Элифас Леви — биография грешника. Французский оккультист и таролог Леви Элифас: биография, книги, достижения и открытия Период после тюремного заключения

1810 1875

В Лондоне Луи Констан провел вызывание духа мага Апполония Тианского, жившего в I веке. Тогда же Луи Констан взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переведя для этого на иврит имя Альфонс-Луи.

А льфонс-Луи Констан (литературный псевдоним Элифас Леви) родился в Париже 8 февраля 1810 года в семье сапожника. Он закончил школу для мальчиков в Париже, а затем приходской священник, покоренный сообразительностью подростка, устроил его в семинарию Сент-Никола дю Шардоне. Завершил образование Констан в семинарии Святого Сульпиция. Это образование открывало путь к духовной карьере.

Уже в ранней юности Альфонс-Луи интересовался магией и оккультными науками. Возможно, на него повлияло то, что директор его начальной школы придерживался концепции "животного магнетизма" и считал, что жизненной энергией человеческого тела управляет Дьявол. Луи Констан решил стать священником.

Пробыв нескольких лет в послушниках, он стал дьяконом, преподавал в семинарии Пти-де-Пари, и принял очень строгую клятву плотского воздержания. Позже он скажет, что "еще не знал жизни" и потому принял такое опрометчивое решение. Однако духовная карьера Констана оказалась короткой из-за его левых политических взглядов и отказа соблюдать обет безбрачия, обязательный для католического духовенства. В 1836 году Луи Констан влюбился в юную девушку Адель Алленбах, был вынужден сознаться в этом своему духовному начальству, из-за чего так и не был посвящен в более высокий духовный сан. Эта драма повлекла за собой трагедию - самоубийство его матери, глубоко разочарованной поступком сына, от которого она ждала столь многого.

1839 год оказался временем метаний и, возможно, окончательного перелома в мировоззрении Констана. В этом году решился обречь себя строгой монашеской жизни и отправился в Бенедиктинский монастырь в Солемне. Но его решимости его хватило не надолго, и он покинул Солемн безо всяких видов на будущее. Единственным результатом этого недолгого уединения стал сборники церковных песнопений и сказаний - "Куст майской розы".

Выйдя из монастыря и попав в Париж, он увлекся теориями эксцентричного старика по имени Ганно (его также называли Мапа), который именовал себя пророком и перевоплощением французского короля Людовика XVII. Жена Ганно претендовала на то, что она является инкарнацией королевы Марии-Антуанетты.

Как пишет в своей "Истории магии" сам Элифас Леви, "Мапа конфиденциально сказал нам, что он - Людовик XVII, вернувшийся на Землю ради дела возрождения, а женщина, с которой он разделял жизнь, - Мария-Антуанетта Французская. Он объяснил далее, что его революционные теории были последним словом мятежных претензий Каина, предназначенных для того, чтобы обеспечить в силу роковой реакции победу Авеля. Мы посетили Мапа, чтобы посмеяться над его экстравагантностями, но он захватил наше воображение своим красноречием".

Знакомство с Мапа сильно повлияло на мировоззрение будущего мага и послужило толчком к написанию его первой книги "Библия Свободы". Содержание этого труда было столь революционным, что за публикацию его в 1841 году он получил 8 месяцев тюрьмы и 300 франков штрафа. Еще в тюрьме Луи Констан увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Луллия, Агриппы, Постеля. В конце 1844 года он объявил о своем окончательном разрыве с католицизмом. За свою жизнь Луи Констан успел отсидеть три небольших тюремных срока - всякий раз за публикацию своих статей на политические и религиозные темы.

В 1846 году Констан обвенчался с юной Ноэми Кадо (ей было не больше 18 лет). Ноэми была не только верной подругой Альфонса-Луи в последующие семь лет, но и сама была не чужда творчества. Она была блестящей творческой личностью - журналисткой и скульптором. К сожалению, все дети этой четы умерли в младенческом возрасте. В 1853 году Ноэми увлеклась другим и оставила мужа, а спустя несколько лет добилась окончательного развода в гражданском суде на том основании, что брак "с духовным лицом" не мог быть действительным. Как отмечают многие авторы, это свидетельствует о том, что Констана никогда не отлучали от церкви.

Настоящую страсть к магии разбудила в нем встреча с польским оккультистом Дж. М. Хоен-Вронским (1776-1853), который верил, что ритуальная магия может привести человека к полубожественному состоянию. Кроме того, по словам самого Леви, немалое влияние на него оказала книга "Маг" англичанина Фрэнсиса Баррета, который жил на рубеже XVIII и XIX веков.

В 1854 году Луи Констан отправился в Англию, где познакомился с писателем Бульвер-Литтоном, также интересовавшемся вопросами эзотерики. Бульвер-Литтон даже написал розенкрейцерский роман "Занони" и несколько других оккультных книг, которые сделали магию респектабельной. Они оба стали членами оккультной группы, которую, вероятно, организовал Бульвер-Литтон, и где изучали астральное видение, магию, астрологию и гипноз.

