Мир, орбитальная станция. Гибель космической станции «Мир Запуск станции мир год

Хоть человечество и отказалось от полетов на Луну, но тем не менее, научилось строить настоящие "космические дома", о чем говорит всем известный проект "станция Мир". Сегодня я хочу рассказать вам некоторые интересные факты об этой космической станции, которая проработала 15 лет вместо запланированных трех лет.

На станции побывало 96 человек. Было совершено 70 выходов в открытый космос общей продолжительностью 330 часов. Станцию называли великим достижением русских. Мы выиграли… если бы не проиграли.

Первый 20-тонный базовый модуль станции «Мир» был выведен на орбиту в феврале 1986. «Мир» должен был стать воплощением извечной мечты писателей-фантастов о космической деревне. Изначально станцию строили так, чтобы к ней можно было постоянно добавлять новые и новые модули. Запуск «Мира» приурочили к XXVII съезду КПСС.

2

3

Весной 1987 года на орбиту был выведен модуль «Квант-1″. Он стал своего рода космическим вокзалом «Мира». Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Для того, чтобы надежно прикрепить «Квант» к комплексу, космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос.

4

В июне на орбиту был доставлен модуль «Кристалл». На нем был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен служить шлюзом для приема корабля «Буран».

5

В этом году на станции побывал первый журналист – японец Тоехиро Акияма. Его прямые репортажи выходили в эфир по японскому ТВ. В первые минуты пребывания Тоехиро на орбите выяснилось, что он страдает «космической болезнью» - разновидностью болезни морской. Так что его полет не был особенно результативным. В марте того же года «Мир» пережил еще одно потрясение. Лишь чудом удалось избежать столкновения с «космическим грузовиком» «Прогресс». Расстояние между аппаратами в какой-то момент составило всего несколько метров - и это при космической скорости в восемь километров в секунду.

6

7

В декабре на автоматическом корабле «Прогресс» был развернут огромный «звездный парус». Так начинался эксперимент «Знамя-2″. Российские ученые надеялись, что отраженными от этого паруса лучами солнца им удастся осветить значительные участки земли. Однако восемь панелей, из которых состоял «парус», раскрылись не полностью. Из-за этого осветили район гораздо слабее, чем ожидали ученые.

9

В январе отходивший от станции корабль «Союз ТМ-17″ столкнулся с модулем «Кристалл». Позже выяснилось, что причиной аварии была перегрузка: возвращавшиеся на землю космонавты взяли с собой слишком много сувениров со станции, и «Союз» потерял управляемость+

10

Год 1995-й. В феврале на станцию «Мир» прилетел американский многоразовый корабль «Дискавери». На борту «челнока» находился новый стыковочный узел для приема кораблей НАСА. В мае «Мир» состыковался с модулем «Спектр» с аппаратурой для исследований Земли из космоса. За свою небольшую историю «Спектр» пережил несколько внештатных ситуаций и одну, фатальную, катастрофу.

Год 1996-й. С включением в состав комплекса модуля «Природа» монтаж станции был завершен. Он занял десять лет - втрое больше, чем расчетное время работы «Мира» на орбите.

11

Стал самым тяжелым годом для всего комплекса «Мир». В 1997 станцию несколько раз чуть было не постигла катастрофа.В январе на борту произошел пожар - космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски.Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации. А в июне беспилотный грузовой корабль «Прогресс» сбился с курса и врезался в модуль «Спектр». Станция потеряла герметичность. Команде удалось заблокировать «Спектр» (закрыть ведущий в него люк) до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. В июле «Мир» чуть было не остался без электропитания - один из членов экипажа случайно отсоединил кабель бортового компьютера, и станция перешла в неуправляемый дрейф.В августе отказали кислородные генераторы - экипажу пришлось воспользоваться аварийными запасами воздуха.На Земле начали говорить о том, что стареющую станцию следует перевести в беспилотный режим.

12

В России об отказе от эксплуатации «Мира» многие и думать не хотели. Начался поиск иностранных инвесторов. Однако помогать «Миру» заграница не спешила.В августе космонавты 27-й экспедиции перевели станцию «Мир» в беспилотный режим. Причина - отсутствие государственного финансирования.

13

Все взоры были в этом году обращены на американского предпринимателя Уолта Андерссона.Он заявил о своей готовности вложить 20 миллионов долларов в создание компании MirCorp - фирмы, которая намеревалась заняться коммерческой эксплуатацией станции.Руководство Росавиакосмоса уверилось, что найти владельца тугого кошелька, готового вложить деньги в знаменитый «Мир». Спонсор и в самом деле нашелся быстро. Некий богатый валлиец Питер Люэллин заявил, что готов не только оплатить свою прогулку на «Мир» и обратно, но и выделить сумму, достаточную для обеспечения работы комплекса в пилотируемом режиме в течение года. То есть минимум, 200 миллионов долларов. Эйфория от быстрого успеха была так велика, что руководители российской космической отрасли не обратили внимания на скептические замечания в западной прессе, где Люэллина называли авантюристом. Пресса оказалась права. «Турист» прибыл в Центр подготовки космонавтов и начал тренировки, хотя ни пенса на счет агентства так и не поступило. Когда Люэллину напомнили про обязательства, он оскорбился и уехал. Авантюра бесславно завершилась. Что было потом - хорошо известно. «Мир» переводили в беспилотный режим, создали Фонд спасения «Мира», который собрал незначительную сумму пожертвований. Хотя предложения по его использованию были самые разные. Было и такое - наладить космическую секс-индустрию. Некоторые источники указывают, что в невесомости мужские особи функционируют фантастически безотказно. Но сделать станцию «Мир» коммерческой так и не вышло - проект MirCorp с треском провалился из-за отсутствия заказчиков. Не удалось и собрать денег с простых россиян - на специально открытый счет переходили в основном мизерные переводы от пенсионеров. Правительство РФ приняло официальное решение завершить проект. Власти заявили о том, что «Мир» будет затоплен в Тихом океане в марте 2001 года.

