Прозвище габриэль шанель. Личная жизнь и дети Коко Шанель. Годы жизни Коко Шанель

Биография и эпизоды жизни Коко Шанель . Когда родилась и умерла Шанель, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты модельера, фото и видео .

Годы жизни Коко Шанель:

родилась 19 августа 1883, умерла 10 января 1971

Эпитафия

Пусть не гаснет огонь до конца
И останется память о той,

Что для жизни будила сердца,
А теперь нашла вечный покой.

Биография

Биография Коко Шанель - это история талантливой и сильной женщины, женщины, сотворившей собственную легенду, ставшей законодательницей моды и стиля во всем мире. Рожденная в приюте для бедных, она ушла из жизни владелицей самого знаменитого дома моды. На ее пути было множество несчастий и бед, но из всех них Шанель выходила с гордо поднятой головой, элегантной и непобедимой.

Коко Шанель выросла в сиротском доме и, казалось, была обречена на нищету и лишения. Позже она вычеркнет эти года из своей биографии, словно не желая их вспоминать. Первой работой Шанель была работа в магазине белья, затем она пробовала себя в качестве певицы и танцовщицы, но карьера в театре у нее не сложилась. Поворотным моментом в биографии Шанель стало знакомство с англичанином Артуром Капелом, который, в отличие от ее предыдущих друзей, серьезно отнесся к ее желанию стать модисткой. Он помог ей открыть первый магазин шляпок в Париже, а чуть позже - бутик в Довиле. Так Коко стала предпринимательницей. Она так была одержима своим делом, что остановить ее не могли ни отсутствие опыта, ни Первая мировая война, ни общественное осуждение. Слава о талантливой женщине-дизайнере быстро разнеслась по Парижу, и Шанель вскоре вошла в высшее общество, что до нее не удавалось ни одному портному. К пятидесяти годам Коко Шанель находилась на вершине славы и красоты, ее любили, с ней искали знакомств, а стилем Шанель восхищались даже королевские особы.

Личная жизнь Шанель нередко становилась предметом пересудов - красивая, независимая, сильная, она словно не была создана для кроткой семейной жизни, но неизменно очаровывала мужчин своей элегантностью и силой характера. Шанель часто водила дружбу с известными деятелями политики и искусства. Так, в 1920-х годах у нее на вилле гостил русский музыкант Стравинский со своей семьей. Именно в то время был изобретен гениальный аромат духов Шанель № 5. Возможные романтические отношения Коко Шанель и Игоря Стравинского обсуждаются до сих пор, но сами они никогда не подтверждали и не опровергали эти слухи. Об этом возможном романе был снят фильм, где Шанель сыграла Кейт Бланшетт.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь Шанель - сначала ей пришлось закрыть свои салоны, а вскоре, после обвинения в связи с немецким офицером, уехать в Швейцарию, где Коко прожила почти десять лет. За эти годы ее слава ушла в забытьё, и, казалось, Коко уже никогда не вернуться на завоеванную ей вершину. И тогда она совершила невероятное - снова открыла салон в Париже и спустя три года, несмотря на первые негативные отзывы, вернула себе славу, восхищение и почет. На момент открытия салона Шанель был 71 год. На ее показы приходили самые богатые и знаменитые женщины, ее костюмы становились символом статусности, с ней сотрудничали голливудские студии, у Шанель одевались Одри Хепберн и Лиз Тейлор, а на Бродвее даже поставили мюзикл о ее жизни под названием «Коко», где Шанель сыграла Кэтрин Хепберн. Мудрые и лаконичные цитаты Коко Шанель - о моде, о стиле, о жизни, об успехе - передавались из уст в уста.

Смерть Коко Шанель наступила в возрасте 87 лет. Причиной смерти Шанель стал сердечный приступ. До самой своей смерти Шанель занималась модой и создавала новые гениальные коллекции. Похороны Коко Шанель состоялись на кладбище Буа-де-Во в Швейцарии, могилу Шанель украшает барельеф с пятью львиными головами. Проститься с Коко на похороны Шанель приехал великий испанский модельер Кристобаль Баленсиага - тогда он в последний раз вышел на публику, словно показывая этим, что век Высокой моды подошел к концу с уходом этой легендарной женщины. В доме моды Шанель до сих пор трепетно относятся к памяти Шанель.



