Признаки репортажа как жанра. Репортаж: особенности жанра, тенденции развития. Жанрово-стилистические признаки репортажа

Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных.


При этом репортер с помощью профессиональных приемов, которые мы рассмотрим в следующих главах, как бы дает возможность читателю оказаться на месте события и увидеть его глазами журналиста.

На всякий случай напомним основные журналистские жанры - это новостное сообщение, аналитическая заметка, интервью, авторская колонка и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра, его родимое пятно - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.

Близкий к репортажу жанр - это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка - люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи. И все советы, которые в этой методичке даются по поводу репортажей, можно использовать и при написании очерков.

Но вернемся к отличиям между репортажами и другими жанрами.

Возьмем, к примеру, конкретное событие - очередной старт российского космического корабля с Байконура. Новость об этом вполне можно написать, находясь в офисе московской редакции - совершив парочку звонков в Центр управления полетами. Интервью с организаторами полета также можно получить по телефону. Более того, в последнее время все чаще бывает, что интервью получают посредством еще более современных средств связи - ICQ, Skype, электронной почты. А вот опальный олигарх Михаил Ходорковский наоборот, вынужден прибегать к более архаичным способам коммуникации - он общается с прессой посредством бумаги: ему передают вопросы через адвокатов, он так же на них отвечает. В любом случае, чтобы получить интервью, журналисту не обязательно выезжать в колонию, где содержится опальный олигарх.

Отталкиваясь от запуска корабля как новостного повода, можно написать большую аналитическую статью вроде тех, что публикуют журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ-Деньги» - например, о состоянии космической отрасли России или о перспективах космического туризма. Сделать это можно, также вовсе ни разу в жизни даже е побывав на космодроме, и только обзванивая экспертов по телефону.

Точно так же и с таким популярным форматом, как авторская колонка. Материал в этом жанре мог бы представлять из себя что-нибудь вроде рассуждений автора о том, что космос - это один из тех немногих атрибутов сверхдержавы, что остался у России от СССР. Или о том, что мы научились строить лучшие в мире космические корабли, а вот такой гораздо более простой предмет, как автомобиль, у нас все никак не получается. Как мы понимаем, для такого текста тоже вовсе не обязательно посещать Байконур. Авторские колонки московские журналисты и вовсе любят писать, находясь на Лазурном берегу и, наслаждаясь видами на море и шикарные яхты, рассуждать о судьбах России.

С репортажем этот номер, конечно, не пройдет.

Репортаж на тему запуска космолета, скорее всего, содержал бы подробности с самого Байконура, из Центра управления полетами, а то и прямо из космического корабля - то, что журналисты обычно называют «живой картинкой» и «репортажными подробностями». Добыть их, не присутствуя «на месте», «в поле», не возможно.

В этой «живой картинке» и создаваемой ею у читателя « », и состоит принципиальное отличие репортажа. Его читают не столько для того, чтобы узнать о самом факте события (о старте космического корабля можно узнать, просто прочитав короткое новостное сообщение), сколько для того, чтобы это событие пережить. Читатель как будто вслед за журналистом переносится на место событий и чувствует то же, что непосредственные участники события.

Поэтому исследователи часто относят репортаж как жанр не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике

Нужно отметить, что репортаж вполне может выступать в конвергенции с другими жанрами. «Репортажные подробности» вполне могут украсить и новостное сообщение, и интервью, и ту же аналитику. Например, многие журналисты любят начинать текст интервью с описания кабинета (квартиры, дома) своего героя или с подробностей их встречи. Разумеется, опытный журналист приводит такие подробности не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, в каких хороших ресторанах ему приходится бывать, чтобы встречаться с капитанами российского бизнеса, и в какие интересные города ездить. Детали должны быть «говорящими». Или хотя бы просто создавать у читателя «эффект присутствия» - читая материал, он как будто вместе с журналистом переносится в ресторан на встречу с героем интервью и участвует в их беседе.

Например, журналист, прибыв на интервью с олигархом, известным своим жестким отношениям к конкурентам и должникам, с удивлением замечает, что стены его резиденции украшены рисунками детей. А прилетев в Лондон на встречу с очередным политэмигрантом из России, обвиняемом в экономических правонарушениях, журналист видит, с какими мерами предосторожности тот перемещается по столице Англии, опасаясь вездесущих агентов российских спецслужб (или наоборот, перемещается без охраны. Или влачит жалкое нищенское существование. Или совершает совместный шоппинг с влиятельными российскими чиновниками). В общем, такие детали, даже если сам герой интервью на эту тему ничего не говорит, придают его фигуре какое-то дополнительное измерение. И журналист это свое впечатление передает читателю.

То же самое и с новостью. Готовя новость о том же старте космического корабля, журналист может парой «мазков», как живописец, передать атмосферу в ЦУПе - всеобщее волнение или наоборот, спокойствие, если такие полеты для всех сопричастных стали обыденностью, как поездки на метро.

Естественно, чтобы такие детали получить, автору новости или интервью желательно побывать на месте событий (иначе их придется добывать с чужих слов). Об использовании репортажных подробностей, создающих пресловутый «эффект присутствия», а пока я лишь хочу еще раз подчеркнуть, что элементы репортажа могут появляться и в других жанрах, и репортерам вовсе не принадлежит монополия на их использование.

Контрольные вопросы

1) Какие жанры журналистики вы знаете?

2) В чем отличие репортажа от других жанров?

Практические задания

1) Недавно на одном из новостных сайтов была новость о «росте привлекательности винных фондов» - специализированных финансовых фондов, вкладывающих деньги в производство и продажу вина. Придумайте, как могли бы выглядеть материалы на эту тему в разных журналистских жанрах.

2) Придумайте несколько тем для репортажей. Ответьте на вопрос: насколько эти темы уникальны? Публиковались ли подобные репортажи раньше?

