Сообщение о жизни пророка мухаммада. Краткая биография пророка мухаммада

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».

100 великих политиков Соколов Борис Вадимович

Мухаммед, пророк, основатель ислама (570–632)

Мухаммед, пророк, основатель ислама

(570–632)

Основоположник ислама, признаваемый мусульманами пророком, Мухаммед родился в семье Абдаллаха, принадлежавшего к бедному роду хашимитов арабского племени курайшитов, жившего в районе Мекки. Он рано остался сиротой и вынужден был зарабатывать себе на хлеб в качестве пастуха и караванщика. За то, что он безропотно выполнял все требования хозяев, его прозвали Ал-Амином – Преданным. С детства ему являлись видения, в которых его посещали люди в белых одеждах – ангелы. Только удачная женитьба на богатой купеческой вдове Хадидже существенно поправила материальное положение Мухаммеда, который занялся крупной караванной торговлей. В 610 году, когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, в месяце рамадан по арабскому лунному календарю произошло событие, положившее основание исламу. Ночью на горе Хире вблизи Мекки, как утверждал Мухаммед, во сне ему явился ангел Джебраил (христианский Гавриил) и велел проповедовать именем Единого Бога – Аллаха. Аллах через Джебраила внушил Мухаммеду текст священной книги – Корана (от арабского «ал-куран» – «чтение вслух наизусть»). Мухаммед считал себя последним из великих пророков. Предыдущими, согласно его учению, были: первочеловек Адам, спасшийся от потопа Нух (библейский Ной), библейские пророки Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), а также Иса ал-Масих (Иисус Христос). Мухаммед осуждал язычество своих соплеменников, для которых Аллах был лишь верховным божеством языческого пантеона. Мухаммед отвергал не только язычество, но и иудаизм, поскольку иудеи признавали лишь ветхозаветных пророков, и христианство, поскольку христиане, по мнению Мухаммеда, уклонялись в многобожие, обожествляя Иисуса Христа и Божественную Троицу. Он провозгласил новую религию ислам, что в переводе с арабского означает «покорность» (имеется в виду покорность воле Аллаха). Он призывал уничтожать идолов и вернуться к древнему единобожию – вере, которую проповедовал пророк Авраам. Эти призывы не встретили отклика среди курайшитов, и в 622 году 20 сентября Мухаммед вынужден был бежать из Мекки в Ятриб, который позднее был переименован в Мединат-аль-Наби (Город пророка), но более известен ныне под своим сокращенным названием Медина. Этот побег («хиджра» – переселение) стал начальным пунктом мусульманского летосчисления. Сперва Мухаммеду удалось убедить в своей правоте жителей Медины, которые издавна враждовали с мекканцами. Первые жители Медины, начавшие помогать Мухаммеду, стали именоваться ансарами (помощниками). Их потомки сохранили это слово в своих фамилиях в качестве почетного титула. Будучи избран главой мединских племен, Мухаммед начал священную войну, газават (джихад), за утверждение ислама в Мекке – традиционном религиозном центре арабов. Члены мусульманской общины во главе с Мухаммедом совершали нападения на караваны, направлявшиеся в Мекку. Еще задолго до того, как ему удалось овладеть Меккой, он разослал послания с требованием признать Аллаха и его пророка главным государям тогдашнего мира, в том числе персидскому царю, византийскому и китайскому императорам. Мировые владыки были удивлены дерзостью никому не известного наглеца. А вот уже лет двадцать спустя, когда основанное Мухаммедом государство превратилось в мощную силу в мировой политике, подобные письма уже не вызывали удивления, и мало кто рискнул бы невежливо на них ответить. Мухаммед, несомненно, обладал огромной харизмой и умел воодушевлять своих сторонников в самых неблагоприятных обстоятельствах. В противном случае он бы никогда не объединил арабов и не создал мировой религии, а остался бы мелким проповедником одного из арабских племен, имя которого было бы известно только историкам, изучавшим историю арабов в раннем Средневековье. Новой вере обеспечили массу приверженцев заложенные в исламе идеалы равенства и братства всех, уверовавших в Аллаха и его пророка. Как раз этого не было в соседних зороастрийском Иране и христианской Византии, и вскоре после смерти пророка ислам завоевал Иран и византийские владения в Азии – мечом и словом. Да и арабы, среди которых уже было значительное имущественное расслоение, оказались очень восприимчивы к идеям равенства и справедливости, проповедовавшимся Мухаммедом.