В Лондоне, по просьбе подруги Бульвер-Литтона, Луи Констан провел вызывание духа мага Апполония Тианского, жившего в I веке. Тогда же Луи Констан взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переведя для этого на иврит имя Альфонс-Луи. В то время он уже жил за счет уроков магии и публикации своих сочинений.

Свой первый серьезный труд по магии - "Учение трансцендентальной магии" - Леви издал в 1855 году. Второй том - "Ритуал трансцендентальной магии" - увидел свет на следующий год. Затем последовали "История Магии" (1860 год), в 1861 году - "Ключ к Великим мистериям", а в 1862 году - "Легенды и символы".

В своих работах Леви отстаивал версию о том, что существует единое тайное учение, которое "кроется за вуалью всех иератических и мистических аллегорий древних доктрин". В книге "Учение трансцендентальной магии" он первым соотнес 22 Старших Аркана Таро с буквами еврейского алфавита и аспектами Бога.

Кроме того Леви развил теорию астрального света, которая была основана на идее "животного магнетизма". По его мнению, астральный свет был подобен флюиду жизни, который заполняет все пространство и все живые существа. Эта концепция была весьма популярна в XIX столетии, Леви привнес в него то, что "управляя астральным светом, маг может управлять всеми вещами; воля и власть квалифицированного мага безгранична".

Остается неясным, участвовал ли Элифас Леви в каких-либо эзотерических обществах. По некоторым данным, в 1861 году он вступил во французскую масонскую ложу, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее. Однако современные масоны опровергают эту информацию. Артур Уэйт утверждает, что Леви был посвящен в некое эзотерическое общество, откуда его исключили за разглашение тайн. Возможно, речь идет о том самом магическом обществе, в которое Леви входил вместе с Бульвер-Литтоном.

В последние годы своей жизни Леви жил за счет издания своих оккультных работ и благодаря материальной помощи многочисленных учеников. Элифас Леви умер от водянки 31 мая 1875 года. После смерти мастера его ученик, барон Спедальери издал еще одну его книгу - "Ключ к Великим Арканам или Разоблаченный оккультизм".

Герметический Орден Золотой Зари , основанный в Лондоне в 1888 году, взял из магии Леви довольно много как концепций, так и деталей. А Алистер Кроули , родившийся в год его смерти, утверждал, что является инкарнацией этого мага. В своей книге "Магия в теории и на практике" Кроули указывает на ряд примечательных совпадений в своей биографии и биографии Элифаса Леви.

На русском языке изданы: "Учение и ритуал высшей магии" (Рефл-бук) 1994 год, "Ритуал трансцендентальной магии" (Рефл-бук, Ваклер) 1995 год, "История магии" (Рефл-вук) 1995 год, "Великий аркан или Разоблаченный оккультизм" (Присцельс) 1997 год.

© Ложа "Убежище Пана" O.T.O.

Альфонс-Луи Констан (магическое имя - Элифас Леви ) - французский оккультист, родился в Париже 8 февраля 1810 года в семье сапожника. С ранних лет мальчик отличался сообразительностью, чем привлек к себе внимание приходского священника, который устроил его в семинарию Сент-Никола дю Шардоне. Помимо греческого и латыни, он приобрел познания в древнееврейском языке. Констан стал послушником, получил низший духовный сан и чин диакона. Это образование открывало для него путь к духовной карьере.

В дальнейшем он преподавал в семинарии Пти-де-Пари. В то же время он принял очень строгую клятву плотского воздержания. Но позже он пожалел об этом, объяснив это тем, что тогда он еще не знал жизни и потому принял такое опрометчивое решение. Его духовная карьера оказалась короткой, причиной тому послужили его левые политических взгляды и отказ соблюдать обет безбрачия, обязательный для католического духовенства. Когда в 1836 году Констан влюбился в одну юную девушку, он сознался в этом своему духовному начальству, из-за чего так и не был посвящен в более высокий духовный сан. В свою очередь, это послужило причиной самоубийства его матери, которая слишком много хотела от своего сына.

После сложного 1839 года, времени метаний и, скорее всего, окончательного перелома в мировоззрении, Констан покинул монастырь и переехал в Париж. Там он увлекся теориями эксцентричного старика по имени Ганно (его также называли Мапа), который именовал себя пророком и перевоплощением французского короля Людовика XVII. По словам самого Констана:

Мапа конфиденциально сказал нам, что он - Людовик XVII, вернувшийся на Землю ради дела возрождения, а женщина Мария, с которой он разделял жизнь, - Антуанетта Французская. Он объяснил далее, что его революционные теории были последним словом мятежных претензий Каина, предназначенных для того, чтобы обеспечить в силу роковой реакции победу Авеля. Мы посетили Мапа, чтобы посмеяться над его экстравагантностями, но он захватил наше воображение своим красноречием.