РЕПОРТАЖ

В ряду информационных жанров репортаж занимает центральное место. Это сообщение факта, но не протокольное изображение действительности, не просто констатация факта (как в заметке), а описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.

«Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, – вот репортаж».

Факт как основа любого информационного жанра не может существовать сам по себе, «вне отношения к читателю». Автор публицистического текста, четко осознавая, зачем он обращается к факту, может иметь целью просто передать это знание читателю – и тогда рождается заметка. Но достаточно часто журналисту приходится привлекать внимание к тому или иному событию, пробуждая интерес или сочувствие у адресата. И тогда ему недостаточно схематичного, напоминающего отчет, изложения. Ему требуется расширить материал, ярче представить этот факт – появляется потребность подтверждения реальности происходящего: ввести прямую речь, выразить собственное отношение к сообщаемому, подробно описать какие-то моменты, порассуждать вместе с читателями...

Здесь и возникает обращение к репортажу.

Жанрово-стилистические признаки репортажа

Существует несколько разновидностей репортажа. В современной журналистике в зависимости от задачи, которую ставит перед собой автор, оформилось несколько основных видов репортажа. Сохраняя все главные особенности, черты этого жанра, они все же существенно различаются между собой.

Основным качеством, определяющим вид репортажа, является форма отображения действительности. Если задача, поставленная автором перед собой, имеет ограниченный характер, репортер стремится лишь сообщить о факте, событии, большей частью и не пытаясь обобщить то, о чем рассказывает.

В лучшем случае он дает сжатую оценку, высказывает свое отношение к тому, что увидел или узнал. Это информационный репортаж.



Автор может поставить задачу не только сообщить факты, но и передать личное отношение к ним. И тогда мы видим перед собой репортаж-«раздумье», в котором автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.

Следующий вид репортажа – аналитический. Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Выделяется еще одна тематическая разновидность репортажа – исторический, где сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

То, что в некоторых газетах выделилась отдельная рубрика «Криминальный репортаж», позволяет говорить об еще одной разновидности репортажа, хотя опять-таки по своим жанровым признакам такие репортажи подходят под определение информационных.

Рассмотрим признаки репортажа на примере наиболее сложного вида – аналитического – репортажа В. Каркавцева «Диггеры на дне Москвы». Работая над материалом о подземных коммуникациях Москвы, журналист не ограничивается констатацией фактов (тема информативная), но предлагает образное решение темы, включаясь в действие своих героев.

В. Каркавцев

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

Итак, перед нами репортаж, написанный на основании фактов, которые произвели огромное впечатление на автора. Особое значение имеет то, что автор непосредственно участвовал во всех описываемых событиях. Он, прочувствовав всю важность данной проблемы, хочет привлечь к ней читателей.

Они основываются на особом отборе примечательных и выразительных подробностей. Происходит «личный отбор благодаря личному участию».

Авторское «я» в репортаже обусловливает и авторскую речь, строящуюся как речь от 3-го лица, при этом лицо известно (это автор, журналист). Участие автора движет сюжет, эмоционально окрашивает изложение, скрепляет воедино разнообразные элементы. Автор является одним из очевидцев события.

Один из видов чужой речи, особенно часто использующийся в репортаже, – прямая речь (сравните с жанром заметки), которая, во-первых, является средством передачи информации, во-вторых, является характерологическим средством. В репортаже В. Каркавцева прямая речь использована и в той, и в другой функции. Определите, какие из реплик выполняют чисто информационную функцию, и какие выступают средством характеристики людей. Например, «Наша цель – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией аварий, и тушением пожаров на коммуникациях. А в первую очередь, надо составить экологическую карту города».

Что это – информация или характеристика через прямую речь?

Кроме того, введение прямой речи – это и просто возможность внести экспрессию в репортаж. Обратите внимание на этот фрагмент текста: «– Вот эта керамическая труба – скорее всего “неучтенный” сток...» (см. дальше по тексту). Внесла ли экспрессию в текст прямая речь героя? Может быть, достаточно было простой передачи информации? Попробуйте сравнить текст с прямой речью и без нее?

Прямая речь может включаться в повествование с целью продолжить рассказ, осветить более подробно событие, о котором идет речь, выступая как бы в функции обычных повествовательных предложений. Так, в репортаже В. Каркавцева рассказ об увиденном под землей передается при помощи авторской речи и прямой речи, принадлежащей героям репортажа – диггерам.

Рассмотренные функции прямой речи в репортаже позволяют сделать вывод: использование ее усиливает достоверность происходящего, создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками, дает характеристику героев при помощи их собственной речи. Прямая речь доступна для понимания читателя, потому что сохраняет в себе черты разговорного стиля (придает экспрессию, позволяет сменить тональность, разнообразить и оживить ход повествования).

Авторское отношение к описываемому в репортаже может выражаться по-разному. Посмотрите, как автор передает свое отношение в таком микротексте-характеристике: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно».

К формам авторского отношения относятся также эмоциональные лирико-публицистические отступления от основной линии событий, что является специфической чертой публицистического стиля и очень ярким подтверждением непосредственного участия автора, его сопереживания, его проникновения в тему.

Следующая особенность репортажа – сочетание функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения). В нем может преобладать один из названных функционально-смысловых типов речи в зависимости от темы и коммуникативных намерений автора, но обычно представлены в разной степени и в разном объеме все три. Именно переход от одного типа речи к другому создает динамику происходящего.

Основным типом чаще всего будет повествование, так как повествование как композиционно-речевая форма отражает динамически изменяющиеся ситуации внешнего мира. Это необходимый элемент репортажа, отвечающий назначению жанра – рассказать, как именно происходило действие. По сравнению с описанием, повествование занимает большую часть в репортаже, включает в себя обычно несколько эпизодов, событийный ряд, излагается строго последовательно.