Сначала Мухаммед потерпел ряд серьезных неудач в своей борьбе за объединение арабских племен. В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев. В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3?тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда. Похоже, Мухаммед не обладал особо выдающимися полководческими качествами, да и силы врагов значительно превосходили силы пророка. Однако Мухаммед обладал огромным даром убеждения и сумел привлечь на свою сторону ряд арабских племен. В 628 году армия Мухаммеда нанесла мекканцам первое серьезное поражение, а два года спустя Мекка добровольно распахнула ворота перед приверженцами Мухаммеда. Пророку, наконец, удалось убедить мекканцев принять ислам – истинную веру. Главный храм Мекки Кааба, где с древних времен был установлен черный камень – упавший с неба метеорит, которому поклонялись арабы, – был главной святыней окрестных арабских племен. Соглашение Мухаммеда с мекканцами было своеобразным компромиссом. Вожди мекканской общины в обмен на принятие ислама выговорили признание Мекки главным центром новой религии и Каабы в качестве ее главной святыни. Мухаммед привлек на свою сторону своих злейших противников – мекканских купцов – не только духовной силой своей проповеди, но и вполне рациональными обстоятельствами. Стало очевидным, что ислам популярен среди арабов прежде всего благодаря проповеди равенства и поможет объединить их в одно государство, что, конечно же, улучшало условия торговли. Мекку очистили от языческих идолов и превратили в главный священный город новой религии. В последний месяц года зул-хиджа мусульмане должны были совершать паломничество к этой святыне. Власть пророка распространилась на Аравию, Хиджаз и Неджд. Государство, созданное Мухаммедом, было абсолютной теократией. Каждое слово, сказанное пророком, воспринималось как закон как в делах духовных, так и в делах светских. Сторонники Мухаммеда начали также совершать набеги на византийские и иранские земли. Мухаммед умер 8 июня 632 года во время подготовки похода против Йемена. Его преемник Абу Бекр стал первым халифом – «заместителем пророка» и главой арабского мусульманского государства, очень скоро распространившего свою власть далеко за пределы Аравийского полуострова.

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Разведчик Мухаммед Один из курсантов-узбеков передает мне привет от какого-то Мухаммеда и загадочно улыбается.- Какого Мухаммеда? - морщу лоб.- Того самого, которому вы помогли в 1984 году.- Не помню.- Написали рекомендательную записку.Я схватил собеседника за

Из книги Магомет. Его жизнь и религиозное учение автора Соловьев Владимир Сергеевич

Глава V. Сущность ислама. – Вера Аврамова. – Отношение к другим монотеистическим религиям Хотя Мухаммед придавал важность и чувственным явлениям, сопровождавшим получение им божественного откровения, – существенным для него было, конечно, самое это откровение, то есть

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Мухаммед Наби Подразделениям 40-й армии и правительственным войскам под Кандагаром противостояли в основном вооруженные формирования «Движения исламской революции Афганистана». Лидером этой партии является Мухаммед Наби (Мухаммеди).Он родился в 1937 году в уезде Бараки

Из книги Голубое и розовое, или Лекарство от импотенции автора Яковлев Лео

Глава 6 Лев Ислама В полной безопасности я почувствовал себя только на яхте Хафизы. Совершенно расслабившись, я по нескольку часов просиживал в раскладных креслах, стоявших под тентом на корме, и с удовольствием наблюдал жизнь порта Карачи. Я давно уже заметил, что в