Шанель говорила: «Я не создаю моду. Мода - я сама»

Линия жизни

19 августа 1883 г. Дата рождения Коко Шанель (Габриель Бонёр Шанель).
1910 г. Открытие первого магазина Коко Шанель по продаже дамских шляп, позже переместившегося на улицу Камбон и ставшего домом моды Шанель.
1913 г. Открытие второго магазина Шанель в Довиле.
1921 г. Появление духов «Chanel Nº 5».
1939 г. Закрытие модного дома и магазинов Шанель.
1944-1953 гг. Жизнь в Швейцарии.
1954 г. Возвращение в мир моды, выпуск новой коллекции Шанель.
1950-1960 гг. Сотрудничество с голливудскими студиями.
10 января 1971 г. Дата смерти Коко Шанель.

Памятные места

1. Город Сомюр, Франция, где родилась Шанель.
2. Здание кафе «Ротонда» в Париже, где в молодости выступала Шанель.
3. Дом моды Шанель на улице Камбон.
4. Отель «Риц», который долгое время был домом Шанель и где скончалась Шанель.
5. Кладбище Буа-де-Во, Лозанна, Швейцария, где похоронена Шанель.

Эпизоды жизни

Коко Шанель жила по принципу «каждый день - с чистого листа». От неугодного ей прошлого она методично избавлялась, покрыв завесой тумана свое детство и часть юности, придумывая несуществующие факты, запутывая друзей и биографов. Так, она вычеркнула из своей жизни, как минимум, первые 10 лет, скрывая свой настоящий возраст.

Любую преграду на своем пути Шанель рассматривала как указатель, подсказку для дальнейших действий, поле для эксперимента. Так как она не являлась профессиональной портнихой, то в самом начале ее карьеры ей нельзя было шить настоящие женские платья, иначе ее могли привлечь за незаконную конкуренцию. Это не только не остановило Шанель, но вдохновило ее на создание платьев из мужского джерси.

Создавая модели для своих платьев, Шанель никогда не изощрялась, а, наоборот, упрощала. Так, она никогда не рисовала модели, а просто накидывала ткань на модель и начинала ее обрезать и закалывать материю, пока не проявлялся очередной силуэт. Когда она случайно опалила волосы газовой колонкой, то просто обрезала их и ввела моду на короткие женские стрижки.



Вернувшись в мир моды в 71 год, Коко Шанель доказала, что возраст - не помеха настоящему таланту

Заветы

«Не тратьте своё время на избиение стены в надежде сделать из неё дверь».

«Будь хозяином своей воли и слугой своей совести».


Фильм о Коко Шанель из цикла «Выдающиеся женщины XX столетия»

Соболезнования

«Это одна из самых умных и приятных женщин и самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Уинстон Черчилль, британский политик

«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе — и тем освятить и укрепить миф. Сама она так и поступила, выдумала себе семью, биографию, дату рождения и даже имя».
Сальвадор Дали, художник

История жизни Шанель, как сказали бы на современном сленге, – это история self-made-man, то есть человека, «создавшего себя самостоятельно». И псевдоним «Коко» (с фр. «цыпленочек») для женщины с таким потрясающе сильным духом вряд ли можно назвать подходящим. Однако Габриель позиционировала его как дань памяти своей юности, когда она выступала в кабаре незатейливой песенкой «Ko Ko Ri Ko», поэтому не стала ничего менять, до конца жизни оставшись непревзойденной Коко Шанель.

С чего начинала Коко Шанель и фото её первых нарядов

Почему именно дерзкие и независимые женщины ассоциируются с Chanel? Потому что сама великая Коко Шанель была такой: непокорной, не желающей угождать ни мужчинам, ни приличиям. Обладая исключительным шармом, соединяющим противоречивые качества, Шанель была независима и дерзка, ценила эстетику и свободу – и личности, и тела, что и привело к всемирной революции в моде!

Как видно на фото, у Коко Шанель были тонкие черты лица и цепкий взгляд, словно она видела что-то такое, чего не видят другие:

Жизнь Коко Шанель началась в суровой обстановке сиротского приюта. От этого сохранилось у нее презрительное отношение к женщинам-содержанкам, будь то кокотки или жены, живущие за счет мужей, а также к их смехотворно пышным туалетам, столь типичным для начала века. Коко общается с группой кавалеров, в которой блистают ее первые любовники: Этьен Бальсан, а потом Бой Кейпел. Их свободные манеры, современный шик на английский фасон соответствуют ее внутреннему вкусу. С 1910 года она посещает ипподромы, где ее легко узнать по мужским стоячим воротничкам, галстукам и канотье. Из истории жизни Коко Шанель известно, что она заказывала себе одежду у английского портного и носила брюки-галифе для верховой езды, чтобы не скакать в амазонке.

