Протоиерей (Агафонов) Николай Викторович. Жены-мироносицы Праведные сестры Марфа и Мария

Свя-тая Ма-рия Клео-по-ва, ми-ро-но-си-ца, по пре-да-нию Церк-ви бы-ла до-че-рью пра-вед-но-го Иоси-фа, Об-руч-ни-ка Пре-свя-той Де-вы Ма-рии (па-мять 26 де-каб-ря), от пер-во-го бра-ка и бы-ла еще со-всем юной, ко-гда Пре-свя-тая Де-ва Ма-рия бы-ла об-ру-че-на пра-вед-но-му Иоси-фу и вве-де-на в его дом. Свя-тая Де-ва Ма-рия жи-ла вме-сте с до-че-рью пра-вед-но-го Иоси-фа, и они по-дру-жи-лись как сест-ры. Пра-вед-ный Иосиф по воз-вра-ще-нии со Спа-си-те-лем и Бо-жи-ей Ма-те-рью из Егип-та в На-за-рет вы-дал за-муж дочь за сво-е-го мень-ше-го бра-та Клеопу, по-это-му она име-ну-ет-ся Ма-ри-ею Клео-по-вою, т. е. же-ной Клео-пы. Бла-го-сло-вен-ным пло-дом то-го бра-ка был свя-щен-но-му-че-ник Си-ме-он, апо-стол от 70-ти, срод-ник Гос-по-день, вто-рой епи-скоп Иеру-са-лим-ской Церк-ви (па-мять 27 ап-ре-ля). Па-мять свя-той Ма-рии Клео-по-вой празд-ну-ет-ся так-же в Неде-лю 3-ю по Па-схе, свя-тых жен-ми-ро-но-сиц.

Мироносицы (носящие миро)- это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем. «И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».

Святая Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева мироносица

Праведная Ма­рия Клео­по­ва, Иа­ко­вле­ва, Иоси­е­ва мироносица , по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая праведная Саломия мироносица также была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова.

Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении.

Согласно западной традиции во время гонений иудеи посадили св. жен-мироносиц Марию Иаковлеву и Саломию вместе Марией Магдалиной, Марфой, св. Лазарем, св. Максимином в лодку без парусов и весел и бросили в открытом море. После долгих странствий лодка причалила к берегу в устье Роны. В Камарге, в маленьком городке Сент-Мари- де-ля- Мер находится необычная церковь, больше похожая на крепость. Это собор Нотр-Даме -де-Ля- Мер. Первое упоминание об этой церкви относится к 4 веку как церковь Sancta Maria de Ratis (т.е Святая Мария на плоту)

В 542 году архиепископ Арльский Цезарий завещал церковь монастырю. Это была небольшая церковь 10 на 15 метров, с одной стороны закрытая железной решеткой и с трех сторон тесаным камнем. Множество паломников стекалось в эти места почитая память о трех Мариях приплывших сюда на лодке. Это предание жители бережно хранили на протяжении веков. В 9 веке местность вокруг храма часто подвергалась набегам викингов и арабов.

Храм насколько раз разрушали, и в XI-XII веках вокруг старого здания церкви был выстроен новый храм, больше напоминающий крепость, с толстыми стенами и узкими окнами – бойницами. За стенами храма жители часто спасались от завоевателей и пиратов. Здесь они просили о защите святых небесных покровителей Святую Богородицу и Жен — мироносиц. Этот собор сохранилась до наших дней.

В XV веке король Прованса Рене Добрый узнав о многочисленных чудесах и почитании Святых в этих местах прост разрешения у папы Римского Николая V на проведение раскопок в храме.

Были разобраны обветшавшие стены старой церкви, и открыт старый колодец. недалеко от колодца был найден алтарь, как предполагают современные ученые относящийся в I веку н.э. Это первый христианский алтарь в Галлии. Недалеко от алтаря были обретены мощи мироносиц Марии Яковлевой и Саломии. Мощи жен мироносиц хранятся в ковчеге в часовне святого Михаила. Ежегодно в мае, июле и октябре в городок стекается множество паломников из разных стран. Паломники имеют возможность приложиться к мощам жен-мироносиц.

