Признание (Державин). В помощь ученику: анализ стихотворения Державина «Признание Признание державин средства выразительности

Созданное Г. Р. Державиным в старости стихотворение «Признание» как бы подводит итог всей его поэтической деятельности. Так его расценивал и сам поэт в «Объяснении на все свои сочинения»

Признание

Державин. Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я – богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям,
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен,
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Другие материалы о жизни и творчестве Г. Р. Державина – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Поэт не восхваляет себя, а чистосердечно рассказывает о своей жизни и о творчестве. В стихотворении он говорит, что не считал себя никогда философом или гением.

А просто жил как все и старался всегда выбирать правильный путь, который ему подсказывало сердце и разум. Он любил общество и правителей и если восхвалял их в своих произведениях, то только потому, что считал правильными и полезными их действия.

В окружающих его людях он всегда ценил чистоту помыслов и пытливый ум. Свое творчество автор не считает только личной заслугой, а верит, что этим талантом его наделил Бог.

Когда в своих произведениях он писал, что-то негативное о власти, то выступал от народа в целом. Для того чтобы правители смогли увидеть недостатки своего правления.

А когда восхвалял власть в своих произведениях, то хотел чтобы об их добрых делах знали все. И записи об этом остались следующим поколениям.

Тут же Державин откровенно и признается в том, что он такой же человек как все и бывало, подвергался человеческим слабостям, как и все люди. Он очень любил женский пол и посвятил женщинам много лирических стихотворений.

Державин пишет о белой и черной полосе в жизни, что нужно все преграды уметь преодолевать. Данное стихотворение получилось очень искренним и душевным трудом автора.

Это самое душевное и откровенное произведение поэта, в нем он изложил все, что думал о своем творческом пути и о жизни в целом. И самое главное все изложил честно и искренне без прикрас и преувеличений.

Не пряча свои грехи и простые человеческие слабости, изложил весь смысл своей жизни откровенно как на одном духу. Отсюда и появилось у стихотворения название « Признание».

Потому что именно это стихотворение и есть признанием автора и рассказом обо всех своих взлетах и падениях. И не только перед самим собой, но и перед всем миром.

Он как бы подводит итог своей жизни и итог всего своего творческого пути и участия в политической деятельности. В итоге стихотворение является откровением автора, а в широком понимании, произведением о смысле жизни.

Вариант 2

Данное произведение представляет собой своего рода подведение поэтом итогов своей жизни. В стихотворении Державин постарался дать самому себе и окружающим оценку своей жизни с нравственных позиций.

Поэт делает упор на своей искренности и несклонности к лицемерию. Он утверждает, что старался говорить правду, в том числе и стоящим выше него. Державин также выражал свое отвращение к дешевым эффектам, нежелание надевать личину важного человека или мудреца.

Поэт не говорит прямо, но косвенно дает понять, что его любовь к высказыванию правды не всегда вело к успеху. Он подчеркивает, что думал, стремился понравится своей искренностью, что само свидетельствует о том, что его попытки были безуспешными в ряде случаев.

Автор стихотворения утверждает, что главной целью для него было не делание карьеры, но служение искусству своим поэтическим даром, восхваляя то, что достойно высокой оценки. Именно этому он уделил много внимания, оставив сильных мира сего, с которыми он действительно часто соприкасался в качестве фона, своей жизни.

Упоминание Бога в контексте своего творчества призвано подчеркнуть, что Державин ориентировался на вечные ценности, служение высшему. Он не остановился на религиозной тематике, помянув ее вскользь, показывая тем самым, что служил все же неким абстрактным идеалам правды и справедливости.

В конце стихотворения Державин показал, что он все же не склонен рисовать себя в роли идеального героя, лишенного недостатков. Он признается, что не только служил истине, говоря правду в лицо, но и отдал дано увлечению любовной лирикой.

Однако поэт не пожелал заходить в своей самокритике слишком далеко. Свои слабости он считает достойными снисхождения, призывая не судить слишком строго его за ошибки, а бросить камень лишь если читатель сам считает себя лишенным обычных человеческих недостатков.

Автор стихотворения использовал художественные выразительные средства, чтобы придать яркости своему произведению. Он сочетал слова, относящиеся к «высокому стилю» и разговорной речи, а также метафоры, олицетворения и эпитеты, что, несомненно, сделало стихотворение более эмоционально насыщенным.

Сочинение 3

Произведение, относящееся к философской лирике поэта, представляет собой подведение результатов творческой жизни автора в виде определенного и откровенного самоанализа.

Повествование в произведении ведется от имени лирического героя в лице самого поэта, который, используя простую, незамысловатую форму монолога, оглядываясь на прожитую жизнь, оценивает свою нравственную позицию и поэтическое творчество в целом.

Структурная композиция стихотворения, являющаяся отличительной особенностью среди произведений поэта, состоит из тридцати двух строк, соединенных одной строфой, условно разделенных на три основные части, выражающих, соответственно, позицию духовного осмысления действительности, сознания в качестве отражения полученного опыта, а также мировоззрения в форме стимула для продолжения поэтической работы.

