Общее понятие о психике. Кратко об общей характеристике психики человека Массовая психология Уорда

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

  1. Психические свойства

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.

Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

  1. Психические процессы

Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Познавательные
  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции - это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы - чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

  1. Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психические состояния

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная – психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная – способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная – обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой - регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.

  • 7. Структура современной психологии.
  • 8. Соотношение житейской и научной психологии.
  • 9. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.
  • 10. Методы исследования в психологии.
  • 11. Различные теоретические воззрения на природу психики.
  • 12. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  • 13. Мозг и психика. Основные функции психики.
  • 14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.
  • 15. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного.
  • 16. Состояния измененного сознания.
  • 17. Психика и организм.
  • 18. Эволюционные предпосылки человеческой психики.
  • 19. Психика, поведение и деятельность.
  • 1. Стадия сенсорной психики.
  • 2. Стадия перцептивной психики.
  • 3. Стадия интеллекта.
  • 20. Ощущение, их свойства и виды.
  • 21. Восприятие, его свойства и закономерности.
  • 22. Общая характеристика представления.
  • 23. Внимание, виды и свойства внимания.
  • 24. Воображение, его функции и виды.
  • 25. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.
  • 26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы.
  • 27. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.
  • 28. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
  • 29. Стресс и его особенности.
  • 30. Формы переживания чувств. Виды чувств.
  • 31. Воля и ее характеристика.
  • 32. Структура и этапы волевого действия.
  • 33. Понятие и структура личности.
  • 34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
  • 35. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
  • Типы темперамента
  • Особенности характера
  • 37. Способности: виды и характеристика. Талант, одаренность, гениальность.
  • 38. Задатки как природные предпосылки способностей.
  • 39. Самосознание личности и «я-концепция».
  • 40. Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов.
  • 41. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
  • 42. Виды общения.
  • 43. Общая характеристика вербального и невербального общения.
  • 44. Речь. Свойства речи. Виды речи.
  • 45. Общая характеристика и виды малых групп.
  • 46. Социально-психологические явления и процессы в малых группах.
  • 47. Самосовершенствование личности в системе современного образования.
  • 48. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования.
  • 49. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования.
  • 50. Методы психофизического саморегулирования.
  • 2. Понятие психики.

    Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях .

    Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

    Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга . Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия , а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика .

    Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

    Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

    Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

    Основным понятием психологии является понятие психического образа . Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

    Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности , а всеобщей функцией –регуляция деятельности .

    Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека , которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

    Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

    3. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

    Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

    Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

    Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

    Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология» , или «обыденная психология» . Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

    Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.

    Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.

    Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.

    Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.

    Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».

    В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.

    Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

    Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

    Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

    Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.

    Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

    Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

    3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

    F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

    F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

    F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

    F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

    F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

    F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

    F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

    F7 Умственная отсталость

    F8 Расстройства психологического (психического) развития

    F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

    F99 Неуточненное психическое расстройство

    4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

    К основным нарушениям восприятия относят:

    1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

    2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

    3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

    4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

    1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

    5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

    6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

    Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


    Похожая информация.


    Психика - это характеристика человеческого состояния, особая описательная черта, которая включает в себя множество различных аспектов, вопросов и проблем. В этой статье мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с ней. В частности будут рассмотрены определение психики, ее характеристики, функции, свойства, структура и многое другое.

    Введение

    Психика - это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

    • Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
    • Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
    • Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
    • Психика - это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

    Психика - это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики - сознанием. Изучает этот феномен психология.

    Психическое здоровье - это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума - среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

    Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

    Происхождение и развитие

    История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

    Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные - это «автоматы».

    Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики - это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

    По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

    1. Элементарная сенсорная п-ка.
    2. Перцептивная п-ка.
    3. Психика интеллекта.

    К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

    На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

    Поведение

    Психика и поведение - это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. характерная животному уровню организации.

    Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

    Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

    Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

    Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

    Свойства

    Свойства психики - особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

    • Рефлексия - главное психическое свойство, которое является основой для понятий репродуктивности, объективации, разобъективации, интровертированности и экстравертированности.
    • Понятия объективации и разобъективации - это умение энергии, которой обладает психика, изменяться и переходить в другие формы. Например, поэт объективирует свои энергетические ресурсы из объектов и явлений в форму произведения, которое будет изучать читатель. Последним субъектом для осмысления информации будет осуществляться разобъективация.
    • Интро- и экстравертированность связаны с направленностью психики. Однако последнее также должно показывать такие стороны изучаемого термина, как ее открытость к осмыслению и анализу новой информации.
    • Репродуктивность в психологии - это черта субъекта, посредством применения которой он может возобновлять предыдущие психические состояния.

