Французские литераторы 19 века. Французская литература XIX века XIX век. Общность русской и французской литературных школ

XIX век характеризуется становлением капиталистических отношений и головокружительного прогресса промышленности. Эти процессы наложили отпечаток и на творчество французских культурных деятелей.

Знаменитые писатели Франции сделали монументальный вклад в мировую литературу. От экзистенциалиста Жан-Поль Сартра до автора заметок об общественных нравах Флобера – человечеству известно немало гениев, плоды трудов которых разобрали на цитаты.

Шедевры реализма как будто размышляли о современности и месте человека в мире. В этот период стремительно развивалась проза, особенно жанр романа. 19 столетие подарило свету немало эпических произведений, где жизнь простых людей описана на фоне известных исторических событий.

Реалистический роман зародился в 18 веке. Деятели Просвещения так и не сумели раскрыть многогранность связей между персонажами и действительностью. Наиболее полно направление реализма выразилось в жанре социального романа. Для него характерны масштабность проблемы, пафосное описание, запоминающиеся художественные образы.

Королями французского реалистического романа считаются Стендаль и Бальзак. Их основная тематика — жизнь общества того исторического периода.

Стендалю принадлежит первенство в создании основных принципов реализма, воплощенных в его художественных повествованиях. Шедевр «Красное и черное» рассказывает о любви, о выборе между карьерой в церкви и в армии, что отражено в названии. В авантюрной «Пармской обители» наглядно и увлекательно передана суть придворных интриг небольшого итальянского двора.

Знаменитая «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака принесла ему первый успех. Это своеобразные комментарии всех жизненных аспектов. Цикл сочинений выпустил в свет немало эпохальных героев: Отец Горио, например, в курсах французской литературы представляется как классический символ реализма, в «Блеске и нищете куртизанок» и «Утраченных иллюзиях» отражаются морально-этические проблемы общества, почитающего деньги.

Тема торжества добра над злом положена в основу романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», среди героев которого и осужденный за похищение еды для голодной семьи на 20 лет каторжных работ, и замарашка, обернувшаяся прелестной девушкой, и дерзкий Гаврош. Автор вложил в этот шедевр все своё человеколюбие, в некоторых фразах сокрыт невероятно бездонный смысл, порой стоит перечитать книгу, чтобы глубже в него проникнуть.

Роман «Собор Парижской Богоматери» вызывает в душе читателей бурю разноплановых эмоций. И хотя целью Гюго было сделать главным героем готический собор Парижа, который хотели снести или модернизировать, до сих пор читателям переворачивает душу трагическая судьба персонажей: Эсмеральды, Квазимодо, Фролло.

Первый опубликованный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» сначала вышел в форме цикла новелл, но французские власти подали против автора иск за безнравственность. Сюжет произведения невероятно прост — главная героиня живет не по средствам и заводит внебрачные интрижки, пытаясь убежать от пустоты и банальности жизни в провинции. Настоящая ценность романа - в деталях. Флобер, вообще, знаменит стремлением довести каждое свое творение до совершенства, выбирая единственно верные слова.

Ги де Мопассан, подобно своему наставнику Флоберу, ни разу не изменял собственным принципам. Он был яростно нетерпим к буржуазному миру. Когда его персонаж оступался в чем-нибудь, присоединяясь к буржуазности, автор не миловал его. Его новелла «Ожерелье» стала образцом неожиданной развязки.

Один из авторов, обратившихся к научной фантастике – Жюль Верн. Он написал много приключенческих сюжетов: «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру Земли». Коллизии, в которые попадают путешественники, не отпускают благодарного читателя до финала.

Не менее грандиозный успех настиг реалистичные творения Александра Дюма. Сюжет «Графа Монте-Кристо» взят из полицейских архивов. Реальная история Франсуа Пико, послужившего прототипом Дантесу, под пером литературного гения трансформировалась в занимательный роман о заключенном замка Иф. Читатели погружаются в историческую обстановку и испытывают весь спектр эмоций персонажей, утрачивая чувство реальности.