Знакомство с этим старцем оказало большое влияние на мировоззрение будущего мага и вдохновило к написанию его первой книги «Библия Свободы» . Но за публикацию этого труда в 1841 году в силу его революционного содержания Констан был лишен свободы почти на год. В тюрьме он увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Луллия, Агриппы, Постеля. На протяжении всей своей жизни Констан трижды был заключен в тюрьму и каждый раз попадал туда за публикацию своих статей на политические и религиозные темы.

В конце 1844 года он окончательно отошел от католицизма. В 1846 году Констан женился на 18-летней Ноэми Кадо, которая составила ему достойную пару. Она была яркой творческой личностью - журналисткой и скульптором. Вместе они прожили семь лет, но их брак не принес продолжения рода, все их дети умерли еще в младенческом возрасте. В 1853 году молодая супруга увлеклась другим и бросила мужа; спустя несколько лет она добилась окончательного развода на том основании, что брак «с духовным лицом» не может быть действительным. Последнее свидетельствует о том, что Констана никогда не отлучали от церкви.

Позднее состоялись ещё одни из ключевых для жизни Констана встреч. Знакомство с польским оккультистом Дж. М. Хоен-Вронским (1776-1853) разбудило в нем настоящую страсть к магии. Вронский верил, что ритуальная магия может привести человека к полубожественному состоянию.

Приехав в Англию в 1854 году, Констан познакомился с писателем Бульвер-Литтоном, также интересовавшемся вопросами эзотерики, автором розенкрейцерского романа "Занони" и других оккультных книг, которые сделали магию респектабельной. Вместе они вступили в оккультную группу, где изучали астральное видение, магию, астрологию и гипноз. По просьбе подруги Бульвер-Литтона Констан провел вызывание духа Апполония Тианского - мага жившего в I веке. Тогда же он взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переведя для этого на иврит имя Альфонс-Луи.

В 1855 году вышел в свет первый серьезный труд по магии - . Год спустя Леви опубликовал второй том - «Ритуал трансцендентальной магии» . Позднее Леви написал другие книги: «История Магии» (1860 год), в 1861 году - «Ключ к Великим мистериям» , в 1862 году - «Легенды и символы» . В этих книгах Элифас Леви дает методическое изложение основ магии, оккультизма и демонологии.

Согласно трудам Леви существует единое тайное учение, которое «кроется за вуалью всех иератических и мистических аллегорий древних доктрин» . В книге «Учение трансцендентальной магии» он первым соотнес 22 Старших Аркана Таро с буквами еврейского алфавита и аспектами Бога. Благодаря Элифасу Леви карты Таро в Европе стали применяться в предсказательной магии, а не только в игральном плане: до того карты были распространены по всей Европе в качестве салонной игры - «Тарок». Кроме того Леви развил теорию астрального света, основанную на идее «животного магнетизма». По его мнению, астральный свет подобен флюиду жизни, который заполняет все пространство и все живые существа. Данная концепция была весьма популярна в XIX столетии, Леви дополнил ее, сказав, что «управляя астральным светом, маг может управлять всеми вещами; воля и власть квалифицированного мага безгранична».

Элифаса Леви можно было видеть в облачении мага, и на единственном прижизненном портрете он изображен именно в таком одеянии. В последние годы он жил за счет издания своих оккультных работ, уроков магии и материальной помощи своих многочисленных учеников. В 1875 года Леви умер от водянки. В этом же году его отвергла Церковь. После смерти мастера его ученик, барон Спедальери издал еще одну его книгу - «Ключ к Великим Арканам или Разоблаченный оккультизм».

Остается не известным тот факт, входил ли Элифас Леви в какие-либо эзотерические общества. По некоторым непроверенным данным, в 1861 году он вступил во французскую масонскую ложу, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее. Однако современные масоны опровергают эту предположение. Известный оккультист Артур Уэйт (создатель одной из колод Таро), который занимался переводом работ Элифаса Леви, утверждал, что тот был посвящен в некое эзотерическое общество, откуда его исключили за разглашение тайн. Возможно, речь идет о том самом магическом обществе, в которое Леви входил вместе с писателем Бульвер-Литтоном.

Основанный в 1888 году в Лондоне Орден Золотой Зари взял из магии Леви довольно много, как концепций, так и деталей. Алистер Кроули, который родился в год его смерти, утверждал, что является инкарнацией этого мага. Он указывал на ряд примечательных совпадений в своей биографии и биографии Элифаса Леви в своей книге «Магия в теории и на практике».

Никто из современных толкователей магии и оккультизма не может сравниться с Элифасом Леви, а древние, хотя и более авторитетные авторы, уступают ему в живости изложения.