14

Год 2001-й. 23 марта станция была сведена с орбиты. В 05:23 московского времени двигателям «Мира» был дан приказ тормозить. В районе шести утра по Гринвичу «Мир» вошел в атмосферу в нескольких тысячах километрах к востоку от Австралии. Большая часть 140-тонной конструкции сгорела при входе в атмосферу. До земли долетели лишь фрагменты станции. По размеру некоторые были сравнимы с малолитражным автомобилем. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили. Около 1500 обломков приводнились в районе, площадь которого составила несколько тысяч квадратных километров - на своеобразном кладбище российских космических кораблей. С 1978 года в этом регионе закончили свое существование 85 орбитальных конструкций, в том числе несколько космических станций. Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире»

Ныне многие соглашаются с тем, что управляемые с Земли автоматы намного лучше «живого» человека справляются с функциями космического лаборанта, связиста и даже шпиона. В этом смысле окончание работы станции «Мир» стало знаковым событием, призванным обозначить конец очередного этапа пилотируемой орбитальной космонавтики.

15

На «Мире» работало 15 экспедиций. 14 - с международными экипажами из США, Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии и Германии. В ходе эксплуатации «Мира» был установлен абсолютный мировой рекорд продолжительности пребывания человека в условиях космического полета (Валерий Поляков - 438 суток). Среди женщин мировые рекорд длительности космического полёта установила - американка Шеннон Люсид (188 суток).

(ОК "Мир") является первой в мире модульной орбитальной станцией. Он вобрал в себя весь опыт своих предшественниц — долговременных орбитальных станций серии "Салют".

Первый элемент станции "Мир" (базовый блок) был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года с помощью ракеты-носителя "Протон", стартовавшей с космодрома Байконур в 00 часов 28 минут по московскому времени. Этот запуск стал началом создания на околоземной орбите многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса модульного типа, хотя станция "Мир" в составе только одного базового блока уже была пригодна к эксплуатации и могла обеспечивать необходимые условия для длительной работы экипажей на её борту. Модульное построение "Мира" позволяло делать гибкими не только программы научных исследований, но и процессы поиска инженерно-конструкторских решений по дальнейшему дооснащению космической станции.

В состав орбитального комплекса в полной сборке входили , кроме базового блока, модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа", стыковочный отсек, корабль "Союз ТМ" и корабль "Прогресс-М".

В составе орбитального комплекса базовый блок "Мир" использовался для пристыковки модулей, транспортных пилотируемых и автоматических грузовых кораблей, обеспечивал необходимые условия для работы и отдыха космонавтов.

Для удобства экипажа были две индивидуальные каюты и общая кают-компания с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи, беговая дорожка и велоэргометр.

На базовом блоке располагалась основная часть аппаратуры и оборудования систем управления движением и электропитания комплекса, двигательной установки и комплекса радиосредств.

Астрофизический модуль "Квант" предназначался для выполнения программы астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Он был выведен на орбиту 31 марта 1987 года и 9 апреля того же года состыкован с базовым блоком.

Модуль "Квант-2" был предназначен для дооснащения станции оборудованием и аппаратурой, в состав которых входили средства жизнеобеспечения и средства обеспечения выходов космонавтов в открытый космос, система электропитания, комплект гиродинов (устройства для высокоточной ориентации и стабилизации) и двигатели ориентации для системы управления движением комплекса. Он был выведен на орбиту 26 ноября 1989 года и 6 декабря 1989 года состыкован с орбитальным комплексом "Мир".

Модуль стыковочно-технологический "Кристалл" предназначался для выполнения программы опытного производства полупроводниковых материалов и биопрепаратов, научных экспериментов и работ по совершенствованию космической техники, а также для обеспечения стыковки с кораблем "Буран" и кораблем-спасателем "Союз ТМ". Он был выведен на орбиту 31 мая 1990 года и 10 июня того же года состыкован с орбитальным комплексом "Мир".

Научная аппаратура модуля "Спектр" предназначалась для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном и космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, космического излучения, медико-биологических исследований, изучения поведения различных материалов в условиях открытого космоса. Он был запущен 20 мая 1995 года и 1 июня того же года состыкован с орбитальным комплексом.

Основным назначением модуля "Природа" являлось исследование поверхности и атмосферы Земли, атмосферы в непосредственной близости от "Мира", влияние космического излучения на организм человека, изучение поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получение в условиях невесомости особо чистых лекарственных препаратов. Он был запущен 23 апреля 1996 года и 26 апреля того же года состыкован со станцией.

Стыковочный отсек, созданный в Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королёва, был предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы "Спейс Шаттл" (Space Shuttle) со станцией "Мир" без изменения её конфигурации. Он был доставлен на орбиту в ноябре 1995 года на американском многоразовом космическом корабле "Атлантис" (Atlantis) и пристыкован к модулю "Кристалл".

Общая масса комплекса (в полной сборке) более 125 тонн, общий объем герметичных отсеков примерно 400 кубических метров.

Головным разработчиком ОК "Мир" являлась Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева. Разработчик и изготовитель базового блока и модулей — Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Всего в работах по созданию станции "Мир" и наземной инфраструктуры для нее принимали участие около 200 предприятий и организаций.

Обеспечение управления комплексом было возложено на Центр управления космическими полетами (ЦУП), являющийся одним из подразделений Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш), который до этого был основным звеном в контуре управления полётами пилотируемых долговременных орбитальных комплексов "Салют" —"Союз" — "Прогресс".

