Как пишется распространенное предложение. Распространенные и нераспространенные предложения

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


Может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение . Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение , ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение . Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение , при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложение м, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение » с понятием «простое предложение ». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
  • нераспространенное предложение пример
  • Распространённые и нераспространённые предложения

Термин «неполное предложение » очень часто путают с понятием «односоставное предложение ». На самом деле между ними существует всего одно принципиальное различие. Если его запомнить, проблем с определением неполного предложения у вас больше никогда не возникнет.

Грамматическая основа односоставного состоит всего лишь из одного главного члена: или сказуемого. Они грамматически самостоятельны, и второй член логически присоединить невозможно. Смысл такого предложения будет ясен вне всякого контекста. Рассмотрим . «Ночь на дворе» - односоставное назывное предложение . «Тише едешь, дальше » - односоставное обобщенно-личное.«Здесь не курят» - односоставное неопределенно-личное. «Светает» - односоставное безличное. Даже если подобная фраза будет вырвана из текста, содержание ее будет вам понятно.Неполное предложение вне ситуации будет непонятно читателю. Один из членов (главных или второстепенных) в таком пропущен и восстанавливается только в общем контексте. На письме это часто отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя - домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-другому? «Вася пошел в кино, а Петя - домой».Стало очевидно, что второе предложение просто-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в следующем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя - красный». Здесь пропущены сразу два члена, сказуемое и . Неполные предложения часто возникают в живом диалоге. Вырванные из контекста, они теряют свой смысл. Например: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», конечно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а так: «Я люблю клубничное ».Запомнили? Проверяйте предложения по этому принципу, и ошибки с определением полных и неполных больше не будут подстерегать вас на уроках.

Видео по теме

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э.
  • Культура письменной речи в 2019

Любое предложение – это общность членов, у каждого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают главными и второстепенными. При этом вторые всегда к чему-то примыкают, являясь своеобразным уточнением или описанием других членов.

В числе второстепенных членов предложения особое место занимают обстоятельства. Попробуем понять, что такое обстоятельство.

Инструкция

Обстоятельство может относиться ко многим речи. Однако в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медленно) и существительным (устал до изнеможения).

В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно часто описывает не какой-либо член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, не пришли ли гости.

Существуют различные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, принцип действия, условие, уступку. Этот второстепенный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где?

В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Например.

1) Он идет быстро. Он идет КАК? – Быстро. Быстро – обстоятельство образа действия.
2) Мы сидим в . Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.

Иногда обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают ситуацию в целом. В некоторых классификациях подобные обстоятельства именуют обстоятельствами обстановки или ситуации.

По наличию или отсутствию второстепенных членов ( , обстоятельство, дополнение или приложение) простое предложение может быть распространенным или нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что простое предложение , включающие однородные или и не сказуемого вводятся дополнительные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и .

Определение

Определение поясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего или другого второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его признак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают преимущественно имена существительные.

«Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)

Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных , местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные , имена в простой сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания.

Разновидностью определения является приложение, которое всегда выражается именем существительным, с в падеже (у врача-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на который направлено действие, или этот предмет сам является результатом действия, или с его помощью действие совершается, или по отношению к которому совершается какое-то действие.

«Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)

В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в , местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством называется член предложения с пояснительными функциями, который относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает признак действия, признак признака, указывает на способ совершения действия или на время, место, цель, причину либо условие его свершения.

«А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);

Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом (обстоятельства цели).

    В первую очередь нужно понять, что же вообще нераспрастраннные предложения. Так вот под такими предложениями подразумеваются те предложения, которые в свом составе вовсе не имеют второстепенных членов, делающих как раз предложение распрастраннным. Иначе говоря нераспрастраннные предложения могут состоятьтолько лишь из главных членов или одного из них. Примеры:

    1) Мальчик упал;

    2) Таня пошла;

    3) Смеркалось;

    4) Солнце взошло.

    Если у вас стоит задание, дать несколько примеров, то на данный момент, их существует масса и очень много.

    Сейчас, я дам несколько очень популярных предложений:

    • Мальчишка упал;
    • Саша кричит;
    • Ветер подул;
    • Мрачно.

    И много других.

