергнута Ватиканом .
3) Платонизм и аристотелизм в антропологии
Корень неправильного понимания данной проблемы лежит в некритическом восприятии платоновской философской доктрины. Согласно Платону, тело есть "темница души", то есть основная сущность человеческой личности находится в душе, а не в совокупности "душа + тело". Следовательно, если душа дается эмбриону в момент зачатия, то именно с этого момента человек существует как полноценная ипостась, даже если тело зародыша еще не сформировалось. Нужно отметить, что, несмотря на огромную ценность философии Платона в целом и ее влияние на святоотеческое богословие, многие ее моменты породили рад ересей, и как таковая она в итоге была осуждена на Константинопольском Соборе 1076 года (Собор на Иоанна Италла).
В противовес платоновской философии система Аристотеля не противопоставляет тело душе. Душа есть "энтелехия", то есть формообразующий принцип тела. Тело не есть что-то внешнее для души, но образуется согласно идеальному принципу, заложенному в душе. Иными словами, наше тело для нас не есть случайный сосуд, в который помещена душа (наподобие того, как вино может быть разлито в бокал любой формы), но форма нашего тела, черты лица, строение и прочее, что отличает одну человеческую личность от другой, таковы именно потому, что у данного человека именно эта душа, а не иная. Тело выявляет вовне то, что скрывает в себе душа. Недаром ведь по лицу человека можно определить до известной степени его душевные качества, а наши страсти всегда "проявляются вовне": если человек впадает в смертные грехи, то это отражается на его внешности, так же, как когда он, наоборот, проводит время в покаянии и очищении. В отличие от философии Платона, система Аристотеля как таковая никогда не была осуждена Церковью, но, напротив, явилась основой христианской схоластики, как на Востоке (св. Иоанн Дамаскин), так и на Западе (св. Фома Аквинский).
Те, кто утверждает, что человек есть личность с момента зачатия, сознательно или бессознательно принимают платоновскую, а не аристостотелевскую парадигму, и, соответственно, идут вразрез со святоотеческим Преданием. Если ипостасность человека отождествляется с духовным началом (душой), то тело является для ипостаси чем-то внешним. Отсюда душа может предсуществовать телу (как учил Ориген), или же Ипостась Логоса во Христе отождествляется с "духом" (Апполинарий Лаодикийский). Споры о том, что образуется раньше - душа или тело, - проистекают тоже по этой причине. Святоотеческое богословие на этот счет говорит, в противовес оригенизму, что душа образуется вместе с телом, но тут важно не столько "время образования", сколько осознание того факта, что душа и тело - это не две независимые друг от друга субстанции, которые механически совмещаются друг с другом, даже если и образуются в один момент времени. Ни тело не отделимо от души, ни душа от тела. Эта связь не разрывается даже в момент физической смерти - об этом учит православная традиция почитания святых мощей. И жизнь будущего века для людей будет продолжаться в воскрешенных телах, а не в виде чисто "духовного существования". И тела эти будут напоминать те, которые были на земле, но преображенные. Мы можем лишь догадываться о том, какими они будут в действительности, но ясно, что у святых и праведников они будут прекрасными, а у нераскаянных грешников - уродливыми и отталкивающими.
Человеческая ипостась, однако (в противовес платоникам), не равна одной душе, но включает в себя полноту человеческого естества: одухотворенную душу и тело. Соответственно, пока тело не развилось достаточным образом, чтобы являть образ человека, говорить о полноценной человеческой личности богословски некорректно. О недостроенном доме, который не принял еще очертания дома, нельзя сказать, что это дом, даже если он полностью спроектирован на бумаге. Напротив, когда у него уже есть окна, двери и крыша, он является домом, даже он изнутри еще не отделан.
