Чему учит сказка теплый хлеб паустовского. Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»? Герои рассказа "Теплый хлеб"

Паустовский Константин Георгиевич - Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

chemu-uchit-skazka-teplyj-hlebчему учит сказка к. г. паустовского «теплый хлеб»?

К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои — на самих читателей, мальчишек и девчонок.

Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о многом задуматься. Сказка учит бороться со злом в самом себе. Плохие качества есть в характере любого человека. Но если мы дадим волю злобе, дурным мыслям и грубым словам, они могут обернуться бедой. Так случилось с Филькой. Из-за его грубости, недоверия чуть было не вымерла от холода и голода целая деревня. Но Филька исправил свою ошибку. Трудно ему было сознаться и повиниться перед людьми. Непросто было вернуть доверие людей и обиженного коня. Но он сумел победить в себе угрюмого мальчика Ну Тебя, которому раньше ни до кого не было дела. Писатель показал, что в каждом человеке есть что-то хорошее. И к людям, к животным, к природе следует повернуться лучшей своей стороной. Иначе не миновать беды. «От охлаждения сердца», «от злобы людской» творятся на земле злые дела. Так учит Фильку его бабушка. А сказка Паустовского помогает нам понять это и не умножать зла на земле ни словом, ни поступком.

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Паустовский Теплый хлеб

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

От названия сказки Константина Георгиевича Пау­стовского «Тёплый хлеб» веет теплом, добротой, неж­ностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

Главный герой сказки - Филька - предстаёт пе­ред нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласково­сти» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «„Да ну тебя! Дьявол!” - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили хо­лод и голод.

Природа словно взбунтовалась из-за такого жесто­кого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзитель­ный ветер, вздул снег…». История, рассказанная Филь­ке бабушкой, тоже похожа на сказку. Кроме того, в произведении появляется сорока, которая трещала о том, что разбудила тёплый ветер и тем самым помогла людям.

Но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. Паустовский показывает нам, что Филька осоз­нал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня по­могала Фильке исправить свою ошибку и помирить­ся с конём. С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли дол­гожданный хлеб.

В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька - не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.

В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло вес­ной». Одновременно с изменениями в погоде про­изошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души.

Показывая нравственный путь своего героя, Паус­товский учит нас исправлять «злодейство» и не совер­шать плохих поступков.

Здесь искали:

  • паустовский теплый хлеб анализ
  • чему учит сказка теплый хлеб
  • чему учит сказка паустовского теплый хлеб

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели.

И как в любой хорошей сказке добро побеждает зло. Вот и в сказке Теплый хлеб победило добро. Автор показал читателю, что совместный труд объединяет и облагораживает человека. Что зло не может устоять, когда за дело берутся люди с горячим и чистым сердцем, готовые принести себя в жертву во имя добра и благополучия других людей. Что никогда не поздно измениться в лучшую сторону. Так и у нашего героя Фильки холодное сердце оттаяло и превратилось в горячее, готовое прийти каждому на помощь. И вся деревня увидела это, увидел и это раненый конь, и простил все обиды. И я думаю, что в будущем они будут лучшими друзьями, готовые прийти на помощь ко всем нуждающимся.

Теплый хлеб самая поучительная и добрая сказка. Читая ее, ты начинаешь осознавать, что добро это самая сильная вещь, способное творить чудеса.

В рассказе главный герой мальчик по имени Филька был нелюдимым и злым ребенком. На все просьбы соседских мальчишек помочь им в чем – то он отмахивался одной и той же фразой «Да ну тебя!». Так и прозвали его «Да ну тебя!». Однажды в эту деревню прибился раненый конь, его приютил у себя мельник Панкрат. Он вылечил коня и оставил его у себя, конь усердно помогал своему спасителю ремонтировать мельницу. Но мельник был беден и не мог в достаточной мере прокормить своего помощника. И конь вынужден был ходить по людям в поиске еды.