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

На земле ислама Сбор монгольских ратей произошел летом 1213 года на южном склоне Алтая, близ истоков Иртыша и Урунгу. Своею грандиозностью тамошний пейзаж как нельзя более соответствовал зарождавшейся военной буре. На севере стоит стеной цепь остроконечных гор Алтая, на

Из книги Абд-аль-Кадир автора Оганисьян Юлий

Рыцарь ислама Перед ним была могущественная европейская держава. Располагающая передовой для того времени наукой и техникой. Обладающая мощной армией, прошедшей школу наполеоновских войн. Управляемая классом, который рвался к колониальным захватам и, говоря словами

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Мухаммед и Хадиджа: посланник Аллаха и лучшая из женщин 595 год от Рождества Христова (хотя по такому календарю время тогда мерили единицы) походил на любой иной год. В Европе умирали короли (король Дейра в Шотландии, в числе прочих). В Азии рождались царедворцы (Ким Юсин,

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава девятая ОПОРОЧЕННЫЙ ПРОРОК МУХАММЕД Через несколько дней после отъезда Омара из Саудовской Аравии в Египет Карим сказал, что им с Асадом нужно ехать в Нью-Йорк. Неотложные дела компании требовали их присутствия там. Зная, что я все еще переживала по поводу

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Мухаммед (Мехмед) II Завоеватель, султан Турции (1432–1481) Султан Мехмед II Завоеватель, при котором Оттоманская империя превратилась в великую державу, более всего известный захватом Константинополя, родился 30 марта 1432 года в Эдирне (Адрианополь). Его мать Ума-хатун была не

Из книги Брем автора Непомнящий Николай Николаевич

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) Бабур родился 14 февраля 1483 года в семье правителя Ферганы, одного из многочисленных потомков Тамерлана, которые вели друг с другом бесчисленные междоусобные войны. В 11 лет, после смерти отца, он стал формальным правителем этого

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мухаммед-Али - вице-король Египта Когда после завершения Наполеоновских войн эти места покинули британские оккупационные войска (позаботившись для усиления своего влияния об установлении собственной администрации), Египет снова попал под сюзеренитет Османской

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

Мухаммед и Хадиджа Мухаммед принадлежал к племени курайш. После смерти своей жены Хадиджи, в 622 году, притесняемый в Мекке язычниками, он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом

Из книги Аромат грязного белья [сборник] автора Армалинский Михаил

МУХАММЕД (МОХАММЕД) (род. в 570 г. - ум. в 632 г.) Многие люди, которым мир обязан достижениями в различных областях человеческой деятельности, страдали эпилепсией - к примеру, Александр Великий, Юлий Цезарь, Сократ, Блез Паскаль. Правда, эпилепсия их легендарна, отсутствует

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Глава IV. Атеизм. Критика ислама вляясь не только материалистом, но и воинствующим атеистом, Ахундов был первым мыслителем Азербайджана, объявившим смертельную борьбу религии ислама. Его философско-политический трактат «Письма Кемал-уд-Довле» является одним из лучших

Из книги автора

Ибн-Баттута, Мухаммед ибн-Мухаммед, ибн-Ибрагим (1302–1377) Возвращаясь в Танжер, Ибн-Баттута избрал тоже довольно сложный маршрут: из Мекки на восток, через весь Аравийский полуостров, далее вдоль берегов Персидского залива по южному Ирану (Персии) до пролива Ормуз. Здесь Ибн

Вопрос – ответ

Почему арабы, особенно курайшиты, заслуживают большей любви мусульман, чем другие народы?

Арабы были избраны Всевышним для распространения Ислама. Аллах ниспослал человечеству последнее Священное Писание – Коран – на арабском языке. А из арабов Он выделил курайшитов, избрав из этого рода Мухаммада (ﷺ ) Пророком. Об этом сказано и в хадисах Посланника Аллаха (ﷺ ). И так как Пророк (ﷺ ) был арабом, Коран ниспослан на арабском и язык обитателей Рая – арабский.

Какие знаменательные события предшествовали рождению Пророка (ﷺ )?

