Как выполнить а6 егэ по русскому языку. А6. синтаксические нормы. теория. Склонение имен числительных

Найдите и исправьте ошибку в форме слова (морфологические нормы)

Итак, что же проверяет задание 6 ЕГЭ по русскому языку?

Формулировка задания 6 в ЕГЭ по русскому 2018:

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку.

2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.

3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных,

числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как

там большее количество информации.

4) После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа

необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

1. Формы существительных

Именительный падеж множественного числа

Ы, И

А, Я

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

инспекторы

инструкторы

редакторы

лекторы

ректоры

конструкторы

прожекторы

секторы

инженеры

шофёры

бухгалтеры

диспетчеры

договоры

приговоры

плейеры

драйверы

принтеры

и т.д.

директора

профессора

инспектора

доктора

катера

ордера

тенора

фельдшера

флюгера

хутора

шулера

буфера

веера

буера

повара

Слова на -ль, л.

грифели

госпитали

векселя

вензеля

кителя

штабеля

штемпеля

тополя

шомпола

колокола

купола

Остальные слова

слесари

токари

конюхи

возрасты

кремы

супы

грунты

лифты

порты

склады

торты

флоты

фронты

штабы

штурманы

адреса

бока

борта

века

желоба

жемчуга

жернова

края

кузова

окорока

округа

острова

отпуска

паруса

паспорта

погреба

потроха

снега

стога

сорта

сторожа

тетерева

черепа

Форма зависит от значения

адреса (новоселов)

века (Средние)

года (мои года)

колена (выделывать)

корпуса (танковые)

кренделя (выделывать)

меха (одеваться в меха)

мужья (прочить в мужья)

образа (святых)

ордена (на груди)

пропуска (временные)

рода (войск)

счета (оплатить)

сыновья (и дочери)

тона (светлые)

учителя (профессия, в школе)

хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)

веки (на веки вечные)

годы (войны, девяностые)

колени (больные)

корпусы (часов)

крендели (вкусные)

мехи (кузнечные)

мужи (Отечества, ученые)

образы (литературные)

ордены (Тевтонский)

пропуски (занятий)

роды (и виды, древние)

счеты (свести)

сыны (Отечества)

тоны (сердца)

учители (не профессия,

великие учители человечества,

хлебы (печь формовые)

Родительный падеж множественного числа

ОВ, ЕВ

Нулевое окончание

Растительный мир

Всё на -ов,

Исключения

Апельсинов

Бананов

Огурцов

бананов

томатов

помидоров

гранатов

абрикосов

ананасов

лимонов

мандаринов

баклажанов

яблок

груш

слив

дынь

Названия национальностей

Остальные окончания

Слова на -н,-р.

казахов

калмыков

киргизов

монголов

семитов

таджиков

тунгусов

узбеков

хорватов

якутов

Исключение:

турок

армян

башкир

болгар

бурят

грузин

лезгин

осетин

румын

татар

туркмен

цыган

Исключение:

бедуинов

Единицы измерения

Наиболее употребимые

в повседневной жизни

Редко употребляются

в повседневной жизни(термины)

байтов

гектаров

граммов

децибелов

каратов

килограммов

километров

ампер

аршин

бит

ватт

вольт

радиан

рентген

Парные предметы

носков

гольфов

рельсов

бронхов

джинсов

гольфов

ботинок

чулок

шаровар

шорт

туфель

сапог

тапок

тапочек

галош

бахил

бутс

валенок

манжет

серёг

Военная тематика

Солдат

Гусар

Драгун

Гренадер

Кадет

Улан

Партизан

Существительные на -ня

Ь

Н

Если перед -ня стоит гласная

Если перед -ня согласная

богинь

погонь

тихонь

яблонь

нянь

басен

башен

боен

вишен

двоен

пашен

сотен

спален

сплетен

таможен

черешене

Исключение:

барышень

боярышень

кухонь

деревень

Сущ. на -це

ЕВ

ЕЦ

болотцев

кружевцев(кружевец)

деревцев

оконцев(оконец)

блюдец

зеркалец

копытец(копытцев)

одеялец

полотенец

сердец

солнц

Существительные на -ье, -ья

Без ударения

в И.п.

Под ударением в И.п.

