Хемингуэй старик и море краткое содержание. Выход в море

Эрнест Хемингуэй

«Старик и море»

«Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днём не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salао, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун в обёрнутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свёрнутый, напоминал знамя наголову разбитого полка».

Такова предыстория событий, которые развёртываются в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе. Главный герой — старик Сантьяго — «худ, измождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отражённые гладью тропического моря». Он научил мальчика Манолина рыбачить. Мальчик любит старика, хочет ему помочь. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из листьев королевской пальмы. В хижине стол, стул, в земляном полу выемка для готовки пищи. Старик одинок и беден: его трапеза — миска жёлтого риса с рыбой. Они беседуют с мальчиком о рыбалке, о том, что старику обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях, результатах бейсбольных матчей и знаменитых игроках, таких, как Ди Маджио. Когда старик ложится спать, ему снится Африка его юности, «длинные золотистые её берега и отмели, высокие утёсы и громадные белые горы. Ему не снятся более ни драки, ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далёкие страны и львы, выходящие на берег».

На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу».

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, медленно плывёт по течению. Мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Он знает разных обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

Старик чутко улавливает, что происходит в глубине. Один из прутьев дрогнул. Леска уходит вниз, старик ощущает огромную тяжесть, которая влечёт её за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой.

Старик пытается подтянуть бечеву, но у него ничего не получается. Наоборот, она тянет, как на буксире, лодку за собой. Старик сожалеет, что с ним нет мальчика. Но хорошо, что рыба тянет в сторону, а не вниз, на дно.

Проходит около четырёх часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрёт и тогда её можно будет подтянуть. Но рыба оказывается живучей.

Ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Вдали меркнут огни Гаваны. Старик устал, он крепко сжимает верёвку, перекинутую через плечо. Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко. «Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда ещё мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведёт. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна». Мысленно разговаривает с рыбой. «Я с тобой не расстанусь, пока не умру».

Рыба начинает тянуть не так мощно, она явно ослабела. Но силы старика на исходе. У него немеет рука. Наконец леса начала идти вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у неё темно-фиолетовые, а вместо носа — меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки. Появившись на поверхности, она начинает вновь уходить в глубину, тянуть за собой лодку, и старику приходится мобилизовать все силы, чтобы не дать ей сорваться. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш». «Хоть это несправедливо, но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести».

Проходит ещё день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает о бейсбольных играх. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он в конце концов взял верх. Он ещё не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Битва с рыбой продолжается. Он держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая. Рыба выходит на поверхность, то приближается к лодке, то отходит от неё. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика. «Послушай, рыба, — говорит он ей. — Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы я тоже умер».

Последний акт поединка. «Он собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку…». Подняв гарпун, он изо всех сил вонзает его рыбе в бок. Чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже…

Его одолевают тошнота и слабость, у него туманится в голове, но он все-таки подтягивает рыбу к борту. Привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. «Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться». Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.

Проходит час, прежде чем показывается первая акула. Учуяв запах крови, она устремляется за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она приблизилась к корме, впилась в рыбу, стала её раздирать. Старик ударил её гарпуном. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Подкрепляется куском рыбы. Замечает плавники целой стаи акул. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом. Акулы набрасываются на рыбу. Старик вступает с ними в битву. Одну из акул убивает. Наконец акулы отстали. Им было уже нечего есть.

Когда он вошёл в бухту, все спали. Сняв мачту и связав парус, он ощутил усталость. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От неё остался лишь скелет.

На берегу мальчик встречает уставшего, плачущего старика. Он успокаивает Сантьяго, уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо ещё многому научиться. Он верит, что принесёт старику удачу.

Наутро на берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается им объяснить, но они очень далеки от понимания той драмы, которая здесь произошла.

События разворачиваются в небольшом рыбачьем поселении на Кубе. Главный герой произведения Сантьяго, не был симпатичным мужчиной. Он промышлял рыбалкой, которой обучил мальчика, Манолина. Старик уже много дней ходил в море, но не поймал ни одной рыбы. Он был в отчаянии. Манолину было тяжело смотреть, как Сантьяго приходит с рыбалки ни с чем, ему было искренне жаль старика. Мальчик полюбил Сантьяго, и захотел наловить ему сардин для приманки на завтрашний день. После этого они идут в хижину одинокого Сантьяго, и ложатся спать.