Память равноапостольной Марии Магдалины празднуется два раза в году. Во-первых, как и всех жен-мироносиц, на 3-й неделе по Пасхе и еще отдельно 22 июля/4 августа. Это единственная из жен-мироносиц, житие которой имеется в четьях-минеях. И хотя по сравнению с другими женами церковное предание повествует о ее дальнейшей судьбе после евангельских событий, сведения эти довольно скудны. Родом Мария была из небольшого города Магдалы, расположенного на западном берегу Геннисаретского озера, между Капернаумом и Тивериадой. Родители ее, Сир и Евхаристия , были людьми состоятельными, раз впоследствии их дочь могла служить Христу «своим имением». Мария страдала неизвестным тяжким недугом от которого ее исцелил Христос, и после этого она уже постоянно следовала за Ним до самой Голгофы и стала первой, кому явился воскресший Христос. После Пятидесятницы Мария Магдалина отправилась проповедовать Христа на Запад. Она явилась во дворец к императору Тиберию и преподнесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскрес». После этого установился обычай подносить на Пасху крашеные яйца. Покинув Рим, она, по некоторым преданиям, прибыла в Галлию и проповедовала там Христа. Затем она отправилась в Эфес, где пребывала до своей смерти, разделяя с апостолом Иоанном Богословом его миссионерские труды. С ее слов ап. Иоанн написал 20-ю главу своего Евангелия. По своей блаженной кончине равноапостольная Мария была погребена в Эфесе.

Православное восточное предание о Марии Магдалине отличается от западно-католического, изобилующего всякими неправдоподобными, фантастическими историями. Католическое предание ассоциирует Марию Магдалину с Марией, сестрой Лазаря, умывавшей ноги Христа драгоценным миром в Вифании, а также с евангельской блудницей, умывающей ноги Христа слезами. Отсюда у них родился образ кающейся Марии Магдалины - блудницы, что в будущем породило на Западе немало кощунственной литературы. Фильм «Последнее искушение Христа» и книга «Код да Винчи» есть прямое следствие западного искаженного образа Марии Магдалины. Православие отвергает такое произвольное и необоснованное толкование. В восточном предании нет и намека на подобное прошлое святой Марии Магдалины.

Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода

Если о Марии Магдалине церковное предание сохранило сведения о ее жизни после Евангельских событий, то об Иоанне предание, наоборот, приоткрывает страницы ее жизни до прихода ко Христу. О ее участи после евангельских событий нам ничего неизвестно. Память этой святой, так же как и Магдалины, Церковь празднует и на Неделю жен-мироносиц, и 27 июня / 10 июля. Но не пытайтесь найти ее житие в четьях-минеях за это число. Его там нет. Об Иоанне можно узнать в четьях-минеях под 29 августа, когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Крестителя. Там и рассказывается, что Иоанна, будучи женой домоправителя Ирода Антипы, узнав, что Иродиада закопала голову Иоанна Крестителя в нечистом месте, тайно откопала святыню и перезахоронила в другом месте, на Елеонской горе. Когда Иродиада, терзаемая страхами, решилась сжечь (то есть совсем уничтожить) главу Крестителя, она не нашла ее. Таким образом Иоанна спасла великую святыню христианства и не дала надругаться над мощами великого пророка.

Саломия

Дочь праведного Иосифа, обручника Девы Марии. Была замужем за Зеведеем, занимавшимся рыбным промыслом на Геннисаретском озере. Двое ее сыновей от этого брака, Иаков и Иоанн, были одними из первых призваны Христом на апостольское служение. Вслед за своими сыновьями и Саломия отправилась служить Спасителю.