С чего начинала Коко Шанель свою самостоятельную жизнь? Для того чтобы обеспечить себе материальную независимость, Габриель стала продавать женщинам одежду собственного изготовления, культивируя образ освобожденной современности.

Благодаря нарядам от Коко Шанель женская мода смело осваивает элементы мужского гардероба. Начиная с 1913 года эта молодая модистка производит фурор в Довиле своими канотье, дамскими пальто из габардина, «вульгарными» рыбацкими матросками и купальными костюмами из ткани, которая шла обычно на мужское белье. Великая женщина Коко Шанель обожала трикотаж, который в то время носили в качестве нательного белья.

Посмотрите на фото первой одежды в стиле «Шанель» – она кардинально отличалась от того, что предпочитали носить светские дамы тех времен:

Чем знаменита Коко Шанель и что она ввела в моду

Один из известных фактов о жизни Коко Шанель – рисковая покупка джерси и превращение этой ткани чуть ли не в эталонную. В1916 году Габриель закупает у Родье новую недорогую ткань машинной вязки, столь непокорную игле портного, что сам производитель предрекает ей неудачу. Эта ткань называется джерси, с нее – совершенно невзрачной на взгляд того времени материи, Габриель отважилась начать карьеру кутюрье.

Как видно на фото, первые наряды от Коко Шанель из джерси были исключительно с короткими юбками:

В1917 году она выпускает большое количество моделей из этой ткани, успех которых практически похоронил моду XIX столетия.

Чем ещё знаменита Коко Шанель, ставшая образцом стиля? Ещё не слишком известный дизайнер вызвала скандал в свете, превратив мужскую пижаму в женский пляжный костюм. Неожиданная встреча в 1920 году дает Шанель возможность совершить еще одно дружеское «ограбление». Великий князь Дмитрий Романов, внук императора Александра II и племянник императора Александра III, кузен последнего царя Николая II, влюбляется в Габриель.

Что ещё ввела в моду Коко Шанель в 20-х годах прошлого столетия? В 1922 году появляется френч цвета хаки, позаимствованный ее легкой рукой у царских пехотинцев.

Здесь вы можете увидеть фото нарядов от Шанель, вдохновленных рубашкой-косовороткой, подпоясанной a la mouzhik:

Уже в 1923 году Габриель решается год представить целую русскую коллекцию.

В эти безумные годы происходит ее полное освобождение от предрассудков, благодаря чему она создает свое знаменитое «маленькое черное платьице», которое Vogue сравнит с автомобилем Ford Т.

На этом фото – главный наряд от Коко Шанель – то самое маленькое черное платье, которое просто обязано быть в гардеробе каждой женщины:

Известно, что Коко Шанель придумала съемные меховые воротники и внутреннюю стеганую подкладку на жакеты в стиле конюхов. Также Коко Шанель создала в стиле варварских царей.

Стиль в одежде, который создала Коко Шанель (с фото)

Другие нововведения рождаются в результате ее встречи с роскошным денди, герцогом Вестминстерским. Этот мужчина любит ходить под парусом, он – яхтсмен. В 1928 году Шанель заимствует у его моряков берет, который дарит парижанкам. Преобразуя полосатую робу его матросов, она создает в 1938 году серию свитеров.

И самое главное: Шанель открывает невиданный доселе мир, в который она ранее лишь робко заглядывала. Это мир твида. Эту ткань она начала применять с 1924 года, а к 1928 году твид стал ее любимой тканью. После войны она феминизирует твид, превращая его в стандартный материал для своих женских костюмов.

Сегодня, когда перечисляются революционные изменения, внесенные Кого Шанель в стиль женщины, современные молодые барышни не понимают всей глубины ее подвига. Что здесь такого? Так ходят все. А вот до нее не ходили!

Затянутые в обязательные корсеты, в длинные платья сложного кроя дамы сооружали пышные прически, с трудом передвигаясь под гнетом всей этой красотищи. Стиль Коко Шанель – это одежда, в которой удобно, в которой можно чувствовать себя естественно и двигаться свободно. Пожалуй, все то (кроме джинсов), в чем сейчас женщины ходят на службу и гуляют на улицах суетных городов, придумала Коко. Кстати, собственной прозвище было ей малосимпатично, но «прилипло» прочно.

Как видно на фото, одежда в стиле Коко Шанель – это удобство и пропорции, которые могут сделать тело более сексуальным без нарочитого обнажения, без откровенного предложения себя, сохраняя интригу и равновесие между сокровенным и доступным:

Шанель не умела рисовать, что сейчас является непременным условием для фэшн-дизайнеров, но все ее модели отличались идеальным кроем и отменным качеством шитья – в них было продумано все (жаль, что этого не умеют делать многие современные рисующие кутюрье).