«Три мушкетера» — общепризнано лучший авантюрно-приключенческий роман. Это бессмертное и нестареющее произведение о смелых мужчинах и роскошных женщинах, об интригах кардиналов и романтичности королей. Современное поколение читателей с тем же азартом следит за увлекательными приключениями Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна.

Видный публицист Эмиль Золя стоял в эпицентре литературной жизни 19 века. Его истории о рабочем классе «Жерминаль» и «Западня» были попыткой совершенствования системы взаимоотношений буржуазного общества. В них немало истинного описания пролетариата того времени. Оба произведения экранизированы.

Броские факты ослепительного богатства и удушающей нищеты были основной темой поэтов и прозаиков Франции этого столетия. Обстановка душевного смятения положила начало большому количеству литературных движений и жанров, внесших заметный вклад во всемирное наследие.

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. корее всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по мнению многих литературных критиков, считается одним из «отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах французской литературы как классический пример реализма. История Короля Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он - первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны, когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался, он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.

Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем, который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда: L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был, пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал литературу для описания словий жизни человека и несправедливости общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории. Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске

1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за безнравственность.

Жюль Верн, 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов, писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии. Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые когда либо видел мир.

Известные французские писатели

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую
литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об
обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров
литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые
цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность
того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о
произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись
во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых
из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. Скорее
всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских
писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных
работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в
литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой
попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по
мнению многих литературных критиков, считается одним из
«отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была
комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он
написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах
французской литературы как классический пример реализма. История Короля
Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является
Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал
на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он
считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он -
первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было
учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны,
когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался,
он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant
Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была
написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу
ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано
любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не
столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего
приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот
действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.
Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По
описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил
Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем,
который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории
литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю
отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда:
L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был,
пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение
жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но
заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в
течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал
литературу для описания словий жизни человека и несправедливости
общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных
работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор
Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из
Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории.
Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные
приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его
рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске
Щелкунчик (прославившийся через балетную версию Чайковского)

Гюстав Флобер 1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой
известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии
новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за
безнравственность.

Жюль Верн 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов,
писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают
его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот
некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Есть еще много других великих французских писателей:

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии.
Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые
когда либо видел мир.

  1. 1. Литературные направления и французские писатели XIX века 
  2. 2. Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской ́ культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. 
  3. 3. François-René, vicomte de Chateaubriand Франсуа Рене де Шатобриан (4 сентября 1768, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж) - французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе. Основные произведения: «Аталла, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802).
  4. 4. Anne-Louise Germaine baronne de Staël-Holstein Анна-Луиза Жермена де Сталь (баронесса де СтальГольштейн; известная просто как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël, 1766-1817) - знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. Основные произведения: Сталь Ж. Коринна, или Италия. М., 1969 Сталь Ж. О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями. М., 1989
  5. 5. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine Альфонс де Ламартин (21 октября 1790, Макон - 28 февраля 1869, Париж) - французский писатель и политический деятель. Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать. Основные произведения: Сборники стихов: «Méditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles Méditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements poétiques» (1839).
  6. 6. Victor Marie Hugo Виктор Мари́ Гюго́ 26 ́ февраля 1802,Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Поэт, драматург, публицист, эссеист Основные произведения: Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829). Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). Отверженные (Les Misérables, 1862). Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866). Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  7. 7. Alfred Victor de Vigny Альфред Виктор де Виньи́ ́ ́ (27 марта 1797, Лош, департамент Эндр и Луара, - 17 сентября 1863, Париж) - граф, французс кий писатель. Крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Поэт, переводчик Шекспира на французский язык Основные произведения: Граф Сен-Марс, или заговор при Людовике XIII, 1829 Стелло или Голубые бесы. Повести, рассказанные больному чёрным доктором, 1835 Смерть волка, 1886
  8. 8. Prosper Mérimée Проспер Мериме́ ́ (28 сентября 1803, Париж - 23 сентября 1870, Канны) - французский писатель, член Французской академии. Основные произведения: Драма «Кромвель» Исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) Новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) Новелла «Кармен»
  9. 9. George Sand, настоящее имя Amandine Aurore Lucile Dupin Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен; 1804-1876) - французская писательница. Основные произведения: Индиана (Indiana, 1832) Консуэло (Consuelo, 1843) Графиня Рудольштадт (La Comtesse de Rudolstadt, 1843)
  10. 10. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal ; Стендаль (настоящее имя и ́ фамилия Мари-Анри Бейль; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века. Основные произведения: «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846)
  11. 11. Критический реализм   Критический реализм - художественный метод ́ ́ и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Ãè äå Ìîïàññàí

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.

произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.

произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

œœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœ


Девятнадцатый век.

Девятнадцатый век. На рубеже 18–19 вв. в европейской культуре происходят небывалые изменения, характеризующие наступление «эпохи современности» (в противоположность «классической» эпохе). Формируется идеология культурного релятивизма, воплотившаяся в романтизме. Географическая относительность, «экзотизм», влечение к чужим культурам появляется уже на ранней стадии развития течения. Позже романтиков начинают привлекать «неклассические» цивилизации прошлого: поколение 1830 – средневековье, Т.Готье – барочный 17 в. Романтики обращаются к фольклору, народной культуре, признавая тот факт, что мышление и творчество неодинаковы даже в пределах одной современной нации. Так, вместе с «массовой культурой» (жанры романа-фельетона, карикатуры, мелодрамы) возникает идея социальной относительности. Все эти представления так или иначе отражены в трактатах А.Л.Ж.де Сталь (1766–1817) (О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1800; О Германии, 1813). В ее романах (Дельфина, 1802; Коринна, или Италия, 1807) романтические идеи сочетаются с просветительскими и сентименталистскими – такое соседство и противостояние внутри него очень характерно для французской литературы, развитие которой происходит в постоянных столкновениях полярных литературных и идеологических течений. В Коринне г-жа де Сталь предваряет тему несовместимости художника и общества, одну из центральных тем романтической литературы. Другой важнейший образ – «сына века» – одним из первых создает Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848) (Рене, 1802). Образ разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века», стал чрезвычайно популярным во французской литературе (Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, 1770–1846; Адольф (опубл. 1815) Б.Констана, 1767–1830).

Первые теоретические тексты романтиков появлялись в их периодике, выходившей небольшими тиражами («Лё консерваттер литерер», 1819–1821; «Ля мюз франсез», 1823–1824; «Ле Леттр шампенуаз»,1817–1825; «Лез аналь де ля литератюр э дез ар», 1820–1829). Полемические очерки Стендаля (1783–1842), вошедшие в книгу Расин и Шекспир (1823–1825), направлены против эпигонов классицизма, защищают принципы «романтического», т.е. современного искусства. Однако авторитет классицистической традиции был окончательно поколеблен лишь к концу 1820-х. Сложившиеся к тому времени представления писателей-романтиков резюмировал В.Гюго (1802–1885) в предисловии к драме Кромвель (1827), которое стало манифестом французского романтизма. В нем автор теоретически обосновывал местный колорит, гротеск и контраст в целях рельефного противопоставления «добра» и «зла», а также объявлял войну классицизму и всему придворно-аристократическому искусству. Французский романтизм обрел законченные формы поздно: общенациональным явлением он становится лишь в 1820-е и только с конца их и в течение 30-х возникают шедевры так называемого высокого романтизма.

