Школьное домашнее задание в США – пытка или удовольствие? Записки русской феминистки в америке Домашняя работа в американской школе

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Школа - место, где формируется личность. Американцы знают это не понаслышке и формируют учебные программы так, чтобы каждый ученик смог раскрыть свои способности и достичь успеха в будущем.

Мы в сайт решили узнать, в чем же особенность школ в США и почему американские дети готовы покорять мир.

1. Свобода выбора

Американские дети учатся принимать решения и выбирать с самых ранних лет. В школах есть несколько обязательных предметов и ряд предметов на выбор в зависимости от интереса ученика.

В школах нет жестких классов или групп, ученики называются студентами и ходят на те курсы, которые развивают их наклонности и интересы. У каждого ученика может быть свой график занятий.

2. Оптимистичный взгляд в будущее

Ученики понимают, что их благосостояние во взрослой жизни зависит не от выбранной профессии или вида деятельности, а от успешности в этой области.

Необязательно быть юристом или банкиром. Можно стать автослесарем и делать работу на высшем уровне, ни в чем не нуждаясь.

3. Система кредитов

Школьникам нужно набрать 100 баллов для получения диплома высшей школы. За каждый курс в школе ученик получает баллы - кредит. Чтобы перейти в следующую школу, необходимо набрать минимальный кредит для этого уровня. И потом, чтобы учиться в классах подготовки к поступлению в колледж, у ученика должен быть «личный кредит».

Иногда ученики набирают настолько высокий кредит, что его хватает на хорошую скидку на высшее образование. Получается, и тут у детей есть 2 варианта: или достигать всего своим трудом и способностями, зарабатывая кредит, или платить за обучение в колледже деньгами родителей.

4. Постоянно новые лица

Каждый год меняется состав классов и учителя. Дети учатся адаптироваться к новому коллективу и комфортно себя чувствовать - считается, что это умение очень пригодится им во взрослой жизни.

5. Никаких вступительных экзаменов

В течение выпускного класса ученики пишут тестовые работы по предметам, а в конце года результаты направляются в колледжи и вузы. А после окончания школы ученик рассматривает приглашения на обучение от разных учебных заведений или сам направляет в них запросы.

6. Независимость

Американские дети воспринимают учителей не как вышестоящих, а, скорее, как сотоварищей в учебе. С ними надо сотрудничать, чтобы получить максимальные результаты.

С самого детства ученикам прививается самостоятельность. С 6 лет им разрешают оставаться на ночь в гостях, затем школьные организации поощряют путешествия на выходные и летние каникулы в лагере отдыха. С 16–17 лет многие подростки приобретают высший знак независимости - собственный автомобиль.

7. Воспитание активной позиции

Еще один из интересных моментов: как вообще проходит само обучение? В Украине, например, учебники выдают детям, и они их приносят домой, а потом каждый день носят в школу. А в США наоборот – дети держат учебники в школе и берут домой только те, по которым нужно сделать домашнее задание. Еще домой ученики берут рабочие тетради, которые, кстати, школа выдает бесплатно, в отличие от Украины, где все рабочие тетради надо покупать за свои деньги. Я имею в виду те тетради, где написаны задания, которые надо делать. То есть не обычные тетрадки, а прилагаемые к учебнику.

Если, допустим, по математике надо делать дома какие-то задания: примеры, задачи – дети делают их на листиках, сдают учителям, а те подшивают в папку. Таким образом дети не носят с собой тетради. А в школе непосредственно на занятиях учителя выдают тетради, и дети пишут в них.

Следующий момент: в Украине большой акцент делали на оформлении – от полей отступить две клеточки, после написания одного задания отступить три клеточки и писать второе. Учителя пристально обращали на это внимание и, если кто-то из учеников неправильно отступил на одну клеточку, все перечеркивали и т. д. Здесь учителям все равно, где ребенок пишет. Главное, чтобы он правильно написал саму работу.

Также многие думают, что если в Америке тестирование, то все ученики выбирают наугад варианты ответов из A, B, C, D и при этом ничего не знают. Я вам расскажу, как по математике делается домашнее задание. Тут действительно есть A, B, C, D, но чтобы ответить правильно на один из вариантов, необходимо письменно решить задачу или пример. Помимо этого, сперва пример нужно решить в уме и написать приблизительный ответ, то есть еще делается акцент на то, чтобы ребенок мог посчитать устно.

Мне очень понравился дневник, который выдается в американской школе, и он как записная книжка, туда не ставятся оценки, а ребенок записывает домашние задания и вносит свои заметки. Это мотивационный дневник, скажем так, в нем расписаны цели на каждую последующую неделю и то, как их ставить. Детей с детства приучают к самосовершенствованию, это очень интересно.

В американских школах больше акцент делается на практику, чем на теорию. Например, у учеников с детства есть лабораторные работы. В 5-м классе появляется программа Outdoor School, когда детей везут в лес на четыре дня, и там ученики живут в домиках, наблюдают за звездами, за растениями и т. д.

Думаю, многим будет очень интересно узнать, есть ли здесь какие-то внеклассные мероприятия. Именно при школе таковых нет, но они есть дополнительно, и всегда имеются соответствующие объявления о волейболе, баскетболе; рисовании, шахматном кружке. Естественно, такие мероприятия за дополнительную плату. Также проводятся различные мероприятия от района, города, частных мест – об этом я поведаю в каком-то другом видео.

Хочу рассказать о поведении детей, отличаются ли они здесь от украинских детей. Мне говорили, что дети здесь намного более дружелюбные. Например, иностранец пришел в класс, не знает нормально языка – над ним никто никогда не смеется, не издевается, не дает кличек, не дерется с ним и т. д. Я, конечно, не знаю, относится ли это ко всем или зависит от того, насколько хорошая школа, и насколько воспитанные в ней учатся дети, но в этой школе это так. Все ученики пытаются помогать и родители, кстати, тоже – они волонтерят, приходят в школу, занимаются с отстающими детьми – это интересный момент.

Переехать в США сложно, но есть категории людей, которым это доступно:

— Инвесторы. Достаточно вложить от 1 миллиона долларов и через 2 года все члены семьи получат статус постоянного жителя США (виза EB-5 ).

— Также можно открыть филиал существующей компании в Америке или же купить готовый бизнес в США (от $100 000). Это даст право на получение рабочей визы L-1, которую можно обменять на грин-карту.

— Известные спортсмены, музыканты, писатели и прочие экстраординарные люди могут переехать

Когда в 1990 году родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одноклассниками. Сейчас Саша, которой недавно исполнилось 17, живет в Нью-Йорке, учится в частной американской школе и общается с новыми друзьями. В Россию она приезжает только на летние каникулы. В свой последний приезд в Москву Саша рассказала корреспонденту "i", как ей живется и учится в Америке.