В результате ее гениальных экспериментов родился стиль, который коллеги Шанель иронично называли «роскошной бедностью». Но именно созданное ею мистическое противоречие между кажущейся простотой костюмов и большим количеством крупных украшений, объединенных в едином «безумном» ансамбле, принесло в мир новые ощущения и новые критерии шарма. Кстати, в дополнение к своим нарядам Коко Шанель использовала как бижутерию, так и подлинные ювелирные драгоценности, ее фишка-новинка заключалась в том, чтобы украшений было грандиозно много или, наоборот, неприлично мало, и следовало носить их «нетрадиционно» – тогда это было хулиганство.

Сейчас этим не удивишь никого, но у кого получается так же элегантно, как у бесподобной Габриель? Сейчас многим покажутся банальными словами Коко Шанель: «Элегантность – это не синоним красивого, это хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место и можно свободно и естественно двигаться». Но ее слова – источник для создания собственного стиля, и почувствовать его живительное благо могут лишь те женщины, которые строят жизнь для себя, а не для того, чтобы быть выбранной хоть каким-нибудь мужчиной.

Мужчины в жизни Коко Шанель

Кстати, как и многие роковые чаровницы, мужчин Коко Шанель всегда выбирала сама, причем она умела сохранить дружеские отношения с отставными, но навсегда преданными своей Мадемуазель кавалерами. Она первой сделала короткую мальчишескую стрижку, ввела моду на загар и отобрала у мужчин практически весь гардероб, включая нижнее белье, которое предложила носить женщинам как костюм.

Свободолюбие и стремление к материальной независимости, созданной собственным трудом, было значимо для Габриель Шанель. Конечно, прежде всего, она считала свое дело – смыслом жизни. К тому же оно давало финансовую независимость (хотя некоторое время, в начале пути, Шанель пришлось быть, по сути, содержанкой) – именно поэтому ее решение обеспечивать себя самостоятельно, иметь действительную состоятельность в нашем мужском мире – было ею прожито и осмыслено.

Статус «замужней мадам» ее не привлекал. Личная жизнь Коко Шанель так и не сложилась – ей делали официальные предложения, которые она, как правило, отклоняла, лишь однажды собралась под венец, но ее жених Поль Ириб, художник и дизайнер, скоропостижно скончался накануне свадьбы. И более она не делала попыток – работа занимала в ее жизни основное место, мужчины занимали лишь второе. Считается, что, когда герцог Вестминстерский, ближайший родственник английской королевской семьи, просил руки Шанель (ей было сорок пять), Габриель ответила с присущей ей прямотой и иронией: «На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель!» Собственно, поэтому дерзких и непокорных женщин и называют роковыми: их сложно покорить, подчинить, еще сложнее – удержать. Мужчины сами готовы покоряться загадочным и непостижимым Чаровницам, но в том и соль – покорные мужи нашим дамам не нужны. И Шанель, и мифологическая Кармен, и историческая Клеопатра любили и выделяли равных и достойных кавалеров, предпочитая паритетные отношени
я и честное проявление чувств, а не игру «купи куклу Барби». Великая Мадемуазель Шанель тихо ушла из жизни 10 января 1970 года в возрасте 88 лет в личном номере отеля «Ритц», через дорогу от роскошного дома ее имени – империи с громкой мировой славой и доходами в 160 миллионов долларов в год. Обратите внимание, барышни, которым вечно нечего надеть: на тот момент в гардеробе Габриель оказалось всего три костюма, но их было вполне достаточно, ведь наряды, безусловно, были высочайшего стиля и элегантности. Самое же ценное, что Шанель оставила человечеству, – соединение женского и мужского не только в костюме, но и в мировоззрении, обаяние «сурового шарма», микс роскоши и простоты.

Как видно на фото, стиль Коко Шанель – это стиль вечной молодости, здоровья, элегантности, который остается эталоном безупречного вкуса, это Стиль Вечно Привлекательной Мадемуазель:

Карл Лагерфельд – продолжатель идей Коко Шанель

Какое-то время после ухода основательницы кресло «главного стилиста» дома Шанель оставалось пустым. Руководство предпринимало попытки найти достойных художников, но авторы оказались слишком самобытными. А империи Шанель был необходим продолжатель духа и стиля Мадемуазель.

Идеальным продолжателем и хранителем идей Коко Шанель стал Карл Лагерфельд – молодой по возрасту, но зрелый в работе. Он рано стартовал в мире кутюр, когда ему было всего 16 лет.