Изложение событий в их последовательности может быть выполнено по-разному: с явным присутствием автора, когда автор эксплицирует в материале свою речевую сферу. Например, в анализируемом репортаже изложение оформляется предложениями типа: «...Хлюпанье наших бахил эхом разносится под сводами Неглинки...»; «Что-то там объясняет наш гид...» Или рассказ может: идти без прямого указания авторского присутствия, которое, тем не менее, ощущается. Не всегда повествование – единый текст, оно может быть прервано лирическим отступлением, интервью, сообщением, но по ходу репортажа постоянно появляется вновь в виде микротекстов, в которых угадывается повествовательный характер.

Однако достаточно часто в репортажах используется и описание. Почему? Каково назначение этого типа речи в данном жанре? Назначение описания в репортаже – ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего. Описание дается через восприятие автора и во многом зависит от тех изобразительных средств, которыми пользуется автор при создании описательных фрагментов.

В репортажном описании следует подчеркнуть обилие конкретных деталей, назначение которых – показать реальную, подлинную обстановку, в которой совершается действие. Преобладают зрительные детали. Это своего рода микротекст в тексте репортажа.

Каковы же разновидности подобных микротекстов? Самые распространенные – описание интерьера, описание природы, введение пейзажных и портретных зарисовок.

Найдите в анализируемом тексте разновидности микротекстов описаний. Например: «Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили наши предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке. Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан» (интерьер).

Таким образом, назначение описания – дать детальную характеристику места события (интерьер и пейзаж), время события (пейзаж), героев события (портрет). Введение таких микротекстов придает большую выразительность тексту, способствует яркости, картинности изображения. Рассуждение в репортаже – средство выразить авторское отношение к событию, донести до читателей дополнительную информацию, вывести читателя на обобщение. Включается рассуждение в текст по-разному. Это может быть авторское восприятие, авторская оценка.

Проследим на примере «Диггеров», как сменяют друг друга типы речи. Репортаж В. Каркавцева начинается с повествования, вводящего в тему будущего текста (врезанный лид):

«Шестнадцатый год Вадим Михаилов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами, полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Затем повествование прерывается небольшим описанием:

«Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего».

Данное описание позволяет воссоздать обстановку, в которой происходит действие.

И снова повествование: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид».

«Вот эта керамическая труба – скорее всего “неучтенный” сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком...»

Далее идет авторское отступление – оценочная характеристика Вадима Михайлова: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков.

Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. “Мне когда худо наверху - быстро в колодец”. “Зачем?” – Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота».

Последнее предложение служит переходным мостиком к следующему отрывку – несобственно-прямой речи, которая продолжает информировать читателей о происходящем в подземной Москве: «Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами? Это поднимаются с глубины миазмы...»

В дальнейшем репортаж представляет собой повествование. Именно в повествовании события излагаются последовательно, как того требуют законы жанра и законы построения речевого произведения вообще.

То, что повествование может прерываться другими типами речи, не меняет его главного назначения – подробного повествовательного рассказа. Другие типы речи лишь участвуют в структурной организации текста.

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности репортажа и репортажного письма как жанра
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра

Введение

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра………………………..5

1.1. Особенности репортажа и репортажного письма как жанра…………….5

1.2. Развитие жанра репортажа в России……………………………………..14

Глава II. Репрезентация жанра репортажа и репортажного

письма ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру………………..21

2.1. Виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ

и Интернет-издание Лента.ру…………………………………………………21

2.2. Стилистические особенности жанра репортажа

и репортажного письма……………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………………………45

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телœевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала данный жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в изучение репортажа как жанра журналистики.

Объект исследования : жанры журналистики.

Предмет исследования : репортаж и репортажное письмо как жанр журналистики в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру.

Цель исследования – рассмотреть особенности жанра репортажа и репортажного письма на примере газет ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издания Лента.ру.

Для достижения поставленной цели были определœены следующие задачи исследования :

Рассмотреть особенности репортажа и репортажного письма как жанра;

Изучить специфику развития жанра репортажа в России;

Выделить виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру;

Рассмотреть стилистические особенности жанра репортажа и репортажного письма.

Методологической основой исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователœей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др.

Методы исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения особенностей жанра репортажа и репортажного письма; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия структуры, языковых особенностей.

Теоретическая значимость работы состоит по сути в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях жанра репортажа и репортажного письма.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее базовых выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству - созданию ʼʼэффекта присутствияʼʼ - читатель становится свидетелœем события вместе с журналистом.

Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, ʼʼрепортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является авторʼʼ. Такое определœение понятия является общепринятым, хотя оно не отражает всœех граней и тонкостей данного жанра журналистики.

Творческая лаборатория репортера включает сбор и обработку сведений о ка­ком-либо значимом событии, то есть факте; происходит преломление и отражение уви­денного в тексте. Отражением в философии называют всœеобщее свойство материи, заклю­чающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

В философской теории отражения ис­ходным пунктом является диалектико-ма­териалистический принцип, согласно кото­рое результаты познания должны являться относительно адекватными своему источни­ку, то есть оригиналу. ʼʼДанного явления, по мнению ученого, можно достигнуть посред­ством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов. В первую очередь, при помощи активного извлечения нужных, а, во-вторых, исключения ненужных, побочных сведений об оригиналеʼʼ.

