Жак ив кусто сообщение. Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения. Фильмы и книги

Погружение прошло прекрасно – это было весьма интересно, информативно, в зависимости от глубины то красочно, то тускло, а вот тихо ли (задумалась), пожалуй, да, но это было не полное безмолвие, меня сопровождал и направлял голос авторов, поэтому мне было не страшно и почти не холодно:)
Да, не обошлось без недопонимания некоторых моментов и описаний. Например, у меня не получалось отслеживать (просчитывать) глубину, на которую мы погружались (а это, согласитесь жизненно важная информация при погружении!) из-за того, что в книге употреблялись разрозненные меры глубин и расстояний – то футы, то сажени, то ярды, метры с км тоже были, но они отнюдь не проясняли ситуацию. Думаю, что это упущение переводчиков, издателей – почему бы при переводе и издании книги было не выбрать единую единицу СИ, чтобы не путать читателя и так получающего достаточно много различной информации.
История о пойманном детёныше белого тюленя вызвала недоумение и возмущение:

Сразу же, как только мы увидели это поселение, я решил привезти одного детеныша во Францию и приучить его нырять вместе с нами в роли «охотничьей собаки». Нам удалось выловить сетью «дитя» весом в восемьдесят фунтов. Не одна пара укоризненных глаз следила за тем, как мы вытягивали пленника из воды. Коссе выглядел не менее опечаленным, чем его морские друзья. «Не беспокойтесь, – уговаривал я его. – Мы будем заботиться о нем. Он подружится с нами».

Как такое вообще могло прийти в голову, мне лично, не понять. Мотив кажется крайне нелепым, даже бессмысленно-жестоким. Такое решение мог принять ребёнок, который захотел живую игрушку и не представляет себе, что значит забота и ответственность за живое существо… Взяли, поиграли, поняли, что это сложно, пристроили в зоопарк….
Поразила некоторая беспечность при погружениях, а также противоречивая информация о подводных жителях, которые считаются опасными для человека. К примеру, в книге написано, что осьминог не опасен для человека, а вот авторы послесловия В. Зенкевич, В. Бабкин сообщают нам, что осьминогов стоит опасаться:
Но самым интересным морем для подводных путешествий является, несомненно, Японское. Вода здесь много теплее, а формы жизни еще более богаты и разнообразны. Здесь уже приходится быть осторожным, потому что у берегов попадаются довольно крупные осьминоги.
Тоже касается барракуд:
Кусто:

Совершенно безопасна для ныряльщиков и барракуда. Если не считать фантастических небылиц о подводном мире, я не встречал ни одного указания на то, чтобы барракуда атаковала ныряльщика. Мы нередко встречались с крупными барракудами в Красном море, Средиземноморье и в тропической части Атлантики, и ни одна из них не проявила и намека на агрессивность.

В. Зенкевич, В. Бабкин:

Барракуда, или морская щука, – крупная хищная рыба (до трех метров длины) с большими зубами. Нападает на людей. В морях СССР не водится.

А вот описание танцев с осьминогами, построенных ими жилищ были очень интересными! Наравне с этим было очень интересно узнать о глубинном опьянении, необходимости декомпрессии, о том как изменяется возможность видеть/воспринимать цвета с изменением глубины погружения.
Очень переживательный момент был во время исследования источника Воклюз – ох уж эти бесстрашные мужчины! Да и описания погружений для определения максимально возможной глубины, которая может быть доступна для исследований при помощи акваланга, тоже вызвали немало волнительных моментов.
Ещё раз хочется отдельно упомянуть про послесловие и примечания. Их содержание направлено на то, чтобы подчеркнуть, что исследователи подводных глубин есть и в СССР, что их успехи не менее значимы, просто в СССР не считают нужным трубить о своих успехах на весь мир)
Также заинтересовало упоминание в послесловии фильма «На Тихом океане», но я не смогла разыскать хотя бы его описания.
Может быть, кто что-то знает о нём?
А вот фильм «В мире безмолвия», после прочтения его описания в послесловии, мне очень захотелось посмотреть, надеюсь, что уже сегодня получиться это сделать:)
Несмотря на перечисленные выше моменты, которые мне не понравились (остались не понятны), книга в целом, на мой взгляд, заслуживает внимания читателей.

Увлекшись авиацией, поступил в Академию морской авиации, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936 году, ему пришлось оставить учебу. Кусто вернулся на флотскую службу на военный корабль. Затем всерьез заинтересовался нырянием. Чтобы вода не разъедала глаза, изобрел водозащитные очки. Последовали эксперименты с подводной экипировкой.

Во время Второй мировой войны Кусто начал работу на французскую военно-морскую разведку, которая, когда это было возможно, поддерживала продолжение водолазных экспериментов, помогал французскому движению Сопротивления.

В 1943 году Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 метров. Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему.