4) Современная полемика: статья игумена Феогноста (Пушкова)
Для более наглядной иллюстрации представленных выше воззрений возьмем статью иеромонаха (ныне священноигумена) Феогноста (Пушкова). Рассматриваемый нами труд называется "Православная антропология о зачатии человека", и посвящен он выяснению вопроса о том, с какого момента зародыш является человеческой личностью. О. Феогност убежден, что таковым эмбрион становится с момента зачатия. Как же он аргументирует это?
Прежде всего, поражает внимание тот факт, что о. священноигумен напрочь игнорирует многочисленные святоотеческие высказывания на эту тему. Более того, проблематика Исх. 21:22 и толкования святых отцов на это место им не затрагиваются абсолютно. Единственный, кого он косвенно упоминает в этой связи - это блаженный Феодорит Кирский, но тут о. Феогност отделывается доводом о крипто-несторианстве последнего. Данное замечание, возможно, и справедливо, но выше мы исчерпывающе показали, что не только блаж. Феодорит, но и целый сонм как западных, так и восточных отцов самых разных эпох согласно учит о том, что человек становится личностью только после формирования плода в утробе матери. Никаких прямых слов других отцов относительно того, что человек - личность с момента зачатия - им также не приводится. Основная тяжесть аргументации отца Феогноста приходится на эпизод о Благовещении. Он пишет, например, следующее: "В Христологии очень важно учение о единстве Ипостаси Христа. В Нем нет человеческой ипостаси, т.к. с самого первого момента возникновения человеческой жизни эта жизнь была жизнью вочеловечившегося Бога! ". Мы можем с этим только согласиться. Однако возникает вопрос: какое в таком случае отношение вочеловечение Христа имеет к вопросу о статусе человеческого зародыша на ранней стадии беременности? Ведь во Христе 1) Не было человеческой ипостаси 2) Не было собственно оплодотворения мужского семени, из которого потом развивается зародыш. Было таинственное нисхождение Святого Духа на Деву Марию, было принятие предвечным Словом, Второй Ипостастью Пресвятой Троицы человеческого естества (но не ипостаси!). Зачатие Христово в этом плане есть вещь сверхъестественная, исключение из общего ряда, и никоим образом не может служить для сравнения с обычным человеческим размножением.
Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, существовал и существует предвечно . В момент Благовещения не произошло рождение новой человеческой личности , но предвечно существующая Ипостась Логоса приняла человечесую плоть. Христос ипостасно существовал и за 100, и за тысячу лет до воплощения, но остальные люди получают личностное бытие только с возникновением и развитием тела. Эту разницу и имеет в виду святой Иоанн Дамаскин, когда говорит о Благовещении следующее: "Тогда осенил ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава — плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, — не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святаго Духа. При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился". (Точное Изложение Православной Веры 3,2).
То есть, в случае обычного размножения человеческая личность складывается постепенно . Этот процесс начинается с момента оплодотворения и заканчивается, когда эмбрион приобретает образ человека. Христос же, изначально и предвечно, имея все ипостасные свойства, в момент вочеловечения принимает человеческую плоть, оставаясь Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Механизм бессеменного зачатия для нас, разумеется, навсегда останется тайной. Однако стоит помнить, что традиционного "оплодотворения яйцеклетки" (и вообще мужского семени) там не было, поэтому стадия, соответствующая "несформировавшемуся эмбриону" в данном случае вообще могла отсутствовать.
Однако ключевым аргументом о. Феогноста является следующее утверждение: ""Не бывает природы без ипостаси", а потому и то, что находится в утробе матери с самого первого момента "возникновения" или "зачатия" имеет свою ипостась. И это ипостась человека ". Верно, по святоотеческому учению (изложенному, например, святым Василием Великим в его письмах) природы не бывает без ипостаси. Но при этом справедливо и обратное утверждение: ипостась также не может существовать без природы. А природа человек состоит, согласно православному учению, из разумной души и тела. Причем тело должно иметь образ человека, согласно иконографическому аргументу св. Феодора Студита. Если же этого образа нет, то говорить в строгом смысле о естестве человека нельзя и, соответственно, - о человеческой ипостаси .