ОК "Мир" был предназначен для длительных полетов экипажей из 2-3 космонавтов с целью проведения технологических экспериментов по отработке процессов полупромышленного производства полупроводниковых материалов и медицинских препаратов, а также для проведения технических, биомедицинских, геофизических, астрофизических и других экспериментов и исследований.

За время эксплуатации на орбитальном комплексе была размещена научная аппаратура более 240 наименований производства 27 стран общей массой 11,5 тонны, а с учетом вспомогательного оборудования и средств обеспечения общая масса комплекса целевых нагрузок составила 14 тонн. Данный комплекс научной аппаратуры позволял выполнять фундаментальные и научно-прикладные исследования по девяти направлениям в различных областях науки и техники.

На начальном этапе работы орбитального комплекса его эксплуатация была возможна только в режиме посещения, а эксплуатация в режиме постоянно действующей станции была ограничена из-за отсутствия необходимых средств системы управления движением и системы обеспечения жизнедеятельности.

Первый пилотируемый полет на "Мир" был проведен в период с 15 марта по 5 мая 1986 года. Эксплуатация орбитального комплекса в режиме постоянно действующей станции была начата 8 февраля 1987 года.

До августа 1999 года "Мир" эксплуатировался в постоянном пилотируемом режиме с одним перерывом с 27 апреля по 8 сентября 1989 года в период перехода с пилотируемых кораблей серии "Союз Т" на серию "Союз ТМ". Смена экспедиций осуществлялась непосредственно на борту комплекса.

На станции с 1987 года реализовывались международные программы исследований. В их выполнении непосредственно на борту станции приняли участие астронавты Франции, Сирии, Афганистана, Болгарии, Японии, Великобритании, Германии, Казахстана, Австрии, США, Канады и стран, входящих в Европейское космическое агентство.

На протяжении 1995-1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программам "Мир — Шаттл", "Мир — НАСА". В рамках этих программ было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля "Атлантис" и одна с помощью корабля "Индевор" (Endeavour), во время которых на станции побывали 34 астронавта.

С середины 1999 года в связи с трудностями финансирования программы полета ОК "Мир" в режим эксплуатации комплекса были введены относительно длительные беспилотные участки.

Последний полет на станцию "Мир" был совершен основной экспедицией в период с 4 апреля по 16 июня 2000 года. После этого было принято решение о прекращении полета орбитального комплекса, так как любая из систем "Мира", изначально рассчитанная на пять лет работы, а отработавшая пятнадцать, могла в любой момент отказать. Большая часть бортовых систем значительно превысила ресурсные характеристики. На станции уже возникали технические проблемы: отказывали радиосвязь, гиродины, теплоносители. Были даже такие критические моменты, когда ЦУП терял контроль над станцией во время проведения коррекции орбиты ее полета.

Уникальная операция по затоплению станции "Мир" была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля "Прогресс М1-5". Станции были выданы импульсы на торможение, после чего она сошла с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы, где начала гореть и разламываться на куски. Обломки станции упали в северо-западной части расчетного района затопления станции в южной части Тихого океана, не причинив никому вреда.

За время эксплуатации на ОК "Мир" работали 71 человек из 12 стран, а всего на "Мире" побывали 104 человека. В частности, пять раз совершал полеты на станцию Анатолий Соловьев, четыре раза — Александр Викторенко, три раза — Сергей Авдеев, Виктор Афанасьев, Александр Калери и американский астронавт Чарлз Прекорт.

На ОК "Мир" было совершено 78 выходов в открытый космос, выполнено по российской и международным программам более 23 тысяч научных экспериментов и исследований, многие из которых не имеют аналогов в мире.

Станция "Мир" стала своеобразным летным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции — МКС.

На ОК "Мир" впервые в мировой практике был реализован модульный принцип строительства на орбите космических сооружений больших габаритов и масс; апробировано применение кораблей "Союз", "Прогресс", "Спейс Шаттл" как транспортных средств для доставки экипажей и материально-технического снабжения; проведена отработка взаимодействия международных экипажей в длительных полетах; отработана технология поддержания станции в работоспособном состоянии в течение длительного полета; проведена отработка технологии совместного управления пилотируемыми космическими объектами двух стран из двух Центров управления — ЦУП-М (Королев, Россия) и ЦУП-Х (Хьюстон, США) и др.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Мир» — советский (впоследствии - российский) пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. На орбитальном комплексе «Мир» были совершены важнейшие научные открытия, реализованы уникальные технические и технологические решения. Принципы, заложенные при проектировании орбитального комплекса «Мир» и его бортовых систем (модульное построение, поэтапное развертывание, возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий, регулярное транспортно-техническое снабжение), стали классическим подходом к созданию перспективных пилотируемых орбитальных комплексов будущего.

Головной разработчик орбитального комплекса «Мир», разработчик базового блока и модулей орбитального комплекса, разработчик и изготовитель большинства их бортовых систем, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» - Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. Разработчик и изготовитель базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», части их бортовых систем - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева. В разработке и изготовлении базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», космических кораблей «Союз» и «Прогресс», их бортовых систем и наземной инфраструктуры также принимали участие около 200 предприятий и организаций, в том числе: Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Конструкторское бюро общего машиностроения им. В. П. Бармина, Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, Научно-исследовательский институт точных приборов, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Российская академия наук. Обеспечение управления орбитальным комплексом «Мир» осуществлялось Центром управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения.

Базовый блок - основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. В базовом блоке находились оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа МИР-Шаттл На протяжении 1995 - 1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программе "Мир - Шаттл", "Мир - НАСА". Орбитальная станция и шаттл станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоял из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы "штырь-конус".

Модуль "Квант" был предназначен для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащённого двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имел два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, - активный и пассивный. В автономном полёте пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль "Квант" был пристыкован к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приёмном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11-12.04.1986.