    Свойство психики - рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.

    Функции

    Функции психики - это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

    Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

    • Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
    • Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.
    • Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

    С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

    Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

    Психика - это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

    Процессы

    Структура психики - это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие - «психические процессы».

    Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц - это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами - оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

    Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

    Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

    Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

    Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень - это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

    Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

    Структура

    Структура психики - это довольно образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики - это целостная форма и системность.

    Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

    Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

    Понятие сознания

    Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

    Подсознание - это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

    Предсознание - промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» - случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

    Сознание - компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

    Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

    Среди психологических характеристик сознания выделяют:

    • субъективное ощущение и познание себя;
    • умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
    • способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
    • умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.

    Сверхсознание - психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

    Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

    Психика - это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

    Сознание - это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

    Детская психика

    Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

    Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

    До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

    Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

    Психические расстройства

    Расстройство психики - это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

    Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

    Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии - психики - с различных точек зрения.

    Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

    В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический - телесная патология, медицинский - качество условия существования и угрозы жизни, социальный - проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

    Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

    Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

    • Синдромологический принцип, который основывается на существующей концепции о наличии «единого психоза.
    • Нозологический п-п основывается на разделении болезней по их этиологической общности, а также связан с вопросами патогенеза и сходстве клинических картин.
    • Прагматический п-п - это следствие установления связи в развитии между национальными и международными здравоохранительными организациями.

    Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

    1. F00 - F09 - органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
    2. F10 - F19 - психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
    3. F20 - F29 - шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
    4. F30 - F39 - расстройство настроения (аффективное р-во).
    5. F40 - F49 - невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
    6. F50 - F59 - поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
    7. F60 - F69 - р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
    8. F70 - F79 - умственное отставание субъекта.
    9. F80 - F89 - р-во психического «роста».
    10. F90 - F98 - эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
    11. F99 - психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

    Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

    Общее определение категории «психика». Основные характеристики сферы психического. Определение категории «психика» в широком и узком ее понимании.

    Основные формы и механизмы адаптивного поведения. Инстинкт, навык (оперантное поведение), «интеллектуальное» поведение животных. Физиологические основы и механизмы, их сущность и особенности. Формы адаптивного поведения и их особенности.

    Особенности психики человека. Структура психики человека. Системный признак психики человека, выделяющий его из животного мира. Особая форма адаптивного поведения, ее отличительные особенности.

    Общее определение категории «психика».Основные характеристики сферы психического

    Рассмотренные в предыдущей главе формы психического отражения позволяют сделать вывод, что психика в том смысле, в котором мы ее понимаем и используем данное понятие, представляет собой одну из базовых психологических категорий.

    Рассмотрение этой категории начнем с определений, поскольку в современной психологической литературе существует множество определений, с той или иной стороны вскрывающих природу, сущность и функции психики. Для того чтобы иметь возможность выделить в этой категории наиболее устойчивые характеристики и стороны, в целях методологического анализа рассмотрим некоторые определения психики, данные различными авторами.

    1) «Психика - функция мозга, отражение объективного мира» (Гальперин П.Я., 1998. С. 141).

    «Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной, следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира». На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложнорасчлененной среде . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности» (там же. С. 138).

    2) «Психика - это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде» (Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И., 2001, С. 12).

    «Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (там же. С. 14).

    • 3) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - активная и пристрастная форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта. Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности (Соколова Е.Е., 1999. С. 7).
    • 4) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003. С. 420).
    • 5) «Психика...свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями (Столярен- коЛ.Д.,2006. С. 6).

    Психическое отражение...это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира... Основные функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности» (там же. С. 9).

    Видимо, достаточно приведенных определений, для того чтобы иметь материал для анализа. Выделим наиболее существенные и устойчивые характеристики, отраженные в них. Из определений следует, что психика - это:

    • системное свойство высокоорганизованной материи;
    • активное отражение объективного мира;
    • субъективное отражение окружающего мира в образе;
    • инструмент приспособления к окружающей среде;

    Основные функции психики: регуляция (саморегуляция) поведения и деятельности.

    Указывается также на принадлежность психики субъекту и построение им неотчуждаемой от него картины мира.

    Нельзя не заметить, что явственно проступают два подхода, два рода определений психического: 1) психика - свойство высокоорганизованной материи , живых существ ; и 2) свойство субъекта со способностью саморегуляции и построения им неотчуждаемой от него картины мира.

