Что такое правда определение кратко. Что значит жить «правды ради. Истина - что это

Фото: Aleksey Poprugin/Rusmediabank.ru

Спасаясь от жестокой действительности, люди часто придумывают себе некие удобные ориентиры, которые помогают выжить. Нам кажется, что если все принимать так, как оно происходит, есть опасность поехать умом, впасть депрессию, потерять интерес к жизни. Удобная правда – это как пилюля для отравленного жизнью организма. Но безопасна ли она?

Вы, наверное, слышали выражение: «У каждого своя правда», «Сколько людей, столько мнений». Отчасти они верны, потому что отражают наши различия. Каждый человек обладает разным уровнем интеллекта, образования, разным темпераментом, социотипом, быстротой восприятия и т.д. Всех невозможно причесать под одну гребенку, начнешь это делать, обязательно одни лысые будут попадаться.

И все же мы порой маниакально стремимся найти какие-то общие для большинства истины, прикрыться ими, как щитами, чтобы чувствовать себя комфортно в непонятном и опасном мире. Социум построен на множестве таких удобных истин, начиная с морали, религии, заканчивая рейтингами и соцопросами. Как создаются рейтинги и рисуются проценты, вы, наверное, догадываетесь. Но столь же иллюзорно и здание моральных и религиозных канонов, которые нарушались на протяжении веков. Но постоянно находят объяснения тем или иным уродливым проявлениям собственной природы.

Есть ли истина на самом деле?

«Был ли мальчик, может, мальчика-то и не было?» - спрашивают те, кто его не видел собственными глазами. Спрашивает и наше сознание, которому неудобна правда, ведь мальчик утонул у тебя на глазах, а ты ему не помог. Возможно, кто-то читал этот огромный роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Роман, пытающийся объяснить и оправдать появление в России грядущего хама. Не читали? И ладно, потому что истину не надо оправдывать и объяснять. Она или есть или ее нет. Как любовь. И она находится в каждом из нас. Мы называем ее совестью или шестым чувством, интуицией или чутьем. Суть не меняется. Правду на кривой козе не объедешь, как ни старайся.

Как вы думаете, почему люди одинаково замирают, когда слушают прекрасную музыку или смотрят на волшебный пейзаж, читают филигранно выстроенную фразу или любуются совершенным архитектурным строением? Почему в этот момент никому ничего не нужно объяснять?

Потому что высшей истиной, к которой тщетно стремится человечество, придумывая себе удобные правды, полуправды и правдочки для местного употребления, является ГАРМОНИЯ . То, что построено по закону гармонии и равновесия, по закону ДОБРА , это и есть единственная , безопасная для нашей психики и возвышающая нас. Чего бы она ни касалась: живописи, музыки, литературы, общения, политики, карьеры, семьи, профессии и т.д. и т.п.

Но в мире, к сожалению, есть не только она.
То, что нарушает гармонию и равновесие, тоже является правдой. Но неудобной, разрушительной, уродующей законы Вселенной и ведущей человечество к преждевременной гибели.

Изощренный человеческий мозг придумывает красивые обертки и для самой уродливой правды, и для гаденькой, подленькой, острой, беспощадной, скользкой, двойственной. Он наряжает и украшает ЗЛО , чтобы оно не пожирало его изнутри. Ведь внутри себя он точно знает цену ярким ярлычкам. Он знает, что нельзя оправдывать убийц, обманывать, отворачиваться от чужой беды, взбираться вверх по карьерным ступеням, сделанным из живых людей. Он понимает, что количеством денег невозможно залатать дыры одиночества. Что нельзя игнорировать очевидное. И что его равнодушие рано или поздно обернется для кого-то бедой.

«Как же тогда жить?» - спросите вы, прочитав все эти не совсем удобные для мозга . Вот видите, вы опять ищете рецепты, то есть удобные объяснения, которые помогли бы вам жить. Наверное, это неплохо, так и должно быть. Мне самой бы хотелось найти их, чтобы поправить сдвинувшийся чердак.