    Нераспространенное предложение- это когда предложение состоит из подлежащего и сказуемого, а второстепенные члены отсутствуют.

    Например:

    • Пришла весна
    • Птицы улетели

    Нераспространенное предложение также может состоять из одного сказуемого: Вечерело.

    Нераспространенные предложения не содержат в своем составе второстепенных членов.

    Примеры таких предложений можно привести такие:

    Ветер подул.

    Она улыбалась.

    Вечереет.

    Волна пошла.

    Как мы видим во всех предложениях есть только грамматическая основа. В одних случаях ею являются подлежащее и сказуемое, в других обстоятельство.

    Примеры нераспространенных предложений в русском языке:

    Взошло солнце.

    Птицы запели.

    Посветлело.

    Мать улыбнулась.

    Собака залаяла.

    Как видим из примеров, что я привела выше, такие предложения состоят из главных членов(из одного или двух), т.е. грамматической основы предложения. И все. Предложения не включает других чл. предл.: нет ни определения, ни обстоятельств и т.п. Поэтому и называются они НЕраспространенными.

    Непраспространенные предложения легко превратить в распространенные. Давайте сделаем это с предложениями выше.

    Взошло утреннее солнце.

    Сегодня наши птицы пели весь день.

    После обеда посветлело.

    Мать добро улыбнулась.

    Соседская собака громко залаяла.

    Нераспространенное предложение - это предложение, имеющее в своем составе только главные члены предложения,т.е сказуемое и подлежащее второстепенные члены предложения отсутствуют.Например: Птицы летают,Ручей блестит,Лес потемнел.

    Все предложения в русском языке бывают распространнными и нераспространнными .

    В распространнных предложениях есть второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

    А вот в нераспространнных предложениях они отсутствуют , и имеют в свом составе только подлежащее и сказуемое .

    Нераспространнные предложения могут включать в себя как оба главных члена, так и всего один из них.

    Если какой-то главный член отсутствует, то нераспространнные предложения называются односоставными .

    Односоставные предложения бывают определнно-личными, неопределнно-личными, безличными (у них нет подлежащего) и назывными (у них нет сказуемого).

    Вот примеры нераспространнных предложений:

    1) Я мечтаю

    2) Очень страшно!

    3) Темнеет.

    4) Заяц убегает.

    5) Идт снег.

    6) Птицы поют.

    8) Брат засмеялся.

    9) Холодно.

    Нераспространенное предложение состоит из грамматической основы без второстепенных членов. Например. Наступила осень. Вечерело. Ах, лето, лето! В свою очередь, грамматическая основа в предложении моет быть полной или неполной. Соответственно, при полной основе предложение будет двусоставным, при наличии одного из них - односоставным (Как в примерах).

  • В предложении можно выделить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство).

    Если имеется полный набор - то есть можно выделить и грамматическую основу, и хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.

    Нераспространенное предложение состоит только из грамматической основы . Причем грамматическая основа может быть и неполной - то есть состоять только из подлежащего или только из сказуемого.

    Примеры нераспространенных предложений:

    • Котенок играется.
    • Мама убирает.
    • Светает.
    • Холодно.
    • Сижу, слушаю.
  • Нераспространенными предложениями называются предложения, которые состоят из двух слов, а вернее из основы: глагола и подлежащего или же только из одного слова, того же подлежащего или действия.

    Примеры:

    • Страус убежал.
    • Кобыла легнула.
    • Конюх устал.
    • Зоопарк открыт.
    • Вечерело.
    • Стихало.
    • Он рассмеялся.

    Распространенные предложения - это та основа, но когда в них добавлены прилагательные, местоимения места и времени и так далее.

    Пример:

    • Она быстро бегала.
    • Он внезапно рассмеялся.
    • Конюх устал после смены.

1. Прочитаем информацию .

Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

Предложение

Пример

Нераспространенное

Птицы поют.

Ручей звенит.

Распространенное

Лось легко бегает по болотам.

Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое. Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее. Блеснула молния .
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое. Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое. Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее. Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему - КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ОСЕНЬ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ВЕТЕР

Как сделать нераспространённое предложение - ЗЕМЛЯ БОГАТА - распространённым

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса . Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит .Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания .

Тесты по теме «Предложения»