Женщина-легенда, женщина-эпоха, икона стиля Коко Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во Франции. Она была вторым ребенком Жанны Деволь и Альберта Шанель. Родители Коко не были официально женаты. Мать умерла при родах, а девочку назвали Габриэль в честь медсестры, которая помогла ей появиться на свет.

Габриэль не любила вспоминать о своем детстве, потому что в нем было мало счастливых моментов. Семья жила бедно, отцу дети не были нужны: когда Габриэль было 11 лет, он их бросил. Некоторое время сестры опекались родственниками, а потом девочки попали в сиротский приют при монастыре. Больше Коко своего отца никогда не видела.

Она понимала, что никакого будущего после приюта у нее не будет, но все равно мечтала о блестящем будущем, богатой жизни. Став знаменитой, Габриэль Бонёр Шанель как-то сказала, что ненавидела приютскую униформу, которую ей приходилось носить, в ней все девочки были безликими. Тогда у нее и зародилась мечта – красиво одеть женщин.


Монастырь дал Шанель рекомендацию, и она устроилась помощником продавца в магазин белья, а в свободное время пела в кабаре. Девушка мечтала стать балериной, певицей, танцовщицей, ходила по кастингам, но неудачно. Свое прозвище «Коко» она получила, потому что в кафе много раз пела песню «Ко Ко Ри Ко».

В 22 года Коко Шанель переехала в Париж, она мечтала стать модисткой, но опыта у нее не было. Через пять лет девушка встретила единомышленника, который помог ей сделать первые шаги в карьере.

Карьера

Артур Капел был молодым и успешным бизнесменом, идеи Шанель его заинтересовали. В 1910 году у Коко появился собственный магазин шляпок в Париже, а в 1913 году она открыла второй магазин в Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дала волю фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Она стала и дизайнером, и предпринимателем.


Сначала Габриэль Бонёр Шанель придумывала шляпки и продавала их известным парижанкам. Число ее клиенток росло с каждым днем. Вскоре она уже вошла в аристократическое общество, вращалась среди знаменитых режиссеров и художников, писателей, актеров. Наверное, поэтому ее фирменным стилем в одежде, аксессуарах и парфюме была элегантность.

Знаменитая жемчужная нить – элегантное украшение вне времени, моду на которое учредила Коко Шанель. В 1921 году она выпустила знаменитый парфюм «Chanel № 5». Над ароматом работал русский эмигрант Эрнест Бо. Это были первые духи со сложным запахом, которые даже отдаленно не напоминали запах известных цветов.


Через два года Коко ввела моду на загар. Она отдыхала в круизе, а затем продемонстрировала свой красивый загар в Каннах. Светское общество моментально последовало ее примеру.

Ее маленькое черное платье и сегодня входит в базовый гардероб любой женщины. Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что мужской стиль выглядит женственно и элегантно. Сама она редко появлялась в брюках, считала, что платья лучше подчеркивают ее совершенную фигуру. А фигура и внешность модельера действительно были совершенны.


К 50 годам она была богата и знаменита. Коллекции, созданные в этот период, отличаются свободой и игрой воображения. Когда началась Вторая мировая война, Шанель закрыла все салоны, потому что в войну людям было не до моды. В сентябре 44-го ее арестовали за якобы связь с офицером немецкой армии, но через несколько часов освободили.

Коко Шанель уехала в Швейцарию и прожила там 10 лет. Ее слава ушла в прошлое, на подиумах Парижа появились коллекции новых дизайнеров. Модный дом «Диор» пользовался ошеломляющим успехом и не оставлял шанса Шанель. Но Коко решила иначе. В 1953 году она открыла салон в Париже.


В то время ей было 70 лет, а через несколько месяцев в столице моды появился Дом Шанель. Критики не щадили модельера, она же игнорировала их выпады. В 1954 году Коко представила элегантные прямоугольные сумочки на длинной ручке-цепочке, заявив, что устала носить ридикюли и постоянно их терять. Три года потребовалось Коко Шанель, чтобы триумфально вернуться на модный олимп и сделать свой стиль доминирующим.

Личная жизнь

В ее жизни было много романов – мимолетных и продолжительных, но Коко так и не вышла замуж, не родила детей, хотя мечтала об этом.

В 22 года она стала любовницей Этьена Бальзама – офицера в отставке, к тому же очень обеспеченного. Он разводил породистых лошадей. Шанель жила в его замке, наслаждалась роскошью и раздумывала над тем, чем бы ей заняться. Затем она познакомилась с англичанином Артуром Капелом, у них был роман.