Семь лет назад моему папе предложили работать в США, в UNISEF - Всемирном фонде помощи детям.

Мне-то и в Москве было хорошо, к тому же я не знала английского. Но - поехали.

В августе мы прилетели в Нью-Йорк, а в сентябре нужно было идти в школу. Родители сказали, что в американской школе - лучше, чем в русской при посольстве, потому что там я смогу выучить язык.

И меня устроили в государственную американскую школу недалеко от дома. Я попала в класс, где нет ни одного русского. Недели две просидела на занятиях молча - ничего не понимала. Потом меня перевели в класс ниже, там было трое русских. Родители решили, что важнее разобраться в языке, чем в математике.

Никаких заданий я поначалу не делала: только выписывала слова из книги и рисовала к ним картинки. И целый год ходила к репетитору, который "поставил" мне грамматику. Постепенно я начала читать и разговаривать, а через год без труда все понимала и сама делала уроки.

Школа была не очень сильная - мало хороших учителей. Почти все уроки мы сидели в одном и том же классе, а не переходили из одного кабинета в другой, как в Москве. И занятия вела одна и та же учительница. Когда мы приходили в класс, то даже не знали, какой будет урок - пока она, например, не говорила: "Ну, давайте позанимаемся математикой". Хорошо еще, что не надо было носить с собой в школу учебники - мы оставляли их в партах.

Так я проучилась два года - четвертый и пятый класс (в это же время я экстерном закончила шестой класс в русской школе при посольстве).

Пятый класс был в этой школе последним, и родители стали думать, где же мне учиться дальше. Наши знакомые посоветовали выбрать частную школу.

В нашем районе есть три хорошие частные школы. В одной было много русских, во второй - очень развита атмосфера соревнования. И то, и другое мне не подходило. Мне понравилась третья - Fieldston School, куда меня и отдали. Но если честно, родители не очень-то интересовались моим мнением, просто в данном случае наши взгляды совпали.

Чтобы перевестись из государственной школы в приличную частную, нужно иметь хорошие оценки, характеристику из прежней школы и еще сдать тест по английскому и математике. Все это нужно делать в январе-феврале, поскольку в марте уже объявляют результаты.

Меня хотели определить в 6 класс, но я запротестовала - надоело быть самой старшей в классе. Тогда мне зачли шестой класс посольской школы и приняли в седьмой.

Fieldston School - дорогая школа, но у нее есть фонд, из которого оплачивают некоторым школьникам часть обучения - по результатам экзаменов. И я бы не сказала, что там учатся только дети богатеньких родителей. В школе есть ребята из совершенно ужасных районов. Учителя стараются всех подружить, чтобы не были заметны социальные различия.

Но все равно бедные дружат с бедными, а богатые с богатыми. Я дружу со средненькими.

Сначала я слегка всех сторонилась. Я стеснялась того, что многие школьники живут в своих домах, а я - в квартире. И когда я шла в школу первый раз, очень боялась, что меня плохо примут. Я думала, там одни миллионеры, которые только и знают, что задирают нос. Но все оказались очень дружелюбными. Помню, во время обеда я зашла в столовую, и хотя никого там не знала, все ребята замахали мне руками: "Иди к нам!"

Позже я узнала, что многие школьники - в том числе и дети состоятельных родителей - подрабатывают в ресторанах, на фирмах - кто где может.

Школа была очень большая: 720 человек! В каждом классе - 100-120 человек, это, собственно, что-то вроде курса или потока в вузе.

У каждого ученика свое расписание - в зависимости от того, чем хочешь заниматься. Поэтому на английском я сижу с одними ребятами, а, например, на математике - совсем с другими. И каждый год состав класса и учителя меняются.

В 7 и 8 классах нужно обязательно ходить на математику, биологию, а на физкультуру - аж пять раз в неделю. В разных четвертях надо было посещать рисование, танцы, актерское искусство и этику. А на выбор можно было взять два языка из четырех - испанского, русского, французского или латыни. Я выбрала два последних.

Мне почему-то кажется, что в США языки преподают плоховато - у американцев нет жизненной необходимости знать иностранный, ведь поблизости мало стран, в которых говорят на других языках. Единственный популярный иностранный язык в Нью-Йорке и вообще в США - испанский.

В моей школе в Америке - чем старше класс, тем больше свободы. Если в седьмом и восьмом классах почти нет предметов по выбору, то в девятом можно выбрать, например, между природоведением и биологией.

В десятом на выбор предлагают химию или физику. А в одиннадцатом я решила заниматься биологией на уровне университета. В каждой школе есть такие "продвинутые" курсы - и оценка, которую ты получаешь за них на экзамене в школе, засчитывается в университете в качестве текущей экзаменационной отметки за первый или второй курс.

С первого до последнего года учебы в моей школе обязательно идет математика. И еще английский: в него входят разные курсы по литературе и истории. Например, весь десятый класс мы изучали американскую литературу, а в одиннадцатом выбирали между японской, латиноамериканской, русской и другими. Я взяла европейскую литературу двадцатого века. Прочитала (естественно, по-английски) по одной книге пяти писателей: Кафку, потом еще писателя из Чехословакии - Кандера; Флобера, Камилла, а пятого не помню. Русскую литературу я, конечно же, не взяла - ну что я буду читать по-английски русские книжки?

В нашей школе занятия длятся по 50 минут. Уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются, самое раннее, полтретьего. Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхаем часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники (в Fieldston School много евреев, и если они не ходят в школу, то занятия проводить почти не с кем).

Еще мне нравится, что в Америке к доске учеников не вызывают. Домашние задания тоже можно не делать, но это всплывет на контрольной работе. Очень важно для учителя, как ты участвуешь в дискуссиях в классе.

В конце четверти учителя пишут отзывы об учениках. Обо мне обычно пишут: "Саша - тихая девочка, в дискуссиях почти не участвует"... Но они сами меня не спрашивают - смущать не хотят: мало ли, а может, я не люблю выступать?

В общем, атмосфера демократичная, хотя нельзя сказать, что дисциплины нет совсем. Помню, как я удивилась, когда впервые вместе с классом пошла в школьную столовую. Класс строят в две шеренги, шествие возглавляет учитель. Перед лестницей он командует, как генерал: "Стоп!" - и все останавливаются. Потом говорит: "Вперед!" - и все идут ровненько. А в Москве, как только раздавался звонок на перемену, мы в столовую бежали как сумасшедшие, гурьбой.

И конечно, ученики в Америке никогда не хамят преподавателям. А если во время контрольной учитель выходит из класса, ни у кого и в мыслях нет списывать!