Я перебираю в своем мысленном архиве общепринятые удобные истины и пытаюсь успокоить ими взбунтовавшийся мозг:

Позволяет достичь уверенности и счастья.
После смерти человек попадает в мир иной.
В Норвегии (Дании, Канаде, США, Исландии, Франции - нужное подчеркнуть) жить лучше.
Чтобы радоваться жизни, нужно путешествовать.
Для счастья нужно найти подходящего партнера.
Чтобы быть счастливым, нужно иметь семью.
Занимаясь любимым делом, ты счастлив.
Надо видеть в жизни только хорошее.
Слава и известность делает человека счастливым.
Мое счастье ни от кого и ни от чего не зависит.
Любовь спасет мир.
Красота спасет мир.
Мое счастье внутри меня и только я могу им управлять.
Счастье в труде.
Настоящее счастье – помогать другим.

Наверняка, у вас тоже есть свой дежурный наборчик удобных истин. Мы носим его с собой, как панацею от разочарований в жизни, которая всегда бьет ключом, но исключительно по голове. В этой избитой шутке заключена, может быть, основная правда о жизни.

Жизнь никогда не бывает простой (такой как мы придумали, то есть предсказуемой, счастливой и гладкой). Не выручают от ее сложностей ни деньги, ни слава, ни успех, ни любовь, ни профессия. Ничего! От жизни нельзя спастись, как и от всех неудобных истин. Можно сколько угодно затыкать уши, отворачиваться, зажмуриваться, делать вид, что ничего не замечаешь, быть безучастным, уезжать, убегать, менять декорации… Все равно она тебя настигнет, рано или поздно, разорвет на части твое привыкшее к удобствам сознание и сделает самым несчастным человеком на свете.

А может быть, именно это нам и необходимо? Испытывать боль, сомнения, иногда быть отвратительно неправильными и несчастными. Чтобы познать цену не удобной, а настоящей правды. А значит, узнать цену самой жизни. Того единственного шанса, который дан тебе, чтобы что-то понять.

Помните, у М. Булгаковав «Мастер и Маргарите»? Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти... Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан» .

А еще истина для Иешуа в том, что «все люди добрые», даже жестокий убийца Крысобой. И самым главным пороком человека является «трусость».

Мне кажется, правда открывается гениям. И мы, привыкшие к удобствам, благодарно принимаем ее на веру, потому что в ней заключен какой-то недоступный обывательскому сознанию высокий смысл.

Истина в том, что все мы умрем . И те, кто достиг высот, познал любовь, заработал много денег, жил в Норвегии, и те, кто всю жизнь прозябал, перебивался с воды на хлеб, ходил в обносках и с завистью смотрел на яркие картинки чужой жизни. Смерть уравняет нас всех, чтобы показать: все эти удобные истины, советы и правила о том, как надо жить, не стоят выеденного яйца.

Истина в том, что мы живы . Создатель добр к нам, он дал нам эту возможность. И пока мы живы, мы должны принимать эту жизнь такой, какая она есть, со всеми ее удобными и неудобными правдами. Не роптать, не впадать в негативизм, не придумывать оправданий и объяснений. Принятие не означает покорности и пассивного ожидания конца. Принятие означает безусловную любовь к жизни, и это единственное, что держит на плаву наш безумный земной шарик. Единственное, что не дает нам умереть прежде, чем это с нами произойдет. То есть, иными словами, истина в любви.

Истина в гармонии. Красоте, которую нельзя объяснить, которая понятна на всех языках.

Помните о смерти. Живите. Любите. Стремитесь к гармонии . И тогда, мне кажется, не понадобятся никакие удобные истины, чтобы оправдать ваше существование.

Часто события в нашей жизни происходят совсем не по тому сценарию, по которому нам бы этого хотелось. Когда все идет наперекор всем нашим ожиданиям, мы, конечно же, остаемся разочарованными. Если эти события связаны с конкретным человеком, все становится еще печальней.

Правда у каждого своя

Ситуации, которые вы прогнозировали как простые и предсказуемые, вдруг происходят совершенно не так, все ходы перепутываются и от вас уже ничего не зависит. Самое ужасное - то, что совершенно непонятно, что сподвигло достаточно близкого человека поступить именно так. Впоследствии можно о чем-то догадываться, что-то предполагать, но узнать наверняка уже не получится. Единственный метод - спросить самого человека, почему именно так, а не как вы ожидали, он поступил. Хотя существует вероятность, что правды он так и не но его правда пойдет вразрез с вашей, отчего вы останетесь в полном недоумении.

Согласитесь, достаточно часто в нашей жизни происходят подобные ситуации. Понять их у нас никогда не получится просто потому, что правда - это понятие достаточно эфемерное и неопределенное.