Элифас Леви, чье настоящее имя Альфонс-Луи Констан, родился 8 февраля 1810, в Париже (Paris, France). Его псевдоним был попыткой транслитерировать свое имя "Альфонс-Луи" на иврит, хотя сам он не был евреем. Его отец был сапожником. Элифас посещал семинарию Сен-Сюльпис (Saint Sulpice) и готовился стать римско-католическим священником.

В 1836-м он пал жертвой женских чар. Связь с некой Адель Алленбах поставила жирную точку в духовной карьере Элифаса. Не сумевшая смириться с провалом сына, мать Леви наложила на себя руки. Он бросил монастырь и увлекся теорией Ганно. Леви написал ряд малозначимых религиозных работ, в том числе на тему нравственных традиций и доктрин рационализма во Франции. Его перу принадлежат два радикальных трактата, "Евангелие от народа" и "Завет свободы", вышедшие в свет в период революцию 1848-го. Из-за вольного содержания трактатов Леви был приговорен к двум кратким срокам лишения свободы.



В 1846-м оккультист прошел обряд венчания с 18-летней Мэри Ноэми Кадио, которая некоторое время была прекрасным ему дополнением. Яркая и креативная, Ноэми всеми силами поддерживала мужа. Однако в их браке все их дети умирали в младенчестве. В 1853-м его жена заинтересовалась другим мужчиной и бросила Леви. В этом же году Элифас прибыл с визитом в Англию (England), где встретил романиста Эдварда Бульвера-Литтона (Edward Bulwer-Lytton), который был главой небольшого розенкрейцерского ордена.

Первый трактат Леви на тему магии, "Догмат о высшей магии", вышел в 1854-м, а затем в 1856-м было представлено сопроводительное издание, "Ритуалы высшей магии". Обе книги впоследствии были объединены в одну, "Догмы и ритуалы высшей магии". В английском варианте она вышла в 1896-м, в переводе Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite), и получила заглавие "Трансцендентная магия, ее учения и ритуалы".

К работе над написанием труда "История магии" Элифас приступил в 1860-м. Через год он уже опубликовал продолжение, "Ключ к великим мистериям". В 1861-м он прибыл в Лондон (London), где участвовал в спиритическом сеансе. Он якобы успешно вызвал дух Аполлония Тианского (Apollonius of Tyana), греческого неопифагорейского философа и мага, жившего в 1-м веке. Именно тогда оккультист перевел свое настоящее имя на иврит.

В 1862-м Леви продолжил писать на тему магии и презентовал книгу "Легенды и символы". В 1865-м вышли книги "Ведьма Медонская" и "Наука о духах". В 1868-м была полностью завершена работа над произведением "Великий аркан, или разоблаченный оккультизм", однако оно было опубликовано только через 20 лет после смерти автора, в 1898-м.

Изложение, которым пользовался Леви для толкования магии и тайных сил, успешно прижилось, в особенности после его кончины. Спиритизм, широко практикуемый по обе стороны Атлантики в 1850-х, добавил свои пять копеек к общей популярности учений и умозаключений Элифаса. Его магические практики, так и остававшиеся достаточно туманными, не давали повода развиться культу фанатизма. Леви также ничего не продавал и не собирался возрождать какой-либо древний культ или основывать свое собственное тайное общество. К своей "магической системе" Элифас подключил карты Таро, и это отразилось на том, что впоследствии старинные карты стали важной частью магической атрибутики на Западе.

Леви был первым, кто заявил, что обратная пентаграмма (вершиной вниз) – символ зла, а прямая пентаграмма (вершиной вверх) – символ добра.