Отсюда проистекают и другие несуразности. Например, оппоненты совершенно корректно указывают о. Феогносту на тот факт, что при зачатии гибнет большое количество оплодотворившихся эмбрионов. Если эмбрион - личность с момента зачатия, то, выходит, что с каждым таким актом происходят десятки микроубийств? О. священноигумен отмахивается от этого аргумента следующим образом: "Ну хорошо, много эмбрионов гибнет самостоятельно, и что с того? В Средние века была большая детская смертность, сейчас ее рецидивы имеют место быть. И что с того? Смерть как трагедия рода нашего вошла в мир, и мы за это не несем вину ". Однако сравнение с детской смертностью и вообще смертью как трагедией человеческого рода тут некорректно. Люди не были напрямую виновны в высокой детской смертности: она была именно что общим следствием грехопадения и нашего несовершенства. Развитие науки и технологий эту проблему в значительной степени решило. Однако гибель эмбрионов есть прямое следствие определенных человеческих действий: если бы не было полового акта, то не было бы и этих неминуемых(!) смертей. Но кто вложил в человека половое влечение, заставив его с необходимостью размножаться именно таким образом? Бог. Выходит, если следовать логике отца Феогноста, то именно Бог является виновником гибели многих человеческих личностей, происходящей при каждом совокуплении мужчины и женщины...
5) Практико-этические соображения
Самое главное, что необходимо отметить в связи с вышеизложенным, это то, что хотя прерывание беременности на ранних стадиях не является убийством, оно все равно остается смертным грехом , как это и отмечается в канонах Православной Церкви (2-е прав. Василия Великого и других). Мотивом написания данной статьи было не "оправдать аборты", а опровергнуть ложные богословские предпосылки, на основании которых зародыш до формирования считается человеческой личностью. Сознательный аборт для христианина недопустим, а совершение его должно за собой влечь соответствующие канонические и дисциплинарные санкции со стороны пастырей Церкви .
Интерес, однако, представляют иные моменты. Так, очень часто среди православных принято различать между "абортивными" или "неабортивными" средствами контрацепции. При этом абортивные средства отрицаются на основании того, что они приводят к убийству, а неабортивные, наоборот, считаются "допустимыми". Выше мы показали, что гибель несформировавшегося зародыша убийством не является, а поэтому в принципе разницы между "абортивными" и "неабортивными" противозачаточными средствами нет. Важно, однако, другое: насколько вообще эти средства приемлемы в жизни христианина? Пусть аборт на ранней стадии не есть убийство, но он все равно никогда не считался допустимым Отцами Церкви. Греховность тут заключается в противлении Божественной воле, в недопущении новой жизни в этот мир. Позиция Католической Церкви, которая запрещает вообще любые виды контрацепции кроме "естественной", является более богословски последовательной в данном вопросе, чем взгляды некоторых православных авторов.
Более сложным вопросом является "аборт по медицинским показаниям", то есть хирургическое вмешательство, приводящее к гибели плода, в случае угрозы жизни матери. В тех случаях, когда зародыш еще не приобрел человеческие очертания, допустимость операции не может подлежать сомнению. К аборту же на поздней стадии, предпринимаемому для спасения жизни матери, вполне применимы соответствующие слова из "Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви" (XII,2): "В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь".
В последнее время особым предметом дискуссии стал вопрос о об искусственном прерывании внематочной беременности, который является частным случаем аборта по медицинским показаниям. Разрыв маточных труб, который часто влечет за собой летальный исход для женщины, происходит обычно в конце второго месяца беременности, то есть как раз перед началом того периода, когда эмбрион начинает приобретать очертания человека. Следовательно, с точки зрения православной антропологии хирургическое вмешательство в данном случае не будет являться убийством и, соответственно, является морально и богословски оправданным. Жизнь матери здесь являет собой несоизмеримо большую ценность.