Французский романтизм отличается «посюсторонностью» художественного мира. Фантастика появляется лишь с 1820-х в повестях Ш.Нодье (1780–1844) и позже – у Готье (1811–1872) (Ножка мумии, 1840; Аррия Марцелла, 1852). Более органично развивается мифологическая линия, связанная с религиозной символикой: апология христианства Шатобриана (Гений христианства, 1802), религия в поэзии Ламартина. Однако чаще всего прозаические произведения начинаются «исповедями», автопортретами исторической, но и современной личности, имя которой вплоть до 1830-х выносится в заглавие (Индиана (1832), Валентина (1832), Лелия (1833), Жак (1834) Ж. Санд, 1804–1876, и др.). Интерес к гениальной, бунтарской личности (напр., художника) появляется лишь начиная с 20-х гг., в эпоху высокого романтизма. И все же герои типа Сбогара (Жан Сбогар (1818)) Нодье или Моисея в лирике Виньи выглядят скорее исключением. Поэтические натуры зачастую предстают иностранцами – от Живописца из Зальцбурга (1803) Нодье до Чаттертона (1835) Виньи и героев Ж.Санд. Тема отношений поэта и искусства с обществом обострилась лишь в 30-е. Бытовые реалии, напротив, охотно включаются ими в трагически серьезное произведение – может быть потому, что такого смешения не принимала классическая эстетика. Уже в 1820-е распространяются «физиологии», нравоописательные очерки, которыеые стремились к дагерротипному воспроизведению быта (Физиология вкуса (1826) Б.Саварена; очерки Ш.Филипона). В многотомном издании Французы в их собственном изображении (1840–1842) приняли участие Бальзак, Дюма, Ж.Жанен.

С новой эпохой истории Франции и французского романтизма – Реставрацией (1814–1830) – связана эволюция таких писателей как А.де Ламартин (1790–1869), А.де Виньи (1797–1863), В.Гюго. Начало 1820-х ознаменовалось расцветом лирических жанров. В поэтических произведениях Ламартина, Виньи (Поэмы, 1822; Смерть волка, 1843) рассказывается история современных авторам романтических сердец. В лирике Ламартина, звезды 1820-х, чувствуется влияние поэтики предыдущего века (сб. Поэтические размышления, 1820; Новые размышления, 1823; Поэтические и религиозные созвучия, 1830). Гюго проявляет себя как мастер звучания стиха (сборник Оды и разные стихотворения, 1822). Его поздние поэтические опыты (эпический цикл Легенда веков, 1859–1883; Грозный год, 1872) стали итогом развития романтической поэзии. В 1823 Гюго пробует себя в прозе (исторический роман Гай-Исландец).

Французский исторический роман 1820-х складывался под влиянием В.Скотта. Однако английский романист для сохранения правдоподобия создал двойную интригу, которая никак не могла прижиться во Франции. Писатели по-разному решали эту проблему: соединяя историческое и романическое в одном герое, политике и любовнике (Сен-Мар (1826) А.де Виньи); беря за основу сюжета малоизвестное историческое событие (Шуаны (1829) О.де Бальзака, 1799–1850; Хроника времен Карла IX (1829) П.Мериме); отказываясь от воссоздания исторических событий, используя лишь колорит эпохи (Собор Парижской богоматери (1831) В.Гюго). После 1829 интерес к историческому роману падает, он возвратился только с романами А.Дюма-отца (Три мушкетера, 1844; Двадцать лет спустя, 1845; Королева Марго, 1845 и др.); на некоторое время современность становится популярным предметом изображения; повесть сменяет большую эпическую форму.

С публикации романа Ж.Жанена Мертвый осел и гильотинированная женщина в 1829 начинается короткий «неистовый» период во французском романтизме. Повести, насыщенные убийствами и неестественными страстями, публиковались в журналах «Ля Ревю де Пари» (1829–1845, 1851–1858) и «Ревю де дё монд» (с 1829). Примером такой повести была книга П.Бореля (1809–1859), называвшего себя ликантропом (волкочеловеком), – Шампавер. Безнравственные рассказы (1833). Марион Делорм (1831) и Лукреция Борджия (1831) Гюго, Антони (1831), Ричард Дарлингтон и др. драмы А.Дюма-отца (1802–1870), повести и рассказы Бальзака, Ж.Санд, Мериме, хроники Стендаля так или иначе соприкасаются с «неистовой» литературой. К «неистовым романтикам» иногда относят Ж.де Нерваля (1808–1855), который повесился при работе над редакцией новеллы Аурелия (1855), анализирующей безумие творца. Бесчинства и фантасмагория роднят стихотворные Песни Мальдорора (1868–1869) Лотреамона с прозой «неистовых романтиков». В одном из коллективных сборников «неистовых романтиков» (Коричневые рассказы опрокинутой головы, 1832) принял участие молодой Бальзак, который еще в 1820-х увлекался «черной» тематикой (Наследница Бирага, 1822; Клотильда Лузиньянская, 1822; Пират Аргоу, 1825 и др.)