В качестве стихотворного размера произведения поэтом выбирается двустопный хорей в сочетании с рифмовкой, выполненной смежным способом, создающих определенный звуковой ритм и отображающих поэтическое настроение в виде двойственной противоречивой атмосферы спокойного размышления и эклектичности произведения.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении используются разнообразные метафоры, олицетворения, сравнения и эпитеты, образующие между собой взаимосвязанную каркасную систему.

Своеобразным отличием стихотворения является применение автором словоформ в виде высоких и низких стилей (вельможа, правду брякнуть) с включением в них словесных повторов, частых местоимений, глаголов прошедшего времени и существительных имен, придающих реалистичность содержательному изложению без использования приукрашенных выражений.

Стихотворение имеет экспрессивное настроение и выражает откровенные признания лирического героя о смысле его общественной и творческой деятельности, размышления о совершенных ошибках и объяснения мотивов осуществленных действий.

Используя художественный прием в форме доверительной беседы с читателем, поэт анализирует систему собственных жизненных ценностей, признавая ее правильность и справедливость, но предполагает, что не является при этом идеальным, безгрешным человеком, поскольку подвержен людским слабостям. Однако результатом проведенного анализа собственной жизни поэту представляется преданность и верность в служении отчизне.

Анализ стихотворения Признание Державина

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.

Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.

Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.

Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.

Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.

А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.

Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.

7 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Признание по плану

Б. Л. Постернак очень хорошо получалось в своих работах передавать образы окружающего мира, они выходили, поистине живы и ярки. Но автор никогда не любил преувеличить реальность

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.

    Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид ». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, - Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг ». Однако не скрывает, что и сам является простым обывателем, способным на проявление слабости: «Если ж я и суетою Сам был света обольщен, - Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен ».

    Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы - внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира - вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.

    Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я - богом; Вне себя я бога пел ». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом - именно это ведет поэта на творческом пути.

    Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями - назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо - хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек ».

    Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.

    Читать стих “Признание” Державина Гавриила Романовича нужно как итоговое произведение. В нем великий поэт рассказывает о своих достижениях и принципах, которыми он руководствовался в своем литературном труде. И хотя смерть его наступит только спустя 9 лет (стихотворение написано в 1807), итоги уже подведены, ведь принципы эти были неизменны все годы активного творчества.

    Поэт говорит совершенно искренне – в поэтических строках, которые изучаются на уроке литературы в классе, нет позы и притворства. Он не скрывает, что восхищался монархами, которые, по его мнению, были равны богам, а также того, что изначально идеалистические взгляды изменились под давлением обстоятельство. В то же время в тексте стихотворения Державина “Признание” говорится и о том, что поэт не склонен был к излишнему философствованию, а его приближенность к трону позволяла обличать многие проблемы государства.

    Учить или прочесть его онлайн полностью стоит для того, чтобы понять, как сам творец видел свою роль в обществе и мире. Он считал, что упрекнуть его не в чем и что его литературная жизнь прошла достойно, хотя и не исключал, что найдется мудрец, который захочет кинуть камень на его гроб.

    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид;
    Я любил чистосердечье,
    Думал нравиться лишь им,
    Ум и сердце человечье
    Были гением моим.
    Если я блистал восторгом,
    С струн моих огонь летел,
    Не собой блистал я - богом;
    Вне себя я бога пел.
    Если звуки посвящались
    Лиры моея царям, -
    Добродетельми казались
    Мне они равны богам.
    Если за победы громки
    Я венцы сплетал вождям, -
    Думал перелить в потомки
    Души их и их детям.
    Если где вельможам властным
    Смел я правду брякнуть в слух, -
    Мнил быть сердцем беспристрастным
    Им, царю, отчизне друг.
    Если ж я и суетою
    Сам был света обольщен, -
    Признаюся, красотою
    Быв плененным, пел и жен.
    Словом: жег любви коль пламень,
    Падал я, вставал в мой век.
    Брось, мудрец! на гроб мой камень,
    Если ты не человек.

    «Признание» Гавриил Державин

    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид;
    Я любил чистосердечье,
    Думал нравиться лишь им,
    Ум и сердце человечье
    Были гением моим.
    Если я блистал восторгом,
    С струн моих огонь летел,
    Не собой блистал я - богом;
    Вне себя я бога пел.
    Если звуки посвящались
    Лиры моея царям, -
    Добродетельми казались
    Мне они равны богам.
    Если за победы громки
    Я венцы сплетал вождям, -
    Думал перелить в потомки
    Души их и их детям.
    Если где вельможам властным
    Смел я правду брякнуть в слух, -
    Мнил быть сердцем беспристрастным
    Им, царю, отчизне друг.
    Если ж я и суетою
    Сам был света обольщен, -
    Признаюся, красотою
    Быв плененным, пел и жен.
    Словом: жег любви коль пламень,
    Падал я, вставал в мой век.
    Брось, мудрец! на гроб мой камень,
    Если ты не человек.

    Анализ стихотворения Державина «Признание»

    Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

    Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

    Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

    Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта . «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

    Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.