Основные творчества есенина. Сочинение на тему: "Творчество Есенина"

Сергей Александрович Есенин – замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, Есенин весной 1912 г. отправился в Москву, надеясь познакомиться там с литераторами и напечатать свои стихи. В Москве юный поэт вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились начинающие рабоче-крестьянские писатели. Здесь он подружился с рабочими из типографии Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.

Подъем революционного движения после Ленского расстрела Есенин встретил в рабочей среде, участвовал в массовках и собраниях, за что дважды подвергался полицейскому обыску. В 1913–1914 гг. он как вольнослушатель посещал лекции в народном университете Шанявского, с увлечением читал Белинского, Некрасова , Чернышевского и продолжал писать стихи. С первых шагов в литературе Есенин был замечен как самобытный талантливый русский поэт. В 1915 г. после встречи с ним А. Блок записал в дневнике о его поэзии: «Стихи свежие, чистые, голосистые...»

В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины порождала тоску и боль в его сердце и поэзии:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Искренняя любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, неповторимое, есенинское звучание, которое мы всегда различим в музыке русской лирики.

В поэзии Есенина подлинно русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет»:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(«В хате»)

О материнской любви и любви к матери в русской литературе написано много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина «Письмо к матери» по праву занимает среди них одно из первых мест.

Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской землей, усиливал его любовь к родному краю.

«О Русь, взмахни крылами!» – приветствовал поэт воспрянувшую родину в 1917 г.

Однако, воспевая справедливую разрушающую силу революции, Есенин колебался в оценке нового, советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

…………………………………………..

…………………………………………..

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Но как ни дорог поэту образ «золотой бревенчатой избы», он не мог полностью заслонить молодое лицо Советской родины. Новые мотивы проникают в его поэзию, и сочувствие Советской стране начинает все ярче окрашивать произведения Есенина:

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Посещение поэтом капиталистических стран в 1922–1923 гг. (он побывал в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Америке) окончательно убедило его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись из заграничного путешествия, Есенин писал в августе 1923 г. в газете «Известия»: «...я еще больше влюбился в коммунистическое строительство.

Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах - я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве».

В 1924–1925 гг. поэт обращается к советским темам. Интерес поэта к советской тематике нашел свое выражение в более крупных лиро-эпических жанрах: поэмах, балладах. В эти годы была написана поэма «Анна Снегина», «Баллада о двадцати шести».

В 1924 г. вместе со всем советским народом Есенин тяжело переживает смерть В. И. Ленина. Он пытается запечатлеть в поэзии образ вели­кого вождя и создает стихотворение «Ленин (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»)». Владимир Ильич Ленин привлекает поэта своей величественной простотой:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс!

Шуми и вей!

Крути свирепей, непогода,

Срывай с несчастного народа

Позор острогов и церквей.

В последние два года жизни Есениным созданы поистине замечательные образцы русской лирики. Ряд стихотворений написан в форме поэтических писем: «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо сестре», «Письмо деду», «Письмо к женщине». В некоторых стихотворениях, как в «Письме к женщине» , поэт искренне рассказывает о себе, о былых колебаниях и о горячем желании идти в ногу со своим народом:

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше,

За знамя вольности и светлого труда

Готов идти хоть до Ламанша.

В конце 1924 – начале 1925 г. Есенин находился на Кавказе. Поэт сблизился с рабочими, журналистами; это благотворно повлияло на его творчество. Тогда же им была написана одна из самых ярких глав его лирической поэзии – цикл стихотворений «Персидские мотивы». Здесь часто слышатся воспоминания о родине и русские напевы:

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

………………………………..

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

(«Никогда я не был на Босфоре».)

Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

До последнего своего часа Есенин воспевал

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Гений - всегда народен (А. Блок)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазере, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону. Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства! В 1919г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

Осенью 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Он еще не знал, что на этот раз пробудет там почти погода, что эта поездка на юг станет его "болдинской осенью". Здесь им были написаны многие его "маленькие поэмы", здесь были созданы "Персидские мотивы" и его "вершинная" поэма "Анна Снегина". Двадцать семь новых произведений опубликовал Есенин на Кавказе, и все - полгода!

В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, как говорили друзья, "начать новую жизнь", работать, редактировать журнал.

Намерениям этим не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" жизнь поэта оборвалась…

Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

Наибольшее количество белых пятен долгое время было связано с "деревенским детством" и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его "творческих дум", о народных глубинных истоках его поэзии. Многие вопросы касающиеся, судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа.

Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все - правда, озаренная и печальная, все - жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельная обнажена исповедальная душа художника, - все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода "романами без браков".

Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движения его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на священной земле, откуда берет свое начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных лет его шагов и до смерти будет наполнять его сердце любовью к Отечеству.

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось на правом высоком холмистом берегу Оки - многоводной сестры великой Волги. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры.

Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклонится древней рязанской земле - колыбели великого поэта России.

Способность к творческому воображению, интерес к народным песням, легендам, сказкам, любовь к природе проявились у Есенина еще в детские годы. Сергей Александрович был "всю жизнь нежно болен воспоминаньем детства». «В детстве я рос в атмосфере народной поэзии", -- писал он. С ранних лет вслушивался будущий поэт в пение бабушки и духовные стихи странников. Отец его сам слагал песни, мать была замечательной песенницей. Александра, младшая сестра Есенина, вспоминала: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение. И каждый из нас, ее детей, с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей...».

И в зрелые годы, приезжая домой, Сергей Александрович всегда просил мать спеть ту или другую песню. Прелесть материнского пения поэт сохранил на всю жизнь в своей памяти: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали ».

Но еще больше трогали сердце поэта заунывные песни, которые певал ему дед. «Умственный мужик», как называл его Есенин, пробудил в нем любовь к прекрасному. Сергей Александрович признавался: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан».

Жадно слушал Есенин и пение крестьян во время их работы или в короткие минуты отдыха, по вечерам на посиделках, на праздниках. Некоторые из этих песен он записывал, другие сами собой сохранились в его памяти. Многие песни он пел под собственный аккомпанемент на гитаре или гармони.

Стихи Есенин начал сочинять рано, лет с девяти. В них он запечатлел яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, картины того родного и близкого, что окружало его.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в отдельный раздел. Все написанное им, проникнуто "чувством родины". Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Заметим не "тема", а "чувство". Например в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" рисуется образ Родины - рая. Есенин народный поэт не только потому, он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Есенин покинул «родимый дом» летом 1912 года, уехав в Москву, чтобы найти пути в большую литературу. Но жизнь складывалась трудно и не совсем так, как хотелось юноше. Город не оставил в сознании поэта ярких образов. В его душе всегда жили картины сельского быта, звуки и краски природы. И в своих стихах он создавал образ живой России, способной тосковать, испытывать боль. Родной и любимый край иногда представлялся Есенину «забытым и заброшенным», окруженным «топями и болотами». Есенинская Русь -- это и «гаревая полоса», «сенокос некошеный», «забоченившиеся избы», «скорбью вытерзанный люд». Поэт видит не только «скирды солнца в водах лонных», его взгляд замечает и другое: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка», «Ой, не весел ты, край мой родной...». Но и в печали мило поэту близкое и родное:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

В грустных раздумьях о судьбе родины столько сердечной теплоты, искренней любви, привязанности к воспоминаниям детства, юности, нежности к преисполненным печалью полям, к природе, к сельской жизни, рождающей в душе поэта мир, ясность и покой.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, --

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Спит ковыль.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси --

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

И в радости, и в печали, куда бы судьба не забрасывала Есенина, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к дорогим ему пашням и лесам.