Модуль "Квант-2" был предназначен для дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

Модуль "Кристалл" был предназначен для проведения технологических и других научных исследований и экспериментов и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Модуль "Спектр" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) был предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы "Спейс Шаттл" со станцией "Мир" без изменения её конфигурации, доставлен на орбиту на американском корабле "Атлантис" STS-74 и пристыкован к модулю "Кристалл" (ось -Z).

Модуль "Природа" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.

Технические характеристики

Видео

Базовый блок , Квант-1 , Квант-2 , Кристалл , Спектр , Стыковочный модуль , Природа ,

«Мир» - советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция , функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года . Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем Протон . Первая многомодульная обитаемая орбитальная станция . Спроектирована «НПО Энергия ».

В состав станции входили следующие модули: Базовый блок , «Квант-1 », «Квант-2 », «Кристалл », «Спектр », Стыковочный модуль , «Природа », Основой для модулей послужили станции серии «Салют » и космические корабли «ТКС ». Станция была обитаема с 13 марта 1986 года по 16 июня 2000 года . Обслуживалась кораблями серий «Союз » и «Прогресс ». Провела 5511 суток на орбите Земли, из них 4594 дня была обитаема, совершив 86 331 оборот вокруг планеты.

За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов, поставлены два рекорда продолжительности пребывания в космосе Валерием Поляковым и Шеннон Лусид . На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями.

Орбитальная станция «Мир» была затоплена на «ККК » в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание.

Станция появляется в ряде фантастических фильмов и мультфильмов, таких как кинофильм «Вирус », «Армагеддон» , «Железное небо» и телевизионный мультипликационный сериал «Южный парк ».

История

Проект станции стал намечаться в 1976 году , когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций . В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции . В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием . Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран », и работы над станцией оказались практически заморожены . Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова , поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС .

Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств . Конструкция станций серии «Салют » стала основой для создания орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента «МКС » . Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года . Затем в течение 10 лет к нему были последовательно пристыкованы ещё пять модулей и стыковочный отсек .

Всего на орбитальной станции работало 104 космонавта из 12 стран (См. Список пилотируемых полётов к орбитальной станции «Мир»). Выход в открытый космос совершили 29 космонавтов и 6 астронавтов. За время существования, орбитальная станция «Мир» передала на Землю около 1,7 терабайта научной информации. Общая масса вернувшихся на Землю грузов с результатами экспериментов - около 4,7 тонны . Со станции произведена фотосъёмка 125 миллионов квадратных километров земной поверхности. На станции проводились эксперименты над высшими растениями .

Рекорды станции:


Состав

Базовый блок

Базовый блок предназначен для обеспечения условий работы и отдыха экипажа (до шести человек), управления работой бортовых систем, снабжения электроэнергией, обеспечения радиосвязи, передачи телеметрической информации, телевизионных изображений, приёма командной информации, управления ориентацией, коррекции орбиты, обеспечения сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей, поддержания заданных параметров атмосферы жилого объёма и температурного режима конструкции и оборудования, обеспечения условий для выхода космонавтов в открытое космическое пространство, проведения научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры.

Стартовая масса - 20900 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 13,13 м, максимальный диаметр - 4,35 м, объём герметичных отсеков - 90 м 3 , свободный объём - 76 м 3 . Конструкция станции включала три герметичных отсека (переходный, рабочий и переходную камеру) и негерметичный агрегатный отсек .

Целевые модули

«Квант»

«Квант» - экспериментальный (астрофизический) модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для проведения широкого круга исследований, в первую очередь в области внеатмосферной астрономии.

Стартовая масса - 11050 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 5,8 м, максимальный диаметр корпуса - 4,15 м, объём герметичного отсека - 40 м 3 . Конструкция модуля включала герметичный лабораторный отсек с переходной камерой и негерметичный отсек научных приборов.

Запущен в составе транспортного корабля модульного экспериментального 31 марта 1987 года в 03:16:16 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К» .

«Квант-2»

«Квант-2» - модуль дооснащения орбитального комплекса «Мир». Предназначен для дооснащения орбитального комплекса оборудованием и научной аппаратурой, а также для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос.

Стартовая масса - 19565 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 12,4 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичных отсеков - 59 м 3 . Конструкция модуля включала три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой специальный.

«Кристалл»

«Кристалл» - технологический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов, очистки биологически активных веществ в целях получения новых лекарственных препаратов, выращивания кристаллов различных белков и гибридизации клеток, а также для проведения астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

Стартовая масса - 19640 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу -12,02 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичных отсеков - 64 м 3 . Конструкция модуля включала два герметичных отсека: приборно-грузовой и приборно-стыковочный.

«Спектр»

Оптический модуль «Спектр»

«Спектр» - оптический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, космического излучения, медико-биологических исследований, изучения поведения различных материалов в условиях открытого космоса.

Стартовая масса - 18807 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 14,44 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичного отсека - 62 м 3 . Конструкция модуля состоит из герметичного приборно-грузового и негерметичного отсеков.

«Природа»

«Природа» - исследовательский модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования поверхности и атмосферы Земли, атмосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получения в условиях невесомости особо чистых лекарственных препаратов.

Стартовая масса - 19340 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 11,55 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичного отсека - 65 м 3 . Конструкция модуля включала один герметичный приборно-грузовой отсек.

Стыковочный отсек

Стыковочный отсек - модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для обеспечения возможности стыковки МТКК «Space Shuttle».

Масса вместе с двумя доставляемыми солнечными батареями и узлами крепления к грузовому отсеку МТКК «Space Shuttle» - 4350 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 4,7 м, максимальная длина - 5,1 м, диаметр герметичного отсека - 2,2 м, максимальная ширина (по концам горизонтальных цапф крепления в грузовом отсеке шаттла) - 4,9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера дополнительной СБ) - 4,5 м, объём герметичного отсека - 14,6 м 3 . Конструкция модуля включала один герметичный отсек .