На следующий день старик отправляется на промысел. По ходу, на крючок цепляется огромная рыба. Он долго борется с ней, отмечая, что рыба ведёт в сторону, а не на дно.

Прошло несколько часов. Уже полдень, а рыба всё никак не сдаётся. Она тянет старика всё дальше от берега. Сантьяго ликует. Ему никогда ещё не попадалась такая сильная и большая рыба. Уже ночь, а лодку относит дальше и дальше от берега. Вдруг на поверхности показалась обессиленная рыбина. Её меч такой большой, как бейсбольная бита. Набравшись сил, она снова уходит на дно. Старик борется до последнего, мобилизуя свои силы.

Так прошёл ещё один день. Старик начинает вспоминать молодость. Он уже участвовал в поединках. Однажды ему пришлось победить самого сильного в порту негра. Были и другие, но он бросил это занятие, решив, что рука пригодится для рыбалки.

Борьба с рыбиной продолжается. Сантьяго уже не чувствует своих сил. Рыба поднимается на поверхность. Она то приближается, то отходит. Наступает финальный момент, и старик вонзает рыбе в бок гарпун.

Он привязывает рыбу к борту и подсчитывает, сколько денег выручит за рыбину. Его одолевают тошнота и слабость, но Сантьяго гребёт к берегу.

Проходит немного времени, прежде чем появляется первая акула. Она услышала запах крови. За ней следом приближаются и другие. Первая акула сала кусать рыбу. Сантьяго бьёт её гарпуном. Гарпун застрял в ней, и акула уходит на дно.

Пока он ел кусок рыбы, заметил ещё акул. Они приближались с большой скоростью. Он привязал нож к веслу и начал отбиваться. Наконец, акулы отступили. Им уже нечего было есть. Когда он приплыл домой, посёлок уже спал. Он посмотрел за корму, и увидел один скелет от рыбы.

На берегу, его встречает Манолин. Он успокаивает Сантьяго, говоря, что теперь будет ходить с ним в море всё время. Он думает, что принесёт старику удачу.

Утром на берег пришли богатые туристы. Они увидели скелет большой рыбы, и пытаются понять, что это такое. Они очень удивлены. Официант небольшого кафе, пытается объяснить им, что произошло прошлой ночью. Но им не понять случившейся трагедии.

Сочинения

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море")

Хемингуэй — известный писатель, из-под пера которого вышло множество интересных произведений. Повесть Старик и море Хемингуэй написал в 1952 году. Это была его последняя работа, что увидела свет при жизни писателя. Рассказывает она об одном эпизоде из жизни кубинского рыбака, которому пришлось вести настоящую борьбу с огромной рыбой. Чтобы познакомиться с эпизодом поближе, предлагаем вам повести.

Эрнест Хемингуэй: Старик и море

В повести Старик и море Эрнест Хемингуэй знакомит читателя с Сантьяго, который часто рыбачил на Гольфстриме. Вот только уже восьмидесятый день рыбак возвращается ни с чем. С ним как-то пытался рыбачить мальчик Манолин, но родители заставили его перейти на другую лодку, так как считали старика неудачником. И действительно, мальчику теперь удавалось возвращаться с уловом, вот только больно было ему наблюдать за стариком, которому мальчик по мере свих сил пытался помочь.

Описание Сантьяго

Далее писатель дает описание своему главному герою. Старик Сантьяго был худого изможденного телосложения, с морщинами и пятнами по лицу, что вызывают лучи солнца. Руки старика были в шрамах, что доказывало насколько удачным было его время в прошлом, когда ему удавалось вытащить из моря большую рыбу. Все у нашего героя старым. Лишь глаза, цвета моря, были веселы.

Мальчик заговорил со стариком, и предложил выйти с ним в море, но рыбак не согласился. Манолин расстроился отказу, однако ничего поделать не мог, продолжая верить, что у старика все наладится. Именно Сантьяго научил его рыбачить, когда в возрасте пяти лет он отправлялся с ним в море. А сегодня мальчик угощал старика пивом, и вел беседу, вспоминая прошлое. Разговор зашел о завтрашней рыбалке. Мальчик поинтересовался, что будет у старика на ужин. Тот сказал, что рис и рыба, и ребенок понимал, никакого риса у того нет, как нет и сети, которую давно продали.