Репортаж как жанр зародился на стра­ницах европейских газет в первой половинœе XIX века и его название происходит от ла­тинского слова ʼʼreportareʼʼ, означающего ʼʼпередаватьʼʼ, ʼʼсообщатьʼʼ. ʼʼПервоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных засе­даний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репор­тажи стали называть отчетами. А репорта­жами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему со­держанию, форме похожи на современные российские очеркиʼʼ, - пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные ре­портеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эр­нест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др.
Размещено на реф.рф
были, в нашем понимании, скорее очеркистами, не­жели репортерами. Западные очерки явля­ются генетическими предшественниками и ближайшими ʼʼродственникамиʼʼ нынешнего российского репортажа.

В современной науке можно выделить более десятка толкований жанра репортажа. В корне ре­портажа всœегда находится общественно зна­чимое событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается на гла­зах у читателя. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, на­глядность происходящего, активно дейст­вующее авторское ʼʼяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ помогает создавать так называемый ʼʼэффект присут­ствияʼʼ, позволяя читателю находиться ря­дом с репортером и вместе с ним видеть происходящее событиеʼʼ. Некоторые ас­пекты этого определœения жанра вызывают возражения ученых. Так, исследователь М. Ким отмечает, что предметом отображе­ния в репортаже является не событие, а не­посредственно сам процесс, действие. Жур­налист показывает не просто факты, а дина­мику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним: ʼʼВ репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядите­лем всœего действия. Основная задача журна­листа - создание целостного впечатления об эпизоде жизниʼʼ.

В словарной статье Большой Совет­ской Энциклопедии репортажи делятся на событийные и тематические. Выделяется специфическая черта͵ характерная, по мне­нию автора словарной статьи, для ʼʼжелтойʼʼ прессы - обязательное наличие сенсацион­ности в репортажах Определœенная идеоло­гическая заданность выражена в следующем высказывании: ʼʼВ марксистской журнали­стике репортер правдиво информирует о наиболее значительных и интересных собы­тиях общественно-политической, экономи­ческой и культурной жизниʼʼ.

М. Милых в статье ʼʼСтиль репортажаʼʼ сосредотачивает внимание на сочетании до­кументальности и эмоциональности отраже­ния события в репортаже: ʼʼСуществует две тенденции, две словесные стихии, дающие в своем противоборстве яркий многоплановый стиль репортажа. В первую очередь, тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; во-вторых, тенденция к живописному эмоцио­нальному изображению действительности, стремление не только отразить событие, но и показать свое отношение к немуʼʼ. При этом исследователь пытается найти корни репортажа, выделяя характерные чер­ты авторского ʼʼяʼʼ в тексте: ʼʼПо сравнению с беллетристикой ʼʼяʼʼ репортера-журналиста - не литературная маска, не ʼʼобраз рассказчи­каʼʼ, не способ стилизации. Здесь ʼʼяʼʼ пишу­щего, рассказывающего и автора непосред­ственно совпадают, что придает повествова­нию особый характер публицистичности, очевидности, документальности происходя­щего и описываемогоʼʼ.

Попытки определить гносœеологиче­ские истоки данного жанра предпринял Г. Солганик: ʼʼАнализ показывает, что ре­портаж - это синтетический жанр, вмещаю­щий в себя стилевые черты многих других газетных жанров, но вмещающий не эклек­тически, а перерабатывающий их в соответ­ствии со своей природой, задачами и особенностямиʼʼ. По мнению исследователя, ʼʼкомпозиционно-жанровая схема репортажа имеет общие стилистические черты и до­вольно устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Она определя­ется временными рамками события, после­довательного изложения фактов. С незначи­тельными отклонениями в самом общем ви­де это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, пуб­лицистическое отступление, элементы ин­тервью (чужая речь), концовка. При этом ре­портаж допускает довольно значительные отклонения от канонической формы. Требо­ваниями жанра очерчиваются лишь общие контуры, общие черты, внутри же стилевых рамок возможно и действительно существу­ет разнообразие почерков, творческих ма­нерʼʼ.

Согласен с Г. Солгаником в определœе­нии синтетической природы жанра репорта­жа Е. Рябчиков, который отмечает, что ре­портаж ʼʼвпитал в себя многие драгоценные черты других жанров - очерка, интервью, отчета͵ хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплавʼʼ. Отличительными качествами репортажа Е. Рябчиков считает активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Многообразный мир находится в поле зрения репортера. В то же вре>м в процессе познания действительности журналист фо­кусирует внимание на общественно значи­мых событиях.

Говоря о соотношениях субъективного и объективного в факте, многие ученые при­ходят к выводу, что ʼʼсодержание факта есть отражение объективного события, находя­щегося вне человеческого сознания, а фор­ма, в которой осуществляется это отраже­ние, субъективнаʼʼ.

По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его ре­альным существованием в действительно­сти, хотя бы в силу психофизиологических особенностей восприятия его журналистом.

От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали, какие картины действительности будут представ­лены наиболее зримо, какова будет сюжетно-композиционная структура материала. Наличие автора в тексте должна быть выра­жено по-разному: благодаря размышлениям, ремаркам, монологам, отступлениям, харак­теристикам и т. п. Данные средства являют­ся важными для достижения ʼʼэффекта при­сутствияʼʼ. Получается, что в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динами­ку развития события, при этом выражая свое авторское отношение к происходящему на его глазах.

Вместе с тем главное при работе в жанре репортажа для журналиста - доста­точно умеренное использование изобрази­тельных средств, считает Г. Солганик: ʼʼСпецифика описания в репортаже и в пуб­лицистике вообще - в его документально­сти, достоверностиʼʼ. Такой характер описа­ния обусловливает сдержанность, умерен­ность в использовании изобразительных средств.