Был доставлен на орбиту Шаттлом Атлантис 12 ноября 1995 в ходе миссии STS-74 . Модуль вместе с Шаттлом пристыковались к станции 15 ноября.

Транспортные корабли «Союз»

«Союз ТМ-24», пристыкованный к переходному отсеку орбитальной станции «Мир». Фотография сделана с МТКК «Atlantis» во время экспедиции STS-79

«Союз» - серия пилотируемых многоместных транспортных кораблей. Предназначены для доставки на орбитальный комплекс и возвращения на Землю экипажей и полезных грузов. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Союз» двух модификаций.

«Союз Т» - модификация транспортного корабля «Союз». Масса - 6830-7000 кг. Геометрические характеристики: длина - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м, объём герметичных отсеков - 6,5 м 3 . Продолжительность автономного полета - до 4,2 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса - до 120 сут. Конструкция корабля включает два герметичных отсека (бытовой отсек и спускаемый аппарат) и негерметичный приборно-агрегатный отсек . В 1986 году к орбитальному комплексу «Мир» совершил полет один пилотируемый транспортный корабль «Союз Т» .

«Союз ТМ» - модификация транспортного корабля «Союз Т» . Отличался усовершенствованием ряда бортовых систем. Продолжительность полета в составе орбитального комплекса увеличена до 180 сут. В период с 1986 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет 30 транспортных кораблей «Союз ТМ» (в том числе один беспилотный и 29 пилотируемых) .

Транспортные корабли «Прогресс»

«Прогресс» - серия транспортных автоматических космических кораблей . Предназначены для доставки на орбитальный комплекс расходуемых материалов, топлива, полезных грузов, научного оборудования. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Прогресс» трех модификаций.

«Прогресс» - разработан на базе пилотируемого транспортного корабля «Союз». Общая масса - около 7000 кг. Геометрические характеристики: длина - 7,92 м, максимальный диаметр - 2,72 м, общая масса доставляемых грузов - до 2500 кг. Объём герметичного отсека - 6,6 м 3 . Продолжительность автономного полета - до 4 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса - до 90 сут. Конструкция корабля включает один герметичный (грузовой) отсек и два негерметичных отсека (отсек компонентов дозаправки и приборно-агрегатный отсек) . В период с 1986 года по 1989 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет восемнадцать транспортных кораблей «Прогресс» .

«Прогресс М» - модификация транспортного корабля «Прогресс», при его создании были использованы бортовые системы космического корабля «Союз ТМ». Продолжительность автономного полета увеличена до 30 сут., полета в составе орбитального комплекса - до 180 сут. В период с 1989 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет сорок три транспортных корабля «Прогресс М» .

«Прогресс М1» - модификация транспортного корабля «Прогресс М», с целью увеличения массы доставляемого топлива. В период с 2000 года по 2001 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет три транспортных корабля «Прогресс М1» .

Возвращаемые баллистические капсулы «Радуга»

«Радуга» - серия одноразовых космических аппаратов. Предназначены для возвращения на Землю материалов с результатами исследований.

Максимальная масса - 350 кг, масса возвращаемого полезного груза - до 150 кг. Геометрические характеристики: длина - 1470 мм, максимальный диаметр - 780 мм. Точность приземления вдоль трассы ± 125 км, боковой разброс ± 15 км, скорость спуска на парашюте 8 м/с. В период с 1990 года по 1994 год было выведено на орбиту и возвращено на Землю девять капсул (одна из них после возвращения не была найдена), с помощью которых с орбитального комплекса «Мир» было доставлено более 500 кг материалов с результатами исследований .

Происшествия

Полноразмерный макет

Полноразмерный макет станции Мир на котором тренировались космонавты, находится в Центре подготовки космонавтов в Звёздном городке . Ещё один макет с подписью её последнего командира Сергея Залётина находится в парке развлечений «Европа-парк ». К макету пристыкованы несколько научных модулей и посадочный модуль, все они открыты для доступа туристов. Также, на макет в сервисе Google Street View.

Затопление

В январе 2001 года правительство Российской Федерации приняло решение о затоплении станции . В числе причин официально были названы: выработка ресурса станции, происшествия и аварии на станции, дорогое обслуживание (ок. $200 млн в год) .

Предлагались многочисленные проекты по спасению станции. Например, во время визита в Россию президента Ирана Хатами, иранская делегация выразила заинтересованность в покупке станции «Мир». Иран предложил финансировать станцию в течение ещё двух или трех лет, Россия же, со своей стороны, должна была готовить иранских космонавтов. Тегеран интересовался военным использованием станции, так как оборудование, находящееся на станции, несло двойную нагрузку - гражданскую и военную. В частности, станция «Мир» могла фиксировать пуски крылатых ракет и передвижение разных летательных аппаратов .

Утверждалось, что окончание программы «Мир» приведет к сокращению более 100 тысяч рабочих мест высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников. Для внутриполитической ситуации это привело бы к росту социальной напряженности и ликвидации современных наукоемких производств: последние в случае правильно поставленного менеджмента могли бы в будущем стать основой роста благосостояния страны. Тем не менее, орбитальная станция «Мир» была затоплена в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание .

В культуре

Кинематограф

Музыка

Компьютерные игры

  • В компьютерной игре Command & Conquer: Red Alert 3 при игре за Советский Союз присутствует возможность выбора суперспособности в виде орбитального удара. На первом уровне способности с орбиты падает Спутник-1 , на втором - один из модулей космической станции «Мир», на третьем - собственно космическая станция, внешне напоминающая «Мир».

