Приложения к уставу образовательной организации. Устав средней общеобразовательной школы. Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа, осуществляющего функции
и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись расшифровка подписи

от ________ № ____

УСТАВ

НАИМЕНОВАНИЕ

Варианты:
Общеобразовательное учреждение № 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение № 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района№ 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Дом знаний»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ___________________________________ (указать наименование) (далее - Школа) создано на основании "____________________" от "___"_____________20___ года № ___. (указать документ).

Полное наименование Школы – ________________________________________.

Сокращенное наименование Школы: __________________________________________.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип учреждения: бюджетное.

Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

1.2. Школа является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

1.3. Учредителем Школы и собственником ее имущества является "________________". (указать публично-правовое образование, например, муниципальный район или городской округ)

Функции и полномочия учредителя Школы от имени "_______________________" исполняет "_________________" (указать уполномоченный орган управления) (далее - Учредитель).

Функции и полномочия собственника имущества Школы от имени "_________________________" исполняет " _______________________" (указать уполномоченный орган управления) (далее - Собственник).

1.4. Место нахождения Школы: ______________________ (указать адрес, по которому расположен единоличный исполнительный орган - Директор).

Образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам: _____

(при наличии и желании возможно указать разные адреса мест ведения образовательной деятельности)

1.5. Школа филиалов и представительств не имеет.

Школа имеет филиал, расположенный по адресу ______________________________

Школа имеет представительство, расположенное по адресу ______________________________

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

2.1. Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.

2.2. Целями деятельности Школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 настоящего устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации, ___________________________________________ (указать иные сферы, если учреждение имеет более широкий спектр деятельности, с тем, чтобы данный пункт описывал все имеющиеся направления возможной деятельности учреждения).

2.3. Основными видами деятельности Школы является реализация:

Основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

Основных общеобразовательных программ начального общего образования;

Основных общеобразовательных программ основного общего образования;

Основных общеобразовательных программ среднего общего образования;

Дополнительных общеразвивающих программ (указать направленность);

Дополнительных предпрофессиональных программ (указать направленность);

Программ профессионального обучения (указать направленность).

(примечание: те образовательные программы, по которым Школе не выдается муниципальное задание, целесообразно перенести в пункт 2.4 Устава).

К основным видам деятельности Школы также относится

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(указать все виды деятельности, по которым Школе выдается муниципальное задание, например, это могут быть услуги промежуточной аттестации для экстернов, услуги групп продленного дня, услуги по питанию обучающихся, услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и т.п.).

(Присмотр и уход за детьми должен быть обязательно указан в случае реализации программ дошкольного образования).

2.4. Школа вправе осуществлять, в том числе и за счет средств физических и юридических лиц, следующие виды деятельности, не являющиеся основными:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(указать все виды деятельности, которые ведутся Школой в качестве приносящей доход деятельности, перечень должен быть исчерпывающим и может включать в себя, например, услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, общественного питания, организацию присмотра и ухода за обучающимися, отдыха и оздоровления, консультационные услуги, услуги перевозки, различные виды работ, например, копирование документов, ремонт, а также купля-продажа различных товаров, например, канцелярских принадлежностей, аренда имущества и т.п.).

2.5. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными нормативными актами.

Локальные нормативные акты принимаются _________

(указать, каким образом принимаются ЛНА, в частности, в качестве основного варианта можно предусмотреть утверждение приказом Директора, для конкретных ЛНА, либо для конкретных видов ЛНА, либо для ЛНА по конкретным вопросам можно предусмотреть их утверждение с учетом мнения либо по согласованию с иными коллегиальными органами управления, либо принятие их непосредственно коллегиальными органами управления. Возможно указать, что ЛНА утверждаются приказом Директора, за исключением случаев участия коллегиальных органов в таком утверждении, либо утверждения ЛНА коллегиальными органами, предусмотренных главой 3 Устава, и описать данные исключения в главе 3 при определении компетенции коллегиальных органов управления. Особый порядок принятия может быть выделен для: ЛНА, касающихся оплаты труда, ЛНА, касающихся образовательной деятельности и организации образовательного процесса, ЛНА, касающихся ведения приносящей доход деятельности, либо безвозмездных поступлений в Школу, положений о структурных подразделениях, правил ведения конкретных видов деятельности, правил внутреннего распорядка учащихся, программы развития).