Мария Клеопова

Мария Клеопова - младшая дочь праведного Иосифа Обручника, а значит, является родной сестрой Саломии. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева поселилась в их доме, и они жили вместе, как родные сестры. Когда Иосиф с Девой Марией и младенцем Иисусом вернулся из Египта в Назарет, он выдал свою дочь Марию замуж за своего младшего брата Клеопу. Об этом факте свидетельствуют такие авторитетные церковные историографы, как Евсевий Кесарийский, Георгий Кедрин и Никифор Каллист. В те времена практика брачных союзов с близкими родственниками была не таким уж редким и вполне нормальным явлением. От этого брака родился сын Симеон, будущий апостол от 70-ти и второй епископ Иерусалимской Церкви. Муж Марии, Клеопа, уверовал во Христа еще при Его жизни и был призван на апостольское служение в числе 70-ти учеников. Именно этот Клеопа повстречал воскресшего Христа на пути в Эммаус, куда шел вместе с апостолом Лукой. С душевной тоской он беседует со Христом о последних печальных событиях, произошедших в Иерусалиме, и не узнает своего Божественного Учителя. Он уже не верит в мессианство Иисуса Христа, именуя Его хоть и «сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», но только лишь пророком, не тем, «Который должен избавить Израиля». Вот ведь парадоксальный случай: жена свидетельствует мужу о явлении ей и другим женам Ангелов, благовествующих о воскресении Христа, а он этому не верит! И только после преломления хлеба, когда «открылись у них глаза» и Господь стал невидим, Клеопа и его спутник с волнением вспоминают, как горело их сердце во время беседы со Христом (см.: Лк 24,13-35). А у его жены сердце горело всегда, не переставая. И Господь явил Марии Клеоповой Свою славу раньше, чем ее мужу.

Сусанна

О жизни Сусанны нет ни одного церковного сказания. Евангелие от Луки только один раз упоминает имя этой жены-мироносицы (см.: Лк 8,3). Но, зная только одно ее имя, мы можем возносить ей молитвы и называть в честь нее своих дочерей, а это уже немало.

Святая блаженная Сусанна, моли Бога о нас!

Мария, мать Иакова меньшего и Иосии

Хотя об этой жене-мироносице упоминают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука, но никаких сведений о ее жизни мы не имеем.

Некоторые толкователи видели в Марии Клеоповой и Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, одно лицо. Но это противоречит церковному преданию, которое ясно указывает на Марию Клеопову, как на младшую дочь Иосифа Обручника и жену Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, причисленного к 70-ти апостолам. У Марии и Клеопы был один сын Симеон, тоже ставший апостолом, а впоследствии епископом Иерусалимским. Вторая же Мария называется у евангелистов матерью Иакова и Иосии.

Какие же основания выдвигают те, кто в Марии Клеоповой и Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, видят одно лицо? Это предположение основывается на анализе евангельского текста. Согласно апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин 19, 25). Евангелист Матфей говорит о трех женщинах: Марии Магдалине, Марии, матери Иакова и Иосиии, и матери сыновей Зеведеевых (см.: Мф 27, 56). Марк перечисляет тех же женщин, только мать сыновей Зеведеевых он назвал по имени, Саломией (см.: Мр 15, 40). Получается, что у всех трех евангелистов упоминается Мария Магдалина. Но у Иоанна нет упоминания о его собственной матери, тогда как у Матфея и Марка Саломия присутствует. В то же время у Иоанна говорится о Марии Клеоповой, а у Марка - о Марии, матери Иакова и Иосии. Эти затруднения пытаются согласовать следующим образом. Некоторые исследователи считают, что Иоанн Богослов говорит о присутствии Саломии, не упоминая ее по имени, а лишь называя сестрой Матери Иисуса. И это представляется им вероятным, потому что неестественно было бы предположить, что евангелист стал бы точно называть по имени сестру Пресвятой Богородицы, когда не назвал по имени Саму Матерь Христа. По этой версии куда более естественно предположить, что Иоанн Богослов упоминает о четырех женщинах, попарно стоявших в двух группах, из которых первых двух по имени не называет (этим и объясняется двукратное употребление частицы и ).

Мария Клеопова

Мария Клеопова была дочерью Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за младшего брата Иосифа – Клеопу. Когда она была еще девицей, Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви святой евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (см.: Ин. 19, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика Своего Пресвятой Богородице.