Живопись

  • Затоплению станции «Мир» посвящена картина Андрея Соколова «Убийство».

См. также

  • Список космонавтов - участников орбитальных космических полётов
  • Список астронавтов США - участников орбитальных космических полётов
  • Список космонавтов СССР и России - участников космических полётов

Примечания

  1. Орбитальный комплекс «Мир»: [электронный ресурс] : [страница, посвященная орбитальному комплексу «Мир» на официальном сайте Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева] / Ракетно-космической корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. - URL (дата обращения: 20.04.2014).
  2. Космические рейнджеры
  3. 15 лет назад была затоплена в Тихом океане первая модульная орбитальная станция «Мир»
  4. Циркуляры малых планет за 9 мая 2001 года - в документе надо выполнить поиск Циркуляра № 42673 (M.P.C. 42673)
  5. Почтовая марка СССР 1990 года с изображением станции «Мир»
  6. Станция «Мир»: орбитальный дом послужил на славу
  7. Миру «Мир»
  8. Российская космическая станция «Мир» провела на орбите 15 лет и была затоплена в Тихом океане в 9 утра по московскому времени 23 марта 2001 года.
  9. 15 лет завершению работы комплекса «Мир»
  10. «Мир» забыть невозможно, как первую женщину"
  11. Космическая станция «Мир» - младший брат МКС
  12. «Кто правит Миром». Фильм С.Комарова
  13. Первая в мире орбитальная научная станция «Салют»
  14. Жизнь после смерти: последний мегапроект СССР
  15. Эксперты: сотрудничество в космосе - главное достижение после полета Гагарина
  16. Всемирное технологическое лидерство, которое кончилось

Еще в начале XX века К.Э. Циолковский, мечтая об устройстве «эфирных поселений», наметил пути создания орбитальных станций.

Что же это такое? Как видно из названия, это тяжелый искусственный спутник, длительное время совершающий полет по околоземной, окололунной или околопланетной орбите. От обычных спутников орбитальную станцию отличают, прежде всего, ее размеры, оснащенность и универсальность: на ней можно проводить большой комплекс разнообразных исследований.

Как правило, она не имеет даже своей двигательной установки, поскольку коррекцию ее орбиты производят с помощью двигателей транспортного корабля. Зато на ней гораздо больше научного оборудования, она просторнее и уютнее, чем корабль. Космонавты прилетают сюда надолго - на несколько недель или даже месяцев. На это время станция становится их космическим домом, и для того чтобы сохранять в течение всего полета хорошую работоспособность, они должны чувствовать себя в ней комфортно и спокойно. В отличие от пилотируемых кораблей орбитальные станции не возвращаются на Землю.

Первой в истории орбитальной космической станцией стал советский «Салют», выведенный на орбиту 19 апреля 1971 года. 30 июня того же года к станции пристыковался корабль «Союз-11» с космонавтами Добровольским, Волковым и Пацаевым. Первая (и единственная) вахта продолжалась 24 дня. Затем некоторое время «Салют» находился в автоматическом беспилотном режиме, пока 11 ноября станция не закончила свое существование, сгорев в плотных слоях атмосферы.

За первым «Салютом» последовал второй, затем третий и так далее. В течение десяти лет в космосе отработало целое семейство орбитальных станций. Десятки экипажей провели на них множество научных экспериментов. Все «Салюты» представляли собой космические многоцелевые исследовательские лаборатории для продолжительных исследований со сменным экипажем. В отсутствие космонавтов все системы станции управлялись с Земли. Для этого использовались малогабаритные ЭВМ, в память которых были заложены стандартные программы управления операциями полета.

Самым крупным стал «Салют-6». Общая длина станции составляла 20 метров, а объем - 100 кубических метров. Масса «Салюта» без транспортного корабля - 18,9 тонны. На станции помещалось много разнообразной аппаратуры, в том числе крупногабаритные телескоп «Орион» и гамма-телескоп «Анна-111».

Вслед за СССР свою орбитальную станцию запустили в космос США. 14 мая 1973 года на орбиту" была выведена их станция «Скайлэб» («Небесная лаборатория»). Основой для нее послужила третья ступень ракеты «Сатурн-5», которая использовалась в прежних лунных экспедициях для разгона корабля «Аполлон» до второй космической скорости. Большой водородный бак был переоборудован в бытовые помещения и лабораторию, а меньший по размерам кислородный бак превращен в контейнер для сбора отходов.

«Скайлэб» включала в себя собственно блок станции, шлюзовую камеру, причальную конструкцию с двумя стыковочными узлами, две солнечные батареи и отдельный комплект астрономических приборов (в его состав входило восемь различных аппаратов и цифровая вычислительная машина). Общая длина станции достигала 25 метров, масса - 83 тонны, внутренний свободный объем - 360 кубических метров. Для ее выведения на орбиту использовалась мощная ракета-носитель «Сатурн-5», способная поднимать на околоземную орбиту до 130 тонн полезного груза. Собственных двигателей для коррекции орбиты «Скайлэб» не имела. Ее осуществляли с помощью двигателей космического корабля «Аполлон». Ориентация станции изменялась с помощью трех силовых гироскопов и микродвигателей, работавших на сжатом газе. За время функционирования «Скайлэб» на ней побывали три экипажа.

По сравнению с «Салютом» «Скайлэб» был значительно вместительнее. Длина шлюзовой камеры составляла 5,2 метра, а ее диаметр — 3.2 метра. Здесь в баллонах высокого давления хранились бортовые запасы газов (кислорода и азота). Блок станции имел длину 14,6 метров при диаметре 6,6 метров.