После войны он помогал в очистке от подводных мин морских акваторий. Позже военно-морское министерство передало в распоряжение Кусто плавучую базу "Альбатрос", которая была переименована в "Эли Монье", для отработки техники подводного плавания. Команда корабля, в состав которой входили опытные водолазы и академические ученые, занималась не только совершенствованием оборудования для подводных плаваний, но и подводными исследованиями у берегов Корсики, Сардинии, Туниса, Марокко и в Атлантике.

В 1950 году Кусто приобрел списанный минный тральщик и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии.

В 1957 году он возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В процессе подводных исследований Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые "ныряющие блюдца", приспособил кинокамеру для подводных съемок.

Еще в военные годы он начал заниматься подводными съемками и созданием научно-познавательных документальных фильмов на базе собственных материалов. Многие экспедиции исследовательского судна "Калипсо" также снимались им на пленку и показывались в кино и по телевидению.

С 1966 года вел программу на телевидении.

Жак Ив Кусто был автором 50 книг, в том числе "В мире безмолвия" (написанной вместе с Фредериком Дюма и Джеймсом Дагеном), "Мир без солнца", "Чтобы не было в мире тайн", "Каллипсо" и кораллы", "Мировой океан". Киноверсия книги "В мире безмолвия" в 1956 году была удостоена премии "Оскар" и французской "Золотой Пальмовой Ветви", в 1965 году документальный фильм под названием "Мир без солнца" также получил премию "Оскар".

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1974 году основал некоммерческое общество по охране морской среды, которое называлось "Общество Кусто" (Cousteau Society).

За свою деятельность Кусто был удостоен многочисленных наград, включая орден Почетного легиона. В 1977 году Организация Объединенных Наций присудила ему Международную экологическую премию. В 1989 году он был избран в члены Французской академии наук.

Кусто был дважды женат . Первой супругой была Симона Мельхиор, умерла в 1990 году. У них родились два сына Жан-Мишель и Филипп, погибший в 1979 году в авиакатастрофе. В 1991 году Кусто женился на Франсине Триплет, которая родила ему дочь и сына.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в Париже (Франция). Похоронен на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Жак-Ив Кусто – это выдающийся океанограф и просто великий человек. За свою долгую и насыщенную жизнь этот выдающийся исследователь успел сделать очень и очень многое. Своим потомкам он запомнится как талантливый писатель, режиссер, а также выдающийся ученый, который раскрыл множество тайн подводного мира, сделав, таким образом, неоценимый вклад в мировую науку.

Без него наши представления о мире подводных глубин были бы не полными. Ведь научный вклад этого выдающегося француза всегда останется поистине бесценными.

Ранние годы, детство и семья Жака-Ив Кусто

Будущий известный океанограф появился на свет во французском городке Сент-Андре-де-Кюбзак в регионе Бордо, который всегда славился теплым солнцем и богатыми урожаями винограда. Его мама большую часть жизни была домохозяйкой, а отец – Даниэль – работал адвокатом.

По отцовской линии наш сегодняшний герой имеет белорусские корни. Отец будущего океанографа переехал во Францию из Белоруссии. Родной дядя океанографа всю свою жизнь прожил в БССР.

Весьма примечательно, что настоящая фамилия океанографа, а также его менее известного отца – «Куст». Лишь после женитьбы на матери Жака-Ива его отец решился переделать белорусскую фамилию и записать ее на французский манер.

Возвращаясь к другим аспектам жизни семьи Кусто, отметим, что родители океанографа постоянно путешествовали. Они часто ездили в другие города, отправлялись в горы или к берегу моря. Возможно, именно этот уклад жизни и предопределил характер нашего сегодняшнего героя.

Он тянулся к новым открытиям и ярким свершениям. Рано научившись плавать, Жак-Ив Кусто сутками не вылазил из воды. Впоследствии она стала важной частью его жизни.

После Первой Мировой войны Кусто-старший нашел работу в американской компании, а потому вся семья была вынуждена отправиться за ним следом. В США Жак-Ив хорошо выучил английский, а также начал впервые увлекаться механикой.

Именно здесь во время одной из поездок к морю наш сегодняшний герой совершил свои первые погружения. Подводный мир океана настолько очаровал молодого парня, что впоследствии он просто не представлял своей жизни без морских глубин.

Из-за чего Жак Иф Кусто принял Ислам

После возращения во Францию Жак-Ив Кусто начал заниматься созданием технических образцов и уже очень скоро сумел сконструировать машину, работающую от батарейного питания. Данный инженерный успех принес ему некоторую сумму денег, на которые он купил свою первую кинокамеру.

В этот период он интересовался сразу многими вещами, словно бы еще не в силах отыскать самого себя среди многих увлечений. Он снимал небольшие зарисовки, занимался созданием эскизов различной техники, а также по вечерам занимался плаванием. Абсолютно безразлично наш сегодняшний герой относился только лишь к учебным занятиям.

Из-за низкой успеваемости его однажды даже хотели отчислить из школы. Однако в дело вмешался его отец, самостоятельно забравший парня из учебного класса. На семейном совете было решено, что Жак-Ив Кусто отправится в армию. Данное решение устроило всех, а потому уже очень скоро молодой парень подал документы в военно-морскую академию Франции.