Есть вещи, которые категорически запрещены. Недавно из нашей школы выгнали двух шестиклассников, которые, стоя возле школы, раскуривали "травку". И еще двух учеников 11 класса, которые пришли обкуренные на урок. Теперь они не получат диплом - а ведь это трагедия. Но просто сигареты там курят почти все ребята - начиная с 12 лет. Даже странно: дети в Америке курят, а взрослые нет. Я не курю из принципа.

Мы с подружками (у меня их четыре - украинка, белоруска и две американки) развлекаемся по-другому. Ходим друг к другу в гости, иногда ездим в Манхеттен. Родители нас отпускают - знают, что в опасное место мы не пойдем.

Часто ходим в кино: кинозалы в Америке лучше, чем в России, но билет дороже - 8 долларов. В ресторанчиках ужинаем, ходим на дискотеки. Оттуда добираемся домой на такси. На общественном транспорте мне не нравится ездить, особенно на метро - оно в Нью-Йорке ужасное.

В школе почти не проводятся мероприятия, которые бы всех сдружили. Но все равно мальчики дружат с девочками. А в нашей школе я заметила странный феномен - мальчишки-двенадцатиклассники часто ухаживают за девочками из девятого класса. Все это осуждают: понятно, чего большой мальчик хочет от маленькой девочки.

Хотя в США, как и в России, мальчики отстают в развитии от девочек. Американские мальчики к тому же менее мужественные, чем русские, да еще и безынициативные. Они ждут, когда девочки сами начнут оказывать им знаки внимания. И те оказывают. Любовные записки писать не принято, но всегда ведь можно показать человеку, что он тебе нравится...

Что касается меня, то мне сейчас не до личной жизни: нынешней осенью я иду в двенадцатый класс. А в начале последнего учебного года американские школьники сдают общий экзамен - математика и английский, и его результаты можно разослать в университеты (по правилам школьник имеет право разослать их в 7 университетов по своему выбору). Еще можно пройти тесты по другим предметам. Посмотрю, по каким предметам у меня будут лучшие результаты, и пошлю их в университеты.

Вместе с результатами тестов нужно отправить сочинение на тему, которую дает университет. Например: "Если бы ты смог встретиться с одним из трех человек - из прошлого, настоящего или будущего, - кого бы ты выбрал и о чем бы с ним беседовал?" Или: "Что вы думаете о предстоящих президентских выборах?"

В Гарвард я поступать не хочу - была там на экскурсии, и студенты мне не очень понравились. Слишком заумные и амбициозные. Но на всякий случай подам туда документы - я хочу работать в России, поэтому лучше закончить университет, о котором в России слышали.

Сначала я хотела стать врачом. Но потом поняла, что мне интереснее работать с самими людьми, а не с их внутренностями. Мечтаю работать психиатром в тюрьме, помогать людям, на которых все махнули рукой.

Вообще-то я еще сто раз могу изменить свое решение: в университетах США выбираешь специализацию только на третьем курсе. Или вообще все 4 года в университете я могу заниматься математикой, а потом взять и пойти в медицинскую школу.

Мне еще только семнадцать лет. Посмотрим, как жизнь повернется.

Александра ЗУЕВА

Большинство жителей нашей страны знают о системе образования в Америке только по фильмам и книгам. Ни для кого сейчас не секрет, что многие нововведения в нашей образовательной системе пытаются позаимствовать именно из США. В нашей статье попробуем разобраться, что представляет собой школа в Америке, в чем ее особенности и отличия от наших образовательных учреждений.

Отличия между американским образованием и российским

Еще совсем недавно, при советской власти, образование в Советском Союзе считалось одним из самых лучших. Сейчас все чаще сравнивают нашу систему образования и американскую. Между ними имеется существенная разница, сказать, какая из них лучше, а какая хуже, нельзя. Каждая имеет свои плюсы и минусы.

Американская система образования более демократична. Если у нас практически все школы занимаются по одной учебной программе, то в США единый план отсутствует. Ученики посещают только несколько обязательных дисциплин, а остальные предметы каждый выбирает по своему усмотрению, учитывая личные предпочтения и выбор будущей профессии. Можно сказать, что школа в Америке придерживается гораздо больше, чем российская.

Еще одно отличие американских учебных учреждений в том, что в них такие понятия, как «класс» или «одноклассники», имеют совершенно другой смысл. Потому что всех детей, обучающихся в одном классе, с большим трудом можно назвать коллективом. Американская школа предполагает все-таки создание коллективов, но чаще всего это происходит на специальных занятиях, которые, к тому же, выбирают сами дети.

По сравнению с нашими школами, в заведениях США спортивные занятия являются наиболее популярными, нет практически ни одного учреждения для детей, где бы не было хорошо оборудованного спортивного зала, бассейна и стадиона.

Школа в Америке - это не единое здание, как у нас в стране. Больше напоминает ученический городок с несколькими постройками. На его территории обязательно дополнительно оборудованы:

  • Актовые залы для проведения различных мероприятий.
  • Спортивный зал.
  • Большая библиотека.
  • Столовая.
  • Парковая зона.
  • Резиденции.

Уже немного упоминалось, что в каждом штате в Америке могут утверждаться свои образовательные программы. Но единым для всех остается обязательное среднее образование. Правда, начинаться оно может или с 6 лет, или с семи. Разниться может и время начала занятий: в некоторых школах они могут начинаться в 7:30, а другие предпочитают сажать детей за парты в 8:00.

Учебный год, в отличие от нашего, делится всего на два семестра, а не на четверти. Оценивание предусматривает не пятибалльную систему, а часто используется 100-бальный критерий.

Система образования в американских школах

Американское образование достаточно разнообразное, поэтому каждый может выбрать для себя индивидуальную дорогу в освоении знаний. В каждой стране и у каждого народа существуют свои системы ценностей, традиции, которые передаются от поколения к поколению. Имеются и свои установки, которые с детства закладываются в детские головы. Например, еврейскому малышу уже с самого рождения внушают родители, что он самый умный и ему под силу любые свершения. Может, именно поэтому в этой стране так много выдающихся ученых и новейших открытий.

В американских семьях ребенок с детства усваивает одну истину: в жизни всегда есть место для выбора, который он может сделать. Не все могут стать известными физиками или химиками, но найти для себя много других увлекательных занятий всегда можно. В США место в обществе и благосостояние зависят не от вида деятельности или твоей профессии, а от успешности в этой области. Быть простым автослесарем вовсе не позорно, если ты делаешь свою работу на высшем уровне и к тебе выстраивается очередь из клиентов.