Мальчик отправился за сардиной, чтобы накормить Сантьяго ужином, а старик остался читать газету. Когда мальчик вернулся, они говорили о рыбалке и бейсболистах, а после ужина отправились спать.

Утром Сантьяго решил отправиться в море подальше. Забросив леску с приманкой он поплыл по течению, общаясь с морем, и наблюдая за морскими жителями. Старик верил, сегодня он обязательно вернется с добычей. Ориентировался же рыбак по фрегату — птице, которая была верным помощником любому рыбаку. Вот пойман первый тунец, которого Сантьяго оставляет в качестве приманки на более крупную рыбу. Вдруг Сантьяго замечает, что на крючок попалась более крупная добыча, и начинает тянуть. Да не тут-то было.

Наше краткое содержание повести Старик и море для читательского дневника продолжается борьбой. Автор описывает, как старик пытается вытащить рыбу, но у него не получается. Рыба огромна. Старик не отпускает бечеву, а между тем, рыба уходит в море, таща за собой лодку. Сантьяго надеется, что рыба сдохнет, но час за часом чудовище уходит все дальше в море. Сантьяго хочется увидеть, что же это за рыба. Он все чаще думает о ней, одновременно желая победить противника, и отпустить его на свободу. Всю ночь старик проводит в борьбе. Но рыба не уставала, и продолжала уносить лодку вдаль. Под утро у героя затекли руки, но старик не мог потерять свой улов, ведь такая рыба стоила больших денег.

Дальше Хемингуэй рассказывает, что леса начала постепенно ослабевать, и добыча показалась из воды. Это была большая рыба темно-фиолетового цвета с мечом вместо носа. Она была длиннее лодки Сантьяго на целых два фута. Старик не сдавался. Так пролетел еще день. Чтобы развлечь себя, он разговаривал вслух, размышлял о бейсболистах, вспоминал, как боролся с негром, и как одержал победу.

Чтобы иметь возможность подкрепиться, старик забросил еще одну удочку, на которую поймал макрель. Потом решил немного отдохнуть, и держа лесу, он уснул. Старику снились львы, потом появились морские свиньи, а потом снова львы. Проснулся Сантьяго оттого, что его руку сильно потянуло. Это рыба меняла направление движения. Рыбак знал, что скоро она устанет, покажется сверху, и тогда он применит гарпун.

Сантьяго тоже терял силы. Он устал так, как не уставал еще никогда, и вскоре на поверхности показывается рыба. Она плавает кругами неподалеку от лодки, а рыбак пытается подтянуть ее поближе. Он разговаривает с рыбой, уговаривает ее сдаться, а когда та появилась, рыбак выстрелил из гарпуна и попал прямо в сердце. Сантьяго убил рыбу, и решил закрепить ее к лодке, ведь по другому ее было к берегу не доставить.

Старик рыбачит в море один. За восемьдесят четыре дня он ещё не поймал ни одной рыбы. В первые сорок дней с ним рыбачил мальчик. Затем родители отправили его работать на другую, более «везучую» лодку. Старик выглядит худым, измождённым и очень старым. Молоды у него только глаза – глаза цвета моря.

Мальчик, поймавший на другой лодке несколько рыбин, предлагает Сантьяго (старику) вновь отправиться с ним в море. Старик против того, чтобы ребёнок уходил с удачливой лодки.

Мальчик угощает старика пивом на Террасе. Они вспоминают, как Сантьяго в первый раз взял ребёнка в море и спас от большой рыбы. После пива мальчик помогает старику отнести рыболовные снасти в хижину. Сантьяго засыпает на стуле за чтением газеты. Мальчик приносит ему ужин. Друзья кушают и обсуждают бейсбол. Ночью старику снится Африка, в которую он плавал будучи юнгой, и выходящие на берег львы.