В ночь, когда родился наш Пророк (ﷺ ), в небе появилась новая звезда. Все идолы, находившиеся в Каабе, рассыпались; погас огонь, которому неверующие поклонялись и который не потухал в течение тысячи лет; озеро Савва, которому неверующие поклонялись, высохло. С той ночи жрецам прекратились вести с небес, которые им приносили джины; стены дворца персидского шаха (Кисра) треснули, и упало 14 балконов; войска правителя Йемена Абрахи, который собирался разрушить Каабу, взяв с собой боевых слонов, были погублены Всевышним и т. д.

Перечислите некоторые знамения и чудеса, которые произошли в то время, когда мать Пророка (ﷺ ) была беременна им.

В ночь, когда Амина, забеременев, была избрана Аллахом стать матерью Господина всех людей и общин, животные курайшитов заговорили, свидетельствуя о том, что Амина носит в своём чреве будущего Посланника Аллаха (ﷺ ). Троны многих королей и правителей перевернулись, рассыпались их идолы.

После долгих засух и неурожаев земля вновь пышно расцвела. Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее Создание Всевышнего. Она не чувствовала при родах боли и тяжести.

Во время своей беременности Амина замечала, как птицы почтительно окружали её из уважения к тому, кого она носит в своем чреве. А когда она подходила к колодцу набрать воды, то вода сама поднималась наверх в знак почтения перед величием Посланника Аллаха (ﷺ ). Когда она рассказала обо всём этом своему мужу Абдуллаху, он сказал, что причина этого – величие их будущего ребёнка. Амина вспоминала, что она слышала восхваление (тасбих) ангелов в его честь.

Куда забрали ангелы Пророка (ﷺ ) сразу после его рождения?

Сразу после рождения Мухаммада (ﷺ ) ангел Джабраил по велению Аллаха поднял его над землёй от востока до запада и донёс до всех людей и джиннов, находящихся на земле и на небесах, весть о рождении Пророка (ﷺ ). Ему была показана вся Вселенная. Всё это продолжалось не больше часа, и Мухаммад (ﷺ ) был возвращён в свой дом (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 111).

Что сделали с Пророком (ﷺ ) три ангела сразу после его рождения?

Когда родился Пророк (ﷺ ), явились три ангела, чтобы подготовить его перед поднятием на небеса. У одного ангела был серебряный кувшин с ароматом мускуса, у другого – золотая чаша, а у третьего – сложенный шёлк, белый, как снег.

Сначала ангелы, поливая водой из кувшина, семь раз омыли тело Пророка (ﷺ ). Его положили в чашу и вымыли голову и ноги, после чего надушили прекрасными благовониями, а глаза обвели сурьмой. Затем ангел Ризван приложил печать пророчества, что была завернута в шёлк, между лопатками Пророка (ﷺ ) (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 113–114).

В чём заключается мудрость рассечения ангелами груди Пророка (ﷺ )?

Сердце Пророка (ﷺ ) омывали несколько раз. В детстве сердце Пророка (ﷺ ) омыли для того, чтобы защитить его от сатаны. Перед возложением посланнической миссии его сердце было омыто вновь для принятия им откровения (вахью) в самом совершенном, чистом виде. В ночь вознесения его омыли для подготовки к диалогу с Аллахом. (Подробнее об этом читайте в книге Мухаммада аль-Алави «Мухаммад аль-инсануль-камиль».)

Кто и почему дал Пророку (ﷺ ) имя Мухаммад?

Сразу после родов мать Пророка (ﷺ ) послала весть о рождении ребёнка его дедушке Абдульмутталибу. Он очень обрадовался и назвал новорожденного Мухаммадом (ﷺ ). Это имя не было широко известным среди арабов. Но оно было упомянуто в небесных писаниях (в Торе, в Евангелии и др.), и Всевышний Аллах внушил Абдульмутталибу назвать ребёнка именем Мухаммад (ﷺ ), осуществляя Своё предопределение («Нуруль-якин», с. 10).