2.6. Особенностями образовательной деятельности Школы являются

(при необходимости указать особенности ведения Школой образовательной деятельности, например, организацию индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации, возможно указание на особенности образовательных программ, на участие в ключевых проектах, описание миссии Школы и иные описания специфики образовательной деятельности. Указывать особенности НЕ обязательно).

2.7 ___

(при необходимости можно более подробно описать конкретные виды деятельности Школы, например, описать функционирование летнего лагеря, групп продленного дня, школьных мастерских, театра либо иные виды деятельности. Выносить данную информацию в устав не обязательно).

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

3.1. Единоличным исполнительным органом Школы является директор, к компетенции которого относится осуществление текущего руководства ее деятельностью, в том числе:

организация осуществления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательной и иной деятельности Школы;

организация обеспечения прав участников образовательного процесса в Школе;

организация разработки и принятие локальных нормативных актов, индивидуальных распорядительных актов;

организация и контроль работы административно-управленческого аппарата;

установление штатного расписания; прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

___________________________________________________________________

(можно закрепить иные полномочия, например, право приостановления выполнения решений коллегиальных органов управления или наложения вето на их решения, противоречащие законодательству, уставу и иным локальным нормативным актам);

решение иных вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию коллегиальных органов управления Школой, определенную настоящим Уставом.

Директор принимает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от имени Школы без доверенности.

3.2. Директор ________________________________________________

(указать вариант, в котором занимается данная должность - назначается учредителем, либо избирается общим собранием работников Школы с последующим утверждением учредителем Школы) на срок ________________________________ (указать конкретный срок, либо указать, что срок определяется учредителем).

3.3. Органами коллегиального управления Школы являются:

общее собрание работников Школы;

педагогический совет;

___________________________________________

(указать иные органы при необходимости).

4.6. Общее собрание работников Школы является постоянно действующим высшим органом коллегиального управления.

____________________________________________________________________

(указать порядок формирования органа, например, в общем собрании работников участвуют все работники, работающие в Школе по основному месту работы, либо все работники, работающие в Школе на основании трудовых договоров).

_____________________________________________________________________

(указать срок полномочий органа, например, общее собрание работников действует бессрочно. Собрание созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Возможно указать инициаторов созыва собрания, либо точные даты созыва собрания. Общее собрание может собираться по инициативе директора школы, либо по инициативе директора школы и педагогического совета, иных органов, по инициативе не менее четверти членов Общего собрания).

_____________________________________________________________________

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, собрание избирает председателя, который выполняет функции по организации работы собрания, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений собрания. Заседание собрания правомочно, если на нем присутствует более половины работников Школы).

4. 7. К компетенции общего собрания работников Школы относится:

______________________________________________________________________

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции общего собрания, в частности, по каким вопросам собрание непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами - дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются собранием, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с собранием либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых собранием, индивидуален для каждой организации, например, где-то собрание может определять приоритетные направления деятельности Школы, решать вопросы о заключении договоров сетевого взаимодействия и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме выбора пяти- или шестидневной учебной недели.

1. Вариант набора полномочий общего собрания работников.

Определяет основные направления деятельности Школы, перспективы ее развития,

Принимает коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка Школы,

Принимает локальные акты, регулирующие трудовые отношения с работниками Школы, включая инструкции по охране труда, положение о комиссии по охране труда,

Принимает следующие локальные акты: положение о педагогическом совете, правила оказания платных образовательных услуг, положение о мерах поощрения работников и обучающихся Школы,

Принимает положение о социальной поддержке работников Школы и решения о социальной поддержке работников Школы,

Определяет критерии и показатели эффективности деятельности работников, входящих в положение об оплате труда и стимулировании работников,

Избирает представителей работников в органы и комиссии Школы,

Рассматривает иные вопросы деятельности Школы, принятые Общим собранием к своему рассмотрению либо вынесенные на его рассмотрение Директором Школы.