Утром старик будит мальчика (его зовут Манолин), они пьют кофе и отправляются в море каждый на своей лодке. Старик отплываёт далеко от берега. Он жалеет морских ласточек, которые с большим трудом добывают себе пропитание; размышляя о море, старик употребляет для его словесного обозначения женский род, видя в нём женщину. До восхода солнца Сантьяго успевает опустить приманку в воду. В отличие от других рыбаков он делает это точно, но ему почему-то постоянно не везёт.

Солнце встаёт над морем. Старик наблюдает в воде стаи золотой макрели, летучую рыбу, планктон, ядовитых физалий, вспоминает о черепахах, которые их едят. Следя за птицей-фрегатом, рыбак наталкивается на стаю тунцов. Когда берег теряется из виду, крупная рыба начинает клевать. Он уговаривает её поесть, разговаривает сам с собой. Когда рыба плотно насаживается на крючок, старику не хватает сил вытащить её из воды. Добыча уходит в море, увлекая за собой лодку. Сантьяго ждёт, когда рыба умрёт. Они плывут полдня и всю ночь.

Старик думает о рыбе, жалеет её и вспоминает, как поймал самку марлина, чей самец был со своей подругой до самой смерти. Сантьяго освобождает свою лодку от лишних лесок и начинает молиться о том, чтобы рыба показалась на поверхности. Утром на бечёвку, тянущуюся от рыбе к лодки, садится маленькая птичка. Старик разговаривает с ней. Рыба дёргает леску, и ранит рабочую, правую руку Сантьяго. На завтрак старик ест тунца, пытаясь придать силы затёкшей левой руке.

Когда рыба выходит из воды, старик видит тёмно-фиолетовое с нежно сиреневыми полосами по бокам туловище, длиной на два фута больше его лодки. Вместо носа у добычи – длинный, как бейсбольная клюшка, и острый, как рапира, меч.

Не верящий в Бога старик десять раз читает «Отче наш» и «Богородицу», прося их о помощи. Он переживает, что на них с рыбой могут напасть акулы и вспоминает, как боролся силой с негром – самым сильным человеком в порту и победил его. День подходит к концу. Ночью Сантьяго ловит макрель, потрошит её, ужинает. Ночью он спит и просыпается от резкого рывка рыбы. Утром добыча начинает кружить вокруг лодки. Старик тщетно пытается убить рыбу. Его мысли начинают путаться. Когда рыба устаёт бороться, Сантьяго, собрав остатки сил, убивает её ударом гарпуна в сердце.

Мёртвую рыбу Сантьяго привязывает к лодке. Из жёлтых водорослей он добывает креветок и ест их. Ему начинает казаться, что пойманная рыба ему приснилась. В какой-то момент старика с рыбой настигает акула. Старик убивает её, всадив гарпун в голову. Мёртвая акула уносит с собой на дно сорок фунтов рыбы, гарпун и остаток верёвок.

Пытаясь себя приободрить, Сантьяго начинает думать и говорить сам с собой. Мысли его крутятся вокруг грехов. Он спрашивает себя, не грешно ли было убивать рыбу, и понимает, что нет – не грешно, ведь он родился рыбаком, точно так же, как рыба родилась рыбой. Старик думает о том, что убил ради пропитания. Затем он приходит к мысли, что, убивая большую рыбу, он испытывал гордость, а гордость – грех. Акулу он уже убивал с наслаждением, но в этом случае он боролся за свою жизнь.

Через некоторое время лодку настигают ещё две акулы, широконосые, питающиеся падалью. Старик убивает их нанизанным на весло ножом. Эти акулы уносят с собой четверть рыбы, причём самое лучшее её мясо. Старик извиняется перед рыбой.

Следующая акула ломает нож Сантьяго. С подплывшими на закате хищницами старик пытается сражаться дубинкой. От рыбы остаётся половина. Старику тяжело на неё смотреть.

В десять часов вечера Сантьяго видит огни Гаваны. Ночью на него нападает целая стая акул. Они сжирают остатки рыбы. Доплыв до родного посёлка старик отправляется спать. Утром мальчик навещает его в хижине. Рыбаки на берегу измеряют рыбий скелет. Мальчик приносит старику кофе и говорит, что отныне будет рыбачить с ним вместе.