    В первом случае определение психики трактуется расширительно, распространяясь на высших животных и человека. Этот подход представляется и нам более обоснованным. Во втором случае определение распространяется лишь на психику человека, поскольку субъектом со способностью к саморегуляции и построению картины мира может быть только человек. Более подробно и обоснованно по проблеме, кто такой субъект, кто им является, а кто нет, см. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

    Здесь только заметим, что в психологии некоторыми авторами это понятие трактуется слишком широко. Также не совсем корректно говорить о построении картины мира в отношении животных. Какая картина мира, например, существует у лягушки, пусть даже она Царевна- лягушка, или коровы и т. д.? Это не картина мира, а по большей степени бледный или более богатый субъективный образ воспринимаемой действительности.

    С учетом высказанных взглядов можно постараться сформулировать и предложить определения психики, которые бы в большей степени нас удовлетворяли, попытаться их раскрыть и обосновать.

    Если трактовать психику расширительно, распространяя определение на высших животных и человека, то можно предложить следующую дефиницию.

    Психика - высшая форма психического отражения, присущая высокоорганизованным живым организмам, функция мозга, заключающаяся в возникновении системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах этого мира, являющаяся механизмом активного приспособления (адаптации), регуляции поведения и деятельности в окружающей среде.

    За основу для определения психики человека можно принять дефиницию А.В. Петровского. В этом случае определение может выглядеть следующим образом:

    Психика человека - высшая форма психического отражения, присущая только человеку, функция мозга, заключающаяся в возникновении у субъекта системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе процессов адаптации, поведения и деятельности.

    В данных определениях раскрываются следующие характеристики психического.

    Во-первых, психическое - это свойство не всей и не только живой, а именно высокоорганизованной материи. Психика присуща высокоорганизованным живым существам, она есть функция мозга (центральной нервной системы), т. е. возникает на определенном этапе эволюционного развития природы. Взгляды на развитие психики и сознания человека рассмотрим подробнее далее.

    Во-вторых, психика - это высшая форма психического отражения, заключающаяся в способности высокоорганизованных живых организмов активно отражать окружающую действительность. Причем активность психики носит как внутренний , так и внешний характер.

    Проявлением внешней активности является адаптивный характер психического отражения, позволяющий живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности, а также способность к антиципации, которая обеспечивает возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат будущего.

    Проявлением внутренней активности является избирательное отношение живого организма к внешнему миру, которое и характеризует его меру субъективности.

    Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира и выполняют функции регуляции поведения и деятельности. Субъективный образ - это идеальное отражение мира, в этом образе мир удваивается. Поэтому мир в субъективных образах многолик и бесконечно разнообразен. Не будет преувеличением сказать, что сколько животных особей, индивидов, столько и субъективных миров, обусловленных особенностями биологического и психического уровня развития вида, а также индивидуального развития.

    У человека психическое тесно связано с сознанием, поэтому его восприятие окружающего мира, его субъективный образ связан с новым системным качеством - идеальным образом, а соответственно, поведение и деятельность в корне отличны от животного мира.

    Животное же действует и организует свое поведение в «поле восприятия» . П. Я. Гальперин пишет: образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл .

    Образ - это явление поля объектов субъекту. Никакая другая вещь этим свойством не обладает. Вещи взаимодействуют друг с другом, но ни одна из них не открывается субъекту. А в отношении образа можно сказать наоборот. В образе вещи (не все, а те, которые попадают в поле данного образа) открываются перед субъектом и характерным образом перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию. Они открываются как поле возможных действий (возможных, а не строго определенных), которые еще надлежит установить, т. е. определить, какое действие будет выбрано и после этого выполнено. И это своеобразная черта образа, он открывает вещи, но при этом вещи перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию, а выступают перед организмом, открываются перед ним как поле, в котором он может действовать и даже должен действовать, потому что если бы он не должен был действовать, тогда и не нужно было бы образа. Он должен действовать, но не может прямо, непосредственно действовать. Можно было бы так сказать: он не может действовать автоматически, он должен в этом поле разобраться .

    Таким образом, когда возникает субъективный образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно еще разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.

    Поэтому образ и нужен для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности .

    Поэтому третья особенность и объективная необходимость психического раскрывается в ее функциях и механизмах, обеспечивающих на основе субъективного образа соответствующую форму адаптивного поведения, действий и реакций.

    • См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. С. 159-176.
    • См. также: Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
    • См. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студентоввузов. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 2002. 400 с.