2. Вариант набора полномочий общего собрания работников:

Избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам Школы,

Обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Школе, дает рекомендации по ее укреплению,

Содействует созданию оптимальных условий для организации труда и профессионального совершенствования работников,

Поддерживает общественные инициативы по развитию деятельности Школы.).

______________________________________________________________________

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения собрания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение собрания по отдельным вопросам, например, по вопросам его исключительной компетенции, может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно, описать порядок ведения делопроизводства собрания. Возможно указать, что отдельные решения Общего собрания принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения о социальной поддержке работников, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о поощрении работников и обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4.8. Педагогический совет Школы является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

____________________________________________________________________

(указать порядок формирования органа, например, в педагогический совет входят все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора по основному месту работы, либо все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора, либо все лица, осуществляющие педагогическую деятельность в Школе на основании трудовых и гражданско-правовых договоров).

_____________________________________________________________________

(указать срок полномочий органа, например, педагогический совет действует бессрочно. Совет собирается по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Возможно указать инициаторов сбора совета, либо точные даты сбора совета. Совет может собираться по инициативе Директора Школы, Общего собрания Школы. Может собираться в каждый первый вторник учебного месяца, каждый последний четверг учебной четверти.).

_____________________________________________________________________

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, совет избирает председателя, который выполняет функции по организации работы совета, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений совета. Заседание совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов совета).

4. 9. К компетенции педагогического совета Школы относится:

______________________________________________________________________

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции совета, в частности, по каким вопросам совет непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами - дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются советом, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с советом либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых советом, индивидуален для каждой организации, например, где-то совет может принимать все ЛНА по вопросам организации образовательной деятельности, определять учебники и учебные пособия для использования в образовательном процессе, принимать решение о сменности обучения, комплектации классов и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме решения о допуске конкретного обучающегося к ГИА

1. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

Реализация государственной политики по вопросам образования;

Совершенствование организации образовательного процесса Школы,

Разработка и утверждение образовательных программ Школы,

Принятие решений о ведении платной образовательной деятельности по конкретным образовательным программам,

Определение основных направлений развития Школы, повышения качества и эффективности образовательного процесса,

Принятие решений о создании спецкурсов, факультативов, кружков и др.,

Определение сменности занятий по классам,

Принятие решений о требованиях к одежде обучающихся,

Принятие решения об отчислении обучающегося в соответствии с законодательством,

Принятие решений о переводе из класса в класс, о допуске к ГИА обучающихся, о награждении обучающихся,

Принятие решений о распределении стимулирующей части выплат в рамках положения об оплате труда Школы,

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

2. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

Внедрение в практику работы Школы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта,

Осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам организации образовательного процесса,

Поддержка общественных инициатив по совершенствованию обучения и воспитания учащихся.).

______________________________________________________________________

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение совета по отдельным вопросам может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно описать порядок ведения делопроизводства совета. Возможно указать, что отдельные решения Совета принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения об отчислении обучающихся, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о награждении обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4. 10. ___________________________________________________________________

(Указать иные коллегиальные органы управления. Могут создаваться любые такие органы, например, попечительский совет, управляющий совет и т.п. Для каждого органа должно быть определено, 1) какова его структура, 2) в каком порядке он формируется, 3) какова его компетенция, 4) каков срок его полномочий, 5) каков порядок принятия им решений и выступления от имени образовательной организации.

В Школе формируется попечительский совет. Основной задачей попечительского совета является содействие материально-техническому обеспечению образовательного процесса в Школе.