Понятие «правда» в философии

Русский - это, пожалуй, единственный язык, в котором такие понятия, как «истина» и «правда», разделены по своему значению. Например, подлинная вселенская истина и личные убеждения человека в нашем языке имеют разный смысл. Как ученые трактуют понятие «правда»? Определение в философии сообщает нам, что это «заповедь», «обещание», «обет», «правило». И если правду многие испокон веков пытаются оспорить и переделать под свои убеждения, то истина является понятием более стабильным и неоспоримым. При этом мало кто задумывается, что суть этих слов одна и та же. В семантике понятие «правда» и «истина» может также означать «мир» в значении божественного договора с человечеством, в свою очередь, «нарушить мир» - преступить божественные законы.

Фридрих Ницше же придерживался совершенно иной точки зрения на этот счет. Он утверждал: «Правда - это та же ложь, только стадная, которая продолжает существовать даже тогда, когда наше существование к этому уже не располагает». То есть если ложь принимает за истину большое количество людей, то она перестает быть ложью. Также он утверждал, что «каждый человек, пользующейся неизбежно лжет, и в человеческом обществе правда - это стертая метафора».

Истина - что это?

Ни один человек не может быть объективным в силу своих убеждений, предвзятости или субъективности - это истина. В любом споре с оппонентом каждая из сторон уверена именно в своей правоте, что по определению исключает возможность существования единственно верной точки зрения. Сколько людей - столько и правильных мнений. Если для определения истины, например, в религии, науке и современных технологиях существуют хоть какие-то неоспоримые нормативы, то для понятия «правда» определение может быть весьма размытым и эфемерным.

Ваша правда - ложь для окружающих

Самым мудрым в данной ситуации будет решение вообще не иметь никаких убеждений и никогда не участвовать в спорах, не пытаться докопаться до истины в ситуациях, когда, по вашему мнению, с вами поступили несправедливо. К сожалению, это невозможно, такова, что ему необходимо иметь определенные и установки, при этом быть абсолютно уверенным в их истинности. Но при этом следует четко понимать, что мотивы и убеждения другого человека нам понять просто невозможно. А пытаться доказать кому-то свою правду - дело бесполезное и неблагодарное. Следует просто попытаться принимать людей, вас окружающих, и мир в целом, со всеми их странностями и непонятностями. Не старайтесь навязывать свое мнение и кому-то доказать свою истину. Помните, что ваша правда - это та же ложь в глазах окружающих.

Рожден от Него - то есть заново рожденный по вере.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Тихон Задонский

если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него

То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек. Чтобы уразуметь, христианин, что значит творить правду , внимай следующему рассуждению. Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому она есть всеобщая добродетель, все добродетели в себе заключающая. Она учит, что мы Богу и ближнему нашему отдавать должны, и всякая, какая ни есть, истинная добродетель, в правде заключается. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная добродетель, и потому заповеди Божии исполнять и правду творить – одинаково. А как правда всякую добродетель, так неправда всякий грех в себе заключает, и когда человек какую заповедь Божию разоряет, то он делает неправду и против правды грешит, и так всякий грех – против правды. Итак, правда требует от нас, чтобы мы Бога единого, Которым созданы, знали, и кроме Него никаких богов не признавали, Его единого почитали, любили, боялись, слушали, призывали, на Него единого надеялись, уповали, и имя Его святое с почитанием и благоговением поминали. Та же правда хочет от нас, чтобы мы ближнему нашему, то есть всякому человеку, того не делали, чего не хотим себе, и то делали, чего хотим себе. Это Христос в Евангелии Своем изобразил так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) . А поскольку никто не хочет себе зла, то по силе правды и сам не должен творить или хотеть ближнему зла, и всякий хочет себе добра, то и ближнему должен хотеть и творить добро. Отсюда следует, что как грешит против правды тот, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Ибо человек не все, что хочет, может. Из этого можно правильно заключить, что и врагам нашим должны мы не только не делать и не желать зла, но должны желать и делать добро. Итак, видишь, христианин, что значит творить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почитать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять сердце свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелицемерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководствует, для этого мы возрождены, обновлены и оправданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды.

Об истинном христианстве. Книга II.