Святая Церковь вспоминает имя святой Марии Клеоповой в третью Неделю по Пасхе.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

МАРИЯ МАРИЯ, М а р и а м (греч. Mccptcc или Mapidu. как передача арам. тагуат из евр. miryam - то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Матерь Божья, Мадонна (итал. madonna, сокращенное от mia donna «моя госножа»; срв. франц. Notre Dame, англ. Our Lady),

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Мария Во времена царя Ирода в Иерусалиме жил праведный муж по имени Иаков. Его жену звали Анна. Счастливые во всём, они имели только один повод для печали: Бог не дал им детей. Однажды, гуляя по саду, Анна увидела воробья, хлопотавшего над своим гнездом. «Господи! -

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

Мария и Ева 1 Сравним Марию и Еву. Обе непорочны, обе исполнены простоты, но одна соделалась виной нашей смерти, а Другая - виной нашей жизни. Ева отделила простоту от благоразумия и соделалась неразумной. Благорассудительная Мария благоразумие Свое соделала солью для

Из книги Мысли о добре и зле автора Сербский Николай Велимирович

Ева и Мария Ева и Мария в действительности означают нашу мудрость плотскую и мудрость духовную.Ева пожелала больше того, что муж и Бог могли дать ей без вреда для нее. Она устремилась в пропасть за диаволом и увлекла за собой целый рай. Пропасть эта - история. В этой

Из книги Святые подвижницы Восточной Церкви автора (Гумилевский) Филарет

Св. Мария Егисская «Два старца шли из Егов в Таре, город киликийский, пишет Иоанн Мосх. - Придя по усмотрению Божию в гостиницу, расположились отдохнуть в ней. Было знойно. Здесь нашли они трех молодых людей, отправлявшихся из Егов вместе с блудницей. Старцы сели поодаль.

Из книги В поисках вечного града автора Чистяков Георгий

МАРИЯ ЮДИНА В 1948 году вышло в свет «знаменитое» постановление ЦК о формализме в музыке. В старом здании Союза композиторов на улице Готвальда тут же состоялось собрание, на котором за «шум вместо музыки» (выражение Жданова) и вообще за несовместимость творчества с

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

2. Мария (20:10–18) Затем внимание снова возвращается к Марии, одиноко стоящей возле гробницы после того, как остальные покинули ее. Она плачет (11). Утрата тела - это самое большое оскорбление, это была последняя капля; даже ее желание оплакать Иисуса не осуществилось. Не

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. Мария (20:10–18) Глядя с небес, можно сказать, что нет ничего нелепее, чем слезы возле пустого гроба Христа.1. Почему Мария сразу не узнает Иисуса?2. Почему Иисус просит Марию не трогать Его?К сожалению, на протяжении столетий христианская община гораздо охотнее предпочитала

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Мк. 15:47; Лк. 23:55, 56). Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56 стихе. В то время, как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Мк. 16:2-5; Лк. 24:1-5; Ин. 20:1, 2. Как в настоящем стихе, так и во всех остальных, трудно объединить рассказ Матфея с рассказами других евангелистов, и таким образом

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее

Из книги автора

Мария Иосиф, обнаружив, что его суженая беременна, предположил, что она вела себя ненадлежащим образом, и подумал, что он не может согласиться на брак. Против этого колебания его предостерегает ангел: Мф., 1: 20. …Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов!

Из книги автора

Мария Теперь история переходит к будущей матери Иисуса: Лк., 1: 26–28. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,

Из книги автора

Иисус и Мария За шесть дней до праздника Пасхи Иисус опять пришёл в город, где жил Лазарь. Его пригласил к себе в дом один человек, которого Иисус когда-то исцелил от проказы.Лазарь тоже пришёл в этот дом, и они сидели за столом, а Марфа подавала им еду. Мария же принесла

Из книги автора

Мария Сеньчукова Смерть как доказательство от противного «Все люди смертны. Ничего страшного в трупах нет. Бояться надо живых», – успокаивала себя я, пока милиция и МЧС ломали дверь в соседнюю квартиру. В том, что там лежит именно труп смертного человека, сомневаться не

Загадочная - потому что слишком противоречивые мнения о ней у восточной и западной церквей, святых отцов, историков разных веков, современных людей. Постараюсь здесь как-то упорядочить всё, что мне удалось узнать о моей небесной покровительнице. Надеюсь, святая Мария отнесётся к этой попытке благосклонно. Мне было интересно следовать за ней через времена и страны. Сначала - из Галилеи в Иерусалим, затем - из Иерусалима в Константинополь. Затем - самая грустная часть пути - из Константинополя в Стамбул. Теперь на горизонте замаячил маленький греческий монастырь, в который, быть может, я соберусь когда-нибудь съездить.