Чувство грусти, тоски по родным просторам рождало в душе поэта ощущение утраты связи с «голубой Русью». Революционная действительность, которую он наблюдал, долгие годы тяжелых бедствий -- война, голод, разруха, кровь -- углубили мучительные и раздирающие душу противоречия. Это время для Есенина с его склонностью к идеальному, с его острой, почти болезненной реакцией на все некрасивое, и в прямом и в переносном смысле, не могло пройти бесследно, разрушало душевный покой.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. поэт есенин творчество родина

Природа олицетворена, одухотворена Есениным, Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Крап ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся /Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих отозванных»...

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление -- «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима -- аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Выткался на озере алый свет зари.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны

Солнце садится за горы лесистые

Рог золотой выплывает луны…

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел…

Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом.

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? ...

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых-- в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине -- лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа -- олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913--1915).

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали --

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения -- жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви -- один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924--1925) -- попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -- противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана --

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта -- лишь временный покой. Одна из тем цикла -- ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет - динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желаний

Больше искать не буду.

Глупое сердце не бейся.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.

Движется, живет по своим законам мир поэзии - Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. Оно - вечно…

Литература

1. Два мира (С. Есенин) - В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980

2. Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. - М.: Детская литература, 1983. - 283 с.

3. Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. - Мн.: Советская Россия, Современник. - 1990

4. Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. - 159 с.

5. Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. - 1995. - 27 сентября.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра истории и теории культуры


Зачётная работа

по спецкурсу «Русская поэзия Серебряного века»

студентки

Го курса очной формы обучения

Специальности «Культурология»


Каменева Ксения Николаевна


Москва 2011

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново рязанской губернии в крестьянской семье. До девяти лет воспитывался Есенин в доме бабушки и дедушки - родителей его матери Татьяны Титовой, так как отец вынужден был уехать в Москву, а мать из-за личного конфликта вернулась в родной дом, но вскоре уехала в Рязань зарабатывать на проживание себе и сыну.

В 1904 году Есенин начал учёбу в Константиновском четырёхклассном училище, где ему с лёгкостью давались все предметы. Закончил учёбу он с похвальным листом, получив «отлично» по всем предметам. С самых ранних лет Есенина магнитом притягивали книги. Он с упоением читал древнерусскую литературу, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, многое знал наизусть. Сам он, по свидетельству соседских товарищей и школьных учителей, начал писать первые рифмованные строки в возрасте 8-9 лета. В первых стихах он описывал природу родного села, а также свои с друзьями проказы, зачинщиками которых, как правило, сам же и выступал. Ребята не раз убегали во время перемен кататься с заснеженным пригорок, забыв о времени, пропускали занятия, за что всем неоднократно доставалось от учителей. Летом постоянно собирались шумными компаниями и отправлялись в луга за Оку. Есенин уже с ранних лет очень чутко чувствовал родную природу: от друзей детства остались тёплые воспоминания о том, как он дольше других мог любоваться цветами, следить за движением солнца и утками, скользящими по речной воде.

В 1909 году в Константиново вернулись родители Есенина. Сергей стал жить в новом родительском доме вместе с матерью (отец вновь вынужден был уехать в столицу) и, несколькими годами позже, с двумя сёстрами Александрой и Екатериной. Мать обладала удивительным музыкальным слухом и приятным голосом. «Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоёт с нами. Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством,» - вспоминает сестра Александра.

Все эти факты из жизни поэта нашли прямое отражение в его творчестве и проявились в ведущих мотивах всех его произведений, так полюбившихся читателям и объединивших их своим мощно выраженным народным истоком, близким каждому русскому человеку.

Первую похвалу и даже признание стихотворения Есенина получают в период его обучения в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Его первым литературным наставником был один из школьных учителей - Е.М. Хитров. В 1912 году, окончив эту школу, Сергей Есенин отправился в Москву, где жил с отцом и по его настоянию нёс службу в конторе. Поэт поступает в типографию «Товарищества И.Д. Сытина», где работает в экспедиции, а позже и в корректорском отделении. Благодаря этой работе и с помощью некоторых своих коллег, он выпускает свой первый полноценный сборник стихов «Радуница», в который вошло 33 произведения.