Российская орбитальная станция «Мир» была выведена на орбиту 20 февраля 1986 года. Разрабатывал и изготавливал базовый блок и модуль станции Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, а техническое задание готовила ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Общая масса станции «Мир» - 140 тонн. Длина станции — 33 метра. Станция состояла из нескольких относительно самостоятельных блоков - модулей. По модульному принципу построены также отдельные ее части и бортовые системы. За годы эксплуатации в состав комплекса дополнительно базовому блоку были введены пять крупных модулей и специальный стыковочный отсек.

Базовый блок по размерам и внешнему виду подобен российским орбитальным станциям серии «Салют». Его основу составляет герметичный рабочий отсек. Здесь расположены центральный пост управления и средства связи. Позаботились конструкторы и о комфортных условиях для экипажа: на станции были две индивидуальные каюты и общая кают-компания с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи, беговая дорожка и велоэргометр. На наружной поверхности рабочего отсека размещались две поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета.

Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, который мог служить шлюзом для выхода в открытый космос. Там пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком располагался негерметичный агрегатный отсек с герметичной переходной камерой со стыковочным узлом, к которому впоследствии был подсоединен модуль «Квант». Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге установили остронаправленную антенну, обеспечивающую связь через спутник-ретранслятор, который находился на геостационарной орбите. Подобная орбита означает, что спутник висит над одной точкой земной поверхности.

В апреле 1987 года к базовому блоку был пристыкован модуль «Квант». Он представляет собой единый герметический отсек с двумя люками, один из которых служил рабочим портом для приема транспортных кораблей «Прогресс-М». Вокруг- него располагался комплекс астрофизических приборов, предназначенных преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских звезд. На наружной поверхности космонавтами были смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батареи. Элементы конструкции международной станции - две крупногабаритные фермы «Рапана» и «Софора». На «Мире» они проходили многолетние испытания на прочность и долговечность в условиях космоса. На конце «Софоры» размещалась выносная двигательная установка крена.

«Квант-2» был пристыкован в декабре 1989 года. Другое название блока - модуль дооснащения, поскольку в нем было расположено оборудование, необходимое для работы систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта для ее обитателей. В частности, шлюзовой отсек использовался как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.

В модуле «Кристалл» (был пристыкован в 1990 году) размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования технологии получения новых материалов в условиях невесомости. К нему через переходной узел присоединялся стыковочный отсек.

Аппаратура модуля «Спектр» (1995) позволяла вести постоянные наблюдения за состоянием атмосферы, океана и земной поверхности, а также проводить медико-биологические исследования и т д. «Спектр» был оснащен четырьмя поворотными солнечными батареями, дающими электроэнергию для питания научной аппаратуры.

Стыковочный отсек (1995) - это сравнительно небольшой модуль, созданный специально для американского космического корабля «Атлантис». Он был доставлен на «Мир» американским многоразовым пилотируемым транспортным космическим кораблем «Спейс Шаттл».

В блоке «Природа» (1996) располагались высокоточные приборы для наблюдения за земной поверхностью. В состав модуля входило также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека во время длительного космического полета.

25 июня 1997 года во время эксперимента по стыковке со станцией «Мир» с помощью дистанционного управления беспилотный грузовой корабль «Прогресс М-34» своими семью тоннами повредил солнечную батарею модуля «Спектр» и пробил его корпус. Воздух из станции стал вытекать. При таких авариях предусмотрено досрочное возвращение экипажа станции на Землю. Однако мужество и грамотные согласованные действия космонавтов Василия Циблиева, Александра Лазуткина и астронавта Майкла Фоула спасли для работы станцию «Мир». Автор книги «Стрекоза» Брайан Берроу воспроизводит обстановку на станции во время этой аварии. Вот отрывок из этой книги, частично опубликованной в журнале «ГЕО» (июль 1999 года):

«...Фоул выбирается из отсека "Союза", чтобы направиться к базовому блоку и выяснить, в чем дело. Вдруг появляется Лазуткин и начинает возиться с люком "Союза". Фоул понимает, что начинается эвакуация. "Что я должен делать, Саша?" спрашивает он. Лазуткин не обращает внимания на вопрос или не слышит его; в оглушительном вое сирены трудно расслышать даже собственный голос. Обхватив, как борец на арене, толстую вентиляционную трубу, Лазуткин разрывает ее пополам. Он размыкает одно за другим соединения проводов, чтобы освободить «Союз» для старта. Не произнося ни слова, один за другим выдергивает штекеры. Фоул молча смотрит на все это. Через минуту" все соединения разомкнуты - кроме трубы, которая отводит конденсированную воду из «Союза» в центральную цистерну. Лазуткин показывает Фоулу, как отвинчивается эта труба. Фоул пробирается в «Союз» и начинает изо всех сил торопливо орудовать ключом.

Только убедившись, что Фоул все делает правильно, Лазуткин возвращается в "Спектр". Фоул по-прежнему считает, что утечка произошла в базовом блоке или в "Кванте". Но Лазуткину гадать ни к чему - он наблюдал, как все случилось, через иллюминатор и потому знает, где искать пробоину. Он ныряет головой вперед в люк «Спектра» и сразу же слышит свистящий звук - это воздух вытекает в космическое пространство. Невольно Лазуткина пронзает мысль: неужели все, конец?...