Итак, рассказ о святой Марии Клеоповой, мироносице, сестре Матери Божией.
Её память православная церковь совершает 23 мая (ст.ст.) / 5 июня (н.ст.), а также в неделю святых жён-мироносиц - на пятнадцатый день (третье воскресенье) после Пасхи. Жёны-мироносицы - первые христианки, первые вестницы Воскресения, апостолы для апостолов.
Евангелисты упоминают женщин, которых исцелил от злых духов и болезней Господь Иисус Христос, и которые следовали за Ним во время Его проповеди и служили Ему "имением своим". Вместе с Господом и Его учениками они пришли в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Когда Христа схватили и приговорили к смерти, а ученики разбежались в страхе, женщины не оставили Его, сопровождали до места казни, были свидетельницами Его распятия, смерти, погребения.
Ранним утром воскресного дня, взяв приготовленные благовония (миро), несколько женщин пошли ко гробу Господа, чтобы по восточному обычаю умастить тело умершего. Они нашли гроб пустым и встретили ангела, который посоветовал им не искать Живого среди мертвых. А потом сам Господь Иисус явился им и приветствовал их: "Радуйтесь!" И велел им идти к ученикам и рассказать о Воскресении, и о том, что скоро увидят Его. "Скрыл от мудрых и разумных" и открыл слабым женщинам, за их верность и любовь, за то, что оказались сильнее мужчин - за это им дано было первыми узнать, первыми обрадоваться, первыми возвестить удивительную новость: "Христос воскрес!"

По именам известны семь жён-мироносиц, хотя вполне вероятно, что их было больше. Самая знаменитая - святая равноапостольная Мария Магдалина. Сёстры Лазаря Четверодневного - Мария и Марфа, в доме которых Господь часто гостил. Саломия - мать братьев-апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Иоанна - жена Хузы, домоправителя Ирода, благодаря которой была сохранена великая святыня - глава Иоанна Предтечи. Сусанна (по-еврейски "лилия"), упомянутая только евангелистом Лукой. И Мария Клеопова.

Евангелист Иоанн свидетельствует: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин.19:25). Из-за этих-то слов и ведутся споры: что за сестра такая у Божией Матери, что означает "Клеопова" - дочь или жена Клеопы, и вообще о трёх или четырёх женщинах здесь идёт речь?

Чтобы как-то объяснить наличие сестры у Пресвятой Богородицы - единственного, вымоленного ребёнка престарелых родителей, - в западной и восточной церквях появились две разные, но одинаково странные теории. Насколько я поняла, на предании ни та, ни другая версии не основаны, а сконструированы "из головы". Католики считали, что святая Анна трижды была замужем и родила трёх дочерей от разных отцов: Пресвятую Деву Марию, Марию Саломию (упомянутую выше одну из жён-мироносиц) и Марию Клеопову. Есть даже картины средневековых европейских художников под названием "Святая родня", изображающие святую Анну, её дочерей, зятьёв и внуков. Впрочем позднее от этой версии, кажется, отказались из-за её явной сомнительности.
В восточной церкви попытались решить проблему по-другому, но похожим образом, предположив, что Мария Клеопова была сестрой Богородицы не по матери, а по отцу - святому Иоакиму. Якобы до женитьбы на святой Анне Иоаким взял в жёны вдову своего умершего бездетным брата Клеопы (так предписывал закон Моисея). Родившаяся в этом браке дочь Мария считалась дочерью Клеопы (по тому же закону) и звалась Клеоповой. Занятная теория, но видимо тоже придуманная и не основанная на сколько-нибудь близком к апостольским временам свидетельстве.

Между тем, чтобы разобраться, кем была Мария Клеопова, неплохо бы узнать побольше о самом Клеопе, к которому она явно имеет отношение. Человек с таким именем упоминается в Священном Писании, в рассказе евангелиста Луки о явлении воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус (Лк.24:13-35). Одним из этих учеников и был Клеопа. В древнейших дошедших до нас мартирологах, списках мучеников, есть святой Клеопа - убитый иудеями за свидетельство о Христе. Историк II века Егезипп, современник людей, непосредственно знавших самих апостолов, пишет, что Клеопа был младшим братом святого Иосифа - обручника Девы Марии.