Основная тема стихотворений первого сборника - любовь к России. Поэт детально описывают русскую деревню, её природу, настроения и быт. Деревня у Есенина преимущественно светлая, полная радости, звуков и красок. Поэт не был знаком с как таковым тяжёлым крестьянским трудом и нищетой деревни, зато, пожалуй, как немногий другой ощущал красоту её природы и богатство души крестьянского народа. Чувство любви к родине у Есенина выражены не отвлеченно, а в конкретных, зримых картинах родного пейзажа.


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Часто пейзажи у Есенина безрадостны, и, тем не менее, он не отделяет его от себя: «мой заброшенный


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Подробно Есенин описывает быт крестьянской жизни, несвязанный с работой. В его стихотворениях отчётливо отразилось, насколько сильна была привязанность крестьян к фольклору. («Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Тёмна ноченька, не спится») Наиболее показательным примером может служить стихотворение «По селу тропинкой кривенькой…». В нём описываются забавы молодых крестьян, перед отправлением юношей в рекруты. Юноши и девушки веселятся, кружатся в танцах, убегают друг от друга, на что им приветливо «улыбаются старики».

Сквозным образом творчества Есенина можно считать образ русской избы, гармонично вписавшейся в красоту простирающихся русских полей и бездонного неба. Окно избы приоткрывает картину окружающего мира («Берёза», «В хате»). Об ощущениях летней ночи поэт пишет: «Хорошо и тепло, как зимой у печки». Русская изба, родимый дом - место, откуда поэт отправляется, полный надежд, которое он часто с нежностью вспоминает («Эта улица мне знакома…»), и которое, возвращаясь, он не сразу узнаёт, но по-прежнему хранит к нему свою любовь («Возвращение на Родину»).

Не был бы образ русской деревни столь полным и ярким без звучания в стихотворениях религиозных мотивов. К ним отсылает и название первого сборника есенинских стихов. Радуница - народный праздник поминания ушедших из жизни, призывающий радоваться их перерождению в жизнь вечную. Стихотворение «Калики» этого сборника повествует о нищих, бредущих со страдальными речами по деревне и вызывающих ими смех у народа.

Есенин часто дополняет картины природы изображением храма. В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» ивы сравниваются с монашками, а в стихотворении «Я - пастух; мои палаты…» поэт косвенно сравнивает природу с храмом, где он «молится на алые зори» и «причащается у ручья». В известном всем со школьной скамьи и ставшим, пожалуй, самым показательным стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин сравнивает себя с захожим богомольцем, хаты предстают перед ним «в ризых образах», в прямом смысле упоминает поэт о «кротком Спасе», но всё же главное заключается в ином:

Если крикнет рать святая:


«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».


Первый сборник Сергея Есенина встретили положительными рецензиями. Большинство критиков отметили поэтический талант Есенина, обратили внимание на лёгкость, мелодичность его слога и искренность проявления мыслей. А так громко заявившая о себе тема русской деревни, ставшая ключевой во всём есенинском творчестве, позволила считать его главным крестьянским поэтом.

Отклики Есенина на февральскую революцию не отражаются подробно в его стихах. Он не касается конкретных исторических фактов, событий, все описания, связанные с февральской революцией носят отвлечённый характер.

Будучи выходцем из крестьян, Есенин не мог не принять Октябрьскую революцию. Но взгляды его на события в первое время по-прежнему весьма странно отображались в творчестве. В первых послереволюционных произведениях - поэмах «Инония», «Преображение» по-прежнему доминируют мифологические образы.

В поэме «Инония» (январь, 1918) поэт создаёт образ иного мира, иного города, в котором должно будет утвердиться всё то, что принесёт с собой революция. Автор призывает в своей поэме к преображению земли:


И вспашу я чёрные щёки

Нив твоих новой сохой;

Золотой пролетит сорокой

Урожай над твоей страной.