-ИЙ

ЕЙ

(гуля нье) гуляний

застолий

кушаний

надгробий

новоселий

ожерелий

раздумий

сидений

снадобий

солений

ущелий

армий

аудиторий

бегуний

гостий

колдуний

оладий

пародий

плясуний

эскадрилий

печений

побережий

подземелий

Исключения:

платьев

верховьев

кореньев

лохмотьев

низовьев

подмастерьев

хлопьев

устьев

(ружьё) ружей

питей

полыней

статей

судей

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

ЕЙ

Нулевое

ОВ

распрей

ведомостей

лопастей

мощностей

отраслей

скатертей

скоростей

четвертей

бомжей

векселей

вензелей

госпиталей

кабелей

медведей

будней

дровней

козней

пельменей

яслей

вафель

петель

барж

копён

кочерёг

обойм

пелён

сирот

зраз

жабр

каникул

лосин

макарон

невзгод

оков

сардин

уз

шпрот

брызг

выборов

дебатов

заморозков

кулуаров

мускулов

нардов

очистков

сотов

чипсов

нервов

2. Формы прилагательных

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

Например: Более интереснее, самый интереснейший - неправильно.

Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный - правильно.

3. Числительные

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

Числительные

Как склоняются

Примеры

5-20,

Склоняются как существительное степь

Р.п. чего? Пяти

Д.п чему? десяти

В.п. что? двадцать

Т.п. чем? Одиннадцатью

П.п. о чем? Тридцати

Имеют только две падежные формы:

И.п. = В.п

Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание а

И. сорок, девяносто, сто

Р. Сорока, девяноста, ста

Д. Сорока, девяноста, ста

В. сорок, девяносто, сто

Т. Сорока, девяноста, ста

П. Сорока, девяноста, ста

Меняются обе части,

как существительное 3 склонения степь

И. пятьдесят

Р. пятидесяти

Д. пятидесяти

В. пятьдесят

Т. пятьюдесятью

П. пятидесяти

200,

300,

Меняются обе части.

Первая часть как два, три, четыре.

Вторая часть как ноты во мн.ч.

И. двести

Р. Двухсот (нот)

Д. двумстам (нотам)

В. двести

Т. Двумястами (нотами)

П. двухстах (нотах)

500-900

Меняются обе части.

Первая часть как степь.

Вторая часть как ноты во мн.ч

И. пятьсот

Р. пятисот

Д. пятистам

В. пятьсот

Т. пятьюстами

П. пятистах

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

3) Числительные тысяча и миллион

Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных

В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как порядковое числительное

Пять четвертых - И.п.

Пяти четвертых - Р.п.

Пяти четвертым - Д.п.

5) Склонение порядковых числительных

При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова

И.п. две тысячи семнадцатый

Р.п две тысячи семнадцатого

Д.п. две тысячи семнадцатому

В.п. две тысячи семнадцатый

Т.п две тысячи семнадцатым

П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).

Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).

Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров

В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе

Трое саней, двое ножниц

Г) с парными предметами

Двое сапог, четверо ботинок

Д) с личными местоимениями

Их было трое, нас четверо

7)Числительные оба обе

Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.

Оба человека, оба друга

Числительное обе употребляется с существительными женского рода.

По обеим сторонам, обе девушки

4. Глаголы

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная

форма

Повелительное наклонение

Лечь

Ехать

Ездить

Положить

Класть

Бежать

Лазать

Выйти

Выложить

Выверить

Вывесить

Выдвинуть

Клянчить

Махать

Нянчить

Погодить

Портить

Тронуть

Чистить

Ляг(те)

Поезжай(те)

Езди(те)

Положи(те)

Клади(те)

Беги(те)

Лазай(те)

Выйди(те)

Выложи(те)

Вывери(те)

Вывеси(те)

Выдвини(те)

Клянчи(те)

Маши(те)

Нянчи(те)

Погоди(те)

Порти(те)

Тронь(те)

Чисти(те)

3) Одеть - надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)

Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Сохнуть

Просохнуть

Замерзнуть

Окрепнуть

Промокнуть

Намокнуть и пр.

Сох

Просох

Замерз

Окреп

Промок

Намок

4) Образование формы будущего времени

Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5)Образование формы настоящего времени

ездить

ездим

лазить

лазим

попробовать

попробуем

печь

печем

беречь

бережем

хотеть

хотим

полоскать

полощем

махать

машем


любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

Ответ: обгрызенное.

Ответ: обгрызенное

разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Михаил Чжан (Владивосток) 21.05.2012 05:28

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

Служба поддержки

В нём нет ошибки.

Елисей Макаровский 22.01.2016 21:36

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Ответ: выздоровеет.

Ответ: выздоровеет

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по-ня-тие о мор-фо-ло-ги-че-ских нор-мах.

Мор-фо-ло-ги-че-ские нормы - это нормы пра-виль-но-го об-ра-зо-ва-ния грам-ма-ти-че-ских форм слов раз-ных ча-стей речи (форм рода, числа, крат-ких форм и сте-пе-ней срав-не-ния при-ла-га-тель-ных и мно-гие дру-гие).