В начале тридцатых годов в составе боевого крейсера «Жанна Д’Арк» наш сегодняшний герой совершил кругосветное путешествие по всем морям нашей планеты. Данное событие сыграло важную роль в его судьбе. Жак-Ив Кусто познакомился с различными аспектами пребывания в море, а также постиг азы кораблестроения и морской навигации. Впоследствии известный океанограф плавал на многих других суднах.

Путь Жак-Ив Кусто в науке: к морским глубинам

В 1938-м году Жак-Ив Кусто начал часто погружаться в морские глубины, используя лишь маску и ласты. В этот период он стал впервые всерьез заниматься изучением подводного мира и его обитателей.

Одиссея Жака Кусто

Понимая, что существующие технологии несовершенны, уже в начале сороковых годов Жак-Ив Кусто вместе со своим приятелем Эмилем Ганьяном начал заниматься созданием специального аппарата для погружения на дно океана. С самого начала было решено, что система будет действовать на основе сжатого воздуха, который будет располагаться в специальных баллонах.

В итоге в 1943-м году был создан первый прототип акваланга, который впоследствии неоднократно совершенствовался и дорабатывался. Получив, наконец, все необходимое оборудование для исследования подводных глубин, Жак-Ив Кусто начал заниматься научной деятельностью.

Он занимался написанием книг, съемкой документальных фильмов, а также исследованием загадочного мира глубин океана. Начиная с 1950-го года, наш сегодняшний герой путешествовал исключительно на легендарном судне «Калипсо», которое впоследствии стало настоящим символом науки океанографии.


В 1957-м году Жак-Ив возглавил Океанографический музей Монако, в рамках которого начал заниматься исследованием морских обитателей. Одним из самых известных научных открытий океанографа, стало обнаружение внутреннего сонара у китообразных. В 1973-м году наш сегодняшний герой создал некоммерческий фонд по защите подводных обитателей.

Последние годы жизни Жака-Ив Кусто

За свою долгую жизнь ученый создал множество потрясающих технических приспособлений для исследования морских глубин. Так, он считается автором водонепроницаемых объективов для видеокамер, специальных подводных лодок для научного исследования подводных глубин.

Исследования Жака-Ива Кусто легли в основу серии документальных фильмов, которые впоследствии транслировались на многих телеканалах мира.

За свои выдающиеся научные изыскания наш сегодняшний герой был посвящен в командоры ордена Почетного легиона, а также награжден многими другими наградами. После кончины великого исследователя в 1997-м году он был торжественно похоронен на одном из кладбищ родного городка Сент-Андре-де-Кюбзак.

Личная жизнь Жак-Ив Кусто

В своей жизни Жак-Ив Кусто был женат дважды. В браке с первой супругой Симоной Мельхиор на свет появилось двое сыновей ученого. Оба сына от первого брака нашего сегодняшнего героя также впоследствии связали свои жизни с наукой.

После кончины первой супруги Жак-Ив женился повторно. Его второй женой стала Франсина Триплет, которая еще до свадьбы родила ученому дочь и сына.

Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке, близ Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто.

В 1930 году он поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.

В 1933 году Кусто окончил Французскую Морскую Академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере, видел себя капитаном военного крейсера. Кусто был назначен на учебный корабль «Жанна Д’Арк», на котором ему удалось поплавать по всему свету.

Однако в 1936 году он попал в автомобильную аварию, которая навсегда закрыла путь военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации Кусто изобрел очки для подводного плавания.

В 1937 он женился на Симоне Мелихор, от которой родилось два сына, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940).

В 1937 году Кусто познакомился с Филиппом Тайе - морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто «крестным отцом» в свободном погружении. С момента их знакомства Кусто навсегда посвящает себя познанию тайн подводного мира. Жак-Ив Кусто, Филипп Тайе и вскоре присоединившийся к ним Фредерик Дюма с тех пор почти неразлучны - их даже прозвали «три мушкетера». Они совершают погружения, ищут способ продлить пребывание под водой при помощи всех известных им средств.

В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Гагнаном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой - первый акваланг.

Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

В годы войны Кусто начал заниматься подводными съёмками и созданием научно-исследовательских документальных фильмов на базе собственных материалов. После разгрома Германии Кусто основал и возглавил Группу по подводным исследованиям (Undersea Research Group).

Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал «подводное блюдце» - маленькую маневренную подводную лодку, а также различные виды видеокамер для подводной съёмки.

Еще в 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо». Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.

В 1956 году Жак-Ив Кусто уволился из Военно-Морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.

В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.

В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто. Только она одна могла влиять на взрывной характер капитана Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.

В 1991, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980) и сын Пьер (1982), рожденные до женитьбы.

Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Он был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

После смерти капитана Кусто продолжателями его дела остались Общество Кусто и созданное Жаном-Мишелем Кусто общество «Ocean Future».

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.