Альфонс-Луи Констан (литературный псевдоним Элифас Леви, 1810 - 1875) родился в Париже 8 февраля 1810 года в семье сапожника. Он закончил школу для мальчиков в Париже, а затем приходской священник, покоренный сообразительностью подростка, устроил его в семинарию Сент-Никола дю Шардоне. Завершил образование Констан в семинарии Святого Сульпиция. Это образование открывало путь к духовной карьере.
Уже в ранней юности Альфонс-Луи интересовался магией и оккультными науками. Возможно, на него повлияло то, что директор его начальной школы придерживался концепции “животного магнетизма” и считал, что жизненной энергией человеческого тела управляет Дьявол. Луи Констан решил стать священником.
Пробыв нескольких лет в послушниках, он стал дьяконом, преподавал в семинарии Пти-де-Пари, и принял очень строгую клятву плотского воздержания. Позже он скажет, что “еще не знал жизни” и потому принял такое опрометчивое решение. Однако духовная карьера Констана оказалась короткой из-за его левых политических взглядов и отказа соблюдать обет безбрачия, обязательный для католического духовенства. В 1836 году Луи Констан влюбился в юную девушку Адель Алленбах, был вынужден сознаться в этом своему духовному начальству, из-за чего так и не был посвящен в более высокий духовный сан. Эта драма повлекла за собой трагедию - самоубийство его матери, глубоко разочарованной поступком сына, от которого она ждала столь многого.
1839 год оказался временем метаний и, возможно, окончательного перелома в мировоззрении Констана. В этом году решился обречь себя строгой монашеской жизни и отправился в Бенедиктинский монастырь в Солемне. Но его решимости его хватило не надолго, и он покинул Солемн безо всяких видов на будущее. Единственным результатом этого недолгого уединения стал сборники церковных песнопений и сказаний - “Куст майской розы”.
Выйдя из монастыря и попав в Париж, он увлекся теориями эксцентричного старика по имени Ганно (его также называли Мапа), который именовал себя пророком и перевоплощением французского короля Людовика XVII. Жена Ганно претендовала на то, что она является инкарнацией королевы Марии-Антуанетты.
Как пишет в своей “Истории магии” сам Элифас Леви, “Мапа конфиденциально сказал нам, что он - Людовик XVII, вернувшийся на Землю ради дела возрождения, а женщина, с которой он разделял жизнь, - Мария-Антуанетта Французская. Он объяснил далее, что его революционные теории были последним словом мятежных претензий Каина, предназначенных для того, чтобы обеспечить в силу роковой реакции победу Авеля. Мы посетили Мапа, чтобы посмеяться над его экстравагантностями, но он захватил наше воображение своим красноречием”.
Знакомство с Мапа сильно повлияло на мировоззрение будущего мага и послужило толчком к написанию его первой книги “Библия Свободы”. Содержание этого труда было столь революционным, что за публикацию его в 1841 году он получил 8 месяцев тюрьмы и 300 франков штрафа. Еще в тюрьме Луи Констан увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Луллия, Агриппы, Постеля. В конце 1844 года он объявил о своем окончательном разрыве с католицизмом. За свою жизнь Луи Констан успел отсидеть три небольших тюремных срока - всякий раз за публикацию своих статей на политические и религиозные темы.
В 1846 году Констан обвенчался с юной Ноэми Кадо (ей было не больше 18 лет). Ноэми была не только верной подругой Альфонса-Луи в последующие семь лет, но и сама была не чужда творчества. Она была блестящей творческой личностью - журналисткой и скульптором. К сожалению, все дети этой четы умерли в младенческом возрасте. В 1853 году Ноэми увлеклась другим и оставила мужа, а спустя несколько лет добилась окончательного развода в гражданском суде на том основании, что брак “с духовным лицом” не мог быть действительным. Как отмечают многие авторы, это свидетельствует о том, что Констана никогда не отлучали от церкви.
Настоящую страсть к магии разбудила в нем встреча с польским оккультистом Дж. М. Хоен-Вронским (1776-1853), который верил, что ритуальная магия может привести человека к полубожественному состоянию. Кроме того, по словам самого Леви, немалое влияние на него оказала книга “Маг” англичанина Фрэнсиса Баррета, который жил на рубеже XVIII и XIX веков.
В 1854 году Луи Констан отправился в Англию, где познакомился с писателем Бульвер-Литтоном, также интересовавшемся вопросами эзотерики. Бульвер-Литтон даже написал розенкрейцерский роман “Занони” и несколько других оккультных книг, которые сделали магию респектабельной. Они оба стали членами оккультной группы, которую, вероятно, организовал Бульвер-Литтон, и где изучали астральное видение, магию, астрологию и гипноз.
В Лондоне, по просьбе подруги Бульвер-Литтона, Луи Констан провел вызывание духа мага Апполония Тианского, жившего в I веке. Тогда же Луи Констан взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переведя для этого на иврит имя Альфонс-Луи. В то время он уже жил за счет уроков магии и публикации своих сочинений.
Свой первый серьезный труд по магии - “Учение трансцендентальной магии” - Леви издал в 1855 году. Второй том - “Ритуал трансцендентальной магии” - увидел свет на следующий год. Затем последовали “История Магии” (1860 год), в 1861 году - “Ключ к Великим мистериям”, а в 1862 году - “Легенды и символы”.
В своих работах Леви отстаивал версию о том, что существует единое тайное учение, которое “кроется за вуалью всех иератических и мистических аллегорий древних доктрин”.Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни. В книге “Учение трансцендентальной магии” он первым соотнес 22 Старших Аркана Таро с буквами еврейского алфавита и аспектами Бога.
Кроме того Леви развил теорию астрального света, которая была основана на идее “животного магнетизма”. По его мнению, астральный свет был подобен флюиду жизни, который заполняет все пространство и все живые существа. Эта концепция была весьма популярна в XIX столетии, Леви привнес в него то, что “управляя астральным светом, маг может управлять всеми вещами; воля и власть квалифицированного мага безгранична”.
Остается неясным, участвовал ли Элифас Леви в каких-либо эзотерических обществах. По некоторым данным, в 1861 году он вступил во французскую масонскую ложу, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее. Однако современные масоны опровергают эту информацию. Артур Уэйт утверждает, что Леви был посвящен в некое эзотерическое общество, откуда его исключили за разглашение тайн. Возможно, речь идет о том самом магическом обществе, в которое Леви входил вместе с Бульвер-Литтоном.
В последние годы своей жизни Леви жил за счет издания своих оккультных работ и благодаря материальной помощи многочисленных учеников. Элифас Леви умер от водянки 31 мая 1875 года. После смерти мастера его ученик, барон Спедальери издал еще одну его книгу - “Ключ к Великим Арканам или Разоблаченный оккультизм”.
Герметический Орден Золотой Зари, основанный в Лондоне в 1888 году, взял из магии Леви довольно много как концепций, так и деталей. А Алистер Кроули, родившийся в год его смерти, утверждал, что является инкарнацией этого мага. В своей книге “Магия в теории и на практике” Кроули указывает на ряд примечательных совпадений в своей биографии и биографии Элифаса Леви.