Романтизм П.Мериме (1803–1870) отличается самоиронией и склонностью к мистификации (Театр Клары Газуль, 1825; Гузла, 1827). В новеллах 1830– 1840-х он отдает дань и фантастическим (новеллы Венера Илльская; Локис) и экзотическим (Матео Фальконе; Таманго; Кармен) сюжетам. Под пером Э.Сю (1804–1857) (Парижские тайны, 1842–1843; Вечный жид, т. 1–10: 1844–1845; Тайны народа, 1849–1857) и, позже, Ж.Верна (1828–1905) (Дети капитана Гранта, 1867–1868; 20000 лье под водой, 1869–1870; Таинственный остров, 1875 и др.) формируется приключенческая литература. С творчеством Сю (создававшего «роман для народа») и А.Дюма связано понятие «роман-фельетон» (роман «с продолжением», печатавшийся в периодике).

В театральной жизни борьба нового направления с традиционным искусством была наиболее напряженной. В предисловии к пьесе Рюи Блаз (1838) Гюго утверждал промежуточный жанр – драму, – различая комедию и трагедию по предмету изображения. Еще раньше, на премьере драмы Гюго Эрнани (февр. 1830), между зрителями состоялась настоящая битва за утверждение на сцене романтической драматургии. Сторонники Гюго боролись за смешение стилей – возвышенного и гротескного. Лирические комедии А.де Мюссе (1810–1857), автора популярных стихотворений, – противоположность пьесам Гюго. Их автор аполитичен, сюжет его пьес повествует о «болезни века», рефлексии и скептицизме, убийственных для героя (Веницианская ночь, 1830; Андреа дель Сарто, 1833; С любовью не шутят, 1834). Исключение составляет трагедия Лорензаччо (1834), где ставится проблема социально активного действия. История «опустошенного человека» и в то же время целого поколения рассказывается в романе Мюссе Исповедь сына века (1835). Мюссе входил в кружок «Сенанкль» (1827–1830), объединение романтиков, созданное Гюго и Ш.О.Сент-Бёвом (1804–1869). Известный поначалу как стихотворец и прозаик (Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма, 1829), последний стал самым влиятельным литературным критиком 19 в. Сент-Бёв впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем.

Французский роман пер. пол. 19 в. испытывал сильное влияние драмы. Театральными приемами пользовались самые разные писатели – от Бальзака до П.Ш.де Кока (1793–1871), автора фривольных комических романов. В 1830-е господствовали два типа романной композиции: драматическая и хроникальная. Бальзак сосредоточился на первой, ибо в ней акцент переносится с главного события, катастрофы, на процесс, ее подготавливающий. Опираясь на достижения современной науки, Бальзак в Предисловие (1842) к Человеческой комедии (1829–1848) описывает общество как сложный, исторически сложившийся организм. Писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. В рецензии на Пармскую обитель (1839) Стендаля, в Этюде о господине Бейле (1838) писатель высказал суждения о важности психологического анализа в искусстве. Эти размышления принято считать манифестами «реализма», постромантического направления в литературе, берущего начало в прозе Бальзака (Шагреневая кожа, 1830–1831; Отец Горио, 1834–1835 и др., позже объединенные в Человеческую комедию) и Стендаля (Красное и Черное, 1831; Пармская обитель, 1839). Для них герой, чаще всего современник, может и должен быть описан в социальной и исторической «среде» своего существования. Характеры даны этими писателями в конкретном политическом и общественном фоне. Предметом искусства может стать любое явление действительности, но только при условии, что оно будет познано в общих своих закономерностях, предполагающих социальный и биологический детерминизм. Более узкую концепцию метода содержат манифесты 1850–1860-х Шанфлёри (1821–1889) (сборник теоретических работ и статей Реализм, 1857) и его последователя Л.Э.Дюранти (1833–1880) (цикл статей в журнале «Реализм», 1856–1857), которые отказывались от типизации, тяготея к фактографическому копированию увиденного. Использование несобственно-прямой речи в повествовании Г.Флобера (1821–1880) исключает из него эксплицированную точку зрения автора (Госпожа Бовари, 1857). Одним из ключевых факторов повествования у Флобера становится театральность, зрелищность. Флобер не наделяет героиню «господствующей страстью» (в отличие от Стендаля, Бальзака, Ж.Санд), поэтому реакция героя на воздействие сатирически изображенной среды менее предопределена, более неожиданна.