В то же время Г. Солганик считает од­ной из главных отличительных черт жанра прямую речь. Она придает красочность опи­сываемому действию, но и она имеет свою специфику: ʼʼБольшое значение в репортаже имеет и сама словесная фактура прямой ре­чи. Чужая речь, воспроизводимая без изме­нений, разнообразит словесную ткань, обо­гащает речевую палитру репортажа, позво­ляя менять речевой план изложения. В этом смысле сама прямая речь, даже не индиви­дуализированная, данная в сугубо деловой манере, - это выразительное средство. Од­нако следует соблюдать меру в использова­нии прямой речи. Злоупотребление ею мо­жет дать обратный ожидаемому результат, привести к однообразию, монотонности, да­же изменить природу жанраʼʼ. Прямая речь в репортаже важна ятя употребления в качестве одного из способов смены планов, что в конечном итоге делает репор­таж более динамичным.

Благодаря ʼʼэффекту присутствияʼʼ создается определœенная иллюзия получения чувственно-практического опыта. И она нужна для того, чтобы подготовить читателя к верной оценке описываемого события. Чем лучше передан эффект, тем, следовательно, и лучше воспринимается репортаж в целом.

С. Гуревич в работе ʼʼРепортаж в газе­теʼʼ подмечает ряд черт жанра, в частности, его публицистичность, выделяя особо ре­портаж - ʼʼраздумьеʼʼ, имеющий в своем со­ставе немало авторских отступлений и как следствие склонный к аналитичности. С этой точкой зрения солидаризиру­ется В. Ученою. По ее мнению, на страницы печатных СМИ всœе больше и больше стал проникать аналитический репортаж, кото­рый с полным правом можно назвать психо­логическим. Склонность к анализу в репор­тажах стала проявляться как результат пере­носа читательского интереса на глубинные причины происходящего события, того, что остается за кадром.

А. Тертычный в монографии ʼʼЖанры периодической печатиʼʼ отмечает два спосо­ба, благодаря которым журналист может вызвать сопереживание читающего. Пер­вый - изложить динамику события, его по­следовательное развитие. Второй - изло­жить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием. ʼʼРепор­таж, - по его словам, - роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. При этом в репортаже наглядность несет чис­то информативную функцию, функцию со­общения о вполне конкретном событии, происшествии и прочегоʼʼ.

В этом А. Тертычный видит отличие репортажа от других жанров. Так, в очерке отображение преследует цель обобщения, в аналитических жанрах- для ʼʼукрашенияʼʼ и ʼʼоживленияʼʼ серьезных и, как следствие, трудных для восприятия некоторой части аудитории размышлений автора текста.

В последнее время исследователи пы­таются расщепить жанр репортажа на со­ставляющие и узнать, что является пер­воосновой, или, как говорит Е. Пронин, - ʼʼквантом репортажаʼʼ. Последо­вательно разбирая как теорию, так и журна­листскую практику, исследователь приходит к выводу, что создание ʼʼэффекта присутст­вияʼʼ является важным и необходимым эле­ментом придания репортажности тексту.

Е. Пронин дает определœение ʼʼкванта репортажаʼʼ. Одна из ведущих характеристик данного вида текстов, по его мнению, есть сенсационность. Именно благодаря ей в массовой коммуникации запускается меха­низм, который привлекает внимание читате­ля к тому или иному тексту: ʼʼФакт как вы­разительное средство предметно предъявля­ет материальный объект отображения, вы­зывая ощущение внутритекстового контакта с реальностью, с которого, как с порога, на­чинается переориентация личности в откры­той (развивающейся) ситуации социальной практики. И для журналиста принцип пред­метного предъявления остается универсаль­ным творческим приемом, даже когда он пишет о духовных ценностях, абсурдных коллизиях или ʼʼбеспредметном искусствеʼʼ. При этом приведенное высказыва­ние не служит, по нашему мнению, основа­нием для признания сенсационности собы­тия ʼʼквантом репортажаʼʼ.

Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть два важных обстоятельства. В первую очередь, ре­портаж, как жанр журналистики, представ­ляет собой историческое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет причины возникновения, определœен­ные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанра­ми журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жан­ра репортажа.

В современной журналистике очень часто встречается смешение жанров. На страницах периодических изданий появляются материалы, в которых используются выразительные средства и методы, присущие разным типам журналистских текстов. Иногда в процессе изменения медиапространства рождаются и новые жанры. Такая динамика – нормальное явление. Действительность вокруг нас меняется, а вместе с ней меняются потребности и характеристики аудитории.

В последнее время в самых разных журналистских материалах встречаются вкрапления репортажного письма. Эта тенденция прослеживается в современной прессе довольно явно. Но если вернуться на несколько десятилетий назад, то мы поймём, что подобное явление не новость. Ещё в 70-80-ые годы Анатолий Аграновский писал свои корреспонденции, используя репортажный стиль.

Жанровая динамика исследуется в теории журналистики довольно давно. Существует большое количество трудов, посвящённых развитию очерка, репортажа и т.д. При этом практически нет монографий, в которых бы назывались причины использования репортажного письма в разных жанрах. По этой причине данная проблема представляет собой интересное поле для исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил нам выделить одну из базовых характеристик репортажного письма – отражение полифонии действительности. Под этим термином мы понимаем передачу информации по всœем каналам восприятия с помощью словесных и других средств. Можно рассматривать два подвида этого феномена: полифония как живое звучание жизни и полифония как многоголосица мнений. Первая передает визуальные образы, звуки, осязательные ощущения, запахи, ᴛ.ᴇ. весь комплекс впечатлений, которые мы можем воспринимать органами чувств. Вторая – представляет всю гамму мнений участников события (реплики, голоса героев материала). Обе эти разновидности помогают воссоздать выпуклую, осязаемую картину действительности и, кроме того, способствуют созданию эффекта присутствия.

В каком-то смысле полифонию действительности в журналистском тексте можно назвать предтечей мультимедийных продуктов. В случае если в мультимедиа звук, визуальное изображение - ϶ᴛᴏ информация, закодированная в разных знаковых системах, то в тексте полифоничная картина воспроизводится в пределах одной знаковой системы – языка.