Американская система образования также настроена на это. Уже в стенах школы ребенок может для себя выбирать те занятия, которые ему больше нравятся. Единым остается только требование последовательно окончить несколько типов школ, о которых далее будет говориться.

В школах нет жестких групп или классов, ученики именуются студентами и вправе выбирать курсы, которые соответствуют их наклонностям и тем стремлениям в жизни, которые у них имеются. Если в наших школах составляется общее расписание для каждого класса, то там каждый ученик может иметь свой график занятий.

Каждый курс оценивается определенным количеством баллов, который там называется кредитом. Есть даже минимальный кредит, который необходимо набрать, чтобы перейти в следующую школу или поступить в другое учебное заведение. Имеются специальные классы, в которых идет подготовка к поступлению в колледж, но чтобы иметь право их посещать, необходимо иметь и «личный кредит». Большинство детей сознательно выбирают для себя классы, которые посещают, а значит, и свою дорогу в будущее.

Школа в Америке практикует стипендии для детей, которые зависят от размера «личного кредита». Случается и такое, когда ученик имеет настолько высокий кредит, что его достаточно, чтобы получить бесплатно два высших образования.

Можно сказать, что у учеников есть два выхода: добиваться всего своим трудом и способностями или использовать деньги родителей для дальнейшего обучения.

Еще одну интересную особенность имеет американская школа - ребенок еще обучается в стенах школы, а сведения о его достижениях передаются во все высшие учебные заведения. Нет вступительных экзаменов в институты и университеты, каждый ученик в течение года пишет тестовые работы по предметам, а результаты в конце года направляются не только в учебную часть школы, но и в колледжи и вузы. После окончания школы каждому ученику остается только рассматривать приглашения от различных учебных заведений на обучение или самому направлять запросы в них, ожидая ответа. Вот и получается, что добиться высоких результатов и поступить в престижный вуз можно не только за деньги, но и приложив максимум своего труда.

Неважно, сколько в Америке школ, но в каждой из них единственным решающим фактором для поступления в престижный вуз является собственное огромное желание и стремление. Конечно, не всем даны хорошие умственные способности, но при желании учиться в университете государство с большим желанием может дать кредит на учебу, который выплачивается после окончания учебного заведения.

Разновидности школ в Америке

В США много образовательных учреждений, но все их можно разделить на следующие типы:

  1. Государственные школы.
  2. Школа-пансион.
  3. Частные учебные заведения.
  4. Домашние школы.

Государственные школы делятся по возрастному критерию: есть начальная школа, средняя и старшая. Необходимо уточнить, как учатся в Америке дети в таких школах. В первую очередь, отличительной особенностью является их строгое разграничение на отдельные заведения. Они не только находятся в отдельных зданиях, но и территориально могут располагаться далеко друг от друга.

Школы-пансионы располагаются на больших огороженных территориях с прекрасно оборудованными корпусами для занятий, резиденциями, спортивными залами и всем необходимым для получения качественного образования. Такие школы часто называют «школами жизни» и совсем оправдано.

Среднее образование в США

Чтобы получить аттестат об образовании необходимо окончить три ступени школы:

  • Начальную школу.
  • Среднюю.
  • Старшую.

Все они имеют свои требования и особенности. Программы и перечень предметов также могут сильно разниться.

Начальное образование

Получение образования в Америке начинается с начальной школы. Необходимо уточнить, что с тем, чтобы добраться до школы, проблем не возникает. Некоторых учеников привозят родители, те, кому есть уже 16, могут сами приезжать на автомобилях, а остальных забирают школьные автобусы. Если ребенок имеет плохое здоровье или является инвалидом, то автобус может подъезжать прямо к его дому. Так же доставляют детей домой после занятий. Все школьные автобусы имеют желтый цвет, поэтому спутать их с другим городским транспортом просто невозможно.

Чаще всего здание начальной школы располагается в парках и скверах, оно имеет один этаж и внутри достаточно уютное. С классом занимается один учитель и проводит все предметы по У малышей, как правило, традиционные занятия: чтение, письмо, родной язык и литература, ИЗО, музыка, математика, география, естествознание, гигиена, труд и обязательно физическая культура.

Классы для занятий комплектуются с учетом способностей детей. Перед этим малышей тестируют. Но все тесты больше направлены не на выявление уровня подготовленности к школе, а на раскрытие природных задатков у ребенка и его коэффициента интеллекта.

После тестирования учеников делят на три класса: «А» - одаренные дети, «В» - нормальные, «С» - малоспособные. С одаренными детьми с начальной школы работают более интенсивно и ориентируют их на получение дальнейшего высшего образования. Весь процесс занимает пять лет.

Средняя школа в Америке

После окончания начальной школы ребенок с определенным «личным кредитом» переходит в среднее звено. Возникает вопрос о том, средняя школа в Америке сколько классов имеет? Как удалось выяснить, обучение занимает три года, соответственно, ученики переходят в 6, 7 и 8 классы.

Средняя школа, так же, как и начальная, в каждом округе может иметь свою учебную программу. Учебная неделя продолжается 5 дней, а каникулы два раза в год - зимние и летние.

Средняя школа располагается обычно в более просторном здании, так как в ней обучается гораздо больше учеников. Обучение также идет по системе кредитов. Кроме обязательных предметов, к которым относится математика, английский, литература, каждый ребенок может выбрать, в зависимости от своих предпочтений, дополнительные уроки. В конце года обязательно следуют экзамены, чтобы перейти в следующий класс, необходимо набрать определенное количество кредитов. В средней школе вводится обязательно профориентация, которая помогает детям определиться со своим выбором в жизни.

Старшая школа

Какие виды школ в Америке существуют, мы разобрали, остается выяснить, что собой представляет старшая школа. Она включает 4 года обучения, с 9 по 12 класс. Как правило, такие школы имеют свою специализацию, поэтому уже с 9 класса начинается тщательная подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. Этот тип школы достаточно важный, так как за время обучения можно не только накопить достаточно знаний для поступления, но и набрать кредиты, которые позволят существенно сэкономить на учебе.

В старшей школе по программе обязательно изучение английского языка, математики, предметов социальной сферы и естественных дисциплин. Учитывая, что старшая школа должна придерживаться профильного обучения, то в разных учреждениях могут быть разные направления.

Существуют следующие направления в школах:


Например, если ученик обучался по академическому профилю, то имеет право поступать в высшее учебное заведение. Но это касается только хорошо успевающих ребят. Если результаты не очень хорошие, то ученик выбирает для себя подходящий практический курс.

Любой профессиональный профиль дает ученикам навыки практической деятельности. В зависимости от выбранного направления составляется расписание занятий.