С литературно-критической деятельностью братьев Гонкуров и Э.Золя связано зарождение натурализма во французской литературе. Братья Гонкуры, Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870), провозгласили (предисловие к роману Жермини Ласерте, 1865) «новый реализм», основанный на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов. Новый тип «научного» романа создал, по их мнению, Бальзак, утверждавший, что он историк, а не романист. Изучение истории необходимо им для создания психологического правдоподобия, «впечатления правды о человеке», который в любой исторической эпохе остается современником читателя. Познакомившись с теорией Шанфлёри, критическими статьями И.Тэна (1828–1893) (История английской литературы, 1863) и романами своих современников (особенно Флобера), Э.Золя (1840–1902) формулирует принципы натурализма и «научного романа» (предисловие ко второму изданию романа Тереза Ракен, 1867; сборник Экспериментальный роман, 1880). Натурализм должен изображать драму современной жизни, используя «физиологическое» описание темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; язык прозы должен отличаться искренностью, ясностью и естественностью. Теория социальной и биологической (наследственность) обусловленности характера иллюстрируется серией романов Ругон-Маккара (1871–1893) Золя. К нач. 1880-х натурализм становится основным творческим принципом писателей постфлоберовского поколения, а также молодых авторов, объединившихся вокруг Золя (Ж.К.Гюисманс, 1848–1907; А.Доде, 1840–1897; Г.де Мопассан, 1850–1893 и др.) Под его патронажем последние напечатали сборники новелл Меданские вечера (1880). Г.де Мопассан в предисловии к роману Пьер и Жан (1887–1888) писал, что действительность изображенная не должна быть более захватывающей и удивительной, чем действительность жизненная. В новеллах Мопассана, непревзойденных по технике, автор колеблется между меланхолией и сарказмом, отказываясь давать оценку свершающимся событиям.

К целостному восприятию мироздания стремились поэты предсимволистской эпохи. В лирике Ж.де Нерваля ощущается его одушевленность и всеединство (именно ими упоен поэт, а не собственными, как романтики, переживаниями – Золотые стихи, 1845), возникает символическая многозначность образов. Цветы зла (1857) Ш.Бодлера (1821–1867) намечают путь поэта-романтика к символизму. Красота и совершенство предстают в его стихах независимо от этического содержания предмета. Поэт становится лишь посредником-медиатором между природой и людьми. Сборник Т.Готье Эмали и камеи (1852) проложил дорогу литературной группе «парнасцев». В сер. 1850-х Ш.Р.М.Леконт де Лиль (1818–1894) старался точно, бесстрастно, в отличие от нагнетавших страсти романтиков, воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». От натуралистических течений постромантизма его позицию отличает проповедь невозмутимости стихотворца, стремление добиться наивысшего выражения своего «я». Искусство не может иметь практической цели. Задачу поэта, если она и есть, де Лиль полагает в создании Прекрасного с помощью сложных комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии (предисловия к Античным стихотворениям, 1852). Леконт де Лиль воплотил идеальный образ парнасца (Варварские стихотворения, 1862; Трагические стихотворения, 1884). В сборнике Новые стихотворения (1866) опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Ш.Бодлер, С.Малларме (1842–1898), Т.Готье, Ж.М.Эредиа (1842–1905), Т.де Банвиль (1823–1891), молодые П.Верлен (1844–1896) и Ф.Э.Ж. Коппе (1842–1908). Т.де Банвиль утверждал, что искусство и мастерство изображения – одно и то же (Небольшой трактат о французской поэзии, 1872). Парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления групп «Гнусные дяди» и зютистов (от фр. «Zut!» – «Черт возьми!»), которых представляли Ш.Кро (1842–1888) и Т.Корбьер (1845–1875). Обе группы стремились возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К кон. 1880-х эстетика «Парнаса» существенно устарела, уступив место новым течениям.