Прп. Иустин (Попович)

аще весте, яко Праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду, от Него родися

Праведность есть в праведнике. Правдолюбие есть в правдолюбце. Только праведный имеет праведность и знает праведность. И всю праведность, Божественную праведность, все-праведность имеет и знает Праведный Бог, Всеправедный Господь Иисус Христос. Кто в Нем пребывает, тот пребывает в праведности; и опять, в ком Он пребывает, пребывает ради святой праведности. И человек показывает свою праведность, потому что от Правдолюбца проистекает праведность и правдолюбие, как от солнца свет и от цветка благоухание. Праведность имеет, праведность знает тот, кто с Единым Праведным и ради святых добродетелей сродняется и рождается от Него духовно. Поэтому и каждый праведник подобен Ему, Всеправедному, ведь творяй правду, праведник есть , якоже Он праведен есть. (Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. – 1 Ин. 3:7 .)

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Экумений

если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него

Ибо праведный порождает праведных.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный

если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него

Основа нашей праведности - в вере. Совершенную праведность мы найдем разве что среди ангелов, да и у них вряд ли, если сравнить их с Богом. Однако, если и может быть какая совершенная праведность среди созданных Богом душ, [то она есть] среди ангелов и святых, среди добрых и праведных, не предающихся греху, не впавших в гордыню, всегда пребывающих в созерцании Слова Божия и не имеющих иной радости, кроме Того, Кем они сотворены.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него

Связь с предыдущим и последующим такова: вы, верующие, пребывайте во Христе и Его учении, ибо в Нем ваша праведность, и чрез Него вы имеете возрождение от Бога и усыновление Ему, по которым вы становитесь чистыми от греха (ст. 27-3:10, ср. 1 Ин. 2:1-2). Если вы знаете : от принятого верующими помазания от Святого (ст. 20, 27), вы знаете, или по крайней мере должны знать, точно так же как и из учения, которое приняли от начала, знать, следовательно, и из собственного внутреннего духовного опыта, и от внешнего научения (Рим. 10:17) . - Что Он праведник : кто Он? По связи речи и в этом стихе, и в последующих это не вполне ясно и потому требует некоторого уяснения. В рассматриваемом (29-м) стихе Он праведник, по связи речи в стихах 27-м и 28-м, - Христос, от Которого верующие приняли помазание и Который явится как Судия в пришествие Его; но в том же стихе словом Он означается не Христос, а Бог Отец, от Которого рожден всякий делающий правду. Ибо, не говоря уже о том, что выражение, - чтобы верующий родился от Христа, или Сына Божия, - не употребительно в слововыражении новозаветных Писаний, и в следующих стихах говорится только о рождении от Бога, о детях Божиих, об усыновлении Богу, как и в других дальнейших изречениях (1 Ин. 3:1, 10; 1 Ин. 4:7; 1 Ин. 5:1, . Таким образом, слово Он в этом стихе употреблено, по-видимому, и о Христе, и о Боге Отце, в первом изречении - о Христе, в последнем - о Боге Отце, без определительного разделения Того и Другого, а во взаимном Их соединении (так и в ст. 1, 2, 3 и далее 3-й гл.). Что это значит? Это значит, что апостол так глубоко проникнут мыслью о высочайшей тайне нераздельности Триединого Божества, что, говоря, например, о возрождении верующего человека, он выражается о Триипостасном Божестве, с некоторою неопределенностью, хотя нельзя не видеть, что эта неопределенная нераздельность лиц неслиянна. Возрождение человека в новую жизнь приписывается всем лицам достопоклоняемои Троицы, как действие всем им общее, и потому усвояется и вообще Богу (как ниже 5, 4), и, в частности, Богу Отцу (ср. Иак. 1:17-18; 1 Пет. 1:3; Тит. 3:5), Богу Сыну (как Еф. 2:15; 2 Кор. 5:17) и Богу Духу Святому (Ин. 3:3, . Потому нет ничего странного и удивительного, что апостол, говоря в настоящем стихе об Отце и Сыне, говорит о рожденных от Бога как о рожденных от Христа, или усыновленных Богу Сыном Его, и далее - о детях Божиих как детях Бога Сына, хотя необычно и не может быть обычно выражение дети Сына Божия, когда в Пресвятой Троице Отец и Сын равны и равночестны. Вот почему апостол, в одном предложении говоря об Отце и Сыне в Боге едином, обозначает одним местоимением Того и Другого - Он. - Что Он : то есть Иисус Христос, праведник : по Своему лицу и мессианскому достоинству. Праведен не в смысле только правосудного, каковое свойство приписывает апостол выше (1 Ин. 1:9 ; Ср. прим.) Богу Отцу, хотя, по связи речи со стихом 28-м, здесь заключается понятие праведности и в смысле правосудия на суде Христовом во время пришествия Его, но праведен и как Сам в Своем лице и деле исполнивший всякую правду (ср. Мф. 3:15 и прим.), и в силу сего и верующих в Него оправдывающий перед Богом и от них требующий праведности в жизни и дарующий им силою и действием Святого Духа оправдание пред Богом и правду пред законом духа Христовым. «Иные могли спросить, что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему, то апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика* благодать и любовь, какую Он подает нам» (Феофилакт). Если Он праведен и если вы это знаете твердо и несомненно, то вместе с сим должны знать твердо и несомненно и то, что всякий делающий правду рожден от Него , то есть от Бога. Делать, или творить правду, на языке Писания обыкновенно означает поступать по правде, иметь правоту в сердце, или, что то же, - творить волю Божию, удаляясь от зла, так, чтобы совесть оправдывала наши действия, а не осуждала. - Рожден от Него (см. прим. к 1 Пет. 1:3, ): разумеется духовное рождение свыше, водою и духом в таинстве христианского крещения, или возрождение, о котором учит Христос (ср. Ин. 3:2-6 и прим.). - Всякий , следовательно - возрождение, или усыновление Богу, простирается не на всех, и не все возрожденные могут называться сынами Божиими. Христос умер и стал умилостивлением за грехи всего мира (1 Ин. 2:2) , но рожденными от Бога, или сынами Божиими, могут быть только делающие, или творящие, правду, исполняющие по правде волю Божию…