Чаще всœего репортажная картинка даётся в лиде и нескольких последующих абзацах. Такой прием призван привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Это своеобразная приманка. Возможно, подобное явление пришло в тексты печатных СМИ из практики телœевизионной журналистики. Ведь телœевизионные сюжеты часто начинают с репортажных зарисовок.

Бывает, что журналист пишет весь материал в репортажном ключе, но не даёт описания события в развитии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он заимствует только ʼʼвнешнюю оболочкуʼʼ жанра, но не преследует целœей, характерных для репортажа. Проблемные статьи, изложенные с использованием репортажного стиля, дают возможность крупным планом показать то, что скрыто от глаз и порой неуловимо.

Иногда ʼʼрепортажностьʼʼ позволяет подчеркнуть достоверность данных, о которых говорит журналист. Такая иллюстрация позволяет реалистично и объективно рассказать о событиях. Вместе с тем, введение живых голосов, ярких примеров всœегда делает текст более убедительным.

Следует отметить, что репортажное письмо используется не только в проблемных, но и в лёгких, развлекательных материалах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить основные причины использования репортажного письма в текстах СМИ:

- ʼʼприманкаʼʼ (любопытная картинка, которая притягивает внимание читателя);

Создание эффекта эмпатии (вчуствования);

Облегчение усвоения информации;

Передача достоверности (претензия на документальность отражения происходящего).

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности репортажа и репортажного письма как жанра" 2017, 2018.

- 158.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Объект нашего исследования: современные газетные репортажи на страницах газет «Комсомольская правда» на современном этапе.

Предмет нашего исследования: жанровой специфика и авторская стилистика современных газетных репортажей в центральных периодических изданиях («КП») в период с сентября 2009 года по апрель 2010 года.

Цель исследования: изучить современный газетный репортаж и выявить нишу, которую он занимает в журналистике на сегодняшний день.

В соответствии с целью, нами были сформулированы следующие задачи:

1. собрать и систематизировать теоретический материал по теме исследования;

2. выработать систему анализа современного газетного репортажа;

3. проанализировать современного состояние жанра;

4. обосновать выводы и практическую значимость курсовой работы;

Состояние научной разработки проблемы на сегодняшний день таково: история вопроса освещалась в учебных пособиях «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С. Корконосенко. Жанровые признаки и специфику репортажа рассматривали М.Шостак, А. Тертычный, В.Ворошилов в учебных пособиях и научных публикациях в журналах «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика», «Профессия журналист» и др., этические нормы современного репортера анализировались в книге М. Шостак «Репортер: профессионализм и этика» и др.

Научная новизна исследования: 1) уточнена сущность понятий «репортаж», «эффект присутствия» и т.п.

2) комплексно исследованы репортаж в газетах «КП» в период с сентября 2009 года по апрель 2010 года.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут помочь журналистам, работающим в жанре газетного репортажа.

Методы исследования. Нами использовались как теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и сравнение), так и эмпирические (наблюдение, работа с документами и т.п.) методы.

Структура работы: наше исследование состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части работы рассматривается история вопроса, характерные особенности репортажа как информационного жанра журналистики, жанровые особенности репортажа. В практической части анализируется современный репортаж в газетах «КП».

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ.

1.1. В. Гиляровский – король репортажа.

Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как "" “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”.

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Дядя Гиляй – это псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляров­ский. Он был современником А.П, Чехова и работал в конце XIX - начале XX в.

Родился В. Гиляровский в имении под Вологдой, в се­мье управляющего. Переменил много профессий, прежде чем стать журналистом. Был бурлаком на Вол­ге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных те­атрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский при­шел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.

«По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорож­цем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проница­тельными глазами, в смушковой серой папахе и жу­пане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью сво­его внутреннего облика».

Поселившись в Москве, Владимир Алексеевич стал работать в популярной городской газете «Московский листок», а через несколько лет перешёл в более солидную общероссийскую газету «Русские ведомости». Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортёром Москвы. Шутя, коллеги уверяли, что он «накануне знает всё, где что свершится». Адрес писателя - Столешников переулок, дом 9 - был известен каждому москвичу. Дом Гиляровского был всегда от­крыт для гостей - вся артистическая, газетная, худо­жественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпи­ным, Успенским и др.

Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без ог­лядки вмешивался в жизнь и любил все делать свои­ми руками. Он был физически крепок и необычайно силен.

Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарни­ках и лошадях. Он был знатоком московского дна, Хитровки, - приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, ши­рота натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты. Оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях российской жизни: от железнодорожных крушений и сенсационных убийств до Ходынской катастрофы в мае 1886 г.

Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постано­вила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.

1.2 Специфические особенности репортажа как информационного жанра журналистики.

Это жанр, который держится на трех китах - наглядности, информативности и оперативности. Стоит отметить, что наглядность - козырь репортажа, с ее помощью создается эффект присутствия и сопереживания. Информативность в данном случае специфическая, не совсем такая, как в короткой новостной заметке - необходимо не столько перечисление фактов, сколько подробное описание хода события. Да и оперативность у репортажа особая - важна иллюзия сиюминутности.

Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделяются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традиционно называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений – «зарисовок» («картинок»).

Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразительные детали все же впечатляют (иногда совсем по-новому).

Особое значение придается подробностям символичным, обобщающим.

В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность.

Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, – вот репортаж.

«Происшествие» – один из синонимов репортажа. В нем главное происходит на наших глазах; изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики, – это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.

Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов – «перелетов» с абзаца на абзац.

Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Событие разворачивается во времени. Часто, однако, получается сухой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа – в видимой непрерывности движения, в постоянном «А что дальше?».

Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты, – моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.

Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характеристике действия – сжатой и энергичной.

Детали хорошего репортажа дают образ движения, отмечают грани перехода из одного состояния в другое, из одного ритма в другой. Не цепочка описаний (излишняя обстоятельность вредит репортажу), а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития должна быть в движущейся картинке. Для того чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения – более ощутимым, делая «картинку» предельной выразительной.

Отличительные черты репортажа:

1. Развертывание события во времени.

2. Разделение события на этапы.

3. Непременный эмоциональный фон.

4. Работа через деталь.

5. Создание эффекта сиюминутности происходящего («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами.

7. Стремительный ритм.

8. Законченный образ события.

В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения.

В ритмически точной картинке деталь зрима, слышима, эмоционально сильна. Выразительны ритмические образы события.

Нужный эффект помогают создавать так называемые ритмические слова.

Привлекаются и образы «чужие», знакомые читателю. Идут в дело такие приемы усиления эмоциональной окраски как эпитет, метафора, уподобление, олицетворение; они тоже помогают читателю ощутить ритм, характер усилий.

Каждый репортаж создает свою последовательность изображения (временную канву) и воссоздает характер движения – этапы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», – вот основные структурные варианты, которые используются в этой литературной форме.

Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не ограничивается главной новостью – каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости. Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репортеры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали.

Описание работы

Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.

Стиль публицистики и прессы - это стиль пропаганды и агитации. Населению не просто сообщается об актуальных событиях в политике, общественной жизни, искусстве, литературе, науке и технике, информация преподносится с определенной точки зрения, чтобы влиять на читателя и убеждать его. (Дроняева,2004:33)

Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, - сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Каждый публицистический текст относится к определенному жанру.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений- рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы.

На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. (Брандес, 1990: 126)

Как отмечает А. А. Тертычный, понятие “жанр” непрерывно изменяется и усложняется, и разные исследователи предлагают свой “набор” жанров. Сам он называет тремя главными жанрообразующими факторами предмет, цель и метод отображения, реализуемые осознанно или неосознанно конкретным

журналистом в ходе создания того или иного текста. В совокупности три признака образуют “тип отображения действительности”, и трем типам - фактографическому, исследовательскому и художественно-исследовательскому - соответствуют три типа журналистских текстов. Другими словами, это все те же информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. (Тертычный,2000: 144)

У каждого жанра публицистики - свой объект отображения. Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. (Кадыкова, 2004: 35)

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. Сюда относится очерк, фельетон, памфлет.

Значение информационных жанров в том, что они “выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности”. (Тертычный,2000: 145)

Цель информационных жанров - сообщить о факте; в основе дифференциации в этой группе жанров лежит именно способ освещения фактов.

Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. (Гуревич,2002: 127)

Понятие «репортаж» возникло в первой половине 19 века и происходит от латинского слова «reportare», означающее «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно художественная, или преимущественно теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же к документально-журналистским.

Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

В современной российской теории журналистики прослеживается относительное согласие в принципиальных взглядах на репортаж. Практики, настаивающие на необходимости упрощения формулировок, не меняют сути этих формулировок. Репортаж всеми трактуется как информационный жанр.

Л.Е. Кройчик называет репортаж, отчет и интервью как жанры публицистики “оперативно-исследовательскими текстами”, где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». (Кройчик,2005: 167)

Он дает следующее определение жанра:

«Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события». (Кройчик, 2005: 170)

Также Кройчик говорит о том, что репортаж- это один из самых эффективных публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент в репортаже- отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Он называет репортаж фабульным жанром: основу повествования составляет последовательное описание события. (Кройчик, 2005: 170)

Шибаева высказывает такое же мнение. Она в своей статье называет предметом репортажа ход события. “Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее)”. (Шибаева,2005: 48)

Жанрообразующими факторами Шибаева называет предмет, функцию и метод. Отличие от формулы Тертычного только в том, что “цель” заменена на “функцию” жанра. Другие устойчивые признаки жанра - масштаб отображения действительности и стилевые особенности. «Постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен». Предмет трактуется в статье как тема, функция - как стоящая перед журналистом творческая задача. (Шибаева, 2005)

Кадыкова пишет: «Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный». (Кадыкова, 2007: 36)

Е.В. Розен придерживается следующего мнения: «Репортаж описывает с документальной точностью события, встречи автора с людьми, его личные впечатления об увиденном. В руках талантливого журналиста репортаж превращается в действенное оружие публицистики. Репортаж непременно сочетает точность в изображении фактов с некоторой литературной художественностью». (Розен,1974: 32)

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)» (Кобяков)

Гуревич считает, что специфика репортажа проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ». (Гуревич,2002: 95)

По мнению С.М. Гуревича задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). (Гуревич,2002: 251)

Итак, отечественные исследователи выделяют следующие признаки репортажа:

Последовательное воспроизведение события;

Наглядность- создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

Динамичность;

Создание «эффекта присутствия»;

Эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

Образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;

Предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла;

Активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения;

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором». (Гуревич,2002: 115)

В Германии репортаж считается одним из основных жанров журналистики. Материалы в жанре репортажа широко представлены в СМИ, теория жанра служит предметом дискуссий.

Теоретическим осмыслением репортажа в Германии занимаются Вальтер фон Ла Рош, Курт Ройманн, группа ученых «Projektteam Lokaljournalisten», Карл-Хайнц Пюрер, Хорст Пётткер и многие другие ученые. Одно из самых обстоятельных исследований жанра репортажа принадлежит Михаэлю Халлеру. В книге «Die Reportage» он анализирует теорию и практику репортажа в Германии и сопоставляет различные трактовки жанра, данные коллегами.