Мор-фо-ло-ги-че-ская норма ре-гу-ли-ру-ет сло-во-об-ра-зо-ва-ние и сло-во-из-ме-не-ние. Эти нормы обя-за-тель-но изу-ча-ют-ся в школь-ном курсе рус-ско-го языка и про-ве-ря-ют-ся в за-да-нии 6 ЕГЭ. В мор-фо-ло-гии (также, как в син-так-си-се и в об-ла-сти про-из-но-ше-ния) есть силь-ные и сла-бые нормы. Силь-ные со-блю-да-ют-ся всеми, кто вла-де-ет рус-ским язы-ком как род-ным. Сла-бые легко под-да-ют-ся воз-дей-ствию со сто-ро-ны, плохо усва-и-ва-ют-ся и часто ис-ка-жа-ют-ся. Их на-ли-чие опре-де-ля-ет-ся мно-ги-ми при-чи-на-ми, в част-но-сти, осо-бен-но-стя-ми раз-ви-тия фо-не-ти-че-ской и грам-ма-ти-че-ской си-стем рус-ско-го языка. Так, су-ще-ство-вав-шие ещё во вре-ме-на Льва Тол-сто-го нормы об-ра-зо-ва-ния и из-ме-не-ния при-ча-стий, де-е-при-ча-стий, при-ла-га-тель-ных и дру-гих ча-стей речи, су-ще-ствен-но из-ме-ни-лись в наши дни. Нужно от-ме-тить, что для до-воль-но боль-шо-го спис-ка слов су-ще-ству-ют, с одной сто-ро-ны - раз-го-вор-ные формы , а с дру-гой сто-ро-ны - ли-те-ра-тур-ные, пись-мен-ные . Но на-ря-ду с этим есть и такие формы, ко-то-рые не-до-пу-сти-мы даже в раз-го-вор-ной речи и яв-ля-ют-ся гру-бым на-ру-ше-ни-ем мор-фо-ло-ги-че-ских норм. Тот, кто об-ра-ща-ет-ся к сло-ва-рям, знает, что в тол-ко-вых сло-ва-рях не-пре-мен-но есть по-мет-ки «разг».,что зна-чит раз-го-вор-ное, и дру-гие, ука-зы-ва-ю-щие на нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния формы слова том или ином стиле речи.

В за-да-ни-ях, по-до-бран-ных в ЕГЭ, от уча-щих-ся тре-бу-ет-ся найти слово с ошиб-кой и из-ме-нить его так, чтобы оно от-ве-ча-ло ли-те-ра-тур-ной, пись-мен-ной норме .

Нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния того или иного слова про-ве-ря-ет-ся по дей-ству-ю-щим со-вре-мен-ным сло-ва-рям, а не по «ин-тер-не-ту» или «ви-ки-пе-дии». Слова, до-пус-ка-ю-щие две ли-те-ра-тур-ные нормы, (а такое бы-ва-ет!) в за-да-ни-ях, как пра-ви-ло, не пред-став-ле-ны.

Итак, в за-да-ни-ях из банка ФИПИ, в по-со-би-ях раз-лич-ных ав-то-ров, а также в ма-те-ри-а-лах эк-за-ме-нов про-шлых лет име-ют-ся при-ме-ры на ошиб-ки в об-ра-зо-ва-нии и упо-треб-ле-нии:

ИМЁН СУ-ЩЕ-СТВИ-ТЕЛЬ-НЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИ-ЛА-ГА-ТЕЛЬ-НЫХ (об-ра-зо-ва-ние срав-ни-тель-ной сте-пе-ни)

ИМЁН ЧИС-ЛИ-ТЕЛЬ-НЫХ (па-деж-ные формы)

МЕ-СТО-ИМЕ-НИЙ (па-деж-ные формы)

Dmitry 19.01.2016 20:19

А как насчет варианта "оздоровит"?

Айна Султыгова (Яндаре) 23.01.2016 16:05

Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".

Татьяна Юдина

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга...На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

БОГАТЕЙШИЙ выбор

пять КОЧЕРЁГ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Ответ: шкафу.

Ответ: шкафу

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Гость 04.01.2015 10:17

"пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще!!!

Татьяна Юдина

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_forms/28068

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Ответ: туфель.

Ответ: туфель

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Проверьте свою готовность к заданию А6 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните задания, и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Одарённость - свойство личности человека, которое определяет его возможности в достижении незаурядных результатов в каком-либо виде деятельности.

2) Внимание - это та единственная дверь нашей души, через которую всё непременно проникает.

3) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.

4) Есть в детстве видения, которые сохраняешь в памяти на всю жизнь.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса.

2) Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые довольно живо напоминали Саратов. Тамбов и прочие милые места нашего детства.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Вообще о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.

2) Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

3) Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово.

4) Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свете науки в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Сначала русские люди, которые поселились на Дальнем Востоке, просто переносили в сады дикие растения тайги, а затем стали их скрещивать с культурными сортами.

2) Скупо и медленно пробивался свет сквозь тучу, которая опустилась на море.

3) По степи, которая ещё не успела остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер.

4) Это был не поезд, а скорее грузовой состав, к которому прицепили для пассажиров несколько вагонов.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В конце концов он попадал в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление.

2) Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

3) Это был город, в котором прошло детство нас обоих.

4) Детство, которое остаётся в нас навсегда, рано или поздно напомнит о себе.

7. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1) Облик О.Кипренского наиболее полно соответствовал представлениям литераторов о том, каким должен быть живописец-романтик.

2) В 1827 году появились два самых известных портрета А.С. Пушкина, которые были написаны О. Кипренским и В. Тропининым.

3) Пушкин показан на портрете в модном сюртуке и в плаше, который накинут на плечо.

4) Пушкин очень ценил портрет, который выполнил Кипренский.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, и все неповторимые запахи, которые возникают утром среди травы.

2) Будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить.

3) Вдали увеличивалось и, уносясь ветром, поднималось облако дыма, которое вскоре закрыло солнце.

4) Над степью летали все те же грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель и художник.

2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.

3) Это та зоркость, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, кото-рос до тех пор казалось мне случайным.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.

2) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

3) Стеклянная дверь, через которую мы вошли, вела в большую гостиную.

Задание № 6 проверяет ваши знания лексических норм русского языка. За верное выполнение этого пункта вы получите один балл.

Само задание может быть сформулировано несколькими способами:

1) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

2) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив  неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Обратите внимание! Вам необходимо либо ИСКЛЮЧИТЬ слово, либо ЗАМЕНИТЬ.

Какие же нарушения лексической нормы может встретиться в этом задании? (Мы говорим о РЕЧЕВЫХ ОШИБКАХ, которые намеренно допущены в этом задании.)

Нарушение лексической сочетаемости.

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости , то есть их способности соединяться друг с другом . Непроизвольное нарушение лексической сочетаемости – весьма распространённая речевая ошибка. Например, подобную ошибку можно услышать в речи спортивных комментаторов: Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение , зрители приветствуют их стоя (но: одерживают победу, терпят поражение).

Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сочетаниях:

встреча созвана

усилить внимание

уделить значение

повысить кругозор

Речевая избыточность.

Речевая избыточность – это многословие. Многословие может проявляться в различных формах, например, принимать форму плеоназма.

1) ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos – излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов:

главная суть

повседневная обыденность

тёмный мрак

Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов:

мужественный и смелый

только, лишь

тем не менее, однако

так, например

2) Разновидностью плеоназма является ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto – то же самое, logos – слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов:

рассказать рассказ

умножить во много раз

спросить вопрос

возобновить вновь

а также при соединении иноязычного и дублирующего его значение:

памятные сувениры

впервые дебютировал

Разберём некоторые речевые ошибки.

ТИХО ПРОШЕПТАТЬ.

В слове «прошептать» содержится смысл ‘сказать очень тихо’, поэтому слово «тихо» в данном примере лишнее. Лишним является слово «тихо».

ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ.

Патриот – это «человек, готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины», поэтому сочетание «своей родины» является лишним.

ОНА ПРОИЗВОДИТ УЮТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Можно производить «приятное» впечатление, но не «уютное». Заменяем слово «уютное» на слово «приятное».

Выполним задание № 6.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Новые туфли оказались для неё немного великоваты.

В данном примере лишним является слово «немного». В прилагательном «великоваты» суффикс -оват- указывает на неполноту признака, то есть обувь ‘несколько большего размера, чем нужно’. При этом слово «немного» имеет значение – ‘в незначительной мере, слегка’. Это значение пересекается со значением слова «великоваты». Следовательно, мы исключаем слово «немного».

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, должны следить за тем чтобы:

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно,
  • чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным.

В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность .

Лексические нормы в аспекте точности

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Средствами речевой выразительности:

1. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. Синонимы подразделяются на следующие группы:

  • смысловые (семантические) – синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый );
  • стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать ).

2. Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг ). Антонимы могут быть двух видов:

  • однокоренные (лексико-грамматические): друг – недруг , приезд – отъезд , спокойный – беспокойный ;
  • разнокоренные (собственно лексические): любовь – ненависть, старый – молодой, трудиться – бездельничать .

3. Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
Различают следующие виды омонимов:

  • омографы – графические омонимы, совпадающие по написанию, но разные по звучанию (áтлáс, зáмóк, попáдáют );
  • омофоны – фонетические омонимы, совпадающие по звучанию, но различающиеся написанием (род – рот, частота – чистота, умалять – умолять );
  • омоформы – словоформы-омонимы, одинаково звучащие грамматические формы разных слов (печь, три, лечу ).

4. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов; сладкий – чай, улыбка, взгляд ).

5. – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде: не ударить в грязь лицом, водить за нос, не в своей тарелке, как рыба в воде и т.д.

Фразеологизмы являются несвободными, связанными словосочетаниями: они имеют лексическое значение одного слова (с минуты на минуту – скоро, водить за нос – обманывать, как рыба в воде – свободно). Такие словосочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой, практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста: Он закрыл глаза и уснул. Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

К фразеологическим средствам относятся и языковые афоризмы – пословицы, поговорки, крылатые слова.

Типичные лексические ошибки в аспекте выразительности

  1. Неточное употребление синонимов. Использовать синонимы следует внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Например: Ему удалось повлечь повести> за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются впадают> в спячку.
  2. Неоправданное сочетание слов с антонимичным значением. Столкновение антонимов в речи часто делает фразу нелогичной: Вы спра­шиваете, как поживает мой еж. Он живет плохо, он умер ;
  3. Лексическая двусмысленность , вызванная употреблением многозначных слов или омонимов. Вы прослушали объявление (прослушать – «услышать» или «пропустить»). Нарисуйте луг (лук ). Мальчика послали за гранатами (гранат и граната ).
  4. Ошибки в употреблении фразеологизмов
    • Нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (рода, числа, падежа и т.д.), входящих во фразеологизм. Например: Он покривил в душе душой> .
    • Замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом. Например: Ему досталась львиная часть заработанного.

Лексические нормы с точки зрения развития языка

При употреблении слов следует учитывать, входит оно в активный словарь современного языка, является новым или устаревшим.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного запаса языка – в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

  • историзмы – слова, устаревшие по неязыковой причине. У Пушкина: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке ;.
  • архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине; они вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, шуйца – левая рука, сей – этот ). Иногда «родное» для языка слово становится архаизмом из-за появления иностранного (зодчий – архитектор ). У некоторых слов изменилось значение: позор – зрелище , прелесть – обман . Бывает, что слово, перешедшее в разряд устаревших, вновь возвращается в язык.

Неологизмы – новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка, вследствие чего они пока не воспринимаются как норма. Если слово востребовано языком, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Так, например, слово комбайн – неологизм 20-х годов прошлого века; космонавт, луноход – 60-х годов; консенсус, омоновец, руоповец, федерал, кредитка, танцпол – 90-х годов, ребрэндинг, сейл, микровэн, комьюнити (сообщество), интервью (собеседование), лофт (чердак – современные неологизмы.

Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Лексические нормы предписывают не злоупотреблять архаизмами, неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог.

Лексические нормы с точки зрения сферы употребления слов

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы:

  1. лексика неограниченной сферы употребления, или общеупотребительная лексика; она составляет основу словарного состава языка, понятна каждому носителю языка и может быть использована в любых условиях;
  2. лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или какой-либо социальной группы.

К лексике ограниченной сферы употребления относятся диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы, жаргонизмы.

  • Диалектизмы – слова, которые принадлежат русским говорам и не входят в литературный язык. Оправдано употребление диалектизмов в художественной и публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Неуместное же использование диалектизмов приводит к речевым ошибкам: Летом в деревне я встаю вместе с кочетами (петухами).
  • Разговорные слова – слова, которые употребляются в устной речи в повседневном общении и входят в систему литературного языка: У меня уйма времени (много).
  • Просторечие – слова устной речи, которые не входят в систему литературного языка: смыться, сдрейфить, балбес, растяпа и др.
  • Профессионализмы – принятые в профессиональных группах просторечные синонимы терминов: руль – баранка (в речи шоферов), опечатка – ляп (в речи газетчиков).
  • Немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. По ограниченности употребления и характеру звучания (шутливый, сниженный) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью профессиональных жаргонов.
  • Жаргонизмы – слова, употребляемые в тех или иных жаргонах. Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. Это своеобразный социальный диалект, свойственный профессиональным или возрастным группам людей (жаргон спортсменов, студентов).