Однажды животное забрело во двор к Фильке в надежде, что тот его накормит, а Филя вместо этого подло подшутил над ним. Ударив его по губам и не угостив хлебом, втоптал его в снег. Обида и печаль охватили горьким смерчем бедного коня, и он так жалобно и досадно заржал, что казалось, сама природа не смогла остаться безразличной к страданиям бедного животного. В это мгновение на деревню налетел жуткий и холодный ветер, принося с собой, лютую стужу. Все вокруг заледенело, от сильного мороза даже мельница перестала работать. Из-за этого жители деревни были обречены на голодную смерть. Виновник этого происшествия, мальчик Филька очень испугался того, что натворил и всеми силами пытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию.

5 класс. Чему учит и чем интересна сказка

Несколько интересных сочинений

  • История создания пьесы Гроза Островского

    Написанию пьесы «Гроза» предшествовала экспедиция по Волге с целью изучения быта местного населения. Островский принял в ней участие.

  • Сочинение по картине Попова Первый снег от 1 лица в форме дневниковой записи 7 класс

    Это было очередное морозное утро, каждый день я просыпался и бежал к окну, чтобы посмотреть, не выпал ли снег. Так было и в этот раз, и каково было моё удивление, когда вместо серых улиц, а увидел то, чего ждал больше всего. Это был первый снег.

  • Анализ произведения Мальчики Достоевского

    Произведение является десятой главой романа писателя под названием «Братья Карамазовы», основной темой которой является изображение взаимоотношений главного героя романа с окружающими детьми.

  • Сочинение Весенний дождь 4, 5, 6 класс

    Любое явление, связанное с весенним периодом, вызывает праздник на душе. Ведь именно в эту пору пробуждается все живое вокруг, мир преображается во всех своих проявлениях.

  • Образ и характеристика глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина сочинение

    Интеллигенция, в том числе и писатели – та часть каждого народа, которая осмысливает опыт всех остальных людей, способна рассмотреть этот опыт со стороны

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проанализировать сказку А.П.Платонова «Тёплый хлеб», понять тему, идею, нравственные уроки, особенности изобразительно-выразительных средств

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Описание слайда:

Автор сказки «Тёплый хлеб» Константин Георгиевич Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. В.П.Астафьев Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повёл его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории». К. Паустовский («Радость творчества»)

6 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова сюжетная линия сказки «Тёплый хлеб»? Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня, и остался тот в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей победой. Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя» - хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул. Вдруг наступил сильный мороз, всё покрылось льдом, даже мельничное колесо обледенело. И всем бы плохо было, если б Филька не догадался у коня прощения попросить и для примирения тёплого хлеба принести. Солнце засияло, и лёд стал таять.

7 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Кто главный герой сказки «Тёплый хлеб»? Что может рассказать о Фильке его прозвище? Главный герой сказки предстает перед нами «молчаливым, недоверчивым», а прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конем: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

8 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в начале сказки грубый злой гордый равнодушный

9 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Почему Филька ударил коня? Раненого коня пожалел и приютил у себя мельник Панкрат. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Животное подкармливали все жители деревни Бережки: ему выносили чёрствый хлеб, морковку, свекольную ботву – кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филька не покормил животное. Филька ударил по губам голодного коня, который потянулся к краюшке хлеба, и отбросил ломоть в снег.

10 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова расплата за жестокий поступок? Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…». Моментально началась снежная буря, замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки.

11 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какую историю рассказывает бабушка? История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Бабушка вспомнила о похожем поступке по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

12 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» К кому обратился за помощью Филька? Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Панкрат посоветовал мальчику изобрести спасение от стужи и дал Фильке на это час с четвертью.

13 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Что придумал Филька? Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания.

14 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Как мальчик искупил свою вину? В деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

15 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в конце сказки мягкий добрый душевный милосердный

16 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какие добрые советы Паустовского звучат в сказке? Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам. Человек и природа неразделимы, и человек не должен забывать об этом. Нельзя относится безразлично к окружающему миру. Надо с добром относиться к людям, и тогда жить станет легче, интереснее. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

17 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Назовите композиционные части сказки ЗАЧИН СКАЗКА (развитие действия) Концовка сказочные и реальные события сказочная и реалистическая Чудесное сочетание упорных усилий людей и сказочного вмешательства волшебства и фантастики превращают интересную историю про раненого коня и мальчика Фильку в чудесную сказку, которая помогает нам задуматься над своими поступками и стать более добрыми и дружными.. реалистический (что, где и когда)