Именно в этом смысле - как жёны двух родных братьев, живших, вполне возможно, одним домом - Пресвятая Богородица и Мария Клеопова считались сёстрами. Апостолу Иоанну, названому сыну Божией Матери, заботившемуся о Ней всё время Её земной жизни после Воскресения и Вознесения Христова, было по-видимому важно подчеркнуть сестринские отношения этих двух женщин. А уточнением "Клеопова" он достаточно определённо (увы - только для своего времени) пояснил, кого имеет в виду.

Рискну предположить, что из трёх женщин, упомянутых евангелистом Иоанном, Мария Клеопова подошла к самому кресту не только, чтобы попрощаться с Господом и Учителем, но и чтобы не оставлять и поддержать Божию Матерь, свою названую сестру.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука также говорят о Марии Клеоповой, но называют её Марией Иаковлевой, Марией матерью Иакова малого и Иосии, другой Марией. По смыслу рассказа понятно, что речь идёт о той же самой женщине: она стоит у креста рядом с Марией Магдалиной. Вместе же они присутствуют и при погребении Христа, а потом ранним воскресным утром направляются с ароматами к гробнице. Судя по этому имени, у Марии Клеоповой было по крайней мере двое сыновей: Иаков и Иосия.

Дальше - больше. По свидетельству историка Егезиппа после смерти Иакова Праведного - первого епископа Иерусалима, епископом становится Симеон сын Клеопы (то есть ещё один, третий сын Марии Клеоповой). Иакова Праведного и его брата Иуду (оба - авторы посланий, включенных в состав Нового Завета) называли "братьями Господними". Всего же братьев было четверо, их имена перечисляются в евангелии: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13:55, Мк.6:3). Православная церковь считает, что они - сыновья Иосифа-обручника от первого брака. Но в таком случае получается, что у двух родных братьев Иосифа и Клеопы - у каждого - были сыновья с одинаковыми именами: Иаков, Иосия, Симон (Симеон), - что маловероятно. Чем удваивать количество "одноименных" родственников в семье, логичнее предположить, что "братья Господни" это не сыновья Иосифа, а сыновья Клеопы и его жены Марии Клеоповой. Такой точки зрения придерживается католическая церковь. Также эту версию достаточно убедительно обосновывает профессор А.П. Лебедев в своей книге "Братья Господни". Наконец возможно, что евангелисты перечисляют впремежку и сыновей Иосифа, и сыновей Клеопы, которых жители Галилеи считали соответственно "родными" и "двоюродными" братьями Христа.

Насколько спорен вопрос с детьми Марии Клеоповой, настолько же спорным мне кажется утверждение, которое приводится почти в каждой статье о ней в русскоязычном интернете. А именно - что она дочь Иосифа-обручника, выданная замуж за своего дядю Клеопу. Неужели закон Моисея допускал брак при столь близком родстве? Святитель Димитрий Ростовский, приводя эти сведения в житии святого Иосифа, ссылается на византийского историка XI века Георгия Кедрина. Но между I и XI веками тысяча лет. Понятно, что письменные источники, бывшие в распоряжении византийского хрониста, до наших дней могли не сохраниться. Но хотелось бы хоть какое-то промежуточное звено, упоминание хотя бы V века о том, что Мария Клеопова - дочь Иосифа.

При этом на греческих сайтах - в синаксарях и просто статьях о Марии Клеоповой - её родство с Иосифом-обручником не только не утверждается, но даже в качестве версии не упоминается. Правда, на некоторых греческих ресурсах в рамках теории о том, что Мария Клеопова - дочь Иоакима, приводится цитата из Симеона Метафраста, византийского историка X века: αδελφή της Μητρός του Κυρίου, θυγάτηρ Ιωσήφ, "сестра Матери Господа, дочь Иосифа", но тут же уточняется, что это случайная ошибка и Метафраст вероятно хотел написать "дочь Иоакима".

Вот такая загадочная особа - Мария Клеопова. Но все эти версии о ней, противоречия и споры - легко можно отбросить. Апостол Иоанн не где-нибудь, а в рассказе о распятии, посчитал нужным не только упомянуть её, но назвать сестрою Богородицы. Значит сестрою она и была - не по крови, так по духу, по сердцу. А ещё она - жена и мать мучеников. Сама же, как написано в греческом синаксаре: κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, "упокоилась с миром".

Только у святых история, даже земная, на этом не кончается.