Правила в американских школах

Школьные правила существуют в любой школе, конечно, в американских они существенно отличаются от наших. Вот некоторые из них:

  1. Запрещено ходить по коридорам во время уроков.
  2. При выходе в туалет ученику дается карточка-пропуск, которую отмечает дежурный учитель в туалете.
  3. Если ребенок пропускает школу, то в тот же день секретарь звонит и выясняет причину отсутствия.
  4. Можно пропустить только 18 уроков, если предмет читается весь год, если курс занимает полгода, то допускается только 9 пропусков.
  5. Пока не закончились все уроки, из школы выйти нельзя, везде размещены видеокамеры.
  6. За порядком в школе следят охранники, они ходят в гражданской форме, но имеют оружие.
  7. В американских школах запрещается кушать в коридорах и классах, делать это можно только в столовой или кафе.
  8. Нельзя носить с собой напитки и еду.
  9. Запрещены наркотики и алкоголь, а также ношение оружия, хотя такое предупреждение для наших школ выглядит совсем смешно. У нас в стране это само собой разумеющееся.
  10. Непозволительно проявление сексуального неравноправия в любой форме. Даже рука на плече товарища может расцениваться как сексуальное домогательство.
  11. Запрещено играть в карты на занятиях.
  12. Школьные правила даже содержат такой пункт, как запрет на списывания.
  13. Не допускается порча школьного имущества.

Некоторые правила касаются школьной формы, для нас некоторые из них кажутся совсем абсурдными:


Приобрести школьную форму можно в специализированном магазине, где на каждого ученика заводится карточка и по ней предоставляется скидка на покупку.

Американский педагог также придерживается строгого стиля в одежде, конечно, не обязательно ходить в костюмах, но мужчины не носят джинсы на занятия, а женский педагогический состав чаще надевает юбки, чем брюки.

Все правила для учащихся распечатываются и в начале учебного года вклеиваются в школьные дневники.

Частные школы в Америке

Все частные школы в США являются платными. Не все семьи могут позволить себе обучать своих детей в таком заведении, потому что стоимость частной школы за все годы обучения обойдется в среднем, если перевести на российские деньги, от 1,5 до 2 миллионов рублей. Но необходимо уточнить, что в эту сумму входит не только обучение, но и проживание в пансионе на полном обеспечении.

Многие частные школы готовы предоставлять своим ученикам материальную помощь, это касается как хорошо успевающих детей, так и

Так как в общественных школах часто гуляет распущенность, нередки случаи изнасилования, беременности малолетних девочек, в целях безопасности своих детей родители предпочитают заплатить, чтобы быть спокойными за здоровье и жизнь своих чад.

Частные школы имеют некоторые преимущества перед государственными:

  • В классах обучается около 15 человек, что дает возможность каждому ученику уделить максимум внимания.
  • Проживание в общежитии предоставляет постоянное общение со своими сверстниками не только на учебных занятиях, но и в бытовых условиях.
  • В частных школах обучение имеет более продолжительный период, поэтому увеличиваются шансы на поступление в вуз.

Частные школы, по ряду причин, более престижные, но среди государственных учебных заведений также можно встретить такие, где можно получить хорошее образование.

Домашнее обучение в Америке

Последнее время в Америке входят в моду домашние школы. Когда-то такое обучение появилось естественным образом в семьях, в которых родители имели хорошее образование, чтобы обучать своих детей дома, а также приличный доход, чтобы приобрести все необходимые учебники и пособия.

Сейчас во многих городах Америки имеются учебные центры для ребят из домашних школ. К каждому центру прикрепляются педагоги по различным предметам. Они проводят уроки как для детей, так и их родителей. Обычно это установочные занятия, на которых дети получают программу обучения и некоторые необходимые материалы.

После этого составляется индивидуальное расписание для посещения педагогов, на занятиях ученик пишет тесты и получает новое задание. Практикуются вебинары и онлайн уроки.

У детей, которые обучаются в домашних школах, также имеются свои праздники и спортивные состязания, на которых они встречаются с такими же, как они. То есть имеется свой коллектив, только его члены встречаются между собой гораздо реже.

Считается, что домашнее обучение требует гораздо меньше сил, поэтому дети меньше устают и не так подвержены плохому влиянию сверстников. Дети из таких школ обычно дружелюбны, приветливы, имеют хорошие манеры.

Школы для русских в Америке

Школа в Америке для русских также существует. Как правило, ее выбирают те родители, которые не хотят, чтобы их дети забывали родной язык. В таких заведениях преподавание ведется на английском языке, но имеются такие предметы, как русский язык и литература.

Чаще всего русские школы открываются при православных приходах, тогда получается, что они являются не каждодневными, а воскресными. Но в некоторых американских школах имеются где детям преподают русский. Это также хорошая возможность не забывать родной язык.

В различных центрах открываются кружки и секции, которые ведутся русскими преподавателями и на русском языке. Например, фигурное катание, танцы и рисование, гимнастика и другие.

Для совсем маленьких существуют детские сады, только частные, где с малышами общаются на русском языке. В группе может быть только 8 человек, потому что воспитатель, получивший лицензию на такую деятельность, может одновременно воспитывать такое количество детей. Детей принимают с двух лет.

Таким образом, проживая в Америке, можно не забывать русский язык и одновременно свободно общаться на английском.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: независимо от того, какие школы в Америке существуют, выбирать можно по своему усмотрению. Чаще всего этот вопрос решают родители, если ребенок еще маленький, а в старшем возрасте уже совместно с детьми осуществляется выбор учебного заведения. Получить престижное образование совершенно бесплатно тоже можно, если иметь большое желание и прилагать максимум усилий.

В России любят рассказывать сказки. Но сказки бывают разные: добрые, злые, смешные, грустные, приключенческие и т.д. Я не люблю злые сказки. Они пугают детей, создают у них образы страшных чудовищ, которые могут потом испортить им всю последующую жизнь.

Так вот, чтобы победить свой страх, надо рассмотреть чудовище поближе, изучить его, узнать его повадки, мысли и желания. А потом уже делать выводы об угрожаемой или мнимой опасности.

Одна из самых злобных сказок современной России: это Америка и все, что с ней связано. В частности американское школьное государственное образование. Как же это сказочное чудовище выглядит: уровень знаний у выпускников чуть ли не на уровне нашей начальной школы, изучается на уроках только то, что как-то касается Америки, поведение школьников на уроках отвратительное, а после уроков многие детки собираются в банды и убивают мирных жителей. Вот такая злобная сказка.

А теперь посмотрим – как на самом деле.
Рассказ очевидца.