На русском языке изданы:

*
“Учение и ритуал высшей магии” (Рефл-бук) 1994 год
*
“Ритуал трансцендентальной магии” (Рефл-бук, Ваклер) 1995 год
*
“История магии” (Рефл-вук) 1995 год
*
“Великий аркан или Разоблаченный оккультизм” (Присцельс) 1997 год

Материалы взяты с сайтов.

» . Основной текст — из 22-й главы « Ритуала » . Дополнительные тексты (синие) — из других частей книги.

Мы уже говорили, что двадцать два ключа<Леви не употреблял слово Аркан применительно к козырям Таро. Это впервые сделал его ученик Поль Кристиан.> Таро являются двадцатью двумя буквами древнейшего каббалистического алфавита, и ниже приведем свод значений этих букв согласно различным иудейским каббалистам.

Алеф Бытие, дух, человек или Бог; доступный пониманию объект; единство как мать чисел, первичная субстанция.

Иллюстрация Леви к его книге "Ключи и ключики Соломона"


Все эти понятия символизирует иероглифическая фигура Фокусника . Его туловище и руки образуют букву a Алеф , вокруг головы — нимб в форме , символ жизни и вселенского духа. Перед ним мечи, чаши и пантакли, и он поднимает к небу магический жезл. У него фигура юноши и кудрявые волосы, как у Аполлона или Меркурия; на губах уверенная улыбка, умный взгляд.

Бет — Дом Бога и человека, святилище, закон, Гнозис, Каббала, оккультная церковь, бинер, женщина, мать.

Иероглиф Таро — Папесса : женщина, увенчанная тиарой с рогами луны или Исиды, голова покрыта вуалью, на груди солнечный крест, на коленях держит книгу, которую прикрывает своей мантией.

Протестантский автор лживой истории папессы Иоанны нашел и использовал, к добру или худу, для своей теории две любопытные древние фигуры Папы-женщины или Верховной Жрицы Таро. По этим фигурам можно было понять, что «Папесса» обладает всеми атрибутами Исиды: на одном изображении она держит ра руках и ласкает своего сына Гора; на другом у нее распущенные длинные волосы. Она сидит между двумя колоннами бинера, на ее груди солнце с четырьмя лучами, одна рука лежит на книге, а другая выполняет священный эзотерический жест: подняты три пальца, а два сложены, что означает тайну. На голову ее наброшена вуаль, а по обе стороны ее кресла расцветают лотосы. Мне искренне жаль, что злополучный эрудит увидел в этом древнем символе лишь монументальный портрет своей воображаемой папессы Иоанны.

Гимел — Слово, тернер, изобилие, плодородие, природа, порождение в трех мирах.

Иероглиф — Императрица : крылатая, коронованная женщина, сидящая и держащая скипетр, на конце которого — шар мира; знак ее — орел, символ души и жизни. Эта женщина — Венера-Урания древних греков, а святой Иоанн в своем «Апокалипсисе » представил ее как «жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд»<Откр. 12:1.> . Это мистическая квинтэссенция тернера, это духовность, бессмертие, Царица Небесная.

Далет — Порта, или правительство в восточных странах<Автор имеет в виду Османскую империю, правительство которой (точнее, канцелярию великого визиря), а впоследствии и само государство именовали Портой (от фр. Porte , т. е. «Дверь», «Врата», что является калькой с осм. Баб-ы Али , т. е. «Высокие Ворота». Так назывались ворота во двор великого визиря в центре Стамбула.> , посвящение, власть, тетраграмма, кватернер, кубический камень и его основание.

Иероглиф — Император : правитель, чье тело представляет собой треугольник, направленный вверх, а ноги — крест, образ Атанора философов.

Хе — Указание, демонстрация, обучение, закон, символизм, философия, религия.