Всегда взяты из жизни и имеют скрытый смысл, разгадать который можно, лишь хорошенько обдумав прочитанное произведение. Сам писатель был простым и открытым человеком, поэтому в его творчестве главными героями выступают обычные люди, которым симпатизировал Хемингуэй. «Старик и море», краткое содержание которого позволяет понять огромный талант автора, повествует о судьбе рыбака, который является воплощением человеческой силы, упорства и непобедимости.

Старый рыбак Сантьяго уже 84 дня приходит домой без улова. Раньше с ним рыбачил мальчик, его ученик, но после постоянных неудач его родители запретили выходить в море со стариком и отправили с другими лодками. Краткое содержание «Старик и море» повествует еще и о крепкой дружбе двух таких разных людей. Мальчик любит старика, и ему его очень жаль, чтобы хоть как-то помочь своему учителю, Манолин встречает его вечером и помогает относить снасти домой.

Рыбак был очень бедным и одиноким, его непростую жизнь Хемингуэй в красках описал в новелле «Старик и море». Краткое содержание рассказа переносит читателя в тот день, когда мужчина обещает мальчику, что сегодня он точно поймает рыбу. Рыбак отправляется в море ранним утром, он привык вот так коротать дни, оставаясь наедине с волнами. Мужчина ведет непрерывный диалог с птицами, рыбами, солнцем. Очень крепкими кажутся взаимоотношения и чувства, которые испытывают друг к другу старик и море.

Краткое содержание показывает, насколько хорошо рыбак осведомлен о повадках всех морских обитателей, к каждому из них он относится по-своему. Через некоторое время после ухода в море, старик чувствует, что его леска натягивается. Он понимает, что поймал очень большую рыбу, но вытянуть ее ему не под силу. Добыча не желает сдаваться и тянет лодку на буксире все дальше от берега.

Человеческая сила, упорство, и превосходства - все это описывается в рассказе «Старик и море». Краткое содержание раскрывает перед читателем все чувства рыбака, которые он испытывал на протяжении многочасового поединка с рыбой. Он мог перерезать леску и отпустить ее, но не желал сдаваться, хотя очень уважал свою добычу за упорство и жажду к жизни. На следующий день рыба всплыла на бок, и рыбаку удалось ее добить гарпуном, затем он привязал ее к лодке и отправился домой.

Учуяв запах крови, к лодке начали приближаться акулы, старик отбивался как мог, но они все же отрывали огромные куски мяса от его бесценной добычи. Мужчина приплыл домой поздно вечером, весь рыбацкий поселок уже спал. Утром, собираясь на рыбалку, мальчик увидел на берегу плачущего Сантьяго, а к его лодке был привязан огромный белоснежный хребет с большим, словно парус, хвостом. Манолин успокаивает рыбака и говорит, что теперь будет работать только с ним.

Хемингуэй сумел раскрыть настоящую драму в новелле «Старик и море». Краткое содержание уносит читателя в то утро, когда богатые туристы собираются у берега, чтобы поглазеть на невиданное чудо - огромный скелет рыбы, но ни одному из них не понять, что же случилось на самом деле.

Э. Хемингуэй

Название: Старик и море

Жанр: Повесть

Продолжительность:

Часть 1: 8мин 59сек

Часть 2: 8мин 44сек

Аннотация:

Это история о старом кубинском рыбаке и о тяжелом испытании, которое выпало на его долю: неустанный, мучительный бой с гигантским марлином в водах Гольфстрима. Используя простой, но мощный язык, Хемингуэй описывает извечные темы мужества перед лицом поражения и триумфа после утраты, что и сделало это произведение незыблемой классикой двадцатого века.
Старик и море помог возродить репутацию Хемингуэя как великого писателя. Это небольшое произведение принесло Хемингуэю огромную славу, за которое он получил Нобелевскую премию по литературе. Популярность роман получил благодаря интересным приемам изложения часть его — притча, другая часть — хвалебная речь, воспоминание об утраченных годах в поисках духовных открытий. Одновременно трогательная и сильная история рассказана в простом, хрупкого стиле Хемингуэя. Книга охватывает самые большие людские нужды — стабильность и уверенность.

Эрнест Хемингуэй — Старик и море ч.1. Краткое содержание прослушать онлайн.