Автор - Ариф Гезалов, его дочь – Алиса учится в государственной американской школе в штате Колорадо (дистрикт Боулдер).
Разговор об американской школе начался с обсуждения «обезьяньего процесса», происходящего в настоящее время в России.
http://community.livejournal.com/carians/70208.html?thread=1107008#t1107008

Ариф Гезалов:
Сразу уточняю: поскольку я не могу поручиться за всю Америку по всем пунктам, то хочу отметить, что мои наблюдения касаются в основном штата Колорадо (дистрикт Боулдер), где и учится моя дочь, и отчасти штата Калифорния (в районе Сан-Франциско - Силиконовой долины - Сан-Хосе), где у меня есть ряд знакомых, дети которых обучаются в тамошних школах, и где я жил некоторое время тому назад в течение нескольких месяцев.

Евгения Красина: Были ли у Вашей дочки проблемы с языковой адаптацией?

Ариф Гезалов: Когда мы только приехали в США, ни моя жена, ни дочь не знали английского языка вообще (жена изучала немецкий язык на уровне спецшколы, дочь тоже училась в немецкой школе, но к моменту переезда у нее еще не было никакого представления об иностранном (в том числе и об английском)языке. Меня очень волновал именно этот вопрос, но как оказалось, все значительно проще. В ряде муниципальных школ США работает программа ESL (English as a Second Language) специально для иммигрантов. Дочери было 10 лет, когда она приехала в США, и попала на пятый год обучения. Здесь действует система, при которой жители какого-то района имеют преимущественное право на зачисление к районную школу, всех остальных набирают по остаточному принципу, однако, поскольку ESL есть не во всех школах, поэтому, при выборе школы люди, заявляющие о таковой необходимости, получают право преимущественного выбора школы (Open Enrollment), наравне с жителями района, в котором расположена выбранная школа. Т.е. дети иммигрантов по большому счету, имеют преимущество в выборе школы, по сравнению с американцами. Программа весьма эффективная - уже через полгода, моя дочь могла сравнительно свободно изъясняться в магазинах и с одноклассниками, а уже через год она сама предпочла пойти в среднюю школу (пятый класс - это последний класс начальной школы, поэтому на следующий год нам нужно было перевеститсь в среднюю школу), в которой уже не было ESL, т.е. она посчитала, что сможет без него обойтись. И оказалась права - проблем с языком у нее не только не было, но она даже получала хорошие отметки на занятиях по английскому языку на общих основаниях.

Евгения Красина: Расскажите, пожалуйста, о структуре муниципальных школ в США.

Ариф Гезалов: Вкратце, здесь трехступенчатая структура - начальная школа (включающая "Киндергарден" - подготовительную группу детского сада) до пятого года обучения включительно. Средняя школа - с 6-го по 8-й и старшая школа - с 9-го по 12-й. Все школы разделены. Начальные школы обычно сравнительно маленькие (до 300 учеников), и они есть в каждом районе, средние - покрупнее 1000 - 1500 учеников, и их меньше. Самые крупные - старшие школы, в них учится до 5000 учеников и их всего несколько на весь город. Как я писал, каждый район города "приписан" своей школе, однако, это значит лишь то, что жители района имеют преимущественное право набора в "свою" школу, а остальные набираются по остаточному принципу. Есть, правда, исключения (уже отмеченная мною необходимость ESL или наличие школьного автобуса, если, предположим, маршрут следования автобуса из другой (не своей) школы пролегает удобнее для тебя, на этом основании можно получить преимущество "не в свою" школу). Школы соперничают между собой. Хотя обучение в них для родителей бесплатное, тем не менее, финансирование школы зависит от количества учеников и от ее уровня (популярности), поэтому школам выгодно привлекать к себе народ. Если школа популярна, на этом основании можно добиться от государства финансирования на ее расширение. Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.

Евгения Красина: Говорят, что в американских школах ученик может сам выбирать предмет обучения, так ли это?

Ариф Гезалов: Хочу сказать пару слов о школьной программе. Моя дочь сейчас учится в старшей школе (high school) в США. Школа обычная, муниципальная, так вот в ней работает именно такая система (часть предметов на выбор). Однако, никто не предлагает выбирать танцы вместо алгебры - танцы можно выбрать вместо лепки или рисования, к примеру, а вот основные предметы типа алгебры, выбираются другим способом. Выбор состоит там в "уровне погружения" в предмет. Каждому ученику доступны три уровня - уровень предыдущего класса, уровень текущего класса, и повышенный уровень - уровень следующего класса. Таким образом, если ты в девятом классе взял повышенную математику, ты будешь сидеть на уроках с ребятами из десятого (там вообще, как таковые классы весьма условны - есть "потоки", как у нас в ВУЗ"ах) Есть отличия и в программе обучения. Если в российских школах преподают всего понемногу в течение года (два часа в неделю физика, три - математика, час - биология и т.д.), то в США в течение года преподается только математика, и только "наука" (год - только биология, следующий год - только физика, потом - химия) и т.д. К концу обучения, ученик сравнивается в объеме знаний с его российским коллегой, но в процессе обучения они расходятся. Теперь еще о выборе. В начале года каждому ученику дают возможность выбора предметов - он должен выбрать один из нескольких основных предметов. Например, выбор между повышенной биологией, историей или повышенной математикой. Минимальный уровень ему так и так преподадут, но ты имеешь возможность что-то изучить глубже, чем остальные предметы. Помимо обязательного выбора есть еще выбор нескольких второстепенных предметов. Там важно набрать нужное количество часов. Это может быть какая-нибудь форма искусства (лепка, рисование, театр, музыка и т.д.), либо общественная работа (подготовка наглядных пособий и т.д., т.е. по сути это что-то вроде факультативов).

Евгения Красина: Как я понимаю, нагрузка школьника не ограничивается только уроками непосредственно в школе, есть еще определенный объем домашних заданий. В курсе ли Вы какой объем домашних заданий в западных странах, выше, ниже или примерно такой же, как у нас?

Ариф Гезалов : Могу сказать по опыту своей дочери - домашних заданий в школах США тоже хватает, причем их дают и на выходные (не знаю, как сейчас, но по себе помню, что нам редко задавали на воскресенье). В день она тратит в среднем часа три на домашние задания, причем достаточно высок процент разного рода докладов, рефератов, самостоятельного поиска материалов на какую-нибудь тему (ну, например, рассказать о здравоохранении в ЮАР или рассказать о каком-нибудь писателе, книги которого ты читал), по которой ей требуется подготовить доклад - все время чего-то ищет в Интернете, распечатывает, делает наглядные щиты с фотографиями т.д. т.п. примерно раза два в год у нее большой проект. Тему (в рамках какого-то предмета) обычно она выбирает сама, однако, есть определенные общие требования к проекту. Потом они защищают этот проект. В общем, скучать в местных школах особенно не дают...
Недавно вот делала наглядную модель атома натрия:) Накупила каких-то палочек, пенопластовых шариков, фольги и т.д. На мой взгляд, получилась весьма странная конструкция, но учителям вроде понравилось:)

Евгения Красина: Почему-то у нас в России создается мнение, что американские школы дают очень низкий уровень образования, на уроках у них полный бардак, и дети чуть ли не с трудом показывают на карте, где находится Европа. А как Вы оцениваете уровень образования в американских школах по сравнению с российскими?