Стихотворения П.Верлена Поэтическое искусство (1874) и сборник А.Рембо Озарения (1872– 1873, особенно сонет Гласные, 1872) провозгласили своим манифестом символисты. Оба поэта испытали влияние Бодлера, но воплотилось оно по-разному. Верлен, поэт-импрессионист по преимуществу, стремился к «искусному опрощению» (Г.К.Косиков) поэтического языка. Между «душой» и «природой» в его пейзажной лирике (сборник Романсы без слов, 1874) устанавливается отношения не параллелизма, но тождества. В свои стихи Верлен ввел жаргон, просторечия, провинциализмы, фольклорные архаизмы и даже языковые неправильности. Именно он предварил символистский верлибр, который открыл А.Рембо. Он призывал дать волю ничем не сдерживаемой игре воображения, старался достичь состояния «ясновидения» путем «расстройства всех своих чувств». Именно он обосновал возможность «темной», суггестивной поэзии, предвосхищая творчество С.Малларме.

История символизма как оформленного поэтического направления начинается в 1880, когда С.Малларме открыл у себя дома литературный салон, где собирались молодые поэты – Р.Гиль (1862–1925), Г.Кан (1859–1936), А.Ф.Ж.де Ренье (1864–1936), Франсис Вьеле-Гриффен (1864–1937) и др. В 1886 программной для символистов акцией стала публикация восьми Сонетов к Вагнеру (Верлен, Малларме, Гиль, С.Ф.Мерриль, Ш.Морис, Ш.Винье, Т.де Визева, Э.Дюжарден). В статье Литературный манифест. Символизм (1886), программном документе движения, Ж.Мореас (1856–1910) пишет, что символистская поэзия пытается «одеть Идею в осязаемую формулу». В это же время выходят первые поэтические сборники, ориентированные на символистскую поэтику: Кантилены (1886) Ж.Мореаса; Успокоение и Ландшафты (1886, 1887) А.де Ренье и др. В кон. 1880-х происходит подъем символизма (Утехи (1889) Ф.Вьеле-Гриффена; Стихотворения в старинном и рыцарском духе (1890) А.де Ренье). После 1891 символизм входит в моду, это размывает границы сообщества. Эзотеризм и мистицизм некоторых поэтов (Великие посвященные (1889) Э.Шюре) вызывают реакцию со стороны других. (Французские баллады (1896) П.Фора, 1872–1960; Ясность жизни (1897) Вьелле-Гриффена; От утреннего Благовеста до вечернего (1898) Ф.Жамма, 1868–1938), стремящихся к непосредственности и искренности в поэзии. В стилизациях П.Луи дает знать о себе эстетизм (Астарта, 1893; Песни Билитис, 1894); Р.де Гурмон (1858–1915) играет индивидуалиста и имморалиста (Иероглифы, 1894; Дурные молитвы, 1900). На рубеже 19–20 вв. символистское движение распадается на отдельные школы-однодневки («натюризм», «синтетизм», «пароксизм», «эзотеризм», «гуманизм» и т.п.). Отдельным явлением в драматургии кон. 19 в. стала романтическая пьеса Э.Ростана (1868–1918) Сирано де Бержерак (1897).

Символизм, как мировоззрение проявивший себя сначала в лирике, быстро проник в драматургию. Здесь он, как и в литературе кон. 19 в. в целом, противостоял натурализму и позитивистскому мировидению. Наиболее востребован постановщиками был бельгийский драматург М.Метерлинк, его пьесы преобразили театральный репертуар 1890-х (Слепые, 1890; Пеллеас и Мелисанда, 1893; Там, внутри, 1895). Традиции символизма отчасти были продолжены в журнале «Ля Фаланж» (1906–1914) и «Вер э проз» (1905–1914) и во многом определил прозаические эксперименты нач. 20 в., повлиял на формальные поиски поэтов модернистских направлений. Очевидно влияние их на творчество П.Валери и П.Клоделя.