С этой целью попечительский совет:

Привлекает средства пожертвований на уставную деятельность Школы,

Осуществляет контроль за целевым использованием привлеченных пожертвований,

Согласует с Директором школы основные направления своей работы,

Содействует организации деятельности Школы путем консультирования работников Школы, информационной поддержки проводимых Школой мероприятий, содействия защите прав и интересов Школы и другими способами.

Состав и число членов Попечительского совета определяются Директором Школы. Включение в состав Попечительского совета осуществляется с согласия членов Попечительского совета.

Совет действует бессрочно. Включение и исключение членов Совета осуществляется приказами Директора.

Для организации деятельности Совета на его заседании из числа членов избирается Председатель.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. Совет не выступает от имени Школы).

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Изменения в устав Школы вносятся в порядке, установленном _____________________________________________ (указать муниципальное образование).

4.2. Изменения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

4.3. Источниками формирования имущества Школы являются имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. В случае ликвидации Школы имущество, закрепленное за Школой на праве оперативного управления, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по ее обязательствам, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация :

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием и (или) направленности;
  • структура и компетенция , порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также « и выступления от имени образовательной организации».

Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям , предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и существенно выходят за их рамки.

Так, согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться :

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Пример

Закон № 7-ФЗ предусматривает включение в текст устава указания на тип государственного (муниципального) учреждения, установленный гражданским законодательством (бюджетное, автономное, казенное).

Для бюджетных и казенных учреждений ст. 14 Закона № 7-ФЗ установлено, что устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичное требование предусмотрено для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Данный закон также дополнительно устанавливает необходимость обязательного указания в наименовании автономного учреждения собственника имущества (федеральное, государственное или муниципальное). Тип учреждения («автономное») может указываться как в тексте, так и в наименовании (по усмотрению разработчиков).

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно прописывать характеристики образовательного процесса . Согласно ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных нормативных актов.

Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации. Если ранее Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Закону № 7-ФЗ - учредителем без предварительного принятия коллегиальными органами (п. 1 ст. 14).

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 данного закона порядок утверждения устава учреждения устанавливается:

  1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок утверждения устава автономного учреждения регулируется ст. 7 Закона № 174-ФЗ.

Утверждение устава образовательной организации с учетом требований к наименованию ОО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в уставном наименовании образовательной организации должны содержаться:

  • указание на организационно-правовую форму (например, «учреждение»);
  • указание на характер деятельности (например, «образовательное»);
  • тип, определяемый по реализуемой образовательной программе наиболее высокого уровня (например, «общеобразовательное»);
  • только для автономных учреждений - указание на собственника имущества, например, «федеральное», «государственное» или «муниципальное».

Следует отметить, что указание типа образовательной организации («дошкольная образовательная организация», «общеобразовательная организация», «профессиональная образовательная организация» и «образовательная организация высшего образования») одновременно указывает и на характер деятельности . Следовательно, в наименовании не требуется повторять термины «образовательное» или «образовательное учреждение общеобразовательная школа» и т. п. Однако и нарушением закона такое дублирование не будет.

На практике сложилась традиция указывать в наименовании образовательной организации собственника: муниципальное, государственное или федеральное учреждение. Такое указание не противоречит закону, хотя и не требуется, за исключением автономных учреждений.

Таким образом, вносить изменения в наименования дошкольных и общеобразовательных учреждений практически не потребуется , так как они полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Из наименований вузов будет исключено прилагательное «профессиональное», останутся слова - «высшего образования». Наименование «образовательное учреждение среднего профессионального образования» должно быть изменено на «профессиональное образовательное учреждение» или «профессиональное образовательное некоммерческое партнерство» и пр. При этом из наименования исключаются слова «среднее» и «начальное».

При этом, к «иным федеральным законам» можно отнести действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, применительно к распространенной в настоящее время в образовании организационно-правовой форме негосударственного образовательного частного учреждения (НОЧУ) устанавливающий, в частности, что:

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся учреждения (ч.2 ст.48);

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (ч.2 ст.120); частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами;

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ч.2 ст.120);

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ч.7 ст.63);

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ч.2 ст.300).