Ариф Гезалов: Насчет уровня образования. Думаю, дело тут вот в чем - как я писал, последовательность обучения предметов в американской школе другая. В российской школе ученик, допустим, восьмого класса, изучает математику, физику, биологию, историю и т.д. , уделяя им по часу-два-три в неделю. В американской школе иначе. Ученик восьмого класса изучает математику, "науку" и "социальную науку". Математика - понятно, а вот "наука" - это для каждого класса свой предмет. Так, по-моему, в восьмом классе наука - это биология. И вот тут тот курс, что проходится в российских школах за два-три года проходится за один год. Но при этом, в восьмом классе нет привычной нам физики. Таким образом, американский школьник уже знает о законах Менделя, о ДНК, о клеточном строении, но понятия не имеет о законах Ньютона. Если сравнить в этот момент американского школьника и российского, то создастся впечатление, что российский школьник подготовлен лучше, т.к. он законы Ньютона уже прошел, а уровень их знаний по биологии никто не сравнивает. К окончанию школы объемы знаний их постепенно уравняются. Далее. Есть еще одна причина. В американских школах нагрузка на учеников неравномерна и повышается из года в год. В начальной школе дети проходят лишь обзорные курсы, и классе в третьем-четвертом-пятом нагрузка на них значительно меньше, чем на российского школьника. Зато в старших классах эта нагрузка возрастает многократно, становясь выше, чем в школах России.

Действительно, в американских школах упор делается именно на углубленное изучение истории, географии, политического устройства США (впрочем, где это не так), однако, знания о других странах даются, ученики пишут рефераты о разных странах, готовят доклады и т.д. Естественно, что моя дочь делала доклад по России, распечатывала фотографии, рассказывала о стране:) Показать на карте Европу они могут, впрочем с той же вероятностью, что и школьник российской школы:)

По поводу бардака. По сравнению с российскими школами, обстановка в классе действительно выглядит очень непривычно. Ученики спорят, устраивают обсуждения, даже играют, причем учитель занимается этим вместе со всеми. Дело даже доходит до того, что они иногда устраивают розыгрыши других учителей и классов. Т.е. принимаются меры для того, чтобы уменьшить формальную обстановку. Но бардака при этом нет (я, конечно, не рассматриваю сейчас школы в неблагополучных районах, где учителям приходится противостоять молодежным бандам, впрочем, я таких школ в нашей окрестности не видел и даже не слышал о таких и имею представление о них лишь по фильмам. Дисциплина в самой школе строгая - чтобы выйти из класса необходимо получить от учителя специальный билет, позволяющий передвигаться по школе. С посещением очень строго, при этом работает система как в наших ВУЗах - ненаписанная контрольная работа - это ноль баллов, независимо от причины отсутствия, и, чтобы получить приличную оценку в семестре, необходимо ее досдать. Есть еще ряд непривычных для российской школы черт, в частности, обычно отметки за какие-то работы известны лишь учителю и конкретному ученику, и не оглашаются на весь класс. Зато если ученик делает успехи, то об этом сообщается всем.
Да, вот что забыл сказать о посещении - если ребенок отсутствует в школе, то родителям уже на следующий день приходит распечатанный репорт по поводу отсутствия. Если пропущено больше определенного количества часов, то требуется предоставить справки от врача, причем "записка от родителей" тут не проходит. В позапрошлом году, наша дочь в сумме проболела "больше положенного" и нам пришло письмо о том, что в случае, если мы не сможем подтвердить пропуски, то на нас, как на родителей могут подать в суд. В итоге мы ходили разбираться с директором школы, демонстрировали справки. Помимо прочего, это, как я писал, не освобождает самого ученика от необходимости писать контрольные работы и сдавать проекты. Правда у них есть возможность договориться с учителем о замене задания. В конце полугодия две недели отводится под государственный экзамен. По результатам этого экзамена делается вывод об уровне школы (статистика по школам приводится в местной прессе), что влияет на ее популярность. Кроме того, результаты тестов приходят нам по почте. Так же по почте рассылаются оценки за четверть и результаты экзаменов.

Еще одно дополнение - в связи со спецификой обучения, о которой я писал, в конце четверти оценки выставляются лишь по пяти-шести дисциплинам, поэтому оценки в четверти выглядят довольно лаконично, по сравнению с их российскими аналогами. Это объясняется тем, что разнообразие предметов в году меньше, чем в российских школах. Еще одно отличие - это расписание уроков. Каждый день в неделе оно одинаковое (т.е., допустим, первый урок - язык, второй - физкультура, третий - математика и т.д. и так каждый день в течение всей четверти). Расписания делятся по потокам (их обычно обозначают цветами - "синий", "зеленый" и т.д.). Разные потоки пересекаются на разных предметах. При этом на одном предмете могут пересекаться потоки из разных годов обучения, и, наоборот, с некоторыми одноклассниками ребенок встречается лишь во время ланча. В старших классах есть свободные часы.

Евгения Красина: Каким предметам отдается предпочтение?

Ариф Гезалов: по поводу предметов. Очень серьезно преподается математика, причем если взять усиленный курс (то, о чем я писал в предыдущем сообщении), то в нем есть элементы высшей алгебры матанализа, Матричного анализа, теории множеств, теории вероятности и даже элементы дифференциального исчисления. Надо сказать, что процентов двадцать учеников берут повышенный курс. Стандартный курс тоже достаточно серьезен. Биология и химия, на мой взгляд, преподается слабее, чем в России. Физика - примерно также. Сильный курс английского языка. Он продолжается все время обучения. Большое внимание уделяется физкультуре - причем, что интересно, ученики периодически пишут рефераты по физкультуре. История, география и другие общественные науки в старшей школе тоже преподаются на уровне. В общем, свободного времени после уроков у учеников не так же и много.
Вот так, примерно...

Евгения Красина: Есть еще вопросы: а по каким учебникам все это преподается, есть какие-то стандартные для всех школ или преподаватель выбирает? И что еще, кроме учебников используется в качестве учебных материалов?
А из гуманитарных предметов что преподается?