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него

Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1 Ин. 1:5) , то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому, если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось, как хождение в свете, то теперь оно рассматривается, как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков (1 Ин. 2:9 1 Ин. 3:24) , а затем - со стороны его источника (1 Ин 3:24 1 Ин. 4:21) . Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него , ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (Феофил.).

Толковая Библия.

Блаженны изгнанные правды ради,
яко тех есть Царствие Небесное.
(Мф. 5: 10)

Когда Христос говорит о правде, Он не имеет в виду мирской правды. Например, террористы пошли и стали бомбить Америку – мирская правда (справедливость) требует, чтобы и Америка в ответ начала бомбить террористов. И говорят, что это справедливость: ты меня ударил, и я тебя тоже ударю! Поскольку ты со мной поступил несправедливо , то я тоже имею право поступить с тобой несправедливо.

Или, например, у нас есть поле; мирская логика считает, что его надо разделить пополам. Чтобы мы его измерили и разделили, что тоже неплохо, однако это не та правда, о которой говорит Христос. Божия правда другая, поэтому авва Исаак и говорит: «Если ты скажешь, что Бог справедлив, то это всё равно что похулишь Бога, потому что Он не справедлив. Ибо как же Он справедлив, если подает Свои блага всем без исключения? Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45)» . Бог любит всех людей и не делает между ними никакого различия. У Него нет мирской логики.

По сути, неправда – это когда кто-нибудь поступает несправедливо к себе самому. А когда мы терпим несправедливость? Когда у нас бывают неправильные отношения с Богом. Это и есть неправда (несправедливость), потому что тогда наше «я» больно, немощно и недостаточно. Правда – это когда ты находишь правильные отношения с Богом, а отсюда – и со всеми людьми. Правда – это когда поступаешь сообразно с Божиим духом.

Христос что говорит? «Если кто-нибудь будет тебя гнать, ты его не гони, если кто-нибудь ударит тебя по щеке, подставь ему и другую» (см.: Мф. 5: 39). Это безумие, судя по-мирски, не так ли? Многие, особенно молодежь, говорят сегодня:

– Ну ладно, да что же мы – жертвы какие-нибудь? Глупцы? Идиоты? Чтобы кто-нибудь пришел и ударил меня, а я не реагировал? То есть чтобы мы всю жизнь оставались городскими сумасшедшими?

Такова мирская логика, так рассуждает человек. А Христос приходит и говорит нам, что б лаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное .

Когда человек бывает гоним за правду, это не значит, что надо во что бы то ни стало найти того, кто его гонит, – может, его никто и не гонит, может, гонений сейчас не существует, но человек должен сам гнать свои страсти. Например, сегодня люди судят по тому, что им нравится:

– А мне так нравится! – говорит он тебе и спрашивает: – А что, разве это плохо? Мне это нравится, и я сужу людей и их поступки по тому, что мне нравится.