Чтобы спасти "Мир", нужно как-то закрыть люк модуля "Спектр". Все люки устроены одинаково: сквозь каждый проходит толстая вентиляционная труба, а также кабель из восемнадцати белых и серых проводов. Чтобы разрезать их, нужен нож. Лазуткин возвращается в основной модуль, где, как он помнит, были большие ножницы, -к Циблиеву, который как раз выходит на сеанс связи с Землей. И тут Лазуткин с ужасом видит, что ножниц нет. Находится только небольшой нож для зачистки проводов ("которым впору" не кабель резать, а сливочное масло", - вспомнит он впоследствии), Фоул, справившись наконец с трубой, выходит из «Союза» и видит, что Лазуткин работает с люком "Спектра". "Я был абсолютно уверен, что он перепутал люк, -рассказывал потом Фоул. - И решил, что пока не буду вмешиваться. Но все время думал: не следует ли остановить его?". Однако лихорадочность, с которой работал Лазуткин, подействовала на Фоула. Он схватил свободные концы отрезанного кабеля и стал связывать их резиновым жгутом, который нашел в базовом блоке. "Зачем мы отсоединяем „Спектр"?- прокричал он Лазуткину в самое ухо, чтобы тот услышал его сквозь вой сирены. - Чтобы перекрыть утечку, нужно начать с..Кванта"!" "Майкл! Я сам видел -пробоина в..Спектре1"". Лишь теперь Фоул понимает, почему Лазуткин так торопится: он хочет изолировать разгерметизированный "Спектр", чтобы успеть спасти станцию. Всего за три минуты ему удается разъединить пятнадцать из восемнадцати проводов. У трех оставшихся нет никаких разъемов. Лазуткин пускает в ход нож и обрезает кабели датчиков. Остался последний. Лазуткин принимается изо всех сил кромсать ножом провод - в стороны летят искры, а его бьет током: кабель оказался под напряжением.

Фоул видит ужас на лице у Лазуткина. "Давай. Саша! Режь!" Лазуткин, кажется, не реагирует. "Режь быстрее!" Но электрический кабель Лазуткин резать не хочет...

В каком-то темном углу Лазуткин нащупывает соединительную часть электрокабеля - и, ориентируясь по ней, добирается до модуля "Спектр". Там он, наконец, находит разъем. Одним яростным рывком Лазуткин отсоединяет кабель.

Вместе с Фоулом они бросаются к внутреннему клапану "Спектра". Лазуткин хватается за него и хочет закрыть. Клапан не поддается. Причина ясна обоим: искусственная атмосфера станции, будто струя воды, с огромным напором вытекает сквозь люк и дальше, через пробоину, в космическое пространство... Конечно, Лазуткин мог бы перейти в «Спектр» и задраить клапан оттуда - но тогда он там навсегда останется и погибнет от удушья. Лазуткин не хочет героической смерти. Снова и снова вместе с Фоулом они пытаются закрыть люк «Спектра» со стороны станции. Но упрямый люк никак не поддается, не сдвигается ни на сантиметр...

Клапан по-прежнему не поддается. У него гладкая поверхность и ни одной рукоятки. Если закрывать его, схватившись за край, можно потерять пальцы. "Крышку! кричит Лазуткин. Нужна крышка!" Фоул сразу понимает, что. раз внутренний клапан модуля не поддается, придется закрывать люк со стороны базового блока. Все модули снабжены двумя круглыми, похожими на крышку от мусорного бака заслонками тяжелой и легкой. Поначалу Лазуткин хватается за тяжелую крышку, но она крепится множеством бандажей, и он понимает: времени все их перерезать уже нет. Он бросается к легкой крышке, держащейся лишь на двух бандажах, и перерезает их. Вместе с Фоулом они начинают прилаживать крышку к отверстию люка. Ее нужно закрепить скобами. И тут им везет - как только удается закрыть отверстие, перепад давления помогает им: воздушная струя намертво прижимает крышку к люку. Они спасены.. »

Так жизнь еще раз подтвердила надежность российской станции, возможность восстановить его функции при разгерметизации одного из модулей.

На станции «Мир» космонавты жили подолгу. Здесь они проводили научные эксперименты и наблюдения в реальных условиях космического пространства, испытывали технические устройства.

На станции «Мир» было установлено множество мировых рекордов. Самые продолжительные полеты совершили Юрий Романенко (1987-326 суток), Владимир Титов и Муса Манаров (1988-366 суток), Валерий Поляков (1995^437 суток). Самое большое суммарное время на станции у Валерия Полякова (2 полета - 678 суток), Сергея Авдеева (3 полета - 747 суток). Рекорды среди женщин - у Елены Кондаковой (1995-169 суток), Шеннон Люсид (1996-188 суток).

На «Мире» побывали 104 человека. 5 раз совершал полеты сюда Анатолий Соловьев, 4 раза - Александр Викторенко, 3 раза - Сергей Авдеев, Виктор Афанасьев, Александр Калери и астронавт США Чарлз Прекорт.

На «Мире» работали 62 иностранца из 11 стран и Европейского космического агентства. Больше других из США 44 и из Франции 5.

На «Мире» осуществлено 78 выходов в открытый космос. Больше других выходил за пределы станции Анатолий Соловьев - 16 раз. Общее время, проведенное им в открытом космосе, составило 78 часов!

На станции проведено множество научных экспериментов. «Разговоры о том, что в последние годы на «Мире» не занимались наукой обман,- говорит генеральный конструктор космической корпорации «Энергия» им. Королёва Юрий Семенов. -Поставлены блестящие эксперименты. "Плазменный кристалл" под руководством академика Фортова тянет на Нобелевскую премию. А также «Пелена» - обеспечение второго контура жизнеобеспечения. «Рефлектор» - новое качество телекоммуникаций. Выведение модуля в точку либрации для предотвращения магнитных бурь. Новый принцип холодильной установки в невесомости...»

«Мир» — уникальная орбитальная станция. Многие из космонавтов просто влюбились в нее. Говорит летчик-космонавт Анатолий Соловьев: «Пять раз летал в космос - и все пять раз на "Мир". Прибыв на станцию, ловил себя на мысли, что мои руки сами совершают привычные действия. Это подсознательная память тела, «Мир» вжился в подкорку. Отговаривала ли меня жена от полетов? Никогда. Сейчас могу признаться, что повод для ревности был: «Мир» забыть невозможно, как первую женщину. Стану стариком, но станцию не забуду».