Иероглиф — Папа , или великий иерофант. В более современных Таро<В Безансонском и Швейцарском.> этот образ заменен Юпитером. Великий иерофант, сидящий между двух колонн Гермеса и Соломона, делает эзотерический жест и опирается на крест с тремя перекладинами, образующими треугольник<Нижняя перекладина — самая широкая, верхняя — самая узкая, верхний конец креста образует вершину треугольника; см. в Таро Уэйта.> . Перед ним преклонили колена двое младших священников; поскольку же прямо над их головами расположены капители двух колонн, он находится в центре квинера и завершает собой божественную пентаграмму. Колонны фактически представляют необходимость закона, а головы — свободу или действие. От каждой колонны можно провести линию к каждой из голов. Это дает квадрат, разделенный косым крестом на четыре треугольника, и в центре этого креста находится великий иерофант — можно было бы сказать, как паук в центре своей паутины, если бы только такое сравнение служило истине, славе и свету.

Bay — Последовательность, переплетение, лингам, запутанность, союз, объятие, борьба, антагонизм, сочетание, равновесие.

Иероглиф — Человек между Грехом и Добродетелью . Над его головой сияет солнце истины, а в этом солнце — Амур, натягивающий тетиву своего лука и целящийся стрелой в Порок. В ряду десяти Сефирот этот символ соответствует Тиферет — Идеализму и Красоте. Шестерка представляет антагонизм двух тернеров — абсолютное отрицание и абсолютное утверждение. Это число труда и свободы, оно символизирует также духовную красоту и славу.

З аин — Оружие, пламенный меч Херувима, священный септенер, триумф, царская власть, священство.

Иероглиф — кубическая колесница с четырьмя столбами и звездно-лазурным тентом. В колеснице, между четырех столбов, стоит победитель, увенчанный короной с тремя золотыми пентаграммами. На его кирасе три наложенных друг на друга квадрата, на плечах — урим и туммим правителя, приносящего жертву, изображенные в виде двух полумесяцев луны в Гедула и Гебура. В руке он держит скипетр, увенчанный шаром, квадратом и треугольником. Выражение его лица — гордое и спокойное. Колесница запряжена двойным сфинксом, или двумя сфинксами, соединенными в области живота; они тянут в разные стороны, но один из сфинксов повернул голову так, что смотрят они в одном направлении. На квадрате, образующем переднюю сторону колесницы, изображен индийский лингам , а над ним — крылатый шар древних египтян. Этот иероглиф, который мы воспроизводим во всей точности, — пожалуй, самый красивый и самый завершенный из всех содержащихся в ключах Таро.

Иллюстрация Леви к "Ритуалу "


Хет — Весы, притяжение и отталкивание, жизнь, страх, обещание и угроза.

Иероглиф — Правосудие с мечом и весами.

Тет — Добро, страх перед злом, мораль, мудрость.

Иероглиф — мудрец, опирающийся на посох, держащий перед собой лампу и полностью закутавшийся в свой плащ. Его надпись — Отшельник или Капуцин (из-за капюшона его восточного плаща); истинное же его название — Благоразумие , и он завершает четыре кардинальные добродетели, которые показались несовершенными де Жебелену и Эттейлле<Классических кардинальных добродетелей четыре — Благоразумие, Справедливость, Умеренность и Мужество. Последние три легко различимы в Таро как Большие Арканы VIII, XIV и XI . К первой же упомянутые авторы отнесли Аркан XII : в нем они видели не повешенного, а человека, «который стоит, держа одну ногу на весу впереди другой и как бы изучая то место, куда он собирается ее поставить» (де Жебелен). Леви категорически отвергает эту инверсию и предлагает на роль Благоразумия Аркан IX.> .

Йод — Начало, проявление, похвала, мужское достоинство, фаллос, мужская плодовитость, отеческий скипетр.

Иллюстрация Леви к книге "Ключ к великим мистериям"


Иероглиф — Колесо Фортуны : космогоническое колесо Иезекииля с Германубисом, поднимающимся справа, Тифоном, спускающимся слева, и сфинксом в равновесии наверху, сжимающим в своих львиных когтях меч. Восхитительный символ, обезображенный Эттейлой, который заменил Тифона человеком, Германубиса мышью, а сфинкса — обезьяной: аллегория, характерная для Каббалы Эттейлы.

Каф — Сжимающая и держащая рука.

Иероглиф — Сила : женщина, увенчанная жизненным [знаком] , уверенно и без усилий закрывает пасть яростному льву.

Ламед — Пример, обучение, публичное учение.

Символ — человек, подвешенный за одну ногу, с руками, связанными за спиной так, что его тело образует треугольник, направленный вниз, а ноги — крест над треугольником. Виселица образует еврейскую букву Тау , а два ее столба — это деревья, на каждом из которых обрублено по шесть ветвей.
Эта фигура изображает человека со связанными за спиной руками и с двумя мешками денег, привязанными к подмышкам. Он повешен за одну ногу на виселице, составленной из двух древесных стволов — каждый с шестью обрубленными ветвями — и перекладины, дополняющей изображение еврейской буквы Taу t ; голени его скрещены, а локти с головой образуют треугольник. В алхимии треугольник над крестом обозначает завершение Великого Делания — то есть то же самое, что и t , последняя буква священного алфавита.
Поэтому этот повешенный есть адепт, связанный своими обязательствами, одухотворенный (ногами обращенный к небу). Это также античный Прометей, в бессмертных муках подвергающийся наказанию за свою славную кражу. В вульгарном смысле это предатель Иуда, и казнь его — угроза всякому, кто откроет великую тайну. Наконец, для еврейских каббалистов этот повешенный, соответствующий их двенадцатому догмату, учению об обещанном Мессии, — протест против признаваемого христианами Спасителя. Они как бы продолжают говорить ему: «Как можешь спасти других ты, не сумевший спасти самого себя?»