В 1924 году судьба свела Коко Шанель с герцогом Вестминстерским, богатейшим человеком Англии. Их связь длилась 6 лет, за это время герцог дважды женился и развелся. Он предлагал Шанель руку и сердце, на что она ответила:

«Герцогов и герцогинь в мире много, но Коко Шанель - одна».

Статус любовницы преследовал модельера всю жизнь. Она пережила всех своих любовников, но так и не стала счастливой в личной жизни. Смыслом всей ее жизни стала работа. Коко Шанель видела идеи новых костюмов во сне, просыпалась и принималась за работу. Женщина до глубокой старости была трудолюбива.

Смерть

Коко Шанель умерла от сердечного приступа 10 января 1971 года в люксе отеля «Риц», напротив знаменитого на весь мир Дома Шанель. Ей было 88 лет.


К этому времени ее империя моды ежегодно приносила 160 миллионов долларов дохода, но в гардеробе знаменитого дизайнера нашли всего три наряда. Это были такие наряды, которым позавидовала бы королева. Известного модельера похоронили на кладбище Буа-де-Во (Швейцария, Лозанна).

Reading time 1 minutes

Reading time 1 minutes

По утрам на набережной Лидо было шумно: трещали суетливые вапоретто, гортанно перекрикивались гондольеры, вода Венецианской лагуны покрывалась бурунами и билась о пристань. Коко выходила из отеля Danieli, переправлялась через лагуну, спускалась по площади Сан-Марко и начинала прогулку. Правда, в одиночестве она оказывалась редко. Неугомонная чета Сертов преследовала Коко всюду. Хосе, каталонский художник («страшный сибарит» и «обаятельное черноволосое чудовище» — описывала его Шанель), постоянно водил ее по музеям, часами разглагольствовал о тонкостях живописной техники Веронезе и Тинторетто. Мися Серт, подруга Коко («пышная, мягкая, светловолосая, с царственной осанкой и манерой вести себя, страшно разговорчивая, подавляющая всех и все»), знакомила ее с обитателями города на воде. Несколько месяцев назад на автомобиле разбился любовник Коко Артур Кэйпел. Шанель завесила окна черной тканью и перестала выходить из квартиры. А однажды к ней, как снег на голову, явились Серты, началась сутолока, загремели чемоданы, и Коко не заметила, как оказалась на набережной. Ветер сдувал с головы кепи, у ног мерно тарахтел вездесущий вапоретто. Она неторопливо бродила по кривым венецианским улицам, гуляла вдоль каналов, как-то раз зашла в высокий, печальный готический собор на площади Сан-Поло — Санта-Мария Глориоза дей Фрари. Над алтарем была «Мадонна Пезаро» Тициана. Коко засмотрелась на ярко-красную тунику Мадонны и золотую — апостола Петра. В Венеции от багрянца и золота некуда скрыться: два с половиной века под покровительством Византийской империи дают о себе знать.

Это не было похоже ни на мрачный Обазинский приют, где Коко выросла, ни на легкомысленную архитектуру французских курортов, поэтому она смотрела внимательно и запоминала. Мозаики, канделябры, лепнину и, конечно же, львов. Она любила гулять по набережной Arsenale, разглядывать больших античных львов и крылатого с книгой над входом. (Помните «Лагуну» Иосифа Бродского? «Знающий грамоте лев крылатый» — это о нем.) Шанель отличалась большой суеверностью и, будучи Львом по знаку зодиака, всех львов Венеции сразу приняла за своих. И город ответил ей взаимностью. В Венеции Коко избавилась от черной хандры и познакомилась с Дягилевым («Дягом», как его называла Мися), а через Дягилева — со всей труппой «Русского балета» и Стравинским. Справилась с социофобией и начала ходить в кафе Florian, что напротив базилики Сан-Марко, Harry’s bar, где вечерами пил Хемингуэй. Коко, несмотря на славу и признание, была не очень общительна и чувствовала себя не в своей тарелке рядом с аристократами. «Я простая швея, которую богема приглашает на обеды и ужины просто потому, что шьет у меня платья», — писала она. В начале 1920-х русскую творческую эмиграцию за рубежом объединяли две вещи: привычка жить на широкую ногу и постоянное отсутствие денег. Дягилеву не на что было ставить «Пульчинеллу», Стравинский ютился в дешевых отелях, где едва мог писать музыку, боясь распугать шумом постояльцев и оказаться на улице. Коко, поборов стеснение («трудно поверить, что простая портниха могла вот так легко выписать чек на 300 000 франков»), помогла Дягилеву. «Я стала меценаткой!» — радовалась она. И добавляла: «Как бы гордился Бой». Так она называла Артура. Шанель увлеклась современным балетом: до знакомства с Дягилевым она ходила только на «Шехерезаду», да и то по инициативе Кэйпела. Коко посмотрела «Петрушку» и впечатлилась яркими, золотыми с красным костюмами, а через несколько лет уже шила для постановок Брониславы Нижинской и «Аполлона Мусагета» Стравинского.