Себя Есенин называет в этом произведении «новым пророком», а завершает его словами: «Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!»

Чуть позже, в том же 1918 году, Есенин пишет стихотворение «Небесный барабанщик», в котором вера в революцию проявляется уже значительно сильнее, но по-прежнему весьма метафорично:


Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвётся

К новому берегу мир.


Революция «на земле и на небесах» призвана объединить, сплотить весь мир, направив силы против общих несправедливых настроений не земле:


Мы идём и пылью вьюной

Тает облако горилл.

Мы идём, а там, за чащей,

Сквозь белесость и туман

Наш небесный барабанщик

Лупит в солнце-барабан.


Но как позже отметил и сам поэт, такое принятие революции было больше стихийным, нежели осознанным. Воспринимая революцию, думая в большей мере о крестьянах и их дальнейшей судьбе, Есенин, как и многие его писатели-современники, отвлёкся от действительно происходивших в стране событий, а, опомнившись, увидел, что вместо обещанного утопичного социализма пришла власть диктаторская, жестокая, насильственная, требующая отказа от прежнего сознания и укоренившихся привычек.

Есенин начинает искать новое поэтическое «пристанище» и находит его после знакомства в 1918 году с Анатолиев Мариенгофом. Вместе они создают новое поэтическое течение - имажинизм. Его принципом они провозглашают необязательность, и даже нежелательность содержательной составляющей искусства, но важность необходимость и важность образа. Имажинизм становятся пропагандистами свободного, чистого, аполитичного искусства. Безусловно, среди имажинистов Есенин был самым ярким и талантливым поэтом. Возможно, потому, что отказаться от содержания ему так и не удалось, а тяга к образности сделала его произведения ещё более своеобразными и выразительными. Образы в творчестве Сергея Есенина были конкретными, а мотивы всё теми же, поэтому он по-прежнему оставался принятым и понятым народом, в отличие от многих своих «единомышленников». Есенинская поэзия оставалась самобытной. К 1922 году в кругах имажинистов сложилась непростая ситуация: они пользовались славой Есенина, и их делавшей известными, но взамен великому поэту они практически ничего не давали. В кругах поэтической богемы всё чаще случались конфликты. С выходом в свет поэмы «Пугачёв» поэт окончательно расходится с имажинистами, продолжая оставаться крестьянским поэтом, творящим вне рамок каких-то новых направлений.

Говоря о Есенине, нельзя, на мой взгляд, не упомянуть о его лирических произведениях. События в стране, глубокие переживания по этому поводу наложили свой трагический отпечаток и на любовную лирику поэта. В цикле стихотворений «Москва кабацкая» поэт постоянно упоминает о потраченных впустую, пропитых годах. Он задаётся вопросом: «Не вчера ли я молодость пропил?»

И, тем не менее, упоминая о пронёсшихся мимо годах, о том, что «мало пройдено дорог», но «много сделано ошибок», Есенин не жалеет обо всём этом. Трагедия, к которой, как он сам понимает, ведёт образ жизни хулигана, пока ещё может быть «разбавлена» и всплывающими светлыми образами любимого края («Эта улица мне знакома…»), и глубокими чувствами, на которые способен хулиган («Заметался пожар голубой…»). Возможно, благодаря этому поэт смиряется с тем, что «все мы, все мы в этом мире тленны» и пришли «процвесть и умереть» («Не жалею, не зову, не плачу»).

Примечательно, что и в этот период творчества Есенин остаётся верный поэтическим приёмам и мотивам, заявленным в самых ранних стихах. По-прежнему очень важен мотив природы, только теперь он больше проявляется косвенно, например, в метафорах. То, что связанно с человеком, поэт часто отождествляет с природой:


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.


Русые волосы Есенин сравнивает с рожью, глаза с небесной синью, руки с лебедями, а стан девушки с берёзой. Эти образы - своего рода «визитная карточка» поэта.