Существует ряд определений репортажа, на которые преподаватели журналистики в Германии опираются при подготовке авторских курсов по репортажу, а практики - в своей каждодневной работе. Одной общепринятой дефиниции, однако, нет.

Михаэль Халлер, разделивший все попытки определения репортажа на две группы, больше ценит разработки, связанные с практикой журналистики - на ней основанные и ей способствующие. «Ученые ошибаются, так как они хотят установить замкнутое на себя, прямо-таки номиналистское определение репортажа. Они хотели бы раз и навсегда сказать начинающим журналистам, чем точно является репортаж, вместо того, чтобы сказать, что происходит в репортаже с темой, с событием, с положением вещей, как в репортаже оформляются факты и переживания, как передаются происшествия, короче говоря, как функционально оценивать репортаж.» (Халлер, 1997: 79)

Немецкие исследователи называют репортаж «одним из выдающихся средств публицистики» (Халлер,1999: 76), «самым широкоохватным журналистским жанром» (Ройман,1999: 105), «королем жанров» (Бюшер,1998: 13)

«Репортаж - это отчет, ориентированный на факты, но при этом индивидуально окрашенный.» (Ройманн,1999:104)

Такого же мнения придерживается и Халлер, который пишет, что «репортаж ссылается на факты, но сообщает их как пережитые события». (Халлер,1997: 56).

При этом репортаж должен быть как можно более конкретным и образным.

В ходе недавнего опроса немецкие газетные редакторы ответили на вопрос «Как вы определяете для себя репортаж?» следующим образом: «Субъективное восприятие и изображение ограниченного во времени и в пространстве отрезка реальности» («General-Anzeiger», 2005), «сообщение о лично увиденном» («Augsburger Allgemeine», Аугсбур, 2005), «персонально ориентированный жанр, характеризующийся наглядностью» («Sudkurier», Констанц, 2005).

Бельке говорит о репортаже как о конкретной, сильно персонализированной окрашенной форме представления ситуации и событии. «Традиционный репортаж как публицистический жанр…имеет своей целью сообщить информацию. Темперамент репортера и перспектива переплетаются друг с другом и таким образом создается оформление репортажа. Репортер изображает события глазами очевидца и с личной увлеченностью, но всегда в строгом соответствии с фактами. Репортер стремится потрясти, захватить читателя. Поэтому репортаж синтаксически легок, написан простым языком.» (Бельке,1973: 95)

Таким образом, прослеживается сходство в толковании жанра репортажа немецкими и российскими исследователями.

Главной функцией репортажа является сообщение специфических событий автором для широкой публики.

Важнейшими составляющими репортажа являются:

Центральная роль репортера в публикации;

Относительная эмоциональность репортажа как главное отличие от других жанров;

Присутствие в тексте других участников события;

Общие сведения (задний план, предыстория, числа, даты, факты);

Подлинные документы;

Единство времени и места в репортаже, его ограниченность коорлинатам «здесь» и «теперь».

Немецкие исследователи соглашаются с тем, что репортаж имеет много сходств другими жанрами публицистики, особенно с очерком и корреспонденцией.

Однако, очерк больше, чем репортаж концентрируется на задаче трансформации абстрактного в конкретное и показа характерных черт ситуации. Один из примеров разницы между очерком и репортажем в немецкой журналистике выглядит так: если происходит крупная автокатастрофа, то в репортаже с точки зрения репортера описывается, как выглядит место происшествия, а в очерке дается анализ, мнения экспертов, статистика. (Халлер, 1995:154)

Что касается корреспонденции (Bericht), то в отличии от репортажа, она более объективна и «документирует объективное представление событий по четким и сравнительно строгим правилам, беспристрастным языком.» (Халлер, 1995: 85)

Халлер все же не отрицает, что в практическом употреблении репортаж не нужно ограничивать как тип текста, так как не существует определенного жанра в чистом виде. (Халлер,1995:85)

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение репортажа. Репортаж - это информационный жанр публицистики, который, с одной стороны, стремится к объективности, а с другой стороны пронизан индивидуальными впечатлениями об увиденном, что сказывается на восприятии читателя.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Однако за репортажем не всегда признают право на самостоятельность. Оперативный информационный повод должен быть отражен в газете или журнале в жанре новости или корреспонденции. Газетный репортаж может быть дополнением к новости или ее продолжением, но ни в коем случае не замещением. С другой стороны, когда у репортера нет времени на поиск информации, ему не хватает специальных знаний или подготовки, репортаж может стать альтернативой интервью.(Халлер,1995: 120)

Какой бы классификации не придерживался тот или иной немецкий исследователь, все признают информационную природу репортажа. Существует понимание тонкой, но явной границы между «персональной окрашенностью» текста репортажа и оценкой. Репортер не оценивает события и даже, по возможности, передавая настроение, не навязывает собственное мнение.

Репортажу в крупных газетах общенационального распространения (“Frankfurter Allgemeine Zeitung”, “Suddeutsche Zeitung”) отводится третья полоса, которая, как считается, привлекает к себе внимание сразу вслед за первой. Репортаж считается неотъемлемой частью региональных вкладок центральных газет. Почти во всех частных школах журналистики в Германии именно репортаж выпускники пишут в качестве экзаменационного задания, так как этот жанр дает журналисту возможность показать, что он умеет наблюдать и увлекательно рассказывать.

Исследования репортажа в современной Германии проводятся на высоком уровне и, что немаловажно, с участием многих непосредственно заинтересованных в теории жанра людей - журналистов-практиков.

В практике современной журналистики ФРГ и России тоже наблюдается общая тенденция: проигрывая в оперативности электронным СМИ, пресса делает ставку на преимущество аналитичности и более взвешенного рассмотрения событий. В связи с этим, во-первых, репортаж оказывается очень востребованным жанром, во-вторых, развивается именно его аналитическая разновидность.