Ариф Гезалов: Теперь по учебникам. Есть учебники, которые выпускаются специально для школ. Я не могу поручиться насчет того, являются ли они обязательными для всех школ штата (скоре всего - нет, т.е. школа вольна сама выбирать методический материал), но я видел одинаковые учебники в разных школах. Однако, очень много методического материала подготавливается учителем непосредственно к уроку. На уроке ученикам раздают отксеренные материалы, в которых излагается теория и одновременно приводится ряд задач, часть из которых ученики решают на уроке, а часть переходит в виде домашнего задания. По моим наблюдениям, примерно 30 процентов материала идут из учебников, процентов 60 из этих, подготовленных учителем распечаток, и процентов 10 - из устного изложения на уроке. Большая роль в обучении отводится самостоятельному поиску материалов (это касается в основном гуманитарных дисциплин и языка (language art)) Я не представляю себе, чтобы мы делали без Интернета, поскольку Алиса (моя дочь) все время что-то там ищет, распечатывает, компонует и т.д. В школе, конечно, тоже есть интернет, но, думаю, чтобы делать домашние задания она должна бы была оттуда просто не вылезать. Из гуманитарных предметов преподается уже упоминавшийся Language art, история, география, аналог обществоведения, прикладное искусство, в средней школе - музыка (оркестр - здесь в начальной и средней школе обучают игре на музыкальных инструментах, в старшей это становится факультативом. КАК они играют - это второй вопрос, но вот охвачены почти все - ходят в школу со скрипками, гитарами, виолончелями, трубами и т.д.), кроме этого есть уроки с элементами ОБЖ, гигиены, этики и т.д.

Евгения Красина: и, кстати, раз уж такая тема, что в школе с религией?

Ариф Гезалов : Религии в школе НЕТ НИ В КАКОМ ВИДЕ, даже в виде "пятиминуток молчания" или чего-то аналогичного. Впрочем, рядом со школой есть несколько церквей, так, что на большой перемене ученики могут туда пойти. Школа подчеркнуто светская. Я помню, на ознакомительном собрании, когда родителей будущих учеников водили по классам, учительница биологии твердо сказала, что в школе будет преподаваться эволюционная теория, и если кто-то с этим не согласен, то может преподавать свои религиозные знания дома или ходатайствовать о том, чтобы его ребенка освободили от этих занятий, и, как бы поставила на этом точку.

Евгения Красина: Есть еще легенда о специфическом школьном патриотизме, иногда до фанатства, это правда?

Ариф Гезалов: Школьный патриотизм. Какого-то особого фанатичного патриотизма я не заметил. Однако, определенные элементы патриотизма имеются (выплескиваются они обычно на спортивных метроприятиях). Это своя спортивная форма, эмблема школы, слоган, всякого рода "кричалки" и т.д. Однако, о драках на этой почве, я никогда ничего не слышал. Может быть у нас весьма тихое место, но у меня иногда создается впечатление, что дети растут в слишком тепличных условиях. Любые нарушения дисциплины пресекаются на корню. Выгнать из школы могут за расквашенный кому-нибудь нос (даже во внешкольное время!), за бутылку пива или сигарету с марихуаной. Конфликты между школьниками, конечно имеют место, но практически всегда в скрытом виде, до потасовок дело не доходит практически никогда. Не знаю, хорошо это или плохо, что мальчишки не дерутся на переменах, но это факт, причем думаю, дело не только в страхе вылететь из школы...

Еще одно наблюдение. Помню, когда первый раз пришел записывать ребенка в школу (тогда еще начальную) меня поразила наглядная агитация на стенах. Практически все постеры на стенах были на тему воспитания САМОУВАЖЕНИЯ. Тексты такого рода "Если ты не уважаешь себя, то тебя не будут уважать другие люди", "Без уважения к себе невозможно уважать других людей", "Ты можешь очень многое, важно лишь постараться этого и достичь" и т.д. и т.п.

Евгения Красина: Как в американской школе строятся отношения с родителями школьников?

Ариф Гезалов: Здесь нет родительских собраний в том виде, как мы это понимаем. Нет того, что меня жутко раздражало в российской школе, когда ты сидишь за партой, а учитель на глазах у всех выговаривает тебе за твоего ребенка, типа "Ваша Маша получает двойки, отвлекает других учеников от занятий, плохо ведет себя на переменах!". Всю информацию о школе, включая расписание занятий, событий (концертов, спортивных событий, вечеров отдыха), школьных новостей мы получаем по почте в виде брошюрки. В течение четверти есть приемные дни, когда можно назначить встречу с учителем (только родители, сам ученик и учитель), всегда можно поговорить с директором. Также нет унизительного выкачивания денег на разного рода "классные нужды", хотя пожертвования приветствуются, в том числе и в виде практической работы в школе. Это, конечно, не мытье окон, но, например, помощь в организации праздников, методического материала и т.д. Например, я однажды делал групповую фотографию для выпускного альбома - фотографировал детей, а потом сделал коллаж. Учебники - бесплатные, из библиотеки, методический материал - тоже. Правда есть возможность купить рекомендованную (но необязательную) литературу. Деньги берут на удостоверение ученика (в начале года), за замок на личном шкафчике, на обеды ("ланчи" - сперва сдается какая-то сумма, у каждого ученика есть своеобразный кредит, по которому ему отпускают еду в школьной столовой, и заранее сообщают, когда сумма подходит к концу) и еще на какую-то мелочь. Школьный автобус - бесплатно, правда, если на него опоздать, то добираться придется самому, поэтому у Алисы есть месячный проездной билет на автобус. В-общем это необременительно.

Евгения Красина: Вы говорили: Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.
А есть школы углубленного изучения математики, физики, биологии, как у нас бывает?

Ариф Гезалов: Не хочу врать - не знаю. В нашей округе я об этом не слышал (я имею в виду муниципальные, а не частные школы), но может где-нибудь и есть. Хотя, честно говоря, я не вижу в этом необходимости. После нашего с Вами разговора, я поговорил со своей дочерью, и она мне сказала, что у них в школе, "повышенных" уровней математики и физики не один, а два. Причем, по ее отзывам, эти уровни настолько сложные, что перекрывают часть университетской программы и ведут их университетские профессора (из Университета Колорадо - благо он у нас под боком). На мой вопрос, почему же она не взяла себе такой курс, она мне резонно заметила: "Ты хочешь, чтобы я вообще из-за учебников не вылезала?" :)

Евгения Красина: Ну вот… Конечно, нельзя по одному городу делать выводы обо всем школьном образовании американцев. Но, по крайней мере – этот пример заставляет задуматься о том, а не зря ли мы верим во множество злобных сказок, которыми нас пичкают взрослые дяди – политики? И, главное, зачем это им нужно?