Как видно из приведенных примеров, регламентация в уставе образовательного учреждения вопросов имущественных отношений не является простой, что потребует привлечения к его составлению специалистов сравнительно высокой юридической квалификации. Другим вопросом, требующим повышенного квалифицированного юридического подхода, является регламентация в уставе образовательной организации структуры и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и срока полномочий. Так, например, федеральный закон об образовании в Российской Федерации содержит сравнительно сложные и, пожалуй, юридически неудачно сформулированные нормы об управлении образовательной организации, в том числе:

  1. «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.» (ч.4 ст.26)
  2. 2.Как видим, буквальное толкование данной нормы обязывает образовательную организацию иметь такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников и педагогический (ученый) совет, оставляя на усмотрение ее учредителя (учредителей) возможность формирования иных коллегиальных органов управления.

При этом, сразу определить «в недрах норм» федерального закона об образовании в Российской Федерации компетенцию «обязательных» коллегиальных органов управления достаточно проблематично - явный минус законодателя.

3.«Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.» (ч.5 ст.26)

Как видим, буквальное толкование данной нормы применительно к коллегиальным органам управления образовательной организации позволяет этим органам выступать (представительствовать) от имени образовательной организации, что явно противоречит сложившейся юридической практике согласно ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации - тоже минус законодателя..

4.«Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.» (ч.10 ст.51

Как видим, буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о порядке формирования единоличного органа управления (руководителя) частной образовательной организации - путем избрания или же назначения?

Более того, общая ч.1 ст.51 вообще не предполагает возможности избрания руководителя образовательной организации - только назначение. В заключение заметим, что хотя рассмотренные вопросы содержания устава образовательной организации и свидетельствуют о сложном и противоречивом подходе к ним законодателя, но зато это - хоть какая-то юридическая регламентация. А вот какие «специальные образовательные» требования к содержанию устава организации, осуществляющей обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности - п.20 ст.2) будут предъявлять чиновники при рассмотрении вопроса ее лицензирования - пока вообще остается загадкой.

04.09.08 //11:10 Юрий Анатольевич

Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации. Функция локального акта состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.
Уставы учреждений образования трансформируют право на образование, закрепленное в Законе РФ «Об образовании», в конкретные права личности, предусматривая соответствующие гарантии и порядок их осуществления. Уставы в концентрированном виде регламентируют правомочия участников отношений в сфере образования.
Функция данного правового акта носит двоякую роль, обозначенную в Законе РФ «Об образовании». С одной стороны, он является правовой базой, на основе которой осуществляется деятельность образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» это учреждение признано в настоящее время юридическим лицом. Устав регламентирует его цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспект деятельности и т.п. С другой стороны, устав является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся.

На вопрос ответил: Фёклин Сергей Иванович , юрист-эксперт Федерального оператора по реализации ПНПО; заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения ФГОУ АПК и ППРО

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-право вого документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательство м Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ , в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

    порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);

    порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

    права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технич еских, административно- хозяйственных, производственных, учебно-вспомогат ельных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: « Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технич еского, административно- хозяйственного, производственног о, учебно-вспомогат ельного, медицинского ) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

Наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительност ь обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) ;

Открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственны х образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

Права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетн их обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы Федерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе , а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоватьс я при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-п равовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительств ах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательство м РФ.

С учетом положений №273-ФЗ , Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

    Общие положения

    Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

    Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4. Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-право вые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 " О наименовании образовательных учреждений" (далее - письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-п равовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательство м для некоммерческих организаций. Организационно-п равовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-п равовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение «Средняя общеобразователь ная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовател ьное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-п равовой формой, а понятие «общеобразовател ьное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное ), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразователь ных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Выводы:

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательно е учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».