И нам надо убедить другого – молодого человека, ребенка, юношу, – что если тебе что-то нравится, это вовсе не значит, что это надо делать, и это также не значит, что это хорошо. Оно тебе может нравиться, но быть вредным и губительным для тебя. Надо научиться отгонять свое старое «я», которому нравится что попало, и противиться ему.

Другой приходит, злословит тебя и обижает, и тебе тоже хочется сказать ему что-нибудь плохое, хочется дать себе волю и стукнуть его, но ты сдерживаешь себя, берешь себя в руки, чтобы не отреагировать подобным образом. Это и есть сопротивление, которое человек оказывает своим страстям.

Сегодня, например, постный день, и ты говоришь: «Буду поститься!» – но тут начинается масса всего: «У меня кружится голова, запахло шашлыком, я вдохнул этого запаха, и это всё равно что поел шашлыка. Возьму же и поем его на самом деле. Не могу же я его только нюхать! Уж коли понюхал, слюнки потекли и мне захотелось его, это же всё равно что поесть его». Но ты, однако, говоришь себе: «Нет, не буду этого делать», – и противишься. Потому что тебе надо понять, что духовная жизнь – это борьба, и если не решишься бороться, ты не сможешь продвинуться вперед ни в жизни вообще, ни в духовной жизни в частности.

Священник при Крещении запечатывает нас знамением Святого Креста по всему телу, если помните, потому что, к сожалению, Крещение сегодня – это спектакль, мирской обряд, если посмотреть на то, как оно совершается. Никто не слушает, что говорит священник, он говорит сам себе, однако Бог его слышит. Итак, священник святым миром ставит печать на все чувства человека, чтобы он смог получить духовное всеоружие и противостать греху, страстям и всему тому бурному потоку, который хочет его утопить.

Человек должен противостоять себе самому. Это очень трудно, и начинать надо с малого

Это нелегко, нелегко противостать себе самому. Это очень трудно, и начинать надо с малого. Например, мне нравится что-то такое, что мне не принадлежит. А поскольку оно не твое, то тебе его брать нельзя. «Да, но у другого десять штук этого!» Да пусть у него будет хоть 500! Ты не можешь этого брать: оно тебе не принадлежит. Оставь его там; тот факт, что оно тебе нравится, не означает, что ты имеешь право брать его.

Ты хочешь мотоцикл, он тебе нравится. А ты подумал, что есть люди, от которых ты зависишь и которые будут волноваться за тебя? Как можно быть счастливым, радоваться и жить по-своему, в то же время делая несчастными других? И вот они сидят на диванчике и ждут, когда ты вернешься домой, чтобы посмотреть: жив ли ты еще, не умер ли? Чтобы они каждую ночь восходили на Голгофу, а тебя это не интересовало, потому что мне так нравится ? Нет, человек должен научиться противостоять себе самому. Если мы не научимся этому и у нас не будет такого понимания жизни, мы не станем личностями и сами себя погубим.

Помню, в 1976 году, когда я впервые поехал на Святую Гору Афон, совершал большой аскетический подвиг и ничего не ел, кроме нескольких сырых овощей и воды. Он был худым, с половиной легкого и едва ли не при смерти. Один врач из Салоникского университета, благочестивый человек, сказал ему:

– Геронда, съешь хоть кусочек хлеба! Его достаточно, чтобы ты укрепился.

Он лежал больной, но не согласился ни за что:

– Нет, я готов лучше умереть, чем отступиться.

Такой отважный дух должен быть у человека, что он должен быть готов претерпеть всё, даже смерть, но не сойти с места! Потому что знает, что, если сделает это, он остановится на своем пути к Богу.

В семье бывает большая проблема, когда родители что-нибудь говорят, а на другой день меняют свое мнение. Помню одного человека, сбившегося с пути истинного, и, рассказывая о своей жизни, он сказал мне именно это. Он проанализировал свою жизнь и понял, что главной причиной, из-за которой он начал бунтовать и убегать из семьи, было то, что отец его лгал. Например, говорил ему:

– Сделай такую-то работу по дому, и я дам тебе лиру!

А потом не давал ее. Это вызвало в нем бунт и спровоцировало большую душевную проблему.