Мем — Небо Юпитера и Марса, господство и сила, возрождение, творение и разрушение.

Иероглиф — Смерть , косящая коронованные головы на лугу, где растут люди.

Нун — Небо Солнца, погода, времена года, движение, перемены жизни, вечно новой и вечно той же.

Иероглиф — Умеренность : ангел со знаком солнца на лбу, с квадратом и треугольником септенера на груди, переливающий из одной чаши в другую две эссенции, составляющие эликсир жизни.

Самех — Небо Меркурия, оккультная наука, магия, коммерция, красноречие, тайна, моральная сила.

Иероглиф — Дьявол , козел Мендеса, или Бафомет тамплиеров со всеми своими пантеистическими атрибутами. Это единственный иероглиф, который Эттейла правильно понял и приемлемо истолковал.

Фронтиспис Леви к его "Ритуалу "


Аин — Небо Луны, отклонения, ниспровержения, перемены, неудачи.

Иероглиф — башня, пораженная молнией, возможно, Вавилонская. Два человека, несомненный Нимрод и его лжепророк или министр, низвергнуты с вершины разрушенной башни. Один из персонажей в падении образует [своим телом] совершенную букву u Аин .

Пе — Небо души, потоки мысли, моральное влияние идеи на формы, бессмертие.

Иероглиф — сверкающие звезды и вечная молодость.

На семнадцатой странице [книги] Таро мы видим удивительную аллегорию: нагая женщина, изображающая одновременно Истину, Природу и Мудрость, без вуали, наклоняет к земле две урны и льет из них на нее огонь и воду; над ее головой сверкают семь звезд вокруг одной восьмиконечной звезды — Венеры, символа мира и любви. Вокруг женщины зеленеют земные растения, и на одном из них сидит бабочка Психеи — эмблема души, замененная в некоторых копиях священной книги птицей, символом более египетским и, вероятно, более древним. Это изображение, в современном Таро называющееся «Звездой», аналогично многим герметическим символам и не лишено такжесходства с пламенеющей звездой посвященных франкмасонства, выражающей большинство секретов тайного учения розенкрейцеров.

Цади — Стихии, видимый мир, отраженный свет, материальные формы, символизм.

Иероглиф — луна, роса, из воды на сушу выползает рак; собака и волк, воющие на луну и прикованные к основаниям двух башен; тропа, теряющаяся на горизонте и забрызганная кровью.

Коф — Смеси, голова, вершина, князь небес.

Иероглиф — сияющее солнце и двое обнаженных детей, взявшиеся за руки в огороженном стенами месте. В других Таро — прялка, разматывающая нити судеб<В т. н. «Таро Карла Шин — Чувствительность, плоть, жизнь вечная.

Иероглиф — Сумасшедший : человек в шутовском наряде, идущий без цели, несущий заплечную суму, без сомнения, набитую его глупостями и пороками; его растрепанная одежда обнажает то, что должна была бы скрывать; его кусает тигр, но он даже не думает бежать или защитить себя.

Тау — Макрокосм, сумма всего во всем.

Иероглиф — Кетер , каббалистическая Корона среди четырех таинственных животных; внутри короны — Истина, держащая в каждой руке по магическому жезлу.

Иллюстрация Леви к его книге "История магии"



Двадцать второй ключ Таро, который отмечен числом 21, потому что предшествующий ему Сумасшедший номера не имеет <Надо отметить,что карта «Сумасшедший» («Дурак», «Шут») не имеет номера (или обозначается нулем) в старинных игральных колодах и в английской традиции оккультного Таро. Во французской же традиции, начало которой положил Элифас Леви, эту карту иногда нумеруют 0/21, а следующую за ней карту «Мир» — 21/22. Именно Леви первым поставил «Сумасшедшего» на предпоследнее место среди ключей Таро.> , изображает молодую богиню, отчасти прикрытую накидкой и бегущую в центре цветочного венка, поддерживаемого четырьмя животными Каббалы. В Итальянском Таро эта богиня держит в каждой руке по жезлу, в Безансонском Таро — два жезла находятся в одной руке, а другая покоится на бедре. Обе богини являются в равной степени замечательными символами магнетического действия — либо чередующегося в своей поляризации, либо одновременно совмещающего противодействие и передачу.