Коко очаровалась русскими эмигрантами и позже писала, не без горечи: «Они очень разные — жизнерадостные и мрачные, решительные и поникшие, уверенные в будущей победе и опустившие руки… Среди них много способных и даже гениальных, но сколько же просто спилось!»

Наконец, она помогала тем, кому считала нужным. Коко и Мися Серт были последними, кто навестил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны: ни у Дягилева, ни у путешествовавшего с ним Сержа Лифаря не было при себе ни копейки. В тот день, 19 августа 1929 года, Коко исполнилось сорок шесть лет.

До Венеции она придерживалась строгого монохрома: черное и белое (в основном все-таки черное). После в коллекциях Дома Chanel появились византийское шитье и всевозможные оттенки красного. Во многом благодаря знакомству с Великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудничеству с русским ателье «Китмир», которым руководила его сестра, княгиня Мария Павловна. В начале 1920-х в моду вошли вышивки и золотошвейное шитье, так что венецианские наблюдения Коко ей чрезвычайно пригодились. А в апартаментах на Рю Камбон с тех пор поселились львы — на рабочем столе, каминной полке, этажерках. Из мрамора, бронзы и золота. От миниатюрных фигурок до внушительных скульптур. В ювелирных сериях Дома Chanel лев появился еще в 50-х годах прошлого века и постоянно мелькал на пуговицах, застежках, пряжках сумок и ремней, серьгах, брошах и подвесках. Коко никогда не забывала о Венеции, и великий город на воде не забывает ее до сих пор. В 2016 году в галерее Ca’Pesaro на Canale Grande прошла выставка «Женщина, которая читает»: туда свезли книги Коко из ее парижской библиотеки, веера и прочие изящные мелочи. Не обошлось и без парочки львов. Возвращение на историческую родину, можно сказать.

А теперь подумайте: могли ювелиры Chanel обойти эту часть жизни Коко стороной? Вопрос риторический. Бренд посвящал коллекции ее подругам, камелиям, увлечению Шанель морскими прогулками. Нетронутых участков биографии Коко, кажется, и не найти. Но это только кажется. Благо жизнь Мадемуазель была такой насыщенной, что вдохновения хватит еще на несколько десятков лет, не меньше. Некоторые вещи не меняются, и это хорошо: Bulgari вдохновляется Римом, Cartier — пантерами, Дом Chanel — биографией своей основательницы. Аксиома высокого ювелирного искусства, если хотите.

Первая коллекция Chanel Fine Jewelry, посвященная львам, а значит, и Венеции, появилась еще в 2013-м. Называлась таинственно: Sous le Signe du Lion («Под знаком льва»). Уже в 2018-м таинственности поубавилось, зато прибавилось чисто венецианской роскоши. Коллекцию L’Esprit du Lion («Дух льва») разрабатывали долгих два года, и это видно. Лейтмотива тоже два: скалящиеся львиные морды и цепи (напоминают о якорях — для Венеции, выстроенной на судоходстве, предмет знаковый).

Поэтому колье и браслеты выглядят воинственно, порой даже агрессивно. Но кому и когда это вредило? Шанель такие украшения точно бы не смутили.

Материалы — сплошь белое и желтое золото, оранжевые сапфиры, бриллианты, гелиодоры (бериллы, как вы могли догадаться, золотистого оттенка), топазы, желтые и коричневые бриллианты — привет венецианским мозаикам и алтарным росписям церквей. Львиная мимика не зря получилась настолько убедительной: золотые звери выглядят так, словно готовы загрызть любого, кто не сделает украшениям подобающий комплимент. Геометричная огранка камней напоминает о делах давно минувших дней: эпоха ар-деко началась в 1920-х, когда Коко впервые оказалась в Венеции. Сочетание золотого и багрово-красного в фаворе: цвета львиные, королевские. Неизвестно, целились ли ювелиры в разудалую эклектику, но получилось именно это. Несколько архаичного вида львы, лаконично ограненные камни, которые только с 1920-ми и ассоциируются, и вдобавок ко всему массивные цепи. Впрочем, нужно признать: сочетаются эти разношерстные элементы отменно. Предупредим — цены на коллекцию кусаются вполне по-львиному. К примеру, колье Legendary, гордость главной мастерской Chanel на Вандомской площади, стоит €4,4 миллиона. Цена заоблачная, как и амбиции ювелиров. А воплотить их, согласитесь, удалось. L’Esprit du Lion — это своего рода гороскопическое описание знака Льва в ювелирной форме. Названия колье и браслетов — тому доказательство: «смелый», «дерзкий», «ослепительный», «легендарный», в конце концов.