Когда человек противостоит себе, сначала он «гонит» себя, ветхого человека, принуждает себя, не позволяет себе делать что хочется. И это правда, что сначала он испытывает трудности, потому что, как мы сказали, ему приходится отсекать собственные желания, предпочтения и похотения.

Отцы были очень осторожны в этих вопросах. Так, один монах ухаживал за прокаженным человеком, состояние которого становилось всё более тяжелым, так что наконец он стал издавать очень неприятный запах и из него тек гной. Когда он пришел к монаху, тот почувствовал отвращение и сказал себе: «Не могу! Пусть пойдет к кому-нибудь еще!» Потом, однако, заставил себя и решил: «Нет, пойдешь! И если посмеешь убеждать, чтобы не выходить к нему, то не только будешь вдыхать жуткий запах прокаженной плоти, но я тебя заставлю и есть ее! Чтобы ты научился не противиться делу, которое должен сделать».

Видите, какое противление оказывали святые своему себялюбию и самоугождению? Противясь, они вырабатывали сильный характер, смелый дух, мученический дух и становились подобными гонимым правды ради.

В семьях часто возникают разные проблемы, и вот, например, приходит супруга, у которой трудный муж, и говорит:

– Я больше не могу выносить его! Он просто сводит меня с ума! Он меня замучил!

И спрашиваешь ее:

– А если бы этот человек был тебе не мужем, а сыном, ты бы выгнала его из дому?

Она говорит:

Научись терпеть и ждать. Не спеши, не желай, чтобы всегда было так, как тебе нравится и как тебе удобно

Выгоняет ли мать ребенка, что бы он ни натворил? Это невозможно. Она не может так просто сделать этого. А это значит, что если ты посмотришь на мужа с большей любовью, то проявишь терпение. То есть человек на всех этапах своей жизни черпает терпение в простых вещах: оказался ты, например, где-нибудь, вошел в храм и стал возле кого-то, кто тебя раздражает: харкает, воняет, вертится без конца, а ты прояви терпение, научись проявлять терпение, не отступай, начни с малого, научись терпеть, ждать, отсекать свою волю. И не спеши, не желай, чтобы всегда было так, как тебе нравится и как тебе удобно.

Авва Дорофей в «Подвижнических словах» говорит об отсечении воли, уча, что надо начинать с малого и иметь терпение . Если у тебя нет терпения, то, когда страсти выйдут на поверхность, они смогут увести тебя куда хотят, и ты уже не сможешь сказать «нет», потому что, только научившись иметь терпение, можно противостать этим страстям.

(Продолжение следует.)

Правда с большой буквы свидетельствует о высокой направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках. Как жить по правде? Это значит жить по закону, и : не врать, не подличать, заботиться о родителях и малых детях, мужчинам защищать Родину, женщине - быть доброй женой и матерью.

Правда - это нравственный ориентир жизни, важный прежде всего для .

Любопытно, что в современном российском сознании правдой чаще считают нечто негативное или обличающее. Если матом - значит, от души, значит правда! А если с вежливой улыбкой - скорее всего врет.

За пределами российской культуры чаще говорится не о Правде, а о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В менталитете и лексиконе деловых людей это понятие также не используется, там говорится о и .

Согласно православным взглядам, Правда - способ жизни, создавшим его и жизнь Творцом, однако утверждать, что Правда всегда и только одна - сложно.

Правда матери может отличаться от правды отца, правда в подростковой компании отличается от правды пожилых людей...

Первый пункт Первой Русской правды утверждал : "Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен".

Понятно, что со временем менялись и правовые нормы, и видение людей, в связи с чем на место одной Правды (одного источника нравственным и жизненных норм) пришли разные правды - разные видения, разные правовые и разные нравственные нормы. Жить по Правде - достойно, но когда начинаются столкновения людей, живующих по разным Правдам, жизнь превращается в кошмар.

Для людей высокой культуры, любящих друг друга, говорить друг другу правду - естественно. Когда внутренняя культура начинает давать сбой, когда появляются душевные болячки и любовь уступает место другим ценностям, тогда начинаются умолчания: сначала маленькие, потом побольше, а потом появляется и прямая неправда. Правда в отношениях - огромная ценность, но не все эту дорогую вещь могут себе позволить. Будем же требовательнее к себе и терпимее в отношении тех, кому трудно жить по правде!