В 1923 году поэт начинает работать над поэмой «Чёрной человек», к которой возвращается в 1925, незадолго до своей трагической смерти. В этой поэме отразились душевные терзания поэта, его личная трагедия. Осознавая бессмысленность прожитых годов, многих поступков, в числе которых бессчетное количество пустых скандалов, поэт всё же остаётся в настоящем, наедине с самим собой и желанием что-то сделать, изменить.

Накалённая обстановка в жизни поэта словно в зеркале отразилась в этом произведении.

К 1925 году, после недолгих просветлений и начала новой жизни, Есенин вновь возвращается к разгульному образу жизни. К тому же, у поэта были признаки душевного расстройства, два раза он даже ложился на курс лечения в клинику. 20 декабря 1925 года Есенин уезжает в Ленинград со всеми своими вещами. Знавшие его люди не сомневались, что поэт отправляется туда работать, но подобные мысли рухнули в ночь с 27 на 28 декабря. Есенин покончил жизнь самоубийством.

Сегодня существует множество версий опровергающих самоубийство Есенина - слишком уж много противоречивых фактов раскрылось в ходе расследования этого дела. Но всё же, принято считать, что поэт повесился на трубе парового отопления. О причинах тоже спорят уже более полувека. Кто-то считает, что поэт покончил с собой вследствие воздействия алкоголя и неуравновешенного состояния, кто-то писал, что его смерть - острая социальная драма, что после многих лет борьбы, поэт, оставаясь выходцем из крестьянской деревни, всё же не принял новой жизни города. Но к чему сейчас эти рассуждения? Важно огромное поэтическое наследие, оставленное Есениным, вклад, который поэт внёс не только в поэзию Серебряного века, но и в историю культуры страны!

Для меня Сергей Есенин остаётся самым ярким лучом отечественной поэзии XX века. Несмотря на многие противоречия, ноты бессилия и порой трагизма, встречающиеся в его стихах, все они, в том числе и поэма «Чёрный человек», и предсмертное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания» наполнены искренностью, говорят о том, что поэт до конца был откровенен и с самим собой, и с читателем. И откровенность эту нельзя недооценивать! Владимир Маяковский в 1926 году своё стихотворение Есенину завершает переделанными строками погибшего: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». В этой жизни и вечной юности, оставленной в стихах Сергея Есенина, и заключается, на мой взгляд, вся суть его творчества.

есенин поэт творчество


Список источников и литературы


1.Есенина. А.А. Это всё мне родное и близкое. «Молодая гвардия», 1960, №8

2.Есенин С.А. Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы, 1912-1925. Проза, 1915-1925. М, 1995

.Есенин С.А. Стихотворения, поэмы. М, 1877

.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М, 1979


Я сердцем никогда не лгу…

Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из простой крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.

Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.

До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские вопросы неизменно отражаются через описание родного края:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты - это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.

Например,

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Черный - цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный - как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!

Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:

"Пустая забава! Одни разговоры!

Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен..."

Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я - последний поэт деревни". Он воспевает деревню, простой быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему - самая главная тема.

(Дом родителей Есенина )

Особенность лирики Есенина еще и в том, что все стихи поэта очень эмоциональны. Он многолик в своих произведениях: то скромный романтик, то бесшабашный гуляка-парень, то грустный скиталец, чьи песни звучат с болью и надрывом. Именно эти яркие эмоции до сих пор заставляют восхищаться поэзией Есенина и никого не оставляют равнодушным.

Я горжусь Есениным, потому что он никогда не отделял свою судьбу от судьбы Родины. А ведь мог, подобно многим другим, уехать в другую страну, жить безбедно, обзавестись поклонниками, и - "прощай, немытая Россия". Но нет! Не таков был "последний поэт деревни". И лучше всего жизненная позиция великого Мастера выражена, на мой взгляд, в следующих строках:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!" -

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!