Что сказать: не так уж и неправы эти гороскопы. Шанель вообще никода не ошибалась: тем более — в гороскопах.

Коко Шанель сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Мы расскажем вам о биографии этой легендарной женщины и приведем некоторые её цитаты

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!»

Шарм Коко Шанель заключался в ее особенной красоте, оригинальном, тонком уме и выдающемся характере, где любовь к свободе сочеталась с беспрестанной тягой к одиночеству…

Коко Шанель стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и бурными романами с представителями высшего света, коих в ее биографии немало, а так же высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей.

“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.”

“Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.”

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре, хотя говорила, что родилась на 10 лет позже в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было всего шесть лет, позже умер и отец, оставив пятерых детей сиротами. Они были в то время на попечении родственников и некоторое время находились в детдоме. В 18 лет Габриель стала работать продавцом в магазине одежды, а в свободное от работы время выступала в кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище - Коко. Габриель не блистала в качестве певицы, но во время одного из её выступлений приглянулась офицеру Этьену Бальзану и вскоре переехала жить к нему в Париж. Спустя некоторое время она ушла к английскому бизнесмену Артуру Капелю. После отношений со щедрыми и богатыми любовниками она смогла открыть собственный магазин в Париже.

“Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.”

Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье - очень неудобная вещь, заявилась к портному с брюками, которые взяла у жокея.

Сшейте мне такие же!

Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не принято!

Коко решительно повторила свою просьбу и покинула мастерскую.

Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином они признали, что брюки и женщина - очень хорошее сочетание. В один день Шанель превратилась для жительниц близлежащих имений в законодательницу моды.

Интересно, что у неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с характерной для нее иронией ответила: "На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель". Такой ответ не удивителен, ведь ее работа была для нее единственным смыслом жизни.

В 1910 году она открывает шляпное ателье-салон

Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война временно мешает ее планам. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.

1921 году Коко представляет пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5»

“- Куда наносить духи?
- А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?”

“Мода - это то, что выходит из моды.”

…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур.Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет.

В 1926 году создала свое знаменитое маленькое черное платье, ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле


Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже и лишь по завершении войны уезжает в Швейцарию.

В 1954 году, в возрасте 71 года, Габриель снова вернулась в мир моды и презентовала свою новую коллекцию. Но прежней славы и почитания она добилась только несколько лет спустя. Коко видоизменила свои классические наряды на более современный манер, и самые богатые и знаменитые женщины мира стали посещать её презентации. Костюм «от Шанель» стал демонстрацией статуса нового поколения: созданный из твида, с обтягивающей юбкой, жакетом без воротника, покрытым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Шанель снова показала общественности женские сумочки, ювелирные украшения и обувь, имевшие потрясающий успех

“Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их подстегивает дух соперничества.

Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины перестали бы одеваться.”

“Драгоценности - это целая наука! Красота - это грозное оружие! Скромность - это верх элегантности!”

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

“Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.”

“Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.”

10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Коко умерла. Похоронили её в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. С 1983 года Карл Лагерфельд управляет домом моды Шанель и является его главным дизайнером.

“Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.”

Ежедневно Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново. Она щепетильно избавлялась от груза прошлого. Каждый новый день она удаляла из памяти всю тяжесть дня вчерашнего. Детство и период ее юности покрыты тайной. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов. Габриэль отбросила, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни и, осознав это почувствовала, что у нее теперь гораздо больше времени. Она стала плодотворнее размышлять, меньше уставать. Своей судьбой она доказала: будущее не вытекает из прошлого, в любой момент можно собственную карьеру начать и построить заново.

Любое препятствие на своём пути Шанель рассматривала как указатель нового пути.

Коко Шанель совершила парадокс благодаря образу своей жизни и движущей силе своего яркого таланта, потому ее биография настолько богата яркими фактами

“Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.”

Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чем по жизни убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее красота. Шанель говорила: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами…Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин". Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.

За 87 лет жизни великая Коко дала свое имя целому стилю одежды, костюму, Дому моды и духам. Постоянная изобретательница, Шанель создала массу новинок, но прежде всего…образ женщины, который до нее никто и представить не мог

В наши дни в парижской квартире Шанель на улице Камбон все обустроено так же, как и при жизни кутюрье